Коррекция координационных способностей у младших школьников
материал

Агапонов Юрий Вячеславович
Совершенствование координационных способностей у детей 7-9 лет в общеобразовательной школе посредством специальных физических упражнений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon korrektsiya_koordinatsionnyh_sposobnostey_u.doc142.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тамбовский областной институт

повышения квалификации

работников образования

Муниципальное образовательное учреждение

Бондарская начальная общеобразовательная школа

Доклад на тему:

Коррекция  координационных  способностей у

младших школьников

                                                 Выполнил

                                                 Агапонов

                                                 Юрий Вячеславович,  

                                                 учитель физической культуры

                                                 МОУ Бондарская НОШ

Бондари

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ    

ГЛАВА 1. ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР

1.1. Общее представление о двигательно-координационных способностях

1.2. Влияние возрастных особенностей на развитие координационных способностей в младшем школьном возрасте.

1.3. Теоретическое и методическое обоснование исследования координационных способностей

ГЛАВА 2. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

 2.1.  Цель исследования

 2.2.  Задачи исследования

 2.3.  Методы исследования

 2.4.  Организация исследования

ГЛАВА 3. ДИНАМИКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА                                         

3.1. Результаты формирующего педагогического эксперимента

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЯ

  3

  5

  5

  7

  8

 

 16

 

 

 17

 18

 

 18

 

 21

 22

ВВЕДЕНИЕ

Понятие  "координационные способности" выделяется из общего и менее

определенного понятия  "ловкость",  широко распространенного в обиходе и в литературе по физическому воспитанию. Под координационными способностями следует понимать, во-первых,  способность целесообразно строить целостные двигательные акты, во-вторых, способность преобразовывать выработанные формы действий или переключаться от одних к другим, соответственно, требованиям меняющихся условий.  Эти особенности в значительной мере совпадают,  но имеют и свою специфику.  Нетрудно представить себе,  допустим,  ученика,  который успешно справляется с разучиванием новой комбинации движений,  но оказывается не в состоянии качественно продемонстрировать ее,  как только внезапно меняется условие выполнения. Поэтому в этом возрасте происходит "закладка фундамента" для развития этих способностей,  а также приобретение знаний,  умений и навыков при выполнении упражнений на координацию. Этот возрастной период называется "золотым возрастом", имея в виду темп развития координационных способностей.

Но воспитание координационных способностей не сводится ни к одной из сторон конкретной подготовке, а составляет как бы одну из инертных  сторон.

Ведущую роль при физической трактовке координационных способностей отводят к координационным функциям центральной нервной системы.  Возможность качественно координировать движения.

Способность преобразовывать новые,  все усложняющиеся формы движений в наибольшей мере требуется в видах спорта,  имеющих периодически обновляемую и произвольную программы состязаний (спортивная и художественная гимнастика, фигурное катание и так далее).  От этой способности существенно зависит прогресс и в других видах спорта  со сложным составом двигательных действий.

     Актуальность. Координационное совершенствование направлено на подготовку детей к постоянно  меняющимся условиям окружающей их действительности,  молодежи к усложняющимся условиям современного производства и высокому темпу жизни.

Уровень координационной способности определяется следующими качествами индивида:

- быстро реагировать на различные сигналы,  в частности,  на движущийся объект;

- точно и быстро выполнять двигательные действия за минимальный промежуток времени;

- дифференцировать пространственные временные и силовые параметры движения;

- приспосабливаться к изменяющимся ситуациям,  к необычной постановке задачи;

- прогнозировать (предугадывать) положение движущегося предмета в нужный момент времени;

- ориентироваться во времени двигательной задачи координационных способностей.

     Новизна. Исследование заключается в том,  что определены целесообразные объемы   специальных упражнений,  применяемых для коррекции координационных способностей школьников 7-9 лет. 

     Практическая значимость результатов исследования состоит в возможности эффективно развивать координационные способности на основании программного материала за минимально короткий промежуток времени.

     Объектом исследования является физическое развитие детей 7-9 лет.

     Предметом исследования является методика развития координационных

способностей у детей школьного возраста 7-9 лет.

Рабочая гипотеза.  Предполагается, что применение различных средств как физические упражнения и гимнастические упражнения с динамическим характером на уроках физической культуры могут качественно повысить уровень координационных способностей детей 7-9 лет.

     Цель исследования.  Совершенствование координационных

способностей у детей 7-9 лет в общеобразовательной школе посредством

специальных физических упражнений.

     Задачи исследования. Для достижения этой цели необходимо решать

следующие задачи:

1.   Изучить научно-методическую литературу по данному материалу.

2.  Выявить наиболее эффективные средства и методы развития и коррекции координационных способностей.

3.   Обосновать результаты эксперимента.

                                     

 

   ГЛАВА 1. ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР

1.1. Общее представление о двигательно-координационных способностях

Двигательно-координационные способности. В современных условиях значительно увеличился объём деятельности, осуществляемой в вероятности и неожиданно возникающих ситуациях, которая требует проявления находчивости, быстроты реакции, способности к концентрации и переключению внимания, пространственной, временной, динамической точности движений и их биомеханической рациональности. Все эти качества или способности в теории физического воспитания связывают с понятием ловкость – способностью человека быстро, оперативно, целесообразно, т.е. наиболее рационально, осваивать новые двигательные действия, успешно решать двигательные задачи в изменяющихся условиях. Ловкость – сложное комплексное двигательное качество, уровень развития которого определяется многими факторами. Наибольшее значение имеют высокоразвитое мышечное чувство  и так называемая пластичность корковых нервных процессов. От степени проявления последних зависит срочность образования координационных связей и быстроты перехода от одних перестановок  и реакций к другим. Основу ловкости составляют координационные способности.

Под двигательно-координационными способностями понимаются способности быстро, точно, целесообразно, экономно и находчиво, т.е. наиболее совершенно, решать двигательные задачи (особенно сложные и возникающие неожиданно).

Объединяя целый ряд способностей, относящихся к координации движений, их можно в определённой мере разбить на три группы.

Первая группа. Способности точно соизмерять и регулировать пространственные, временные и динамические параметры движений.

Вторая группа. Способности поддерживать статическое (позу) и динамическое равновесие.

Третья группа. Способности выполнять двигательные действия без излишней мышечной напряженности (скованности).

Координационные способности, отнесённые к первой группе, зависят, в частности, от “чувства пространства”, “мышечного чувства” и “чувства времени”, т.е. чувства прилагаемого усилия. Координационные способности, относящиеся ко второй группе, зависят от способности удерживать устойчивое положение тела, т.е. равновесие, заключающееся в устойчивости позы в статических положениях и её балансировке во время перемещений. Координационные способности, относящиеся к третьей группе, можно разделить на управление тонической напряжённостью и координационной напряжённостью. Первая характеризуется чрезмерным напряжением мышц, обеспечивающих поддержание позы. Вторая выражается в скованности, закрепощённости движений, связанных  с излишней активностью мышечных сокращений, излишним включением в действие различных мышечных групп, в частности мышц-антагонистов, неполным выходом мышц из фазы сокращения в фазу расслабления, что препятствует формированию совершенной техники.

Проявление координационных способностей зависит от целого ряда факторов, а именно: 1) способности человека к точному анализу движений; 2) деятельности анализаторов и особенно двигательного; 3) сложности двигательного задания; 4) уровня развития других физических способностей (скоростные способности, динамическая сила, гибкость и т.д.); 5)смелости и решительности; 6) возраст; 7) общей подготовленности занимающихся (т.е. запаса разнообразных, преимущественно вариативных двигательных умений и навыков) и др.

Координационные способности, которые характеризуются точностью управления силовыми, пространственным и временными параметрами и обеспечиваются сложным  взаимодействием центральных  периферических звеньев моторики на основе обратной афферентации (передача импульсов от рабочих центров к нервным), имеют выраженные возрастные особенности.

1.2 Влияние возрастных особенностей на развитие координационных

                  способностей в младшем школьном возрасте.

                 

        Особенностью детского организма состоит в том,  что в ходе роста и развития строение и функции всех органов и систем непрерывно совершенствуются.

        Мышцы детей эластичны,  поэтому дети способны выполнять движения по большей амплитуде. Однако движения для развития гибкости они выполняют в соответствии с мышечной силой. Излишняя растянутость мышц и связок может привести к их ослаблению,  а также к нарушению правильной осанки.  Развитие силы мышц туловища,  особенно статической (статическая сила – нет движений),  имеет большое значение для формирования правильной осанки,  которая в этом возрасте не устойчива. Укрепление мышц ног особенно удерживающих в правильном положении продольной и поперечной своды стопы очень важно для двигательной  деятельности (ходьба, бег,  прыжки) и профилактика плоскостопия.  Части стопы окостеневают только лишь к 15 - 16 годам.

        Скелет детей отличается значительной эластичностью, особенно позвоночник. Межпозвоночные диски (эпифизы) позвоночника остаются хрящевыми до 14 лет, а кости таза срастаются только к 14 - 16 годам.

Следовательно,  детям младшего школьного возраста нельзя выполнять прыжки на жесткий  грунт с высоты более 80 см.,  а также длительное время выполнять упражнения сидя.

       Организм детей отличается малой экономичностью реакции всех органов,  высокой возбудимостью нервных процессов,  слабостью процессов внутреннего торможения,  поэтому дети быстро утомляются.  Следовательно, у детей этого возраста необходимо равномерно развивать все физические качества. Путем активной мышечной деятельности надо стимулировать вегетативные функции, которые влияют на обмен веществ,  рост и развитие всех систем и органов. Детям 7 - 9 лет рекомендуются следующие упражнения основной гимнастики: ходьба,  бег,  лазанье по наклонной поставленной скамейке,  гимнастической стенке, лестнице,  перелазание через препятствие высотой до 1 м.,  бросание и ловля мячей,  метание в цель,  переноска набивных мячей,  упражнения в равновесии,  прыжки (в длину, в высоту до 80 см),  акробатические упражнения: перекаты,  кувырки,  стойка на лопатках (для 3 класса).  При обучении детей этого возраста нужно пользоваться методами показа и рассказа.  Объяснить доступные упражнения лаконично,  просто,  понятно.  Объяснение должно сводиться к названию конкретных действий,  указыванию на то,  как их выполнять,  показ следует сопровождать образным рассказом,  акцентируя внимание на тех действиях,  которые обеспечивают выполнение изучаемого упражнения.  Дети 7-9 лет склонны к подражанию,  поэтому, обучая их целесообразно пользоваться методом имитации.  Учителю рекомендуется говорить:  "Делай,  как я".

Изучаемые упражнения детьми должны быть понятными и простыми. Упражнения не должны быть продолжительными,  необходимы короткие паузы для отдыха,  так как дети склонны быстро уставать.  У детей 7 - 9 лет двигательные навыки формируются медленнее,  чем у 10 - 13-летних и часто удачное выполнение чередуется с неудачным.  Чем сложнее по координации упражнение, тем четче выражен процесс скачкообразного становления двигательных навыков. Для быстрейшего становления двигательных навыков,  необходимо изучаемое упражнение повторять 6-8 раз в каждом занятии в относительно постоянных условиях из одного и того же исходного положения,  в одном темпе 2-3 раза в одном подходе.

         Дети младшего школьного возраста любят играть,  склонны к фантазированию, позволяющему им легче представлять себе различные двигательные действия. Поэтому рекомендуется значительное число упражнений приближать к играм или проводить в форме игры.

1.3. Теоретическое и методическое обоснование исследования координационных способностей

Разработка методов и критериев оценки координационных способностей (КС) необходима для решения ряда взаимосвязанных задач: определения уровня развития тех или других КС детей разного возраста и пола; установления связи тех или иных КС друг с другом и с другими факторами: физическим развитием, кондиционными способностями, психофизиологическими функциями; выявления влияния занятий разными видами спорта на особенности изменения КС; влияния направленного применения координационных упражнений на динамику КС и на показатели эффективности (результативности) технико-тактических действий; предварительного отбора и ориентации детей для занятий теми или иными видами спорта, в которых КС является одним из ведущих факторов успеха.

При разработке проблемы тестирования КС специалисты до сих пор сталкиваются с необходимостью ответов по меньшей мере на три вопроса:

1. Каковы критерии оценки КС?

2. С помощью каких методов (в первую очередь, моторных тестов) их можно наиболее полно измерить (выявить)?

3. Как организовать условия тестирования этих КС?

Методы и критерии оценки координационных способностей. Основными методами оценки КС являются: метод наблюдений, метод экспертных оценок, аппаратурные методы и метод тестов.

Метод наблюдения — один из наиболее древних. Он многое может сказать, прежде всего, опытному и грамотному педагогу о степени развития КС воспитанников. Систематически проводя урочные и внеурочные занятия, учитель (тренер) имеет возможность неоднократно наблюдать, насколько успешно (легко и быстро) обучаются школьники различным двигательным действиям (гимнастическим, спортивно-игровым); как точно и быстро координируют они свои движения, участвуя в эстафетах и подвижных играх; насколько своевременно и находчиво перестраивают они двигательные действия в ситуациях внезапного изменения обстановки, т.е. в условиях, предъявляющих высокие требования к КС человека.

Качество наблюдений можно повысить, если опираться при этом на разработанные нами критерии оценки КС: правильность, быстроту, рациональность и находчивость, которые имеют качественные и количественные характеристики.

При управлении и регулировании сложных в координационном отношении двигательных действий школьник может координировать свою двигательную деятельность по одному критерию. Например, если отвлечься от такого признака, как экономичность, то ведущим количественным критерием оценки КС в циклических локомоциях (беге с изменением направления движения, плавании) будет чаще всего скорость передвижения по дистанции. Основным показателем КС в общеразвивающих координационных упражнениях без предметов (всевозможные сочетания движений и положений рук, ног, туловища в разных плоскостях) является правильность (адекватность и точность) выполнения этих движений. Главным критерием оценки КС, относящихся к группе баллистических (метательных) движений с акцентом “на точность”, будет меткость попадания в цель.

Однако данные качественные и количественные критерии, определяющие КС изолированно друг от друга, встречаются крайне редко. Более распространенными являются так называемые комплексные критерии. В этом случае школьник координирует свою двигательную деятельность одновременно по двум или нескольким критериям: по скорости и экономичности (ходьба на лыжах по пересеченной местности); по точности, быстроте и находчивости (в процессе спортивных игр или единоборств). В качестве таких комплексных критериев оценки КС выступают показатели эффективности (результативности) выполнения целостных целенаправленных двигательных действий или совокупности этих действий, в процессе осуществления которых человек проявляет КС.

Например, КС оценивают по результату челночного бега 3x10; по времени ведения мяча (руками, ногами) в беге с изменением направления движения; по эффективности выполнения атакующих и защитных двигательных действий в единоборствах и спортивных играх; по показателям быстроты перестройки двигательных действий в условиях внезапного изменения обстановки.

Проведенный анализ показывает, что все критерии оценки КС не являются простыми и однозначными. Напротив, каждый из них сложен и многозначен. Например, следует различать точность воспроизведения, дифференцирования, оценки и отмеривания пространственных, временных и силовых параметров движений, точность реакции на движущийся объект, целевую точность или меткость. Названные показатели являются самостоятельно существующими проявлениями точности, которые с разных сторон характеризуют КС человека.

Быстрота как критерий оценки КС выступает в виде скорости выполнения сложных в координационном отношении двигательных действий; быстроты перестройки их в условиях дефицита времени; скорости овладения новыми двигательными действиями; времени (быстроты) достижения заданного уровня точности или экономичности; быстроты реагирования в сложных условиях. То же можно сказать и про остальные критерии. Следует иметь в виду также, что одни из них характеризуют явные (абсолютные), а другие - латентные, или скрытые (относительные) показатели КС. В явных показателях не учитываются максимальные скоростные, скоростно-силовые возможности индивида, в латентных - учитываются.

Например, время челночного бега 3x10 м - это абсолютный показатель КС применительно к циклическим локомоциям (бегу), а разность во времени бега 3x10 м и 30 м по прямой — это латентный показатель КС, учитывающий скоростные возможности конкретного учащегося. Поскольку весьма разнообразны различные виды специальных и специфических КС, постольку много может быть предложено явных и латентных показателей, определяющих эти способности. Это надо учитывать как при разработке соответствующих методов для оценки КС, так и при анализе показателей КС, полученных в результате тестирования.

Однако, если даже педагог будет вести наблюдение по разработанной программе, ориентируясь на данные нами критерии оценки КС, тем не менее таким путем он может получить только приблизительные, относительные характеристики развития КС, которые имеют преимущественно альтернативное распределение (у данного школьника КС либо есть, либо нет). Главный недостаток метода наблюдения состоит в том, что он не позволяет выявить точные, количественные оценки координационного развития и в связи с этим не дает возможности разработать сопоставительные нормы уровней развития различных КС детей с учетом возрастных, половых и индивидуальных различий.

Представление о развитии КС можно получить также методом экспертных оценок, т.е. мнений опытных, сведущих специалистов, приглашенных для решения вопроса, который в силу своей сложности требует специальных знаний.

Способы проведения экспертизы многообразны. Для условий школы наиболее подходящим является метод предпочтения (ранжирования), в соответствии с которым эксперты расставляют оцениваемых детей по рангам в порядке ухудшения или улучшения их КС. Место, занятое учащимся, определяется числом набранных баллов. Чем меньше (больше) сумма баллов, тем выше (ниже) занятое место и относительный уровень КС школьника в данной группе (классе). Однако, во-первых, для проведения экспертизы не всегда можно найти одного или нескольких лиц (экспертов), имеющих высокую квалификацию и опыт. Во-вторых, метод экспертных оценок страдает тем же основным недостатком, что и метод наблюдения: с его помощью можно получить лишь субъективную характеристику о степени развития КС, которая далеко не всегда совпадает с объективной, действительной оценкой.

Использование аппаратурных, или инструментальных, методов позволяет получить точные качественные оценки уровня развития КС и их отдельных компонентов (признаков). Это преимущественно методы таких наук, как биомеханика, физиология, психология физического воспитания и спорта и методы их основных ветвей: психофизиологии и психобиомеханики.

В связи с вышесказанным, основным методом диагностики КС является применение специально отобранных двигательных тестов.

Разработка тестов для измерения КС включает в себя следующие этапы: 1) отбор тестов, пригодных для оценки явных и скрытых показателей КС школьников всех возрастно-половых периодов; 2) разработка методики тестирования; 3) проведение тестирования разных КС на большом количестве детей 7 - 17 лет; 4) математико-статистический анализ результатов тестирования и установление наиболее надежных и информативных показателей оценки КС; 5) рекомендация отобранных тестов для применения в реальных условиях школы; 6) разработка нормативов по каждому из тестов.

Теоретическое обоснование выбора тестов для оценки координационных способностей. При отборе тестов для оценки КС наиболее важным и принципиальным моментом является их теоретическое обоснование.

В качестве такой теории в данной книге принята психофизиологическая концепция Н. А. Бернштейна о многоуровневой системе управления произвольными движениями человека, исходя из которой выделяется по меньшей мере 16 специальных и еще целый ряд специфических (частных) КС. В этой связи задача исследования состоит в том, чтобы разработать или отобрать в литературе возможно большее число двигательных тестов, определяющих абсолютные (явные) и относительные (скрытые, латентные) показатели этих КС и подвергнуть их при необходимости экспериментальной проверке. Наиболее правильным представляется подход, когда каждая отдельная КС изучается по возможности с помощью нескольких гомогенных (однородных) контрольных испытаний (показателей). С одной стороны, это позволяет получить более надежную оценку уровня ее развития, а с другой — наличие положительных взаимосвязей между гомогенными признаками говорит о том, что данные тесты (группа тестов) определяют одну и ту же КС.

Необходимо также, чтобы контрольные испытания (тесты) соответствовали еще и таким требованиям:

а)        были   естественны   и   доступны   для школьников всех возрастно-половых групп и в то же время давали дифференцированные результаты, говорящие об уровне развития конкретных КС;

б)        не выражали собой сложных двигательных умений, требующих длительного специального обучения;

в)        не требовали сложного оборудования и приспособлений и были относительно просты по условиям организации и проведения;

г)        как можно меньше зависели от возрастных изменений размеров и массы тела;

д)        выполнялись ведущими и неведущими верхними и нижними конечностями, чтобы можно было изучить явление латеральности (асимметрии) с учетом возраста и пола;

е)        давали достаточно полную картину о динамике изменения всех специальных и специфических КС.

Приведенные выше положения легли в основу представленных в этой главе разработанных и отобранных в литературе двигательных тестов, определяющих КС детей от 7 до 9 лет.

Общие указания по методике тестирования. Перед проведением тестов учителю следует позаботиться об обеспечении необходимого уровня мотивации и концентрации внимания испытуемых на предстоящей деятельности, чтобы они могли показать свои оптимальные результаты. Учащихся информируют о целях проведения контрольных испытаний, им подробно объясняют и демонстрируют правильное выполнение тестов.

На результаты контрольных испытаний, определяющих КС, сильное влияние оказывают внешние условия и помехи. В связи с этим для повышения надежности оценки необходимо давать несколько зачетных попыток (2 - 5), а для метаний на точность — 8 — 10. После каждой попытки должна следовать точная информация о достигнутом результате, которая способствует поддержанию мотивации учащегося и коррекции его двигательных действий. Испытуемым необходимо также предоставлять одну или несколько пробных  попыток для того, чтобы облегчить разучивание или привыкание к опыту.

Контрольные испытания следует проводить в начале основной части занятия после короткой разминки. Им не должна предшествовать большая физическая нагрузка, так как в этом случае сложно управлять движениями, требующими точности, экономичности, скорости, стабильности или их сочетаний.

Контрольные испытания рекомендуется проводить один раз в первой половине учебного года (с 10 по 25 сентября) для определения исходного уровня КС и один раз во второй половине (с 10 по 25 мая) для выявления их изменения в течение года. Отдельные тесты можно использовать также до начала и после прохождения конкретного учебного материала, чтобы установить эффект его воздействия на показатели координационной подготовленности учащихся.

В процессе занятий двигательные задания, лежащие в основе тестов, можно применять в измененной, вариативной форме. Сами тесты не рекомендуется использовать как специальные упражнения или как средства тренировок. В противном случае может возникнуть опасность, что контрольные испытания превратятся в прочный двигательный навык.

Контрольные испытания наиболее целесообразно проводить в соревновательной форме (в парах или последовательно друг за другом).

Тесты рекомендуются для детей и подростков в возрасте от 6 до 17 лет. Отдельные из них можно использовать с 5 лет. Нет противопоказаний для проведения этих тестов и после 17 лет. Во всех контрольных испытаниях использована метрическая система мер, чтобы по возможности максимально избежать субъективизма при оценке КС. Рекомендуемую для массовых измерений батарею тестов “на КС” желательно проводить два дня: тесты, приведенные под номерами 1, 2, 5 — в первый день; тесты 3, 4 - во второй. Эти тесты целесообразно проводить в сочетании с другими контрольными испытаниями, рекомендованными ранее для оценки кондиционных способностей.

Предложенный комплекс двигательных тестов, с помощью которого можно выявить абсолютные (явные) и относительные (латентные) показатели КС, является гетерогенным, так как входящие в него тесты измеряют весьма различные по своему психофизическому содержанию и двигательному составу КС: в циклических локомоциях, акробатических упражнениях, баллистических двигательных действиях с установкой на дальность и точность метания, в спортивно-игровых двигательных действиях.

  

ГЛАВА 2. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ       ИССЛЕДОВАНИЯ

  1. Цель исследования:

  1. Разработать комплекс физических упражнений, позволяющих улучшить координационные способности 7-9 лет.
  2. Повысить уровень координационных способностей у младших школьников.

  1. Задачи исследования

  1. Провести анализ литературных источников по вопросу коррекции   координационных способностей у младших школьников.
  2. Разработать и провести формирующий педагогический эксперимент      направленный на коррекцию координационных  способностей школьников 7-9 летнего возраста.

  1. Методы исследования

Основными методами исследования были:

  • метод анализа литературных источников;
  • метод тестирования двигательных способностей;
  • метод статистического анализа экспериментальных данных.

Организация и методика оценки физической подготовленности

Исходные требования. Упражнения для оценки физической подготовленности выполняют практически здоровые дети, отнесенные по состоянию здоровья к основной медицинской группе. Перед выполнением упражнений учащиеся проходят медицинский осмотр и получают разрешение. К испытаниям не допускаются лица с повышенной температурой (более 37,0 С˚), пульсом более 100 ударов/мин, инфекционными, включая простудные, заболеваниями, плохим самочувствием, после тяжелого или напряженного труда, не подготовленные к некоторым физическим упражнениям, особенно к бегу.

Перед выполнением упражнения следует показать его технику и предложить учащимся ее опробовать. Контрольные испытания следует проводить в соревновательной обстановке. Одежда испытуемых должна быть удобной в соответствии с погодными условиями.

  1. Организация исследования

Исследование проводилось в несколько этапов.

На первом этапе был проведен литературный поиск информации по проблемам физической подготовленности школьников, закономерностям возрастного развития двигательных способностей. Кроме того, на этом этапе была определена цель исследования, а также определены задачи для ее достижения.

На втором этапе была определена группа  детей, обучающихся в начальной школе, общей численностью 10 человек, в том числе 5девочек и 5 мальчиков.

На третьем этапе проводился формирующий педагогический эксперимент, суть которого состояла в подборе и дополнении программы по физическому воспитанию учащихся младшего школьного возраста  комплексом упражнений для коррекции координационных способностей.

На завершающем этапе исследования проводилась обработка опытно-экспериментальных данных и написание работы.

ГЛАВА 3. ДИНАМИКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

3.1. Результаты формирующего педагогического эксперимента

  В соответствии с целью и задачами эксперимента, был разработан комплекс упражнений для коррекции координационных способностей у младших школьников.

  В процессе формирующего педагогического эксперимента с детьми 2 раза в неделю проводились следующие физические упражнения.

Комплекс упражнений для коррекции координационных способностей круговым методом с помощью скоростно – силовых упражнений.

Понедельник.

1.Прыжки через предметы, расположенные на одинаковом и разном расстоянии.

2.Метание мешочка на дальность (правой и левой рукой).

3.Стойка на правой (левой) ноге с закрытыми глазами.

4.Прыжки на одной ноге (левой, правой).

5.Метание мешочка в горизонтальную и вертикальную цель.

6.Стойка на носках, руки внизу.

Пятница.

1.Метание мешочка в горизонтальную и вертикальную цель.

2.Прыжки боком (правым, левым) на двух ногах через поролоновые кирпичики.

3.Стойка на правой (левой) ноге с закрытыми глазами.

4.Метание мешочка сверху, снизу, боком.

5.Спрыгивание со скамейки с приземлением в указанное место (при соблюдении техники безопасности).

6.Ходьба по канату (на полу) вдоль и приставными шагами поперек, руки в стороны.

Эксперимент проводился в течение 1 месяца: с 1 апреля по 1мая 2008года в Бондарской начальной общеобразовательной школе.

Далее, в соответствии с методологией опытно-экспериментальной педагогической работой, проводилось сравнение полученных результатов тестирования координационных способностей.

Как видно из таблицы 1, в начале эксперимента в экспериментальной группе результаты тестирования  в прыжках через предметы колебались от 20 до 13 секунд и в среднем составляли 17 сек.; метание мешочка в цель от 7 до 4 раз, что в среднем составляло 5 раз; равновесие с закрытыми глазами  от 8 до 3 сек. и составляло в среднем 5 сек.

                                                                                                      Таблица 1

Результаты тестирования на начало эксперимента.

Фамилия Имя

Прыжки через предметы, расположенные на одинаковом расстоянии (сек.)

Метание мешочка в цель (раз)

Равновесие с закрытыми глазами на правой (левой) ноге (сек.)

Мжельский Дима

15

6

5

Румянцев Дима

18

4

4

Бирюков Игорь

20

7

8

Ярыгин Вадим

16

4

3

Цыплаков Максим

17

5

5

Илясова Лена

19

5

6

Катаранова Инна

13

6

3

Соломатина Настя

15

4

4

Малахова Юля

16

5

7

Шитова Кира

18

7

5

Средняя величина

17

5

5

   По окончанию эксперимента большинство  детей улучшили свои результаты (табл.2). В среднем их результаты в прыжках через предметы  улучшились на 1-2 секунды и  их средняя составила 16 секунд; метание мешочка в цель на  1-2 раза,  средняя составляет 7 раз; равновесие с закрытыми глазами на одной ноге 1-2 секунды и их средняя составила 6 секунд.                                                          

                                                                                                      Таблица 2

Результаты тестирования на конец эксперимента.

Фамилия Имя

Прыжки через предметы, расположенные на одинаковом расстоянии (сек.)

Метание мешочка в цель (раз)

Равновесие с закрытыми глазами на правой (левой) ноге (сек.)

Мжельский Дима

14

7

6

Румянцев Дима

17

6

5

Бирюков Игорь

18

9

10

Ярыгин Вадим

17

5

5

Цыплаков Максим

16

6

6

Илясова Лена

16

7

7

Катаранова Инна

13

7

4

Соломатина Настя

14

6

5

Малахова Юля

15

6

7

Шитова Кира

17

7

6

Средняя величина

16

7

6

  Обобщение результатов позволяет констатировать, что в результате проведения формирующего эксперимента и внедрения разработанного комплекса упражнений, удалось добиться улучшения координационных способностей школьников в прыжках на 5,9 % , метании на 40 % и в равновесии на одной ноге на 20 % (табл. 3).

                                                                                           

                                                                                                      Таблица 3

Средние результаты тестирования координационных способностей на начало и конец эксперимента.

Упражнение

Начало эксперимента

Конец эксперимента

d (раз/сек.)

d %

Прыжки

17 сек.

16 сек.

+1

5.9

Метание

5 раз

7 раз

+2

40

Равновесие

5 сек.

6 сек.

+1

20

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     

    Обобщения результатов проведенной нами экспериментальной работы, а также введение в учебный процесс экспериментального комплекса упражнений направленных на коррекцию ДКС, позволяют констатировать следующее: улучшение динамики показателей ДКС младших школьников в прыжках на 5,9 %, в метании на 40 %, в равновесии на 20 %. Данные показатели представлены в итоговой таблице 3.

Изучив научно-методическую литературу и разработав комплекс упражнений  для коррекции координационных способностей у детей 7-9 лет в течение одного месяца работы показал, что наша рабочая гипотеза,  а именно,  применение различных средств на уроках физической культуры, позволит качественно повысить уровень координационных способностей у детей 7-9 лет – подтвердилась.

     

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Ашмарин Б.А., Теория и методика физического воспитания. -       М.:Физкультура и спорт,  1990 г. – 235с.

2. Блинов Н.Г., Игишева Л.Н., Практикум по психофизиологической

диагностике.  - М.:  Физкультура и спорт,  2000 г.  – 200с.

3. Гобик М.А., Спортивная метрология. - М.:  Физкультура и спорт,

1988 г.  – 127с.

4.  Гогунов Е.H., Мартъенов Б.Н., Психология физического воспитания и

спорта. - М.:  Физкультура и спорт,  2000 г.  - 264с.

5.  Гужаловский А.А., Основы теории и методики физической культуры.  -

М.:  Физкультура и спорт,  1988 г. - 186с.

6.  Кофман  П.К., Настольная книга учителя физической культуры. - М.:

Физкультура и спорт,  1998 г.  -  146с.

7.  Лях В.И., Тесты в физическом воспитании школьников. - М.:

Физкультура и спорт,  1998 г.  - 204с.

8.  Максименко A.M., Основы теории и методики физической культуры.  -

М.:  Физкультура и спорт,  1999 г.  - 165с.

9.  Матвеев Л.П., Теория и методика физической культуры. - М.:

Физкультура и спорт, 1991 г. - 211с.

10. Мейксон Г.Б., Физическое воспитание учащихся 5-7 классов. - М.:

Физкультура и спорт,  1997 г. - 235с.

11. Новиков А.Д., Теория и методика физического воспитания. - М.:

Физкультура и спорт,  1976 г. - 354с.

12. Соковня-Семенова И.И., Основы здорового образа жизни и первая

медицинская помощь.  - М.: Академия, 1997 г. – 156с.

13. Сулейманов И.И.  и др., Общее физкультурное образование:  Учебник.  Том1.  Школьное физкультурное образование.  Часть 3.  – Омск:  СибГАФК,  1999г. - 128с.

14. Суслов Ф.П., Теория и методика спорта. - М.:  Физкультура и спорт,

1997 г.  – 105с.

15.  Харре Л., Учение о тренировке.  - М.:  Физкультура и спорт,  1971 г.  -

107с.

16.  Холодов Ж.К., Теория и методика физического воспитания и спорта.  - М.:Физкультура и спорт,  2000 г.  - 348с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование музыкальной культуры младших школьников

Формирование музыкальной культуры младших школьников в урочно-внеклассных формах работы. ...

Влияние изобразительной деятельности на развитие внимания младших школьников с нарушением интеллекта. Коррекционные возможности обучения школьников рисованию.

В материале рассматривается вопрос влияния изобразительной деятельности на развитие внимания младших школьников с нарушением интеллекта. Коррекционные возможности обучения школьников рисованию....

Районная научно-практическая конференция школьников Секция БИОЛОГИИ Несоответствие биологического и календарного возраста младших школьников и его влияние на обучение МКОУ Александровская ООШ Маслянинского район

Научно- практическая конференция в рамках декада науки и творчества для 7-8 классов по теме " Несоответствие биологического и календарного возраста младших школьников и его влияние на обучение"...

Методические рекомендации для родителей младших школьников "Режим дня в жизни школьника"

Задачи: 1.Показать родителям необходимость соблюдения правил гигиены и выполнения режима дня школьника. 2.Убедить родителей в необходимости формирования у ребенка привычки выполнения режима дня....

Памятка родителям младших школьников " Слабая самоорганизация у младших школьников"

Памятка в виде буклета создана для родителей младших школьников. Начальная школа - основа самоорганизации младших школьников. В памятке описываются причины слабой самоорганизации школьников, их послед...

Рабочая программа для 5-6 классов разработана на основе программы формирования психологического здоровья средних школьников «Тропинка к своему Я» к.п.н. Хухлаевой О.В. (Москва, 2011) и является продолжением программ занятий с младшими школьниками.

Рабочая программа для 5-6 классов разработана на основе программы формирования психологического здоровья средних школьников «Тропинка к своему Я» к.п.н. Хухлаевой О.В. (Москва, 2011) и явл...