Образовательная программа дополнительного образования «ШКОЛА ПЛАВАНИЯ»
материал (физкультура и спорт) по теме
Программа кружка дополнительного образования по плаванию, рассчитанная на 5 лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
плавание для школьников | 85.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Комитет по образованию Правительства Санкт - Петербурга
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 655
Приморского района Санкт-Петербурга
Программа рассмотрена Советом ГБОУ школа №655 _____________________ «__» _____________2012г | Утверждаю: Директор ГБОУ школа №655 Салыгина И.А. _____________________ «_____»__________2012г |
Образовательная программа дополнительного образования
«ШКОЛА ПЛАВАНИЯ»
(физкультурно-спортивное)
Составитель:
педагог дополнительного образования
Денисова Юлия Викторовна
продолжительность освоения программы: 5 лет
возраст учащихся: от 9 до 16 лет
Санкт-Петербург
2012
Стр. | |
Введение | 3 |
1. Пояснительная записка. | 3 |
1.1 Цели и задачи. | 4 |
1.2 Кадровое обеспечение реализации программы | 6 |
1.3 Условия набора детей в коллектив: | 6 |
1.4 Сроки реализации образовательной программы | 6 |
1.5 Виды и компоненты спортивной подготовки | 7 |
1.6 Прогнозируемый результат и способы его проверки | 8 |
1.7 Формы подведения итогов реализации образовательной программы | 8 |
2. Содержание программы | 8 |
3. Организация занятий по плаванию | 19 |
4. Методы и приемы организации образовательного процесса | 20 |
5. Дидактический материал и техническое оснащение занятия | 21 |
6. Медицинский контроль | 21 |
7. Аналитическая деятельность | 21 |
8. Воспитательная работа. | 22 |
9. Заключение. | 22 |
Список литературы | 23 |
Введение.
В быту и повседневной деятельности мы постоянно связаны с водой. В самом близком контакте с ней находится молодежь, занимающаяся такими видами спорта, как плавание, гребля, парусный спорт, водный туризм и т.д. Бывают случаи, когда вода настигает нас там, где мы ее меньше всего ждем (наводнения, приливы). Довольно часто несчастные случаи происходят с маленькими детьми во время купания в водоемах. Поэтому простая случайность, неосмотрительность, незнание правил безопасности на воде, а самое главное неумение плавать, могут привести к гибели ребенка.
Плавание занимает одно из первых мест по популярности среди многих видов спорта. Этот вид спорта рекомендован врачами и многие профессиональные пловцы пришли в этот вид спорта, чтобы поправить здоровье, избавиться от астмы, справиться с нарушениями сердечно-сосудистой системы, поэтому, плавая, мы прежде всего оздоравливаемся, что сегодня, в век экологического кризиса и ослабления иммунной системы организма очень важно.
Благотворное влияние воды на здоровье человека, его работоспособность, настроение неоценимо. Под влиянием регулярных занятий плаванием улучшается деятельность нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной систем, органов пищеварения, значительно расширяются возможности опорно-двигательного аппарата.
Занятия плаванием имеют также и огромное воспитательное значение. Они способствуют развитию таких качеств как смелость, решительность, дисциплинированность, умение действовать в коллективе, воспитывать чувство товарищества и взаимопомощи.
Навык плавания сохраняется на всю жизнь. Чем раньше человек войдет в воду и начнет учиться плавать, тем быстрее добьется успеха. Дети учатся плавать быстро, они лучше взрослых усваивают естественные движения в воде, где успех дела решают координация и ловкость, а не физическая сила.
Таким образом, основными целями программ по обучению детей плаванию является содействие в их оздоровлении, закаливании, всестороннем физическом развитии и воспитании гармоничной личности.
1. Пояснительная записка.
Отличительной чертой данной программы является включение курса обучения спортивному плаванию как одного из основных компонентов деятельности в области физической культуры. Двигательные умения и действия в воде, развитие физических качеств посредством плавания открывают для учащихся средних школ новые горизонты для личного самосовершенствования и укрепления здоровья.
Овладение навыком плавания является жизненно необходимым для каждого учащегося. Спортивное плавание есть прекрасное средство закаливания и тренировки, посредством которого учащиеся имеют возможность совершенствовать свое тело и дух.
На заседании Правительства Санкт-Петербурга, которое состоялось 9 февраля 2010 года, утверждена Программа развития физической культуры и спорта в Санкт-Петербурге на 2010-2014 годы. Эта программа стала логическим продолжением Программ 2004-2006 и 2007-2009 годов. Приоритетным направлением этой программы стало строительство школьных стадионов, бассейнов, создание школьных спортивных клубов. Губернатор В.И.Матвиенко поддержала эту инициативу Комитета по физкультуре и спорту, отметив, что школьные спортивные залы и бассейны должны принимать максимальное количество учащихся со всего микрорайона.
Плавание — один из уникальных видов физических упражнений связанных с оздоровительным и закаливающим воздействием на человека водной среды. Особенно это воздействие благотворно для растущего организма детей. Невозможно переоценить оздоровительное значение плавания. В медико-физиологическом аспекте это укрепление различных функциональных систем детского организма (сердечно-сосудистой, дыхательной, опорно-двигательной и пр.), в психологическом аспекте — формирование произвольной регуляции движений и действий, в педагогическом — это не только обучение младшего школьника сложноорганизованным действиям, но и способ становления навыков саморегуляции. В основе обучения лежит приобретение умений, позволяющих комфортно себя чувствовать на воде и, конечно же, получать от этого удовольствие.
1.1 Цели и задачи.
- Цель программы
- формирование у учащихся школы стойкого положительного отношения к физической культуре в целом и плаванию в отдельности, как необходимому звену общей культуры и общеоздоровительной практике в жизни;
- укрепление здоровья и всестороннее физическое развитие (развитие физических, интеллектуальных и нравственных способностей);
- обучение плаванию имеет большое значение и для более широкого вовлечения детей в такие массовые виды спорта, как гребля, парусный спорт, туризм и др. Оно является столь же необходимым умением, как и умение бегать, прыгать, ходить на лыжах, ездить на велосипеде и т.д.
- Задачи программы
Задачи данной программы:
- выработка у учащихся мотивационно-целостной установки на качественное выполнение требований программы и дальнейшее применение средств и методов физической культуры.
- овладение жизненно необходимым навыком плавания;
- всестороннее физическое развитие и совершенствование таких физических качеств, как сила, гибкость, выносливость, быстрота, ловкость, поддерживая их на высоком уровне на протяжении всех лет обучения в школе;
- ознакомление с правилами безопасности на воде
- укрепление здоровья учащихся, повышение и поддержание на оптимальном уровне физической и умственной работоспособности, спортивной тренированности;
- закаливание и профилактика простудных заболеваний;
- Обучение технике спортивного плавания
- Обучение технике оказания первой помощи и спасения на воде
- прививание необходимых теоретические знания в области гигиены, медицины, физической культуры и спорта;
- обучение учащихся простейшим методам оценки физического, функционального и психоэмоционального состояния организма и навыкам самостоятельных занятий физическими упражнениями.
- I год:
- Улучшение состояния здоровья и закаливание.
- Уменьшение недостатков физического развития.
- Привлечение максимально возможного числа детей к занятиям плаванием, формирование у них устойчивого интереса, мотивации к систематическим занятиям спортом и к здоровому образу жизни.
- Овладение жизненно необходимыми навыками плавания.
- Улучшение координации движений.
- Воспитание правильной осанки.
- Постановка правильного дыхания.
- Закаливание.
2 год:
- Укрепление здоровья и закаливание
- Устранение недостатков в уровне физической подготовленности
- Воспитание правильной осанки
- Улучшение координаций движений
- Увеличение силы и тонуса мышц
- Обучение основам техники способов плавания кроль на груди и кроль на спине
- Закаливание организма
3 год:
- Укрепление здоровья и закаливание
- Устранение недостатков в уровне физической подготовленности
- Формирование интереса к целенаправленным многолетним занятиям плаваниям
- Воспитание правильной осанки
- Улучшение координаций движений
- Улучшение функций сердечно-сосудистой и дыхательной систем
- Увеличение силы и тонуса мышц
- Обучение основам техники плавания способом брасс
- Совершенствование техники плавания кролем на спине и кролем на груди
- Обучение прыжкам в воду
- Закаливание организма
- Эмоциональная разрядка
4 год:
- Укрепление здоровья и закаливание
- Приобретение детьми разносторонней физической подготовленности.
- Формирование интереса к целенаправленным многолетним занятиям плаваниям
- Разгрузка позвоночника – создание благоприятных физиологических условий для нормального роста тел позвонков и восстановление правильного положения тела.
- Улучшение координаций движений
- Улучшение функций сердечно-сосудистой и дыхательной систем
- Увеличение силы и тонуса мышц
- Постановка правильного дыхания.
- Совершенствование техники всех способов плавания
- Приобретение учащимися уверенности в своих силах.
- Совершенствование техники стартов и поворотов
- Обучение основным приемам прикладного плавания
- .Закаливание организма
- Эмоциональная разрядка
5 год:
- Укрепление здоровья и закаливание
- Приобретение детьми стабильного интереса к занятиям спортом
- Сохранение спортивной подготовленности
- Укрепление мышц тела для формирования правильной осанки
- Улучшение координаций движений
- Улучшение функций сердечно-сосудистой и дыхательной систем
- Увеличение жизненного объема легких
- Совершенствование техники всех способов плавания
- Приобретение учащимися уверенности в своих силах
- Совершенствование техники плавания всеми способами
- Совершенствование техники прикладного плавания
- Приобретение навыков спасения и оказания первой помощи на воде
- Закаливание организма
- Эмоциональная разрядка
1.2 Кадровое обеспечение реализации программы
занятия проводит преподаватель физической культуры, имеющий квалификацию по специальности «плавание» и инструктор физической культуры.
1.3 Условия набора детей в коллектив:
Принимаются учащиеся от 9 до 16 лет, умеющие держаться на воде и допущенные врачом-педиатром до занятий в бассейне.
1.4 Сроки реализации образовательной программы
Курс данной программы рассчитан на 72 занятия для групп 1-5 года обучения плаванию с детьми в большом бассейне. Занятия по программе проводятся 2 раза в неделю продолжительностью 45 мин.
Программа состоит из трех разделов: теоретического, практического и контрольного.
1.5 Виды и компоненты спортивной подготовки
№ п/п | Виды подготовки | Компоненты (подвиды) | Направленность работ |
Общефизическая | Повышение общей дееспособности | ||
1 | Физическая | Специально-физическая на суше и в воде | Развитие специальных физических качеств |
Обтекаемость | Длина скольжения | ||
2 | Техническая | Плавучесть | Уровень воды при равновесии в Воде в вертикальном положении с вытянутыми вверх руками на полном вдохе |
Техника плавания всеми способами | С помощью одних ног, с помощью одних рук, в полной координации | ||
Выполнение тестов | 3-6 х 50м с увеличивающейся скоростью и регистрацией количества гребков и частоты пульса | ||
Базовая | Психологическое развитие, образование и обучение | ||
3 | Психологическая | К тренировкам | Формирование значимых и благоприятных отношений к тренировочным требованиям и нагрузкам |
К соревнованиям | Формирования состояния «боевой готовности», способности к сосредоточенности и мобилизации | ||
4 | Тактическая | Индивидуальная | Подготовка к соревнованиям, распределение сил, разработка тактики поведения |
Командная | Подготовка к эстафете, распределение сил, разработка тактики поведения | ||
Лекционная | Приобретение системы | ||
5 | Теоретическая | В ходе практических занятий | специальных знаний, необходимых для успешной деятельности в |
Самостоятельная | плавании | ||
Соревнования | Приобретение соревновательного | ||
6 | Соревновательная | Модельные тренировки | опыта, повышение устойчивости |
прикидки | к соревновательному стрессу |
1.6 Прогнозируемый результат и способы его проверки
К концу обучения учащийся:
- овладеет навыком плавания в необходимом объеме
- улучшит физические показатели организма
- освоит правила безопасности на воде
- укрепит здоровье
- будет иметь представление об основах профилактики простудных заболеваний
- будут сформированы основные представления о правилах гигиены, медицинских понятиях в области физической культуры и спорта
- расширит представления о методах помощи на воде в экстремальных ситуациях
- овладеет понятиями о способах спортивного и прикладного плавания
- получит навык самостоятельных занятий физическими упражнениями, методами самооценки состояния организма
1.7 Формы подведения итогов реализации образовательной
программы:
В течение года будут проводиться соревнования:
- скоростное плавание
- «Веселые старты» на воде
- открытый урок для родителей
В течении года результаты обучения детей оцениваются педагогом на контрольных занятиях.
2. Содержание программы.
- Учебно - тематический план
- 1-ый год обучения
№ | Наименование разделов и тем | Всего часов | В том числе | |
Теоретические занятия | Практические занятия | |||
1 | Введение в курс занятий. | 2 | 2 | - |
2 | Ознакомление с водой | 24 | 1 | 23 |
3 | Основы лежания и скольжения на воде | 10 | 1 | 9 |
4 | Основы техники работы ног и рук | 12 | 1 | 11 |
5 | Гигиенические требования и закаливание организма | 1 | 1 | - |
6 | Общая физическая подготовка | 20 | 1 | 19 |
7 | Контроль подготовленности занимающихся | 3 | 3 | |
Итого | 72 | 7 | 65 |
- Содержание
- 1. Введение в курс занятий.
Теория: Правила поведения и меры безопасности в бассейне. Требования к занятиям.
2.Ознакомление с водой
Теория: ознакомление ребенка с водой и ее свойствами: плотностью, вязкостью, прозрачностью.
Практика: обучение ребенка самостоятельно передвигаться по дну, совершать простейшие действия, играть.
3.Основы лежания и скольжения на воде
Теория: ознакомление ребенка с основными видами упражнений для освоения с водой.
Практика: научить ребенка кратковременно погружать лицо в воду, подныривать под различные предметы, лежать и скользить на поверхности воды на груди и на спине.
4. Основы техники работы ног и рук
Теория:ознакомление с основными способами работы ногами и руками на груди и на спине упрощенными способами
Практика: научить работать ногми и руками на груди и на спине упрощенными способами.
5. Гигиенические требования и закаливание организма.
Теория: сведения о закаливании и профилактике простудных заболеваний, личная гигиена.
6. Общая физическая подготовка.
Теория: Общефизическое развитие организма. Развитие дыхания.
Практика: ОРУ на суше.
7. Контроль подготовленности занимающихся.
Практика: контроль осуществляется в соответствии с приведенными нормами.
- В конце первого года обучения учащиеся должны знать:
- - правила гигиены
- факторы закаливания
- технику безопасности при нахождении в бассейне
- Должны уметь:
- ходить и бегать в воде без поддержки взрослого
- прыгать с невысокого бортика бассейна
- подныривать под различные предметы
- задерживать дыхание
- доставать игрушку со дна бассейна
- выполнять лежание и скольжение на груди и на спине
- проплывать на задержке дыхания лежа на груди и на спине
- работать ногами и руками лежа на груди и на спине упрощенными способами
- Учебно - тематический план
- 2-ой год обучения
№ | Наименование разделов и тем | Всего часов | В том числе | |
Теоретические занятия | Практические занятия | |||
1 | Введение в курс занятий. | 1 | 1 | - |
2 | Ознакомление со свойствами воды | 24 | 1 | 23 |
3 | Основы техники передвижения в воде | 20 | 1 | 19 |
4 | Гигиенические требования и закаливание организма | 1 | 1 | - |
5 | Общая физическая подготовка | 23 | 1 | 22 |
6 | Контроль подготовленности занимающихся | 3 | - | 3 |
Итого | 36 | 5 | 67 |
- Содержание
- 1. Введение в курс занятий.
Теория: Цель, содержание обучения. Правила поведения и меры безопасности в бассейне. Требования к занятиям.
2. Ознакомление со свойствами воды.
Теория: Продолжать знакомить ребенка с водой и ее свойствами: плотностью, вязкостью, прозрачностью.
Практика: дети обучаются держаться на поверхности воды (всплывать, лежать, скользить) хотя бы в течение непродолжительного времени, тем самым получая представление о выталкивающей и поддерживающей силе воды.
3. Основы техники передвижения в воде.
Теория: Правила выполнение вдоха и выдоха в воду. Правильное положение тела при лежании на поверхности воды. Выполнение вдоха и выдоха в воду.
Практика: Обучение самостоятельному произвольному вдоху и выдоху. Обучение ребенка умению свободно лежать на груди и на спине. Обучение скольжению на груди и на спине на задержке дыхания. Передвижение на груди и на спине с работой ног и рук. Передвижение с дыханием.
4. Гигиенические требования и закаливание организма.
Теория: сведения о закаливании и профилактике простудных заболеваний, личная гигиена.
5. Общая физическая подготовка.
Теория: Развитие организма. Развитие дыхание, как важнейшего фактора для овладения техникой плавания.
Практика: ОРУ на суше.
6. Контроль подготовленности занимающихся.
Практика: контроль осуществляется в соответствии с приведенными нормами.
- В конце второго года обучения учащиеся должны знать:
- - правила гигиены
- - требования к режиму дня
- - технику безопасности при нахождении в бассейне
- - основы правильного дыхания в воде
- - положение рук и ног при выполнении скольжения
- Должны уметь:
- самостоятельно выполнять комплекс ОРУ на суше
- дети должны научиться самостоятельно произвольно выполнять вдох-выдох в воду несколько раз.
- свободно лежать на груди и на спине
- самостоятельно вставать из положения лежа на спине
- выполнять длительное скольжения до полной остановки
- выполнять длительное скольжение с работой ногами кролем
- выполнять длительное скольжение с работой руками кролем
- выполнять передвижение с доской с дыханием и работой ног
- - выполнять прыжок с бортика
- выполнять поиск предметов со дна бассейна
- Учебно - тематический план
- 3-ой год обучения
№ | Наименование разделов и тем | Всего часов | В том числе | |
Теоретические занятия | Практические занятия | |||
1 | Введение в курс занятий. | 1 | 1 | - |
3 | Основы техники плавания различными способами. | 42 | 1 | 41 |
4 | Психологическая подготовка | 2 | - | 2 |
5 | Гигиенические требования и закаливание организма | 1 | 1 | - |
7 | Общая и специальная физическая подготовка | 23 | 1 | 22 |
6 | Контроль подготовленности занимающихся | 3 | - | 3 |
Итого | 36 | 4 | 68 |
- Содержание
- 1. Введение в курс занятий.
Теория: Цель, содержание обучения. Правила поведения и меры безопасности в бассейне. Требования к занятиям.
2. Основы техники плавания различными способами.
Теория: Изучение техники упрощенного плавания кролем на груди, кролем на спине.
Практика: Обучение техники плавания кролем на груди, на спине. Разучивание работы ногами кролем на груди и кролем на спине. Разучивание работы руками кролем на груди и кролем на спине по элементам и в координации. Разучивание техники дыхания кролем на груди и кролем на спине. Согласование дыхания с работой руками кролем на груди и кролем на спине. Обучение нырянию в длину, глубину.
3. Психологическая подготовка.
Практика: Воспитание воли, целеустремленности, упорства, выполнение заданий тренера.
4. Гигиенические требования и закаливание организма.
Теория: сведения о закаливании и профилактике простудных заболеваний, личная гигиена.
5. Общая и специальная физическая подготовка.
Теория: Развитие организма для освоение техники различными способами плавания. Специальные упражнения для освоения техники плавания.
Практика: ОРУ на суше. Специальные упражнения пловца. Плавание с досками. Плавание с удлиненным выдохом.
6. Контроль подготовленности занимающихся.
Практика: контроль осуществляется в соответствии с приведенными нормами.
- В конце третьего года обучения учащиеся должны знать:
- - значение занятий физической культурой и спортом
- - влияние закаливания на организм человека
- - средства закаливания
- - основы техники спортивного плавания кролем на груди и кролем на спине
- Должны уметь:
- овладеть техникой работы ногами кролем на груди и кролем на спине
- овладеть основой спортивной техники работы руками кролем на груди и кролем на спине
- овладеть правильным дыханием при плавании кролем на груди и кролем на спине
- овладеть толчком от бортика при плавании на груди и на спине
- выполнять прыжки в воду с тумбочки
- скользить максимально долго на задержке дыхания
- Учебно - тематический план
- 4-ой год обучения
№ | Наименование разделов и тем | Всего часов | В том числе | |
Теоретические занятия | Практические занятия | |||
1 | Введение в курс занятий. | 1 | 1 | - |
2 | Основы техники плавания различными способами | 42 | 1 | 41 |
3 | Психологическая подготовка | 2 | - | 2 |
4 | Гигиенические требования и закаливание организма | 1 | 1 | - |
5 | Общая и специальная физическая подготовка | 20 | 1 | 19 |
6 | Основы прикладного плавания | 3 | 1 | 2 |
9 | Контроль подготовленности занимающихся | 3 | - | 3 |
Итого | 72 | 5 | 67 |
- Содержание
- 1. Введение в курс занятий.
Теория: Цель, содержание обучения. Правила поведения и меры безопасности в бассейне. Требования к занятиям. Значение занятий физкультурой и спортом.
2. Основы техники плавания различными способами.
Теория: Совершенствование техники плавания кролем на груди, кролем на спине. Изучение техники плавания брассом.
Практика: Совершенствование техники плавания кролем на груди, на спине. Совершенствование работы ногами кролем на груди и кролем на спине. Совершенствование работы руками кролем на груди и кролем на спине по элементам и в координации. Совершенствование техники дыхания кролем на груди и кролем на спине. Совершенствование согласования дыхания с работой руками кролем на груди и кролем на спине. Обучение техники плавания брассом по элементам и в координации.
3. Психологическая подготовка.
Практика: Воспитание воли, целеустремленности, упорства, выполнение заданий тренера.
4. Гигиенические требования и закаливание организма.
Теория: сведения о закаливании и профилактике простудных заболеваний, личная гигиена.
5. Общая и специальная физическая подготовка.
Теория: Развитие организма для освоение техникой различными способами плавания. Специальные упражнения для освоения техники плавания.
Практика: ОРУ на суше. Специальные упражнения пловца. Плавание с досками. Плавание с удлиненным выдохом. Плавание в ластах.
6. Основы прикладного плавания.
Теория: История развития прикладного плавания. Изучение техники прикладного плавания и его значение при спасении на воде.
Практика: Обучение техники прикладного плавания. Плавание на боку, брассом на спине.
7. Контроль подготовленности занимающихся.
Практика: контроль осуществляется в соответствии с приведенными нормами.
- В конце четвертого года обучения учащиеся должны знать:
- - значение занятий физической культурой и спортом
- - влияние закаливания на организм человека
- средства закаливания
- технику плавания кролем на груди и кролем на спине
- значение прикладного плавания
- основы техники прикладного плавания
- основы техники плавания брассом
- Должны уметь:
- овладеть правильной техникой работы ногами кролем на груди и кролем на спине
- овладеть правильной техникой работы руками кролем на груди и кролем на спине
- овладеть правильным дыханием при плавании кролем на груди и кролем на спине
- овладеть техникой плавания брассом
- овладеть техникой плавания на боку
- овладеть техникой плавания брассом на спине
- выполнять старты в воду с бортика
- свободно и долго лежать на воде
- максимально далеко скользить
- адекватно (критично) оценивать собственные плавательные возможности
- Учебно - тематический план
- 5-ый год обучения
№ | Наименование разделов и тем | Всего часов | В том числе | |
Теоретические занятия | Практические занятия | |||
1 | Введение в курс занятий. | 1 | 1 | - |
2 | Техника плавания различными способами | 42 | 1 | 41 |
3 | Психологическая подготовка | 2 | - | 2 |
4 | Гигиенические требования и закаливание организма | 1 | 1 | - |
5 | Прикладное плавание и спасение пострадавшего на воде | 3 | 1 | 2 |
6 | Общая и специальная физическая подготовка | 20 | 1 | 19 |
7 | Контроль подготовленности занимающихся | 3 | - | 3 |
Итого | 36 | 5 | 67 |
- Содержание
- 1. Введение в курс занятий.
Теория: Цель, содержание обучения. Правила поведения и меры безопасности в бассейне. Требования к занятиям. Значение занятий физкультурой и спортом.
2. Техника плавания различными способами.
Теория: Техника плавания кролем на груди, кролем на спине, брассом. Обучение техники плавания баттерфляем.
Практика: Совершенствование техники плавания кролем на груди, на спине. Совершенствование работы ногами кролем на груди и кролем на спине. Совершенствование работы руками кролем на груди и кролем на спине по элементам и в координации. Совершенствование техники дыхания кролем на груди и кролем на спине. Совершенствование согласования дыхания с работой руками кролем на груди и кролем на спине. Обучение техники плавания брассом по элементам и в координации. Обучение основам техники плавания баттерфляем.
3. Психологическая подготовка.
Практика: Воспитание воли, целеустремленности, упорства, выполнение заданий тренера.
4. Гигиенические требования и закаливание организма.
Теория: сведения о закаливании и профилактике простудных заболеваний, личная гигиена.
5. Общая и специальная физическая подготовка.
Теория: Развитие организма для освоение техникой различными способами плавания. Специальные упражнения для освоения техники плавания.
Практика: ОРУ на суше. Специальные упражнения пловца. Плавание с досками. Плавание с удлиненным выдохом. Плавание в ластах. Плавание с изменением темпа, шага, ритма.
6. Прикладное плавание и спасение пострадавшего на воде
Теория: Значение прикладного плавания. Техника спасения пострадавшего на воде. Способы оказания первой помощи.
Практика: Техника транспортировки пострадавшего с использованием различных способов прикладного плавания.
7. Контроль подготовленности занимающихся.
Практика: контроль осуществляется в соответствии с приведенными нормами.
- В конце пятого года обучения учащиеся должны знать:
- - значение занятий физической культурой и спортом
- - влияние закаливания на организм человека
- средства закаливания
- технику плавания кролем на груди и кролем на спине
- технику плавания брассом
- основы техники плавания баттерфляем
- методы оказания первой помощи на воде
- технику транспортировки пострадавшего на воде
- Должны уметь:
- овладеть правильной техникой работы ногами кролем на груди и кролем на спине
- овладеть правильной техникой работы руками кролем на груди и кролем на спине
- овладеть правильным дыханием при плавании кролем на груди и кролем на спине
- овладеть техникой плавания брассом
- овладеть техникой транспортировки пострадавшего на воде
- выполнять старты в воду с бортика
- свободно и долго лежать на воде
- максимально далеко скользить
- адекватно (критично) оценивать собственные плавательные возможности
- Контрольные упражнения и нормативы для учащихся первого года обучения
Упражнения | Нормативы |
1. Погружение под воду с продолжительным выдохом | 10-12 погружений подряд |
2. Погружение под воду с заданием поднять со дна бассейна несколько небольших предметов | 5-6 предметов |
3. Лежание на груди в положении «звездочка» | 10 секунд |
4. . Скольжение на груди, руки за головой без работы ног | 5-6 метров |
5 Лежание на спине в положении «звездочка» | 10 секунд |
6. Скольжение н/с, руки вдоль туловища, без работы ног. | 5-6 метров |
7. Скольжение на груди в положении «стрелочка» с работой ног на задержке дыхания | 10 метров |
- Контрольные упражнения и нормативы для учащихся второго года обучения
Упражнения | Нормативы |
1. Погружение под воду с продолжительным выдохом | 18-20 погружений подряд |
2. Погружение под воду на задержке дыхания | 15 секунд |
3. Погружение под воду с заданием поднять со дна бассейна несколько небольших предметов | 9-10 предметов |
4. Лежание на груди в положении «звездочка» | 30 секунд |
5. Скольжение на груди, руки за головой без работы ног | 9-10 метров |
6.Лежание на спине в положении «звездочка» | 30 секунд |
7. Скольжение н/с, руки вдоль туловища, без работы ног. | 9-10 метров |
8. Скольжение на груди, руки за головой в положении «стрелочка» с работой ног на задержке дыхания | 15 метров |
9. Скольжение н/с, руки за головой, с работой ног | 10 метров |
10. Движение ногами кролем на груди с доской с дыханием | 25 метров |
11. Соскок вниз ногами с бортика бассейна | 2-3 раза |
- Контрольные упражнения и нормативы для учащихся третьего года обучения
Упражнения | Нормативы |
1. Скольжение на груди, руки за головой в положении «стрелочка» с работой ног с дыханием | 20 метров |
2. Скольжение н/с, руки за головой, с работой ног | 20 метров |
3. Работа руками и ногами кролем на груди на задержке дыхания на технику | 15 метров |
4. Работа руками и ногами кролем на спине на технику | 15 метров |
5. Соскок вниз ногами с тумбочки бассейна | 4-5 раз |
6. Движение ногами и руками кролем на спине в полной координации на технику | 25 метров |
- Контрольные упражнения и нормативы для учащихся четвертого года обучения
Упражнения | Нормативы |
1. Скольжение на груди, руки за головой с работой ног с дыханием | 25 метров |
2. Скольжение н/с, руки за головой, с работой ног с дыханием | 25 метров |
3. Плавание способом кроль на груди в полной координации | 50 метров |
4. Плавание способом кроль на спине в полной координации | 50 метров |
6. Брасс в полной координации | 25 метров |
7. Ныряние и проплывание под водой на задержку дыхания | 12 метров |
8. Старт с низкого бортика из положения стоя в наклоне | |
9. Плавание в ластах | 100 метров |
- Контрольные упражнения и нормативы для учащихся пятого года обучения
Упражнения | Нормативы |
1. Плавание способом кроль на груди в полной координации на время | 50 метров |
2. Плавание способом кроль на спине в полной координации на время | 50 метров |
3. Брасс в полной координации | 25 метров |
4. Плавание способом дельфин на технику | 25 метров |
5. Старт с низкого бортика с выходом из воды с работой ногами кролем | |
6. Старт на спине из воды | |
7. Комплексное плавание | 100 метров |
8. Плавание в ластах | 200 метров |
3. Организация занятий по плаванию
Учебный план условно делится на три периода :
- Подготовительный (сентябрь - октябрь)
- Основной (ноябрь - март)
- Заключительный (апрель - май)
Подготовительный период
Медицинский осмотр детей. Оценка физического развития ребенка. Обучение плаванию. Постановка дыхания. Освоение элементов техники плавания. Выбор индивидуальных специальных упражнений. Обучение скольжению. Контроль паузы скольжения.
Основной период
Совершенствование дыхания, техники плавания и техники индивидуальных упражнений. Воспитание осанки. Тренировка мышечной, дыхательной и сердечно - сосудистой систем индивидуальным дозированием нагрузки с ее возрастанием.
Заключительный период
Дальнейшее совершенствование и закрепление техники плавания, дыхания и выполнения индивидуальных комплексов. Подведение итогов - проведение открытых уроков для родителей; активный отдых и оздоровление; рекомендации родителям для самостоятельных занятий с детьми.
Длительность занятий 45 мин.
В бассейне занимаются, как правило, 18-20 детей одновременно.
При проведении уроков учитываются возрастные особенности детей, уровень их физической подготовленности и умения плавать.
4. Методы и приемы организации образовательного процесса
Словесные методы: объяснение, рассказ, беседа, замечание, команда, распоряжение, указание, подсчет (учитель или хором группа); в воде - краткие напоминания, громкие команды и т.д.
Наглядные методы: показ упражнения квалифицированными исполнителями с объяснением, показ пособий (плакаты, рисунки, фильмы и т.п.), сигналы жестом, свистком, голосом.
Практические методы: упражнения, многократные повторения, игры, соревнования (упражнения на оценку, кто лучше и т.п.).
Приемы: облегчение условий плавания (поперек бассейна), усложнение (на глубине, только руками, доска в вертикальном положении, медленное плавание, ориентиры, парами).
Структура урока
Вводная часть: сообщение задач, беседа, подготовительные упражнения в воде.
Основная часть (25-35 мин): изучение нового материала, совершенствование навыков разными методами (в том числе игрой), плавание с удлиненной паузой скольжения и скоростное плавание.
Заключительная часть (3-5 мин): Самостоятельное плавание, игры в воде, организованный выход из воды, перекличка, подведение итогов, объявление оценок, подсчет ЧСС, организованный уход.
В построении занятий с детьми при начальном обучении плаванию большое значение приобретают основные дидактические принципы. К ним относятся принцип сознательности и принцип активности ребенка на уроке, а также принцип эмоциональности.
5. Дидактический материал и техническое оснащение занятия
Занятия проводятся в большом плавательном бассейне. Длина бассейна 25 м., глубина до 2м.
На занятиях по мере необходимости может использоваться следующее оборудование:
- дополнительные плавсредства (нарукавники, поддерживающие пояса)
- плавательные доски
- мячи, кольцо для водного баскетбола
- тонущие игрушки
- ласты
- лопатки
6. Медицинский контроль
Основными задачами медицинского контроля является:
- выявление противопоказаний к занятиям
- определение функционального состояния для назначения соответствующей нагрузки
- контроль за состоянием учащихся
первые две задачи решаются перед началом курса оздоровления, третья в процессе занятий. Результаты обрабатываются, дается сравнительный анализ.
7. Аналитическая деятельность
Контрольные нормативы составлены с учетом возрастных особенностей. Постоянный анализ занятий помогает с большим эффектом использовать средства и методы, применяемые на уроках.
Поскольку одной из задач обучения является укрепление здоровья, то для этого рекомендуется вести наблюдения за занимающимися в течение всего курса обучения плаванию.
Наблюдения включают в себя:
- медицинское обследование (антропометрию, функциональное состояние здоровья ребенка)
- педагогический контроль (выполнение и соответствие физической нагрузки, самочувствие ребенка во время занятий, посещение, поведение ребенка на уроке)
- контроль за ребенком в семье
все это является важнейшим условием качества педагогического процесса обучения и формирование потребности в занятиях плаванием и физической культурой.
8. Воспитательная работа.
Спортивно-оздоровительные занятия по плаванию обладают широкими воспитательными возможностями. Главная задача в занятиях со школьниками – развитие у детей и молодежи гражданственности, патриотизма, воспитание высокоморальных качеств, чувства коллективизма, дисциплинированности и трудолюбия.
Воспитательная работа с учащимися школы направлена на воспитание гармонично развитого человека, активной, целеустремленной сознательной личности, обладающей духовным богатством и физическим совершенством.
На первом этапе работы со школьниками стоит задача привить интерес к занятиям по плаванию, сдружить детей, добиться добросовестного выполнения заданий тренера. Этому способствуют интересное построение занятий, широкое применение игрового метода, поощрение даже небольших достижений каждого и вовлечение членов группы в сопереживание успехов друг друга. Для сплочения коллектива рекомендуется отмечать дни рождения одноклассников, проводить спортивно-оздоровительные праздники, торжественно отмечать переход учащихся на следующий этап подготовки. В этом деле большая роль принадлежит спортивным традициям, ритуалам, церемониям. На стенде школы должна быть размещена регулярно обновляемая информация о рекордах школы, результатах соревнований, поздравление победителей и учащихся. Весьма важными являются публикации в обычной и электронной прессе на сайте школы.
На тренировочном занятии следует хоть раз отметить каждого ученика и всю группу в целом. После любого тренировочного занятия в бассейне или зале школьник должен почувствовать, что сделал еще один шаг к достижению поставленной перед ним цели.
От тренера требуется умение правильно моделировать мотивационную структуру личности школьника, формировать у него устремленность, постоянную «заряженность» на достижение конкретной цели.
С воспитательной точки зрения важно, чтобы динамика мотивов деятельности учащихся имела выраженную тенденцию: от случайных и мимолетных мотивов – к устойчивым, от неосознанных мотивов – к осознанным, от личных мотивов – к общественным и т.д.
В школе обучаются разные по характеру, привычкам, интересам, культуре поведения и воспитанию дети. Тренеру необходимо терпеливо учить их науке коллективной жизни, соблюдению правил и традиций, уважению к каждому члену класса. Воспитывать честность, справедливость, верность данному слову, готовность защищать слабых, помогать товарищам, способность защищать коллективные интересы: класса, школы, города, России.
9. Заключение.
Ведущая идея программы – через массовое обучение детей плаванию привлечь их к систематическим занятиям физической культурой и спортом, здоровому образу жизни, а также помочь каждому ребенку найти свой путь к самосовершенствованию.
Список литературы
- Балакирева Н.И. и др. Валеологизация образовательного процесса. Методическое пособие. – Новокузнецк, 1999.
- Булгакова Н.Ж. Плавание. - М.: Физкультура и спорт, 1999.
- Викулов А.Д. Плавание. – М.: Владос-пресс, 2003.
- Ганчар И. Л, Плавание: теория и методика преподавания. – Минск, 1998.
- Горбунов Г.Д. Психопедагогика спорта. – М.: Физкультура и спорт, 1986.
- Зенов Б.Д., Кошкин И.М., Вайцеховский С.М. Специальная физическая подготовка пловца на суше и в воде. – М.: Физкультура и спорт, 1986.
- В. М, Лях, Л, Б, Кофман, Г. Б, Мейксон. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов. – М., 1996.
- Макаренко Л. П. Универсальная программа начального обучения детей плаванию. – М.: ФИС, 1985. с. 27-38.
- Озолин Н.Г. Настольная книга тренера. – М.: Астрель. 2003.
- Петухов С.И., д.п.н., и др. Познавательно-развивающие педагогические технологии оздоровительной направленности в системе непрерывного физического воспитания. Программно-методический комплекс. – Новокузнецк, 2002.
- Талаче Ежи. Энциклопедия физических упражнений. – М.: Физкультура и спорт, 1998.
- Плавание: Методические рекомендации для тренеров детско-юношеских спортивных школ и училищ олимпийского резерва. – М., 1993.
- Лекции для студентов очного отделения кафедры плавания ГЦОЛИФК. – М., 1990.
- Плавание. Методические рекомендации (учебная программа) для тренеров детско-юношеских спортивных школ и училищ олимпийского резерва/ под общ. Ред. А.В. Козлова. – М., 1993.
- Научное обеспечение подготовки пловцов: Педагогические и медико-биологические исследования/ Под ред. Т.М. Абсалямова, Т.С. Тимаковой. – М.: ФиС, 1983.
- Плавание. Поурочная программа для ДЮСШ, СДЮШОР и ШВСМ / Под общ. Ред. Л.П. Макаренко. – М., 1983.
- Плавание: Учебник/ Под ред. В.Н. Платонова. – Киев: Олимпийская литература, 2000.
- Приказ Государственного комитета Российской Федерации по физической культуре, спорту и туризму от 28 июня 2001г. № 390 «Об утверждении Типового плана-проспекта учебной программы для спортивных школ (ДЮСШ, СДЮШОР, ШВСМ и УОР).
- Плавание. Примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва. – М.: Советский спорт, 2006- 216с.
Список литературы для родителей
- Бабенкова Е.А. Как помочь детям стать здоровым. - М.; Астрель, 2003
- Булгакова Н.Ж. Игры у воды, на воде, под водой. – М.: Физкультура и спорт, 2000.
- Зайцев Г.К.Уроки Айболита. – СПб., 1997.
- Кубышкин В.П. Учите школьников плавать. - М., ФИС, 1998
- Макаренко Л.П. Юный пловец. – М.: Физкультура и спорт, 1983.
- Мурыкин Р.П. Я учусь плавать М., 1991
- Осокина Т. И., Тимофеева Е. А. Обучение плаванию в детском саду. – М., 1991
- Плавание: Учебник/под ред. В.Н.Платонова. – Киев: Олимпийская литература, 2000
- Физкультура для всей семьи./Сост. Т.В. Козлова, Т.А. Рябухина – М., 1989.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская образовательная программа дополнительного образования «Фортепианный ансамбль» для детских школ искусств,центров детского творчества.
Предполагаемая программа направлена на формирование и развитие навыков коллективного инструментального /фортепианного/ музицирования. Коллективное инструментальное музи...
Образовательная программа дополнительного образования детей "Школа лидера"
Проблема воспитания лидера сейчас наиболее актуальна, без воспитания позиции лидера невозможно существование страны – лидера.Происходящие в современном обществе процессы возвращают сегодня понятию «ак...
образовательная программа дополнительного образования "Школа вожатского мастерства"
Авторская программа дополнительного образования "Школа вожатского мастерства" разработана для обучения старших вожатых школ, руководителей детских общесвенных организаций....
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ
В связи с увеличением роли патриотического воспитания школьников огромное значение приобретает проблема организации и деятельности школьных музеев. Школьный музей обла...
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ "ПАЛИТРА" (интегрированные уроки ИЗО и ДПИ) Автор – разработчик: Топилина Юлия Геннадьевна, педагог дополнительного образования Возраст обучающихся –7-18 лет Срок реализации программы – 3 года
Данная образовательная программа отличается от аналогичных программ в некоторых важных аспектах. Прежде всего, особенностью программы является то, что ведущей формой её реализации является совместная ...
Образовательная программа дополнительного образования воспитанников с ограниченными возможностями здоровья образовательной школы VIII вида (вышивка крестом и лентой)
Клуб «Золотой напёрсток» (вышивка крестом) позволяет использовать все познавательные возможности детей, обучение вышивки крестом и лентами развивает мышление, способность к пространственному анализу, ...
Образовательная программа дополнительного образования воспитанников с ограниченными возможностями здоровья образовательной школы VIII вида (работа с природным материалом)
С глубокой древности человек изготовлял различные изделия, стремился сделать их не только удобными для пользования, но и красивыми. Материалом для работ служило то, что дарила земля, что исходило от с...