Рабочая программа по внеурочной деятельности " Настольный теннис"
рабочая программа по физкультуре (8 класс)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа с. Победино
МО ГО "Смирныховский" Сахалинской области
СОГЛАСОВАНО Зам. директора по ВР __________ И.И.Романихина «___» _________ 20__ г. | УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ СОШ с. Победино ___________ Е.Е.Гераськина Приказ от " ___"________20__г. № _____ |
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности "Настольный теннис"
8 класс
2018-2019 учебный год
срок реализации: 1 год
Ким Евгений Суманович
учитель без квалификационной категории
с. Победино
2019 г.
Структура программы
- Титульный лист
- Пояснительная записка
- Цели и задачи
- Учебно-тематический план (содержание программы)
- Календарно-тематическое планирование
- Требования к уровню подготовки учащихся
- Критерии и нормы оценки знаний учащихся
- Перечень учебно-методического обеспечения
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по настольному теннису составлена на основании следующих нормативно - правовых документов:
1. Федерального закона от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
3. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 08 октября 2010 года № ИК-1494/19 «О введении третьего часа физической культуры в недельный объем учебной нагрузки обучающихся общеобразовательных учреждений РФ».
4. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении Федерального государственного образовательного стандарта общего образования».
5. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы САНПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях", утверждённые постановлением главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189, зарегистрированные в Минюсте России 3 марта 2011 г. N 19993.
Цели:
- укрепления здоровья учащихся, закаливание, гармоническое физическое развитие, достижение и поддержание высокой работоспособности, привитие гигиенических навыков;
- воспитание у занимающихся нравственных и волевых качеств;
- формирование жизненно важных двигательных навыков и умений, применение их в различных условиях;
- развитие у занимающихся основных двигательных качеств, к способности к оценке силовых, пространственных и временных параметров движений,
- формирование умений самостоятельно заниматься физическими упражнениями, воспитание потребности в личном физическом совершенствовании.
Задачи:
- приобретение теоретических и методических знаний;
- овладение основными приёмами современной техники и тактики игр;
- повышение спортивной квалификации.
- воспитание привычки к систематическим занятиям физическими упражнениями;
- воспитание высокоразвитых волевых качеств, умения преодолевать физические трудности при выполнении сложных упражнений;
- воспитание гигиенических навыков и привычек соблюдения режима труда и отдыха, ухода за своим телом, одеждой и пр.;
- воспитание правильных взаимоотношений между учениками, строящихся на основе общности интересов в освоении двигательных действий.
- воспитание дружбы и высоконравственных отношений между мальчиками и девочками.
Программа рассчитана на 68ч., в год - по 2 часа в неделю. Содержание кружка отвечает требованию к организации внеурочной деятельности.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах обучающихся, которые приобретаются в процессе освоения учебного предмета. Эти качественные свойства проявляются, прежде всего, в положительном отношении обучающихся к занятиям двигательной (физкультурной) деятельностью, накоплении необходимых знаний, а также в умении использовать занятия настольным теннисом для удовлетворения индивидуальных интересов и потребностей, достижения личностно значимых результатов в физическом совершенстве. При занятиях настольным теннисом стимулируется работа сердечно-сосудистой системы, развивается выносливость, скоростно-силовые и скоростные способности, укрепляются крупные мышц рук, плеч, ног. Настольный теннис развивает такие жизненно важные качества как реакция на движущийся объект, реакция антиципации (предугадывания), быстрота мышления и принятия решений в неожиданно меняющихся игровых условиях, концентрация внимания и распределение внимания, что существенно сказывается на умственной деятельности и процессе обучения. Происходит общее укрепление и оздоровление организма. Дети учатся понимать собственное тело, управлять им, что помогает избежать травмоопасных ситуаций на переменах и при всех видах физической активности. Соревновательный элемент в настольном теннисе способствует развитию личности ребенка, в частности качеств лидера, воспитывает целеустремленность и бойцовские качества. Настольный теннис позволяет выразить себя как индивидуально, так и как игрока команды. Способствует развитию уверенности в себе, умению ставить и решать двигательные задачи. Через усвоение теннисного этикета служит прекрасным средством коммуникативного общения, развивает навыки сотрудничества и взаимопонимания.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности качественных универсальных способностей обучающихся, проявляющихся в активном применении знаний и умений в познавательной и предметно-практической деятельности. Приобретенные на базе освоения содержания предмета «Физическая культура», в единстве с освоением программного материала других образовательных дисциплин, универсальные способности потребуются как в рамках образовательного процесса - умение учиться, так и в реальной повседневной жизни обучающихся.
В области физической культуры:
- владение широким арсеналом двигательных действий и физических упражнений на базеовладения упражнений с мячом и ракеткой, активное использование настольного тенниса в самостоятельно организуемой спортивно-оздоровительной и физкультурно-оздоровительной деятельности;
- владение способами наблюдения за показателями индивидуального здоровья, физического развития, использование этих показателей в организации и проведении самостоятельных форм занятий по настольному теннису.
Предметные результаты характеризуют опыт обучающихся в творческой двигательной деятельности, которые приобретаются и закрепляются в процессе освоения учебного предмета. Приобретаемый опыт проявляется в освоении двигательных умений и навыков, умениях их применять при решении практических задач, связанных с организацией и проведением самостоятельных занятий по настольному теннису.
В области познавательной культуры:
- владение знаниями об особенностях индивидуального здоровья и о функциональных возможностях организма, способах профилактики заболеваний средствами физической культуры, в частности настольного тенниса;
В области нравственной культуры:
- способность управлять своими эмоциями, проявлять культуру общения и взаимодействия в процессе занятий физической культурой, игровой и соревновательной деятельности в настольном теннисе;
- владение умением предупреждать конфликтные ситуации во время совместных занятий физической культурой и спортом, разрешать спорные проблемы на основе уважительного и доброжелательного отношения к окружающим, самообладанием при проигрыше и выигрыше.
В области трудовой культуры:
- умение содержать в порядке спортивный инвентарь и оборудование, спортивную одежду, осуществлять их подготовку к занятиям и спортивным соревнованиям.
В области эстетической культуры:
- умение длительно сохранять правильную осанку при разнообразных формах движения и передвижений;
- умение передвигаться и выполнять сложно координационные движения красиво легко и непринужденно.
В области коммуникативной культуры:
- владение умением оценивать ситуацию и оперативно принимать решения, находить адекватные способы поведения и взаимодействия с партнерами во время учебной и игровой деятельности.
В области физической культуры:
- владение навыками выполнения жизненно важных двигательных умений (ходьба, бег, прыжки, и др.) различными способами, в различных изменяющихся внешних условиях;
- владение навыками выполнения разнообразных физических упражнений, технических действий в настольном теннисе, а также применения их в игровой и соревновательной деятельности;
- умение максимально проявлять физические способности при выполнении тестовых заданий по настольному теннису.
Место учебного предмета в учебном плане
Согласно МБОУ СОШ с. Победино, организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Время, отведенное на внеурочную деятельность по физической культуре (настольный теннис) составило 2 часа в неделю (68 часов в год).
Содержание материала:
Знания о физической культуре
Физическая культура в современном обществе. История развития настольного тенниса, и его роль в современном обществе. Оборудование и спортинвентарь для настольного тенниса. Правила безопасности игры. Правила соревнований.
Способы двигательной деятельности
Выбор ракетки и способы держания. Жесткий хват, мягкий хват, хват «пером». Разновидности хватки «пером», «малые клещи», «большие клещи».
Удары по мячу накатом. Удар по мячу с полулета, удар подрезкой, срезка, толчок.
Игра в ближней и дальней зонах. Вращение мяча.
Основные положения теннисиста. Исходные положения, выбор места. Способы перемещения. Шаги, прыжки, выпады, броски. Одношажные и двухшажные перемещения.
Подача (четыре группы подач: верхняя, боковая, нижняя и со смешанным вращением). Подачи: короткие и длинные. Подача накатом, удары слева, справа, контрнакат (с поступательным вращением). Удары: накатом с подрезанного мяча, накатом по короткому мячу, крученая «свеча» в броске.
Тактика одиночных игр.
Игра в защите.
Основные тактические комбинации.
При своей подаче: а) короткая подача; б) длинная подача. При подаче соперника: а) при длинной подаче — накат по прямой; 6) при короткой подаче — несильный кистевой накат в середину стола.
Применение подач с учетом атакующего и защищающего соперника.
Основы тренировки теннисиста. Специальная физическая подготовка. Упражнения с мячом и ракеткой. Вращение мяча в разных направлениях.
Тренировка двигательных реакций. Атакующие удары (имитационные упражнения) и в игре.
Передвижения у стола (скрестные и приставные шаги, выпады вперед, назад и в стороны).
Тренировка удара: накатом у стенки, удары на точность.
Игра у стола. Игровые комбинации. Подготовка к соревнованиям (разминка общая и игровая).
4. Учебно-тематическое планирование
№ п/п | Виды программного материала | Количество часов (уроков) |
1 | Теория | 6 |
2 | Общефизическая подготовка | 6 |
3 | Специальная физическая подготовка | 6 |
4 | Обучение техническим приёмам | 20 |
5 | Интегральная подготовка | 12 |
6 | Обучение тактическим действиям и двухсторонняя игра | 18 |
7 | Итого: | 68 |
5. Календарно-тематическое планирование
№ уро ка | Тема урока | Тип урока | Кол- во часов | Требования к уровню подготовки обучающихся | Вид контроля | Дата | |
план | факт | ||||||
1 | Физическая культура в современном обществе. ТБ на занятиях. | Изучение нового материала | 1 | Знать т/б на уроках по настольному теннису | Текущий | ||
2 | История развития настольного тенниса, и его роль в современном обществе. | Изучение нового материала | 1 | Знать теоретический материал по настольному теннису | Текущий | ||
3 | Оборудование и спортинвентарь для настольного тенниса. | Изучение нового материала | 1 | Знать теоретический материал по настольному теннису | Текущий | ||
4 | Правила безопасности игры. Правила соревнований. | Изучение нового материала | 1 | Знать теоретический материал по настольному теннису | Текущий | ||
5 | Выбор ракетки и способы держания. | Изучение нового материала | 1 | Знать теоретический материал по настольному теннису | Текущий | ||
6 | Жесткий хват, мягкий хват, хват «пером». | Изучение нового материала | 1 | Знать теоретический материал по настольному теннису | Текущий | ||
7 | Разновидности хватки «пером», «малые клещи», «большие клещи». | Изучение нового материала | 1 | Знать теоретический материал по настольному теннису | Текущий | ||
8 | Удары по мячу накатом. | Совершенствование | 2 | Уметь выполнять удары по мячу накатом | Текущий | ||
9 | Удар по мячу с полулета, удар подрезкой, срезка, толчок. | Совершенствование | 2 | Уметь выполнять удар по мячу с полулета, удар подрезкой, срезка, толчок | Текущий | ||
10 | Игра в ближней и дальней зонах. | Совершенствование | 2 | Уметь играть в ближней и дальней зонах | Текущий | ||
11 | Вращение мяча. | Совершенствование | 2 | Уметь выполнять вращение мяча | Текущий | ||
12 | Основные положения теннисиста. | Совершенствование | 1 | Уметь выполнять основные положения теннисиста. | Текущий | ||
13 | Исходные положения, выбор места. | Совершенствование | 2 | Уметь выполнять исходные положения, выбор места | Текущий | ||
14 | Способы перемещения. Шаги, прыжки, выпады, броски. | Совершенствование | 2 | Уметь выполнять способы перемещения. Шаги, прыжки, выпады, броски | Текущий | ||
15 | Одношажные и двухшажные перемещения. | Совершенствование | 2 | Уметь выполнять одношажные и двухшажные перемещения | Текущий | ||
16 | Подача (четыре группы подач: верхняя, боковая, нижняя и со смешанным вращением). | Совершенствование | 4 | Уметь выполнять подачи (четыре группы подач: верхняя, боковая, нижняя и со смешанным вращением) | Текущий | ||
17 | Подачи: короткие и длинные. | Совершенствование | 2 | Уметь выполнять подачи: короткие и длинные | Текущий | ||
18 | Подача накатом, удары слева, справа, контрнакат (с поступательным вращением). | Совершенствование | 4 | Уметь выполнять подача накатом, удары слева, справа, контрнакат (с поступательным вращением) | Текущий | ||
19 | Удары: накатом с подрезанного мяча, накатом по короткому мячу, крученая «свеча» в броске. | Совершенствование | 4 | Уметь выполнять удары: накатом с подрезанного мяча, накатом по короткому мячу, крученая «свеча» в броске. | Текущий | ||
20 | Тактика одиночных игр | Совершенствование | 2 | Уметь выполнять тактические действия в одиночных играх | Текущий | ||
21 | Игра в защите | Совершенствование | 2 | Уметь играть в защите | Текущий | ||
22 | Основные тактические комбинации. При своей подаче: а) короткая подача; б) длинная подача. | Совершенствование | 2 | Уметь выполнять основные тактические комбинации | Текущий | ||
23 | Основные тактические комбинации При подаче соперника: а) при длинной подаче — накат по прямой; 6) при короткой подаче — несильный кистевой накат в середину стола. | Совершенствование | 2 | Уметь выполнять основные тактические комбинации | Текущий | ||
24 | Применение подач с учетом атакующего и защищающего соперника. | Совершенствование | 2 | Уметь выполнять подачи с учетом атакующего и защищающего соперника. | Текущий | ||
25 | Основы тренировки теннисиста. Специальная физическая подготовка. | Совершенствование | 4 | Знать основы тренировки теннисиста. Специальная физическая подготовка | Текущий | ||
26 | Упражнения с мячом и ракеткой. Вращение мяча в разных направлениях. | Совершенствование | 2 | Уметь выполнять упражнения с мячом и ракеткой. Вращение мяча в разных направлениях | Текущий | ||
27 | Тренировка двигательных реакций. Атакующие удары (имитационные упражнения) и в игре. | Совершенствование | 2 | Уметь выполнять атакующие удары (имитационные упражнения) и в игре | Текущий | ||
28 | Передвижения у стола (скрестные и приставные шаги, выпады вперед, назад и в стороны). | Совершенствование | 2 | Уметь выполнять передвижения у стола | Текущий | ||
29 | Тренировка удара: накатом у стенки, удары на точность. | Совершенствование | 2 | Уметь выполнять удары: накатом у стенки, удары на точность. | Текущий | ||
30 | Игра у стола. Игровые комбинации. | Совершенствование | 2 | Уметь играть у стола | Тестирование | ||
31 | Игра у стола. Игровые комбинации. | Совершенствование | 2 | Уметь играть у стола | Тестирование | ||
32 | Игра у стола. Игровые комбинации. | Совершенствование | 2 | Уметь играть у стола | Тестирование | ||
33 | Соревнования | Совершенствование | 2 | Уметь играть у стола | Тестирование | ||
34 | Соревнования | Совершенствование | 2 | Уметь играть у стола | Тестирование |
6. Требования к уровню подготовленности учащихся
В результате изучения настольного тенниса ученик должен
знать/понимать:
- историю развития настольного тенниса;
- о месте и значении игры в системе физического воспитания;
- о структуре рациональных движений в технических приёмах игры;
- правила игры;
- правила безопасности игры.
овладеть:
- теоретическими сведениями, основными приёмами техники и тактики.
приобрести:
- навык участия в игре и организации самостоятельных занятий.
уметь:
- выполнять основные приёмы техники - исходные положения, перемещения, подачи, приёмы, нападающие удары, подкрутки, подставки; организовать и провести самостоятельные занятия по настольному теннису.
7. Критерии и нормы оценки знаний учащихся
При оценивании успеваемости учитываются индивидуальные возможности, уровень физического развития и двигательные возможности, последствия заболеваний учащихся.
Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки
Мелкими ошибками считаются такие, которые не влияют на качество и результат выполнения.
Значительные ошибки – это такие, которые не вызывают особого искажения структуры движений, но влияют на качество выполнения, хотя количественный показатель ниже предлагаемого.
Грубые ошибки – это такие, которые искажают технику движения, влияют на качество и результат выполнения упражнения.
Методика оценки успеваемости по основам знаний:
Оценивая знания учащихся, надо учитывать глубину и полноту знаний, аргументированность их изложения, умение учащихся использовать знания применительно к конкретным случаям и практическим занятиям настольным теннисом.
Отметка «5» выставляется за ответ, в котором учащийся демонстрирует глубокое понимание сущности материала, логично его излагает. Используя примеры из практики, своего опыта.
Отметка «4» ставится за ответ, в котором содержаться небольшие неточности и незначительные ошибки.
Отметка «3» учащиеся получают за ответ, в котором отсутствует логическая последовательность, имеются пробелы в материале, нет должной аргументации и умения использовать знания в своем опыте.
Методика оценки техники владения двигательными действиями (умениями, навыками):
Отметка «5» - двигательное действие выполнено правильно (заданным способом), точно в надлежащем темпе, легко и четко.
Отметка «4» - двигательное действие выполнено правильно, но недостаточно легко и четко, наблюдается некоторая скованность движений.
Отметка «3» - двигательное действие выполнено в основном правильно, но допущена одна грубая или несколько мелких ошибок, приведших к неуверенному или напряженному выполнению.
Методика оценивания способов (умений) осуществлять физкультурно-оздоровительную деятельность:
Отметка «5» - учащийся демонстрирует разнообразные упражнений с мячром и ракеткой. При этом учащийся может самостоятельно организовать место занятий, подобрать инвентарь и применить его в конкретных условиях, контролировать ход выполнения заданий и оценить его.
Отметка «4» - имеются незначительные ошибки или неточности в осуществлении самостоятельной физкультурно-оздоровительной деятельности.
Отметка «3» - учащийся допускает грубые ошибки в подборе и демонстрации упражнений, испытывает затруднения в организации мест занятий, подборе инвентаря, с трудом контролирует ход и итоги выполнения задания.
8. Перечень учебно-методического обеспечения
- Амелин А.Н., Современный настольный теннис. М.: ФиС, 1982 г.
- Барчукова Г., Настольный теннис. М, 1990 г.
- Байгулов Ю.П., Романин А.Н. Основы настольного тенниса. М.: ФиС, 1980.
- В.Д. Ковалёв, «Спортивные игры». Москва 1988 г.
- Иванов B.C., Теннис на столе. М, 1970 г.
- Физическая культура: Образовательная программа для учащихся начального и среднего профессионального образования.— Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр 2003 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по внеурочной деятельности "Настольный теннис" для начальной и основной школы
Программа по дополнительному физическому воспитанию рассчитана на детей от 8 до 14 лет. Главная цель программы состоит в обучении настольному теннису на начальном уровне. В программе есть тематическое...
Программа курса внеурочной деятельности «Настольный теннис»
Программа курса внеурочной деятельности «Настольный теннис» разработана для расширения и углубления знаний, умений и навыков у обучающихся стилевых особенностей современной игры в настольный теннис....
Программа по внеурочной деятельности - "Настольный теннис"
Настольный теннис – массовый и увлекательный вид спорта. В то же время – это технически и физически сложный вид спорта.Данная программа является программой дополнительного ...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Настольный теннис"
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Настольный теннис" для 5 класса (1 час в неделю)...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Настольный теннис"
Рабочая программа для 4 класса построена в соответствии с требованиями ФГОС, основной образовательной программой начального общего образования, Методическими рекомендациями Мин...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Настольный теннис" для 6 класса.
Рабочая программа по внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС."Настольный теннис" для 6 класса.Направление "Спортивно-оздоровительное"....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Настольный теннис»
Общеобразовательная программа «Настольный теннис», имеет физкультурно-спортивную направленность. Данная программа пропагандирует здоровый образ жизни и служит средством профилактики и корр...