Рабочая программа по внеурочной деятельности 4 класс
рабочая программа по физкультуре
Предварительный просмотр:
Российская Федерация
Тюменская область
Ханты – Мансийский автономный округ - Югра
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Излучинская общеобразовательная начальная школа»
Рассмотрено на педагогическом совете школы Протокол от «29» мая 2018г. № 5 | УТВЕРЖДАЮ: Директор МБОУ «Излучинская ОНШ » _____________Е. В. Шагвалеева Утверждено приказом От «06» июня 2018г. №371 |
Рабочая программа
Итченко Светланы Дмитриевны
по внеурочной деятельности
(спортивно – оздоровительное направление)
4 класс «Спортивные игры »
на 2018/2019 учебный год
пгт. Излучинск
Пояснительная записка
Программа разработана на основе:
• федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. № 373);
• примерной образовательной программы образовательного учреждения, реализующих ФГОС;
Цели: содействие всестороннему развитию личности, приобщение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями учащимися.
Задачи направлены на:
• формирование здорового жизненного стиля и реализацию индивидуальных способностей каждого ученика;
• обучение жизненно важным двигательным умениям и навыкам;
• воспитание дисциплинированности, доброжелательного отношения к товарищам, формирование коммуникативных компетенций;
• расширение кругозора школьников в области физической культуры и спорта.
В данной программе нашли отражение виды спортивных игр. Успешное воспитание гармонически развитой личности немыслимо без разнообразного и всестороннего применения современных средств и методов, в том числе и соревновательно -игрового.
Эмоциональный характер воздействия спортивных игр позволяет комплексно воспитывать широкий диапазон физических качеств; силы, быстроты, ловкости, выносливости, координации. Воспитание морально – волевых качеств в соревновании или игре осуществляется в условиях борьбы с соперником, при коллективном характере действий, значительных физических и эмоциональных напряжениях. Личные интересы в играх или соревновании подчиняются коллективным целям, вырабатываются уважение к товарищам по команде, сопернику.
Сложные упражнения чередуются с более простыми, не требующие концентрированного внимания. Кроме того, дается отдых отдельным группам мышц, системам организма, которые только что интенсивно работали.
Все спортивные игры объединяет игровая деятельность, у которой много сходных компонентов в построении технических и тактических действий. Вместе с тем все спортивные игры имеют свою специфику и характерные особенности, которые влияют на подбор соревновательных упражнений.
Содержание программы спортивных игр направленно на достижение следующих целей:
1. Развитие основных физических качеств: силы, быстроты, ловкости, гибкости и выносливости.
Развитие силы достигается путём преодоления тяжести собственного тела, что позволяет учащемуся последовательно переходить от медленных движений к быстрым, от малой нагрузки к большой. При этом прирост мышечной силы осуществляется в основном двумя методами: метод повторных упражнений с непредельным грузом, поднимаемым возможно большее количество раз, а также выполнение статических упражнений заключающихся в длительном удержании определённой позы, а также оказании противодействия партнеру.
Развитие быстроты заключается в способности выполнять действия в минимальный для данных условий отрезок времени. Быстрота характеризуется тремя основными факторами: быстротой ответного движения на конкретный раздражитель, быстротой движения и частотой движения в отрезок времени.
Развитие выносливости связано со способностью противостоять утомлению при длительной работе, это в основном упражнения циклического характера.
Развитие ловкости связано с быстрым овладением новыми движениями, осуществляется с применением технических элементов из различных видов спорта.
Развитие координации происходит более эффективно в условиях соревнований или игр, так как выполнение их приближено к реальным условиям той или иной спортивной деятельности.
Развитие гибкости осуществляется при пассивном и активном воздействии. При пассивном воздействии обучающиеся стремятся сохранить равновесие с максимальной амплитудой, а при активном – их усилия направлены на достижение большей амплитуды или скорости, а также более интенсивного вращения.
2. Приобретение умений владеть всеми техническими средствами в постоянно изменяющихся соревновательно – игровых ситуациях. А также овладение индивидуальными, групповыми и командными действиями.
По мере освоения изучаемого навыка или умения перед обучающимися ставятся задачи закрепления его технически и дальнейшего совершенствования в направлении динамики движений, максимальной оптимизации иначе говоря применение навыков и умений в самых различных условиях действий с наибольшей эффективностью.
II. Общая характеристика программы.
Программа «Спортивные игры» ориентирована на такие важные компоненты, как воспитание ценностных ориентаций на физическое и духовное совершенствование личности, формирование у учащихся потребностей и мотивов к систематическим занятиям физическими упражнениями, воспитание моральных и волевых качеств, формирование гуманистических отношений, приобретение опыта общения. Во время занятий школьников обучают способам творческого применения полученных знаний, умений и навыков для поддержания высокого уровня физической и умственной работоспособности, состояния здоровья, самостоятельных занятий. Спортивные игры оказывают благотворное влияние на рост, развитие и укрепление костно-связочного аппарата, мышечной системы. На формирование правильной осанки детей. Принципиальное значение придается обучению школьников навыкам и умениям организации и проведения самостоятельных занятий физическими упражнениями. В процессе использования учащимися приобретенных знаний, двигательных умений и навыков усиливается оздоровительный эффект физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме учебного дня.
III. Знания о физической культуре
История развития физической культуры в России в XVII – XIX вв., ее роль и значение для подготовки солдат русской армии. Физическая подготовка и ее связь с развитием систем дыхания и кровообращения. Характеристика основных способов регулирования физической нагрузки: по скорости и продолжительности выполнения упражнения, изменению величины отягощения. Правила предупреждения травматизма во время занятий физическими упражнениями. Закаливание организма (воздушные и солнечные ванны, купание в естественных водоемах).
Способы физкультурной деятельности
Простейшие наблюдения за своим физическим развитием и физической подготовкой. Определение нагрузки во время выполнения утренней гимнастики по показателям частоты сердечных сокращений. Составление акробатических и гимнастических комбинаций из разученных упражнений. Проведение игр в футбол и баскетбол по упрощенным правилам. Оказание доврачебной помощи при легких ушибах, царапинах и ссадинах, потертостях.
Физическое совершенствование
На материале спортивных игр:
Футбол: эстафеты с ведением мяча, с передачей мяча партнеру, игра в футбол по упрощенным правилам («Мини-футбол»).
Баскетбол: бросок мяча двумя руками от груди после ведения и остановки; прыжок с двух шагов; эстафеты с ведением мяча и бросками его в корзину, игра в баскетбол по упрощенным правилам («Мини-баскетбол»).
Волейбол: передача мяча через сетку (передача двумя руками сверху, кулаком снизу); передача мяча с собственным подбрасыванием на месте после небольших перемещений вправо, вперед, в парах на месте и в движении правым (левым) боком, игра в «Пионербол»
IV. Ценностные ориентиры содержания программы.
Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в бережном отношении к другим людям и к природе.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира – частью живой и неживой природы. Любовь к природе – это бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физического, психического и социально-нравственного здоровья.
Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности – любви.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.
Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков образа жизни, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.
Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
Ценность человечества – осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.
V. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы.
Личностными результатами освоения учащимися содержания программы являются следующие умения:
• активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
• проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
• проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
• оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы являются следующие умения:
• характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
• находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;
• общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
• обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и игр;
• организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований её безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;
• планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;
• анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;
• видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в движениях и передвижениях человека;
• оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами;
• управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность;
• технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности.
Предметными результатами освоения учащимися содержания программы являются следующие умения:
• планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, организовывать отдых и досуг с использованием средств физической культуры;
• оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их устранения;
• организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований, осуществлять их объективное судейство;
• бережно обращаться с инвентарём и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения;
• взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;
• в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять;
• подавать строевые команды, вести подсчёт при выполнении общеразвивающих упражнений;
• находить отличительные особенности в выполнении двигательного действия разными учениками, выделять отличительные признаки и элементы;
• выполнять технические действия из базовых видов спорта, применять их в игровой и соревновательной деятельности;
• применять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях.
Учебно-тематический план по спортивным играм
на 2014/2015 учебный год.
№ | Наименование темы | класс |
4 | ||
1 2 3 4 5 | Теоретическая подготовка Инструктаж по технике безопасности и правилам поведения в зале. Физическая культура и спорт в России Гигиена. Врачебный контроль и самоконтроль. Предупреждение травм. Оказание первой помощи. Правила соревнований. Организация и проведение соревнований. Оборудование, инвентарь и уход за ним. | 1(3) 1 (в ходе практической подготовки) (в ходе занятия) (в ходе занятия) |
1 2 3 4 | Практическая подготовка Разминка, комплексы О.Р.У. Баскетбол Волейбол Футбол ИТОГО часов | В ходе занятия 10 10 14 34 |
ВСЕГО ЧАСОВ | 34 |
Учебно-тематическое планирование внеурочной деятельности «Спортивные игры»
№ | Содержание занятия | Кол. час. | дата | инвентарь | примечание |
Волейбол | 10 | ||||
1 | Техника безопасности и правила поведения в спортивном зале. Разминка (бег, прыжки) О.Р.У. Броски и ловля волейбольного мяча разными способами в парах . Игра в пионербол. | 1 | Мяч | ||
2 | Разминка ( бег, прыжки) О.Р. У. Броски волейбольного мяча различными способами через сетку . Игра в пионербол. | 1 | Мяч | ||
3 | Разминка (бег, прыжки) О.Р.У. Броски мяча через сетку из зоны подачи двумя руками. Игра в пионербол. | 1 | Мяч | ||
4 | Разминка (бег, прыжки) О.Р.У. Подача мяча через сетку броском одной из зоны подачи . Игра в пионербол. | 1 | Мяч | ||
5 | Разминка(бег, прыжки) О.Р.У. Положение рук и ног при приёме и передаче мяча сверху и снизу .Эстафеты с мячами | 1 | Мяч | ||
6 | Разминка(бег, прыжки) О.Р.У .Упражнения с мячом в парах: -верхняя передача с собственным подбрасыванием; -приём сверху и передача мяча после набрасывания партнёром. . Игра в пионербол. | 1 | Мяч | ||
7 | Разминка(бег, прыжки) О.Р.У. Упражнения с мячом в парах: -верхняя передача с собственным подбрасыванием; -приём сверху и передача мяча после набрасывания партнёром. . Игра в пионербол. | 1 | Мяч | ||
8 | Разминка (бег, прыжки) О.Р.У. Упражнения с мячом в парах: -нижняя передача с собственным подбрасыванием; -приём снизу и передача мяча после набрасывания партнёром. . Игра в пионербол. | 1 | Мяч | ||
9 | Разминка (бег, прыжки) О.Р.У. Упражнения с мячом в парах: -нижняя передача с собственным подбрасыванием; -приём снизу и передача мяча после набрасывания партнёром. . Игра в пионербол. | 1 | Мяч | ||
10 | Разминка(бег, прыжки) О.Р.У. «Стойка волейболиста» . Игра «Снайперы». Эстафеты с мячами. Игра в пионербол. | 1 | Мяч |
БАСКЕТБОЛ | 10 | ||||
1 | Техника безопасности и правила поведения в спортивном зале. Оборудование и уход. Разминка (бег, прыжки) О.Р.У .Ловля и передача мяча двумя руками от груди на месте . Ведение мяча на месте(правой и левой рукой) с высоким , средним, низким отскоком. Игра «Гонка мячей по кругу» Физическая культура и спорт в России. | 1 | Мяч | ||
2 | Разминка ( бег, прыжки) О.Р.У. Ловля и передача мяча двумя руками от груди на месте . Ведение мяча на месте(правой и левой рукой) с высоким , средним, низким отскоком. Игра «Гонка мячей по кругу» | 1 | Мяч | ||
3 | Разминка (бег, прыжки) О.Р.У. Ловля и передача мяча в кругу. Броски мяча в кольцо двумя руками от груди . Эстафеты с мячами. Игра «Мяч ловцу» | 1 | Мяч | ||
4 | Разминка (бег, прыжки) О.Р.У. Ловля и передача мяча в кругу. Броски мяча в кольцо двумя руками от груди . Эстафеты с мячами. Игра «Снайперы». | 1 | Мяч | ||
5 | Разминка (бег, прыжки) О.Р.У. Ловля и передача мяча в квадрате. Броски мяча в кольцо двумя руками от груди . Эстафеты с мячами. Игра «Перестрелка». Тактические действия в защите и нападении. Игра в мини – баскетбол. | 1 | Мяч | ||
6 | Разминка (бег, прыжки) О.Р.У. Ловля и передача мяча в квадрате. Броски мяча в кольцо двумя руками от груди . Эстафеты с мячами. Игра «Перестрелка». Тактические действия в защите и нападении. Игра в мини – баскетбол. | 1 | Мяч | ||
7 | Разминка (бег, прыжки) О.Р.У . Ловля и передача мяча в квадрате. Броски мяча в кольцо двумя руками от груди . Эстафеты с мячами. Игра «Перестрелка». Тактические действия в защите и нападении. Игра в мини – баскетбол. | 1 | Мяч | ||
8 | Разминка (бег, прыжки) О.Р.У. Ловля и передача мяча в квадрате. Броски мяча в кольцо двумя руками от груди . Эстафеты с мячами. Игра «Перестрелка». Тактические действия в защите и нападении. Игра в мини – баскетбол. | 1 | Мяч | ||
9 | Разминка (бег, прыжки) О.Р.У. Ловля и передача мяча в квадрате. Броски мяча в кольцо двумя руками от груди . Эстафеты с мячами. Игра «Перестрелка». Тактические действия в защите и нападении. Игра в мини – баскетбол.. | 1 | Мяч | ||
10 | Разминка (бег, прыжки) О.Р.У. . Ловля и передача мяча в квадрате. Эстафеты с мячами. Тактические действия в защите и нападении. Игра в мини – баскетбол.. | 1 | Мяч | ||
ФУТБОЛ | 14 | ||||
1 | Техника безопасности и правила поведения в спортивном зале и на улице. .Разминка . Ведение мяча внутренней и внешней частью подъёма ноги по прямой линии. Эстафеты с мячами. Гигиена. Врачебный контроль и самоконтроль. | 1 | Мяч | ||
2 | Разминка . . Ведение мяча внутренней и внешней частью подъёма ноги по прямой линии с остановками по сигналу .Игра «Гонка мячей» | 1 | Мяч | ||
3 | Разминка. Ведение мяча внутренней и внешней частью подъёма ноги по прямой линии с остановками по сигналу. Игра «Футбольный бильярд» | 1 | Мяч | ||
4 | Разминка. . Ведение мяча внутренней и внешней частью подъёма ноги между стойками с обводкой стоек. Игра«Футбол двумя мячами» | 1 | Мяч | ||
5 | Разминка . . Ведение мяча внутренней и внешней частью подъёма ноги между стойками с обводкой стоек. Игра«Футбол двумя мячами» | 1 | Мяч | ||
6 | Разминка . Остановка мяча внутренней частью стопы . Эстафеты с мячами | 1 | Мяч | ||
7 | Разминка. Остановка мяча внутренней частью стопы . Эстафеты с мячами | 1 | Мяч | ||
8 | Разминка. Передача и приём мяча ногами в паре на месте и продвижении. Игра в мини- футбол.. | 1 | Мяч | ||
9 | Разминка. Передача и приём мяча ногами в паре на месте и продвижении. Игра в мини- футбол.. | 1 | Мяч | ||
10 | Разминка Передача и приём мяча ногами в паре на месте и продвижении. Игра в мини- футбол.. | 1 | Мяч | ||
11 | Гигиена. Врачебный контроль и самоконтроль. Предупреждение травм. Оказание первой помощи. . Игра в мини- футбол.. | 1 | Мяч | ||
12 | Правила соревнований. Организация и проведение соревнований. Судейство. . Игра в мини- футбол.. | 1 | Мяч | ||
13 | Разминка. Игра «Снайперы» Игра в мини- футбол.. | 1 | Мяч | ||
14 | Разминка Инструктаж по ТБ .Задание на лето. Игра в мини- футбол.. | 1 | Мяч |
Контрольно-измерительные материалы/уровни двигательной подготовленности.
№ п/п | Способность | Тест | Уровень | |||||
МАЛЬЧИКИ | ДЕВОЧКИ | |||||||
низкий | средний | высокий | низкий | Средний | высокий | |||
1 | Сила | Бросок баскетбольного мяча двумя руками из-за головы, ноги на ширине плеч (м) | 3 | 4-5 | 6 | 2 | 3-4 | 5 |
2 | Координационные способности | Прыжок в сторону через линию за 20 секунд (кол-во раз) | 25 | 26-28 | 29 | 25 | 26-28 | 29 |
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ ВНЕУРОЧНОЙ СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
- Спортивный зал
- Стенка гимнастическая
- Скамейка гимнастическая
- Канат для лазания
- Коврик гимнастический
- Гимнастические маты
- Мяч малый (теннисный)
- Мяч гимнастический
- Мяч баскетбольный
- Мяч мини - футбольный
- Скакалка гимнастическая
- Палка гимнастическая
- Ракетки бадминтонные
- Воланы
- Кегли
- Комплект щитов баскетбольных с кольцами и сеткой
- Ворота футбольные
- Сетка для переноса мячей
- Аптечка медицинская
- Секундомер
- Измерительная лента (рулетка)
- Мультимедийное оборудование
6. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
1. Рабочие программы по физической культуре. 1-11 классы (по программам В.И. Ляха) 2010. - (Образовательный стандарт).
2. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа (сост. Е. С. Савинов). — М.: Просвещение, 2010. (Стандарты второго поколения).
3. «Сценарии праздников для детей и взрослых. Подвижные игры – Мир Книги, Москва. 2011.
4.Портных Ю.И., Спортивные и подвижные игры. – М., 1984.
5.Миньков Н.Б., Игры и воспитание способностей. – М., 1999.
6.Коротков И.П., Подвижные игры в занятиях спортом. – М.,1991.
7.Жуков М.Н., Подвижные игры. – М., 2000.
8.Железняк М.Н., Спортивные игры. – М., 2001.
9.Глязер С., Зимние игры и развлечения. – М., 1993.
10.Васильков Г.А., От игр к спорту. – М., 1989.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности «ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» 5 класс, ФГОС
Материал предназначен для учителя-словесника.Цель программы: создание условий для успешного освоения учениками основ проектно-исследовательской деятельности...
Рабочая программа по внеурочной деятельности «ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» 5 класс, ФГОС
Новые стандарты образования предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи — вооружить учащегося знаниями &mda...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Проектная деятельность» 5 класс
Рабочая программа по основам проектной деятельности разработана для 5 класса на основе Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской ...
Адаптированная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Проектная деятельность» 5 класс
Адаптированная рабочая программа курса внеурочной деятельности "Проектная деятельность" составлена на основе: Федерального государственного образовательного стандарта основного о...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности по литературе «Проектная деятельность по литературе» 8 класс
Программа курса внеурочной деятельности «Проектная деятельность по литературе» рассчитана на учащихся 8 класса, составляет 35 часов в год. Основная идея программы: формирование у вось...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Сдаем ГТО » для 10-11 класса на 2022-2023 учебный год Шульдешов Иван Иванович (Ф.И.О. учителя, составителя рабочей программы)
Данная рабочая программа разработана на основе примерной программы «Внеурочная деятельность. Подготовка к сдаче комплекса ГТО»; учебное пособие для общеобразовательных организаций/ В.С. Ку...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Первая помощь» для 5 класса на 2022-2023 учебный год Шульдешов Иван Иванович (Ф.И.О. учителя, составителя рабочей программы)
Актуальность курса. В современных условиях все возрастающей сложности и напряженности жизни, пребывания людей в стрессовых ситуациях, роста аварийности на предприятиях и дорогах, возрастает роль...