Статья на тему: "Русские народные игры в современной системе ФГОС"
статья по физкультуре (5, 6 класс)

Анискевич Анна Васильевна

 

Русская народная игра, как средство побуждения ребёнка к самовоспитанию, к добровольной работе над улучшением своего нравственного поведения, к честности, справедливости, доброте и другим важнейшим человеческим качествам.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_igry.docx16.74 КБ

Предварительный просмотр:

Статья на тему: «Русские народные игры в современной системе ФГОС»

В настоящее время в России идет становление новой системы образования. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и в практике учебно-воспитательного процесса. С введением ФГОС начального общего образования, а затем и основного общего образования кардинально поменялся подход к построению уроков и занятий физической культуры. Воспитательные задачи перешли на первые позиции. В обучении используется гуманистический подход, определенный законом об образовании РФ как приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности… »[1].

Целью моей деятельности является активное использование русских народных игр в процессе нравственного и физического воспитания школьников.

Новизна, думается, заключается в особом подборе игр по их двигательному содержанию. Игры, в которых  действия, совпадают по структуре, с определенными действиями, движениями позволяют совершенствовать их, подготавливая учащихся  к сдаче норм ГТО, повышая их двигательную активность за счёт правил, роли и сюжета игры.

Коллективное творческое взаимодействие во время игры способствует формированию толерантности - одной из актуальнейших проблем современного мирового сообщества.

Применение русских народных игр на занятиях физической культуры требует их специального отбора для решения различных педагогических задач. Для этого создаются рабочие группировки игр, сходных по определенным признакам.

Опираясь на классификацию А.А. Тарана,  мы подбираем игры по двигательному содержанию (слайд 3). Для решения воспитательных задач: по видовому отражению национальной культуры(слайд 4),  решая задачи по использованию народных игр на различных этапах урока, мы позволили себе использовать собственную классификацию: подбор игр  по их отношению к структуре урока  (слайд 5).

Используя традиционные методы работы (Фронтальный, групповой индивидуальный) мы стараемся применять нетрадиционные подходы:

  • при делении на группы (микрогруппы) учитываем интересы учащихся;
  • при использовании индивидуального метода, учитывается показатели физической подготовленности и динамика их изменений (подбор конкретных упражнений).

Это способствует персонализации заданий и овладению школьниками базовыми основами двигательной деятельности.

В работе над домашними заданиями использую проектный метод, результатом является создание памяток для учащихся гимназии по использованию русских народных игр.  Применение данного метода позволяет учащимся самостоятельно проанализировать игры, в соответствии с поставленной задачей,  провести сопоставление с другими традициями, способствуя формированию межэтнической толерантности: уважения к другим народам России и мира и принятию их.

Обязательным, считаю,  использование при проведении занятий не только двигательных возможностей русских народных игр, но и их воспитательный потенциал.

Занятия проводятся на основе технологии сотрудничества, создавая оптимальные условия для формирования у гимназистов культуры достоинства, самовыражения личности, которые исключают  фактор страха перед неправильным выполнением действия. В связи с этим предъявляю особые требования к себе:

В.А. Сухомлинский отмечал, что «…если человека учат добру - ... в результате - будет добро. Только учить надо постоянно, требовательно, настойчиво, в игровых формах, с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей»[4].

Разыгрывая образ, гимназисты перевоплощаются в него, исчезают комплексы переживаний, связанные с физическим несовершенством тела, неумением им управлять, возникает, по определению И.П. Павлова, «мышечная радость». Создаётся наиболее благоприятный эмоциональный фон для прочувствования внутренней структуры движений, создается ситуация успеха на занятии.

Таким образом, игра развивает у учащихся умение действовать в реальных ситуациях в соответствии с полученными нравственными знаниями, формируя гуманистические толерантные отношения.

В игре нравственные требования заключены не в словесных наставлениях, а в её содержании, её правилах и традициях. 

Поэтому игру можно рассматривать как средство побуждения ребёнка к самовоспитанию, к добровольной работе над улучшением своего нравственного поведения.

Высокие требования к честности, справедливости, доброте и другим важнейшим человеческим качествам заключены во всех народных играх. Вот почему так важно не декларировать духовно-нравственное воспитание, а использовать духовно-нравственный потенциал народных игр на уроках и во внеурочной деятельности.

С применением  подвижных и народных игр возрос интерес учащихся к урокам  физической культуры и к занятиям во внеурочной деятельности; - выросло качество знаний.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок технологии-7 класс Тема: «Русский женский народный костюм»

В ходе урока учащиеся знакомятся с тадициями русского народа, с женским народным русским костюмом.Одежда может многое рассказать о человеке, носившем её: откуда он родом, какого возраста и сослов...

Статья на тему:"Русские на Северо-Западе"

Статья "Русские на Северо-Западе" посвещена освоению и заселению русскими территории Северо-Западного региона. В ней раскрываются этнические  особенности русского народа, появившегося на данной т...

Урок-игра по музыке в 3-4 классах на тему "Русские народные музыкальные инструменты"

Данный урок расчитан на учащихся 3-4 классов. Проводится в форме игры "Поле чудес". Тематика игры - "Русские народные музыкальные инструменты"....

Статья: "Легенда о древней народной игре Знамя"

В этой статье вы познакомитесь с краткой историей зарождения подвижной игры "Знамя" в с. Манжерок Республики Алтай.Также в данной статье Впервые опубликованы правила этой древней народной игры....

Методическая разработка серии занятий кружка «Народное творчество» для обучающихся 5 классов СКК VII вида по теме: «Русские народные инструменты и исполнение шумовым оркестром мелодии русской народной песни «Калинка».

Автор Филатова С.Ю. – учитель музыки, руководитель кружка «Народное творчество» для учащихся 5 класса (коррекционный класс СКК VII вида) предлагает  методическую разработку внеу...