Футбол, как средство формирования коллектива.
статья по физкультуре
Футбол-это командная игра, в этом случае "один в поле-не воин!". Главная задача любого трененра или педагога дополнительного образования, который занимается секцией футбола сформировать команду, один единый коллектив! К чему я и в настоящее время стремлюсь.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
futbol_kak_sredstvo_formirovaniya_kollektiva.docx | 19.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Общепонятно, что без дружбы и сплоченности спортивного коллектива немыслимы достижения в спорте. Групповая сплоченность характеризуется в основном тем, хотят ли члены группы остаться и продолжать заниматься в ней. Психологическая совместимость взаимодействующих партнеров в совместно выполняемой спортивной деятельности выступает важным фактором, обусловливающим срабатываемость спортсменов, и проявляется в быстроте овладения новыми упражнениями, стабильности их выполнения, оптимизации игрового взаимодействия и повышении результативности соревновательной деятельности команды. С приходом в группу нового человека возникают такие проблемы, как разработка наиболее оптимального взаимодействия нового спортсмена с другими членами группы и возможность изменения его поведения, если оно не соответствует тому, как привыкла вести себя члены группы. Иными словами, новенькому необходимо изучать нормы, правила и традиции, свойственные именно этой спортивной группе. Футбол - поистине один из самых массовых и любимых видов спорта. Его популярность среди взрослых и детей чрезвычайно велика. Футбол привлекает своей зрелищностью, обилием разнообразных технических и тактических приемов борьбы, эмоциональностью, слаженностью действий команды спортсменов. Кроме того, это эффективное средство укрепления здоровья, совершенствования всех функций организма. Футбол, как командная спортивная игра, в большей степени способствует разностороннему физическому развитию спортсмена. Постоянно меняющаяся игровая ситуация, непрерывная борьба за мяч связаны с самыми разнообразными движениями и техническо-тактическими действиями. Систематическое занятие футболом, участие в соревнованиях по этому виду спорта оказывают всестороннее влияние на воспитание коллективизма у будущих футболистов. Занятие спортом способствует также воспитанию целого ряда положительных качеств и черт характера: умение подчинять личные интересы интересам коллектива, взаимопомощи, уважение к партнерам или соперникам в играх, сознательной дисциплины, активности, чувства ответственности, пунктуальности, спортивной этики. Поэтому занятие в секции футбола содействуют как физическому, так и нравственному развитию детей и подростков. Занятие футболом дают возможность постоянно развивать и совершенствовать работу мышечного аппарата, сердечнососудистой системы, нервной системы, повышать общую тренированность юного спортсмена Командный характер игры и высокий техническо-тактический уровень современного футбола предъявляет повышенные требования ко всем сторонам психики футболистов. Футбол воспитывает не только силу, быстроту, ловкость, но и мужество, волю к победе, чувство коллективизма. Футбол - это не только, а может, и не столько, единоборство на поле, сколько большая подготовительная работа к игре. Если хотите, это психологическое единоборство “тренер-игрок”, в котором тренер должен уметь не всегда побеждать. Это как в философии восточных единоборств: нужно уметь грамотно уступить в малом, чтобы потом выиграть в гораздо большем. И здесь огромное значение имеют личностные качества тренера. Тренер просто обязан в каждой конкретной ситуации проявлять искусство педагога. Тонко разобравшись в нюансах острой ситуации, идя порой по наитию, он должен выбрать единственно верный путь разрешения конфликта. Может быть даже через искусственное доведение конфликтной ситуации до апогея. Говоря казенным языком, это один из пунктов его должностной инструкции - разрешение конфликтных ситуаций без разрушения коллектива. Пункт, конечно, неформальный, но обязательный. По большому счету, анализируя работу выдающихся тренеров-педагогов прошлого и настоящего, можно выделить два основных стиля управления: автократичность - это незаменимость тренера, беспрекословное подчинение его власти всех игроков; демократичность - сотрудничество, инициатива, творчество. Форму же управления командой выбирает тренер - это его прерогатива, исходя из черт характера, наклонностей. Второй вариант позволяет сделать игроков своими “соратниками”, но труден в том плане, что творчество может захлестывать, и футболисты незаметно для себя переходят определенные границы. В любом случае главная задача тренера это формировать дружескую атмосферу в команду, внедрить принцип коллективизма, ведь благодаря воспитанию коллектива и коллективизма его члены включаются в систему общественных отношений, у них формируются отношения деловой зависимости, ответственности, подчинения и требовательности, взаимопомощи. Думаю все тренеры-практики, знают, что команда живет и работает в разноплановых и постоянно меняющихся условиях: предсезонная подготовка, тренировки в процессе сезона, игры и их ход, межигровые паузы, формирование взаимоотношений футболистов на поле, на базе, в быту, во время выездных матчей. Поэтому особое значение имеет создание сплоченного коллектива, который умеет преодолевать игровые и жизненные трудности. Нужно всегда помнить, что команда - общность людей и само понятие “общность” предполагает общие профессиональные интересы и устремления. Поэтому нужно знать психологические особенности каждого игрока, вот например, если тренер видит, что у парня есть задатки лидера, но он еще молод, и поэтому другие игроки пытаются постоянно задвинуть его на вторые роли, возможно, имеет смысл поговорить с опытными игроками. Но это в том случае, когда тренер уверен в молодом футболисте. Если же нет. В конце концов, кредо тренера - не просто использовать игрока в той или иной тактической схеме, а раскрыть его сильные стороны. Исходя из этого и должны подбираться игроки. И что бы сегодня ни говорили о том, что футбол стал другим, что в нем надо работать по-новому, нельзя не признать, что в своих базовых, основополагающих принципах футбол неизменен. В любой спортивной команде должен формироваться определенный психологический настрой, а для такого настроя необходим прежде всего правильно спланированный учебно-тренировочный процесс, который исключает организационные сбои, однообразие, наличие “любимчиков” и т.д. Считают верхом тренерского искусства команду, основанную на доброжелательных отношениях, взаимоуважении, взаимовыручке с определенной долей “перчинки”. При этом нужно настойчиво бороться с групповщиной. В этом смысле порой нужно умело формировать конфликтные ситуации, не переходящие, правда, в скандалы. Таким образом, именно рассмотренный стиль работы дает возможность гармонично провести смену поколений, сохранить преемственность и игровой почерк команды и, что немаловажно, клубные традиции. Тренер должен бережно относиться к клубным традициям, умело используя их на благо команды. Эффективность воспитательной работы во многом зависит и от активности спортсмена. Принятие личных комплексных планов, в которых учащиеся формулируют поставленные перед собой задачи, повышает чувство ответственности за свою учебу и спортивные достижения. При решении задач по сплочению спортивного коллектива и воспитанию чувства коллективизма целесообразно использовать выпуск степных газет, спортивных листков, проводить походы, тематические вечера, вечера отдыха и праздники, конкурсы самодеятельности. Важным условием успешных воспитательных воздействий в коллективе является формирование и поддержание положительных традиций. Традиционным, например, должно быть обсуждение в коллективе поведения спортсмена. Осуждение или похвала коллектива - одно из наиболее сильных воздействий на психику человека. Все согласны, что в процессе спортивных соревнований спортивная борьба протекает остро и очень напряженно. Нужны большая активность каждого члена коллектива в подготовке к соревнованию и проявление максимальной энергии в состязании, чтобы добиться успеха. Честь коллектива служит моральным принципом, обязывающим добросовестно готовиться к состязанию, проявлять при этом большое трудолюбие и добывать победу ценой огромных напряжений, преодолением больших трудностей, а нередко и проявлять высокое мужество. Сознание спортсменом своего долга перед коллективом обязывает к соблюдению установленных в спорте норм морального поведения, преодолению трудностей, возникающих на пути к победе. Выполнение долга перед коллективом возвышает чувство собственного достоинства. Успех коллектива вызывает чувство достоинства у всего коллектива, побуждает к более высокой деятельности каждого из его членов. Неудачи коллектива по вине отдельных его членов, отрицательные действия и поступки вызывают осуждение со стороны коллектива. Коллектив, принимая необходимые меры воздействия, помогает им избавиться от недостатков и подняться до уровня передовых людей. Решение коллективом любого вопроса, касающегося действий коллектива, ил и члена коллектива, создает могучую силу общественного мнения, способную повлиять на личность, а вместе с тем и на коллектив. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Игра как средство формирования коллектива"
Статья об игре как средстве формирования коллектива, о знакомстве с русскими народными играми на занятиях в клубе "Родина"...
«Обучение народно-сценическому танцу в детском хореографическом коллективе как средство формирования толерантной личности».
данный проект способствует развитию интереса и понимания учащимися танцевальных особенностей и обычаев различных народов при изучении их на уроках народно-сценического танца....
«Проектная деятельность как средство формирования детского коллектива»
Воспитание личности ребенка - это непрерывный процесс, который включает в себя как учебное, так и внеурочное время. В соответствии с воспитательными задачами школы существует многообразие содержания и...
ИГРА КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ И ФОРМИРОВАНИЯ КОЛЛЕКТИВА.
Игра для него целый мир, где он приобретает свой первый социальный опыт. Игра – это форма деятельности детей, которую он принимает охотнее всего и больше всего любят. Поэтому я считаю жизнь младших шк...
Диагностика как средство формирования и воспитания классного коллектива
Диагностика от греч. diagnostikos – способный распознавать – это оценочная процедура, направленная на прояснение ситуации, выявление истинного уровня воспитанности.В нашем случае – изучение проц...
Игровые педагогические технологии - одно из эффективных средств формирования детского коллектива в условиях коррекционной школы-интерната.
Коллектив - это относительно компактная социальная группа, объединяющая людей, занятых решением конкретной общественной задачи...