Психологическое сопровождение подготовки спортсменов и ее влияние на успешный результат в соревнованиях на примере волейбола
методическая разработка по физкультуре

Психологическое сопровождение подготовки спортсменов и ее влияние на успешный результат в соревнованиях

 на примере волейбола

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskie_rekomendatsii_voleybol.doc206.5 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №5

г. БЛАГОВЕЩЕНСКА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

        

                        

Методические рекомендации

Психологическое сопровождение подготовки спортсменов и ее влияние на успешный результат в соревнованиях

 на примере волейбола

Благовещенск 2014

Утверждено

на заседании научно-методического совета

Протокол № _____от____________

Автор – составитель:

Максимова Э.Р.  учитель физической культуры  МОБУ СОШ №5

Руководитель:

Рецензенты:

В.И. Щемелинин

Настоящий сборник составлен  на основании требований Государственного образовательного стандарта

Сборник рекомендован для внутреннего использования при подготовке и проведении уроков физической культуры, а так же тренировочных занятий по избранным видам спорта.

Содержание

  1. Введение…………..………………………………………………………3
  1. Понятие о психологической подготовке…………………………………..6
  2. Психограмма волейбола…………………………………………………....8
  1. Психические состояния в соревновательной деятельности волейболистов……………………………………………………………11
  1. 2.1Психологические приемы воздействия на игроков в волейболе….13

2.2 Психологические моменты в управлении игрой……………………14

2.3 Упражнения в структуре общей психологической подготовки спортсменов………………………………………………………………….21

        3. Цель и задачи исследования…………………………………………...23

     3.1 Методы исследования………………………………………………….24

     3.2 Организация исследования…………………………………………...27

     Заключение………………………………………………………………….28

     Список литературы………………………………………………………...29

Приложение

Введение

Актуальность. В подготовке спортсмена принято различать следующие основные органически связанные между собой виды подготовки: физическую, техническую, тактическую и психологическую. Каждый вид подготовки имеет как свои локальные цели, так и цели, выходящие за рамки узкоспециальной подготовки. Все виды подготовок влияют на достижение высоких спортивных результатов в любом виде спорта и взаимосвязаны между собой.

Игра в волейбол предъявляет высокие требования к психике волейболиста: ощущениям, восприятиям, вниманию, воображению, памяти, мышлению, эмоциям и волевым качествам. Для достижения успеха в волейболе спортсмен должен уметь управлять своими эмоциями, действиями. Достижение высокой физической, технической, тактической подготовленности и успешные выступления на соревнованиях невозможны без высокого уровня определённых психических качеств и свойств организма волейболистов. Повышение психологической надежности спортсмена, позволяют ему более полно использовать свои возможности как в соревновательный период, так и тренировочной деятельности. Психологическая надежность спортсмена во многом определяется его способностью управлять своим поведением, мыслями и чувствами в экстремальной соревновательной ситуации. Обычно эта способность приходит вместе с опытом участия в соревнованиях.

В практической работе и стиле мышления многих спортивных тренеров намечается тенденция к технологизированию своей деятельности. Грубо говоря, тренер начинает осознавать себя «инженером спортивных достижений» и львиную долю своих профессиональных усилий направляет по линии «методика—результат». Личность самого спортсмена остается при этом за кулисами. В лучшем случае спорт превращается в соревнование систем спортивной подготовки, в худшем — его развитие направляется по экстенсивному пути. Последнее находит свое выражение в весьма распространенной среди тренеров уверенности, что результат на соревнованиях всегда пропорционален труду на тренировках.

Почти каждого спортсмена на соревнованиях ждет встреча с непредвиденным. Те, кто придают решающее значение одной лишь безукоризненной технике, упускают из виду важнейший психологический факт: результаты любых человеческих усилий, любой деятельности зависят не только от совершенства навыков и умений человека, но и от его характера, силы его устремлений, значимости его действий в собственных глазах и глазах других людей, от смысла того, что он делает.  Это причина неожиданных срывов и фантастических рекордов, нелепых поражений и ослепительных побед.

 Многие тренеры видят одну из задач подготовки к соревнованиям в том, чтобы снять эмоциональное напряжение, изолировать спортсмена от стрессовых влияний. Называют это «повышением психологической надежности спортсмена».

Анализ литературных источников по теме исследования.

Изучена литература по проблеме психологической подготовки волейболистов, психических состояний в соревновательной деятельности волейболистов и способов саморегуляции эмоционального возбуждения спортсменом. Анализ литературы по проблеме психологической подготовки спортсменов показал, что на современном этапе в спортивной тренировке все большую роль играет специальная психологическая подготовка спортсмена. Причем она должна строиться в зависимости от этапов спортивной тренировки и цели этого этапа. Кроме того, необходимо учитывать индивидуальные качества личности и умело их применять в процессе спортивной тренировки и непосредственно в предсоревновательной подготовке, а также на самих соревнованиях. Психологическая подготовка спортсменов к соревновательной деятельности сложный процесс и требует серьезного знания психологии и педагогики. Хорошо подготовленный спортсмен должен обладать хорошей психикой, которая определяет его эмоциональную устойчивость и психическую надежность в спортивной деятельности.

Цель: достижение запланированного результата на соревнованиях.

Задачи исследования:  

1. Проанализировать литературу по проблеме психологической подготовки в спорте.

2. Определить индивидуальную выраженность психического состояния волейболисток перед тренировками и соревнованиями на основе эмоционального и поведенческого реагирования.

3. Охарактеризовать  индивидуальные особенности психической надежности волейболисток

4. Выявить корреляционную зависимость между соревновательной эмоциональной устойчивостью и запланированным результатом игры.

5. Определить эффективность использования психотехнических упражнений в системе психологической подготовки волейболисток.

Объект исследования. Тренировочный процесс девушек-волейболисток  15-16  лет.

База исследования: МОБУ СОШ №5 г. Благовещенска,РБ

Предмет исследования. Психическое состояние девушек-волейболисток в тренировочном и соревновательном периоде.

Гипотеза. Достижение успешного выступления на соревнованиях невозможно без качественной психологической подготовки.

Практическая значимость: Данная работа может быть рекомендована учителям физической культуры, спортивным психологам, тренерам и самим тренирующимся для изучения и всестороннего исследования определенных психологических критериев поведения спортсменов в период тренировочного процесса, во время тренировок, перед соревнованиями, во время и после соревновательных выступлений. Даны практические рекомендации по проведению психотренингов и аутотренингов со спортсменами.

Методы исследования:

  1. Анализ литературных источников по теме исследования
  2. Проективный рисунок
  3. Изучение особенностей психической надежности волейболистов по методике В.Э Мильмана.

1.1 Понятие о психологической подготовке

Процесс психологической подготовки к соревнованиям является необходимой составной частью процесса формирования общей готовности к соревнованию спортсменов любой квалификации. Психологическая подготовка осуществляется в ходе спортивной тренировки и представляет собой процесс создания, поддержания и восстановления состояния психической готовности спортсмена к выступлению в соревновании, к борьбе за достижение максимально высокого спортивного результата. Принято выделять общую психологическую подготовку к соревновательной деятельности и специальную – к конкретному соревнованию.

Общая психологическая подготовка решает учебно-воспитательные и образовательные задачи спортивной тренировки и, кроме того, задачи адаптации спортсменов к экстремальным условиям соревновательной деятельности вообще, совершенствования умений управлять собой и развития стремления к достижению лучшего спортивного результата в этих условиях.

Специальная психологическая подготовка входит составной частью в формирование целостной готовности спортсмена к участию в каждом соревновании, но направлена конкретно на создание у него состояния психической готовности.

Содержание общей психологической подготовки предусматривает морально-этическое воспитание, совершенствование интеллектуальных качеств - гибкости мышления, творческого воображения, волевую подготовку, повышение помехоустойчивости по отношению к сбивающим внешним и внутренним факторам, настройку не выполнение упражнений, вооружение приемами саморегуляции неблагоприятных состояний, вооружение способами сохранения и восстановления нервно-психической свежести и др.[1]

То есть, психологической подготовкой спортсмена можно назвать всю совокупность воздействия на его психику, обеспечивающих формирование психологической готовности к достижению высоких спортивных результатов. Психологическая подготовка – неотъемлемая часть многопланового процесса предсоревновательной подготовки спортсмена. Всеми сторонами подготовки спортсменов к соревнованию руководит тренер. Однако, психологическая подготовка – процесс индивидуальный. Осуществление психологической подготовки, направленный на достижение спортсменом состояния психологической готовности к соревнованиям, возможно лишь в   том случае, если сам спортсмен этого желает. Поэтому первое, что следует сделать тренеру, это постараться сформировать у спортсмена положительное отношение к психологической подготовке, понимания её необходимости. Формирование положительного отношения базируется на разъяснении спортсменам установленных психологией спора фактов, свидетельствующих о том, что результаты, показанные на тренировке, не могут быть превзойдены, и даже повторены на соревнованиях, если к ним спортсмен психологически не готов.

Условия соревнований всегда отличаются от привычных условий тренировки, в которых спортсмен показывал определенные результаты. Эти отличия сводятся в основном к следующему:

  • в соревновании всегда есть соперник, с которым ведется непосредственная борьба за первенство;
  • в соревнованиях есть судьи, строго регламентирующие деятельность спортсменов в соответствии с правилами соревнования;
  • соревнования имеют широкую общественную оценку;
  • соревнования предъявляют повышенные (по сравнению с тренировками) требования к психике спортсмена, например, ограниченность времени, в течение которого спортсмен может оценить возникшую игровую ситуацию и принять решение;
  • соревнования могут проходить в непривычных условиях: климатических, временных, метеорологических, при внушающем воздействии «противника», судей, зрителей, товарищей по команде, на необычном стадионе и т.д.;

Ведущие спортивные психологи А.Ц. Пуни, Ю.Ю. Палайма, Ю.Я. Киселев, П.А. Рудик, О.А. Черникова, Ф. Генов, И. Мацак, П. Кунат и др. дают такое определение состояния психической готовности к соревнованию:

«Это состояние, представляет собой сложное целостное проявление личности и характеризуется трезвой уверенностью спортсмена в своих силах, стремление активно и увлеченно, с полной отдачей сил, бороться до конца за достижение намеченной цели, оптимальным уровнем эмоционального возбуждения, высокой степенью помехоустойчивости по отношению к различным неблагоприятно действующим внешним и внутренним влияниям, способностью произвольно управлять своими действиями, чувствами, всем поведением в бесконечно изменчивых условиях спортивной борьбы» А. Ц. Пуни.

Состояние психической готовности (СПГ) к соревнованию формируется в процессе направленной психологической подготовки к каждому соревнованию. Участие в любом соревновании для любого спортсмена обязательно предполагает столкновение двух неповторимых составляющих: условий соревнования и индивидуальным своеобразием личности спортсмена, а в командных соревнованиях и в видах спорта – с неповторимым своеобразием спортивного коллектива. И если спортсмен или спортивный коллектив не будет психологически подготовлен к действиям, то спортсмен или команда терпит поражение.

1.2 Психограмма волейбола

Основные характеристики игры как специфической деятельности:

- выполнение сложных в моторном отношении действий, представляющих собой манипуляции с таким своеобразным предметом, как мяч;

- восприятие сразу нескольких объектов (спортсмен, мяч), как в центре, так и на периферии поля зрения;

- комплексное реагирование на быстрые перемещения нескольких объектов восприятия: партнёры, соперники и (с особенно высокой скоростью) мяч;

- принятие тактических решений в условиях лимита времени;

- оценка будущих действий партнёров и соперников на основе знаний об их склонности к принятию решений и прогнозе наиболее реальных ходов при данной тактической ситуации;

- быстрый переход от атакующих действий к защитным, и соответственно,  быстрая смена тактических решений, плана действий;

- активная деятельность всех игроков, находящихся на площадке (в этом отношении волейбол отличается от большинства других игр, где отдельные спортсмены могут временно оказываться в состоянии «оперативного покоя»);

- высокая значимость каждого действия с мячом (волейбол – единственный игровой вид спорта, где техническая ошибка карается не только самим ходом игры, но и судьёй);

- максимальная включённость всех спортсменов в игру с первого тактического хода;

- переключение на разные по биомеханическим и психологическим характеристикам действия с мячом: приём, передача партнёру, нападающий удар, блок, доигровка;

- постоянная готовность игрока к неожиданностям, как в отношении изменения конкретной оперативной ситуации, так и в отношении хода игры.

Многообразие появления отдельных психических качеств и свойств спортсмена можно наблюдать на примере такого, относительного простого в тактическом отношении игрового действия, каким является подача. Она относится к стандартным игровым действиям, которые имеют место в ситуациях, отличающихся относительной упорядоченностью условий выполнения и возможностью их выполнения при повторении в игре. Здесь спортсмен имеет достаточный запас времени для принятия решения и его осуществления, отсутствует прямая зависимость от действий соперника[2].

Выполнен анализ структуры подачи в волейболе, в которой выделены четыре фазы: предварительная, подготовительная, основная и заключительная. Предварительная фаза начинается после окончания предыдущего игрового эпизода и продолжается во время перехода игрока к месту подачи. По отзывам волейболистов высокого класса, в этот период происходит интенсивная внутренняя подготовка к предстоящему действию, оценка собственных возможностей, а также противника и партнёров, проигрываются варианты тактического и технического содержания игрового действия. Прогнозируется дальнейшее развитие ситуации для создания максимальных преимуществ собственной команде после приёма соперником подачи и определения своего места и роли в последующих эпизодах. При этом чаще всего происходит следующая психическая деятельность: подавление отрицательных эмоций (например, если предшествующая подача была неудачной); формирование установки на выполнение подачи в соответствии с принятым тактическим решением; мысленный отсчёт времени, отведённого на выполнение подачи; определение оптимального момента её начала. Для этого необходимы следующие психические качества и свойства: объём и распределение внимания, адекватность и объём оперативной памяти, точность вероятностного прогнозирования, глубинного зрения, точность специализированного восприятия – «чувства» ритма и темпа разбега и темпа выполнения подготовительных действий, «чувства» зоны подачи.

Краткий анализ психологического содержания только одного действия – подачи показывает, какие высокие требования предъявляет к психике спортсмена игровая деятельность. Одновременно она способствует развитию названных выше качеств и свойств, которые в своем единстве и составляют специальные способности волейболиста.

Спортивные чешские психологи М.Ванек, В. Гошек установили высокий интеллект волейболистов: по показателям интеллектуальных способностей они опережают представителей большинства других видов спорта. Французский спортивный психолог Э. Тилль считает, что у волейболистов интеллект имеет своеобразную характеристику, которую он охарактеризовал как «скорость-динамизм», то есть волейболисты не только способны быстро решать тактические задачи, но и быстро переключаться при смене ситуации. Причем речь идет не только о тактических, но и об игровых ситуациях. Специальное тестирование личности спортсменов показало (В.И. Кондратьев), что для волейболистов типичны добросовестность, наличие твердых внутренних убеждений, самодисциплина. А.М. Мухамедалиев определил, что у волейболистов более высокий уровень тревожности, чем у представителей других спортивных игр. Он объясняет это повышенным чувством личной ответственности за любую ошибку, в том числе и техническую, чего нет в других игровых видах спорта[3].

2. Психические состояния в соревновательной деятельности волейболистов

Волейболистов более высокой квалификации нужно уметь подвести к соревнованию при достижении высокой спортивной формы и научить их самостоятельно управлять своим психическим состоянием и поведением в соревнованиях и т.д.

Под психическим состоянием понимают – целостную картину психической жизни человека за определенный период времени, включающую и субъективный опыт личности и способы его выражения.

Предсоревновательное психическое состояние оказывает прямое влияние на последующую деятельность волейболиста в процессе игры. Наличие того или иного психического состояния, с которым спортсмен выступает в соревновании, обусловлено степенью соответствия тренированности и признаков психической готовности требованиям конкретной соревновательной ситуации. Объективной основой психического состояния является системой отношений спортсмена и уровень эмоционального возбуждения, зависящий от значимости результата или трудности соревновательной задачи. Максимальная эффективность на более ответственных соревнованиях достигается при меньшем уровне эмоционального возбуждения. В состоянии боевой готовности уровень эмоционального возбуждения оптимален и высокая вероятность достижения наивысшего результата.

В случае неготовности волейболиста к мобилизации функциональных возможностей снижается вероятность достижения наивысшего результата. Наступает состояние стартовой лихорадки, когда уровень эмоционального возбуждения выше оптимального и на фоне резко выраженных вегетативных сдвигов наблюдается притупление мышечного чувства, ухудшение внимания и двигательной памяти, снижается гибкость, логичность мышления и способность к самоконтролю движений.

При следующем за ним состоянии стартовой апатии уровень эмоционального возбуждения ниже оптимального. Возникновение запредельного торможения на фоне незначительных сдвигов вегетативных функций сопровождают резкие колебания в отчетливости осознавания мышечно-двигательных ощущений, в проявлении познавательных процессов и двигательной памяти, вялость, сонливость, отсутствие желания соревноваться, угнетенное настроение, неуверенность в своих силах, страх перед противником, малая помехоустойчивость, ухудшение координации привычных движений, неспособность собраться к моменту старта, резкое снижение волевой активности.

В процессе выступления спортсмен переживает сложный комплекс соревновательных психических состояний, протекающих с различной интенсивностью и сменяющих друг друга: спортивное возбуждение, боевое воодушевление, спортивное увлечение, спортивная злость, спортивная гордость и честь, спортивное соперничество (2,5,15,18).

Таким образом, соревновательная обстановка в этом виде спорта характеризуется обилием факторов, вызывающих значительные изменения в психическом состоянии волейболистов[4].

2.1 Психологические приемы воздействия на игроков в волейболе

 Существуют особые способы подготовки команды перед соревнованиями. К их числу относят также психологические приемы воздействия на игроков команды в волейболе.

Начало соревнования. Это наиболее важный в тактическом отношении, ключевой момент; в разных видах спорта это своеобразный период относительной неорганизованности, непредсказуемости, адаптации соперников друг к другу, взаимной разведки; редко удается с самого начала предугадать тактический план соперника, если так случилось, то следует сразу приступить к реализации собственного тактического плана, если нет, то здесь-то и потребуется элементы творчества, элементы знаний и опыта, коммуникативные способности, чтобы ввести состязания в желательное тактическое русло и не упустить возможность реализации задуманного.

Изменение тактики во время матча возможно, однако необходима полная уверенность, что новый план будет понят и принят, что у команды или спортсмена хватит дисциплинированности и собранности для его осуществления; до тех пор, пока новый тактический план не будет принят, должна осуществляться первоначальная тактическая схема.

Физическая и психическая усталость служат причиной неожиданного выпадения планомерных тактических действий, перехода к спонтанным приемам, к нарушению тактической схемы; нередко случайный разговор в перерыве «уводит», отвлекает спортсмена  от тактически оправданной цели и он вынужден тратить много сил на приведение себя в «рабочее состояние», в котором он тактически грамотно строит свои действия.

Тактическая подготовка предполагает, прежде всего, изучение различных игровых комбинаций. Под комбинацией подразумевается заранее разученные и согласованные взаимодействия игроков команды в пределах конкретной системы, направленной на создание одному из игроков баскетболистов условий для атаки.

Успех соревновательной деятельности основывается на следующих фундаментальных принципах:

- изучение (разведка) игры соперников;

- разработка наиболее рационального плана против конкретного соперника;

- проведение разбора предстоящей игры на собрании команды и в индивидуальных беседах.

2.2 Психологические моменты в управлении игрой

В практике игровых видов спорта, да и другого любого вида спорта не существует абсолютных, годных на все случаи способов подготовки к предстоящему соревнованию. Как правило, в раздевалке за час до начала матча, тренер проводит оптимистический, подбадривающий разговор с игроками, напоминает об индивидуальных плановых заданиях.

Разминку перед игрой целесообразно строить из двух частей: индивидуальной (обычно вне площадки) и общекомандной (на площадке). Индивидуальная разминка посвящается «проработке» отдельных групп мышц (на разогревание, растягивание, гибкость, «взрывные» усилия), причем для возбужденного игрока подобная разминка программируется более длительной, спокойной, а для флегматичного вводятся темповые, эмоциональные упражнения. В общекомандную разминку на площадке включаются технико-тактические упражнения поточного характера, завершающиеся нападающими ударами. По разминке тренер может в определенной степени судить о готовности игроков к данному матчу, об их физическом и психологическом состоянии, насколько они уверены в себе, спокойны или взволнованы.

Управление тренером игроками во время встречи.

Особое значение для управления игрой имеет словесное воздействие тренера – секундирование. Оно обычно проводится в двух формах: советов-наставлений, даваемых спортсмену перед началом игры, советов-подсказок, даваемых в ходе самой игры, во время активных действий спортсмена.

Советы-наставления, чаще всего, имеют цель сформировать у спортсмена положительное отношение к предстоящему соревнованию, вызвать желание участвовать в нем, укрепить уверенность в своих силах, мобилизовать к активным действиям. Тренеру следует иметь в виду, что его слово может иметь огромное влияние на соревновательное психическое состояние спортсмена и что пользоваться им надо очень продуманно. В противном случае наставления, «накладываясь» на предстартовое состояние, могут вызвать возбуждение, уровень которого превысит оптимальный, или, наоборот, торможение как реакцию на очень сильный раздражитель, т.е. могут стать причиной либо стартовой лихорадки, либо стартовой апатии.

Советы тренера, призывающие спортсмена к осторожности («внимательнее, не торопись»), могут с одной стороны способствовать более продуманному, сдержанному ведению игры, а с другой – стать причиной сомнения, снизить субъективную оценку вероятности достижения успеха, вызвать замену соревновательной установки «одержать победу» установкой «не проиграть» им.

Ряд тренеров, желая «мобилизовать» спортсмена, повысить его внимательность и бдительность, подчеркивают силу противника. Они дают советы типа: «Следи – он очень хитрый», «Он очень техничный» и т.п. такие советы не всегда способствуют успеху спортсмена. Тренер, говоря так неконкретно о силе соперника, лишь ставит перед спортсменом новую задачу – разобраться, чем именно силен противник, почему во встрече с ним надо быть особенно осторожным. Непосредственно перед стартом спортсмен может не располагать информацией, позволяющей ему ответить на эти вопросы. Следовательно, возникает дефицит информации, который влечет за собой появление астенических эмоций и опять-таки снижение вероятности достижения победы.

Но бывает, что тренер, стремясь повысить эту оценку, ободрить своих подопечных, говорит им о слабости соперника, о легкости победы над ним. Это часто приводит к тактическим промахам и ставит спортсмена в затруднительное положение, если он вдруг, вопреки ожиданиям и указаниям тренера, наталкивается на сильную, чем он ожидал игру соперника.

Реально помочь спортсмену могут лишь конкретные указания тренера об известных ему наиболее опасных особенностях соперника. Еще с большей осторожностью тренер должен пользоваться советами-подсказками в ходе игры. Отрицательный эффект их связан чаще всего с тем, что они не дают игрокам сосредоточиться на анализе игровой ситуации. Систематическое применение подсказок ослабляет личную инициативу спортсмена, он становится беспомощным, когда приходится выступать в соревновании без тренера или когда тренер не может «суфлировать». У спортсменов, которые привыкли самостоятельно решать возникающие в ходе игры задачи, совет-подсказка может вступить в противоречие с собственными замыслами.

Опытные тренеры дают команды (приказы) с целью мгновенно исправить какую-нибудь ошибку или экстренно мобилизовать силы спортсмена.

Показателем профессионализма тренера может служить то, как он делает замены в ходе игры:

- для отдыха уставшего или травмированного игрока;

- из-за грубых ошибок игрока нарушившего тактическую задумку;

- игрока, который оказался не в состоянии преодолеть блоки соперника или, наоборот, не может атаковать;

- для усиления одной из сторон деятельности команды (защиты, нападения, поддержания темпа и быстроты игры и т.д.);

- план игры, намеченный на установке, оказался неудачным, и команде приходится перестраиваться.

Минутный перерыв.

Ценность минутного перерыва в играх достаточно велика, и использовать его в целях управления командой следует только при полной уверенности в его необходимости. Подчас лучше отказаться от тайм-аута и приберечь его на всякий случай. Это умение также свойственно опытным и высококвалифицированным тренерам. Явно нецелесообразно брать минутный перерыв, когда соперник испытывает большие трудности в организации игровых действий, если игра у него, как  говорится не идет.

Действия тренера после игры.

В случае победы команды тренеру необходимо преодолевать у игроков проявления переоценки сил, самоуверенности, снижения бдительности, демобилизацию. Он должен показать игрокам, что выигрыш – не единственный критерий успеха в состязании. Если окажется, что победитель показал результат значительно ниже своих возможностей, то он не должен считать, что добился полного успеха. В случае поражения психологически грамотный тренер должен попытаться снять отрицательные эмоции, использовать доброжелательную критику, основанную на самом тщательном, объективном анализе хода спортивной борьбы.

Овладение приемами самоконтроля за уровнем эмоционального возбуждения и приемами саморегуляции неблагоприятных эмоциональных состояний является обязательным этапом психологической подготовки к соревнованиям, потому что эмоциональное состояние спортсмена может вдруг измениться под влиянием каких-то неучтенных ранее факторов (успеха или неудачи в начале матча, высокого результата, показанного соперником и т.д.).

Неблагоприятные эмоциональные состояния проявляются в двух, иногда переходящих одна в другую формах: чрезмерного возбуждения и недостаточного возбуждения. Обе эти формы характеризуются рядом признаков, которые могут быть обнаружены спортсменом при самоконтроле. Признаки излишнего возбуждения, резкое учащение пульса, учащенное и поверхностное дыхание, повышение тонуса мышц, вызывающее излишнюю резкость и порывистость движений, дрожь, напряженная мимика, раздражительность, рассеянность внимания, суетливость. Признаки недостаточного возбуждения: вялость, сонливость, замедленные движения, более тихая и менее выразительная, чем обычно, речь.

Зная эти признаки, спортсмен должен приучить себя обнаруживать их, замечать любые проявления эмоционального перевозбуждения или подавленности. С этой целью ему следует в предсоревновательных и соревновательных условиях задать вопросы самому себе:

- нет ли у меня непроизвольного напряжения мышц?

- как я двигаюсь, стою, сижу?

- как я дышу?

- какой мой пульс?

Это необходимо, так как самоконтроль - начальная фаза саморегуляции. Управление собственными эмоциями – дело сложное. Ему надо специально учиться, овладевать приемами самоконтроля, саморегуляции. Эти приемы можно разделить на две группы. К первой относятся приемы, связанные с отвлечением внимания, мыслей спортсмена от тех факторов, которые вызывают неблагоприятное эмоциональное состояние (самоободрение, самоубеждение). Вторая группа объединяет приемы саморегуляции путем устранения (снижения) внешних проявлений эмоций[5].

Первая группа приемов саморегуляции.

1. Переключение внимания и отвлечение от мыслей об исходе соревнований. Часто причиной возникновения состояния эмоционального перевозбуждения или угнетения являются мысли о возможном успешном или неудачном исходе предстоящего соревнования, о последствиях этого исхода для себя лично и для команды, о силе предполагаемых спортивных противников, о собственном состоянии, об имеющихся пробелах в своей физической и технической подготовленности и т.д. В целях улучшения эмоционального состояния и экономизации нервно-психологической энергии спортсмен должен научиться сознательно переключать свое внимание, свои силы на другие объекты, не связанные с соревнованием, но по мере приближения момента старта, такое переключение становится все более трудным: спортсмен уже не может думать о чем бы то ни было, не имеющих отношения к соревнованию. В этом случае он должен знать, что не всякие и не все мысли в соревновании являются причиной возникновения неблагоприятных эмоциональных состояний. Если спортсмен переключит свое внимание, свою умственную активность на продумывание конкретных технических и тактических средств решения соревновательных задач, то тем самым, он отвлечется от мысли о соревновании вообще, о возможной неудаче или большом успехе, т.е. оттого, что вызывает эмоциональное напряжение.

2. Самоободрение применяется в том случае, когда спортсмен установил, что причиной его неблагоприятного эмоционального состояния является неуверенность в своих силах, невысокая субъективная оценка вероятности достижения запланированного соревновательного результата. Чтобы повысить эту оценку и, тем самым снизить эмоциональную напряженность, спортсмену целесообразно думать, что он хорошо подготовлен к соревнованию, что его противники находятся в тех же условиях и им не легче, чем ему.

Вторая группа приемов саморегуляции.

1. Произвольное расслабление мышц снижает мышечный тонус, повышенный вследствие эмоционального напряжения. Чтобы успешно применять этот прием саморегуляции в состоянии предсоревновательного волнения, спортсмен должен заранее научиться расслаблять мышцы рук, ног, туловища, лица, используя для этого специальные упражнения.

2. Произвольное управление дыханием заключается в том, что спортсмен заставляет дышать себя в привычном или чуть более медленном ритме, иногда с акцентом на вдохе.

3. Управление поведением, то есть сдерживание аффективных вспышек, нормализация реакций на воздействие извне, нормализация быстроты, амплитуды и плавности движений, управлением ритмом, громкостью, выразительностью речи.

4. Использование специальной разминки не только в целях подготовки организма и опорно-двигательного аппарата к соревновательной деятельности, но и для регуляции эмоционального состояния. При чрезмерном возбужденном эмоциональном состоянии в разминку нужно включать упражнения на расслабление мышц, гибкость. Упражнения выполняются плавно, медленно, с большой амплитудой движения. При недостаточном возбуждении, при подавленности в разминку включают упражнения, выполняющиеся быстро, требующие координации движений, в частности имитационные упражнения, ускорения.

А.В.Родионов, А.А.Беляев провели исследование с целью выявления зависимости успешности действий в волейболе от свойств личности волейболистов. Оно позволило определить типы спортсменов и подобрать им адекватные средства психологической подготовки.

Следует сказать еще об одном способе саморегуляции, объединяющем в себе приемы первой и второй группы – о психорегулирующей тренировке.

Психорегулирующая тренировка дает возможность с помощью слова и представления произвольно регулировать эмоциональное состояние, состояние сердечной, сосудистой и дыхательной систем организма, управлять мышечным тонусом, обеспечивает нормальный сон перед соревнованиями, полноценный отдых и восстановление. С помощью психорегулирующей тренировки спортсмен также может мобилизовать и организовать себя на предстоящую соревновательную деятельность.

Психорегулирующая тренировка становится верным средством, повышающим результативность и надежность выступлений в соревнованиях лишь в том случае, если спортсмен в достаточной степени овладел этим способом саморегуляции.

2.3 Упражнения в структуре общей психологической подготовки спортсменов

        Действенную помощь в осуществлении психологической подготовки спортсменов к соревнованиям оказывает такой прием, как использование в процессе тренировок специальных упражнений, позволяющих постепенно привыкать к соревновательным условиям.

  1. Контрольные мероприятия.

Проводятся в виде соревнований в определенном спортивном коллективе, для которых характерны следующие элементы психологической напряженности: спортивная конкуренция, соревновательный дух, желание показать высокие спортивные результаты и т.п.

  1. Товарищеские встречи.

Проводятся в виде соревнований в определенной спортивной группе с приглашением спортсменов из других спортивных команд в присутствии других людей и с соблюдением всех правил и ритуалов в целях обеспечения высокой значимости мероприятия для спортсменов.

  1. Психофизические упражнения.

Выполнение определенных тактических задач при наличии физической нагрузки и способствуют развитию и совершенствованию не только адаптационных возможностей спортсмена к экстремальным условиям, но и воспитанию его волевых и физических качеств.

  1. Психотехнические упражнения.

В их основе лежит выполнение определенных психологических задач в условиях максимальной точности технических действий соревновательного характера.

5. Интеллектуальные задачи (без физической нагрузки и технических действий).

Способы саморегуляции

  1. Контроль и регуляция тонуса мимических мышц.

Основным из критериев овладения этим приемом саморегуляции является способность ощущать свое лицо в виде маски (отсутствие мышечного напряжения).

  1. Контроль и регуляция мышечной системы спортсменов.

Тренировка в расслаблении мышц осуществляется с помощью словесных самоприказов, самовнушений, способствующих сосредоточенности сознания на определенных группах мышц.

  1. Специальные дыхательные упражнения.

Спокойное, ровное и глубокое дыхание способствуют снижению напряжения.

  1. Рязрядка.

Этот прием дает «выход» эмоциональному напряжению. Как прием саморегуляции, разрядка реализуется обычно в специфических формах разминки (выполнение определенного упражнения в полную силу).

Методы и психопедагогические мероприятия должны использоваться с учетом уровней воздействия  на организм и поведение человека.

  1. Лекции и беседы направлены на психологическое образование спортсменов. Их содержание должно включать в себя объяснение особенностей психических состояний, характерных для спорта; обучение специфическим приемам и т д. Основным методом воздействия на сознание спортсмена является – убеждение.
  2. Беседы с другими людьми при спортсменах. Содержание бесед косвенно направлено на спортсмена. Метод воздействия – косвенное внушение.
  3. Гетеротренинг (сеанс обучения аутогенной тренировке). В состоянии расслабления спортсмены изучают и повторяют специально разработанные формулы самовнушения.
  4. Аутотренинг. Самостоятельное, без посторонней помощи использование заранее подготовленных или изученных ранее внушений в состоянии глубокого расслабления. Метод – самовнушение.

Комплексное использование данных методов совершенствуют систему саморегуляции спортсмена. В последующем (в период соревнований) это облегчает работу саморегуляторных механизмов сознания, так как снижается негативное влияние подсознания.

3. Цель и задачи исследования

Цель  исследования:  выявить взаимосвязь  психической надежности и психического   состояния   волейболисток   МОБУ СОШ №5     в   учебно-тренировочном процессе с запланированным результатом.

В исследовании поставлены следующие задачи:

1.Проанализировать литературу по проблеме психологической подготовки в спорте.

2.Определить      индивидуальную      выраженность      психического      состояния волейболисток перед тренировками и соревнованиями на основе эмоционального и поведенческого реагирования.

3.Охарактеризовать индивидуальные особенности психической надежности волейболисток и спортивным результатам.

4.Выявить корреляционную зависимость между соревновательной эмоциональной устойчивостью и запланированным результатом игры.

3.1 Методы исследования

Для решения поставленных в работе задач использованы следующие методы исследования:

1.Анализ литературных источников по теме исследования.

Изучена литература по проблеме психологической подготовки волейболистов, психических состояний в соревновательной деятельности волейболистов и способов саморегуляции эмоционального возбуждения спортсменом. Анализ литературы по проблеме психологической подготовки спортсменов показал, что на современном этапе в спортивной тренировке все большую роль играет специальная психологическая подготовка спортсмена. Причем она должна строиться в зависимости от этапов спортивной тренировки и цели этого этапа. Кроме того, необходимо учитывать индивидуальные качества личности и умело их применять в процессе спортивной тренировки и непосредственно в предсоревновательной подготовке, а также на самих соревнованиях. Психологическая подготовка спортсменов к соревновательной деятельности сложный процесс и требует серьезного знания психологии и педагогики. Хорошо подготовленный спортсмен должен обладать хорошей психикой, которая определяет его эмоциональную устойчивость и психическую надежность в спортивной деятельности.

2. Проективный рисунок

Методика сводится к тому, что спортсмену предлагается нарисовать, применяя любые изобразительные средства или любую символику, тематические ситуации, задаваемые в соответствии с целями и направленностью психической диагностики. Данная методика апробирована в ЛНИИФК Ю.Я. Киселевым и Ю.Б. Куликовым[6].

Приблизительные темы проективного рисунка при исследовании спортсменов перед тренировкой:

  • Каким я вижу самого себя, то есть, какой я есть? (наличие "я");
  • Каким я хочу быть? (желаемое "я");

- Каким    я    кажусь    окружающим?    (представляемое "я"    -    отражаемая самооценка);

  • Наиболее авторитетные для меня люди, мнением которых я очень дорожу;
  • Что я хочу больше всего в жизни и к чему я стремлюсь? (уровень притязаний);
  • Я и мое будущее;
  • Желанные для меня отношения с людьми;
  • Почему я занимаюсь спортом?
  • Основные для меня трудности в спорте, которые мне мешают;
  • Я и мой тренер.

При диагностике состояния психической готовности спортсмена к соревнованиям используют следующие тематические сюжеты проективного рисунка:

  • Каким я вижу себя;
  • Каким я хочу быть;
  • Каким я кажусь тренеру;
  • Моя главная проблема в спорте;
  • Я на предстоящих соревнованиях.

Достоинства этого метода: оперативность, большая информативность. Графически (схематично условно или посредством рисунка) спортсмен значительно смелее и охотнее изображает свою личностную проблему, так как у него всегда остается возможность защитить себя от " рискованной" информации, предоставив свой вариант ее интерпретации.

Кроме того, проективный рисунок содержит в себе значительную долю неосознанной его автором информации, поэтому анализ рисунков позволяет психологу   получить    больше   информации,    чем   спортсмены   сознательно вкладывают в них.

3. Изучение особенностей психической надежности волейболиста

 по методике В.Э Мильмана.

Цель методики - выявить индивидуальные особенности психической надежности волейболиста.

Анкета психологической надежности включает восемнадцать вопросов. На месте ответов испытуемый отмечает то суждение, которое соответствует его собственному. Каждый ответ относится к одному из компонентов и оценивается определенным количеством баллов. Предлагаемые вопросы.

  1. В каких случаях Вы успешнее выступаете в ответственных соревнованиях?
  2. Сильно ли Вы обычно волнуетесь на важных соревнованиях?
  3. Вы обычно точно оцениваете степень своего волнения и других эмоциональных состояний во время соревнований?
  4. Нравится ли Вам выступать в прикидках, контрольных упражнениях на результат?
  5. Мешает ли волнение в соревнованиях выступать наилучшим образом?
  6. Вы полностью выкладываетесь на важных соревнованиях?
  7. Вы охотно выполняете объемные, интенсивные нагрузки?
  8. Сильно ли действуют на вас неудачи?
  9. В каких случаях вы достигаете лучшего результата?
  1. Бывают   ли   у   Вас   во   время   ответственных   соревнований   серьезные необъяснимые ошибки, влияющие на результат выступления?
  2. Возникает ли у Вас при удачном течении спортивной борьбы чувство, "что дело сделано", скорее бы все закончилось"?
  3. Когда Вы обычно начинаете испытывать волнение перед ответственными соревнованиями?
  4. Трудно  ли  вам  отключиться  от мыслей  о  предстоящем  выступлении на ответственных соревнованиях?
  5. Можете ли Вы, если считаете нужным, быстро переключиться с одного вида стартовой настройки на другой?
  6. Может ли Вы в ходе спортивной борьбы при необходимости заставить себя быстро успокоиться?
  1. Пользуетесь ли Вы в этой цели словесным приказом себе?
  2. Вы многим готовы пожертвовать в жизни ради успехов в спорте?
  3. Каково Ваше отношение к соревнованиям?

3.2 Организация исследования

Планируется провести исследования с девушками-волейболистками в возрастной категории 15-16 лет в тренировочном процессе и перед соревнованиями  в апреле 2013 г.

1этап (октябрь - декабрь 2012 г.) Проводился литературный поиск по теме исследования. Сравнивались различные подходы и взгляды авторов и специалистов по вопросам психических состояний волейболистов. Определялись объект и предмет исследования. Изучались авторские методики проведения тестирования.

II этап (февраль - апрель 2013 года).  Провести исследовательские мероприятия по методике В.Э. Мильмана, а так же по методике проективного рисунка перед тренировкой, другое - перед соревнованиями.

III этап (апрель - май 2013 года). Провести обработку и оформление результатов исследования с помощью стандартных методов математической статистики.

Заключение

Психологическая работа со спортсменом необходима не только в процессе его подготовки к соревнованиям. Будни спорта также насыщены психологическими проблемами. Определенные трения в межчеловеческих отношениях возникают везде, где совместно действуют живые люди. И чем ответственнее и напряженнее их работа, тем острее и глубже возможные конфликты. Особенно проблематична и сложна в этом плане психология взаимоотношений спортсменов с тренерами. Перед тренером стоит задача сделать своих воспитанников психологически надежными, способными не дрогнуть на ответственных соревнованиях, выдержать бремя возможной славы. Кроме того, участие в играх обогащает общую психологическую культуру членов группы, позволяет им развить некоторые ценные для спортсменов качества и способности.  упражнений нацелена на осознание скрытых психических феноменов и укрощение «непроизвольных» проявлений человеческой психики.

Спортивная жизнь может и должна стать более гармоничной, осмысленной. Организация специальной психотехнической работы со спортсменом — это качественно новый аспект тренировки. В центре внимания тренера и спортсмена оказывается именно внутренняя, духовная сторона спорта.

Таким образом, психическая надежность рассматриваемся как устойчивость функционирования основных психических механизмом в сложных соревновательных условиях, состоит из ряда компонентов: соревновательной эмоциональной устойчивости, саморегуляции, мотивационно-энергетического компонента. Каждый из компонентов психической надежности характеризуется совокупностью показателей. Показателями соревновательной эмоциональной устойчивости являются: характер,      интенсивность      предсоревновательного      и соревновательного возбуждения и его колебания, степень его влияния на характер выступления.

Список литературы

  1. Булкин В.А. Отбор квалифицированных спортсменов и диагностика состояния их готовности для участия в ответственных соревнованиях // Отбор и подготовка квалифицированных спортсменов к ответственным соревнованиям: Сб. научных статей.– Л., 2005.– с. 5-20.
  2. Гужаловский А.А. Основы теории и методики физической культуры. М., ФиС, 2006.
  3. Гогунов Е.Н., Мартьянов Б.И. Психология физического воспитания и спорта // Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений.- М.: Издательский центр «Академия», 2004.
  4. Дубровина И.В. Практикум по возрастной и педагогической психологии.- М.:  Издательский центр «Академия», 2000.
  5. Дубенюк В.В. Взаимосвязь психических состояний и эффективности тренировочной деятельности спортсменов.- Ленинград, 2002. – с.24.
  6.   Жаров К.П. Волевая подготовка спортсменов. – М.: Физкультура и спорт, 2006.- с.43-56.
  7.  Железняк Ю.Д., Портнов Ю.М. Спортивные игры.- М., Академия, 2006.
  8.  Загайнов Р.М. Исследование психических состояний, возникающих в связи со значимой деятельностью в спорте. – Л., 2002.- с.56.
  9. Некрасов В.П., Худадов Н.А. Психорегуляция в подготовке спортсменов.- М.: ФиС, 1985.- с.37-71.
  10.  Пуни А.Ц. Некоторые психологические вопросы готовности к соревнованиям в спорте. – М.: Физкультура и спорт, 1993.- с.21-30.
  11.  Портнов Ю.М. Основы управления тренировочно-соревновательным процессом в спортивных играх.- М., 1996.
  12. Родионов А.В. Психология и современный спорт: Сборник научных работ.- М.: Физкультура и спорт, 2003.- с.56-66.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Психотренинг – игры и упражнения

Внутренняя, психическая сторона спорта, лежащая за пределами трехмерной схемы (физическая, техническая, тактическая подготовка), образует четвертое измерение, которое является областью исследований спортивной психологии и сферой применения психотехники.

Психотехнику часто называют практической психологией, подчеркивая тем самым ее тесную связь с наукой и прикладную направленность. Все найденное и открытое психологией — законы развития и формирования психических процессов, мотивационные и личностные структуры, динамика групп и феномены подсознания — может быть успешно применено в самых разных сферах деятельности. Различаются три основные возможности: психотехнические игры как учеба (тренинг), отдых (реабилитация) и соревнование (конкурс). В реальных курсах эти три установки переплетаются, но желательно хотя бы в теории их различать, чтобы иметь возможность при необходимости выдвигать на первый план тот или иной аспект.

Тренеры часто указывают на недостаток внимания у своих воспитанников. Порой это выражается в забывчивости и неорганизованности на тренировках, в неспособности спортсмена сосредоточиться на данном ему задании. А иногда невнимательность дает знать о себе и на соревнованиях. Мы считаем, что внимание спортсмена воспитывается и нуждается в систематической тренировке.

Упражнение 1. «Пальцы»

Участникам группы следует удобно расположиться в креслах или на стульях, образуя круг. Переплести пальцы положенных на колени рук, оставив большие пальцы свободными. По команде «Начали!» медленно вращать большие пальцы один вокруг другого с постоянной скоростью и в одном направлении, следя за тем, чтобы они не касались друг друга. Сосредоточить внимание на этом движении. По команде «Стоп!» прекратить упражнение. Длительность —5—15 минут.

Упражнение позволяет проследить работу внимания «в чистом виде» благодаря бессмысленности верчения пальцев.

Упражнение 2. «Муха»

Для этого упражнения требуются доска с расчерченным на ней девятиклеточным игровым полем 3 х 3 и небольшая присоска (или кусочек пластилина). Присоска выполняет здесь роль «дрессированной мухи». Доска ставится вертикально, и ведущий разъясняет участникам, что перемещение «мухи» с одной клетки на другую происходит посредством подачи ей команд, которые она послушно выполняет. По одной из четырех возможных команд («Вверх!», «Вниз!», «Вправо!» или «Влево!») «муха» перемещается соответственно команде на соседнюю клетку. Исходное положение «мухи» — центральная клетка игрового поля. Команды подаются участниками по очереди. Играющие должны, неотступно следя за перемещениями «мухи», не допустить ее выхода за пределы игрового поля. После всех этих разъяснений начинается сама игра. Она проводится на воображаемом поле, которое каждый из участников представляет перед собой. Если кто-то теряет нить игры или видит, что «муха» покинула поле, он дает команду «Стоп!» и, вернув «муху» на центральную клетку, начинает игру сначала.

«Муха» требует от играющих постоянной сосредоточенности: стоит кому-то из них хоть на мгновение отвлечься или подумать о чем-нибудь постороннем, и он тут же потеряет нить игры и вынужден будет ее остановить. Психотехническое упражнение «Муха» может быть особенно полезно тренеру в том случае, когда требуется развеять эту иллюзию.

Упражнение 3. «Фокусировка»

Участвующие в этом упражнении удобно располагаются в креслах. Глаза открыты или закрыты. По команде ведущего «Тело!» участники сосредоточивают внимание на своем теле, по команде «Рука!» — на правой руке. Затем идет последовательное сосредоточение на кисти правой руки — по команде «Кисть!», на указательном пальце правой руки — по команде «Палец!» и, наконец, на кончике пальца — по команде «Кончик пальца!». Команды подаются с интервалом 10—120 секунд. Игра будет полезной участникам в их работе над укрощением внимания, над развитием способности оперативно регулировать его объем. Кроме того, «фокусировка» позволяет освоить навыки концентрации на различных частях тела, являющиеся базовыми при овладении техниками саморегуляции.

Упражнение 4. «Хромая обезьяна»

Участники располагаются удобно в достаточно тихой комнате. Ведущий, овладевая их вниманием, говорит приблизительно следующее: «Сейчас я попрошу вас выполнить одно психотехническое упражнение. Задание, которое я вам дам, необходимо будет выполнять от моей команды «Начали!» до команды «Стоп!». Если вы по какой-либо причине нарушите мою инструкцию, подайте сигнал — хлопните в ладоши. (Ведущий хлопает в ладоши.) Итак, если вы отвлеклись, обязательно хлопните и продолжайте работать. Все понятно? Закройте глаза... Внимание, даю задание: не думать о хромой обезьяне. Начали! (Проходит 30—120 секунд под «жидкие аплодисменты».) Стоп!» Упражнение обычно проходит весело и вызывает смех и эмоциональную разрядку. Поэтому его можно использовать для снятия напряжения.

На тренировках недостаток внимания можно компенсировать увеличением числа повторений. Но на соревнованиях невнимательность исправить невозможно. Ответственные соревнования не прощают отвлечений. Поэтому одна из задач психотехнической подготовки — воспитание способности поддерживать сосредоточение достаточной интенсивности нужное время.

Упражнение 5. «Палач»

Группа разбивается на пары. Первый в паре — «внимательный» — сосредоточивается на каком-либо объекте и в случае отвлечения своего внимания сигнализирует об этом поднятием руки. Второй в паре — «палач» — сидит позади «внимательного» и по сигналу об отвлечении наказывает его ударом ладони по плечу или бедру. До начала упражнения необходимо подобрать силу «наказания». Для этого «палач» наносит удары разной силы, а «внимательный» выбирает наиболее подходящий. Сила удара подбирается так, чтобы быть достаточной для стимуляции сосредоточения, но не слишком большой, чтобы не нарушить внутреннюю работу. После того как каждая пара убедится в безотказной работе системы «отвлечение — наказание», группа приступает к тренировкам. Инструктор называет объект сосредоточения, дает сигнал «Начали!» и через некоторое время (1—10 минут) — «Стоп!».

 Цель психотехнических занятий состоит в том, чтобы расширить представления о возможных способах концентрации.

Упражнение 6. «Дыхание»

Удобно устроиться в креслах или на стульях, расставленных по окружности. Расслабиться и закрыть глаза. По команде «Начали!» мягко следить за дыханием. Не управлять дыханием и не нарушать его естественный рисунок. Через 5—15 минут по команде «Стоп!» прекратить упражнение. Перейти к обсуждению.

Соль этого упражнения в том, что сконцентрировать внимание на чем-то и не вмешиваться в это невозможно, если сохранять жесткий стиль сосредоточения. По своему психологическому содержанию оно является миниатюрной копией одного из аспектов соревнований. Найдя решение на простой модели, можно попытаться перенести его и в более жесткие условия.

Волевого спортсмена не может дезорганизовать и размагнитить никакая стрессовая ситуация. Но как стать волевым?

Упражнение 7. «Карусель»

Группа разбивается на две равные части. «Концентрирующиеся» рассаживаются в круг и готовятся к полной концентрации на задании. Задание может заключаться в мысленном решении задачи, заучивании стихотворения, концентрации на мысленном образе, на одной из частей тела и т.д. «Мешающие» становятся лицом к «концентрирующимся» — каждый напротив своей «жертвы». По команде «Начали!» «концентрирующиеся» приступают к заданию, а «мешающие» начинают мешать им (в пределах, оговоренных ведущим). По хлопку ведущего «мешающие» сдвигаются на одного человека вправо так, чтобы каждый из них сменил свою «жертву», и игра продолжается дальше. После нескольких «поворотов» ведущий останавливает «карусель». Все переходят к обсуждению.

Особенность этого упражнения — персонифицированность источника помех. Причиной отвлечения является конкретный живой человек: может случиться так, что для спортсмена Егорова единственным эффективным мешающим окажется Сидоров. Тогда задача сосредоточения переходит в область общения. Упражнение за упражнением Егоров невозмутимо игнорирует хлопки и крики всех участников, отвечая неудержимым приступом смеха на любую реплику Сидорова.

Тяжелые будни спорта... Тренировки три, четыре, пять раз в неделю. Тренировки утром и вечером. Изо дня в день спортсмену предстоит одно и то же. До изнеможения ворочать тяжелую штангу. Перегонять воду в гребном бассейне. Или, подобно заевшей пластинке, наматывать нескончаемые круги на беговой дорожке стадиона. Монотонность тренировок — одна из острейших психологических проблем современного спорта.

Бег лежа

В последнее время в спорте все шире применяется идеомоторная тренировка: проигрывание движений и действий в воображении. Методы идеомоторной тренировки прочно вошли в арсенал подготовки гимнастов, горнолыжников, прыгунов в воду. Они хорошо зарекомендовали себя на начальных этапах освоения сложных технических элементов, а также при восстановлении навыков, утраченных в результате длительного перерыва в тренировках. Однако идеомоторная тренировка, как правило, малоэффективна в тех случаях, когда из поля зрения тренера выпадает очевидный факт: целесообразность использования идеомоторных упражнений при подготовке к соревнованиям в значительной мере зависит от психологической индивидуальности спортсмена. Прежде всего — от особенностей его воображения.

В основе большинства приемов саморегуляции лежит умение расслаблять мышцы тела. Глубокое мышечное расслабление снижает уровень бодрствования, перестраивает режим работы нервной системы и делает организм более пластичным, более чутким к мысленным самоприказам. Открывается возможность управлять недоступными прежде рычагами человеческого тела и психики. Вместе с тем установлено, что глубокое мышечное расслабление (релаксация) само по себе является высокоэффективным средством восстановления физических сил и душевного равновесия.

Приведенные ниже групповые упражнения могут быть использованы тренером или спортивным психологом в качестве игрового дополнения к систематическому курсу занятий аутогенной тренировкой.

Упражнение 8. «Пульс»

Группа удобно рассаживается в креслах. Ведущий предлагает всем участникам сосредоточить свое внимание на определенной части тела (например, на кисти правой руки) и постараться ощутить в ней толчки своего пульса. Как только это удалось, каждый начинает вслух подсчитывать удары. Каждые 2—3 минуты ведущий подает команды, «перемещающие» источник пульсации из одной части тела в другую. Например: «Левая кисть—правая стопа—лицо—солнечное сплетение».

Методы саморегуляции открывают возможность управления не только физиологическими процессами, но и явлениями душевной жизни. Регуляция эмоциональных состояний — одно из перспективнейших направлений психологической подготовки в спорте. Власть над чувствами выручает спортсмена во многих ситуациях, особенно накануне ответственных соревнований, когда ему необходимы приподнятое боевое настроение и уверенность в победе.

Упражнение 9. «Синестезии»

Среди участников назначается водящий. Ему сообщают, что в его отсутствие группа выберет один из четырех цветов (красный, синий, желтый или зеленый). После того как цвет выбран, водящего возвращают в круг и участники по очереди демонстрируют ему телодвижения, которые по их собственным ощущениям должны выражать задуманный цвет. Как только игра пройдет полный круг, водящий пытается угадать, какой же цвет задуман.

 В основе слаженной игры лежит не только работа мысли. Гармония действий на поле вряд ли достижима, если у игроков нет «чувства партнера», эмоционального контакта друг с другом.

Для развития «чувства партнера» полезно следующее упражнение.

Упражнение 10. «Робот»

Создается игровое поле — обширное пространство с разбросанными спичками. Участники разбиваются на пары («робот» и «оператор»). Задача «оператора» — с помощью своего «робота» собрать как можно больше спичек. Для этого он подает «роботу» словесные команды, стремясь детально и точно управлять движениями его рук, ног, туловища. Задача «робота» — беспрекословно и точно выполнять команды своего «оператора». Глаза «робота» во время игры закрыты.

Вместо сбора спичек можно предложить любую другую двигательную задачу: начертить фигуру, завязать узел, пройти лабиринт, построить групповую скульптурную композицию и т.д. Возможны и другие модификации этой игры.

Упражнение 11. «Слалом»

В игре участвуют двое. Один из игроков закрывает глаза и садится за стол перед игровым полем — листом бумаги с расставленными на нем фишками. Просветы между фишками обозначают ворота, через которые нужно аккуратно провести «лыжника» — фишку, отличающуюся по цвету от ворот. Маршрут «лыжника» заранее намечен ведущим, а все его перемещения сидящий игрок осуществляет с помощью легких движений указательного пальца. Второй игрок стоит с открытыми глазами за спиной партнера и держит руку на его плече, корректируя его действия. Задача обоих партнеров — пронести «лыжника» через все ворота, ни разу не задев их.

Упражнение 12. «Зеркало»

Участники разбиваются на пары, становятся лицом друг к другу. Один из играющих делает замедленные движения руками, головой, всем телом. Задача другого — в точности копировать все движения напарника, быть его «зеркальным отражением». В каждой паре участники самостоятельно подбирают нужную сложность движений и их темп.

Это упражнение — очень хорошее средство развития психологического контакта. Наблюдая за ходом его выполнения, тренер может выявить «естественного» лидера в каждой паре. Трудности в достижении двигательного согласия нередко бывают связаны с наличием напряженных отношений между партнерами.

Упражнение 13. «Декада»

Кресла или стулья ставят по кругу. Участники садятся лицом друг к другу. Каждый находит удобное для себя положение, в котором можно было бы сохранять неподвижность в течение 15—20 минут. Перед спортсменами ставится задача: «Удобно сесть. Смотреть на пол в 1—2 метрах перед собой, ни на чем не фиксируя взгляд. Сохранять естественный рисунок дыхания. Во время выдоха (1) сосредоточить внимание на дыхании, (2) мысленно произнести число (от одного до десяти) и (3) представить, что число опускается из головы в живот. На первом выдохе мысленно произносится «раз», на втором — «два» и так далее до «десяти»; 11-й выдох — снова «раз», 12-й — «два», 20-й — «десять», 21-й — «раз» и так далее. Концентрация на дыхании, счет и представление опускающегося числа происходит во время выдоха. В промежутках между выдохами не думайте ни о чем». Упражнение выполняется в течение 10—20 минут.

Спортсмен, хорошо освоивший упражнение «Декада», может воспользоваться им как при подготовке к соревнованиям, так и во время их проведения. В первом случае упражнение будет средством восстановления и психической тренировки, а во втором — подспорьем в настрое на победу. Крайне желательно, чтобы упражнение выполнялось регулярно — эффективность будет нарастать по мере повторения. Тренер может включить его в ежедневную тренировку и выполнять во время разминки или в паузе отдыха.

Рекомендации тренеру по применению психотехнических упражнений.

  1. Теоретическая подготовка.

  Предполагается знание психологии в объеме курса институтов физкультуры. Тренеру желательно быть в курсе основных исследований по психологии спорта, регулярно читать соответствующую периодическую литературу. Знания, получаемые из теоретических книг, необходимо тщательно переработать, переформулировать на язык практики, соотнести со своим опытом и определить, что приемлемо, а что несовместимо с тренерским кредо.

2. Для того чтобы начать работу с группой спортсменов, необходимо по крайней мере около месяца ежедневно тренироваться (самостоятельно или с партнером) по 1—2 часа. Этот минимум работы должен быть проделан обязательно, иначе мимо ведущего пройдут незамеченными многие важные моменты в работе учеников.

3. Тренерская работа, однако, отражается на стиле общения. Несмотря на развитое умение понимать, тренеру иногда не хватает навыка выслушивать другого. На этом необходимо заострить внимание при подготовке к проведению занятий по психотехнике. От ведущего психотехнические занятия требуется развитая способность терпеливо выслушивать самые разнообразные высказывания участников разговоры. Действия тренера в эти периоды значат ничуть не меньше, чем во время объяснения техники самих упражнений.

4. Навык выслушивания следует развивать. Для этого прежде всего необходимо осознать, что вам действительно нужно. Кроме того, необходимо искреннее желание разобраться в том, что вам сообщают. Полезны также специальные упражнения.

Упражнение 1. Ваш партнер сообщает вам что-то, например: «Что-то сегодня очень душно». Вы передаете его мысль своими словами, стремясь как можно полнее и точнее воспроизвести ее: «Вам неприятно из-за сегодняшней жары» или «Ты считаешь, что сегодня духота больше обычного». После этого ваш партнер дает оценку тому, насколько это вам удалось.

Упражнение 2. Ваш партнер делает некоторое утверждение, например: «Вчера ходил в кино». Вы должны как-то ответить на это утверждение, чтобы ему захотелось вам рассказать побольше. Например, вы можете просто кивнуть головой или одобрительно хмыкнуть, сказать: «Интересно» или «Ну и как?» В результате должен возникнуть разговор. Вы играете роль слушателя, с которым хочется поделиться, собеседника, располагающего к доверительной беседе, «доброжелательного зеркала». При этом нужно следить за тем, чтобы ваши вопросы даже скрытым образом не ограничивали собеседника. Из этого понятно, что вопрос «Вам понравился фильм?» плох, поскольку заставляет выбирать между «понравился» и «не понравился». Если вы спросите о впечатлении, это будет лучше.

Упражнение 3. Ваш партнер эмоционально требует от вас чего-то или в чем-то обвиняет. Например, он говорит: «Вечно ты криво завязываешь галстук! Когда наконец научишься?» Вы должны как можно подробнее и точнее выяснить все, что с ним происходит, не вступая в пререкания, объяснения или оправдания. Вы можете спросить: «Вы считаете, что этот узел кривой?» или «Что бы вы посоветовали?» Ваш партнер может усиливать давление, вынуждая вас к сопротивлению. Но вы должны стойко удерживаться на позициях человека, желающего выяснить мнение другого.


[1] Пуни А.Ц. Некоторые психологические вопросы готовности к соревнованиям в спорте. – М.: Физкультура и спорт, 1993.- с.21-30.

[2] Родионов А.В. Психология и современный спорт: Сборник научных работ.- М.: Физкультура и спорт, 2003.- с.56-66.

[3] Гогунов Е.Н., Мартьянов Б.И. Психология физического воспитания и спорта // Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений.- М.: Издательский центр «Академия», 2004.

[4] Вяткин Б. А. Диагностика и регулирование психического состояния спортсмена в соревновании: Учебное пособие.– Пермь, 2004-32с.

[5] Жаров К.П. Волевая подготовка спортсменов. – М.: Физкультура и спорт, 2006.- с.43-56.

[6] Медведев В.И. Психические реакции человека в экстремальных условиях // Экологическая физиология человека.- М., 1999.- 46-51.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологическое сопровождение подготовки участников учебно-образовательного процесса к ЕГЭ

Психологическое сопровождение подготовки участников учебно-образовательного процесса к ЕГЭ...

Психологическое сопровождение подготовки спортсменов и ее влияние на успешный результат в соревнованиях на примере волейбола

Психологическое сопровождение подготовки спортсменов и ее влияние на успешный результат в соревнованиях на примере волейбола...

Презентация для школьных психологов "План психологического сопровождения подготовки к ОГЭ/ЕГЭ на октябрь - декабрь"

Цели психолого-педагогического сопровождения:выработать психологические качества, умения и навыки, которые позволят учащимся успешно вести себя во время экзамена и повысят эффективность сдачи ОГЭ/ЕГЭ...

Рекомендации по психологическому сопровождению подготовки и проведения единого государственного экзамена

Данные рекомендации помогут родителям и педагогам грамотно и эффективно поддержать выпускников, а самим выпускникам найти способы самоорганизации и саморегуляции при подготовке к экзамену и во время п...

"Психологическое сопровождение подготовки к ЕГЭ"

Психологические аспекты помощи в стрессовой ситуации учащимся 9-х и 11-х классов в условиях подготовки к ЕГЭ....

Рабочая программа по самообразованию по теме: «ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СПОРТСМЕНОВ. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ СРЕДСТВ И МЕТОДОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ЭТАПОВ И ПЕРИОДОВ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА»

Актуальность:Достижения высокого уровня спортивного мастерства и успех выступления в соревнованиях зависит от рационального построения всех взаимосвязанных сторон подготовки спортсменов: технической, ...

Методическая работа «ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СПОРТСМЕНОВ. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ СРЕДСТВ И МЕТОДОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ЭТАПОВ И ПЕРИОДОВ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА.»

Содержание  I. Пояснительная записка II. Общая психологическая подготовка спортсменов III. Психологическая подготовка спортсменов к соревнованиям IV. Управление нервно-психиче...