Мастер-класс
методическая разработка по физкультуре

Сарочка Анжелика Станиславовна

Мастер класс учителя физической культуры по теме "Реализация системы планируемых результатов обучения" в рамках городского семинара

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obobshchenie_opyta.doc475.5 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщение педагогического опыта по теме: «Программа реализации системы планируемых результатов по предмету «Физическая культура»

Дата проведения: 17.02.2017

Ответственный: Сарочка А.С.

Форма проведения: представление опыта работы с элементами мастер-класса

Цель: повышение профессионального мастерства педагогов – участников методического мероприятия – посредством педагогического взаимодействия.

Задачи: 1. Ознакомление участников с авторской программой реализации системы планируемых результатов по предмету «Физическая культура»

2. Демонстрация методов и приёмов формирования и развития УУД на уроках физической культуры

3. Популяризация инновационных идей, авторских наработок в процессе реализации системы планируемых результатов.

 

  1. Актуальность

         Современное образование в России перешло на Федеральный государственный образовательный стандарт  (ФГОС), в основу которого положена новая идеология,  целью которой становится развитие ученика  как субъекта познавательной деятельности, как  личности, стремящейся к самоопределению и самореализации. Очень важно посмотреть на учебный процесс несколько шире, чем только как на систему получения знаний. Учителю в современной школе всегда нужно задумываться над необходимостью соединить воедино знание предмета со знаниями и умениями своих учеников; о том, как сделать процесс обучения более гуманным и результативным, опираясь на индивидуальные особенности ученика.                                                     Важно это и на уроках физической культуры. Анализ вектора развития образования по учебному предмету «Физическая культура» показал, что до настоящего времени учащиеся овладевали «спортизированными» навыками и умениями в двигательной сфере, и это была преимущественная конечная цель и практически единственный критерий эффективности физического воспитания. Сейчас обнаруживается другой ориентир. Школьники должны не заучивать готовые образцы движений, а, творчески осмыслив их, дополнить в соответствии со своими индивидуальными особенностями с целью решения двигательных задач в различных нестандартных ситуациях. Современный подход, конечно же, коснулся и системы оценивания. Согласно пояснительной записке к ФГОС «система оценки выходит за узкие рамки модели контроля качества образования и становится принципиально необходимым элементом модели обеспечения качества образования».

Лично для меня эта тема стала актуальной в преддверии аттестации. Теперь по её новой форме необходимо проводить системный мониторинг достижения планируемых результатов освоения образовательной программы. Исходя из этого, возникла необходимость систематизировать имеющиеся наработки и привести их в единую систему. Так появилась программа реализации системы планируемых результатов по предмету.

2. Целевой блок

Цель программы: создание системы условий реализации требований Стандарта к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу.                                                                                                                                                                                  

Задачи:

  • Изучить систему планируемых результатов и программу формирования УУД, заложенную в ФГОС
  •  Преломить содержание и адаптировать к специфике образовательного процесса по ФК
  •  Обеспечить формирование УУД на уроках физической культуры через различные способы организации деятельности
  •  Дать характеристику результатов формирования УУД на разных программных разделах предмета «Физическая культура
  • Осуществлять подбор контрольно-измерительных материалов в соответствии с требованиями к результатам обучения.

Ожидаемые результаты:

Программа формирования УУД обеспечит повышение сформированности  общеучебных умений и навыков, даст толчок для развития самостоятельности учащихся в учебной деятельности и, тем самым, повысит качество знаний обучающихся по предмету.

В соответствии с поставленной целью, система формирования УУД должна помочь:

Обучающемуся

получить более качественные знания, которые необходимы для физического развития;

 обеспечить доступ к нетрадиционным источникам информации;

повысить интерес к предмету и уровень мотивационно-ценностного отношения  к ЗОЖ;

повысить  активность учащихся на уроках;  

повысить  эффективность самостоятельной работы, умения контролировать занятия физической культурой

 

Педагогу

реализовать принципиально новые формы и методы обучения;

сохранить   психологическое   благополучие и здоровье детей в учебной деятельности ;

повысить уровень качества знаний по предмету ;

повысить эффективность урока и его  эстетическую привлекательность;

привлечь  учащихся к использованию ИКТ;

повысить роль самоконтроля, самокоррекции  и самооценки в учебной деятельности

Требования ФГОС к результатам обучения

В соответствии с ФГОС предъявляются новые требования к результату обучения в целом и в частности по  физической культуре. Результативность оценивается по трем составляющим: метапредметным, предметным, личностным результатам. Согласно Фундаментальному ядру содержания общего образования, личностные результаты обеспечиваются через формирование базовых национальных ценностей; предметные – через формирование основных элементов научного знания по предмету, а метапредметные результаты – через формирование универсальных учебных действий (далее УУД). Представленные результаты отражают цель школьного образования – формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать ценности ФК для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья.

Программу я построила по каждому из блоков, содержащих основные направления деятельности, механизмы реализации и мониторинг. И предлагаю построить сегодня нашу работу, представляя каждый из блоков и приёмы реализации в практической деятельности непосредственно на уроках физической культуры через педагогическое взаимодействие. Надеюсь на активную работу, понимание и сотрудничество.

Педагогические технологии

Но прежде чем начать, хотела бы немного сказать о педагогических технологиях, используемых мной в практике работы на уроках физкультуры.

Особенность ФГОС нового поколения – деятельностный характер, который ставит главной задачей раскрытие и использование субъектного опыта каждого ребёнка, помощь становлению личностно-значимых способов познания путём организации целостной учебной деятельности, что является основой личностно-ориентированной среды.                              
       Поставленная задача требует перехода к новой системно-деятельностной образовательной парадигме, которая, в свою очередь, связана с принципиальными изменениями деятельности учителя, внедрением современных методов, подходов, технологий в практику работы.

Считаю целесообразным для изучения и внедрения непосредственно на уроках физической культуры следующих современных технологий.

1. Адаптивная технология обучения разработана и внедрена в учебный процесс А.С. Границкой. Адаптивная система обучения предполагает приспособление всех элементов педагогической системы: 

- целей; содержания; методов, способов, средств обучения; 

- форм организации учебной деятельности учащихся; 

- диагностики результатов к индивидуальным особенностям ребенка. 

2. Технология дифференцированного физкультурного образования

Содержание ТДФО – это совокупность педагогических технологий дифференцированного обучения двигательным действиям, развития физических качеств, формирования знаний, методических умений,  технологий управления образовательным процессом, обеспечивающих достижение физического совершенства.

3. Цель здоровьесберегающих образовательных технологий – обеспечить учащимся возможность сохранения здоровья за период обучения в учреждении образования, сформировать необходимые знания, умения и навыки не только общеобразовательного характера, но и здорового образа жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

4.  Технология проектного обучения.

Цель проектного обучения: создать условия, при которых учащиеся:

  • Самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;
  • учатся пользоваться приобретёнными знаниями для решения познавательных и практических задач;
  • приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;
  • развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения);
  • развивают системное мышление.

Таким образом, суть проектного обучения состоит в том, что ученик в процессе работы над учебным проектом постигает реальные процессы, объекты и т.д. Оно предполагает проживание учеником конкретных ситуаций.

5.  Технология развития критического мышления.

Цель технологии – обеспечить развитие критического мышления посредством интерактивного включения учащихся в образовательный процесс.

6. Технология интерактивного обучения

Интерактивная деятельность на уроках предполагает организацию и развитие диалогового общения, которое ведёт к совместному решению общих, но значимых для каждого участника задач. В ходе диалогового обучения дети учатся критически мыслить, решать сложные проблемы, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми.

7. Технология оценивания успехов

Была разработана в рамках эксперимента Российской академией образования. Основные составляющие: развитие умения самоконтроля и самооценки; создание ситуаций успеха; содействие социализации личности.

 

Название технологии

Приоритет формирования УУД

Технология критического мышления

Регулятивные

Познавательные

Технология интерактивного обучения

Коммуникативные

Предметные

Познавательные

Здоровьесберегающие технологии

Личностные

Предметные

                         Регулятивные

Технология проектной деятельности

Личностные

Предметные

Познавательные

Адаптивная технология

Личностно-ориентированная технология

Личностные

Регулятивные

Коммуникативные

Технология оценивания успехов

Коммуникативные

Регулятивные

Технология дифференцированного физкультурного образования

Личностные

Коммуникативные

Предметные результаты

характеризуют опыт учащихся в творческой двигательной деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета «Физическая культура». Приобретаемый опыт проявляется в знаниях и способах двигательной деятельности, умениях творчески их применять при решении практических задач, связанных с организацией и проведением самостоятельных занятий физической культурой, укреплением здоровья, ведением здорового образа жизни.

Характеристика

Система условий

Механизм реализации

Мониторинг

  • понимание роли и значения физической культуры в формировании личностных качеств, в активном включении в здоровый образ жизни, укреплении и сохранении индивидуального здоровья;
  • овладение системой знаний о физическом совершенствовании человека, создание основы для формирования интереса к расширению и углублению знаний по истории развития физической культуры, спорта и олимпийского движения, освоение умений отбирать физические упражнения и регулировать физические нагрузки для самостоятельных систематических занятий с различной функциональной направленностью (оздоровительной, тренировочной, коррекционной, рекреативной и лечебной) с учётом индивидуальных возможностей и особенностей организма, планировать содержание этих занятий, включать их в режим учебного дня и учебной недели;
  • приобретение опыта организации самостоятельных систематических занятий физической культурой с соблюдением правил техники безопасности и профилактики травматизма; освоение умения оказывать первую доврачебную помощь при лёгких травмах; обогащение опыта совместной деятельности в организации и проведении занятий физической культурой, форм активного отдыха и досуга;
  • расширение опыта организации и мониторинга физического развития и физической подготовленности; формирование умения вести наблюдение за динамикой развития своих основных физических качеств: оценивать текущее состояние организма и определять тренирующее воздействие на него занятий физической культурой посредством использования стандартных физических нагрузок и функциональных проб, определять индивидуальные режимы физической нагрузки, контролировать направленность её воздействия на организм во время самостоятельных занятий физическими упражнениями с разной целевой ориентацией;
  • формирование умений выполнять комплексы общеразвивающих, оздоровительных и корригирующих упражнений, учитывающих индивидуальные способности и особенности, состояние здоровья и режим учебной деятельности; овладение основами технических действий, приёмами и физическими упражнениями из базовых видов спорта, умением использовать их в разнообразных формах игровой и соревновательной деятельности; расширение двигательного опыта за счёт упражнений, ориентированных на развитие основных физических качеств, повышение функциональных возможностей основных систем организма.

Технология проектной деятельности

Адаптивная технология

Формирование системы знаний как основы для формирования интереса

  • тематические беседы на уроках ФК в рамках прохождения программного материала
  • подготовка докладов и презентаций по определённой тематике в рамках выполнения домашнего задания
  • демонстрация фильмов тематической направленности, в том числе на показ техники выполнения и анализ
  • подготовка и представление комплексов упражнений общеразвивающей и оздоровительной направленности
  • разработка  исследовательских проектов

Мониторинг уровня участия в предметных олимпиадах по предмету

Анализ качества выполнения олимпиадных заданий, внесение вопросов, вызвавших затруднение, в систему знаний

Тестирование уровня владения системой знаний (разработанные тестовые задания)

Тестирование физической подготовленности на основе сдачи контрольных тестов

Содержание данного вида УУД

Система условий для формирования данного вида УУД

Механизм реализации

Мониторинг

Личностные результаты

  • личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;
  • смыслообразование, т. е. установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение? — и уметь на него отвечать.
  • нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор.

1. Формирование активной жизненной позиции

2. Формирование мотивационно-ценностного отношения к ЗОЖ

3. Создание учебных ситуаций, направленных на приложение усилий для достижения результата

4. Организация деятельности учащихся через отбор и структурирование учебного содержания

5. Раскрытие личностного смысла процесса учения, его значимости для реализации в жизни

6. Выработка правил осознанного принятия правил техники безопасности на основе личной ответственности

7. Создание атмосферы принятия и доверия при организации группового взаимодействия

8. Создание учебных ситуаций, требующих самооценивания и оценивания деятельности окружающих людей

9. Воспитание нравственных качеств личности, способствующих социализации обучающихся

10. Создание условий для готовности к самосовершенствованию на основе личностной мотивации.

Здоровьесберегающая технология

Технология проектной деятельности

Адаптивная технология

Формирование интереса и мотивации к предмету и самостоятельным занятиям спортом

  • индивидуальная работа
  • домашние задания
  • исследовательская деятельность
  • расширение досуговой деятельности
  • стимулирование
  • отслеживание динамики результатов в индивидуальной карте роста
  • система бесед на уроках ФК и во внеурочной деятельности
  • возможность самореализации

Уровень интереса к предмету

Уровень мотивации к занятиям физическими упражнениями

Анкетирование

«Моё отношение к ЗОЖ»

Уровень владения комплексами оздоровительной гимнастики

Познавательные УУД

Содержание данного вида УУД

Система условий для формирования данного вида УУД

Механизм реализации

Мониторинг

  • самостоятельное выделение и формулирование познавательной задачи
  • выделение необходимой информации
  • умение высказать и аргументировать свою точку зрения
  • структурирование
  • выбор эффективных способов решения учебной задачи
  • рефлексия
  • анализ и синтез
  • сравнение
  • классификации
  • действия постановки и решения проблемы

1.  Создание условий  для возникновения вопросов и проблем у учащихся (стимулирование творческого звена мыслительного процесса)

2. Рефлексия мыслительного процесса, достижение высокого уровня понимания решения

3. Формирование умения

планировать путь достижения цели, ставить познавательные задачи

4. Формирование умения осуществлять

анализ выполняемых упражнений  с целью выделения признаков, распознавать и называть двигательное действие

5. Создание познавательной среды для

выбора наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий

6.Развитие способности к самоуправлению своей деятельностью – рефлексивной саморегуляции

7. Удовлетворение познавательной потребности

8. Создание условий для представления обучающимися результатов самостоятельной исследовательской деятельности

9. Воспитание любознательности, познавательного интереса, креативности, творческих способностей

 

Технология критического мышления

Технология проектной деятельности

Приёмы интерактивной технологии:

«Мозговой штурм»

«Синтез идей»

«Корзина грецких орехов»

«Совместный проект» и др.

Создание познавательной среды

  • выбор эффективных способов решения (постановка проблемных вопросов):

От чего зависит длина прыжка?

Способы попадания мяча в кольцо

  • исследовательская деятельность
  • практическое решение задач
  • представление разработанных комплексов упражнений
  • ориентировка в графических изображениях, преобразование их в практические

Комплексная диагностическая карта

(метод наблюдение), включающая в себя уровень развития следующих умений:

  • формулирова
  • ние познавательной задачи
  • выбор эффективных способов решения
  • сравнение
  • исследователь

ская деятельность

  • аргументация точки зрения

Регулятивные УУД

Содержание данного вида УУД

Система условий для формирования данного вида УУД

Механизм реализации

Мониторинг

  • целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно;
  • планирование — определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
  • прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;
  • контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
  • коррекция — внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата; внесение изменений в результат своей деятельности, исходя из оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами;
  • оценка — выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы;
  • саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий.

1. Инициация внутренних мотивов учения школьников

2. Поощрение действий самоорганизации и делегирования их учащимся при оказании помощи учителя при необходимости                             3. Формирование умений  определения последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий, осуществление актуализации полученных ранее знаний, основываясь, в том числе, и на жизненном опыте, умение вносить коррективы в намеченный план

  4. Сопровождение формирования самоконтроля и самооценки учащегося как основы постановки цели

5. Саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию

6. Использование групповых форм работы

7. Формирование у учащихся умения прогнозирования и установки на улучшение результатов собственной деятельности

8. Акцентирование внимания педагога на достижениях ученика

9. Формирование рефлексивности оценки и самооценки

10. Создание условий для  осознания обучающимися уровня и качества усвоения упражнения;

11. Формирование умения решать жизненные задачи в нестандартных ситуациях на основе правильно принятого и обоснованного решения

12. Формирование умения контролировать своё функциональное и эмоциональное состояние; владение навыками выстраивания диалога

13. Осознание и принятие критики со стороны учителя и одноклассников.

14. Воспитание организованности, дисциплинированности, самостоятельности на основе принятия и осознания учеником правил межличностного взаимодействия

               

       

Адаптивная технология

Технология оценивания успехов

Здоровьесберегающие технологии

Использование групповых форм работы (приёмы интерактивной технологии)

«Обмен ролями»

«5 минут самоанализа»

«Групповое решение проблем»

«Рюкзачок успеха» и др.

Метод круговой тренировки

  • изучение
  • дифференциация
  • совместная разработка заданий
  • организация работы позволяет раскрыть внутренние силы и возможности каждого ребёнка, использовать их для более полного развития личности, а также развивают у детей уверенность в собственных силах.

Сопровождение формирования самоконтроля

  • анализ выполняемого упражнения
  • карточки самоанализа
  • контроль функционального и эмоционального состояния
  • использование технологии рефлексивной оценки
  • приём «Смена лидера»
  • взаимоконтроль и оценка работы группы
  • технология прогнозирования результата деятельности

Диагностика уровня конфликтности

Диагностика

выявления лидера

Уровень сформированности умения анализа упражнения

Самоконтроль ЧСС

Диагностика САН (самочувствие, активность, настроение)

        

Коммуникативные

Содержание данного вида УУД

Система условий для формирования данного вида УУД

Механизм реализации

Мониторинг

  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
  • постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
  • разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
  • управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка его действий;
  • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

1. Демократический стиль сотрудничества участников образовательного процесса

2. Создание условий для оказания поддержки и содействия в обеспечении обмена знаниями между членами группы для принятия продуктивных решений

3.  Формирование умения  высказывать и аргументировать свою точку зрения

4. Формирование умения понимать причины успеха и неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха

5. Уметь организовывать, осуществлять и оценивать коллективную совместную деятельность на основе принципов сотрудничества и взаимопонимания.

6. Формирование готовности брать на себя инициативу

7. Владение навыками конструктивного разрешения конфликтных ситуаций

8. Воспитание доброжелательности, эмпатии, толерантности, чувства коллективизма при организации игрового взаимодействия

 

Технология интерактивного обучения

Адаптивная технология

 Технология оценивания успехов

Создание условий для позитивного взаимодействия

  • тренинги межличностного общения
  • применение технологии лидерства
  • анализ игрового взаимодействия
  • использование интерактивных приёмов, направленных на эффективное сотрудничество:
  • «Атомы и молекулы»
  • «Неваляшка»
  • «Скульптура» и др.

Применение оздоровительных приёмов

релаксация

дыхательная гимнастика

Диагностика уровня сотрудничества

Диагностика уровня толерантности

Уровень сформированности анализа игрового взаимодействия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!» Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!»

Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!»    Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!»  Цель: познакомить педагогов с опытом эффективного взаимодействия классного руковод...

Мастер - класс "Рыбки", Мастер-класс"Лесовичок из сосновых шишек"

quot;Рыбки"-Техника выполнения - срезы из веток березы.Проводился мастер - класс для педагогов технологии и дополнительного образования."Лесовичок"- работа с природным материалм....

Разработка Мастер-класса объединения детского театра мод – «GLAMOUR» Тема: «Проведение Мастер-класса по выполнению вечерней прически » .

Разработка Мастер-класса объединения детского театра мод – «GLAMOUR»Тема:  «Проведение Мастер-класса по выполнению  вечерней прически »Цель:     Дать учащимся возможность...

Мастер -класс "Представление участника Всероссийского конкурса мастер-класса учителя родного (татарского) языка и литературы «Туган тел» "

Яруллина Гульшат Минасхатовна  имеет высшее образование, закончила  Арское педагогическое училище в 1995г., Набережночелнинский  государственный педагогический институт в 2003 г. Стаж р...

Авторская дополнительная программа мастер-класса «Педагог-мастер» для учителей технологии – слушателей курсов повышения квалификации. Тема мастер-класса: «Социальная направленность практической деятельности учащихся»

 Изучение данного курса предусматривает ролевую игру с использованием современных технологий креативного решения проблем, изготовление изделий, предложенных учителем на мастер-классе, ...