Исследовательская работа" Влияние уроков физической культуры на здоровье и успеваемость учащихся"
методическая разработка по физкультуре
Проблема исследования: низкая двигательная активность школьников, что влияет на здоровье.
Цель исследования - оценить с помощью тестов показатели физического и умственного развития учащихся 6 класса ГБОУ СОШ №169
Объект исследования: процесс формирований представлений и знаний о здоровом образе жизни и влиянии физических упражнений на здоровье.
Предмет исследования: виды нагрузок и физических упражнений на здоровье школьников
Гипотеза исследования: если активно заняться спортом, то это способствует повышению уровня физической подготовленности школьников.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект урока по физической культуре для 6 класса (по ФГОС)
ГБОУ школы №169 с углубленным изучением английского языка Центрального района
Ф. И. О. педагога: Кержковская Светлана Геннадьевна, Савкова Елена Александровна
Предмет: физическая культура
Класс: 6 а
Тема урока: Развитие скорости на уроке легкой атлетики.
Тип урока: обучающий
Раздел: легкая атлетика
Цель урока способствовать повышению уровня скорости посредством легкоатлетических упражнений, развитие скоростно-силовых способностей средствами бега на короткие дистанции
Задачи урока:
- Способствовать развитию скоростно-силовых двигательных качеств
- Совершенствовать технику высокого и низкого старта на короткие дистанции;
- Способствовать укреплению здоровья, повышению функциональных возможностей организма (дыхательных, сердечно-сосудистых).
- Способствовать развитию морально-волевых (упорства, целеустремленности) качеств
Вид урока: Легкая атлетика
Тип урока: образовательно-тренировочный
Проблемная ситуация:
- Сравнить эффективность низкого и высокого старта в беге на короткие дистанции.
- На каких дистанциях используется низкий и высокий старт? Почему?
- Интересные исторические факты.
Структура урока.
- Вводная часть:
а) организация подготовки учащихся к уроку;
б) постановка цели урока и обеспечение ее восприятия учащимися;
в) психофизиологическая подготовка учащихся к усвоению содержания урока и активная познавательно-рекреационно-двигательная деятельность занимающихся;
- Основная часть:
д) развитие двигательных качеств;
е) воспитание духовно-нравственных и волевых качеств личности;
ж) контроль, оценка и анализ результатов учебной деятельности занимающихся;
з) коррекция учебно-воспитательных воздействий;
- Заключительная часть:
и) снижение физической нагрузки учащихся;
к) подведение итогов урока;
л) задание на дом;
м) организованное завершение.
Планируемые результаты
личностные
- Овладение навыками бега на короткие дистанции;
- Умения проявлять физические способности (качества)
Метапредметные:
- Проявлять осознанную дисциплину и готовность отстаивать собственную позицию;
- Владение культурой речи, ведение диалога в доброжелательной и открытой форме, умение логически грамотно излагать, аргументировать собственную точку зрения.
Предметные:
- Преодолевать трудности при выполнении учебных заданий;
- Уметь обеспечивать безопасность мест занятий, спортивной одеждой.
Этап образовательного процесса | Деятельность учителя | Деятельность учащегося | |||
Личностная | Регулятивная | Познавательная | Коммуникативная | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Подготовительный(12 минут)
1)Построение 2) Рапорт дежурного. 3)Организация освобожденных учеников Психофизическая подготовка: 1.Обратить внимание на одежду, самочувствие, настроение обучающихся. 2. На ТБ на уроке..
Задача: мотивировать учащихся на выполнение поставленных задач. Средства: частично-поисковый метод. Формы организации: осознание проблемы. Итог.
2.Разминка (проводит дежурный): ОРУ на месте: -исходное положение (и.п.) – руки на поясе; наклоны головы 1-вправо, 2-влево, 3-вперед, 4-назад -и.п. – о.с., руки в замок, круговые вращения кистями, произвольно (20 сек.); -и.п. – о.с., руки в замок, волнообразные движения кистями влево (на первые 4 счета), то же влево (на следующие 4 счета); - и.п. – о.с., руки в замок; 1 – руки ладонями к груди; 2 – выкрут вперед; 3 – и.п.; 4 – выкрут вверх; - и.п. – о.с., правая рука вверху, левая внизу, рывки руками на каждый счет (6 -8 раз), постепенно увеличивать частоту движений до максимальной; - и.п. – о.с., руки к плечам, круговые движения руками вперед, то же – назад (по 4 раза); - и.п. – о.с., круговые движения прямыми руками вперед, то же назад, (по 4 раза), следить за амплитудой движений; - и.п. – о.с., руки на пояс, круговые движения туловищем вправо, то же – влево (по 4 раза), следить за амплитудой движений, ноги прямые, пятки не отрывать от пола; - и.п. – стойка ноги врозь, руки на пояс; пружинящие наклоны туловища к правой ноге, в середину, к левой ноге, и.п. (по 4 раза), ноги в коленях не сгибать, руками достать пола; - и.п. – о.с., руки на пояс, прыжок ноги вместе (15 сек.), прыжки на месте, прыгать на носках, туловище и ноги прямые; | Ознакомить учащихся с целью и задачами урока, настроить на урок. Проблемная ситуация: 1.Сравнить эффективность низкого и высокого старта в беге на короткие дистанции. 2. На каких дистанциях используется низкий и высокий старт? Почему? 3.Интересные исторические факты.
Подготовить организм занимающихся к работе в основной части урока Упражнения выполняются в шеренгу по два Все упражнения разминки выполнять по 6 повтора. Размять кисти рук для дальнейших упражнений Упражнения выполнять на максимальной амплитуде При выполнении упражнений организуем анализ правильности выполнения упражнений партнером Наклон делать глубже, ноги в коленях не сгибать При выполнении прыжков на месте – сохранять дистанцию Корректировка выполнения Заданий разминки. Организует роль дежурного при проведении разминки. | формирование интереса Установить роль разминки при подготовке работы с волейбольными мячами Умение выполнять физические упражнения для развития мышц Правильное выполнение задания Безопасное поведение во время выполнения задания | . Активное участие в диалоге с учителем. Самостоятельно выстраивают версию необходимости занятия бегом. Сознательное выполнение определенных упражнений. Определить последовательность и приоритет разминки мышечных групп Выполняют команды учителя, контролируют свои действия согласно инструкции учителя | Весь класс во фронтальном режиме слушает учителя Совместно с учителем делают вывод: в чем эффективность низкого и высокого старта в беге на короткие дистанции. На каких дистанциях используется низкий и высокий старт? Почему? Интересные исторические факты. Планировать путь достижения цели, ставить познавательные задачи. Произвольно строим речевое проговаривание упражнений за дежурным при проведении разминки | Ведут обсуждение по заданной теме, вступают в диалог с учителем и одноклассниками. Строят высказывания по теме «Как легкая атлетика помогает развитию быстроты» Обсудить ход предстоящей разминки Деятельность направлена на продуктивное взаимодействие при проведении разминки как со сверстниками при работе, так и с учителем |
Основной(28 минут) Сегодня мы с вами закрепим технику высокого и низкого старта А сейчас я попрошу вас построиться и мы начинаем работу. Частичная задача этапа: закрепить технику высокого и низкого старта. Метод:показа, инструктирование. УУД: Бег на дистанцию 30м. с высокого старта на результат (5 мин)
Бег на дистанцию 30м. с низкого старта на результат (5 мин) Между забегами выполнение упражнений на восстановление дыхания. Частная задача этапа: выполнить двигательные действия, развивать быстроту, скорость реакции. Методы: метод интервально-повторного и сопряжённого упражнения. УУД:
Сопоставление результатов и ответ на поставленный проблемный вопрос(3 мин) Частичная задача этапа: сравнить эффективность техники бега высокого и низкого старта. Методы: словесный метод - диалог. УУД: Подвижная игра « Вызов номеров» ( 5 мин). Эстафеты с разной техникой бега на 10м.(10 мин). Подвижная игра « Пустое место» ( 3 мин). Частная задача этапа: совершенствовать скоростно-силовые качества, реакции, быстроты, развитие морально-волевых качеств. Методы: игровой, соревновательный. УУД: | Деление класса на два отделения по степени физической готовности Рассказ и показ техники высокого и низкого старта. Проведение краткого инструктажа, руководство работой, коррекция действий (по мере необходимости). Фиксирование результатов. Контроль за техникой выполнения высокого старта. Рассказ учителя: приём начинается с разгибания ног, затем начинают движения руки.
Помогает и поправляет - У вас все получилось, вы молодцы! Но нам есть, к чему стремится, чтобы быть сильными, здоровыми, ловкими, быстрыми. Организация диалога. Организация игры | Соблюдение правил выполнения заданного двигательного действия, проявление дисциплинированности. Уметь контролировать результаты в форме сличения .Повторяют за педагогом и запоминают. Владеть известными приемами стартов уметь осуществлять их в разных условиях Развитие чувства ритма Оценивают правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения Положительное отношение к занятиям двигательной деятельностью Внимательно относится к собственным переживаниям при допущении ошибок Умение правильно выполнять бег. Развитие координационных способностей в сложных двигательных действиях Постоянно совершенствовать приемы, улучшая общую согласованность их выполнения Развитие доброжелательного отношения к учителю и товарищам; Развитие трудолюбия и ответственности за качество своей и коллективной деятельности. Активное включение в выполнение двигательного действия; взаимодействие со сверстниками; развитие внимания | Умение регулировать свои действия, взаимодействовать в группе. Осуществляют самоконтроль за состоянием своего организма. Принимать инструкцию учителя, четко ей следовать. Осуществлять контроль. Оценивать выполнение двигательных действий согласно поставленным задачам. Сохранять учебную цель и задачу; осуществлять самоконтроль Самоконтроль правильности выполнения упражнений Умение отстаивать свою точку зрения. Осуществлять самоконтроль, выявлять отклонения от эталона. | Формировать мыслительные операции по каждому из разучиваемых элементов и соединение их в целое Определить эффективную модель низкого и высокого старта. Умение анализировать, выделять и формулировать задачу Владения знаниями об индивидуальных особенностях физического развития и физической подготовки в соответствии с возрастным нормативом. Умение выделять необходимую информацию Осуществлять актуализацию полученных ранее знаний, основываясь, в том числе, и на жизненном опыте. Анализ полученной информации Умение сосредоточиться для достижения цели | Распределение функций обучающихся во время работы по местам занятий Развиваем умение выразить свою мысль по поводу освоения технических приёмов и тактических действий одноклассниками Уметь договариваться в совместной деятельности, взаимодействовать со сверстниками. Находят адекватные способы поведения и взаимодействия с партнерами во время учебной и игровой деятельности. Умение заметить достоинства и недостатки своего исполнения движений Оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам Взаимодействие со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи Умение участвовать в диалоге, коллективно обсуждать поставленную задачу. Внимательное отношение к собственным переживаниям и переживаниям соперников. Умение интегрироваться в группу, строить взаимодействия, прогнозировать результаты. |
Заключительный- рефлексия (5минут) 1Выполнение упражнений на выравнивание дыхания.
2. Анализ выполнения УЗ обучающимися, рефлексия, домашнее задание Учитель задает вопросы: - что нового узнали на уроке? - как вы понимаете, что такое рациональное питание школьников? Напомнить фразу «В здоровом теле - здоровый дух». Помочь сделать вывод, что здоровье тела зависит от двигательной активности человека а здоровье духа - от здоровья тела . Частная задача этапа: восстановление основных функциональных систем. Методы: метод целостного упражнения. УУД: Подведение итогов:
Домашнее задание: Творческое задание Почему в большом спорте используется низкий старт? Почему он считается более эффективным? Оценивание. | Организация проведения игр. Восстанавливаем пульс, дыхание. Проверяем степень усвоения обучающимися УЗ ! Ставим УЗ на дом Наиболее трудности испытали учащиеся при выполнении техники низкого старта: постановка рук, ног, корпуса. Выставление оценок за урок: . | Выполнение упражнений. Умение воздействовать на организм в целях восстановления основных функциональных систем. Умение оценивать свою собственную деятельность, эмоциональное состояние, выявлять ошибки, корректировать дальнейшую деятельность. Осознать нужность домашнего задания | Условия, необходимые для достижения поставленной цели Определить смысл поставленной на уроке УЗ Оценивают свою работу на уроке, прослушивают оценку учителя Вычленять новые знания.
| Формируем умение выделять основные признаки сравнения выполнения УЗ Обсуждают работу на уроке. Повторяют новые полученные знания на уроке. Оценивают свою деятельность. | Обеспечиваем социальную компетентность и учет позиции других людей Слушают одноклассников, активно участвуют в решении коммуникативной задачи, выражают свое мнение об итогах работы на уроке |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Предварительный просмотр:
Исследовательская работа
Влияние уроков физической культуры
на здоровье и успеваемость учащихся
Автор: Кержковская Светлана Геннадьевна учитель физической культуры
ГБОУ СОШ№169
Санкт-Петербург
2018
СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………………………………………………. 3
Глава 1. Теоретические основы исследовательской работы……… 5
- Сердечно-сосудистая и дыхательная системы………………. 5
- Мышечная система……………………………………….…………5
- Центральная нервная система…………………………………… 6
- Обменные процессы………………………………………………7
Выводы по главе 1. ………………………………………………… 7
Глава 2. Практическая часть исследовательской работы……….…8
2.1. Анкетирование «Физическая культура и здоровье»………………8
2.2. Результаты развития основных двигательных качеств в классе………………………………………………………………………9
Выводы по главе 2…………………………………………………….11
Заключение……………………………………………………………12
Литература…………………………………………………………….13
Приложение………………………………………………………………14
Введение
В детском возрасте не задумываешься о своём здоровье, но, понимая важность его сохранения и укрепления надо говорить о здоровом образе жизни уже сейчас. Прививать устойчивые навыки сбережения здоровья, так как состояние здоровья подрастающего поколения вызывает большую тревогу. Физически здоровых детей в школу приходит с каждым годом меньше.
Задача учителя физкультуры - сформировать у учащихся интерес к движениям, желание заниматься физическими упражнениями, где-то даже наверстать упущенное. Мы знаем, что физическая культура способствует формированию командного духа, который так необходим в школьном коллективе.
В школьном возрасте физическая культура должна быть направлена прежде всего на укрепление здоровья, гармоничное развитие растущего организма, укрепление сердечно-сосудистой и дыхательной систем, всестороннее развитие двигательных качеств и координационных способностей. Всему этому способствуют занятия физической культурой. Сила, скорость, ловкость, выносливость, гибкость - вот основные качества, на развитие которых направлены спортивные игры. Ребенок, который занимается спортом, физически разносторонне развит. Помимо того, что учащийся научится совершать сложные маневры, продумывать способы того, как обыграть и обхитрить соперника, он привыкает работать в коллективе и будет знать, что такое настоящая дружба, поддержка и взаимовыручка. Дополнительные занятия физической культурой и спортом также вырабатывает у учащихся способность к жизни по расписанию, способствует развитию дисциплины.
Проблема исследования: низкая двигательная активность школьников, что влияет на здоровье.
Цель исследования - оценить с помощью тестов показатели физического и умственного развития учащихся 6 класса МБОУ ИСОШ № .
Объект исследования: процесс формирований представлений и знаний о здоровом образе жизни и влиянии физических упражнений на здоровье.
Предмет исследования: виды нагрузок и физических упражнений на здоровье школьников
Гипотеза исследования: если активно заняться спортом, то это способствует повышению уровня физической подготовленности школьников.
Задачи исследования:
- изучить имеющуюся литературу по вопросам здоровья и здорового образа жизни, рассмотреть виды и формы физических нагрузок;
- проанализировать дозирование физической нагрузки в зависимости от состояния здоровья школьников;
- провести исследование по показателям организма после различных нагрузок;
- разработать оздоровительную систему занятий для девочек 11-12 лет;
Методы исследования:
-анкетирование,
-анализ литературы, объяснительно-иллюстративный метод,
-метод практических действий,
-индивидуальная и групповая работа.
Ожидаемые результаты: овладение учащимися диагностическими методами оценки здоровья, умение оценивать состояние своего здоровья для его сохранения и укрепления.
Практическая значимость: объективная оценка здоровья учащихся; рекомендации школьникам по сохранению и укреплению здоровья.
Данная работа относится к прикладным исследованиям, в ходе выполнения работы ученики освоили методики определения своего физического, физиологического состояния и показателей высшей нервной деятельности. Результаты этих исследований помогли ученикам объективно оценить состояние своего здоровья и изменить количество физической нагрузки в режиме дня.
Глава 1. Теоретические основы исследовательской работы.
- Сердечно-сосудистая и дыхательная системы.
Академические учебные занятия по физическому воспитанию в школе не более 3 часов в неделю не обеспечивают в достаточной мере необходимый объем двигательной активности учащихся. Пребывание школьников в течение учебного дня в основном в позе сидя требует длительного поддержания на высоком уровне тонуса мышц спины и шеи, что вызывает утомление этих мышц.
Долгое и постоянное сохранение неизменной рабочей позы может стать причиной заболеваний сердечно-сосудистой и дыхательной систем, опорно-двигательного аппарата, поэтому мы разработали рекомендации по оздоровительной физкультуре для девочек 11-12 лет.
В общем виде физическая работоспособность пропорциональна тому количеству механической работы, которую человек способен выполнять длительно и с достаточно высокой интенсивностью. Поскольку длительная работа мышц лимитируется доставкой к ним кислорода, общая физическая работоспособность в значительной мере определяется кардиореспираторной производительностью. Частота сердечных сокращений у нетренированного взрослого человека в покое обычно составляет 72-84 в минуту, для сердца же тренированного спортсмена в покое характерна барикардия, т.е. частота сокращений ниже 60 ударов в минуту (иногда до 36-38).
Такой режим работы более выгоден для сердца, так как увеличивается время отдыха (диастола), во время которого оно получает обогащенную кислородом артериальную кровь.
Физические нагрузки увеличивают число альвеол в легких, совершенствуя дыхательный аппарат и увеличивая его резервы. Установлено, что у спортсменов количество альвеол и альвеолярных ходов увеличено на 15-20 % по сравнению с теми, кто не занимается спортом. Это значительный анатомический и функциональный резерв.
1.2. Мышечная система
Уже доказано научными экспериментами, что физические нагрузки преимущественно статистического характера ведут к значительному увеличению объема мышечной массы и увеличения веса мышц. Увеличивается поверхность их прикрепления на костях, укорачивается мышечная часть и удлиняется сухожильная. Происходит перестройка в расположении мышечных волокон в сторону более перистого строения. Количество плотной соединительной ткани в мышцах между мышечными пунктами увеличивается, что создает дополнительную опору. Кроме того, соединительная ткань по своим физическим качествам значительно противостоит растягиванию, уменьшая мышечное напряжение.
Различные виды физической работы осуществляются с помощью мышечной системы. Различают статическую и динамическую мышечную работу. При статической работе мышечное сокращение не связано с движением частей тела. Динамическая работа - это когда отдельные части тела человека перемещаются. Физическая активность человека складывается из статической и динамической работы. При статической работе переносимость нагрузки зависит от функционального состояния тех или иных мышечных групп, а при динамической еще и от эффективности систем, поставляющих энергию, а также от их взаимодействия с другими органами и системами.
1.3. Центральная нервная система
Общая умственная работоспособность, ее динамика в течение дня, недели и года, один из информативных показателей, характеризующих функциональное состояние центральной нервной системы.
Умственный труд, связан главным образом с деятельностью центральной нервной системой, в первую очередь, коры головного мозга. Корковые клетки имеют определенный предел работоспособности, нагрузки сверх этого предела вызывает их функциональное истощение и утомление.
Утомление проявляется в изменении высшей нервной деятельности, что выражается в нарушении состояния процессов возбуждения и торможения.
Поиск конкретных путей повышения умственной работоспособности один из наиболее актуальных вопросов. Использование в этих целях форм и средств физкультуры показало большие возможности в снижении утомления во время учебы и восстановление работоспособности по окончании учебного дня, увеличение функциональных возможностей организма, улучшение самочувствия учащихся.
В процессе физической тренировки образуются новые координационные механизмы. Обеспечивающие взаимодействие различных мышц при выполнении двигательных актов, а также взаимодействие всех функций, создавая тем самым благоприятные условия для учебы. Кроме образования новых временных связей между нервными клетками и выработкой систем условных рефлексов все это сопровождается совершенствованием функций центральной нервной системы, проявляющимся в высокоэффективной нервной регуляции функций организма. Этому способствует повышение активности ряда капилляров в мозговой ткани. Оптимальное функциональное состояние центральной нервной системы необходимое условие эффективности адаптационных и регуляторных механизмов. Оптимальное функциональное состояние центральной нервной системы также положительно влияет на процессы утомления и восстановления, способствует повышению физической и умственной работоспособности.
Во время тренировок на выносливость к лобным долям головного мозга поступает больше крови, а вместе с ней и кислорода. Это способствует повышению умственной работоспособности, помогает справляться со стрессовыми ситуациями. Высокая работоспособность в процессе учебной деятельности обуславливается многими внешними и внутренними факторами, среди которых немаловажную роль играет занятия физическими упражнениями. Увеличивается подвижность – повышается уравнивание нервных процессов; человек становится уравновешенным, собранным, сдержанным.
1.4. Обменные процессы
Снижается уровень холестерина, триглицеридов, которые способствуют развитию сердечно-сосудистых заболеваний, улучшается обмен сахара, что препятствует развитию сахарного диабета, все обменные процессы ускоряются, что сказывается на красоте фигуры. Согласно теории А. В. Нагорного и В. И. Никитина, с возрастом процессы самообновления клеточных белков замедляются, и именно этим объясняется старение организма. При ускоренном обновлении клеточных белков старение организма тормозится и омоложение становится объективной действительностью.
Выводы по главе 1.
- Важность физических нагрузок, в том числе на уровне физиологии человека, потребность в движении – одна из общебиологических особенностей человеческого организма.
- Физическая активность относится к числу основных факторов, которые регулируют уровень обменных процессов, работу мышц и суставов, а так контролирует работу сердца и центральной нервной системы. Физические нагрузки – это мощный источник стимулирующих и регулирующих влияний на организм.
Глава 2. Практическая часть исследовательской работы
2.1. Анкетирование «Физическая культура и здоровье»
Исследования проводились с учащимися 6 класса. В эксперименте участвовало 15 человек.
Следующим этапом нашей работы было анкетирование учащихся 6 класса и родителей.
Результаты анкетирования получились следующие: на первый вопрос «Любите ли вы спортивные игры (волейбол, баскетбол, футбол)?». ответили «да» 15 человек. На второй вопрос «Занимаетесь ли вы каким-либо видом спорта в секции (или тренируетесь самостоятельно)?» - «да» ответили -8 человек, «нет» - 7 человек. На третий вопрос «Участвуете ли вы в школьных, муниципальных, республиканских соревнованиях?» - «да» ответили 9 человек, «нет» - 6 человек. Таким образом, мы пришли к выводу, что многие учащиеся знают пользу от занятий физической культурой и интересуются разными видами спорта.
Мы так же провели анкетирование родителей и задали им один вопрос: «Как вы думаете на какую оценку учатся дети-спортсмены?» Родители считают, что спорт хорошо влияет на школьную успеваемость.
2.2. Результаты развития основных двигательных качеств в 6А классе
Пол
Возраст
Бег 30м (быстро)
Кросс
1000м
Подтягивание
Отжимание
Лов-кость
(челн бег)
3х10
Гиб-кость
Казаченко О.
ж
12
5,5
4,35
17
30
8,5
13
Курамшина Н.
ж
12
5,7
4,53
17
22
8,4
10
Позникина А.
ж
12
5,8
5,40
1
5
11,5
6
Семина Ю.
ж
13
7,0
5,54
0
3
11,5
3
Улякина Ю.
ж
12
5,8
4,44
17
0
9,2
11
Бычков О.
м
14
6,7
5,35
3
10
10,2
2
Козин М.
м
12
6,3
6,14
0
6
9,6
3
Козин С.
м
12
5,5
19
30
8,5
12
Кочкарев Н.
м
12
5,7
5,02
15
30
8,3
12
Маркин В.
м
12
5,9
5,41
0
11
9,2
3
Матвеев И.
м
12
5,4
5,00
19
25
8,0
3
Прохоров В.
м
12
5,5
6,21
15
35
8,5
4
Трофимов А.
м
12
6,2
6,15
0
3
9,9
5
Чирин И.
м
12
6,0
5,0
1
15
9,3
2
Юрин Д.
м
13
7,0
6,5
5
20
11,0
5
В ней указаны результаты 6 А, класса как мальчиков, так и девочек. Бег, кросс и ловкость измерялись в секундах, сила в количестве раз, гибкость - в сантиметрах.
Результаты ранжирования девочек 6А класса по уровню развития основных физических качеств.
Пол
Возраст
Бег 30м (быстро)
Кросс
1000м
Подтягивание
Отжимание
Лов-кость
(челн бег)
3х10
Гиб-кость
Казаченко О.
ж
12
5,5
4,35
17
30
8,5
13
Курамшина Н.
ж
12
5,7
4,53
17
22
8,4
10
Позникина А.
ж
12
5,8
5,04
1
6
11,5
6
Семина Ю.
ж
13
7,0
5,54
0
4
11,5
3
Улякина Ю.
ж
12
5,8
4,44
17
20
9,2
11
Пол
Возраст
Бег 30м (быстро)
Кросс 500,
Подтягивание
Отжиманиие
Лов-кость
(челн бег)
3х10
Гиб-кость
Казаченко О.
ж
12
1
1
1
1
2
1
Курамшина Н.
ж
12
2
4
1
2
1
3
Позникина А.
ж
12
3
3
2
4
4
4
Семина Ю.
ж
12
4
5
3
5
4
5
Улякина Ю.
ж
12
3
2
1
3
3
2
Результаты ранжирования мальчиков 6А класса по уровню развития основных физических качеств.
Пол
Возраст
Бег 30м (быстро)
Кросс
1000м
Подтягивание
Отжимание
Лов-кость
(челн бег)
3х10
Гиб-кость
Бычков О.
м
14
6,7
5,35
3
10
10,2
1
Козин М.
м
12
6,3
6,14
0
6
9,6
2
Козин С.
м
12
5,5
4.41
19
30
8,5
12
Кочкарев Н.
м
12
5,7
5,02
15
30
8,3
2
Маркин В.
м
12
5,9
5,41
0
11
9,2
2
Матвеев И.
м
12
5,4
5,00
19
25
8,0
2
Прохоров В.
м
12
5,5
6,21
15
35
8,5
3
Трофимов А.
м
12
6,2
6,15
0
3
9,9
5
Чирин И.
м
12
6,0
5,0
1
15
9,3
1
Юрин Д.
м
12
7,0
6,5
5
20
11,0
6
Гарвардский степ-тест: С помощью этого теста количественно оцениваются восстановительные процессы после дозированной мышечной работы. Физическая нагрузка задается в виде восхождения на ступеньку в течении 5 мин., частота подъема - 30 раз в мин. Функциональная готовность оценивается путем подсчета ЧСС.
Исследования проводились с учащимися 6 А. В эксперименте участвовало 15 человек. Измерялись показатели физической работоспособности учащихся. Показатели в классах измерялись непосредственно на занятиях физической культуры. Результаты были обработаны по таблице №1 «оценка индекса Гарвардского степ-теста».
Оценка результата индекса Гарвардского степ-теста
Показатели физической работоспособности не занимающихся дополнительно физической культурой таковы: оценку «хорошо» имеет 25%, «средний» - 30%, «ниже среднего» - 30%, «плохо» - 15%. Показатели физической работоспособности занимающихся дополнительно в спортивных секциях таковы: оценку «хорошо» имеет 45%, «средний» - 40%, «ниже среднего» - 15%, «плохо» - 0.
Следующим этапом нашей работы был сравнительный анализ успеваемости учащихся двух групп. Состав групп подобран таким образом, чтобы в каждой было одинаковое количество человек по максимально идентичным характеристикам. Их сравнение было определено по уровню успеваемости. Исследование проводилось в течение четырех месяцев.
Месяцы
№
Учащиеся
декабрь
январь
февраль
март
1
Занимаются дополнительно
3,9
4,0
4,2
4,4
2
Занимаются только на уроках
3,8
3,7
3,7
3,8
Показательно, что эффективность умственной деятельности в условиях низкой физической активности уже на вторые сутки снижается почти на 50%, при этом резко ухудшается концентрация внимания, растёт нервное напряжение, существенно увеличивается время решения задач, человек становится раздражительным и вспыльчивым.
Уровень успеваемости.
По каждому учащемуся в течение месяца были проанализированы оценки, и была посчитана средняя арифметическая. Затем подсчитывалась средняя арифметическая оценка за месяц у группы в целом. Такая процедура проводилась каждый месяц, в течение учебного года (с декабря по март) для обеих групп. Далее сравнивались их результаты. Уровень успеваемости двух групп – постоянно занимающихся (уроки физической культуры, самостоятельные занятия, секция), занимающихся только на уроках физкультуры (в баллах по пятибалльной шкале).
Из таблицы уровня успеваемости можем заметить, что у первой группы (постоянно занимающихся) успеваемость выше, чем у второй группы. Если проследить по месяцам, то заметим, что в октябре успеваемость снизилась на 0,1 балла по сравнению с сентябрем. У первой и у второй группы происходит постепенное наращивание успеваемости и самый высокий показатель был в декабре , когда происходит аттестация за четверть.
Выводы по главе 2 .
- Если учесть, что занятия физической культурой и спортом повышают успеваемость учащихся по общеобразовательным предметам (на 0,4-0,7%) и снижает число пропусков уроков по болезни (на 1,3-1,7%), то становится понятным, почему проблема дальнейшего привлечения к занятиям физкультурой и спортом учеников остается по-прежнему очень острой.
- Показательно, что эффективность умственной деятельности в условиях низкой физической активности уже на вторые сутки снижается почти на 50%, при этом резко ухудшается концентрация внимания, растёт нервное напряжение, существенно увеличивается время решения задач, человек становится раздражительным и вспыльчивым.
Заключение
- Под влиянием мышечных нагрузок увеличивается частота сердцебиений, мышцы сердца сокращаются сильнее, повышается артериальное давление. Это ведет к функциональному совершенствованию системы кровоснабжения. Во время мышечной работы увеличивается частота дыхания, углубляется вдох, усиливается выдох, улучшается вентиляционная способность лёгких.
- Постоянные физические упражнения способствуют увеличению массы скелетной мускулатуры, укреплению связок, суставов, росту и развитию костей.
- Физические упражнения окажут положительное воздействие, если при занятиях будут соблюдаться определенные правила. Необходимо следить за состоянием здоровья - это нужно для того, чтобы не причинить себе вреда, занимаясь физическими упражнениями. Если имеются нарушения со стороны сердечно-сосудистой системы, упражнения, требующиесущественного напряжения, могут привести к ухудшению деятельности сердца. Не следует заниматься сразу после болезни. Нужно выдержать определенный период, чтобы функции организма восстановились, - только тогда физкультура принесет пользу..
- Даже если ученик не станет профессиональным спортсменом, такие черты характера, как упорство, мужество, настойчивость, целеустремленность помогут ему быстрее адаптироваться в обществе и приобретают лидерские качества. У ребят, которые занимаются дополнительно, улучшается координация движений, реакция. Они закаляют волю, становятся более организованными, дисциплинированными. В детском и юношеском возрасте физическая подготовка должна быть направлена прежде всего на укрепление здоровья, гармоничное развитие растущего организма, укрепление сердечно-сосудистой и дыхательной систем, всестороннее развитие двигательных качеств и координационных способностей.
Литература.
- Амосов Н.М. Раздумья о здоровье / Н.М.Амосов.- М.: Физкультура и здоровье, 1987.
- Анисимов В.В. Экспресс – диагностические методы оценки здоровья /ОБЖ. Основы безопасности жизни/ ежемесячный научно-методический и информационный журнал № 7 (157), июль 2009, 8-13 с.
- Базарный В.Ф. Здоровье и развитие ребенка: экспресс-контроль в школе и дома / В.Ф.Базарный.- М.:Аркти,2005.
- Залыгин В.Е. О моделях определения здоровья в медицине и валеологии / ОБЖ. Основы безопасности жизни/ ежемесячный научно-методический и информационный журнал № 1 (163), январь 2010, 41-43 с.
- Лисицкая Т.С. Что такое ЗОЖ. Привести себя в норму./ Физическая культура в школе/ ежемесячный научно-методический журнал № 3/2007, 50-
- с.
- Николаев В.Р. Тренироваться и быть здоровым./ Физическая культура в школе/ ежемесячный научно-методический журнал № 5/2007, 75-79 с.
Интернет Ресурсы
- http://www.who.int/governance/eb/constituti
Приложение
Анкетирование
Класс ________ Фамилия, имя _______________________________
1. Любите ли вы спортивные игры (волейбол, баскетбол, футбол)?
2. Занимаетесь ли вы каким-либо видом спорта в секции (или тренируетесь самостоятельно)?
3. Участвуете ли вы в школьных, муниципальных, республиканских соревнованиях?
4. Для чего вы занимаетесь спортом?
Диаграмма 1. Анкетирование учащихся 6 класса
Диаграмма 2. Показатели физической работоспособности учащихся по Гарвардскому степ-тесту
Влияние различных нагрузок
на Частоту Сердечных Сокращений (ЧСС)
Пульс
после работы
12.02
Комплекс ОРУ 15 мин.
80
114
15.02
Приседания 20 раз
80
102
16.02
Бег на лыжах 2 км.
80
128
19.02
Комплекс ОРУ 20 мин.
80
120
26.02
Комплекс ОРУ 15 мин.
80
115
01.03
Комплекс ОРУ 20 мин.
80
126
05.03
Бег на лыжах 1 км.
80
119
12.03
Комплекс ОРУ 20 мин.
80
120
15.03
Бег на лыжах 2 км.
80
130
Приложение № 2
Физкультурная микропауза, активизирующая кровообращение
в ногах
Стоя у опоры, 8-10 раз подняться высоко на носки, лодыжки плотно вместе. Затем каждую ногу, согнув в колене, встряхнуть расслабленно. Повторить 2-3 раза. Дышать ритмично. Темп средний.
Физкультурная минутка, нормализующая мозговое кровообращение
- Исходное положение - основная стойка 1-3- руки за голову, локти отвести, прогнуться, вдох, задержать напряжение – 3-5с; свести локти, наклонить голову вперед и отпустить руки, расправив плечи, выдох. 4-6 раз.
- Исходное положение - ноги на ширине плеч, руки - правая вверху, левая сзади, кисти в кулак. 1-10 раз менять быстро положение рук. Дыхание не задерживать.
- Исходное положение – стоя, придерживаясь за одну опору или сидя, голова прямо.1- отвести голову назад; 2- наклонить ее назад; 3- выпрямить голову; 4- выпрямить подбородок сильно вперед. 4-6 раз. Дыхание равномерное.
Физкультурная пауза
Ходьба на месте, сжимая и разжимая кисти. 20-39 с.
- Исходное положение – о. с. 1-2 – руки вверх в стороны, голову назад, прогнуться, вдох; 3-4 – руки вниз, плечи расслабить, слегка наклониться, голову на грудь, выдох. 4-6 раз.
- Исходное положение – ноги на ширине плеч. 1- руки перед грудью, вдох; 2- рывок согнутыми руками назад, вдох; 3- рывок прямыми руками назад, вдох; 4- исходное положение, плечи расслабить, выдох. 6-8 раз.
- Исходное положение – стойка ноги врозь. 1- поворот туловища вправо, руки вверх, посмотреть на руки, вдох; 2-3 – пружинистый наклон вперед, руки вниз, голову не опускать, выдох порциями; 4- исходное положение. То же влево. По 3–4 раза.
- Исходное положение – основная стойка Бег на месте 30-40 с. с переходом на ходьбу с замедлением. 15-20 с. Дыхание не задерживать.
- Исходное положение – основная стойка 1 - левую ногу на широкий шаг в сторону, руки в стороны, вдох; 2-3 – сгибая левую ногу, пружинистый наклон вправо, руки за спину, вдох пропорциями; 4- исходное положение. То же с правой ноги. По 3-4 раза.
- Исходное положение - основная стойка, руки на поясе. 1-3 – поднимаясь на носке правой ноги, мах левой расслабленной ногой вперед, назад, вперед; 4 -исходное положение. То же на левой ноге. По 3-4 раза. Дыхание не задерживать.
Физкультурная минутка изометрическая
- Исходное положение – сидя, руки на бедрах. Одновременно поднимать правую пятку и левый носок, удерживая напряжение 5 с. Отдых 5 с. то же с другой ноги. 8-10 раз. Дыхание произвольное.
- Исходное положение – сидя, руки внизу. Втягивать и выпячивать живот, удерживая напряжение 3-5 с. Отдых 3 с. 10-12 раз. Дыхание произвольное.
- Исходное положение – сидя, руки на пояс. Напрягать и расслаблять ягодичные мышцы, удерживая напряжение 3-5 с. Отдых 3 с. 10-12 раз. Дыхание произвольное.
Физкультурная микропауза для расслабления мышц кистей
- Сжимая и разжимая пальцы рук, постепенно убыстряя темп до предела, затем замедляя его до остановки. 1 мин.
- Сжимая и разжимая пальцы, поднимать и отпускать руки. 1 мин.
- Руки вытянуть вперед, последовательно сгибая и разгибая пальцы, начиная с большого. 1 мин.
- Пальцы слегка сжать в кулак, вращать кисти рук в направлении друг к другу, затем в обратную сторону. 1 мин.
Значение некоторых групп упражнений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические материалы к мастер классу "От урока физической культуры — к здоровому образу жизни. "
Проблемы здоровья подрастающего поколения, здоровье населения России становиться проблемой национальной безопасности. Свою долю ответственности за сложившуюся ситуацию, конечно, несёт и система ...
Урок физической культуры по разделу "Баскетбол" для учащихся 8 класса
Повторение передач мяча на месте, в движении в парах с сопротивлением. Совершенствование ведения мяча с сопротивлением.Развитие двигательных качеств через круговую трениров...
Урок физической культуры и здоровый позвоночник
Усиление оздоровительного эффекта достигаемого в ходе активного применения воздействия различными формами учебного процесса на школьников....
Беседы на уроке физической культуры: «В здоровом теле - здоровый дух»
Цель проведения бесед: - учиться быть здоровым душой и телом...
Через уроки физической культуры к здоровому образу жизни
Вот уже не один десяток лет, работая в качестве учителя физического воспитания, я живу и работаю по примеру простых и одновременно достойных учителей, которые учили меня. Я знала, что стану учит...
«Тема самообразования: Использование здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры. Состояние здоровья школьников – важнейший показатель ...»
Принципы здоровьясберегающих технологий,пути решения проблемы, классификация здоровьясберегающих технологий, тест- анкета для самооценкиизменений своего здоровья....
Урок физической культуры и здоровый позвоночник
Усиление оздоровительного эффекта достигаемого в ходе активного применения воздействия различными формами учебного процесса на школьников, их интересам, а также давали ясные ориентиры педагога физичес...