Применение ОРУ (общеразвивающих упражнений) на уроках физической культуры в разделе «Гимнастика с элементами акробатики» в начальной школе с целью улучшения осанки.
методическая разработка по физкультуре
Данные упражнения, применяемые с профилактической и коррекционной целью могут быть использованны для улучшения функциональных показателей у детей, а также оказывают положительное влияние на эмоциональном уровне, повышают самооценку ребёнка и способствуют более осознанному отношению учащихся к своему здоровью.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
primeneniya_oru_dlya_uluchsh._osanki.doc | 92.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 544
С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
МОСКОВСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Методическая разработка
Применение ОРУ (общеразвивающих упражнений) на уроках физической культуры в разделе «Гимнастика с элементами акробатики» в начальной школе с целью улучшения осанки.
Учитель физической культуры I категории
Нечитайло О.Я.
Санкт-Петербург 2018 г.
Содержание:
Введение_______________________________________ стр. 2
Актуальность___________________________________ стр. 3
Основная часть__________________________________ стр. 4
Вывод__________________________________________ стр. 12
Библиографическое описание______________________ стр. 13
1
1. Введение.
«Разница в стойкости и сопротивлении основы нашего туловища зависит от различия его состава: чем моложе субъект, тем более мы находим в ней тканей меньшей крепости, оказывающих меньшее сопротивление. Все эти анатомические данные имеют огромное значение и при воспитании: постоянно приходиться видеть, что заставляют ребенка стоять, усаживая взрослого; ставят ученика к стене или в угол, запрещая ему двигаться, - что считается обыкновенно легким наказанием, перед которым никто не останавливается, не находя его строгим, не видя в нем пытки – помните об этом и не мучайте детей неподвижностью».
П.Ф. Лесгафт.
Еще в 19 веке сформировалось представление о так называемых «школьных болезнях». Один из основоположников отечественной гигиенической науки Ф.Ф. Эрисман писал о нарушениях здоровья, причиной которых является обстановка в учебных заведениях: «Мы видели, что у ребенка появляется неправильное кровообращение, что его питание страдает, что он делается кривым и близоруким… в течение школьной жизни дитя нередко становится и умственным калекой». («Избранные произведения» Ф.Ф. Эрисман).
То, что именно условия школьной жизни являются основным фактором, формирующим здоровье детей, доказывается тем, что в специализированных школах и гимназиях с углубленным изучением ряда предметов и соответственно, с большей нагрузкой на организм состояние здоровья детей, как правило, хуже, чем у их сверстников в обычных школах.
2
2. Актуальность.
В целом по анализу специалистов НИИ возрастной физиологии РАО, в 2000 году до 96% выпускников школ имели какие-либо отклонения в состоянии здоровья. В некоторых регионах России практически здоровыми остаются не более 2-3 % учащихся.
К призывному возрасту, по данным Института гигиены детей и подростков только 20% юношей могут служить в армии. Что касается девушек, то 70-75% из них нуждаются в оздоровлении, 20% имеют проблемы, связанные с нарушениями репродуктивной системы (18). Таким образом, будущее поколение родителей имеет специфические характеристики здоровья, несущие повышенную угрозу для здоровья следующих поколений.
В предотвращении угрозы физической и социальной деградации общества большая роль принадлежит школе.
В школьном возрасте происходит довольно бурный рост тела и увеличение его массы, изменяются пропорции. Интенсивное развитие скелета связано с мышечной деятельностью, формированием мышц, сухожилий и суставного аппарата.
В младшем школьном возрасте формируются:
1. Шейный и грудной отделы позвоночника. Слабые мышцы не могут обеспечить
длительное поддержание статических напряжений. Связки ещё очень эластичны
и могут возникнуть нарушения осанки, а в некоторых случаях сколиоз и плоскостопие.
2. Развивается сердечно - сосудистая система, увеличивается масса сердца и лёгких. Поэтому в этом возрасте особенно важны дыхательные упражнения.
3. Усиленно развиваются зоны коры больших полушарий головного мозга,
отвечающие за координацию движений. (6)
Младший школьный возраст является наиболее благоприятным для развития физических способностей, а также для профилактики различных функциональных нарушений, зачастую приобретаемых детьми наряду с необходимыми знаниями в процессе школьного обучения. К наиболее часто встречающимся функциональным нарушениям у школьников можно отнести:
- различные нарушения осанки;
- ухудшение зрения;
- накопление избыточной массы тела;
- заболевания верхних дыхательных путей;
3
- неврозы;
- нарушение обмена веществ;
- нарушения в работе сердечно-сосудистой системы. (6)
Малоподвижный образ жизни способствует развитию у детей различных отклонений в состоянии здоровья. В современной общеобразовательной школе более 70% детей страдают от последствий малоподвижного образа жизни. Именно гипокинезия является важнейшей причиной травм. (10)
Наблюдения показали, что учащиеся с недостаточной двигательной активностью обладают плохой координацией движений, недостаточно хорошо ориентируются в пространстве в статике и динамике. Реакция на внешние раздражители у них замедленная и неадекватная, нет ловкости в движениях.
Именно для таких детей характерно, что случайные падения во время игр, в школе, на уроках физкультуры, в быту оборачивались травмами различной степени тяжести.
3. Основная часть.
Особое значение имеют условия формирования мышц туловища, так как их несимметричное развитие приводит сначала к функциональным нарушениям
осанки, а потом способствует прогрессированию деформаций скелета.
Можно констатировать, что на сегодняшний день около 70% детей школьного возраста имеют различные виды нарушения осанки. (6)
Нарушение осанки — это не болезнь, а пока лишь нарушение развития костно-мышечного аппарата. Однако на фоне этого дефекта развиваются сколиоз, юношеский кифоз, остеохондроз, с трудом поддающиеся лечению.
Кроме того, деформации скелета неблагоприятным образом сказываются на развитии внутренних органов, что приводит к расстройствам их деятельности.
Причиной возникновения дефектов осанки помимо условий внешней среды и различных заболеваний, является слабое физическое развитие ребенка.
Нарушение осанки помимо значительного косметического дефекта, сопровождается нередко расстройствами деятельности внутренних органов.
4
У детей с нарушенной осанкой уменьшается экскурсия грудной клетки и диафрагмы, снижается жизненная емкость легких. Эти изменения неблагоприятно отражаются на деятельности сердечно – сосудистой и дыхательной систем, приводя к снижению физиологических резервов, нарушая приспособительные возможности детского организма. Слабость мышц брюшного пресса приводит к нарушениям нормальной деятельности желудочно-кишечного тракта и других органов брюшной полости.
Нарушения осанки, хотя и составляют группу функциональных расстройств опорно-двигательного аппарата человека и не являются в полном смысле этого понятия заболеваниями, однако, сопровождаясь нарушениями функции нервной системы и ряда внутренних органов, делают организм ребенка более подверженным ряду заболеваний и в первую очередь заболеваниям позвоночника. Снижение рессорной функции позвоночника у детей с плоской спиной способствует постоянным микротравмам головного мозга во время бега, ходьбы и других движений, что отрицательно сказывается на высшей нервной деятельности, сопровождается быстрым наступлением утомления, а нередко и головными болями.(15)
Формирование осанки – процесс длительный, начинающийся с первого года жизни и заканчивающийся к 20-25 годам. (7).
Для детей младшего школьного возраста высокая двигательная активность является естественной потребностью. Она заложена наследственной программой индивидуального развития ребенка и обуславливает необходимость постоянного подкрепления расширяющихся функциональных возможностей органов и структур организма детей.
Отсутствие постоянных физических нагрузок, малоподвижный образ жизни для большинства детей, организм которых должен расти и развиваться в движении, отрицательно сказывается на их здоровье и творческом потенциале. Установлено, что именно в младшем школьном возрасте у детей вырабатывается устойчивый интерес к занятиям физической культурой и спортом, который перерастает потом в потребность в регулярном физическом совершенствовании.
Применение ОРУ в начальной школе обусловлено физиологическими особенностями детей этого возраста и рядом особенностей психической деятельности (7).
5
К применяемым физическим упражнениям относятся упражнения ОФП, гимнастические упражнения, упражнения в равновесии, координационные и общеразвивающие упражнения для различных групп мышц.
Подвижные игры занимают особое место в физическом воспитании ребенка, обеспечивая комплексное воздействие на его организм и высокую эмоциональность. Подвижная игра является сознательной детской деятельностью направленной на достижение поставленной цели. На положительном эмоциональном фоне значительно увеличиваются
функциональные резервные возможности организма.
Так – же в процессе занятий необходимо следовать следующим принципам:
Принцип доступности: все средства, применяемые на каждом занятии доступны по своей структуре и по уровню физической нагрузки.
Доступность определяется соответствием физических упражнений и подвижных игр состоянию здоровья, физической подготовленностью и двигательному опыту ребенка.
Принцип последовательности подразумевает постепенное повышение требований к ребенку. С этой целью постепенно в содержание занятий включаются более сложные виды упражнений, увеличивается объем и интенсивность нагрузки, добавляются отягощения, гантели (до 1 кг.), медболы, гимнастические палки.
6
Формирование «мышечного корсета».
Для мышц спины (15):
1. Исходное положение - лёжа на животе, подбородок лежит на тыльной стороне кистей рук, положенных друг на друга. Перевести руки на пояс, приподнять плечи, лопатки соединить, живот не поднимать, дыхание не задерживать. Сохранять положение на определённый счёт.
2. То же упражнение, но кисти рук переводить к плечам, за голову.
3. И.п. - то же. Приподнять голову и плечи медленно перевести руки вверх, в стороны, к плечам.
4. И.п. - то же. Поднять голову и плечи, руки в стороны, круговые движения руками.
5. И.п. - то же. Поочерёдное отведение назад прямых ног (не отрывая таз от пола).
6. И.п. - то же. Одновременное приподнимание и удержание прямых ног.
7. И.п. то - же. Отвести назад прямые ноги, развести их в стороны, удержать, соединить, опустить.
8. И.п. - то же. Лицом к партнёру (с использованием различных гимнастических снарядов - мячей, палок и пр.) перебрасывание или передача предмета партнёру, удерживая голову и грудь в приподнятом положении.
Для мышц брюшного пресса:
1. И.п. для всех упражнений - лёжа на спине с прижатием поясничной части к опоре. Согнуть и разогнуть ноги поочерёдно в коленях и тазобедренных
суставах - «велосипед".
2. Согнуть обе ноги в коленях, разогнуть их вперёд и попеременно опустить.
3. Удерживая мяч между коленями, согнуть ноги, разогнуть их вперёд до
угла в 45 гр., медленно опустить.
4. Скрещивание прямых ног - "ножницы".
5. Переход в положение, сидя с махом рук.
6. Переход в положение, сидя, руки за головой, партнёр удерживает лодыжки.
7. Сидя на гимнастической скамейке (партнёр удерживает ноги) отклониться назад и возвратиться в исходное положение.
7
Для косых мышц:
1. И.п. - лёжа на левом боку. Правая рука на поясе, левая вдоль туловища -
приподнимаем ноги (прямые) и удерживаем. То же на другом боку.
2. И.п. на левом боку, правая рука согнута в локте, левая ладонью упирается в пол.
Приподнять туловище, ноги прямые "окошко", удержаться в этом положении.
То же на правом боку.
Упражнения в равновесии.
Упражнения в равновесии способствуют улучшению координации движений, воспитанию и закреплению навыка правильной осанки. Усложнение упражнений в равновесии достигается за счет последовательного уменьшения опоры, а также за счет перемещения центра тяжести тела.
Упражнения в равновесии на полу.
- Основная стойка, руки в стороны – движение прямой ногой вперед, в сторону, назад.
- И.п. то же, но руки к плечам, за голову, вверх.
- Основная стойка, согнув правую (левую) ногу в тазобедренном и коленном суставах, руки в стороны.
- То же, но движения руками вперед, вверх и в стороны.
- Основная стойка, руки на пояс – поднимание на носки.
- То же, но руки вперед, в стороны, вверх.
- Из упора присев, встать, согнуть правую (левую) ногу, руки в стороны.
- То же, но руки вверх.
- Ходьба с остановками на одной ноге по сигналу.
- То же с мешочком на голове.
- Стоя на одной ноге, захватить стопу другой ноги обеими руками.
- Стоя на одной ноге, руки в стороны, другую ногу согнуть в тазобедренном и коленном суставах достать коленом лоб.
- И.п. - стоя, руки в стороны. Стойка на одной ноге, другую назад, до горизонтального положения с наклоном туловища вперед – «ласточка».
- Из упора присев – «ласточка».
- Лицом друг к другу, держась за руки, из упора присев – «ласточка», не разнимая рук.
- Ласточка с поворотом на 90 градусов на носках.
8
Школа мяча (развитие координации движений).
- Бросить мяч в пол и поймать.
- Бросить мяч вверх и поймать.
- Бросить мяч вверх, дать ему упасть на пол и после отскока поймать.
- Бросить мяч в стену, после отскока от пола поймать.
- Бросить мяч в стену, поймать его, не дав упасть на пол.
- Бросить мяч под углом в пол, дать ему удариться об стену, затем об пол и после отскока поймать его.
- То же, но поймать мяч, не давая ему упасть на пол.
- Стоя спиной к стене вплотную, бросить мяч в стену над головой и после отскока от пола поймать его.
- То же, но поймать мяч, не давая ему упасть на пол.
- То же, но стоя на расстоянии от стены, поймать мяч с поворотом к стене после отскока от пола.
- То же, поймать мяч, не давая ему упасть на пол.
- Бросить мяч левой рукой под согнутую в колене правую ногу, поймать его правой рукой.
- То же самое, но с правой руки.
- Стоя в парах, «обмен» мячами, один бросает мяч об пол, другой через верх друг другу.
- Ведение мяча поочерёдно правой и левой рукой.
- В каждой руке теннисный мяч делаем шаг правой ногой, левой рукой бросаем мяч об пол и ловим и наоборот.
- На расстоянии 3 метров от стены. Бросаем об стену теннисные мячи попеременно правой и левой рукой, ловим после отскока от пола.
Для закрепления навыка правильной осанки используются специальные подвижные игры средней интенсивности. "Совушка", "Китайские пятнашки", и пр.
Подвижные игры следует рассматривать как разносторонние физические упражнения, в которые включаются ходьба, бег, метание, лазанье, перелезание, прыжки и т.д. Игры оказывают плодотворное воздействие на мышечную систему, повышают функцию органов дыхания и кровообращения, усиливают обмен веществ.
9
"Китайские пятнашки".
Дети становятся у стены без плинтуса, приняв правильную осанку.
По команде руководителя дети начинают игру, бегая в различных направлениях, а водящий старается их запятнать.
Чтобы спастись от погони игроку надо сделать присед, руки "крылышками", спина прямая, пятки вместе, носки врозь.
Если водящий никого не может запятнать 2-3 мин., его меняют.
"Совушка".
Дети произвольно располагаются в зале. "Совушка" в своем гнезде.
Руководитель неожиданно говорит: "День наступает, все оживает, Совушка спит".
Дети бегают по залу, имитируя полет бабочек, стрекоз и т.д.
Неожиданно инструктор произносит: "Ночь наступает, все замирает, сова вылетает".
Все должны немедленно остановиться, принять правильную осанку. Сова зорко осматривает детей. У кого плохая осанка, сова отправляет в "гнездо".
Эффективным средством для развития координации движений являются различные эстафеты. Среди игр они занимают особое место. Проведение их не требует большой подготовки, а содержание в зависимости от возраста и состава играющих может варьироваться: упрощаться и усложняться.
В эстафетах соревновательное начало очень велико и результаты наглядны, поэтому они всегда вызывают большой интерес у детей.
Передал — садись
Играющие разбиваются на несколько команд по 5—6 человек в каждой, выбирают капитанов и выстраиваются у черты в колонны по одному. Впереди каждой колонны лицом к ней на расстоянии 5—6 шагов становятся капитаны. Капитаны получают по мячу. По сигналу каждый капитан бросает мяч первому игроку в своей колонне. Поймав мяч, игрок возвращает его капитану и садится на землю (в спортивном зале — на гимнастическую скамейку). Капитаны бросают мяч вторым, потом третьим игрокам и т. д. Каждый из них, вернув мяч капитану, садится.
Получив мяч от последнего игрока своей колонны, капитан поднимает его вверх, а все игроки его команды вскакивают.
10
Выигрывает команда, капитан которой первым поднял мяч и игроки которой первыми вскочили. Если вовремя игры кто-либо из игроков уронит мяч, он должен его поднять и бросить капитану, став предварительно на свое место.
Бег по кочкам
Перед каждой командой от линии старта до линии финиша на расстоянии 1—1,5 м друг от друга чертят кружки диаметром 30—40 см (по прямой или извилистой линии). По сигналу руководителя первые номера, перепрыгивая из кружка в кружок, добегают до конечной черты, после чего по кратчайшему пути возвращаются обратно и передают эстафетные палочки следующим игрокам. Вручив эстафетную палочку очередному номеру, каждый игрок становится в конец колонны. Выигрывает команда, раньше закончившая игру.
Посадка овощей
Две-три команды выстраиваются в колонны по одному. Перед командами на противоположном конце площадки чертят по пять кружков. Первым игрокам вручают мешочек с теннисными мячами. По сигналу дети бегут, раскладывают все «овощи» в свои кружки и пустой мешочек передают вторым номерам. Вторые номера бегут, собирают «овощи» и мешочек передают третьим и т. д. Побеждает команда, раньше завершившая игру.
Распределение нагрузки в ходе занятия:
Части занятия | Назначение упражнения | Общие указания | Время мин. |
Вводная | Разминка подготовка организма к предстоящей нагрузке | Средняя интенсивность и амплитуда | 5-10 |
Основная
| Упражнения ОФП для формирования «мышечного корсета», упр. в равновесии на полу или повышенной опоре, эстафеты для развития координации | Высокая интенсивность. Амплитуда и количество повторов по указанию преподавателя | 25-30 |
Заключи тельная | Подвижные игры для закрепления навыка правильной осанки | Средняя интенсивность | 5-10 |
11
Вывод:
Анализируя литературу и опираясь на собственный педагогический опыт,
я могу предположить, что регулярное применение ОРУ, упражнений развивающих координацию движений, подвижных игр средней интенсивность и эстафет, даст положительный результат, при условии правильно распределенной и дозированной нагрузки, выполнения упражнений в расслаблении и стрейчинга в заключительной части занятия. Данные упражнения, применяемые с профилактической и коррекционной целью, могут быть использованы для улучшения функциональных показателей у детей, а также оказывают положительное влияние на эмоциональном уровне и повышают самооценку ребенка способствуют более осознанному отношению учащихся к своему здоровью.
12
Библиографическое описание:
- – Ковалько В.И. Поурочные разработки по физической культуре/
В.И. Ковалько - М.: Владос 2004.-250с.
- - Кофман Л.В. Настольная книга учителя физической культуры/
Л.В. Кофман - М.: Физкультура и спорт1998.-495с.
- – Красикова И.С. Осанка/ И.С. Красикова- М.: Корона, 2001.-90с.
- - КрасиковаИ.С. Сколиоз. Профилактика и лечение/
И.С. Красикова - М.: Корона, 2001.-120 с.
- - Красикова И.С. Дыхательная гимнастика для детей/
И.С. Красикова -М.: Корона, 2001.-132 с.
- - Кирпичев В.И. Физиология и гигиена младшего школьника/
В.И. Кирпичев.- М.:Владос 2004.-109c.
- Ловейко И.И. Лечебная физкультура для детей/
И.И. Ловейко.- М.: Медицина 1988.-350с.
- – Лях В.И. Комплексная программа физического воспитания/
В.И. Лях.- М.: Просвещение 2005.-123с.
- – Матвеев А.П. Программы общеобразовательных учреждений/
А.П. Матвеев.- М.: Просвещение 2001.-136с.
- -Муравьев В.А. Техника безопасности на уроках физической
Культуры/ В.А. Муравьев.- М.:СпортАкадемПресс 2001.-156с.
(11) - Смирнов В.М. Физиология физического воспитания и спорта/
В.М. Смирнов В.И. Дубровский -М.: Владос 2002.-606с.
(12)- Талага Е. Энциклопедия физической культуры/
Е. Талага. –М.: Физкультура и спорт 1998.-580с.
(13) - Потапчук А.А. Адаптивная физическая культура в школе/
А.А. Потапчук.- С-Пб.: Речь 2005.-237с.
- - Фатеева Л.П. Подвижные игры, эстафеты, аттракционы/
Л.П. Фатеева.- М.: Академия развития 2005.-143с.
(15)- Фонарев М.И. Справочник по детской лечебной физкультуре/
М.И. Фонарев. – М.:Медицина 1983.-350с.
13
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока физической культуре по разделу "Гимнастика"
Конспект для проведения урока по гимнастике с учащимися третьих классов....
Конспект урока физической культуре по разделу "Гимнастика"
Конспект для проведения урока по гимнастике с учащимися третьих классов....
Технология использования общеразвивающих упражнений на уроках физической культуры в начальной школе.
Технология использования нетрадиционных общеразвивающих упражнений на уроках физической культуры в начальной школе в условиях введения ФГОС НОО В работе представлено место нетрадиционных упражнен...
Урок по физической культуре 3 класс "Гимнастика с элементами акробатики"
Урок "Гимнастика с элементами акробатики" разработан в соответствии с новыми стандартами образования. На уроке обучающиеся работали по отделениям, отрабатывая и закрепляя гимнастические упражнения....
Методические рекомендации для учителей физической культуры при проведении общеразвивающих упражнений на уроках физической культуры
Данные методические рекомендации разработаны в помощь учителям физической культуры при проведении общеразвивающих упражнений на уроках физической культуры....
Конспект урока по физической культуре на тему "Гимнастика с элементами акробатики" 6 класс
Конспект урока "Гимнастика с элементами акробатики" 6 класс...
Презентация урока по физической культуре на тему «Гимнастика с элементами акробатики» в 1 классе
Цели урока1.Овладение элементами акробатики, дальнейшее их совершенствование.2.Формирование практических умений3.Повторение перекатов в группировке и стойки на лопатках.4.Дальнейшее обучение кувыркам ...