Использование здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры
статья по физкультуре
Состояние здоровья школьников – важнейший показатель благополучия общества и государства, не только отражающий настоящую ситуацию, но и дающий прогноз на будущее. Согласно усредненным данным, полученным разными специалистами в последние годы, практически здоровыми можно признать не более 10 % нынешних школьников. Наиболее частые патологии у школьников – нарушение остроты зрения, патология опорно-двигательного аппарата (нарушения осанки и искривление позвоночника), заболевания сердечнососудистой системы, пищеварительной системы, аллергические проявления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobra1z.doc | 224 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование здоровьесберегающих технологий на
уроках физической культуры
Козьмин Александр Владимирович,
учитель физической культуры
Состояние здоровья школьников – важнейший показатель благополучия общества и государства, не только отражающий настоящую ситуацию, но и дающий прогноз на будущее. Согласно усредненным данным, полученным разными специалистами в последние годы, практически здоровыми можно признать не более 10 % нынешних школьников. Наиболее частые патологии у школьников – нарушение остроты зрения, патология опорно-двигательного аппарата (нарушения осанки и искривление позвоночника), заболевания сердечнососудистой системы, пищеварительной системы, аллергические проявления. Особое место занимают заболевания нервной системы и психической сферы.
К важнейшим причинам неблагополучного здоровья учащихся относятся:
– недостаток физической активности учащихся, приводящий к гиподинамии и другим нарушениям здоровья школьников;
– чрезмерная интенсификация образовательного процесса;
– несоблюдение элементарных гигиенических и физиологических требований к организации учебного процесса;
– недостаточный уровень гигиенических и психологических знаний;
– низкий уровень культуры здоровья учащихся и их родителей.
Здоровьесберегающая педагогика не является альтернативной всем другим педагогическим системам и подходам. Еѐ главная особенность – приоритет здоровья, то есть грамотная забота о здоровье как обязательном условии образовательного процесса.
На уроках физической культуры мы можем решить проблему организации физической активности учащихся, профилактику гиподинамии. Поддержание и укрепление физического здоровья напрямую связано с их двигательной активностью.
Учебные нагрузки школьников заставляют их часами просиживать над тетрадями и книгами, процесс интенсификации обучения, увлечение компьютерными играми, сетью Интернет, недостаток возможностей и желания для занятий физкультурой и спортом – главные причины малоподвижного образа жизни, распространения гиподинамии. Это приводит к задержке роста и развития, снижению адаптационных возможностей организма школьников, общему ухудшению состояния здоровья.
Пути решения проблемы:
1. Увеличение количества уроков физкультуры (как минимум 3 часа в неделю).
2. Использование между уроками малых форм физической активности учащихся (физкультминутки, физкультпаузы и др.).
3. Проведение специальных физкультурных занятий для детей с ограничениями по здоровью.
4. Предоставление школьникам возможности заниматься в спортзале и на спортплощадках во внеурочное время.
Среди здоровьесберегающих технологий, применяемых в системе образования, выделяются несколько групп, отличающихся разными подходами к охране здоровья и, соответственно, разными методами и формами работы. Учителям физической культуры близки будут физкультурно-оздоровительные технологии. Они направлены на физическое развитие учащихся. К ним относятся: закаливание, тренировка силы, выносливости, быстроты, гибкости и
других качеств, отличающих здорового, тренированного человека от физически слабого.
По характеру действия различаются следующие технологии:
- Стимулирующие. Они позволяют активизировать собственные силы организма, использовать его ресурсы для выхода из нежелательного состояния. Примерами могут быть – температурное закаливание, физические нагрузки.
- Защитно-профилактические. Это выполнение санитарно - гигиенических норм и требований. Ограничение предельной нагрузки, исключающей переутомление. Использование страховочных средств и защитных приспособлений в спортзалах, исключающих травматизм и т. п.
- Компенсаторно-нейтрализующие. Это физкультминутки, физкультпаузы, которые в какой-то мере нейтрализуют неблагоприятное воздействие статичности уроков.
- Информационно-обучающие. Обеспечивают учащимся уровень грамотности, необходимый для эффективности заботы о здоровье.
Гигиенические условия обеспечение учебного процесса.
Обеспечение оптимальных условий в школе – важный элемент здоровьесберегающих технологий. В обязанности педагога входит умение и готовность видеть и определять явные нарушения гигиенических условий проведения урока физической культуры. Установлено, что оптимизация санитарно-гигиенических условий способствует улучшению здоровья на 11 %.
Учитель физической культуры должен:
– осуществлять контроль за состоянием рабочих мест, учебного оборудования, наглядных пособий, спортивного инвентаря;
– не допускать проведения учебных занятий, работы кружков и секций в необорудованных для этих целей и не принятых в эксплуатацию помещениях;
– контролировать оснащение спортивного зала, освещение, наличие аптечки;
– перед началом занятий провести тщательную проверку места проведения занятия, убедиться в исправности инвентаря, надѐжности и крепления оборудования.
Для предотвращения утомления необходимо учитывать, что первые 3 – 5 минут любого урока занимает врабатывание (8 – 10 минут), устойчивая работоспособность длится 10 – 15 минут для младших школьников, 15 – 20 минут – для среднего звена, 20 – 30 минут – для старшеклассников. После этого наступает предутомление, если не изменить педагогическую тактику, то наступает утомление.
Двигательная активность учащихся складывается из ежедневной (утренняя зарядка, ходьба, подвижные перемены и паузы в режиме дня) и периодической. Для школьников занятия физкультурой должны составлять 8 – 12 часов в неделю. Даже 3 уроков явно не хватает для удовлетворения биологической потребности растущего организма. Двигательная активность детей должна быть организованна, чтобы предотвращать гиподинамию и в то же время не приводить их к переутомлению. И восполнение двигательной активности учащихся в школе происходит именно на уроках физкультуры.
Приложения.
Тест-анкета для самооценки учащимися изменений своего
состояния здоровья
Инструкция: Оцени изменение своего здоровья и образа жизни за указанный учителем период времени по 11 балльной шкале: «–5 – максимально негативные изменения; до «+5» – положительное влияние; «0» – отсутствие изменений.
1. Как изменилось состояние твоего здоровья? («–5» – ухудшилось; «+5» – улучшилось)
2. Как изменилось твоѐ отношение к здоровью? («–5» – стал меньше заботиться о своѐм здоровье, «+5» – стал больше заботиться о своѐм здоровье)
3. Как изменился твой образ жизни с точки зрения его влияния на здоровье?
4. Как изменилась за это время твоя физическая активность (занятия в спортсекциях, пробежки, выполнение упражнений и т. п.)?
5. Как изменился характер питания?
6. Как изменились твои привычки, влияющие на здоровье? (вредные – «–5», полезные «+5»)
7. Усилился или ослабел твой интерес, связанный с проблемами здоровья?
8. Отмечаешь ли изменения в своѐм облике? Если да, то в какую сторону?
(«+5» – в лучшую, «–5» – более быстрое и частое, «+5» – реже).
9. Чаще или реже стало наступать состояние стресса?
10. Чаще или реже у тебя появлялись жалобы на здоровье? («+5» – реже, «–5» – чаще).
11. Изменился контакт твоих родителей со школой?
Тест-анкета для самооценки факторов риска ухудшения здоровья
Возможны два варианта ответа: да или нет.
1. Я часто сижу сгорбившись.
2. Я ношу портфель, а не ранец.
3. У меня привычка сутулиться.
4. Я чувствую, что мало двигаюсь.
5. Я не занимаюсь оздоровительной гимнастикой.
6. Я питаюсь нерегулярно, кое-как.
7. Я нередко читаю при плохом свете, лѐжа.
8. Я беспечно отношусь к своему здоровью.
9. Бывает, я курю.
Методика самооценки состояния тревожности учащихся
(по Кондашу) для 7 – 11 классов
Оценивается каждая ситуация в баллах: 0 – ситуация не волнует; 1– слабо волнует; 2 – достаточно волнует; 3 – очень волнует.
1. Ответ у доски.
2. Разговор с директором школы.
3. Учитель решает, кого вызвать.
4. Тебя критикуют.
5. Выполнение контрольного зачѐта.
6. Учитель называет оценки контрольной работы.
7. Ожидание родителей с родительского собрания.
8. Сдача экзамена. Участие в соревнованиях.
9. Ответ с места. Непонимание объяснение учителя.
10. Неожиданный вопрос учителя.
11. Не получается домашнее задание.
12. Принятие важного решения.
(До 20 баллов – низкий уровень тревожности; 20 – 30 – средний уровень; более
30 – высокий уровень.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры.
В статье рассматривается возможность применения здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры....
Доклад по теме: "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры"
Доклад по теме: "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры"...
Обобщение опыта работы по теме: "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры"
Сущность опыта состоит в обеспечении физического здоровья, здорового образа жизни учащихся путем оптимального сочетания теории и практики, выбора современных средств, методов и форм в процессе обучени...
Использование здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры
В данном материале раскрыты целевые установки и принципы здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры...
Использование здоровьесберегающих технологии на уроках физической культуры
В настоящее время к здоровьесберегающим образовательным технологиям относятся технологии, которые основаны на возрастных особенностях познавательной деятельности детей, обучении на оптимальном уровне...
Конспект урока по теме :Использование здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры "Профилактика плоскостопия"
В уроке использованы множество упражнений для профилактики плоскостопия , а также для коррекции начальных форм плоскостопия....
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ. Автор: Попович Елена Владимировна, учитель физической культуры МАОУСОШ №72.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ....