Рабочая программа внеурочной деятельности по шахматам
рабочая программа по физкультуре (5 класс)

Хомякова Елена Васильевна

Цель:    

Создание условий и развитие рационального мышления школьников. Развитие коммуникативных компетенций учащихся.

Задачи:

1.      Создать условия для эффективного усвоения школьниками шахматной программы.

2.      Открыть ребенку волшебный и загадочный Мир шахмат, формировать правильное отношение к игре, ее истории, шахматному кодексу.

3.      Ориентировать детей на интеллектуальную работу, культуру общения.

4.      Формировать уважительное отношение к шахматной этике, как фактор утверждения высоконравственной личности.

5.      Способствовать приобщению детей к миру шахмат, создать ту модель мышления, которая поможет им в жизни.

Способствовать формированию красоты шахматного творчества, фантазии, потребности совершенствоваться в мастерстве.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneurochnaya_deyatelnostshahmaty_5_kl.docx25 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  общеобразовательное учреждение

«Новомичуринская средняя общеобразовательная школа №1»

Пронского района Рязанской области

Согласовано:

Руководитель МО

________/Пилипенко С.В./

«__»  августа  2019 г.

Принята на заседании педагогического совета:

Протокол № 1

от  30.08.2019

Утверждаю:

Директор

МОУ «Новомичуринская СОШ №1 _______________/ Сизова В.Н.

Приказ № ___ от «__»________2019 г.

Рабочая программа

внеурочной деятельности по физической культуре 5-х кл.

по шахматам

Хомяковой Елены Васильевны,

учителя физической культуры

соответствующего занимаемой должности

Ф.И.О, должность, категория

2019 г.

Пояснительная записка.

Рабочая программа по шахматам для учащихся 5-х классов составлена и направлена на выполнение федерального государственного образовательного стандарта по физической культуре и разработана на основе следующих документов:

  • Закона Российской Федерации «Об образовании»;
  • Федерального закона «О физической культуре и спорте»;
  • Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина;
  • Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г.;
  • ФГОС основного общего образования и с программой МОУ «Новомичуринская СОШ№1», утвержденной приказом №55/11  от 01.05.15 г.
  •  «Комплексной программы физического воспитания 1-11 классы», автором - составителем которой являются В.И.Лях и А.А.Зданевич; издательство «Просвещение», Москва – 2011г.

в соответствии с нормативными документами:

Цель:        

Создание условий и развитие рационального мышления школьников. Развитие коммуникативных компетенций учащихся.

Задачи:

  1. Создать условия для эффективного усвоения школьниками шахматной программы.
  2. Открыть ребенку волшебный и загадочный Мир шахмат, формировать правильное отношение к игре, ее истории, шахматному кодексу.
  3. Ориентировать детей на интеллектуальную работу, культуру общения.
  4. Формировать уважительное отношение к шахматной этике, как фактор утверждения высоконравственной личности.
  5. Способствовать приобщению детей к миру шахмат, создать ту модель мышления, которая поможет им в жизни.
  6. Способствовать формированию красоты шахматного творчества, фантазии, потребности совершенствоваться в мастерстве.

Место в учебном плане.

5-е классы – 34  часов в год, одно занятие в неделю. Темы этапа предусматривают  постепенный уровень сложности, с использованием максимально игровой практики.

В программе представлены основные требования к знаниям и умениям учащихся на конец обучения по каждому курсу. Учителю дается право перераспределять количество часов, отведенное на изучение конкретных тем, а так же варьировать последовательность прохождения тем в зависимости от собственного опыта, подготовленности учащихся, а так же условий работы в данном классе. Программой предусматривается обеспечение дифференцированного и индивидуального подходов к учащимся с учетом из возраста, подготовленности  к игре и особенностей развития психических свойств и качеств.

Календарно-тематическое планирование  

Тема занятий

Кол-во часов

Домашнее задание

1

Вводное. Обозначение горизонталей, вертикалей, полей.

1

Обозначение шахматных фигур.

2

Ценность фигур, их сравнительная сила.

1

Достижение материального перевеса.

3

Запись шахматной партии.

1

По шахматной партии восстановить запись фигур.

4

Пат и рокировка в партии.

1

По диаграммам решить задачи.

5

Дебют. Эндшпиль. Миттельшпиль.

1

Матование одинокого короля.

6

Дебют. Эндшпиль. Миттельшпиль.

1

Матование одинокого короля.

7

Десять правил игры в дебюте для начинающих.

1

Выучить десять правил игры.

8

Дебют. Нападение и защита.

1

Улучшать положение своих фигур.

9

Эндшпиль. Активность и размен.

1

Улучшать положение своих фигур.

10

Миттельшпиль. Нападение и угрозы.

1

Улучшать положение своих фигур.

11

Шахматные часы. Контроль.

1

Повторить запись фигур.

12

Задачи и этюды.

1

Уметь считать преимущество фигур.

13

Задачи и этюды.

1

Уметь считать преимущество фигур.

14

Шахматный турнир, выявить лучших среди мальчиков и девочек

1

Достижение материального перевеса.

15

Шахматный турнир среди лучших.

1

По диаграммам решить задачи.

16

Позиционная ничья.

1

По диаграммам решить задачи.

17

Дебют четырёх коней.

1

По диаграммам решить задачи.

18

Испанская партия.

1

По диаграммам решить задачи.

19

Позиционная ничья.

1

Найти в диаграммах ходы ничьей.

20

Борьба фигур без пешек.

1

По записи партии восстановить шахматные фигуры.

21

Техника матования. Две ладьи против короля

1

Дидактические игры и задания.

22

Техника матования. Ферзь и ладья против короля.

1

Дидактические игры и задания.

23

Мат в два хода в дебюте.

1

Учебные положения на мат.

24

Мат в два хода в Эндшпиле.

1

Учебные положения на мат.

25

Мат в два хода в Миттельшпиле.

1

Учебные положения на мат.

26

Матовые комбинации.

1

Типы матовых комбинаций.

27

Матовые комбинации.

1

Типы матовых комбинаций.

28

Тема разрушения королевского прикрытия.

1

Задачи «Сделай ничью».

29

Тема освобождения и уничтожения защиты.

1

Задачи «Сделай ничью».

30

Тема блокировки.

1

Задачи «Сделай ничью».

31

Сочетание тактических приёмов.

1

Шах или мат чёрному королю?-реши задачу.

32

Сочетание тактических приёмов.

1

Достижение материального перевеса.

33.

Шахматный турнир, выявить лучших среди мальчиков и девочек

1

По диаграммам решить задачи.

34.

Шахматный турнир среди лучших.

1

Дидактические игры и задания.

Используемая литература

  1. Примерные программы по учебным предметам  «Стандарты второго поколения».  (Н.Д. Никандров, Н.В. Рыжаков, А.М. Кондаков.М. Просвещение, 2015).
  2. Сборник программ внеурочной деятельности под редакцией Н.Ф. Виноградовой.
  3. Концепция обучения шахматам А.А. Тимуев, М. 2010.
  4. Авторская программа «Мир  шахмат в школе», утверждена городским метод.советом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «ШАХМАТЫ – ШКОЛЕ» для учащихся 5 класса

Программа для учащихся 5 кл, в которых ранее не преподавался курс "Шахматы" на 2 часа в неделю....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Шахматы"

Рабочая программа» реализует спортивно-оздоровительное направление и составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образован...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Шахматы" для 6 класса

Рабочая прогамма внеурочной деятельности "Шахматы"...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Шахматы" для 5-8 классов

Рабочая программа  "Шахматы" может быть использованна учителями для организации внеурочной деятельности в 5-8 классах....

Рабочая программа внеурочной деятельности «Мир шахмат»

Программа для младших школьников «Шахматы» реализует общеинтеллектуальное направление внеурочной деятельности и составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Внеурочной деятельности «ШАХМАТЫ» Направление: общеинтеллектуальное направление

Рабочая программа составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и требованиями.Рабочая программа разработана ...