Исследовательская работа" Влияние уроков физической культуры на здоровье и успеваемость учащихся"
методическая разработка по физкультуре

Проблема исследования: низкая двигательная активность школьников, что влияет на здоровье.

Цель исследования - оценить с помощью тестов показатели физического и умственного развития учащихся 6 класса ГБОУ СОШ №169

Объект исследования: процесс формирований представлений и знаний о здоровом образе жизни и влиянии физических упражнений на здоровье.

Предмет исследования: виды нагрузок и физических упражнений на здоровье школьников

Гипотеза исследования: если активно заняться спортом, то это способствует повышению уровня физической подготовленности школьников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока по физической культуре для 6 класса (по ФГОС)

ГБОУ школы №169 с углубленным изучением английского языка Центрального района

Ф. И. О. педагога: Кержковская Светлана Геннадьевна,  Савкова Елена Александровна
Предмет: физическая культура
Класс:  6 а

Тема урока: Развитие скорости на уроке  легкой атлетики.

Тип урока: обучающий

Раздел: легкая атлетика

Цель урока  способствовать повышению уровня скорости посредством легкоатлетических упражнений, развитие скоростно-силовых  способностей средствами бега на короткие дистанции

Задачи урока:         

  1. Способствовать развитию скоростно-силовых двигательных качеств
  2. Совершенствовать технику высокого и низкого старта на короткие дистанции;
  3. Способствовать укреплению здоровья, повышению функциональных  возможностей организма (дыхательных, сердечно-сосудистых).
  4. Способствовать развитию морально-волевых (упорства, целеустремленности) качеств

Вид урока: Легкая атлетика

Тип урока: образовательно-тренировочный

 Проблемная  ситуация:

  1. Сравнить эффективность низкого и высокого старта в беге на короткие дистанции.
  2. На каких дистанциях используется низкий и высокий старт? Почему?
  3. Интересные исторические факты.

Структура урока.

  1. Вводная часть:

а) организация подготовки учащихся к уроку;

б) постановка цели урока и обеспечение ее восприятия учащимися;

в) психофизиологическая подготовка учащихся к усвоению содержания урока и активная познавательно-рекреационно-двигательная деятельность занимающихся;

  1. Основная часть:

д) развитие двигательных качеств;

е) воспитание духовно-нравственных и волевых качеств личности;

ж) контроль, оценка и анализ результатов учебной деятельности занимающихся;

з) коррекция учебно-воспитательных воздействий;

  1. Заключительная часть:

и) снижение физической нагрузки учащихся;

к) подведение итогов урока;

л) задание на дом;

м) организованное завершение.

Планируемые результаты

 личностные

  • Овладение навыками бега на короткие дистанции;
  • Умения проявлять физические способности (качества)

Метапредметные:

  • Проявлять осознанную дисциплину и готовность  отстаивать собственную позицию;
  • Владение культурой речи, ведение диалога в доброжелательной и открытой форме,  умение логически грамотно излагать, аргументировать собственную точку зрения.

Предметные:

  • Преодолевать трудности при выполнении учебных заданий;
  • Уметь обеспечивать безопасность мест занятий, спортивной одеждой.

Этап образовательного процесса

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

Личностная

Регулятивная

Познавательная

Коммуникативная

1

2

3

4

5

6

Подготовительный(12 минут)

  1. Организационная часть

1)Построение

2) Рапорт дежурного.

3)Организация освобожденных учеников

Психофизическая подготовка:

1.Обратить внимание на одежду, самочувствие, настроение обучающихся.

2. На ТБ на уроке..

  1. Постановка проблемной ситуации.
  2. Ответы на вопросы учителя (участие в диалоге).
  3. Объявление системы оценивания.

Задача: мотивировать учащихся на выполнение поставленных задач.

Средства: частично-поисковый метод.

Формы организации:  осознание проблемы.

Итог.        

  1.   Почему необходимо развивать скоростно-силовые двигательные, морально-волевые качества(упорства, целеустремленности) качеств;
  2. Как совершенствовать технику высокого и низкого старта на короткие дистанции?
  3. Что способствует укреплению здоровья, повышению функциональных  возможностей организма (дыхательных, сердечно-сосудистых).?

2.Разминка (проводит дежурный):

ОРУ на месте:

-исходное положение (и.п.) – руки на поясе; наклоны головы 1-вправо, 2-влево, 3-вперед, 4-назад

-и.п. – о.с., руки в замок, круговые вращения кистями, произвольно (20 сек.);

-и.п. – о.с., руки в замок, волнообразные движения кистями влево (на первые 4 счета), то же влево (на следующие 4 счета);

- и.п. – о.с., руки в замок; 1 – руки ладонями к груди; 2 – выкрут вперед; 3 – и.п.; 4 – выкрут вверх;

- и.п. – о.с., правая рука вверху, левая внизу, рывки руками на каждый счет (6 -8 раз), постепенно увеличивать частоту движений до максимальной;

- и.п. – о.с., руки к плечам, круговые движения руками вперед, то же – назад (по 4 раза);

- и.п. – о.с., круговые движения прямыми руками вперед, то же назад, (по 4 раза), следить за амплитудой движений;

- и.п. – о.с., руки на пояс, круговые движения туловищем вправо, то же – влево (по 4 раза), следить за амплитудой движений, ноги прямые, пятки не отрывать от пола;

- и.п. – стойка ноги врозь, руки на пояс; пружинящие наклоны туловища к правой ноге, в середину, к левой ноге, и.п. (по 4 раза), ноги в коленях не сгибать, руками достать пола;

- и.п. – о.с., руки на пояс, прыжок ноги вместе (15 сек.), прыжки на месте, прыгать на носках, туловище и ноги прямые;

Ознакомить учащихся с целью и задачами урока, настроить на урок.

Проблемная  ситуация:

 1.Сравнить эффективность низкого и высокого старта в беге на короткие дистанции.

2. На каких дистанциях используется низкий и высокий старт? Почему?

3.Интересные исторические факты.

 

Подготовить организм занимающихся к работе в основной части урока

Упражнения выполняются в шеренгу по два

Все упражнения разминки выполнять по 6 повтора.

Размять кисти рук для дальнейших упражнений

Упражнения выполнять на максимальной амплитуде

При выполнении упражнений организуем анализ правильности выполнения упражнений партнером

Наклон делать глубже, ноги в коленях не сгибать

При выполнении прыжков на месте – сохранять дистанцию

Корректировка выполнения

Заданий разминки.

Организует роль дежурного при проведении разминки.

формирование интереса

Установить роль разминки при подготовке работы с волейбольными мячами

Умение выполнять физические упражнения для развития мышц

Правильное выполнение задания

Безопасное поведение во время выполнения задания

.

Активное участие в диалоге с учителем.

Самостоятельно выстраивают версию необходимости занятия бегом.

Сознательное выполнение определенных упражнений.

Определить последовательность и приоритет разминки мышечных групп

Выполняют команды учителя, контролируют свои действия согласно инструкции учителя

Весь класс во фронтальном режиме слушает учителя

Совместно с учителем делают вывод: в чем  эффективность низкого и высокого старта в беге на короткие дистанции.

На каких дистанциях используется низкий и высокий старт? Почему?

Интересные исторические факты.

Планировать путь достижения цели, ставить познавательные задачи.

Произвольно строим речевое проговаривание упражнений за дежурным  при проведении разминки

Ведут обсуждение по заданной теме, вступают в диалог с учителем и одноклассниками.

Строят высказывания по теме «Как легкая атлетика помогает развитию быстроты»

Обсудить ход предстоящей разминки

Деятельность направлена на продуктивное взаимодействие при проведении разминки как со сверстниками при работе, так и с учителем

Основной(28 минут)

Сегодня мы с вами закрепим  технику высокого и низкого старта

А сейчас я попрошу вас построиться и мы начинаем работу.

Частичная задача этапа: закрепить технику высокого и низкого старта.

 Метод:показа, инструктирование.

УУД:

 Бег на дистанцию 30м. с высокого старта на результат (5 мин)

 

 Бег на дистанцию 30м. с низкого  старта на результат (5 мин)

Между забегами выполнение упражнений на восстановление дыхания.

Частная задача этапа: выполнить двигательные действия, развивать быстроту, скорость реакции.

Методы: метод интервально-повторного и сопряжённого упражнения.

УУД:

 

Сопоставление результатов и ответ на поставленный проблемный вопрос(3 мин)

Частичная задача этапа: сравнить эффективность техники бега высокого и низкого старта.

Методы: словесный метод - диалог.

УУД:

Подвижная игра « Вызов номеров» ( 5 мин).

Эстафеты с разной техникой бега  на 10м.(10 мин).

Подвижная игра « Пустое место» ( 3 мин).

Частная задача этапа: совершенствовать скоростно-силовые качества, реакции, быстроты, развитие морально-волевых качеств.

Методы: игровой, соревновательный.

УУД:

Деление класса на два отделения  по степени физической готовности

Рассказ и показ техники высокого и низкого старта.

Проведение краткого инструктажа, руководство работой, коррекция действий (по мере необходимости).

Фиксирование результатов. Контроль за техникой выполнения высокого  старта.

Рассказ учителя: приём начинается с разгибания ног, затем начинают движения руки.

 

 

Помогает и поправляет

- У вас все получилось, вы молодцы!

Но нам есть, к чему стремится, чтобы быть сильными, здоровыми, ловкими, быстрыми.

Организация диалога.

Организация игры

Соблюдение правил выполнения заданного двигательного действия, проявление  дисциплинированности.

Уметь контролировать результаты в форме сличения .Повторяют за педагогом и запоминают.

Владеть известными    приемами стартов  уметь осуществлять их в разных условиях

Развитие чувства ритма

Оценивают правильность выполнения учебной задачи,  собственные возможности её решения

Положительное отношение к занятиям двигательной деятельностью

Внимательно относится к собственным переживаниям при допущении ошибок

Умение правильно выполнять бег.

Развитие координационных способностей в сложных двигательных действиях

Постоянно совершенствовать приемы, улучшая общую согласованность  их выполнения

Развитие доброжелательного отношения к учителю и товарищам;

Развитие трудолюбия и ответственности за качество своей  и коллективной деятельности.

Активное включение в выполнение двигательного действия;

взаимодействие со сверстниками;

развитие внимания

Умение  регулировать свои действия,

взаимодействовать в группе.

Осуществляют самоконтроль за состоянием своего организма.

Принимать инструкцию учителя, четко ей следовать.

Осуществлять контроль.

Оценивать выполнение двигательных действий согласно поставленным задачам.

Сохранять учебную цель и задачу; осуществлять самоконтроль

Самоконтроль правильности выполнения упражнений

Умение отстаивать свою точку зрения.

Осуществлять самоконтроль, выявлять отклонения от эталона.

Формировать мыслительные операции по каждому из разучиваемых элементов и соединение их в целое

Определить эффективную модель низкого и высокого старта.

Умение анализировать, выделять и формулировать  задачу

Владения знаниями об индивидуальных особенностях физического развития и физической подготовки в соответствии с возрастным нормативом.

Умение выделять необходимую  информацию

Осуществлять актуализацию полученных ранее знаний, основываясь, в том числе, и на жизненном опыте.

Анализ полученной информации

Умение сосредоточиться для достижения цели

Распределение функций обучающихся во время работы по местам занятий

Развиваем умение выразить свою мысль по поводу освоения  технических приёмов и тактических действий одноклассниками

Уметь договариваться в совместной  деятельности, взаимодействовать со сверстниками.

Находят адекватные способы поведения и взаимодействия с партнерами во время учебной и игровой деятельности.

Умение заметить достоинства и недостатки  своего исполнения движений

Оказывать посильную помощь  и моральную поддержку сверстникам

Взаимодействие со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи

Умение участвовать в диалоге, коллективно обсуждать поставленную задачу.

Внимательное отношение к собственным переживаниям и переживаниям соперников.

Умение интегрироваться в группу, строить взаимодействия, прогнозировать результаты.

Заключительный- рефлексия  (5минут)

1Выполнение упражнений на выравнивание дыхания.

  1. Медленный бег;
  2. Передвижение шагом;
  3. Игра на внимание « Запрещённые движения»

2. Анализ выполнения УЗ обучающимися, рефлексия, домашнее задание Учитель задает вопросы:

- что нового узнали на уроке?

- как вы понимаете, что такое рациональное питание школьников?

Напомнить фразу «В здоровом теле - здоровый дух».

Помочь сделать вывод, что здоровье тела зависит  от  двигательной активности человека а здоровье духа - от здоровья тела .

Частная задача этапа: восстановление основных функциональных систем.

Методы: метод целостного упражнения.

УУД:

Подведение итогов:

  1. Проанализируйте  виды спорта и скажите, какой вид старта более эффективный?
  2. Если у вас результат с высокого старта получился более высокий, то почему в большом спорте используется низкий старт? Почему он считается более эффективным? ( Творческий вопрос на дом).

Домашнее задание:

 Творческое задание  Почему в большом спорте используется низкий старт? Почему он считается более эффективным?

Оценивание.

Организация проведения игр.

Восстанавливаем пульс, дыхание.

Проверяем степень усвоения обучающимися УЗ

 !

Ставим УЗ на дом

Наиболее трудности испытали учащиеся при выполнении техники низкого старта: постановка рук, ног, корпуса.

Выставление оценок за урок: .

Выполнение упражнений.

Умение воздействовать на организм в целях восстановления основных функциональных систем.

Умение оценивать свою собственную деятельность, эмоциональное состояние, выявлять ошибки, корректировать дальнейшую деятельность.

Осознать нужность домашнего задания

Условия, необходимые для достижения поставленной цели

Определить смысл поставленной на уроке УЗ

Оценивают свою работу на уроке, прослушивают оценку учителя

Вычленять новые знания.

 

Формируем умение выделять основные признаки сравнения выполнения УЗ

Обсуждают работу на уроке.

Повторяют новые полученные знания на уроке.

Оценивают свою деятельность.

Обеспечиваем социальную компетентность и учет позиции других людей

Слушают одноклассников, активно участвуют в решении коммуникативной задачи, выражают свое мнение об итогах работы на уроке

1

2

3

4

5

6



Предварительный просмотр:

Исследовательская работа

Влияние уроков физической культуры

на здоровье и успеваемость учащихся

Автор: Кержковская Светлана Геннадьевна учитель физической культуры

ГБОУ СОШ№169

Санкт-Петербург

2018

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………. 3

Глава 1. Теоретические основы исследовательской работы……… 5

  1. Сердечно-сосудистая и дыхательная системы………………. 5
  2. Мышечная система……………………………………….…………5
  3. Центральная нервная система…………………………………… 6
  4. Обменные процессы………………………………………………7

Выводы по главе 1. ………………………………………………… 7

Глава 2. Практическая часть исследовательской работы……….…8

2.1. Анкетирование «Физическая культура и здоровье»………………8

2.2. Результаты развития основных двигательных качеств в классе………………………………………………………………………9

Выводы по главе 2…………………………………………………….11

Заключение……………………………………………………………12

Литература…………………………………………………………….13

Приложение………………………………………………………………14

Введение

В детском возрасте не задумываешься о своём здоровье, но, понимая важность его сохранения и укрепления надо говорить о здоровом образе жизни уже сейчас. Прививать устойчивые навыки сбережения здоровья, так как состояние здоровья подрастающего поколения вызывает большую тревогу. Физически здоровых детей в школу приходит с каждым годом меньше.

Задача учителя физкультуры - сформировать у учащихся интерес к движениям, желание заниматься физическими упражнениями, где-то даже наверстать упущенное. Мы знаем, что физическая культура способствует формированию командного духа, который так необходим в школьном коллективе.

В школьном возрасте физическая культура должна быть направлена прежде всего на укрепление здоровья, гармоничное развитие растущего организма, укрепление сердечно-сосудистой и дыхательной систем, всестороннее развитие двигательных качеств и координационных способностей. Всему этому способствуют занятия физической культурой. Сила, скорость, ловкость, выносливость, гибкость - вот основные качества, на развитие которых направлены спортивные игры. Ребенок, который занимается спортом, физически разносторонне развит. Помимо того, что учащийся научится совершать сложные маневры, продумывать способы того, как обыграть и обхитрить соперника, он привыкает работать в коллективе и будет знать, что такое настоящая дружба, поддержка и взаимовыручка. Дополнительные занятия физической культурой и спортом также вырабатывает у учащихся способность к жизни по расписанию, способствует развитию дисциплины.

Проблема исследования: низкая двигательная активность школьников, что влияет на здоровье.

Цель исследования - оценить с помощью тестов показатели физического и умственного развития учащихся 6 класса МБОУ ИСОШ № .

Объект исследования: процесс формирований представлений и знаний о здоровом образе жизни и влиянии физических упражнений на здоровье.

Предмет исследования: виды нагрузок и физических упражнений на здоровье школьников

Гипотеза исследования: если активно заняться спортом, то это способствует повышению уровня физической подготовленности школьников.

Задачи исследования:

  1. изучить имеющуюся литературу по вопросам здоровья и здорового образа жизни, рассмотреть виды и формы физических нагрузок;
  2. проанализировать дозирование физической нагрузки в зависимости от состояния здоровья школьников;
  3. провести исследование по показателям организма после различных нагрузок;
  4. разработать оздоровительную систему занятий для девочек 11-12 лет;

Методы исследования:

-анкетирование,

-анализ литературы, объяснительно-иллюстративный метод,

-метод практических действий,

-индивидуальная и групповая работа.

Ожидаемые результаты: овладение учащимися диагностическими методами оценки здоровья, умение оценивать состояние своего здоровья для его сохранения и укрепления.

Практическая значимость: объективная оценка здоровья учащихся; рекомендации школьникам по сохранению и укреплению здоровья.

Данная работа относится к прикладным исследованиям, в ходе выполнения работы ученики освоили методики определения своего физического, физиологического состояния и показателей высшей нервной деятельности. Результаты этих исследований помогли ученикам объективно оценить состояние своего здоровья и изменить количество физической нагрузки в режиме дня.

Глава 1. Теоретические основы исследовательской работы.

  1. Сердечно-сосудистая и дыхательная системы.

Академические учебные занятия по физическому воспитанию в школе не более 3 часов в неделю не обеспечивают в достаточной мере необходимый объем двигательной активности учащихся. Пребывание школьников в течение учебного дня в основном в позе сидя требует длительного поддержания на высоком уровне тонуса мышц спины и шеи, что вызывает утомление этих мышц.

Долгое и постоянное сохранение неизменной рабочей позы может стать причиной заболеваний сердечно-сосудистой и дыхательной систем, опорно-двигательного аппарата, поэтому мы разработали рекомендации по оздоровительной физкультуре для девочек 11-12 лет.

В общем виде физическая работоспособность пропорциональна тому количеству механической работы, которую человек способен выполнять длительно и с достаточно высокой интенсивностью. Поскольку длительная работа мышц лимитируется доставкой к ним кислорода, общая физическая работоспособность в значительной мере определяется кардиореспираторной производительностью. Частота сердечных сокращений у нетренированного взрослого человека в покое обычно составляет 72-84 в минуту, для сердца же тренированного спортсмена в покое характерна барикардия, т.е. частота сокращений ниже 60 ударов в минуту (иногда до 36-38).

Такой режим работы более выгоден для сердца, так как увеличивается время отдыха (диастола), во время которого оно получает обогащенную кислородом артериальную кровь.

Физические нагрузки увеличивают число альвеол в легких, совершенствуя дыхательный аппарат и увеличивая его резервы. Установлено, что у спортсменов количество альвеол и альвеолярных ходов увеличено на 15-20 % по сравнению с теми, кто не занимается спортом. Это значительный анатомический и функциональный резерв.

1.2. Мышечная система

Уже доказано научными экспериментами, что физические нагрузки преимущественно статистического характера ведут к значительному увеличению объема мышечной массы и увеличения веса мышц. Увеличивается поверхность их прикрепления на костях, укорачивается мышечная часть и удлиняется сухожильная. Происходит перестройка в расположении мышечных волокон в сторону более перистого строения. Количество плотной соединительной ткани в мышцах между мышечными пунктами увеличивается, что создает дополнительную опору. Кроме того, соединительная ткань по своим физическим качествам значительно противостоит растягиванию, уменьшая мышечное напряжение.

Различные виды физической работы осуществляются с помощью мышечной системы. Различают статическую и динамическую мышечную работу. При статической работе мышечное сокращение не связано с движением частей тела. Динамическая работа - это когда отдельные части тела человека перемещаются. Физическая активность человека складывается из статической и динамической работы. При статической работе переносимость нагрузки зависит от функционального состояния тех или иных мышечных групп, а при динамической еще и от эффективности систем, поставляющих энергию, а также от их взаимодействия с другими органами и системами.

1.3. Центральная нервная система

Общая умственная работоспособность, ее динамика в течение дня, недели и года, один из информативных показателей, характеризующих функциональное состояние центральной нервной системы.

Умственный труд, связан главным образом с деятельностью центральной нервной системой, в первую очередь, коры головного мозга. Корковые клетки имеют определенный предел работоспособности, нагрузки сверх этого предела вызывает их функциональное истощение и утомление.

Утомление проявляется в изменении высшей нервной деятельности, что выражается в нарушении состояния процессов возбуждения и торможения.

Поиск конкретных путей повышения умственной работоспособности один из наиболее актуальных вопросов. Использование в этих целях форм и средств физкультуры показало большие возможности в снижении утомления во время учебы и восстановление работоспособности по окончании учебного дня, увеличение функциональных возможностей организма, улучшение самочувствия учащихся.

В процессе физической тренировки образуются новые координационные механизмы. Обеспечивающие взаимодействие различных мышц при выполнении двигательных актов, а также взаимодействие всех функций, создавая тем самым благоприятные условия для учебы. Кроме образования новых временных связей между нервными клетками и выработкой систем условных рефлексов все это сопровождается совершенствованием функций центральной нервной системы, проявляющимся в высокоэффективной нервной регуляции функций организма. Этому способствует повышение активности ряда капилляров в мозговой ткани. Оптимальное функциональное состояние центральной нервной системы необходимое условие эффективности адаптационных и регуляторных механизмов. Оптимальное функциональное состояние центральной нервной системы также положительно влияет на процессы утомления и восстановления, способствует повышению физической и умственной работоспособности.

Во время тренировок на выносливость к лобным долям головного мозга поступает больше крови, а вместе с ней и кислорода. Это способствует повышению умственной работоспособности, помогает справляться со стрессовыми ситуациями. Высокая работоспособность в процессе учебной деятельности обуславливается многими внешними и внутренними факторами, среди которых немаловажную роль играет занятия физическими упражнениями. Увеличивается подвижность – повышается уравнивание нервных процессов; человек становится уравновешенным, собранным, сдержанным.

1.4. Обменные процессы

Снижается уровень холестерина, триглицеридов, которые способствуют развитию сердечно-сосудистых заболеваний, улучшается обмен сахара, что препятствует развитию сахарного диабета, все обменные процессы ускоряются, что сказывается на красоте фигуры. Согласно теории А. В. Нагорного и В. И. Никитина, с возрастом процессы самообновления клеточных белков замедляются, и именно этим объясняется старение организма. При ускоренном обновлении клеточных белков старение организма тормозится и омоложение становится объективной действительностью.

Выводы по главе 1.

  1. Важность физических нагрузок, в том числе на уровне физиологии человека, потребность в движении – одна из общебиологических особенностей человеческого организма.
  2. Физическая активность относится к числу основных факторов, которые регулируют уровень обменных процессов, работу мышц и суставов, а так контролирует работу сердца и центральной нервной системы. Физические нагрузки – это мощный источник стимулирующих и регулирующих влияний на организм.

Глава 2. Практическая часть исследовательской работы

2.1. Анкетирование «Физическая культура и здоровье»

Исследования проводились с учащимися 6 класса. В эксперименте участвовало 15 человек.

Следующим этапом нашей работы было анкетирование учащихся 6 класса и родителей.

Результаты анкетирования получились следующие: на первый вопрос «Любите ли вы спортивные игры (волейбол, баскетбол, футбол)?». ответили «да» 15 человек. На второй вопрос «Занимаетесь ли вы каким-либо видом спорта в секции (или тренируетесь самостоятельно)?» - «да» ответили -8 человек, «нет» - 7 человек. На третий вопрос «Участвуете ли вы в школьных, муниципальных, республиканских соревнованиях?» - «да» ответили 9 человек, «нет» - 6 человек. Таким образом, мы пришли к выводу, что многие учащиеся знают пользу от занятий физической культурой и интересуются разными видами спорта.

Мы так же провели анкетирование родителей и задали им один вопрос: «Как вы думаете на какую оценку учатся дети-спортсмены?» Родители считают, что спорт хорошо влияет на школьную успеваемость.

2.2. Результаты развития основных двигательных качеств в 6А классе

Пол

Возраст

Бег 30м (быстро)

Кросс

1000м

Подтягивание

Отжимание

Лов-кость

(челн бег)

3х10

Гиб-кость

Казаченко О.

ж

12

5,5

4,35

17

30

8,5

13

Курамшина Н.

ж

12

5,7

4,53

17

22

8,4

10

Позникина А.

ж

12

5,8

5,40

1

5

11,5

6

Семина Ю.

ж

13

7,0

5,54

0

3

11,5

3

Улякина Ю.

ж

12

5,8

4,44

17

0

9,2

11

Бычков О.

м

14

6,7

5,35

3

10

10,2

2

Козин М.

м

12

6,3

6,14

0

6

9,6

3

Козин С.

м

12

5,5

19

30

8,5

12

Кочкарев Н.

м

12

5,7

5,02

15

30

8,3

12

Маркин В.

м

12

5,9

5,41

0

11

9,2

3

Матвеев И.

м

12

5,4

5,00

19

25

8,0

3

Прохоров В.

м

12

5,5

6,21

15

35

8,5

4

Трофимов А.

м

12

6,2

6,15

0

3

9,9

5

Чирин И.

м

12

6,0

5,0

1

15

9,3

2

Юрин Д.

м

13

7,0

6,5

5

20

11,0

5

В ней указаны результаты 6 А, класса как мальчиков, так и девочек. Бег, кросс и ловкость измерялись в секундах, сила в количестве раз, гибкость - в сантиметрах.

Результаты ранжирования девочек 6А класса по уровню развития основных физических качеств.

Пол

Возраст

Бег 30м (быстро)

Кросс

1000м

Подтягивание

Отжимание

Лов-кость

(челн бег)

3х10

Гиб-кость

Казаченко О.

ж

12

5,5

4,35

17

30

8,5

13

Курамшина Н.

ж

12

5,7

4,53

17

22

8,4

10

Позникина А.

ж

12

5,8

5,04

1

6

11,5

6

Семина Ю.

ж

13

7,0

5,54

0

4

11,5

3

Улякина Ю.

ж

12

5,8

4,44

17

20

9,2

11

Пол

Возраст

Бег 30м (быстро)

Кросс 500,

Подтягивание

Отжиманиие

Лов-кость

(челн бег)

3х10

Гиб-кость

Казаченко О.

ж

12

1

1

1

1

2

1

Курамшина Н.

ж

12

2

4

1

2

1

3

Позникина А.

ж

12

3

3

2

4

4

4

Семина Ю.

ж

12

4

5

3

5

4

5

Улякина Ю.

ж

12

3

2

1

3

3

2

Результаты ранжирования мальчиков 6А класса по уровню развития основных физических качеств.

Пол

Возраст

Бег 30м (быстро)

Кросс

1000м

Подтягивание

Отжимание

Лов-кость

(челн бег)

3х10

Гиб-кость

Бычков О.

м

14

6,7

5,35

3

10

10,2

1

Козин М.

м

12

6,3

6,14

0

6

9,6

2

Козин С.

м

12

5,5

4.41

19

30

8,5

12

Кочкарев Н.

м

12

5,7

5,02

15

30

8,3

2

Маркин В.

м

12

5,9

5,41

0

11

9,2

2

Матвеев И.

м

12

5,4

5,00

19

25

8,0

2

Прохоров В.

м

12

5,5

6,21

15

35

8,5

3

Трофимов А.

м

12

6,2

6,15

0

3

9,9

5

Чирин И.

м

12

6,0

5,0

1

15

9,3

1

Юрин Д.

м

12

7,0

6,5

5

20

11,0

6

Гарвардский степ-тест: С помощью этого теста количественно оцениваются восстановительные процессы после дозированной мышечной работы. Физическая нагрузка задается в виде восхождения на ступеньку в течении 5 мин., частота подъема - 30 раз в мин. Функциональная готовность оценивается путем подсчета ЧСС.

Исследования проводились с учащимися 6 А. В эксперименте участвовало 15 человек. Измерялись показатели физической работоспособности учащихся. Показатели в классах измерялись непосредственно на занятиях физической культуры. Результаты были обработаны по таблице №1 «оценка индекса Гарвардского степ-теста».

Оценка результата индекса Гарвардского степ-теста

Показатели физической работоспособности не занимающихся дополнительно физической культурой таковы: оценку «хорошо» имеет 25%, «средний» - 30%, «ниже среднего» - 30%, «плохо» - 15%. Показатели физической работоспособности занимающихся дополнительно в спортивных секциях таковы: оценку «хорошо» имеет 45%, «средний» - 40%, «ниже среднего» - 15%, «плохо» - 0.

Следующим этапом нашей работы был сравнительный анализ успеваемости учащихся двух групп. Состав групп подобран таким образом, чтобы в каждой было одинаковое количество человек по максимально идентичным характеристикам. Их сравнение было определено по уровню успеваемости. Исследование проводилось в течение четырех месяцев.

Месяцы

Учащиеся

декабрь

январь

февраль

март

1

Занимаются дополнительно

3,9

4,0

4,2

4,4

2

Занимаются только на уроках

3,8

3,7

3,7

3,8


Показательно, что эффективность умственной деятельности в условиях низкой физической активности уже на вторые сутки снижается почти на 50%, при этом резко ухудшается концентрация внимания, растёт нервное напряжение, существенно увеличивается время решения задач, человек становится раздражительным и вспыльчивым.

Уровень успеваемости.

По каждому учащемуся в течение месяца были проанализированы оценки, и была посчитана средняя арифметическая. Затем подсчитывалась средняя арифметическая оценка за месяц у группы в целом. Такая процедура проводилась каждый месяц, в течение учебного года (с декабря по март) для обеих групп. Далее сравнивались их результаты. Уровень успеваемости двух групп – постоянно занимающихся (уроки физической культуры, самостоятельные занятия, секция), занимающихся только на уроках физкультуры (в баллах по пятибалльной шкале).

Из таблицы уровня успеваемости можем заметить, что у первой группы (постоянно занимающихся) успеваемость выше, чем у второй группы. Если проследить по месяцам, то заметим, что в октябре успеваемость снизилась на 0,1 балла по сравнению с сентябрем. У первой и у второй группы происходит постепенное наращивание успеваемости и самый высокий показатель был в декабре , когда происходит аттестация за четверть.

Выводы по главе 2 .

  1. Если учесть, что занятия физической культурой и спортом повышают успеваемость учащихся по общеобразовательным предметам (на 0,4-0,7%) и снижает число пропусков уроков по болезни (на 1,3-1,7%), то становится понятным, почему проблема дальнейшего привлечения к занятиям физкультурой и спортом учеников остается по-прежнему очень острой.
  2. Показательно, что эффективность умственной деятельности в условиях низкой физической активности уже на вторые сутки снижается почти на 50%, при этом резко ухудшается концентрация внимания, растёт нервное напряжение, существенно увеличивается время решения задач, человек становится раздражительным и вспыльчивым.

Заключение

  1. Под влиянием мышечных нагрузок увеличивается частота сердцебиений, мышцы сердца сокращаются сильнее, повышается артериальное давление. Это ведет к функциональному совершенствованию системы кровоснабжения. Во время мышечной работы увеличивается частота дыхания, углубляется вдох, усиливается выдох, улучшается вентиляционная способность лёгких.
  2. Постоянные физические упражнения способствуют увеличению массы скелетной мускулатуры, укреплению связок, суставов, росту и развитию костей.
  3. Физические упражнения окажут положительное воздействие, если при занятиях будут соблюдаться определенные правила. Необходимо следить за состоянием здоровья - это нужно для того, чтобы не причинить себе вреда, занимаясь физическими упражнениями. Если имеются нарушения со стороны сердечно-сосудистой системы, упражнения, требующиесущественного напряжения, могут привести к ухудшению деятельности сердца. Не следует заниматься сразу после болезни. Нужно выдержать определенный период, чтобы функции организма восстановились, - только тогда физкультура принесет пользу..
  4. Даже если ученик не станет профессиональным спортсменом, такие черты характера, как упорство, мужество, настойчивость, целеустремленность помогут ему быстрее адаптироваться в обществе и приобретают лидерские качества. У ребят, которые занимаются дополнительно, улучшается координация движений, реакция. Они закаляют волю, становятся более организованными, дисциплинированными. В детском и юношеском возрасте физическая подготовка должна быть направлена прежде всего на укрепление здоровья, гармоничное развитие растущего организма, укрепление сердечно-сосудистой и дыхательной систем, всестороннее развитие двигательных качеств и координационных способностей.

Литература.

  1. Амосов Н.М. Раздумья о здоровье / Н.М.Амосов.- М.: Физкультура и здоровье, 1987.

  1. Анисимов В.В. Экспресс – диагностические методы оценки здоровья /ОБЖ. Основы безопасности жизни/ ежемесячный научно-методический и информационный журнал № 7 (157), июль 2009, 8-13 с.

  1. Базарный В.Ф. Здоровье и развитие ребенка: экспресс-контроль в школе и дома / В.Ф.Базарный.- М.:Аркти,2005.

  1. Залыгин В.Е. О моделях определения здоровья в медицине и валеологии / ОБЖ. Основы безопасности жизни/ ежемесячный научно-методический и информационный журнал № 1 (163), январь 2010, 41-43 с.

  1. Лисицкая Т.С. Что такое ЗОЖ. Привести себя в норму./ Физическая культура в школе/ ежемесячный научно-методический журнал № 3/2007, 50-

  1. с.

  1. Николаев В.Р. Тренироваться и быть здоровым./ Физическая культура в школе/ ежемесячный научно-методический журнал № 5/2007, 75-79 с.

Интернет Ресурсы

  1. http://www.who.int/governance/eb/constituti

Приложение

Анкетирование

Класс ________ Фамилия, имя _______________________________

1. Любите ли вы спортивные игры (волейбол, баскетбол, футбол)?

2. Занимаетесь ли вы каким-либо видом спорта в секции (или тренируетесь самостоятельно)?

3. Участвуете ли вы в школьных, муниципальных, республиканских соревнованиях?

4. Для чего вы занимаетесь спортом?

Диаграмма 1. Анкетирование учащихся 6 класса

Диаграмма 2. Показатели физической работоспособности учащихся по Гарвардскому степ-тесту


Влияние различных нагрузок

на Частоту Сердечных Сокращений (ЧСС)

Пульс

после работы

12.02

Комплекс ОРУ 15 мин.

80

114

15.02

Приседания 20 раз

80

102

16.02

Бег на лыжах 2 км.

80

128

19.02

Комплекс ОРУ 20 мин.

80

120

26.02

Комплекс ОРУ 15 мин.

80

115

01.03

Комплекс ОРУ 20 мин.

80

126

05.03

Бег на лыжах 1 км.

80

119

12.03

Комплекс ОРУ 20 мин.

80

120

15.03

Бег на лыжах 2 км.

80

130



















Приложение № 2

Физкультурная микропауза, активизирующая кровообращение

в ногах

Стоя у опоры, 8-10 раз подняться высоко на носки, лодыжки плотно вместе. Затем каждую ногу, согнув в колене, встряхнуть расслабленно. Повторить 2-3 раза. Дышать ритмично. Темп средний.

Физкультурная минутка, нормализующая мозговое кровообращение

  1. Исходное положение - основная стойка 1-3- руки за голову, локти отвести, прогнуться, вдох, задержать напряжение – 3-5с; свести локти, наклонить голову вперед и отпустить руки, расправив плечи, выдох. 4-6 раз.
  2. Исходное положение - ноги на ширине плеч, руки - правая вверху, левая сзади, кисти в кулак. 1-10 раз менять быстро положение рук. Дыхание не задерживать.
  3. Исходное положение – стоя, придерживаясь за одну опору или сидя, голова прямо.1- отвести голову назад; 2- наклонить ее назад; 3- выпрямить голову; 4- выпрямить подбородок сильно вперед. 4-6 раз. Дыхание равномерное.

Физкультурная пауза

Ходьба на месте, сжимая и разжимая кисти. 20-39 с.

  1. Исходное положение – о. с. 1-2 – руки вверх в стороны, голову назад, прогнуться, вдох; 3-4 – руки вниз, плечи расслабить, слегка наклониться, голову на грудь, выдох. 4-6 раз.
  2. Исходное положение – ноги на ширине плеч. 1- руки перед грудью, вдох; 2- рывок согнутыми руками назад, вдох; 3- рывок прямыми руками назад, вдох; 4- исходное положение, плечи расслабить, выдох. 6-8 раз.
  3. Исходное положение – стойка ноги врозь. 1- поворот туловища вправо, руки вверх, посмотреть на руки, вдох; 2-3 – пружинистый наклон вперед, руки вниз, голову не опускать, выдох порциями; 4- исходное положение. То же влево. По 3–4 раза.
  4. Исходное положение – основная стойка Бег на месте 30-40 с. с переходом на ходьбу с замедлением. 15-20 с. Дыхание не задерживать.
  5. Исходное положение – основная стойка 1 - левую ногу на широкий шаг в сторону, руки в стороны, вдох; 2-3 – сгибая левую ногу, пружинистый наклон вправо, руки за спину, вдох пропорциями; 4- исходное положение. То же с правой ноги. По 3-4 раза.
  6. Исходное положение - основная стойка, руки на поясе. 1-3 – поднимаясь на носке правой ноги, мах левой расслабленной ногой вперед, назад, вперед; 4 -исходное положение. То же на левой ноге. По 3-4 раза. Дыхание не задерживать.

Физкультурная минутка изометрическая

  1. Исходное положение – сидя, руки на бедрах. Одновременно поднимать правую пятку и левый носок, удерживая напряжение 5 с. Отдых 5 с. то же с другой ноги. 8-10 раз. Дыхание произвольное.
  2. Исходное положение – сидя, руки внизу. Втягивать и выпячивать живот, удерживая напряжение 3-5 с. Отдых 3 с. 10-12 раз. Дыхание произвольное.
  3. Исходное положение – сидя, руки на пояс. Напрягать и расслаблять ягодичные мышцы, удерживая напряжение 3-5 с. Отдых 3 с. 10-12 раз. Дыхание произвольное.

Физкультурная микропауза для расслабления мышц кистей

  1. Сжимая и разжимая пальцы рук, постепенно убыстряя темп до предела, затем замедляя его до остановки. 1 мин.
  2. Сжимая и разжимая пальцы, поднимать и отпускать руки. 1 мин.
  3. Руки вытянуть вперед, последовательно сгибая и разгибая пальцы, начиная с большого. 1 мин.
  4. Пальцы слегка сжать в кулак, вращать кисти рук в направлении друг к другу, затем в обратную сторону. 1 мин.

Значение некоторых групп упражнений.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические материалы к мастер классу "От урока физической культуры — к здоровому образу жизни. "

Проблемы здоровья подрастающего поколения, здоровье населения России становиться проблемой национальной безопасности. Свою долю ответственности за сложившуюся ситуацию, конечно, несёт и система ...

Урок физической культуры по разделу "Баскетбол" для учащихся 8 класса

Повторение передач мяча на месте, в движении в парах с сопротивлением. Совершенствование ведения мяча с сопротивлением.Развитие двигательных качеств через круговую трениров...

Урок физической культуры и здоровый позвоночник

Усиление оздоровительного эффекта достигаемого в ходе активного применения воздействия различными формами учебного процесса на школьников....

Беседы на уроке физической культуры: «В здоровом теле - здоровый дух»

Цель проведения бесед:  - учиться быть здоровым душой и телом...

Через уроки физической культуры к здоровому образу жизни

Вот уже не один десяток лет, работая в качестве учителя физического воспитания, я живу и работаю по примеру простых и одновременно достойных  учителей, которые учили меня. Я знала, что стану учит...

«Тема самообразования: Использование здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры. Состояние здоровья школьников – важнейший показатель ...»

Принципы здоровьясберегающих технологий,пути решения проблемы, классификация здоровьясберегающих технологий, тест- анкета для самооценкиизменений своего здоровья....

Урок физической культуры и здоровый позвоночник

Усиление оздоровительного эффекта достигаемого в ходе активного применения воздействия различными формами учебного процесса на школьников, их интересам, а также давали ясные ориентиры педагога физичес...