Рабочая программа по внеурочной деятельности 4 класс
рабочая программа по физкультуре

«Спортивные  игры»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sportivnye_igry-4kl-18-19g.doc141 КБ

Предварительный просмотр:

Российская Федерация

Тюменская область

Ханты – Мансийский автономный округ - Югра

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Излучинская общеобразовательная начальная школа»

Рассмотрено на педагогическом совете школы

Протокол от «29» мая 2018г. № 5

УТВЕРЖДАЮ:

Директор МБОУ «Излучинская ОНШ »

_____________Е. В. Шагвалеева

Утверждено приказом

От «06» июня 2018г.  №371

                                                                                                         

                                                                                                       

                                                                                                         

Рабочая программа

 Итченко Светланы Дмитриевны

 по внеурочной деятельности

(спортивно – оздоровительное направление)

4 класс «Спортивные  игры »

на 2018/2019 учебный год

                                     

                           

                               

                           

пгт. Излучинск

Пояснительная записка

 Программа разработана на основе:        

•        федерального государственного образовательного стандарта начального  общего образования (утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. № 373);

•        примерной образовательной программы образовательного учреждения, реализующих ФГОС;

       Цели: содействие  всестороннему развитию личности, приобщение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями учащимися.

Задачи   направлены на:

•        формирование здорового жизненного стиля и реализацию индивидуальных способностей каждого ученика;

•        обучение жизненно важным двигательным умениям и навыкам;

•        воспитание дисциплинированности, доброжелательного отношения к товарищам, формирование коммуникативных компетенций;

•        расширение кругозора школьников в области физической культуры и спорта.

 В данной программе нашли отражение  виды спортивных игр. Успешное воспитание гармонически развитой личности немыслимо без разнообразного и всестороннего применения современных средств и методов, в том числе и соревновательно -игрового.

Эмоциональный характер воздействия спортивных игр позволяет комплексно воспитывать широкий диапазон физических качеств; силы, быстроты, ловкости, выносливости, координации. Воспитание морально – волевых качеств в соревновании или игре осуществляется в условиях борьбы с соперником, при коллективном характере действий, значительных физических и эмоциональных напряжениях. Личные интересы в играх или соревновании подчиняются коллективным целям, вырабатываются уважение к товарищам по команде, сопернику.

        Сложные упражнения чередуются с более простыми, не требующие концентрированного внимания. Кроме того, дается отдых отдельным группам мышц, системам организма, которые только что интенсивно работали.

        Все спортивные игры объединяет игровая деятельность, у которой много сходных компонентов в построении технических и тактических действий. Вместе с тем все спортивные игры имеют свою специфику и характерные особенности, которые влияют на подбор соревновательных упражнений.

Содержание программы спортивных игр направленно на достижение следующих целей:

1.        Развитие основных физических качеств: силы, быстроты, ловкости, гибкости и выносливости.

Развитие силы достигается путём преодоления тяжести собственного тела, что позволяет учащемуся последовательно переходить от медленных движений к быстрым, от малой нагрузки к большой. При этом прирост мышечной силы осуществляется в основном двумя методами: метод повторных упражнений с непредельным грузом, поднимаемым возможно большее количество раз, а также выполнение статических упражнений заключающихся в длительном удержании определённой позы, а также оказании противодействия партнеру.

Развитие быстроты заключается в способности выполнять действия в минимальный для данных условий отрезок времени. Быстрота характеризуется тремя основными факторами: быстротой ответного движения на конкретный раздражитель, быстротой движения и частотой движения в отрезок времени.

Развитие выносливости  связано со способностью противостоять утомлению при длительной работе, это в основном упражнения циклического характера.

Развитие ловкости связано с быстрым овладением новыми движениями, осуществляется с применением технических элементов из различных видов спорта.

Развитие координации происходит более эффективно в условиях соревнований или игр, так как выполнение их приближено к реальным условиям той или иной спортивной деятельности.

Развитие гибкости осуществляется при пассивном и активном воздействии. При пассивном воздействии обучающиеся стремятся сохранить равновесие с максимальной амплитудой, а при активном – их усилия направлены на достижение большей амплитуды или скорости, а также более интенсивного вращения.

2.        Приобретение умений владеть всеми техническими средствами в постоянно изменяющихся соревновательно – игровых ситуациях. А также овладение индивидуальными, групповыми и командными действиями.

По мере освоения изучаемого навыка или умения перед обучающимися ставятся задачи закрепления его технически и дальнейшего совершенствования в направлении динамики движений, максимальной оптимизации иначе говоря применение навыков и умений в самых различных условиях действий с наибольшей эффективностью.            

II.        Общая характеристика программы.

Программа  «Спортивные  игры» ориентирована на такие важные компоненты, как воспитание ценностных ориентаций на физическое и духовное совершенствование личности, формирование у учащихся потребностей и мотивов к систематическим занятиям физическими упражнениями, воспитание моральных и волевых качеств, формирование гуманистических отношений, приобретение опыта общения. Во время занятий школьников обучают способам творческого применения полученных знаний, умений и навыков для поддержания высокого уровня физической и умственной работоспособности, состояния здоровья, самостоятельных занятий. Спортивные  игры оказывают благотворное влияние на рост, развитие и укрепление костно-связочного аппарата, мышечной системы. На формирование правильной осанки детей. Принципиальное значение придается обучению  школьников навыкам и умениям организации и проведения самостоятельных занятий физическими упражнениями. В процессе использования учащимися приобретенных знаний, двигательных умений и навыков усиливается оздоровительный эффект физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме учебного дня.

III.        Знания о физической культуре

История развития физической культуры в России в XVII – XIX вв., ее роль и значение для подготовки солдат русской армии. Физическая подготовка и ее связь с развитием систем дыхания и кровообращения. Характеристика основных способов регулирования физической нагрузки: по скорости и продолжительности выполнения упражнения, изменению величины отягощения. Правила предупреждения травматизма во время занятий физическими упражнениями. Закаливание организма (воздушные и солнечные ванны, купание в естественных водоемах).

Способы физкультурной деятельности

Простейшие наблюдения за своим физическим развитием и физической подготовкой. Определение нагрузки во время выполнения утренней гимнастики по показателям частоты сердечных сокращений. Составление акробатических и гимнастических комбинаций из разученных упражнений. Проведение игр в футбол и баскетбол по упрощенным правилам. Оказание доврачебной помощи при легких ушибах, царапинах и ссадинах, потертостях.

Физическое совершенствование

На материале спортивных игр:

Футбол: эстафеты с ведением мяча, с передачей мяча партнеру, игра в футбол по упрощенным правилам («Мини-футбол»).

Баскетбол: бросок мяча двумя руками от груди после ведения и остановки; прыжок с двух шагов; эстафеты с ведением мяча и бросками его в корзину, игра в баскетбол по упрощенным правилам («Мини-баскетбол»).

Волейбол: передача мяча через сетку (передача двумя руками сверху, кулаком снизу); передача мяча с собственным подбрасыванием на месте после небольших перемещений вправо, вперед, в парах на месте и в движении правым (левым) боком, игра в «Пионербол»

IV.  Ценностные  ориентиры  содержания программы.

Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в бережном отношении к другим людям и к природе.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира – частью живой и неживой природы. Любовь к природе – это бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физического, психического и социально-нравственного здоровья.

Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности – любви.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.

Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков образа жизни, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.

Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

Ценность человечества – осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.

V.  Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения  программы.

Личностными результатами освоения учащимися содержания программы  являются следующие умения:

•        активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;

•        проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;

•        проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;

•        оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.

Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы  являются следующие умения:

•        характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;

•        находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;

•        общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;

•        обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и игр;

•        организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований её безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;

•        планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;

•        анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;

•        видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в движениях и передвижениях человека;

•        оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами;

•        управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность;

•        технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности.

Предметными результатами освоения учащимися содержания программы являются следующие умения:

•        планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, организовывать отдых и досуг с использованием средств физической культуры;

•        оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их устранения;

•        организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований, осуществлять их объективное судейство;

•        бережно обращаться с инвентарём и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения;

•        взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;

•        в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять;

•        подавать строевые команды, вести подсчёт при выполнении общеразвивающих упражнений;

•        находить отличительные особенности в выполнении двигательного действия разными учениками, выделять отличительные признаки и элементы;

•        выполнять технические действия из базовых видов спорта, применять их в игровой и соревновательной деятельности;

•        применять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях.

Учебно-тематический план по  спортивным  играм

на 2014/2015 учебный год.

Наименование темы

класс

4

1

2

3

4

5

Теоретическая подготовка

Инструктаж по технике безопасности и правилам поведения в зале.

Физическая культура и спорт в России

Гигиена. Врачебный контроль и самоконтроль. Предупреждение травм. Оказание первой помощи.

Правила соревнований. Организация и проведение соревнований.

Оборудование, инвентарь и уход за ним.

1(3)

1

(в ходе практической подготовки)

(в  ходе  занятия)

(в  ходе  занятия)

1

2

3

4

Практическая подготовка

Разминка, комплексы О.Р.У.

Баскетбол

Волейбол

Футбол

ИТОГО часов

                       В ходе занятия

10

10

14

34

ВСЕГО ЧАСОВ

34

Учебно-тематическое планирование внеурочной деятельности «Спортивные игры»

Содержание занятия

Кол. час.

дата

инвентарь

примечание

Волейбол

10

1

Техника безопасности и правила поведения в спортивном зале. Разминка (бег, прыжки) О.Р.У. Броски и ловля  волейбольного мяча  разными способами в парах . Игра в пионербол.

1

Мяч  

2

Разминка  ( бег, прыжки) О.Р. У.  Броски  волейбольного мяча  различными  способами через сетку . Игра в пионербол.  

1

Мяч

3

Разминка (бег, прыжки) О.Р.У. Броски   мяча   через сетку из зоны подачи двумя руками. Игра в пионербол.  

1

Мяч

4

Разминка (бег, прыжки) О.Р.У. Подача  мяча   через сетку броском одной из зоны подачи . Игра в пионербол.  

1

Мяч

5

Разминка(бег, прыжки) О.Р.У. Положение рук и ног при приёме  и передаче мяча  сверху и снизу .Эстафеты с мячами

1

Мяч

6

Разминка(бег, прыжки) О.Р.У .Упражнения с мячом в парах:

 -верхняя передача с собственным подбрасыванием;

-приём сверху и передача мяча после набрасывания партнёром. . Игра в пионербол.  

1

Мяч

7

Разминка(бег, прыжки) О.Р.У. Упражнения с мячом в парах:

 -верхняя передача с собственным подбрасыванием;

-приём сверху и передача мяча после набрасывания партнёром. . Игра в пионербол.  

1

Мяч

8

Разминка (бег, прыжки) О.Р.У. Упражнения с мячом в парах:

 -нижняя  передача с собственным подбрасыванием;

-приём снизу и передача мяча после набрасывания партнёром. . Игра в пионербол.

1

Мяч

9

Разминка (бег, прыжки) О.Р.У. Упражнения с мячом в парах:

 -нижняя  передача с собственным подбрасыванием;

-приём снизу и передача мяча после набрасывания партнёром. . Игра в пионербол.

1

Мяч

10

Разминка(бег, прыжки) О.Р.У. «Стойка волейболиста» . Игра «Снайперы». Эстафеты с мячами. Игра в пионербол.

1

Мяч

БАСКЕТБОЛ

10

1

Техника безопасности и правила поведения в спортивном зале. Оборудование и уход.

Разминка (бег, прыжки) О.Р.У .Ловля и передача мяча двумя руками от груди на месте . Ведение мяча на месте(правой и левой рукой)  с высоким , средним, низким отскоком. Игра «Гонка мячей по кругу»  Физическая культура и спорт в России.

1

Мяч  

2

Разминка ( бег, прыжки) О.Р.У. Ловля и передача мяча двумя руками от груди на месте . Ведение мяча на месте(правой и левой рукой)  с высоким , средним, низким отскоком. Игра «Гонка мячей по кругу»  

1

Мяч

3

Разминка   (бег, прыжки) О.Р.У. Ловля и передача мяча  в кругу. Броски мяча в кольцо двумя руками от груди . Эстафеты с мячами.  Игра «Мяч ловцу»

1

Мяч

4

Разминка (бег, прыжки) О.Р.У. Ловля и передача мяча  в кругу. Броски мяча в кольцо двумя руками от груди . Эстафеты с мячами.  Игра «Снайперы».

1

Мяч

5

Разминка (бег, прыжки) О.Р.У. Ловля и передача мяча  в квадрате. Броски мяча в кольцо двумя руками от груди . Эстафеты с мячами.  Игра «Перестрелка». Тактические действия в защите и нападении. Игра в мини – баскетбол.

1

Мяч

6

Разминка (бег, прыжки) О.Р.У. Ловля и передача мяча  в квадрате. Броски мяча в кольцо двумя руками от груди . Эстафеты с мячами.  Игра «Перестрелка». Тактические действия в защите и нападении. Игра в мини – баскетбол.

1

Мяч

7

Разминка (бег, прыжки) О.Р.У . Ловля и передача мяча  в квадрате. Броски мяча в кольцо двумя руками от груди . Эстафеты с мячами.  Игра «Перестрелка». Тактические действия в защите и нападении. Игра в мини – баскетбол.

1

Мяч

8

Разминка (бег, прыжки) О.Р.У.  Ловля и передача мяча  в квадрате. Броски мяча в кольцо двумя руками от груди . Эстафеты с мячами.  Игра «Перестрелка». Тактические действия в защите и нападении. Игра в мини – баскетбол.

1

Мяч

9

Разминка (бег, прыжки) О.Р.У.  Ловля и передача мяча  в квадрате. Броски мяча в кольцо двумя руками от груди . Эстафеты с мячами.  Игра «Перестрелка». Тактические действия в защите и нападении. Игра в мини – баскетбол..

1

Мяч

10

Разминка (бег, прыжки) О.Р.У. .  Ловля и передача мяча  в квадрате. Эстафеты с мячами.  Тактические действия в защите и нападении. Игра в мини – баскетбол..

1

Мяч

ФУТБОЛ

14

1

Техника безопасности  и правила поведения в спортивном зале и на улице. .Разминка .  Ведение мяча внутренней и внешней частью подъёма ноги по прямой линии. Эстафеты с мячами. Гигиена.  Врачебный контроль и самоконтроль.

1

Мяч

2

Разминка . . Ведение мяча внутренней и внешней частью подъёма ноги по прямой линии с остановками по сигналу .Игра «Гонка мячей»

1

Мяч

3

Разминка. Ведение мяча внутренней и внешней частью подъёма ноги по прямой линии с остановками по сигналу. Игра «Футбольный бильярд»

1

Мяч

4

Разминка. . Ведение мяча внутренней и внешней частью подъёма ноги между стойками с обводкой стоек. Игра«Футбол двумя мячами»

1

Мяч

5

Разминка . . Ведение мяча внутренней и внешней частью подъёма ноги между стойками с обводкой стоек. Игра«Футбол двумя мячами»

1

Мяч

6

Разминка . Остановка  мяча внутренней частью стопы . Эстафеты с мячами

1

Мяч

7

Разминка. Остановка  мяча  внутренней частью стопы . Эстафеты с мячами

1

Мяч

8

Разминка. Передача и приём мяча ногами в паре на месте и продвижении. Игра в мини- футбол..

1

Мяч

9

Разминка. Передача и приём мяча ногами в паре на месте и продвижении. Игра в мини- футбол..

1

Мяч

10

Разминка   Передача и приём мяча ногами в паре на месте и продвижении. Игра в мини- футбол..

1

Мяч

11

Гигиена. Врачебный контроль и самоконтроль. Предупреждение травм. Оказание первой помощи.

. Игра в мини- футбол..

1

Мяч

12

 Правила соревнований. Организация и проведение соревнований. Судейство.

. Игра в мини- футбол..

1

Мяч

13

Разминка.  Игра «Снайперы» Игра в мини- футбол..

1

Мяч

14

Разминка  Инструктаж по ТБ .Задание на лето.  Игра в мини- футбол..

1

Мяч

Контрольно-измерительные материалы/уровни двигательной подготовленности.

п/п

Способность

Тест

Уровень

МАЛЬЧИКИ

ДЕВОЧКИ

низкий

средний

высокий

низкий

Средний

высокий

1

Сила

Бросок баскетбольного мяча двумя руками из-за головы, ноги на ширине плеч (м)

3

4-5

6

2

3-4

5

2

Координационные способности

Прыжок в сторону через линию за 20 секунд  (кол-во раз)

25

26-28

29

25

26-28

29

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ ВНЕУРОЧНОЙ СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

  1. Спортивный зал
  2. Стенка гимнастическая  
  3. Скамейка гимнастическая
  4. Канат для лазания
  5. Коврик гимнастический
  6. Гимнастические маты
  7. Мяч  малый (теннисный)
  8. Мяч гимнастический  
  9. Мяч баскетбольный
  10. Мяч мини - футбольный
  11. Скакалка гимнастическая
  12. Палка гимнастическая
  13. Ракетки бадминтонные
  14. Воланы
  15. Кегли
  16. Комплект щитов баскетбольных с кольцами и сеткой
  17. Ворота футбольные
  18. Сетка для переноса мячей
  19. Аптечка медицинская
  20. Секундомер
  21. Измерительная лента (рулетка)
  22. Мультимедийное оборудование

6. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

1. Рабочие     программы     по  физической   культуре.  1-11  классы  (по программам   В.И.  Ляха) 2010. - (Образовательный  стандарт).

2. Примерная  основная   образовательная   программа образовательного учреждения. Начальная школа   (сост. Е. С. Савинов). — М.: Просвещение, 2010. (Стандарты второго поколения).

3. «Сценарии праздников для детей и взрослых. Подвижные игры – Мир Книги, Москва. 2011.

4.Портных Ю.И., Спортивные и подвижные игры. – М., 1984.

5.Миньков Н.Б., Игры и воспитание способностей. – М., 1999.

6.Коротков И.П., Подвижные игры в занятиях спортом. – М.,1991.

7.Жуков М.Н., Подвижные игры. – М., 2000.

8.Железняк М.Н., Спортивные игры. – М., 2001.

9.Глязер С., Зимние игры и развлечения. – М., 1993.

10.Васильков Г.А., От игр к спорту. – М., 1989.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности «ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» 5 класс, ФГОС

Материал предназначен для учителя-словесника.Цель программы: создание условий для успешного освоения учениками основ проектно-исследовательской деятельности...

Рабочая программа по внеурочной деятельности «ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» 5 класс, ФГОС

Новые стандарты образования предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи — вооружить учащегося знаниями &mda...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Проектная деятельность» 5 класс

Рабочая программа по основам проектной деятельности разработана для 5 класса  на основе Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской ...

Адаптированная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Проектная деятельность» 5 класс

Адаптированная рабочая программа курса внеурочной деятельности "Проектная деятельность" составлена на основе:  Федерального  государственного образовательного стандарта основного о...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности по литературе «Проектная деятельность по литературе» 8 класс

Программа курса внеурочной деятельности «Проектная деятельность по литературе» рассчитана на учащихся 8 класса, составляет 35 часов в год. Основная идея программы: формирование у вось...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Сдаем ГТО » для 10-11 класса на 2022-2023 учебный год Шульдешов Иван Иванович (Ф.И.О. учителя, составителя рабочей программы)

Данная рабочая программа разработана на основе примерной программы «Внеурочная деятельность. Подготовка к сдаче комплекса ГТО»; учебное пособие для общеобразовательных организаций/ В.С. Ку...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Первая помощь» для 5 класса на 2022-2023 учебный год Шульдешов Иван Иванович (Ф.И.О. учителя, составителя рабочей программы)

Актуальность курса.  В современных условиях все возрастающей сложности и напряженности жизни, пребывания людей в стрессовых ситуациях, роста аварийности на предприятиях и дорогах, возрастает роль...