Программа курса внеурочной деятельности «Настольный теннис»
рабочая программа по физкультуре на тему
Программа курса внеурочной деятельности «Настольный теннис» разработана для расширения и углубления знаний, умений и навыков у обучающихся стилевых особенностей современной игры в настольный теннис.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_nastolnyy_tennis_obodov.docx | 33.14 КБ |
Предварительный просмотр:
К а н е в с к о й р а й о н____________
(территориальный, административный округ (город, район, поселок)
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия
(полное наименование образовательного учреждения)
УТВЕРЖДЕНО
решением педагогического совета
от 27.08. 2014 года протокол № 1
Председатель _______ Л.И.Белая
подпись руководителя ОУ Ф.И.О.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
спортивной секции
НАСТОЛЬНЫЙ ТЕННИС
( 7-11 классы)
Класс 7 - 11
Количество часов 156 (4 часа в неделю)
Учитель ОБОДОВ ИГОРЬ ЮРЬЕВИЧ
Программа разработана на основе комплексной программы Лях В.И., Зданевич А.А. «Физическое воспитание для общеобразовательных учреждений» 1-11 классов. М. : Просвещение, 2012.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Рабочая программа по настольному теннису составлена на основе комплексной программы Лях В.И., Зданевич А.А. «Физическое воспитание для общеобразовательных учреждений 1-11 классов» М. : Просвещение, 2012. и предназначена для организации занятий в школьной спортивной секции.
В основу программы положены нормативные требования по физической и технико-тактической подготовке, современные методические разработки по настольному теннису отечественных специалистов. Данная программа раскрывает учебно-методическую и технико-тактическую части игры в настольный теннис с учетом новых правил игры до 11 очков 2002 года.
Программа рассчитана и составлена с учетом индивидуальных особенностей детей и стилевых особенностей современной игры. Особенности организации занятий, календаря спортивных мероприятий, а также материально-технической базы могут вносить коррективы в работу по программе.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ.
Игра в настольный теннис направлена на всестороннее физическое развитие и способствуют совершенствованию многих необходимых в жизни двигательных и морально-волевых качеств.
Основная цель данной программы – углубленное изучение спортивной игры настольный теннис, воспитание личности, умеющей думать, физически здоровой, способной в кратчайшие сроки добиваться поставленной цели, самореализующейся в условиях современного общества.
Исходя из основной цели, программа решает следующие задачи:
- обучение технике и тактике настольного тенниса;
- повышение специальной, физической, тактической подготовки учащихся по настольному теннису;
- подготовка учащихся к районным соревнованиям;
- содействие гармоничному физическому и психическому развитию, разносторонней физической подготовке, укреплению здоровья обучающихся;
- воспитание всех физических качеств: быстроты, ловкости, гибкости, выносливости;
- воспитание силы воли посредством преодоления трудностей во время тренировочного и соревновательного процесса;
- развитие умения выделять главное, анализировать происходящее и вносить коррективы в свои действия, постоянно контролировать себя.
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ.
Обучение в спортивной секции настольного тенниса включает в себя:
- теоретические сведения (обзор состояния и развития физической культура и спорта в России, настольного тенниса в России, техники безопасности при проведении занятий в спортивном зале)
- практическую часть:
А) общая физическая подготовка, подвижные игры – является основой развития физических качеств, способностей, двигательных навыков игроков на различных этапах их подготовки, поэтому большое внимание на занятиях настольного тенниса будет уделяться развитию двигательных качеств игроков и совершенствованию : силы, быстроты, выносливости, ловкости и координации движений.
Б) специальная подготовка (занимает очень важное место в тренировке теннисистов, поэтому будет уделяться большое внимание упражнениям, которые способствуют формированию общей культуры движений, подготавливают организм к физической деятельности, развивают определенные двигательные качества
В) соревнования школьного и районного уровня (в конце обучения по программе учащиеся должны знать правила игры и принимать участие в различных соревнованиях).
На спортивно-оздоровительном этапе зачисляются учащиеся общеобразовательного учреждения, имеющие разрешение врача-педиатра. На этом этапе осуществляется физкультурно-оздоровительная и воспитательная работа, направленная на разностороннюю физическую подготовку и овладение основами настольного тенниса. Задача этапа – привлечение как можно большего числа детей, просмотр их индивидуальных особенностей.
На этапе начальной подготовки ведется физкультурно-оздоровительная и воспитательная работа, а также выбор спортивной специализации и выполнение нормативов для перехода на учебно-тренировочный этап. Задача этапа – тщательное наблюдение за успешностью обучения детей.
На учебно-тренировочном этапе воспитанники осваивают специальные приемы настольного тенниса: подача, атакующие удары, игра в защите. Задача этапа – отбор наиболее способных детей для участия в соревнованиях.
На этапе спортивного совершенствования проводятся углубленные тренировки со сложными приемами настольного тенниса и дальнейшим анализом выполненных действий. Задача этапа – участие воспитанников в соревнованиях, повышение уровня мастерства, выполнение спортивных разрядов.
Общая направленность подготовки теннисистов следующая:
- постепенный переход от обучения приемам игры и тактическим действиям к их совершенствованию на базе роста физических и психологических возможностей;
- планомерное прибавление вариативности приемов и широты взаимодействия с партнерами;
- переход от общеподготовительных средств к наиболее специальным
- увеличение соревновательных упражнений в процессе подготовки.
Таблица тематического планирования.
№ | Разделы | Количество часов |
1. | Теоретические сведения. Техника безопасности на занятиях. | 8 |
2. | ОФП. | 20 |
3. | Специальная подготовка. | 44 |
4. | Совершенствование техники и тактики. | 80 |
5. | Контрольные нормативы. | 4 |
ИТОГО | 156 |
Теоретические сведения. Техника безопасности на занятиях. (8 ч)
История возникновения настольного тенниса. Развитие настольного тенниса. Правила игры, соревнования и системы их проведения. Изучение основных правил игры, ведения счета, проведение игры из трех партий, круговая система соревнований, стыковые игры, система соревнований с выбыванием. Техника безопасности на занятиях.
ОФП (20 ч)
Упражнения без предметов: для мышц рук и плечевого пояса. Для мышц ног, брюшного пресса, тазобедренного сустава, туловища и шеи. Упражнения с предметами - со скакалками, резиновыми мячами, набивными мячами (1-2 кг). Из различных исходных положений. Чередование упражнений руками, ногами - различные броски, выпрыгивание вверх с мячом, зажатым голеностопными суставами; в положении сидя, лежа - поднимание ног с мячом.
Упражнения для мышц рук и плечевого пояса. Упражнения без предметов индивидуальные и в ларах. Упражнения с набивными мячами - поднимание, опускание, перебрасывание с одной руки на другую перед собой, броски, ловля; в парах держась за мяч - упражнения в сопротивлении. Упражнения для мышц туловища и шеи. Упражнения без предметов индивидуальные и в парах (наклоны вперед, назад, вправо, влево, наклоны и повороты головы). Упражнения с набивными мячами - лежа на спине и лицом вниз, сгибание и поднимание ног, мяч зажат между стопами ног, прогибание, наклоны, упражнения в парах. Упражнения для мышц ног и таза. Упражнения без предметов индивидуальные и в парах (приседания в различных исходных положениях, подскоки, ходьба, бег).
Упражнения с набивными мячами - приседания, выпады, прыжки, подскоки. Упражнения с гантелями - бег, прыжки, приседания. Упражнения на снарядах (гимнастическая стенка, скамейка). Упражнения со скакалкой. Прыжки в высоту, с прямого разбега (с мостика) согнув ноги через планку (веревочку). Высоко-далекие прыжки с разбега через препятствия без мостика и с мостиком.
Специальная подготовка.(44 ч)
Специальные упражнения техники настольного тенниса.
- Набивание мяча ладонной стороной ракетки.
- Набивание мяча тыльной стороной ракетки.
- Набивание мяча поочередно ладонной и тыльной стороной ракетки.
- Атакующие удары справа направо.
- Атакующие удары слева налево.
- Атакующие удары справа налево.
- Атакующие удары слева направо.
- Игра толчком.
- Отработка техники подачи.
Специальные упражнения техники настольного тенниса..
- Игра накатами по диагонали.
- Игра накатами по линии.
- Подача накатом.
- Игра подрезками.
- Игра топ-спинами.
- Подача подрезками.
- Игра боковыми вращениями.
Для развития специальных скоростно-силовых и скоростных качеств, а также специальной выносливости применяются:
- имитация ударов слева и справа на количество повторений за 1 минуту, за 2 минуты, за 3 минуты, за 12 минут;
- имитация сочетаний ударов справа и слева на количество повторений за 1,2, 3 и 12 минут;
- имитация перемещений в 3-метровой зоне у стола по схеме «треугольник» - на количество повторений за 30 секунд;
- имитация перемещений в 3-метровой зоне на количество повторений за 30 секунд, за 1 минуту, за 3 минуты;
- имитация перемещений в 3-метровой зоне у стола на количество повторений за 30 секунд, 1 минуту, 3 минуты;
- прыжки боком с двух ног через гимнастическую скамейку (30-40 см) на количество повторений за 30 секунд, за 1 минуту;
- имитация перемещений в 3-метровом квадрате по схеме «восьмерка» за 3 минуты;
- игра на двух столах на счет;
- имитация ударов справа и слева с отягощением (утяжеленной рукояткой, манжетом на кисть руки) на количество повторений за 1 минуту, 2 минуты, 3 минуты.
Совершенствование техники и тактики.(80ч)
Тактика парной игры. Подбор пар. Варианты тактики парной игры. Парные игры с различными партнерами и противниками.
Чередование и сочетание 2-3 различных приемов игры в быстром темпе по заданным квадратам. Изучение сложных передвижений на косые мячи, броски на отражение укороченных мячей после сильных ударов, отраженных на расстоянии 3-4 м от стола.
Отражение ударов «топ-спин», «подставкой» и «подрезкой» и ударов справа и слева.
Игра ударами «контр-топ-спин» по диагонали и по прямой справа и слева против «наката» и «топ-спина» (перекручивание).
Организация атаки через сложную подачу, атака со сложных подач противника.
Углублённое изучение тактических комбинаций. Сочетание и чередование сильно подрезанных мячей с ударами «топ-спин».
Игры двумя мячами «накатами» слева и справа, в «крути-ловку» втроем.
Техника ударов. Повышение точности ударов и контрударов слева и справа, изменяя направление и длину полета мяча. Выполнение серийных ударов:
- удары «откидка» справа (слева) по диагонали и по прямой;
- удары «накат» справа (слева) по диагонали и по прямой. Сочетание ударов «накат» справа и слева в левый угол стола.
Совершенствование завершающих ударов с укороченными заторможенными мячами. Тренировка различных финтов кистью руки. Совершенствование ударов по «свече», ударов «подрезкой» против «подставок» и «подрезок». Удары слева в броске по укороченному мячу.
Техника подач. Сочетание сложных подач с защитными и атакующими ударами. Контрудары. Совершенствование подач различной длины, направлений. Подачи-«двойники», прием сложных подач атакующими ударами, «подставкой», «подрезкой». Совершенствование и усложнение серии подач в сочетании с атакующими и защитными ударами. Подача справа и слева разученными ударами с завершением комбинации атакующими ударами «топ-спин» и «накат».
Контрольные нормативы.(4ч)
Нормативы юноши.
№ | Вид упражнения | Возраст | ||||
7-8лет | 9-10лет | 11-12лет | 13-15лет | |||
1. | Дальность отскока мяча, м | 3,5-4,5 | 4,55-5,55 | 5,6-6,45 | 6,46-7,45 | |
2. | Бег по восьмерке, с | 43-32,6 | 32,7-27 | 26,7-21 | 20,8-16,2 | |
3. | Бег вокруг стола, с | 34-23,7 | 23,6-20,2 | 20,1-18,2 | 18,1-15,7 | |
4. | Перенос мячей, с | 54-45 | 44,5-35 | 34,8-31 | 30,8-26 | |
5. | Отжимание от стола | 25-35 | 36-45 | 46-55 | 56-67 | |
6. | Прыжки со скакалкой за 45с | 65-75 | 76-94 | 95-114 | 115-127 | |
7. | Прыжки в длину с места, см | 103-113 | 114-152 | 154-190 | 191-215 | |
8. | Бег 60м | 13,8-12 | 11,9-10,95 | 10,9-10,14 | 10,1-9,14 |
Нормативы девушки.
№ | Вид упражнения | Возраст | ||||
7-8лет | 9-10лет | 11-12лет | 13-15лет | |||
1. | Дальность отскока мяча, м | 3,4-4,4 | 4,45-5,40 | 5,44-6,20 | 6,23-6,92 | |
2. | Бег по восьмерке, с | 47-37 | 36,7-31 | 30,7-25 | 24,7-17,8 | |
3. | Бег вокруг стола, с | 34-24 | 23,9-22,1 | 22-20,1 | 20-17,6 | |
4. | Перенос мячей, с | 54-45 | 44,6-37 | 36,8-33 | 32,8-28 | |
5. | Отжимание от стола | 10-20 | 21-30 | 32-40 | 41-52 | |
6. | Прыжки со скакалкой за 45с | 65-75 | 76-94 | 95-114 | 115-127 | |
7. | Прыжки в длину с места, см | 103-113 | 114-152 | 137-155 | 156-180 | |
8. | Бег 60м | 14-13,1 | 13,0-11,5 | 11,45-10,55 | 10,5-9,9 |
Тематическое планирование.
156 часов (4ч в неделю, 39 недель) | ||
Тема учебного занятия | Количество часов | Сроки проведение |
Теоретические сведение .Техника безопасности | 8 часов | |
Состояние и развитие настольного тенниса в России | 1 | |
Воспитание волевых качеств спортсмена | 1 | |
Профилактика травм | 1 | |
Специальные термины | 1 | |
Основы тактики игры | 1 | |
Основы техники игры | 1 | |
Правила игры в настольный теннис | 1 | |
Правила игры в парах | 1 | |
О Ф П | 20 часов | |
Упражнения на гибкость | 1 | |
Силовые упражнения | 1 | |
Упражнения на выносливость | 1 | |
Упражнения на выносливость | 1 | |
Упражнения с ракеткой и шариком | 2 | |
Упражнения на выносливость | 2 | |
Техника подачи толчком | 2 | |
Упражнения на выносливость | 2 | |
Игра толчком справа и слева | 2 | |
Атакующие удары по диагонали | 2 | |
Атакующие удары по линии | 2 | |
Игра в защите | 2 | |
Специальная подготовка | 44 часа | |
Тактические схемы | 2 | |
Игра с тренером | 4 | |
Выполнение подач разными ударами | 4 | |
Игра в разных направлениях | 4 | |
Игра на счет разученными ударами | 4 | |
Игра с коротких и длинных мячей | 2 | |
Групповые игры | 4 | |
Отработка ударов накатом | 4 | |
Отработка ударов срезкой | 4 | |
Поочередные удары левой и правой стороной ракетки | 4 | |
Атакующие удары справа разной силы и направления | 2 | |
Атакующие удары слева разной силы и направления | 2 | |
Удары подставкой | 4 | |
Совершенствование техники и тактики игры | 80 часов | |
Удары срезкой справа | 2 | |
Удары срезкой слева | 2 | |
Удары накатом справа | 4 | |
Удары накатом слева | 4 | |
Чередование ударов различных стилей | 4 | |
Передвижение | 2 | |
Комбинации | 2 | |
Подача различными ударами | 4 | |
Прием подачи | 4 | |
Игра топ-спином | 2 | |
Упражнения в парной игре | 4 | |
Отработка игры в защите | 4 | |
Переход от защиты к атаке | 4 | |
Игра с тренером | 2 | |
Подача срезкой | 4 | |
Подача накатом | 4 | |
Подача боковым вращением | 2 | |
Техника приема подач разных видов | 4 | |
Тактика быстрой атаки после подачи | 4 | |
Тактика атаки после толчка | 2 | |
Тактика атаки после подрезки | 2 | |
Тактика атаки после наката | 2 | |
Контроль игры срезками | 2 | |
Топ-спин справа | 2 | |
Топ-спин слева | 2 | |
Техника выполнения ударов по высокому мячу | 4 | |
Стиль игры топ-спин + атакующий удар | 2 | |
Контрольные нормативы | 4 часа | |
Стиль игры быстрый атакующий удар + топ-спин | 1 | |
Стиль игры подрезка + атакующий удар | 1 | |
Соревновательная практика | 2 |
ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ.
В конце изучения программы занимающиеся получат необходимый минимум знаний для физического самосовершенствования, знание правил игры, навыки простейшего судейства. Научатся играть в настольный теннис. Будут сформированы коммуникативные способности, то есть умение играть в команде.
Система формы контроля уровня достижений учащихся и критерии оценки.
Умения и навыки проверяются во время участия учащихся в межшкольных соревнованиях, в организации и проведении судейства внутришкольных соревнований. Подведение итогов по технической и общефизической подготовке проводится 2 раза в год (декабрь, май), учащиеся выполняют контрольные нормативы.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЙ.
Для проведения занятий в школе должен быть спортивный зал и следующее оборудование и инвентарь:
1. Набор для настольного тенниса.
2. Стол для настольного тенниса.
3. Гимнастические скамейки.
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
1) Баландин, Г. А. Урок физкультуры в современной школе / Г. А. Баландин, Н. Н. Назарова, Т. Н. Казакова. - М.: Советский спорт, 2002.
2) Г.Б. Барчукова, В.А. Воробьев. Настольный теннис: Примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ. М.: Советский спорт, 2004год.
3) Амелин, А. Н. Современный настольный теннис / А. Н. Амелин.-М.: ФиС, 1982.
4) Кузнецов, В. С. Упражнения и игры с мячами / В. С. Кузнецов, Г. А. Колодницкий. - М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2002.
5) Каинов А.Н. Организация работы спортивных секций в школе: программы, рекомендации. – Волгоград : Учитель, 2013.
СОГЛАСОВАНО Протокол заседания методического объединения учителей от 27 августа 2014 № 1 Руководитель МО ___________ А.Н. Белькович подпись | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по ВР __________ Т.Н. Аленцева «27 » августа 2014 года |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по внеурочной деятельности "Настольный теннис" для начальной и основной школы
Программа по дополнительному физическому воспитанию рассчитана на детей от 8 до 14 лет. Главная цель программы состоит в обучении настольному теннису на начальном уровне. В программе есть тематическое...
Программа по внеурочной деятельности - "Настольный теннис"
Настольный теннис – массовый и увлекательный вид спорта. В то же время – это технически и физически сложный вид спорта.Данная программа является программой дополнительного ...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Настольный теннис"
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Настольный теннис" для 5 класса (1 час в неделю)...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Настольный теннис"
Рабочая программа для 4 класса построена в соответствии с требованиями ФГОС, основной образовательной программой начального общего образования, Методическими рекомендациями Мин...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Настольный теннис" для 6 класса.
Рабочая программа по внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС."Настольный теннис" для 6 класса.Направление "Спортивно-оздоровительное"....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Настольный теннис»
Общеобразовательная программа «Настольный теннис», имеет физкультурно-спортивную направленность. Данная программа пропагандирует здоровый образ жизни и служит средством профилактики и корр...