«Индивидуальный подход в условиях реализации ФГОС»
методическая разработка по физкультуре

Даниловский Сергей Иванович

«Индивидуальный подход в условиях реализации ФГОС»

 

 

Особенности методики индивидуального подхода

 Проблема индивидуальных различий детей и их дифференцированного обучения давно волнует учителей и учёных и является не только социально-психологической и философской, но и собственно педагогической проблемой.

Индивидуальный подход к учащемуся можно обеспечить только в том случае, если педагог точно определит исходный уровень его обученности, индивидуальные способности, что возможно только на основе проведения тщательного тестирования. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

План программы: «Индивидуальный подход в условиях реализации ФГОС»

Даниловский С.И. учитель физической культуры

Первой категории

Особенности методики индивидуального подхода

 Проблема индивидуальных различий детей и их дифференцированного обучения давно волнует учителей и учёных и является не только социально-психологической и философской, но и собственно педагогической проблемой.

Индивидуальный подход к учащемуся можно обеспечить только в том случае, если педагог точно определит исходный уровень его обученности, индивидуальные способности, что возможно только на основе проведения тщательного тестирования. В дальнейшем, путем подбора необходимых средств обучения и проведения индивидуальных консультаций (в том числе и по поводу методики построения индивидуальной траектории обучения для данного конкретного учащегося) учащийся приобретает необходимые знания и умения в соответствии с поставленными учебными задачами.

На практике индивидуальное обучение в чистом виде используется сравнительно редко. Чаще всего индивидуальное обучение сочетается с дифференцированным обучением, то есть реализуется на основе дифференциации. Таким образом, личностно-ориентированное обучение по определению является обучением дифференцированным.

1. Осуществление индивидуального подхода требует изучения личности учащихся, выявления их индивидуальных особенностей.

2. Индивидуальный подход к учащимся должен обеспечивать рост показателей всех школьников, а не только отстающих.

3. Особое значение имеет выбор формы организации детей на уроке.

4. Распределение учащихся по отделениям на уроках физической культуры целесообразно проводить с учетом их подготовленности.

5. Индивидуализация методики обучения на уроках физической культуры должна предусматривать:

– создание доступных условий для выполнения упражнений в зависимости от особенностей развития двигательных качеств;

– методическую последовательность изучения учебного материала в соответствии с уровнем подготовленности каждого отделения.

Цель педагогического опыта – формирование личности каждого обучающегося, обладающей хорошим физическим здоровьем, способной адаптироваться к любым жизненным ситуациям, стремлением к постоянному самосовершенствованию.

Для решения поставленных задач осуществляю:

  -  мониторинг уровня физического развития и состояния здоровья     школьников;

  -  совершенствую формы и методы проведения уроков и внеклассных мероприятий, средств материально-технической базы;

  -  применяю метод личностно-ориентированного подхода.

    По результатам проведенного мониторинга выявлено, что на начало 2015-2018 учебного года

 70%  учащихся основной и средней школы отнесены к основной группе здоровья;

28% - к подготовительной;

2% - освобождены от занятий физической культурой. Таким образом, практически треть учащихся имеют как небольшие отклонения в здоровье и физическом развитии, так и серьезные заболевания, дающие полное освобождение от уроков физической культуры.

    В динамике от 5-го класса к старшему звену (10-11 класс) распределение по группам здоровья изменяется следующим образом:

5 класс

10-11 класс

 основная группа

62%

70%

подготовительная

28%

30%

специальная

2%

0%

 что свидетельствует о стабильном состоянии здоровья школьников, небольшом росте показателей за счет уменьшения количества учащихся в 10 классе.

   

В своей практической деятельности я использую следующие критерии и показатели:

Критерии

Показатели

Диагностический инструментарий

1.Сформированность двигательной активности обучающихся 5-11 кл.

1.1.Уровень развития физических качеств.

1.2.Сформированность техники движений.

1.3.Соответствие знаний требованиям государственного стандарта.

1.1.Система контрольных срезов, тестирование.

1.2.Наблюдения учителя.

1.3.Текущий опрос знаний, создание ситуации успеха

2.Ориентация обучающихся на здоровый образ жизни

2.1.Сформированность режима дня.

2.2.Сформированность двигательного режима.

2.3.Сформированность системы закаливания.

2.1.Анкетирование

2.2.Тестирование.

Ожидаемые результаты реализации поставленных задач:

  1. Повышение уровня физического и психического здоровья .
  2. Повышение уровня развития двигательных качеств школьника.
  3. Обеспечение статистического учета, контроля и анализа здоровья учащихся, повышение работоспособности детей.

внеклассной работы.

Теоретическая база проекта

В поиске путей, форм и методов активизации процесса физического обучения, воспитания и оздоровления  школьников опираюсь на передовой опыт, предлагаемый на страницах журнала «Физическая культура в школе», газеты «Спорт в школе» новинки методической литературы доктора педагогических наук В.И. Ляха, кандидата педагогических наук А.А. Зданевича, доктора педагогических наук А.П.Матвеева и др.

 Важной   проблемой   в  осуществлении  физического    воспитания является формирование мотива к занятиям физической культурой и спортом.

   Развитие ученика осуществляется не столько на основе знаний, умений и навыков, сколько по пути совершенствования личности, обучения ученика самостоятельно мыслить, принимать в жизни адекватные обстоятельствам решения. Эффективность  процесса физического воспитания школьников определяется следующими обстоятельствами:

 -  спортивная и учебно-материальная база для занятий;

 -  врачебный контроль и санитарно-гигиеническое состояние мест занятий;

 -  учебная работа по физкультуре;

 - физкультурно-оздоровительная работа в школе;

 -  внеклассная спортивно-массовая работа.          

         Для меня оптимальна технология физического воспитания школьников, направленная на формирование двигательного режима ученика и педагогическое поле моей деятельности выглядит так:

  - утренняя гимнастика;

  - динамическая перемена;

   - занятия в группе ОФП, творческое объединение «Лыжные гонки»;

  - общеобразовательный урок физической культуры;

  - физкультурно – оздоровительные и спортивно – массовые мероприятия.

      Для обеспечения оздоровительно-образовательного пространства школьников осуществляю:

 -  непрерывное самообразование;

 -  совершенствование методического уровня;

 -  ведение мониторинга уровня физического развития обучающихся;

 -  связь с детско-юношескими спортивными школами;

 -  связь с родителями;

 -  межпредметную связь;

  -  совместную работу с медицинским персоналом.

Делая вывод относительно использования индивидуального и дифференцированного подхода в практике, отмечаю основное: научить всех, и при этом стараться учесть особенности каждого ребёнка. Вопрос использования или не использования в педагогической практике дифференцированного и индивидуального подходов, считаю должен решиться однозначно в пользу их применения, особенно в малокомплектных школах – это лежит в основе повышения эффективности учебного процесса.

https://ppt4web.ru/images/2692/50521/640/img4.jpg

       

Список использованной литературы и интернет-ресурсы

1.В.А. Сухомлинский «Павлышская средняя школа», М., 1969г.

2. Учебное издание Программы общеобразовательных учреждений Комплексная программа физического воспитания учащихся 5-11 классов. В.И.Лях, М.Я. Виленского Издательство «Просвещение», 2016г

3. Данные мониторинга по физическому развитию и физической подготовленности школьников за 2017-2018 учебный год (авторские материалы).

4. Ссылка на интернет ресурс sportfiction.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СИСТЕМНО – ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС.

В условиях перехода российского образования на федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения происходит смена образовательной парадигмы, - от парадигмы знаний, умений и навык...

Из опыта работы: Разработка и описание ситуативного классного часа с использованием системно-деятельностного подхода в условиях реализации ФГОС СОО.

С введением ФГОС в некотором смысле изменилось содержание деятельности классного руководителя.  Планируя свою деятельность по организации работы с детским коллективом, педагог должен выбирать пра...

Интеллектуальные игры, как способ реализации компетентностного подхода в условиях реализации ФГОС второго поколения

Статья представляет личный опыт в проведении интеллектуальных игр в урочной и внеурочной деятельности...

Системно–деятельностный подход в условиях реализации ФГОС

Системно–деятельностный  подход в условиях реализации ФГОС...

“Образовательная деятельность в системе среднего профессионального образования на основе современных подходов в условиях реализации ФГОС СПО”

В своей статья я рассмотрела,какова роль педагога в современном процессе обучения.,какими компетенциями должен обладать будующий квалифицированный специалист....

Системно-деятельностный подход в условиях реализации ФГОС

Выступление на МО учителей математики 2018 г...

Повышение мотивации к изучению биологии через системно-деятельностный подход как условие реализации ФГОС

В данной разработке представлен материал в котором показаны какие можно использовать преемы и методы чтобы повысить мотивацию учеников к изучению такого предмета как биология....