Программа дополнительного образования ( индивидуальное плавание для детей 5-7 лет.
рабочая программа по физкультуре
Дополнительная общеразвивающая программа «Осьминожка» (индивидуальное плавание для детей 5-7 лет) направленность: физкультурно-спортивная возраст детей: 5-7 лет
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_plavaniya_individualno.docx | 35.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Комитет по образованию городского округа «Город Калининград»
муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
города Калининграда
МАДОУ детский сад № 125
УТВЕРЖДАЮ
--------------------
------------------------
Дополнительная общеразвивающая программа
«Осьминожка»
(индивидуальное плавание для детей 5-7 лет)
направленность: физкультурно-спортивная
возраст детей: 5-7 лет
срок реализации программы: 2 года
Программу составила:
Малимоненко Лариса Геннадиевна,
инструктор по физической культуре
г. Калининград
1019 г.
Пояснительная записка
Дополнительная общеразвивающая программа «Осьминожка» (индивидуальное плавание для детей 5-7 лет) имеет физкультурно-спортивную направленность. Главная концепция дошкольного образования - забота о физическом здоровье ребенка и его психологическом благополучии. Для этого необходимо еще с самых юных лет формировать здоровый образ жизни, используя все средства физического воспитания, формировать жизненно необходимые двигательные умения и навыки.
Плавание является одним из универсальных средств, способствующих всестороннему физическому развитию ребенка. Помимо общеукрепляющего воздействия, закаливания, профилактики заболеваний и коррекции ряда функциональных отклонений, плавание – одно из важнейших жизненных навыков. Являясь одним из естественных видов двигательной деятельности, плавание в тоже время представляет собой уникальное средство физического воспитания.
Актуальность программы.
Купание, игры в воде, плавание благоприятны для всестороннего физического развития ребенка.
Плавание благотворно влияет не только на физическое развитие ребенка, но и на формирование его личности. Не всем детям общение с водой доставляет удовольствие и радость, некоторые боятся входить в воду, бояться глубины. Психологами установлено, что главная опасность на воде – не действия в ней, а чувство страха и боязнь глубины. Именно поэтому первые шага обучению плаванию направлены на то, чтобы помочь ребенку преодолеть это неприятное и небезобидное чувство. Занятия плаванием развивают такие черты личности, как целеустремленность, настойчивость, самообладание, решительность, смелость, дисциплинированность, умение действовать в коллективе, проявлять самостоятельность.
Новизна и отличительная особенность программы.
Индивидуальные тренировки с тренером по плаванию — это наиболее эффективный способ обучения ребенка плаванию. В процессе персонального обучения плаванию психологически комфортная атмосфера достигается легче, чем при занятиях в группах. Для некоторых детей обучение плаванию один на один с тренером по плаванию может быть особенно актуально, внимание тренера будет направлено только к вашему ребенку, это поможет раскрепостить вашего ребенка быстрее. Программа обучения плаванию, построенная с учетом индивидуальных особенностей ребенка, помогает достичь положительных результатов в кратчайший срок и более полно реализовать возможности юного пловца.
Программы адаптирована к условиям образовательного процесса МАДОУ д/с № 125.
Адресат программы.
Программа ориентирована на детей в возрасте от 5 до 7 лет в соответствии с этапами подготовки.
Зачисление с обязательным условием - обучающийся должен предоставить справку о состоянии здоровья, обеспечивающую доступ к занятиям плаванием.
Объем и срок освоения программы.
Срок освоения программы – 1 год.
На полное освоение программы требуется 44 часа.
При обучении по данной программе учитываются возрастные психологические и физиологические особенности, а также санитарные нормы и правила.
Форма обучения. Форма обучения – очная.
Особенности организации образовательного процесса. Программа рассчитана на обучение ребенка 5-7 лет на основе возрастного подхода в соответствии с этапами подготовки.
Зачисление или перевод обучающихся на следующий уровень производится на основании заявления родителей (законных представителей).
Допуск к занятиям производится только после обязательного проведения и закрепления инструктажа по технике безопасности по соответствующим инструкциям.
Перевод на следующий год обучения осуществляет педагог после успешного освоения программы текущего года обучения.
Вновь прибывший ребенок поступает на соответствующий год обучения в зависимости от имеющихся у него умений и навыков.
Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий. Общее количество часов в год – 44 часов. Продолжительность занятий исчисляется в академических часах. Недельная нагрузка: 1 час. Учебно-тренировочные занятия проходят 1 раз в неделю.
Продолжительность одного занятия 30-35 мин.
Педагогическая целесообразность - благоприятные условия для развития физических качеств и возможность предупреждения опасных ситуаций на воде ставят плавание на одно из первых мест в занятиях физической культурой. Преимущества индивидуальных тренировок по плаванию:
- тренер по плаванию не отвлекается на других учеников, поэтому тренер и ученик успевают на занятиях больше, чем на занятиях в группах
- ученик проходит полный курс обучения с существенно меньшими временными затратами
- программа каждого занятия составляется тренером по плаванию индивидуально для вашего ребенка, учитывая личные особенности.
Данная программа педагогически целесообразна так как предусматривает преемственность с предметом «Физическая культура» и призвана удовлетворить имеющиеся у ребенка потребности в дополнительных занятиях физической культурой и спортом.
Практическая значимость. В результате освоения программы дети должны знать:
- основные правила безопасности поведения на воде;
- правила личной гигиены;
- основы здорового образа жизни.
- преодоление ребенком страха перед водной средой
- постановка правильного дыхания и техники плавания
- обучение техники плавания любым из спортивных способов
- совершенствование техники спортивных стилей плавания
Ведущие теоретические идеи.
Весь материал, предусмотренный настоящей дополнительной общеобразовательной программой осуществляется в соответствии с последовательным и постепенным расширением теоретических знаний и практических умений и навыков и соответствует общей и специальной физической подготовке.
Важно соблюдать следующие принципы: не следует форсировать подготовку детей («натаскивать на результат») во избежание срыва здоровья, и потере интереса к занятиям плаванием.
Цель программы:
обеспечение всесторонней физической подготовки ребенка, содействие его оздоровлению и закаливанию через углубленное обучение плаванию. Повышение уровня технической плавательной и физической подготовленности детей дошкольного возраста.
Задачи программы:
Образовательные:
- обучить детей способам плавания: кроль на груди и на спине, дельфин, брасс,
- формировать и совершенствовать двигательные умения и навыки,
- развивать мышечную силу, гибкость, выносливость, скоростно-силовые и координационные способности;
- расширять и осваивать словарь, связанный с выполнением движений, усвоением специальной плавательной терминологии.
Развивающие:
- способствовать совершенствованию деятельности основных физиологических систем организма, улучшению физического развития детей;
- тренировать все системы и функции развивающегося организма;
- удовлетворять естественную потребность в двигательной активности;
- развивать пространственные ориентировки, внимание, память, мышление.
- развивать мышечную силу, гибкость, выносливость, скоростно-силовые и координационные способности;
- обогащать двигательный опыт детей за счет усвоения разнообразных действий;
Воспитательные:
- воспитывать потребность в ежедневных физических упражнениях;
- формировать у учащихся настойчивость в достижении цели;
- содействовать профилактике плоскостопия и нарушении осанки;
- развивать нравственно-волевые качества: выдержки, инициативности.
- воспитывать привычку к закаливанию, здоровому образу жизни;
Принципы отбора содержания
В основе обучения плаванию лежат дидактические принципы педагогики:
- принцип сознательности и активности – предполагает устойчивый интерес и активное участие в занятиях плаванием;
- принцип наглядности – предполагает использование наглядных пособий, ориентиров, образных выражений, заданий предметного характера, которые создают условия более четкого ощущения, воспитания, представления движений в воде и их совершенствование;
- принцип доступности – предполагает постепенное возрастание требований, соответствующих психологической, физической, координационной готовности к обучению;
- принцип индивидуального подхода – обеспечивает учет индивидуальных способностей и возможностей ребенка в процессе обучения; принцип всестороннего развития личности обучающихся заключается в единстве физического воспитания с умственным, нравственным и эстетическим;
- принцип постепенности в повышении требований – предполагает определенную методическую последовательность в освоении навыка плавания – от легкого к трудному, от простого к сложному; применение широкого круга упражнений, движений и использование игрового метода для разнообразия процесса обучения.
Основные формы и методы
В процессе занятий используются индивидуальная форма организации детей.
Рекомендуются следующие формы занятий: учебно-тренирующие, сюжетные, игровые, контрольно-учетные, в форме бесед, занятия с участием родителей.
Словесные: объяснения, в форме образных выражений и сравнений, рассказ, беседы, команды, распоряжения и указания.
- Наглядные: показ изучаемого движения в целостном виде, с разделением на части; анализ его с помощью наглядных пособий, видеосюжетов, жестов.
- Практические: предусматривают многократное повторение движений сначала по элементам, а затем полностью; обучение в облегченных или усложненных условиях, изучение движений в игровой и соревновательной деятельности, выполнение контрастных движений.
Навыки плавания формируются у детей, закрепляются и совершенствуются при использовании различных средств обучения плаванию.
- Общеразвивающие и специальные упражнения «суша»:
- комплекс подводящих упражнений;
- элементы «сухого плавания».
- Подготовительные упражнения на воде, упражнения, знакомящие детей с водой и ее свойствами:
- передвижение по дну и простейшие действия в воде;
- погружение в воду, в том числе с головой;
- упражнение на дыхание;
- открывание глаз в воде;
- всплывание и лежание на поверхности воды;
- скольжение по поверхности воды.
- Упражнения для разучивания техники плавании «с опорой и без опоры»:
- движение рук и ног;
- дыхание пловца;
- согласование движений рук, ног, дыхания;
- плавание в координации движений.
- Простейшие спады и прыжки в воду:
- спады;
- прыжки на месте и с продвижением;
- прыжки ногами вперед;
- прыжки головой вперед.
- Игры и игровые упражнения способствующие:
- развитию умения передвигаться в воде;
- овладению навыком погружения и открывания глаз;
- овладению выдохам в воду;
- развитию умения всплывать;
- овладению лежанием;
- овладению скольжением;
- развитию умения выполнять прыжки в воду;
- развитию физического качества.
Основной принцип обучения детей – учить плавать технически правильно, для того чтобы заложить прочную основу для дальнейших занятий, то есть учить детей техничным, экономичным и целесообразным движениям, а значит наиболее полезным для здоровья. Способы спортивного плавания лучше всего подходят для этого. Обучение начинают с кроля на груди и на спине.
Технику спортивных способов плавания осваивают в таком порядке: формируют представление о спортивном способе в целом; разучивают отдельные движения; соединяются разученные движения. Последовательность постановки задач, подбора упражнений и приемов обучения такова: разучивание движений ног; разучивание движений рук; разучивание способа плавания в целом; совершенствование плавания в полной координации.
Каждый элемент техники изучается в следующем порядке:
- ознакомление с движением на суше;
- изучение движений с неподвижной опорой;
- изучение движений с подвижной опорой;
- изучение движений в воде без опоры.
Планируемые результаты освоения программы:
Дети 5-7 лет должны уметь:
- Погружать лицо и голову в воду, открывать глаза в воде;
- Бегать парами;
- Нырять в обруч, проплывать тоннель, подныривать под гимнастическую палку;
- Доставать предметы со дна, выполнять игровое упражнение «Ловец»;
- Выполнять вдох над водой и выдох в воду с неподвижной опорой;
- Выполнять серии выдохов в воду, упражнение на задержку дыхания «Кто дольше»;
- Выполнять прыжок ногами вперед, пытаться соскакивать в воду головой вперед;
- Скользить на груди с работой ног, с работой рук;
- Пытаться скользить на спине, лежать с плавательной доской;
- Продвигаться с плавательной доской с работой ног на груди;
- Пытаться плыть кролем на груди с помощью работы рук и ног в согласовании с дыханием;
- Выполнять упражнения «Звездочка» на груди, на спине;
- Выполнять упражнение «Поплавок»;
- Гигиенические навыки: самостоятельно раздеваться, одеваться и вытираться; принимать душ, знать личные вещи;
- Правила поведения: знать основные правила поведения, соблюдать их; реагировать на замечания преподавателя, выполнять его требования.
Механизм оценивания образовательных результатов
Уровень развития основных навыков плавания оценивается с помощью тестирования плавательных умений и навыков детей по каждой возрастной группе. В качестве критериев оценки выбран ряд контрольных упражнений по методике Т.И. Казаковцевой (1994). Для проведения контрольных упражнений необходим секундомер, с помощью которого фиксируются временные показатели упражнений с точностью до 0,1секунды. По борту бассейна должна быть сделана несмывающейся краской разметка. Оценка плавательной подготовленности проводится два раза в год. Допустимо проводить оценку и по мере решения каждой конкретной задачи обучения.
Контрольное тестирование (5-7 лет)
При оценке двигательных навыков детей, вводятся следующие обозначения.
- Высокий уровень – означает правильное выполнение, т. е. навык сформирован, автоматизирован. Ребенок сам выполняет упражнение.
- Средний уровень – говорит о промежуточном положении, т.е. недостаточно правильном выполнении упражнения. Ребенок выполняет с помощью тренера или плавсредств.
- Низкий уровень – указывает на неправильное выполнение движения. Ребенок не выполняет упражнение.
Формы подведения итогов реализации программы:
- открытые занятия для родителей;
- первенство дошкольников по плаванию на базе МАДОУ.
Для выявления уровня усвоения содержания программы и своевременного внесения коррекции в образовательный процесс, проводится текущий контроль в виде контрольного среза навыков и умений.
После проведения тестов педагог имеет перед собой полную картину развития основных физических качеств, на основании которой можно в индивидуальном порядке дозировать нагрузку и давать рекомендации обучающимся для самостоятельной работы.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Режим занятий: 1 раз в неделю
5-7 лет
№ | Наименование темы | Кол-во часов |
1 | Значение занятий плаванием для человека. Инструктаж по правилам поведения в бассейне. | 1 |
2 | Период адаптации | 4 |
3 | Теоретические сведения по каждому стилю плавания (на каждом занятии) | |
4 | Плавание способом «кроль на груди» и «кроль на спине» | 22 |
6 | Плаванию способом «брасс» | 10 |
7 | Плавание способом «дельфин» | 10 |
8 | Повороты, спрыгивания | 6 |
9 | Спортивные соревнования | 1 |
10 | Аквааэробика (на каждом занятии) | |
11 | «Сухое плавание» (на каждом занятии) | |
Итого: | 44 |
Задачи обучения:
- расширять знания о значении плавания, о влиянии плавания на организм учить названиям способов и их особенностям.
- Разучивать технику способов плавания кроль на груди и на спине, дельфин, брасс.
- Обучать лежанию на груди и на спине.
- Учить погружаться в воду, открывать в ней глаза, передвигаться и ориентироваться под водой.
- Научить выдоху в воду.
- Учить более уверенно, держаться на воде, скользить по ней на груди.
- Учить различным прыжкам в воду, научить прыжку ногами вперед.
- Учить выполнять попеременные движения ногами во время скольжения на груди.
- учить различным спускам в воду с бортика бассейна:
- спадам в воду,
- сидя на бортике,
- вниз ногами; - Разучивать попеременные и одновременные движения руками.
Гигиенические навыки: самостоятельно раздеваться, одеваться и вытираться; принимать душ, знать личные вещи.
Правила поведения: знать основные правила поведения, соблюдать их; реагировать на замечания преподавателя, выполнять его требования.
Содержание программы
Тема № 1
Закрепить знания о правилах поведения и технике безопасности в бассейне. Проверить плавательную подготовку в бассейне. Передвижение по дну бассейна разными способами. Погружение в воду с опорой, без опоры, с открыванием глаз. Ныряние.
Тема № 2
Лежание на воде на груди, на спине. Скольжение отталкиваясь от дна, от бортика бассейна, в сочетании с выдохом в воду, с движениями рук.
Учить работ рук при плавании кролем на груди, учить согласованию дыхания с работой рук и ног кролем на груди.
Тема № 3
Скольжение на спине, отталкиваясь от дна, от стенки бассейна. Совершенствовать работу рук кролем на груди, на спине, продолжать согласовывать работу рук, ног с дыханием. Развивать общую выносливость. Выполнение упражнений «группировка», «фламинго», «вращение вперед», «вращение назад», «винт-вращение», «прогнувшись», «согнув колено», «круг».
Тема № 4
Прыжки в воду: из положения стоя («солдатик», «падающая звезда», «бабочка»); в группировке («мячик», «рыба – шар»); прыжки в воду головой вперед из положения сидя на бортике бассейна. Совершенствовать технику плавания кролем на груди и спине; совершенствовать работу рук при плавании брассом и дельфином.
Тема № 5
Игры со скольжением и плаванием: «Буксир», «Караси и карпы», «Кто лучше?», «Торпеда», «Прыжок дельфина», «Зеркало», «Море волнуется». Игры – эстафеты: «Быстрая стрела», «Перевези игрушку», «Гонка катеров». Разучить технику движения ног дельфином, совершенствовать технику плавания кролем с полной координацией рук и ног, развивать общую выносливость.
Тема № 6
Совершенствовать технику плавания кролем на груди и спине с полной координацией работой рук и ног. Развивать силовые качества. Умение менять направление (вперед, назад, влево, вправо) при плавании по сигналу (свистку, хлопку) и умение переворачиваться со спины на грудь и наоборот. Сбор предметов со дна (тонущие игрушки, кристаллы), количество предметов постепенно увеличивается.
Тема № 7
Совершенствовать согласование движений рук, ног с дыханием при плавании кролем на груди, дельфином. Развивать скоростные качества. Плавание с бросовым материалом (пластиковые бутылки). Плавание в одежде и умение ее снимать в воде, не вставая на ноги.
Тема № 8.
Игры с элементами водных видов спорта: «Пушбол», «Забавные упражнения», «Циркачи», «Фонтаны», «Утки – нырки» и др. Совершенствовать согласование дыхания с работой рук и ног при плавании кролем на груди, кролем на спине, дельфином.
Тема № 9.
Акваэробика: комплексы упражнений в воде под музыку: «Волшебный цветок», «Белые кораблики», на муз. А. Петрова «Утро», «Голубая вода». Учить детей нырять в воду с бортика бассейна. Воспитывать смелость.
Тема № 10.
Игры с элементами водных видов спорта: «Раз, два, три – за мной повтори», «Озорные лягушата», «Веселая игра» и др. Совершенствовать технику плавания дельфином.
Тема № 11.
Упражнять умение детей плавать попеременно различными способами плавания (сменять один способ на другой), развивать координацию движений.
Тема № 12
Совершенствовать технику плавания спортивными способами, упражнять старт с бортика бассейна. Прыжки в воду: из положения сидя и стоя; выполнять прыжок вперед – вверх, в длину (войти ногами в воду); сидя на бортике бассейна, руками вперед; спиной, обхватив голени руками, медленного заваливаясь назад («сесть в воду) (6-7 лет)
Тема № 13
Плавание дельфином: при помощи ног (с опорой на бортик, плавательную доску); в свободном плавании, при помощи работы рук; сочетая работу рук и ног; в полной координации работы рук, ног и дыхания. Учить детей плавать в парах, упражнять ныряние с задержкой дыхания, максимальным проныриванием под водой.
Тема № 14.
Плавание брассом: при помощи ног (с опорой на бортик, плавательную доску); в свободном плавании, при помощи работы рук; сочетая работу рук и ног; в полной координации работы рук, ног и дыхания. (6-7 лет). Учить детей плавать в парах, упражнять ныряние с задержкой дыхания, максимальным проныриванием под водой.
Тема № 15.
Игры в воде с использованием изученных способов плавания.
КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
Режим организации занятий по данной дополнительной общеобразовательной программе определяется календарным учебном графиком и соответствует нормам, утвержденным «СанПин к устройству, содержанию и организации дополнительного образования детей» № 41 от 04.07.2014 (СанПин 2.4.43172 -14, пункт 8.3, приложение №3)
№ | Год обучения | Объем учебных часов | Всего учебных недель | Режим работы | Количество учебных дней |
1 | Первый | 44 | 44 | 1 раз в неделю по 1 часу | 44 |
2 | Второй | 44 | 44 | 1 раз в неделю по 1 часу | 44 |
Организационно-педагогические условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение:
- бассейн 11х6 м;
- разделительные дорожки;
- плавательные доски;
- колобашки;
- нудлы;
- игрушки, предметы, плавающие разных форм и размеров;
- игрушки и предметы, тонущие разных форм и размеров;
- надувные круги разных размеров;
- нарукавники;
- мячи разных размеров;
- шест;
- ласты;
- набор тонущих арок;
- набор тонущих обручей;
- лопатки;
- музыкальный центр, колонки;
- телевизор, DVD проигрыватель;
- система видеонаблюдения.
Список литературы
- Булгакова Н.Ж. Плавание: Пособие для инструктора – общественника / Н.Ж. Булгакова. - М.: Физкультура и спорт, 1984 -160 с.
- Волошина Л.Н. Воспитание двигательной культуры дошкольников: Учебно-методическое пособие/ Л.Н. Волошина.
М.: АРКТИ, 2005. -108 с. (Развитие и воспитание).
- Галицина Н.С. Нетрадиционные занятия физкультуры в дошкольном образовательном учреждении / Н.С. Галицина. - М.:, 2005.-143с.
- Глазырина Л.Д. Физическая культура - дошкольникам: программа и программные требования: Пособие для педагогов дошкольных учреждений / Л.Д. Глазырина. - М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС,2004-143 с.
- Козлов А.В. Плавание: Учебная программа/А.В. Козлов. - М.: Просвещение, 1993
- Левин Г. Плавание для малышей / Пер. с нем. Л.Е. Микулин. – М.: Физкультура и спорт,1974. -95 с.- (Азбука спорта).
- Макаренко Л.П. Юный пловец. /Л.П. Макаренко. - М.: Физкультура и спорт, 1983-288с.
- Осокина Т.И. Как учить детей плавать: Пособие для воспитателя детского сада / Т.И. Осокина. - М.: Просвещение, 1985-80 с.
- Осокина Т.И., Тимофеева Е.А., Богина Т.Л. Обучение плаванию в детском саду: Книга для воспитателей детского сада и родителей/Т.И. Осокина, Е.А. Тимофеева, Т.Л. Богина. - М.: Просвещение, 1991-158 с.
- Плавание-крепость здоровья /// Журнал Дошкольное воспитание. -2001.- № 6, 7.
- Сажина С.Д. Составление рабочих учебных программ для ДОУ: Методическое рекомендации / С.Д. Сажина. – М.: ТЦ Сфера, 2008. - 112 с.-
(Библиотека руководителя ДОУ).
- Тарасова Т.А. Контроль физического состояния детей дошкольного возраста: Методические рекомендации для руководителей и педагогов ДОУ / Т.А. Тарасова. - М.: ТЦ Сфера, 2005. -176 с.-(Приложение к журналу «Управление ДОУ»).
- Маханева М.Д., Баранова Г.В. Фигурное плавание в детском саду. Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2009. – 64 с. – (Синяя птица).
- Петрова Н.Л., Баранов В. А. Плавание. Техника обучения детей с раннего возраста / Н.Л. Петрова, В.А. Баранов. – М.: «Издательство ФАИР», 2008. -120 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная программа дополнительного образования «ШКОЛА ПЛАВАНИЯ»
Программа кружка дополнительного образования по плаванию, рассчитанная на 5 лет....
Программа дополнительного образования по экологическому воспитанию детей 6-7 лет «ЮНЫЙ ЭКОЛОГ»
Программа разработана на основе образовательной (парциальной) программы С.Н.Николаевой «Юный эколог», которая рекомендована Министерством образования РФ и предназначена для воспитателей, педагогов доп...
ПРОГРАММА дополнительного образования "Народная кукла" для детей 6 - 15 лет Срок реализации 1 года.
Программа художественно-эстетического направления объединения «Народная кукла» по своему содержанию направлена на приобщение детей к миру искусства. Целью программы: создание...
Программа дополнительного образования «Читай-ка» (подготовка детей дошкольного возраста к обучению грамоте)
Программа дополнительного образования «Читай-ка» разработана по методике Н.А.Зайцева, рассчитана на возраст детей 5-7 лет. Планирование занятий ведётся в зависимости от возрастных особенностей воспита...
ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «СПОРТИВНАЯ ГИМНАСТИКА» ДЛЯ ДЕТЕЙ 8-11 ЛЕТ
Рабочая программа составлена для детей первого года обучения в возрасте с 8 лет на основе авторской программы «Спортивная гимнастика» (составитель Ширманова С.И., МБДОУ д/с «Ласточка» 2009г.).Цель про...
Дополнительная общеразвивающая программа дополнительного образования "Театральный сундучок" для детей 4-5 лет
Одним из самых эффективных средств развития и воспитания ребенка в дошкольном возрасте является театр и театрализованные игры, т.к. игра - ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, а театр ...