Программа дополнительного образования ( индивидуальное плавание для детей 5-7 лет.
рабочая программа по физкультуре

Малимоненко Лариса Геннадиевна

Дополнительная общеразвивающая программа «Осьминожка» (индивидуальное плавание для детей 5-7 летнаправленность: физкультурно-спортивная возраст детей: 5-7 лет

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_plavaniya_individualno.docx35.23 КБ

Предварительный просмотр:

Комитет по образованию городского округа «Город Калининград»

муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

города Калининграда

МАДОУ детский сад № 125

УТВЕРЖДАЮ

--------------------

------------------------

Дополнительная общеразвивающая программа

«Осьминожка»

(индивидуальное плавание для детей 5-7 лет)

направленность: физкультурно-спортивная

возраст детей: 5-7 лет

срок реализации программы: 2 года

Программу составила:

Малимоненко Лариса Геннадиевна,

инструктор по физической культуре

г. Калининград

1019 г.

Пояснительная записка

        Дополнительная общеразвивающая программа «Осьминожка» (индивидуальное плавание для детей 5-7 лет) имеет физкультурно-спортивную направленность. Главная концепция дошкольного образования -  забота о физическом здоровье ребенка и его психологическом благополучии. Для этого необходимо еще с самых юных лет формировать здоровый образ жизни, используя все средства физического воспитания, формировать жизненно необходимые двигательные умения и навыки.

Плавание является одним из универсальных средств, способствующих всестороннему физическому развитию ребенка. Помимо общеукрепляющего воздействия, закаливания, профилактики заболеваний и коррекции ряда функциональных отклонений, плавание – одно из важнейших жизненных навыков. Являясь одним из естественных видов двигательной деятельности, плавание в тоже время представляет собой уникальное средство физического воспитания.

Актуальность программы.

Купание, игры в воде, плавание благоприятны для всестороннего физического развития ребенка.

Плавание благотворно влияет не только на физическое развитие ребенка, но и на формирование его личности. Не всем детям общение с водой доставляет удовольствие и радость, некоторые боятся входить в воду, бояться глубины. Психологами установлено, что главная опасность на воде – не действия в ней, а чувство страха и боязнь глубины. Именно поэтому первые шага обучению плаванию направлены на то, чтобы помочь ребенку преодолеть это неприятное и небезобидное чувство. Занятия плаванием развивают такие черты личности, как целеустремленность, настойчивость, самообладание, решительность, смелость, дисциплинированность, умение действовать в коллективе, проявлять самостоятельность.

Новизна и отличительная особенность программы.

Индивидуальные тренировки с тренером по плаванию — это наиболее эффективный способ обучения ребенка плаванию. В процессе персонального обучения плаванию психологически комфортная атмосфера достигается легче, чем при занятиях в группах. Для некоторых детей обучение плаванию один на один с тренером по плаванию может быть особенно актуально, внимание тренера будет направлено только к вашему ребенку, это поможет раскрепостить вашего ребенка быстрее. Программа обучения плаванию, построенная с учетом индивидуальных особенностей ребенка, помогает достичь положительных результатов в кратчайший срок и более полно реализовать возможности юного пловца.

Программы адаптирована к условиям образовательного процесса МАДОУ д/с № 125.

Адресат программы.

Программа ориентирована на детей в возрасте от 5 до 7 лет в соответствии с этапами подготовки.

Зачисление с обязательным условием - обучающийся должен предоставить справку о состоянии здоровья, обеспечивающую доступ к занятиям плаванием.

         

Объем и срок освоения программы.

Срок освоения программы – 1 год.

На полное освоение программы требуется 44 часа.

При обучении по данной программе учитываются возрастные психологические и физиологические особенности, а также санитарные нормы и правила.

Форма обучения. Форма обучения – очная.

Особенности организации образовательного процесса. Программа рассчитана на обучение ребенка 5-7 лет на основе возрастного подхода в соответствии с этапами подготовки.

Зачисление или перевод обучающихся на следующий уровень производится на основании заявления родителей (законных представителей).

Допуск к занятиям производится только после обязательного проведения и закрепления инструктажа по технике безопасности по соответствующим инструкциям.

Перевод на следующий год обучения осуществляет педагог после успешного освоения программы текущего года обучения.

Вновь прибывший ребенок поступает на соответствующий год обучения в зависимости от имеющихся у него умений и навыков.

Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий. Общее количество часов в год – 44 часов. Продолжительность занятий исчисляется в академических часах. Недельная нагрузка: 1 час. Учебно-тренировочные занятия проходят 1 раз в неделю.

Продолжительность одного занятия 30-35 мин.

Педагогическая целесообразность -  благоприятные условия для развития физических качеств и возможность предупреждения опасных ситуаций на воде ставят плавание на одно из первых мест в занятиях физической культурой. Преимущества индивидуальных тренировок по плаванию:

  • тренер по плаванию не отвлекается на других учеников, поэтому тренер и ученик успевают на занятиях больше, чем на занятиях в группах
  • ученик проходит полный курс обучения с существенно меньшими временными затратами
  • программа каждого занятия составляется тренером по плаванию индивидуально для вашего ребенка, учитывая личные особенности.

Данная программа педагогически целесообразна так как предусматривает преемственность с предметом «Физическая культура» и призвана удовлетворить имеющиеся у ребенка потребности в дополнительных занятиях физической культурой и спортом.

Практическая значимость. В результате освоения программы дети должны знать:

  • основные правила безопасности поведения на воде;
  • правила личной гигиены;
  • основы здорового образа жизни.
  • преодоление ребенком страха перед водной средой
  • постановка правильного дыхания и техники плавания
  • обучение техники плавания любым из спортивных способов
  • совершенствование техники спортивных стилей плавания

Ведущие теоретические идеи.

 Весь материал, предусмотренный настоящей дополнительной общеобразовательной программой осуществляется в соответствии с последовательным и постепенным расширением теоретических знаний и практических умений и навыков и соответствует общей и специальной физической подготовке.

Важно соблюдать следующие принципы: не следует форсировать подготовку детей («натаскивать на результат») во избежание срыва здоровья, и потере интереса к занятиям плаванием.

Цель программы:

обеспечение всесторонней физической подготовки ребенка, содействие его оздоровлению и закаливанию через углубленное обучение плаванию. Повышение уровня технической плавательной и физической подготовленности детей дошкольного возраста.

Задачи программы: 

Образовательные:

  • обучить детей способам плавания: кроль на груди и на спине, дельфин, брасс,
  • формировать и совершенствовать двигательные умения и навыки,
  • развивать мышечную силу, гибкость, выносливость, скоростно-силовые и координационные способности;
  • расширять и осваивать словарь, связанный с выполнением движений, усвоением специальной плавательной терминологии.

Развивающие:

  • способствовать совершенствованию деятельности основных физиологических систем организма, улучшению физического развития детей;
  • тренировать все системы и функции развивающегося организма;
  • удовлетворять естественную потребность в двигательной активности;
  • развивать пространственные ориентировки, внимание, память, мышление.
  • развивать мышечную силу, гибкость, выносливость, скоростно-силовые и координационные способности;
  • обогащать двигательный опыт детей за счет усвоения разнообразных действий;

        

        Воспитательные:

  • воспитывать потребность в ежедневных физических упражнениях;
  • формировать у учащихся настойчивость в достижении цели;
  • содействовать профилактике плоскостопия и нарушении осанки;
  • развивать нравственно-волевые качества: выдержки, инициативности.
  • воспитывать привычку к закаливанию, здоровому образу жизни;

Принципы отбора содержания

В основе обучения плаванию лежат дидактические принципы педагогики:

  • принцип сознательности и активности – предполагает устойчивый интерес и активное участие в занятиях плаванием;
  • принцип наглядности – предполагает использование наглядных пособий, ориентиров, образных выражений, заданий предметного характера, которые создают условия более четкого ощущения, воспитания, представления движений в воде и их совершенствование;
  • принцип доступности – предполагает постепенное возрастание требований, соответствующих психологической, физической, координационной готовности к обучению;
  • принцип индивидуального подхода – обеспечивает учет индивидуальных способностей и возможностей ребенка в процессе обучения; принцип всестороннего развития личности обучающихся заключается в единстве физического воспитания с умственным, нравственным и эстетическим;
  • принцип постепенности в повышении требований – предполагает определенную методическую последовательность в освоении навыка плавания – от легкого к трудному, от простого к сложному; применение широкого круга упражнений, движений и использование игрового метода для разнообразия процесса обучения.

Основные формы и методы

В процессе занятий используются индивидуальная форма организации детей.

Рекомендуются следующие формы занятий: учебно-тренирующие, сюжетные, игровые, контрольно-учетные, в форме бесед, занятия с участием родителей.

Словесные: объяснения, в форме образных выражений и сравнений, рассказ, беседы, команды, распоряжения и указания.

  • Наглядные: показ изучаемого движения в целостном виде, с разделением на части; анализ его с помощью наглядных пособий, видеосюжетов, жестов.
  • Практические: предусматривают многократное повторение движений сначала по элементам, а затем полностью; обучение в облегченных или усложненных условиях, изучение движений в игровой и соревновательной деятельности, выполнение контрастных движений.

Навыки плавания формируются у детей, закрепляются и совершенствуются при использовании различных средств обучения плаванию.

  1. Общеразвивающие и специальные упражнения «суша»:

- комплекс подводящих упражнений;

- элементы «сухого плавания».

  1. Подготовительные упражнения на воде, упражнения, знакомящие детей с водой и ее свойствами:

- передвижение по дну и простейшие действия в воде;

- погружение в воду, в том числе с головой;

- упражнение на дыхание;

- открывание глаз в воде;

- всплывание и лежание на поверхности воды;

- скольжение по поверхности воды.

  1. Упражнения для разучивания техники плавании «с опорой и без опоры»:

- движение рук и ног;

- дыхание пловца;

- согласование движений рук, ног, дыхания;

- плавание в координации движений.

  1. Простейшие спады и прыжки в воду:

- спады;

- прыжки на месте и с продвижением;

- прыжки ногами вперед;

- прыжки головой вперед.

  1. Игры и игровые упражнения способствующие:

- развитию умения передвигаться в воде;

- овладению навыком погружения и открывания глаз;

- овладению выдохам в воду;

- развитию умения всплывать;

- овладению лежанием;

- овладению скольжением;

- развитию умения выполнять прыжки в воду;

- развитию физического качества.

Основной принцип обучения детей – учить плавать технически правильно, для того чтобы заложить прочную основу для дальнейших занятий, то есть учить детей техничным, экономичным и целесообразным движениям, а значит наиболее полезным для здоровья. Способы спортивного плавания лучше всего подходят для этого. Обучение начинают с кроля на груди и на спине.

Технику спортивных способов плавания осваивают в таком порядке: формируют представление о спортивном способе в целом; разучивают отдельные движения; соединяются разученные движения. Последовательность постановки задач, подбора упражнений и приемов обучения такова: разучивание движений ног; разучивание движений рук; разучивание способа плавания в целом; совершенствование плавания в полной координации.

Каждый элемент техники изучается в следующем порядке:

  • ознакомление с движением на суше;
  • изучение движений с неподвижной опорой;
  • изучение движений с подвижной опорой;
  • изучение движений в воде без опоры.

Планируемые результаты освоения программы:

Дети 5-7 лет должны уметь:

  • Погружать лицо и голову в воду, открывать глаза в воде;
  • Бегать парами;
  • Нырять в обруч, проплывать тоннель, подныривать под гимнастическую палку;
  • Доставать предметы со дна, выполнять игровое упражнение «Ловец»;
  • Выполнять вдох над водой и выдох в воду с неподвижной опорой;
  • Выполнять серии выдохов в воду, упражнение на задержку дыхания «Кто дольше»;
  • Выполнять прыжок ногами вперед, пытаться соскакивать в воду головой вперед;
  • Скользить на груди с работой ног, с работой рук;
  • Пытаться скользить на спине, лежать с плавательной доской;
  • Продвигаться с плавательной доской с работой ног на груди;
  • Пытаться плыть кролем на груди с помощью работы рук и ног в согласовании с дыханием;
  • Выполнять упражнения «Звездочка» на груди, на спине;
  • Выполнять упражнение «Поплавок»;
  • Гигиенические навыки: самостоятельно раздеваться, одеваться и вытираться; принимать душ, знать личные вещи;
  • Правила поведения: знать основные правила поведения, соблюдать их; реагировать на замечания преподавателя, выполнять его требования.

Механизм оценивания образовательных результатов

Уровень развития основных навыков плавания оценивается с помощью тестирования плавательных умений и навыков детей по каждой возрастной группе. В качестве критериев оценки выбран ряд контрольных упражнений по методике Т.И.  Казаковцевой (1994). Для проведения контрольных упражнений необходим секундомер, с помощью которого фиксируются временные показатели упражнений с точностью до 0,1секунды. По борту бассейна должна быть сделана несмывающейся краской разметка. Оценка плавательной подготовленности проводится два раза в год. Допустимо проводить оценку и по мере решения каждой конкретной задачи обучения.

Контрольное тестирование (5-7 лет)

Навык плавания

Контрольное упражнение

Ныряние

Ныряние в обруч.

Проплывание тоннеля.

Подныривание под мост.

Игровое упражнение «Ловец».

Продвижение в воде

Скольжение на груди с работой ног, с работой рук.

Скольжение на спине.

Продвижение с плавательной доской с работой ног на груди.

Выдох в воду

Выполнение серии выдохов в воду.

Упражнение на задержку дыхания «Кто дольше».

Прыжки

в воду

Прыжок ногами вперед.

Соскок головой вперед.

Лежание

Упражнение «Поплавок».

Упражнение «Звездочка» на груди, на спине.

Лежание на спине с плавательной доской.

При оценке двигательных навыков детей, вводятся следующие обозначения.

  • Высокий уровень – означает правильное выполнение, т. е. навык сформирован, автоматизирован. Ребенок сам выполняет упражнение.
  • Средний уровень – говорит о промежуточном положении, т.е. недостаточно правильном выполнении упражнения. Ребенок выполняет с помощью тренера или плавсредств.
  • Низкий уровень – указывает на неправильное выполнение движения. Ребенок не выполняет упражнение.

Формы подведения итогов реализации программы: 

  • открытые занятия для родителей;
  • первенство дошкольников по плаванию на базе МАДОУ.

Для выявления уровня усвоения содержания программы и своевременного внесения коррекции в образовательный процесс, проводится текущий контроль в виде контрольного среза навыков и умений.

После проведения тестов педагог имеет перед собой полную картину развития основных физических качеств, на основании которой можно в индивидуальном порядке дозировать нагрузку и давать рекомендации обучающимся для самостоятельной работы.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

Режим занятий:  1 раз в неделю

5-7 лет

Наименование темы

Кол-во часов

1

Значение занятий плаванием для человека.

Инструктаж по правилам поведения в бассейне.

1

2

Период адаптации

4

3

Теоретические сведения по каждому стилю плавания (на каждом занятии)

4

Плавание способом «кроль на груди» и «кроль на спине»

22

6

Плаванию способом «брасс»

10

7

Плавание способом «дельфин»

10

8

Повороты, спрыгивания

6

9

Спортивные соревнования

1

10

Аквааэробика (на каждом занятии)

11

«Сухое плавание» (на каждом занятии)

Итого:

44

Задачи обучения:

  • расширять знания о значении плавания, о влиянии плавания на организм учить названиям способов и их особенностям.
  • Разучивать технику способов плавания кроль на груди и на спине, дельфин, брасс.
  • Обучать лежанию на груди и на спине.
  • Учить погружаться в воду, открывать в ней глаза, передвигаться и ориентироваться под водой.
  • Научить выдоху в воду.
  • Учить более уверенно, держаться на воде, скользить по ней на груди.
  • Учить различным прыжкам в воду, научить прыжку ногами вперед.
  • Учить выполнять попеременные движения ногами во время скольжения на груди.
  • учить различным спускам в воду с бортика бассейна:
    - спадам в воду, 
    - сидя на бортике, 
    - вниз ногами; 
  • Разучивать попеременные и одновременные движения руками.

Гигиенические навыки: самостоятельно раздеваться, одеваться и вытираться; принимать душ, знать личные вещи.

Правила поведения: знать основные правила поведения, соблюдать их; реагировать на замечания преподавателя, выполнять его требования.

Содержание программы

Тема № 1

Закрепить знания о правилах поведения и технике безопасности в бассейне. Проверить плавательную подготовку в бассейне. Передвижение по дну бассейна разными способами. Погружение в воду с опорой, без опоры, с открыванием глаз. Ныряние.

Тема № 2

Лежание на воде на груди, на спине. Скольжение отталкиваясь от дна, от бортика бассейна, в сочетании с выдохом в воду, с движениями рук.

Учить работ рук при плавании кролем на груди, учить согласованию дыхания с работой рук и ног кролем на груди.

Тема № 3

Скольжение на спине, отталкиваясь от дна, от стенки бассейна. Совершенствовать работу рук кролем на груди, на спине, продолжать согласовывать работу рук, ног с дыханием. Развивать общую выносливость. Выполнение упражнений «группировка», «фламинго», «вращение вперед», «вращение назад», «винт-вращение», «прогнувшись», «согнув колено», «круг».

Тема № 4

Прыжки в воду: из положения стоя («солдатик», «падающая звезда», «бабочка»); в группировке («мячик», «рыба – шар»); прыжки в воду головой вперед из положения сидя на бортике бассейна. Совершенствовать технику плавания кролем на груди и спине; совершенствовать работу рук при плавании брассом и дельфином.

Тема № 5

Игры со скольжением и плаванием: «Буксир», «Караси и карпы», «Кто лучше?», «Торпеда», «Прыжок дельфина», «Зеркало», «Море волнуется». Игры – эстафеты: «Быстрая стрела», «Перевези игрушку», «Гонка катеров». Разучить технику движения ног дельфином, совершенствовать технику плавания кролем с полной координацией рук и ног, развивать общую выносливость.

Тема № 6

Совершенствовать технику плавания кролем на груди и спине с полной координацией работой рук и ног. Развивать силовые качества. Умение менять направление (вперед, назад, влево, вправо) при плавании по сигналу (свистку, хлопку) и умение переворачиваться со спины на грудь и наоборот. Сбор предметов со дна (тонущие игрушки, кристаллы), количество предметов постепенно увеличивается.

Тема № 7

Совершенствовать согласование движений рук, ног с дыханием при плавании кролем на груди, дельфином. Развивать скоростные качества. Плавание с бросовым материалом (пластиковые бутылки). Плавание в одежде и умение ее снимать в воде, не вставая на ноги.

Тема № 8.

Игры с элементами водных видов спорта: «Пушбол», «Забавные упражнения», «Циркачи», «Фонтаны», «Утки – нырки» и др. Совершенствовать согласование дыхания с работой рук и ног при плавании кролем на груди, кролем на спине, дельфином.

       Тема № 9.

Акваэробика: комплексы упражнений в воде под музыку: «Волшебный цветок», «Белые кораблики», на муз. А. Петрова «Утро», «Голубая вода». Учить детей нырять в воду с бортика бассейна. Воспитывать смелость.

Тема № 10.

Игры с элементами водных видов спорта: «Раз, два, три – за мной повтори», «Озорные лягушата», «Веселая игра» и др. Совершенствовать технику плавания дельфином.

 Тема № 11.

Упражнять умение детей плавать попеременно различными способами плавания (сменять один способ на другой), развивать координацию движений.

Тема № 12

Совершенствовать технику плавания спортивными способами, упражнять старт с бортика бассейна. Прыжки в воду: из положения сидя и стоя; выполнять прыжок вперед – вверх, в длину (войти ногами в воду); сидя на бортике бассейна, руками вперед; спиной, обхватив голени руками, медленного заваливаясь назад («сесть в воду) (6-7 лет)

Тема № 13

Плавание дельфином: при помощи ног (с опорой на бортик, плавательную доску); в свободном плавании, при помощи работы рук; сочетая работу рук и ног; в полной координации работы рук, ног и дыхания. Учить детей плавать в парах, упражнять ныряние с задержкой дыхания, максимальным проныриванием под водой.

Тема № 14.

Плавание брассом: при помощи ног (с опорой на бортик, плавательную доску); в свободном плавании, при помощи работы рук; сочетая работу рук и ног; в полной координации работы рук, ног и дыхания. (6-7 лет). Учить детей плавать в парах, упражнять ныряние с задержкой дыхания, максимальным проныриванием под водой.

Тема № 15.

Игры в воде с использованием изученных способов плавания.

КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК

Режим организации занятий по данной дополнительной общеобразовательной программе определяется календарным учебном графиком и соответствует нормам, утвержденным «СанПин к устройству, содержанию и организации дополнительного образования детей» № 41 от 04.07.2014 (СанПин 2.4.43172 -14, пункт 8.3, приложение №3)

Год обучения

Объем учебных часов

Всего учебных недель

Режим работы

Количество учебных дней

1

Первый

44

44

1 раз в неделю по 1 часу

44

2

Второй

44

44

1 раз в неделю по 1 часу

44

Организационно-педагогические условия реализации программы

Материально-техническое обеспечение:

- бассейн 11х6 м;

- разделительные дорожки;

- плавательные доски;

- колобашки;

- нудлы;

-  игрушки, предметы, плавающие разных форм и размеров;

-  игрушки и предметы, тонущие разных форм и размеров;

- надувные круги разных размеров;

- нарукавники;

- мячи разных размеров;

- шест;

- ласты;

- набор тонущих арок;

- набор тонущих обручей;

          - лопатки;

          - музыкальный центр, колонки;

          - телевизор, DVD проигрыватель;

          - система видеонаблюдения.

Список литературы

  1. Булгакова Н.Ж. Плавание: Пособие для инструктора – общественника / Н.Ж. Булгакова. - М.: Физкультура и спорт, 1984 -160 с.
  2. Волошина Л.Н. Воспитание двигательной культуры дошкольников: Учебно-методическое пособие/ Л.Н. Волошина. 

М.: АРКТИ, 2005. -108 с. (Развитие и воспитание).

  1. Галицина Н.С. Нетрадиционные занятия физкультуры в дошкольном образовательном учреждении / Н.С. Галицина. - М.:, 2005.-143с.
  2. Глазырина Л.Д. Физическая культура - дошкольникам: программа и программные требования: Пособие для педагогов дошкольных учреждений / Л.Д. Глазырина. - М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС,2004-143 с.
  3. Козлов А.В. Плавание: Учебная программа/А.В. Козлов. - М.: Просвещение, 1993
  4. Левин Г. Плавание для малышей / Пер. с нем. Л.Е. Микулин. – М.: Физкультура и спорт,1974. -95 с.- (Азбука спорта).
  5. Макаренко Л.П. Юный пловец. /Л.П. Макаренко. - М.: Физкультура и спорт, 1983-288с.
  6. Осокина Т.И. Как учить детей плавать: Пособие для воспитателя детского сада / Т.И. Осокина. - М.: Просвещение, 1985-80 с.
  7. Осокина Т.И., Тимофеева Е.А., Богина Т.Л. Обучение плаванию в детском саду: Книга для воспитателей детского сада и родителей/Т.И. Осокина, Е.А. Тимофеева, Т.Л. Богина. - М.: Просвещение, 1991-158 с.
  8. Плавание-крепость здоровья /// Журнал Дошкольное воспитание. -2001.- № 6, 7.  
  9. Сажина С.Д. Составление рабочих учебных программ для ДОУ: Методическое рекомендации / С.Д. Сажина. – М.: ТЦ Сфера, 2008. - 112 с.-  

(Библиотека руководителя ДОУ).

  1. Тарасова Т.А. Контроль физического состояния детей дошкольного возраста: Методические рекомендации для руководителей и педагогов   ДОУ / Т.А. Тарасова. - М.: ТЦ Сфера, 2005. -176 с.-(Приложение к журналу  «Управление ДОУ»).
  2. Маханева М.Д., Баранова Г.В. Фигурное плавание в детском саду. Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2009. – 64 с. – (Синяя птица).
  3. Петрова Н.Л., Баранов В. А. Плавание. Техника обучения детей с раннего возраста / Н.Л. Петрова, В.А. Баранов. – М.: «Издательство ФАИР», 2008. -120 с.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная программа дополнительного образования «ШКОЛА ПЛАВАНИЯ»

Программа кружка дополнительного образования по плаванию, рассчитанная на 5 лет....

Программа дополнительного образования по экологическому воспитанию детей 6-7 лет «ЮНЫЙ ЭКОЛОГ»

Программа разработана на основе образовательной (парциальной) программы С.Н.Николаевой «Юный эколог», которая рекомендована Министерством образования РФ и предназначена для воспитателей, педагогов доп...

ПРОГРАММА дополнительного образования "Народная кукла" для детей 6 - 15 лет Срок реализации 1 года.

Программа художественно-эстетического направления объединения «Народная кукла» по своему содержанию   направлена на приобщение детей к миру искусства. Целью программы: создание...

Программа дополнительного образования «Читай-ка» (подготовка детей дошкольного возраста к обучению грамоте)

Программа дополнительного образования «Читай-ка» разработана по методике Н.А.Зайцева, рассчитана на возраст детей 5-7 лет. Планирование занятий ведётся в зависимости от возрастных особенностей воспита...

ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «СПОРТИВНАЯ ГИМНАСТИКА» ДЛЯ ДЕТЕЙ 8-11 ЛЕТ

Рабочая программа составлена для детей первого года обучения в возрасте с 8 лет на основе авторской программы «Спортивная гимнастика» (составитель Ширманова С.И., МБДОУ д/с «Ласточка» 2009г.).Цель про...

Дополнительная общеразвивающая программа дополнительного образования "Театральный сундучок" для детей 4-5 лет

Одним из самых эффективных средств развития и воспитания ребенка в дошкольном возрасте является театр и театрализованные игры, т.к. игра - ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, а театр ...