Использование здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры
статья по физкультуре

Козьмин Александр Владимирович

Состояние здоровья школьников  –  важнейший показатель благополучия общества и государства, не только отражающий настоящую ситуацию, но и дающий прогноз на  будущее. Согласно усредненным данным, полученным разными специалистами в последние годы, практически здоровыми можно признать не более 10 % нынешних школьников. Наиболее частые патологии у школьников  –  нарушение остроты зрения, патология опорно-двигательного аппарата  (нарушения осанки и искривление позвоночника), заболевания сердечнососудистой  системы, пищеварительной системы, аллергические проявления. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon samoobra1z.doc224 КБ

Предварительный просмотр:

Использование здоровьесберегающих технологий на

уроках физической культуры

Козьмин Александр Владимирович,

учитель физической культуры

 

Состояние здоровья школьников  –  важнейший показатель благополучия общества и государства, не только отражающий настоящую ситуацию, но и дающий прогноз на  будущее. Согласно усредненным данным, полученным разными специалистами в последние годы, практически здоровыми можно признать не более 10 % нынешних школьников. Наиболее частые патологии у школьников  –  нарушение остроты зрения, патология опорно-двигательного аппарата  (нарушения осанки и искривление позвоночника), заболевания сердечнососудистой  системы, пищеварительной системы, аллергические проявления. Особое место занимают заболевания нервной системы и психической сферы.

К важнейшим причинам неблагополучного здоровья учащихся относятся:

–  недостаток физической активности учащихся, приводящий к гиподинамии и другим нарушениям здоровья школьников;

–  чрезмерная интенсификация образовательного процесса;

– несоблюдение элементарных гигиенических и физиологических требований к организации учебного процесса;

–  недостаточный уровень гигиенических и психологических знаний;

–  низкий уровень культуры здоровья учащихся и их родителей.

Здоровьесберегающая педагогика не является альтернативной всем другим педагогическим системам и подходам. Еѐ главная особенность  –  приоритет здоровья, то есть грамотная забота о здоровье как обязательном условии образовательного процесса.

На уроках физической культуры мы можем решить проблему организации физической активности учащихся, профилактику гиподинамии. Поддержание и укрепление физического здоровья напрямую связано с их двигательной активностью.

Учебные нагрузки школьников заставляют их часами просиживать над тетрадями и книгами, процесс интенсификации обучения, увлечение компьютерными играми, сетью Интернет, недостаток возможностей и желания для занятий физкультурой и спортом  –  главные причины малоподвижного образа жизни, распространения гиподинамии. Это приводит к задержке роста и развития, снижению адаптационных возможностей организма школьников, общему ухудшению состояния здоровья.

Пути решения проблемы:

1.  Увеличение количества уроков  физкультуры  (как минимум 3 часа в неделю).

2.  Использование между уроками малых форм физической активности учащихся (физкультминутки, физкультпаузы и др.).

3.  Проведение специальных физкультурных занятий для детей с ограничениями по здоровью.

4.  Предоставление школьникам возможности заниматься в спортзале и на спортплощадках во внеурочное время.

Среди здоровьесберегающих технологий, применяемых в системе образования, выделяются несколько групп,  отличающихся разными подходами к охране здоровья и, соответственно, разными методами и формами работы. Учителям физической культуры  близки будут физкультурно-оздоровительные технологии. Они направлены на физическое развитие учащихся. К ним относятся: закаливание, тренировка силы, выносливости, быстроты, гибкости и

других качеств, отличающих здорового, тренированного человека от физически слабого.

По характеру действия различаются следующие технологии:

  • Стимулирующие.  Они позволяют активизировать собственные силы организма, использовать его ресурсы для выхода из нежелательного состояния. Примерами могут быть – температурное закаливание, физические нагрузки.  
  • Защитно-профилактические.  Это выполнение санитарно -  гигиенических норм и требований. Ограничение предельной нагрузки, исключающей переутомление. Использование страховочных средств и защитных приспособлений в спортзалах, исключающих травматизм и т. п.
  • Компенсаторно-нейтрализующие.  Это физкультминутки, физкультпаузы, которые в какой-то мере нейтрализуют неблагоприятное воздействие статичности уроков.
  • Информационно-обучающие. Обеспечивают учащимся уровень грамотности, необходимый для эффективности заботы о здоровье.

Гигиенические условия обеспечение учебного процесса.

Обеспечение оптимальных условий в школе  –  важный элемент здоровьесберегающих технологий. В обязанности педагога входит умение и готовность видеть и определять явные нарушения гигиенических условий проведения урока физической культуры. Установлено, что оптимизация санитарно-гигиенических условий способствует улучшению здоровья на 11 %.

Учитель физической культуры должен:

–  осуществлять контроль за состоянием рабочих мест, учебного оборудования, наглядных пособий, спортивного инвентаря;

–  не допускать проведения учебных занятий, работы кружков и секций в необорудованных  для этих целей и не принятых в эксплуатацию помещениях;

–  контролировать оснащение спортивного зала, освещение, наличие аптечки;

–  перед началом занятий провести тщательную проверку места проведения занятия, убедиться в исправности инвентаря, надѐжности и крепления оборудования.

Для предотвращения утомления необходимо учитывать, что первые 3 – 5 минут любого урока занимает врабатывание (8  –  10 минут), устойчивая работоспособность длится 10  –  15 минут для  младших школьников, 15  –  20 минут – для среднего звена, 20 – 30 минут – для старшеклассников. После этого наступает предутомление, если не изменить педагогическую тактику, то наступает утомление.

Двигательная активность учащихся складывается из ежедневной (утренняя зарядка, ходьба, подвижные перемены и паузы в режиме дня) и периодической. Для школьников занятия  физкультурой    должны составлять 8  –  12 часов в  неделю. Даже 3 уроков явно не хватает для удовлетворения биологической потребности растущего организма. Двигательная активность детей должна быть организованна, чтобы предотвращать гиподинамию и в то же время не приводить их к переутомлению. И восполнение двигательной активности учащихся в школе происходит именно на уроках физкультуры.

Приложения.

Тест-анкета для самооценки учащимися изменений своего

состояния здоровья

 

Инструкция: Оцени изменение своего здоровья и образа жизни за указанный учителем период времени по 11 балльной шкале: «–5  –  максимально негативные изменения; до «+5»  –  положительное влияние; «0»  –  отсутствие изменений.

1.  Как изменилось состояние твоего здоровья?  («–5» – ухудшилось; «+5» – улучшилось)

2.  Как изменилось твоѐ отношение к здоровью? («–5»  –  стал меньше заботиться о своѐм здоровье, «+5»  –  стал больше заботиться о своѐм здоровье)

3.  Как изменился твой образ жизни с точки зрения его влияния на здоровье?

4.  Как изменилась за это время твоя физическая активность  (занятия в спортсекциях, пробежки, выполнение упражнений и т. п.)?

5.  Как изменился характер питания?

6.  Как изменились твои привычки, влияющие на здоровье? (вредные – «–5», полезные «+5»)

7.  Усилился или ослабел твой интерес, связанный с проблемами здоровья?

8.  Отмечаешь ли изменения в своѐм облике? Если да, то в какую сторону?

(«+5» – в лучшую, «–5» – более быстрое и частое, «+5» – реже).

9.  Чаще или реже стало наступать состояние стресса?

10.  Чаще или реже у тебя появлялись жалобы на здоровье? («+5» – реже,  «–5» – чаще).

11.  Изменился контакт твоих родителей со школой?

 

Тест-анкета для самооценки факторов риска ухудшения здоровья

Возможны два варианта ответа: да или нет.

1.  Я часто сижу сгорбившись.

2.  Я ношу портфель, а не ранец.

3.  У меня привычка сутулиться.

4.  Я чувствую, что мало двигаюсь.

5.  Я не занимаюсь оздоровительной гимнастикой.

6.  Я питаюсь нерегулярно, кое-как.

7.  Я нередко читаю при плохом свете, лѐжа.

8.  Я беспечно отношусь к своему здоровью.

9.  Бывает, я курю.

 

Методика самооценки состояния тревожности учащихся

(по Кондашу) для 7 – 11 классов

Оценивается каждая ситуация в баллах: 0  –  ситуация не волнует; 1–  слабо волнует; 2 – достаточно волнует; 3 – очень волнует.

1.  Ответ у доски.

2.  Разговор с директором школы.

3.  Учитель решает, кого вызвать.

4.  Тебя критикуют.

5.  Выполнение контрольного зачѐта.

6.  Учитель называет оценки контрольной работы.

7.  Ожидание родителей с родительского собрания.

8.  Сдача  экзамена. Участие в соревнованиях.

9.  Ответ с места. Непонимание объяснение учителя.

10.  Неожиданный вопрос учителя.

11.  Не получается домашнее задание.

12.  Принятие важного решения.

(До 20 баллов – низкий уровень тревожности; 20 – 30 – средний уровень; более

30 – высокий уровень.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры.

В статье рассматривается возможность применения здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры....

Доклад по теме: "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры"

Доклад по теме: "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры"...

Обобщение опыта работы по теме: "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры"

Сущность опыта состоит в обеспечении физического здоровья, здорового образа жизни учащихся путем оптимального сочетания теории и практики, выбора современных средств, методов и форм в процессе обучени...

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры

В данном материале раскрыты целевые установки и принципы здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры...

Использование здоровьесберегающих технологии на уроках физической культуры

 В настоящее время к здоровьесберегающим образовательным технологиям относятся технологии, которые основаны на возрастных особенностях познавательной деятельности детей, обучении на оптимальном уровне...

Конспект урока по теме :Использование здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры "Профилактика плоскостопия"

В уроке использованы  множество упражнений для профилактики плоскостопия , а также для коррекции начальных форм плоскостопия....