Рабочая программа внеурочной деятельности по шахматам
рабочая программа по физкультуре (5 класс)
Цель:
Создание условий и развитие рационального мышления школьников. Развитие коммуникативных компетенций учащихся.
Задачи:
1. Создать условия для эффективного усвоения школьниками шахматной программы.
2. Открыть ребенку волшебный и загадочный Мир шахмат, формировать правильное отношение к игре, ее истории, шахматному кодексу.
3. Ориентировать детей на интеллектуальную работу, культуру общения.
4. Формировать уважительное отношение к шахматной этике, как фактор утверждения высоконравственной личности.
5. Способствовать приобщению детей к миру шахмат, создать ту модель мышления, которая поможет им в жизни.
Способствовать формированию красоты шахматного творчества, фантазии, потребности совершенствоваться в мастерстве.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneurochnaya_deyatelnostshahmaty_5_kl.docx | 25 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Новомичуринская средняя общеобразовательная школа №1»
Пронского района Рязанской области
Согласовано: Руководитель МО ________/Пилипенко С.В./ «__» августа 2019 г. | Принята на заседании педагогического совета: Протокол № 1 от 30.08.2019 | Утверждаю: Директор МОУ «Новомичуринская СОШ №1 _______________/ Сизова В.Н. Приказ № ___ от «__»________2019 г. |
Рабочая программа
внеурочной деятельности по физической культуре 5-х кл.
по шахматам
Хомяковой Елены Васильевны,
учителя физической культуры
соответствующего занимаемой должности
Ф.И.О, должность, категория
2019 г.
Пояснительная записка.
Рабочая программа по шахматам для учащихся 5-х классов составлена и направлена на выполнение федерального государственного образовательного стандарта по физической культуре и разработана на основе следующих документов:
- Закона Российской Федерации «Об образовании»;
- Федерального закона «О физической культуре и спорте»;
- Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина;
- Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г.;
- ФГОС основного общего образования и с программой МОУ «Новомичуринская СОШ№1», утвержденной приказом №55/11 от 01.05.15 г.
- «Комплексной программы физического воспитания 1-11 классы», автором - составителем которой являются В.И.Лях и А.А.Зданевич; издательство «Просвещение», Москва – 2011г.
в соответствии с нормативными документами:
Цель:
Создание условий и развитие рационального мышления школьников. Развитие коммуникативных компетенций учащихся.
Задачи:
- Создать условия для эффективного усвоения школьниками шахматной программы.
- Открыть ребенку волшебный и загадочный Мир шахмат, формировать правильное отношение к игре, ее истории, шахматному кодексу.
- Ориентировать детей на интеллектуальную работу, культуру общения.
- Формировать уважительное отношение к шахматной этике, как фактор утверждения высоконравственной личности.
- Способствовать приобщению детей к миру шахмат, создать ту модель мышления, которая поможет им в жизни.
- Способствовать формированию красоты шахматного творчества, фантазии, потребности совершенствоваться в мастерстве.
Место в учебном плане.
5-е классы – 34 часов в год, одно занятие в неделю. Темы этапа предусматривают постепенный уровень сложности, с использованием максимально игровой практики.
В программе представлены основные требования к знаниям и умениям учащихся на конец обучения по каждому курсу. Учителю дается право перераспределять количество часов, отведенное на изучение конкретных тем, а так же варьировать последовательность прохождения тем в зависимости от собственного опыта, подготовленности учащихся, а так же условий работы в данном классе. Программой предусматривается обеспечение дифференцированного и индивидуального подходов к учащимся с учетом из возраста, подготовленности к игре и особенностей развития психических свойств и качеств.
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема занятий | Кол-во часов | Домашнее задание |
1 | Вводное. Обозначение горизонталей, вертикалей, полей. | 1 | Обозначение шахматных фигур. |
2 | Ценность фигур, их сравнительная сила. | 1 | Достижение материального перевеса. |
3 | Запись шахматной партии. | 1 | По шахматной партии восстановить запись фигур. |
4 | Пат и рокировка в партии. | 1 | По диаграммам решить задачи. |
5 | Дебют. Эндшпиль. Миттельшпиль. | 1 | Матование одинокого короля. |
6 | Дебют. Эндшпиль. Миттельшпиль. | 1 | Матование одинокого короля. |
7 | Десять правил игры в дебюте для начинающих. | 1 | Выучить десять правил игры. |
8 | Дебют. Нападение и защита. | 1 | Улучшать положение своих фигур. |
9 | Эндшпиль. Активность и размен. | 1 | Улучшать положение своих фигур. |
10 | Миттельшпиль. Нападение и угрозы. | 1 | Улучшать положение своих фигур. |
11 | Шахматные часы. Контроль. | 1 | Повторить запись фигур. |
12 | Задачи и этюды. | 1 | Уметь считать преимущество фигур. |
13 | Задачи и этюды. | 1 | Уметь считать преимущество фигур. |
14 | Шахматный турнир, выявить лучших среди мальчиков и девочек | 1 | Достижение материального перевеса. |
15 | Шахматный турнир среди лучших. | 1 | По диаграммам решить задачи. |
16 | Позиционная ничья. | 1 | По диаграммам решить задачи. |
17 | Дебют четырёх коней. | 1 | По диаграммам решить задачи. |
18 | Испанская партия. | 1 | По диаграммам решить задачи. |
19 | Позиционная ничья. | 1 | Найти в диаграммах ходы ничьей. |
20 | Борьба фигур без пешек. | 1 | По записи партии восстановить шахматные фигуры. |
21 | Техника матования. Две ладьи против короля | 1 | Дидактические игры и задания. |
22 | Техника матования. Ферзь и ладья против короля. | 1 | Дидактические игры и задания. |
23 | Мат в два хода в дебюте. | 1 | Учебные положения на мат. |
24 | Мат в два хода в Эндшпиле. | 1 | Учебные положения на мат. |
25 | Мат в два хода в Миттельшпиле. | 1 | Учебные положения на мат. |
26 | Матовые комбинации. | 1 | Типы матовых комбинаций. |
27 | Матовые комбинации. | 1 | Типы матовых комбинаций. |
28 | Тема разрушения королевского прикрытия. | 1 | Задачи «Сделай ничью». |
29 | Тема освобождения и уничтожения защиты. | 1 | Задачи «Сделай ничью». |
30 | Тема блокировки. | 1 | Задачи «Сделай ничью». |
31 | Сочетание тактических приёмов. | 1 | Шах или мат чёрному королю?-реши задачу. |
32 | Сочетание тактических приёмов. | 1 | Достижение материального перевеса. |
33. | Шахматный турнир, выявить лучших среди мальчиков и девочек | 1 | По диаграммам решить задачи. |
34. | Шахматный турнир среди лучших. | 1 | Дидактические игры и задания. |
Используемая литература
- Примерные программы по учебным предметам «Стандарты второго поколения». (Н.Д. Никандров, Н.В. Рыжаков, А.М. Кондаков.М. Просвещение, 2015).
- Сборник программ внеурочной деятельности под редакцией Н.Ф. Виноградовой.
- Концепция обучения шахматам А.А. Тимуев, М. 2010.
- Авторская программа «Мир шахмат в школе», утверждена городским метод.советом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «ШАХМАТЫ – ШКОЛЕ» для учащихся 1- 4 классов
Программа для 1-4 кл "Шахматы - школе"...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «ШАХМАТЫ – ШКОЛЕ» для учащихся 5 класса
Программа для учащихся 5 кл, в которых ранее не преподавался курс "Шахматы" на 2 часа в неделю....
Рабочая программа внеурочной деятельности "Шахматы"
Рабочая программа» реализует спортивно-оздоровительное направление и составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образован...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Шахматы" для 6 класса
Рабочая прогамма внеурочной деятельности "Шахматы"...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Шахматы" для 5-8 классов
Рабочая программа "Шахматы" может быть использованна учителями для организации внеурочной деятельности в 5-8 классах....
Рабочая программа внеурочной деятельности «Мир шахмат»
Программа для младших школьников «Шахматы» реализует общеинтеллектуальное направление внеурочной деятельности и составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Внеурочной деятельности «ШАХМАТЫ» Направление: общеинтеллектуальное направление
Рабочая программа составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и требованиями.Рабочая программа разработана ...