"Мотивационное обеспечение образовательного процесса"
статья по физкультуре
Предварительный просмотр:
Мотивационное обеспечение образовательного процесса
Факт того что мотивация одна из сложнейших педагогических проблем неоспорима. Мы часто слышим: «Дети всё больше начинают забивать на учёбу”, “Вот у современных тетей совсем нет мотивации учится”... Как бы не хотелось этого признавать но, отсутствие мотивации — основная причина учебной неуспеваймости. Что делать, чтобы никогда больше не слышать от ученика “Не хочу!” “Не буду!”
Каждому учителю известна такая ситуация: ребенок может учиться, но ко всему относится спустя рукава. Формирование мотивации учения - это решение вопросов развития и воспитания личности. Изменения в мотивации происходят быстро. Но проблема мотивации в том ,что как быстро она появляется ,так же она и пропадает. Подтверждают это и результаты психодиагностики. Поэтому проблема учебной мотивации считается одной из центральных в педагогике и педагогической психологии. Актуальна для всех участников учебно- воспитательного процесса: учащихся , родителей и учителей.
Мотивационная основа учебной деятельности учащегося состоит из следующих элементов:
- сосредоточение внимания на учебной ситуации
– осознание смысла предстоящей деятельности
– осознанный выбор мотива
– целеполагание
– стремление к цели (осуществление учебных действий)
– стремление к достижению успеха (осознание уверенности в правильности своих действий) – самооценка процесса и результатов деятельности (эмоциональное отношение к деятельности).
Проанализируем представленную структуру.
1. Сосредоточение внимания учащегося на учебной ситуации. Для включения в деятельность, для выполнения задания учащемуся необходимо сосредоточить свое внимание на учебной ситуации, переключить на нее свои интересы, цели и мотивы, затормозить побуждения, отвлекающие от урока. Внимание, то есть способность сосредоточиться на усвоении заданных объектов, – это необходимое условие всех познавательных процессов. Именно внимание является начальной фазой учебной деятельности на уроке. Что заставляет его активизировать свое внимание? В случае непроизвольного внимания предмет притягивает ученика своими свойствами (необычное, яркое, новое, занимательное, связанное с профессией и т.п.). Произвольное внимание возникает в результате усилия воли ученика, а также зафиксированной ранее установки быть внимательным.
2. Осознание смысла предстоящей деятельности. Для того, чтобы ребенок осознал потребность в каком-то предмете (в знаниях, в новых способах действий и т.п.), ему необходимо представить этот предмет как значимый для него, как нужный ему в данный момент или в будущем. После получения информации в сознании ребенка возникает знание о предмете , происходит осознание потребности в учебной деятельности, организуемой учителем на уроке. Следовательно, учебная деятельность, которой начинает заниматься ученик, формирует смысловую установку к деятельности, которая и обеспечивает дальнейшее ее развитие. Смысловые установки создают готовность к действию. Вот почему каждый ученик должен сам осознать смысл предстоящей деятельности, только тогда у него возникнет желание что-то делать и он включится в активную деятельность. Таким образом, вторая структурная единица деятельности заключается в получении учащимися информации о предмете потребности и осознании ими личностного смысла предстоящей деятельности, что в свою очередь выражается в готовности действовать.
3. Осознанный выбор мотива. Следующий этап деятельности заключается в осознании актуальной потребности и выборе мотива учения. Это стимулирует ученика на совершение определенных действий, но решение действовать принимает сам ученик. Под влиянием педагогических воздействий он осознает свои потребности и действует, побуждаемый значимым в данной ситуации мотивом. В идеальном случае из всех побуждений (стремление поговорить с товарищем, желание помечтать, посмотреть в окно, вдуматься, о чем идет речь на уроке, и т.п.) он выбирает нужные ему мотивы учебной деятельности (осознает необходимость овладения новыми знаниями и умениями, стремится преодолеть познавательное затруднение, выработать в себе необходимые способности и качества). актуальный мотив и с этого момента уже активно включается в деятельность. Поэтому значение мотива неизмеримо. Мотив есть итог самоопределения учащегося в деятельности. И от педагога во многом зависит, как его воспитанник строит свою мотивацию. Способ выработки мотивации, а не ее наличие характеризует индивидуальность человека.
4. Целеполагание – выработка учащимся целей учебной деятельности. То, как будет складываться деятельность, исходящая из какого-либо мотива, определяется целью. Если мотив побуждает к деятельности, то цель характеризует направленность активности ученика, определяет характер отдельных учебных действий. Цель ставится и формулируется самим человеком. Если учащемуся «навязывается» цель, то деятельность от него отчуждается, становится нецелостной, нестабильной. Учитель должен занять позицию помощника в разработке цели деятельности.
5. Стремление к цели – осуществление учебных действий. Учащийся выполняет действия, участвует в решении учебных задач или выполняет трудовое задание. Один ученик стремится к цели, выполняя действия повторяющего характера, другой - может действовать самостоятельно и творчески .
6. Стремление к достижению успеха – осознание уверенности в правильности своих действий. Мотивация достижения имеет место там, где деятельность подвергается оценке. В школьном возрасте учебная деятельность является доминирующей. Общество ожидает и требует от учащегося усвоения знаний , умений и навыков, моральных норм и форм социального взаимодействия, чтобы стать полезным этому обществу. Тот, кто плохо учится, не старается, избегает трудностей, не стремится получить хорошие знания, не может рассчитывать на положительную оценку. И наоборот, если школьник учится старательно и успешно, то может быть уверен в признании и позитивной оценке своих действий.
Учение во многом есть достижение цели, вот почему важную роль играет мотивация достижения. Мотивированность достижением проявляется в готовности стремиться к целям и быть настойчивым в этом. Мотивированные достижением действия побуждаются оценкой результатов своих усилий. В поведении достижения цели в обучении ученики сталкиваются с «надеждой на успех» и «боязнью неудачи». Первая из них выражает уверенность в достижении намеченной цели, вторая связана с тревожным опасением не суметь ее достичь, не оправдать ожиданий, провалиться. Например, в случае задания, представляющегося ученику чрезвычайно трудным, актуальная «надежда на успех» будет выражена слабо, а «боязнь неудачи» – сильно. Противоположная картина будет наблюдаться, если предъявляемые требования кажутся человеку легкими. Для достижения поставленной цели учащийся должен быть уверен в правильности своих действий: ему необходимо контролировать и оценивать свои действия, результаты работы. Интерес, стремление к деятельности, другие мотивы подкрепляются, если есть результаты и удовлетворение от работы. С другой стороны, препятствия, неудачи в удовлетворении потребностей рождают эмоции недовольства, раздражения, в некоторых случаях – состояние угнетенности и подавленности. Опытные педагоги хорошо знают, что неудачи в преодолении познавательных затруднений, в осуществлении трудовых заданий рождают у многих учащихся чувства растерянности, уныния, тревоги, раздражения. Неудовлетворение потребности, отмечают психологи, может вызвать ее угасание. И тогда ни воля, ни способности учащихся, ни приемы побуждения учителя не смогут изменить этого процесса. Чтобы положительные побуждения не угасли, их необходимо подкрепить эмоциональным удовлетворением от процесса и результата работы. Причем эти эмоции нужно обеспечивать на каждом занятии, ежедневно, регулярно. Для этого учащемуся целесообразно предлагать небольшие конкретные задания и постоянно информировать его об успешности их выполнения .
7. Самооценка процесса и результата деятельности – эмоциональное к ней отношение. Осознавая смысл и значение выполняемой деятельности, учащийся сопоставляет ее качество с нормами общества и проявляет готовность отвечать за последствия своих действий. Самооценка, ее рефлексия обнажают общественную сущность деятельности учащегося, раскрывают ее социальность. В учебной деятельности учащийся постоянно нуждается в оценке своих действий другими. Именно это стремление побуждает многих школьников быть активными.
Рассмотренная структура учебной деятельности (мотивационный аспект) еще раз подчеркивает ту мысль, что педагогическое руководство учащимися не следует ограничивать лишь обучением, в его задачи входит постоянное создание благоприятных условий формирования учебной деятельности.
Формирование мотивации учения школьника должно происходить на основе четко поставленной цели — получения хорошего образования. Очевидно, что не каждый ребенок с раннего возраста понимает, что он учится, прежде всего, для себя, для своих дальнейших достижений. Поэтому наша цель помочь им в осознании этой цели.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации "Программно-методическое обеспечение образовательного процесса педагога дополнительного образования"
Методические рекомендации содержат теоретические и методологические основы планирования и прогнозирования образовательного процесса. Образцы представленной документации соответствуют современным...
Мотивационное обеспечение в процессе учебных занятий
Физическое воспитание представляет собой процесс решения определенных воспитательно-образовательных задач, которому присущи все признаки педагогического процесса. Отличительной же особенностью ф...
«Мотивационное обеспечение в процессе учебных занятий» Аносова Лилия Алексеевна, Топильская Ирина Юрьевна преподаватели физического воспитания СГБОУ С0 СПО Саратовский областной химико-технологический техникум
Физическое воспитание представляет собой процесс решения определенных воспитательно-образовательных задач, которому присущи все признаки педагогического процесса. Отличительной же особенностью ф...
Организация и обеспечение образовательного процесса, ориентированного на формирование, сохранение и укрепление физического, духовного и социального здоровья обучающихся в условиях образовательного учреждения"
Организация и обеспечение образовательного процесса...
Мотивационное обеспечение учебного процесса на современном уроке
Цель: ознакомление слушателей с приемами мотивационного обеспечения учебного процесса на современном уроке...
Статья:"Мотивационное обеспечение учебного процесса на современном уроке".
Мотив - побуждение к достижению цели.Мотивация объясняет целенаправленность действия, организованность и устойчивость деятельности, направленной на достижение определенной цели....
Проектное задание в рамках КПК «Обеспечение образовательного процесса для инвалидов и лиц с ОВЗ в профессиональных образовательных организациях (с применением ДОТ)»
Проектное задание по теме «Подбор и разработка учебных материалов по физике для обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ» разработано в рамках курсов повышения квалификации....