ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «БАСКЕТБОЛ"
рабочая программа по физкультуре
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО БАСКЕТБОЛУ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО БАСКЕТБОЛУ | 173 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа « Рахьинский центр образования»
Принята на заседании педагогического совета Протокол № ____ от «____» ______________ 2018г. | «Утверждено» Приказом директора Приказ № ____ от «____» ____________ 2018г. |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Баскетбол»
Направленность: физкультурно-оздоровительная
Возраст обучающихся: 4 класс
Срок реализации программы: 1 год,
Количество часов в год: 101 час
Разработчик : учитель физической культуры
I квалификационной категории
Жмуков Рафаэль Райфатович
2018 / 2019 учебный год
Пояснительная записка
Кружок «Баскетбол» не дублирует предмет физической культуры. Он предусматривает теоретические и практические занятия, организацию соревнований и участие в них. В программе курса выделены две основные содержательные линии: «Укрепление здоровья» и «Физическая подготовка».
Первая содержательная линия включает знания о роли физической культуры и спорта в укреплении здоровья, гигиенические правила по закаливанию организма, правила подбора спортивной одежды и обуви для игры в баскетбол, а также требования к соблюдению безопасности при игре в баскетбол.
Вторая содержательная линия включает игры и упражнения по баскетболу.
Актуальность содержания
Баскетбол является одной из любимых и популярных игр среди детей. Часть учащихся имеет огромное желание заниматься баскетболом, они хотят совершенствоваться в игре не только на уроках, но и во внеурочное время. Поэтому с целью удовлетворения устойчивого интереса обучающихся к баскетболу разработана программа кружка (который является частью системы по комплексному обучению учащихся баскетболу; наряду с обязательным предметом «Физическая культура» и внеклассной внешкольной работой по баскетболу – соревнованиями, турнирами).
Кроме того, в последние годы Международная Федерация баскетбола упростила требования для популяризации этой игры. Появилась разновидность игры, когда количественный состав игроков снизился до трех человек в одной команде, и проводится эта игра на открытом воздухе («Блэктоп», или «Стритбол»). Это помогает организовать соревнования, без которых нем0ыслима работа в каждом виде спорта (в т.ч., в баскетболе), при минимуме материальных условий.
Основное внимание в программе кружка уделено обучению основным техническим приемам игры с указанием характерных ошибок и способов их устранения.
Уровень исходной подготовки обучающихся – от нулевого до среднего.
Программа кружка в отличие от уроков физической культуры предполагает игровую специализацию и значительную учебную практику.
Учащийся, успешно освоивший программу кружка, может в дальнейшем использовать знания и сформированные учебные действия, участвуя в спортивно-массовых мероприятиях в лагере, по месту жительства и т.п.
Цели и задачи обучения
При реализации данной программы достигаются следующие цели:
- укрепление здоровья учащихся, содействие всесторонней физической подготовленности и гармоническому физическому развитию: укрепление опорно-двигательного аппарата, развитие быстроты, гибкости, ловкости;
- содействие формированию умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни, физического и нравственного здоровья;
- привитие стойкого интереса к занятиям баскетболом.
Содержание кружка направлено на решение задач:
- способствовать повышению уровня физической подготовленности учащихся, развитию специальных физических способностей, необходимых для совершенствования игрового навыка (техника стоек и перемещений, ловля и передача мяча, ведение мяча, броски мяча),
- развивать самостоятельность учащихся, готовность к сотрудничеству,
- воспитывать культуру общения и взаимодействия в игровой деятельности,
- развивать мотивацию к постоянным занятиям спортом и умение учащихся организовать своё свободное время с пользой в школе и по месту жительства.
Одна из актуальных задач - подготовка к выполнению нормативов комплекса ГТО (системная: на уроках и во внеурочной деятельности, в самостоятельной работе).
В основу обучения заложен системно-деятельностной подход – обучение в деятельности (личностно значимой), обеспечение полноценной социализации (в частности, в спорте), специально организованная практическая деятельность (например, в соревнованиях).
Планируемые результаты
Планируемые результаты представлены группами предметных (на уровнях «учащийся научится» и «учащийся получит возможность научиться»), метапреметных и личностных результатов, а также универсальными учебными действиями (УУД) по их достижению.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые приобретаются в процессе освоения программы кружка (а также средствами предмета «Физическая культура» и системой внеклассной воспитательной деятельности в школе).
Личностные результаты и УУД по их достижению:
способствовать формированию ответственного отношения к учению (чувства необходимости учения), осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования с учётом своих интересов (осознание своих возможностей в учении);
усвоить правила индивидуального и коллективного безопасного поведения, здорового образа жизни.
Метапредметные результаты и УУД по их достижению:
познавательные УУД:
- уметь выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- уметь обобщать, устанавливать аналогии, самостоятельно устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы;
коммуникативные УУД:
- уметь организовывать совместную деятельность с учителем и членами команды;
- уметь работать индивидуально и в группе: находить пути решения конфликтов на основе учёта интересов; аргументировать своё мнение;
регулятивные УУД:
- уметь определять цель деятельности на занятии и план работы с помощью и без помощи учителя (на основе темы занятия),
- уметь оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения.
Предметные результаты, закрепляемые в процессе освоения содержания кружка:
- знания об игре -
учащийся научится:
- организовывать занятия физической культурой во внеурочное время (планируя их в режиме дня и учебной недели);
- характеризовать основы здорового образа жизни, раскрывать его взаимосвязь со здоровьем;
- определять понятия и термины по баскетболу (выходящие за рамки программы по предмету «Физическая культура);
- разрабатывать содержание самостоятельных занятий физическими упражнениями, определять их направленность и формулировать задачи;
- руководствоваться правилами профилактики травматизма и подготовки мест занятий, правильного выбора обуви и формы одежды в зависимости от времени года и погодных условий;
- руководствоваться изученными на уроках и занятиях кружка правилами соблюдения безопасности во время самостоятельных занятий физическими упражнениями;
учащийся получит возможность научиться:
- определять признаки положительного влияния занятий физической подготовкой на укрепление здоровья, устанавливать связь между развитием физических качеств и основных систем организма;
- способы двигательной (физкультурной) деятельности -
учащийся научится:
- использовать игру «Баскетбол» («Стритбол») и спортивные соревнования для организации индивидуального отдыха и досуга, укрепления собственного здоровья, повышения уровня физической подготовленности;
- составлять комплексы упражнений оздоровительной, тренирующей направленности с учетом особенностей и возможностей собственного организма;
учащийся получит возможность научиться:
- составлять план проведения соревнований и оформлять протоколы;
- физическое совершенствование -
учащийся научится:
- выполнять комплексы упражнений по профилактике утомления и перенапряжения организма, повышению его работоспособности;
- выполнять упражнения, воздействующие на развитие основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости и координации);
- выполнять технические действия и приемы игры в баскетбол в условиях учебной и игровой деятельности;
- выполнять упражнения на оценку уровня индивидуального развития основных физических качеств;
учащийся получит возможность научиться:
- осуществлять судейство по баскетболу;
учащийся научится демонстрировать в контрольных упражнениях по показателям:
общая и специальная физическая подготовленность
- Бег 20м
- Прыжок в длину с места
- Высота подскока
- Бег 60м
техническая подготовленность
- Ведение мяча 20м
- Штрафные броски
- Броски в движении после ведения
- Броски с точек
Контрольные упражнения (юноши, девушки) и система оценивания
Оценка по уровням владения контрольными упражнениями:
о-оптимальный,
в- высокий,
д-достаточный
Виды упражнений | ||||||||||||||||||||||||
Возраст | Бег 20м (с) | Прыжок в длину с места (см) | Высота подскока (см) | Бег 60м (с) | Ведение мяча 20м (с) | Штрафные броски (из 10 раз) | Броски в движении после ведения (из 5 раз) | Броски с точек (из 20 раз) | ||||||||||||||||
о | в | д | о | в | д | о | в | д | о | в | д | о | в | д | о | в | д | о | в | д | о | в | д | |
11-12лет | 3,5 | 3,6-3,7 | 3,8-4,0 | 190 | 180 | 175 | 50 | 45 | 40 | 8,8 | 9,0 | 9,4 | 10,5 | 10,6-11,0 | 11,1-11,5 | 6 | 5 | 4 | 8 | 6 | 4 | 10 | 7 | 5 |
13-14 лет | 3,5 | 3,6-3,7 | 3,8-4,0 | 180 | 175 | 170 | 45 | 40 | 35 | 9,0 | 9,2 | 9,4 | 9,5 | 9,6-10,1 | 10,2-10,6 | 6 | 5 | 4 | 8 | 6 | 4 | 10 | 7 | 5 |
15-16 лет | 3,6 | 3,7-3,8 | 3,9-4,0 | 170 | 170 | 160 | 40 | 35 | 30 | 9,2 | 9,4 | 9,6 | 10,4 | 10,5-11,0 | 11,1-11,5 | 6 | 5 | 4 | 8 | 6 | 4 | 10 | 7 | 5 |
Основной показатель работы – выполнение требований по уровню подготовленности учащихся, выраженных в количественных показателях физического развития, физической, технической, тактической подготовленности. На занятиях учащиеся получают представление о судействе игры, ведении технического протокола игры.
Два раза в год (декабрь, май) в кружке должны проводиться контрольные испытания по общей и специальной физической технической подготовке. По данным контрольных испытаний дается оценка успеваемости каждому занимающемуся (см. таблицу «Контрольные упражнения»).
Возраст детей, учавствующих в реализации данной дополнительной образовательной программы: 11-12 лет.
Выполнение программы расчитано на - 1 год.
Формы и режим занятий - Режим работы – 3 раза в неделю по 1 час. Занятия проводятся в форме беседы, показа видеофильмов по баскетболу, тренировок, соревнований. Выполнение нормативного объема учебного времени достигается сложением времени учебных занятий и затратами времени на соревновательную деятельность по баскетболу в школе и вне её). На протяжении года удельный вес физической и технической подготовки меняется: в начале учебного года основное внимание уделяется физической подготовке, в конце учебного года рекомендуется увеличение количества часов, отводимых на техническую подготовку.
Для учёта занятий необходимо вести журнал (ведётся учёт посещаемости занятий, учёт прохождения учебно-тематического плана).
Ожидаемый результат.
Ожидаемый результат программы предусматривает получение учащимися знаний и навыков передвижения в игре баскетбол, навыков гигиены и профилактики заболеваний, формирование потребности в здоровом образе жизни.
Содержание программы
Сведения о строении и функциях организма. Основные сведения о сердечно - сосудистой системе человека и ее функциях. Дыхание и газообмен. Значение дыхания для жизнедеятельности организма.
Влияние физических упражнений на организм занимающихся. Влияние физических упражнений на увеличение мышечной массы и подвижность суставов. Влияние физических упражнений на систему дыхания. Дыхание в процессе занятий баскетболом.
Гигиена, врачебный контроль, самоконтроль. Общие гигиенические требования к занимающимся баскетболом с учетом его специфических особенностей.
Режим дня и питание с учетом занятий спортом. Предупреждение спортивных травм на занятиях баскетболом. Гигиенические требования к спортивной одежде и инвентарю.
Правила игры в баскетбол. Права иобязанности игроков. Костюм игроков. Упрощенные правила игры. Основы судейской терминалогии.
Места занятий, инвентарь. Инвентарь для игры в баскетбол. Уход за инвентарем. Оборудование мест занятий.
Общая и специальная физическая подготовка. Значение общей и специальной физической подготовки для развития спортсмена. Характеристика основных средств и их значение для достижения высокого спортивно – технического мастерства.
Основы техники и тактики игры. Характеристика основных приемов техники: перемещения, ловля, передача, ведение, броски. Значение тактической подготовки для роста спортивного мастерства. Понятие о тактике. Связь техники итактики. Индивидуальные и груповые тактические действия.
Техника нападения. Техника передвижения. Прыжки толчком двух ног. Прыжки толчком одной ноги.
Техника ведения мяча. Ловля катящегося мяча. Передача мяча двумя руками снизу, двумя руками с отскоком от пола. Броски мяча с места одной рукой от плеча, одной рукой сверху. Ведение мяча с изменением скорости движения, высоты отскока, с переводом мяча на другую руку, с изменением направления движения с обводкой препятствий.
Техника защиты. Техника передвижения . Передвижение в защитной стойке вперед, назад, в стороны.
Техника владения мячом. Вырывание мяча. Выбивание мяча. Перехват мяча.
Тактика нападения. Индивидуальные действия: выбор способа ловли в зависимости от направления и силы полета мяча; выбор способа передачи в зависимости отрасстояния; применение изученных способов ловли, передач, ведения, бросков в зависимости от ситуации на площадке.
Тактика защиты. Индивидуальные действия: применение изученных защитных стоек и передвижений в зависимости от действия нападающего; выбор места и способа противодействия напающему без мяча в зависимости от места нахождения мяча; противодействие выходу на свободное место для получения мяча; действия одного защитника против двух нападающих.
Контрольные игры и соревнования. Правила соревнований. Положение о соревнованиях. Расписание игр, оформление хода и результата соревнований.
Контрольные испытания. Сдача нормативов по специальной подготовке.
Тематический план
№ п/п | Наименование Темы | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
1 | Инструктаж по т/б на занятиях баскетболом. | 1 | 1 | |
2 | Сведения о строении и функциях организма. | 1 | 1 | |
3 | Гигиена, врачебный контроль, самоконтроль. | 1 | 1 | |
4 | Места занятий, инвентарь | 1 | 1 | |
5 | Правила игры в баскетбол. | 1 | 1 | |
6 | Влияние физических упражнений на организм занимающихся. | 1 | 1 | |
7 | Общая и специальная физическая подготовка. | 10 | 10 | |
8 | Основы техники и тактики игры. | 74 | 4 | 70 |
9 | Контрольные испытания, игры и соревнования. | 11 | 11 | |
Итого: | 101 | 10 | 91 |
Календарно - тематический план
№ п/п | Тема | Кол–во часов | Наглядные пособия, ТСО, ИКТ | Примерные сроки | Коррекция | |
план | факт | |||||
Инструктаж по т/б на занятиях баскетболом. | 1 | Видеофильмы, слайды | 03,09 | |||
Техника передвижения и владения мячом | 8 | б/б мячи, скакалки, конусы | 05,09 07,09 10,09 12,09 14,09 17,09 19,09 21,09 | |||
Техника ведения мяча, с изменением скорости и направления, высоты отскока. | 6 | б/б мячи, скакалки, конусы | 24,09 26,09 28,09 01,10 03,10 05,10 | |||
Физическая культура в России, возникновение и развитие игры. | 1 | Видеофильмы, слайды | 08,10 | |||
Офп техники передачи: одной от плеча, с боку; двумя из-за головы, от груди, снизу. Техника ведения мяча | 2 | б/б мячи, скакалки, конусы | 10,10 12,10 | |||
Техника ведения мяча, бросок двумя руками. Техника передачи: одной от плеча, с боку; одной, двумя от и из-за головы, от груди, снизу | 8 | б/б мячи, скакалки, конусы | 15,10 17,10 19,10 22,10 24,10 26,10 07,11 09,11 | |||
Повторение пройденного материала. Контрольные испытания: ведение, передача мяча. Учебная игра. Правила игры в баскетбол. | 2 | б/б мячи, скакалки, конусы | 12,11 14,11 | |||
Комплекс угг. Офп техника броска в кольцо с места и в движении. Учебная игра. | 4 | б/б мячи, скакалки, конусы | 16,11 19,11 21,11 23,11 | |||
Места занятий, инвентарь. | 1 | Видеофильмы, слайды | 26,11 | |||
Техника броска в кольцо с места и в движении. Учебная игра. | 6 | б/б мячи, скакалки, конусы | 28,11 30,11 03,12 05,12 07,12 10,12 | |||
Техника овладения мячом: выбивания, перехвата, накрывания, овладения мячом в борьбе. Учебная игра. | 6 | б/б мячи, скакалки, конусы | 12,12 14,12 17,12 19,12 21,12 24,12 | |||
Борьба за отскок, подбор мяча после отскока. Техника броска в кольцо с места и в движении. Учебная игра. | 6 | б/б мячи, скакалки, конусы | 26,12 28,12 09,01 11,01 14,01 16,01 | |||
Сведения о строении и функциях организма. | 1 | Видеофильмы, слайды | 18,01 | |||
Повторение пройденного материала. Учебная игра. Ки: техника броска в кольцо с места и в движении | 1 | б/б мячи, скакалки, конусы | 21,01 | |||
Техника защиты. Передвижения в защите. Учебная игра. | 6 | б/б мячи, скакалки, конусы | 23,01 25,01 28,01 30,01 01,02 04,02 | |||
Противодействие ведению и броску. Учебная игра. | 4 | б/б мячи, скакалки, конусы | 06,02 08,02 11,02 13,02 | |||
0фп: Техника броска в кольцо с места и в движении. Учебная игра. Действие против игрока без мяча. | 4 | б/б мячи, скакалки, конусы | 15,02 18,02 20,02 22,02 | |||
Индивидуальные действия. Тактика нападения. Учебная игра. | 4 | б/б мячи, скакалки, конусы | 25,02 27,02 01,03 04,03 | |||
Гигиена, врачебный контроль, самоконтроль. | 1 | Видеофильмы, слайды | 06,03 | |||
Индивидуальные действия. Тактика нападения. Учебная игра. | 1 | б/б мячи, скакалки, конусы | 11,03 | |||
Финты в сочетании. Индивидуальные действия. Тактика нападения. Учебная игра. | 4 | б/б мячи, скакалки, конусы | 13,03 15,03 18,03 20,03 | |||
Групповые действия игроков. Учебная игра. | 4 | б/б мячи, скакалки, конусы | 22,03 01,04 03,04 05,04 | |||
Взаимодействие 2-х, 3-х игроков, командные действия. Учебная игра | 4 | б/б мячи, скакалки, конусы | 08,04 10,04 12,04 15,04 | |||
Влияние физических упражнений на организм занимающихся. | 1 | Видеофильмы, слайды | 17,04 | |||
Повторение пройденного материала. Ки: передвижения в защите, финты в сочетании. Учебная игра | 2 | б/б мячи, скакалки, конусы | 19,04 22,04 | |||
Штрафной бросок. Расположение игроков и взаимодействие при штрафном броске. Учебная игра. | 2 | б/б мячи, скакалки, конусы | 24,04 26,04 | |||
Развитие атаки. Быстрый прорыв. Повторение пройденного материала. Учебная игра | 4 | б/б мячи, скакалки, конусы | 29,04 06,05 08,05 13,05 | |||
Контрольные игры и соревнования. | 7 | б/б мячи, скакалки, конусы | 15,05 17,05 20,05 22,05 24,05 27,05 29,05 |
Методическое обеспечение программы
Методическое обеспечение программы предусматривает рациональное чередование нагрузок и отдыха. Это особенно важно при воспитании физических качеств. При этом соблюдается посильность заданий и регулярность занятий. Успех выполнения программы во многом зависит от правильной организации процесса обучения детей. Специфика методических приемов зависит от возрастных особенностей детей.
В своей работе я использую следующие методы:
- методы использования слова (рассказ, описание, объяснение, беседы, разбор, задание, указание, оценка, команда)
- методы наглядного восприятия (показ, демонстрация видеофильмов, демонстрация видеослайдов, рисунков мелом на доске)
- практические методы (разучивание по частям, разучивание в целом, игровой, соревновательный)
Хорошие результаты приносят методические приемы, обращенные сразу ко все группе детей или направлены на активизацию каждого ребенка в отдельности:
- индивидуальная оценка уровня усвоенных навыков, наблюдение за поведением ребенка, его успехами;
- использование в процессе занятия приемов, обращенных к каждому ребенку, создание обстановки, вызывающей у неуверенных ребят желание действовать;
Одной из форм эмоционального обогащения учащихся являются соревнования. Они оставляют массу впечатлений, создают приподнятое настроение.
Учебно – методическое обеспечение программы:
Щиты с кольцами – | напульсники-утяжелители |
Щиты тренировочные с кольцами | утяжелители для ног |
Стойки для обводки | стойки |
Гимнастическая стенка | фишки |
Гимнастические скамейки | гимнастические маты |
баскетбольные мячи | Насос ручной со штуцером |
набивные мячи | учебные видеофильмы, видеослайды |
скакалки |
Способом проверки достижения результатов будут служить практические занятия, предусмотренные в тематическом плане.
Формой подведения итогов являются сдача контрольных нормативов, проведение соревнований.
Список используемой литературы:
- Организация работы спортивных секций в школе: программы и рекомендации/ авт.-сост. А.Н. Каинов. – Волгоград: Учитель, 2010.
- «Подвижные и спортивные игры »Д.А. Каменев М: Просвещение 1976г.
- Поурочные разработки по физкультуре В.И. Ковалько 2005 г.
- Буйлин Ю.Р., Портных Ю.И. Мини-баскебол в школе.- Москва: Просвещение,1989.
- Зинин А.М. Детский баскетбол. - Москва: Просвещение,1982.
- Нортон Б.И. Упражнения в баскетболе.- Москва: Просвещение,1991.
- Сборник авторских программ дополнительного образования детей 2002 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект и презентация к уроку по баскетболу для 7 класса с использованием ИКТ. "Обучение технике нападения в баскетболе"
В конспекте и презентации урока отражён материал обучения игре баскетбол. В ходе урока применяются различные методы. С их помощью учащиеся закрепляют умение выполнять передачу мяча двумя руками ...
Мастер-класс по баскетболу Техника ведения и перемещения в баскетболе
Техника ведения и перемещения в баскетболе...
Приемы и правила игры в баскетбол "Мы играем в баскетбол"
В помощь учителям физкультуры для использования в качестве наглядного пособия на уроках...
Открытая тренировка по баскетболу Тема «Техника баскетбола.Индивидуальная личная защита»
Техника баскетбола.Индивидуальная личная защита ...
Технологическая карта к уроку физкультуры в 6 классе. Баскетбол. Правила поведения на уроках баскетбола. Терминология элементов баскетбола: основная стойка игрока, остановка, передвижения, повороты.
Рекомендация учителю при подготовке к уроку. Составление технологической карты с требованиями ФГОС....
Технологическая карта урока для учащихся 7 класса. «Баскетбол. Правила поведения на уроках баскетбола. Терминология элементов баскетбола. Основная стойка игрока»
Цель урока: Обучающая: Обучение техники выполнения стойки игрока в баскетболе; Развивающая: Дать представление о занятия...