Дополнительная общеразвивающая программа "Параллель"
рабочая программа по физкультуре
Направленность дополнительной общеразвивающей программы – спортивно-оздоровительная.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа "Параллель" | 216.5 КБ |
programma_parallel_cherney_s.a.pptx_1.pptx | 1020.37 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направленность дополнительной общеразвивающей программы – спортивно-оздоровительная.
Актуальность. Туристско-краеведческая деятельность во всех её формах способствует всестороннему развитию личности ребенка и направлена на совершенствование его интеллектуального, духовного и физического развития, способствует изучению природных особенностей нашей Родины, приобретению навыков самостоятельной деятельности, профилактике подростковой преступности, наркомании, алкоголизма и табакокурения.
Спортивный туризм — один из наиболее массовых видов спорта. Тысячи туристов ежегодно выходят на свои маршруты, находят средства и способы хотя бы на неделю-две выйти из города и окунуться в чарующий мир первозданной природы. Но там же и подстерегают опасности, от которых нас отучил комфорт. Не только путешественник, любой человек может оказаться в экстремальной ситуации, например, заблудиться в лесу.
Экстремальность ситуации — понятие субъективное. Одна и та же ситуация может быть экстремальной для городского жителя и обыденной для таежного охотника, и наоборот. Поэтому можно утверждать, что любой конфликт человека с природой всегда возникает по вине человека, поскольку природа беспристрастна и ведет себя одинаково со всеми. Сейчас не часто человеку приходится сталкиваться с действительно первобытной природой, однако для современного жителя может стать экстремальным даже поход за грибами, если при этом возникнут непредвиденные обстоятельства, например: резкое ухудшение погоды, лесной пожар, потеря ориентировки, препятствие на пути, травма и т.п.
К сожалению, современное образование в большинстве случаев не дает ответа на конкретные вопросы, связанные с выживанием человека в той или иной ситуации. А занятие туризмом позволяет на практике отработать возможные непредвиденные ситуации.
Педагогическая целесообразность программы. Туризм — это не только спорт. Это философия, образ и стиль жизни. Путешествуя, человек знакомится с родной страной, иногда попадая в условия, близкие к тем, в которых жили наши предки, на практике знакомится с бытом и традициями различных народов. И в один прекрасный момент он задумывается о своем месте в жизни. Именно отсюда и начинается патриотизм — с отождествления себя со страной, в которой живешь, с ее культурой и обычаями.
Новизна и отличительные особенности программы. Наш двадцатый век, а теперь и новый двадцать первый – век, далеко шагнувшего вперед технического прогресса, принес с собой множество негативных факторов, влияющих на здоровое развитие наших детей и подростков. Поэтому составляющей программы стал Здоровый Образ Жизни, который реализуется за счет введения в программу методик и технологий, ведущих обучающихся к постепенному физическому совершенствованию и формированию выносливости. Все это является важным фактором повышения мотивации к образовательно-воспитательной деятельности воспитанников. Учитывая суровость климата на территории Красноселькупского района (в течение семи-восьми месяцев температура воздуха отрицательная), методика проведения тренировок по спортивному туризму разработана как для занятий на открытом воздухе, так и в закрытых помещениях
Ожидаемый результат после завершения обучения по данной программе, это физическое и спортивное совершенствование, участие в спортивно-туристских мероприятиях районного, регионального, межрегионального и Российского уровней, участие в пеших и горных походах различных форм и различной категории сложности, выполнение нормативов спортивных квалификаций и разрядов.
Цель данной программы, через занятия спортивным туризмом сформировать физически здоровую личность, способную к саморазвитию.
Для выполнения цели ставятся следующие задачи:
- пропаганда туристско-спортивной деятельности;
- пропаганда здорового образа жизни через занятие спортом;
- участие в туристских соревнованиях, проводимых районом, крае;
- формирование из числа старших и наиболее опытных учащихся инструкторского звена, помогающего в реализации данной программы;
- изучение культуры и природы родного края через туристские походы.
- совершенствование мастерства в технике туризма и рост их спортивной квалификации (выполнение требований для присуждения очередных спортивных разрядов и званий);
- овладение знаниями, умениями и навыками в области топографии и ориентирования, организации туристского быта, основ медицины, экологии, краеведения;
- развитие природных способностей подростков посредством укрепления собственного здоровья, физического и интеллектуального саморазвития.
Программа рассчитана на 3 года обучения. Первый год – программа подготовительного уровня. Второй - третий год обучения предполагают совершенствование знаний, компетенции воспитанников, повышение их спортивной квалификации.
Программа рассчитана на обучающихся 7-17 лет. При поступлении в объединение специальной туристской подготовленности не требуется.
В основу реализации программы положена технология обучения, предусматривающая три уровня:
- минимальный;
- базовый;
- вариативный (творческий).
Минимальным уровнем знаний и умений должны овладеть все обучающиеся по окончании каждого последующего года обучения.
Базовым уровнем должны овладеть все обучающиеся при условии соблюдения правил коммуникативности в общении.
Вариативный (творческий) уровень предполагает индивидуальную работу, нацеленную на рост результатов в спортивном туризме, технике и тактике на дистанциях различного класса и уровня, туристских маршрутах. Обучающиеся, достигшие вариативного уровня, переходят к индивидуальному плану развития.
Самыми важными разделами программы являются технические и тактические приемы и способы, используемые на маршрутах и дистанциях, самые необходимые и обязательные элементы действий в туристских походах, поэтому занятия спортивным туризмом совершенствуют умения обучающихся передвигаться по незнакомой местности, преодолевать различные препятствия, встречающиеся на маршрутах и дистанциях.
Непременным компонентом обучения техники и тактики, которую в дальнейшем будут использовать воспитанники при преодолении дистанций спортивных состязаний, являются учебно-контрольные соревнования (УКС). Такие соревнования призваны определить достигнутый учащимися уровень технико-тактической специальной подготовки на момент их проведения. Учебно-контрольные соревнования обычно завершают определенный этап обучения темы, или же они могут быть предусмотрены планом подготовки спортсменов разного уровня мастерства (завершать определенный период тренировочного цикла, моделировать основные соревнования и пр.). Одновременно такие соревнования являются и эффективным средством обучения туристской технике и тактике, так как заставляют «работать» учащихся в обстановке приближенной к настоящим походным условиям: с преодолением характерных для данного вида похода естественных препятствий в условиях «дефицита» времени. Таким образом, учебно-контрольные соревнования не являются официальными стартами, их результаты не служат основанием для присвоения очередных разрядов и званий участникам. В то же время они важны для самих обучающихся, и, особенно для педагогов и тренеров, с точки зрения оценки промежуточных результатов туристской подготовки учащихся и корректировки ее планов.
Ожидаемым результатом и формой подведения итогов реализации данной общеразвивающей программы являются:
- промежуточная и итоговая аттестация воспитанников на каждом году обучения;
- учебно-контрольные соревнования;
- соревнования участников, проводимых в рамках туристических слетов и соревнований на уровне района, региона и пр.;
- участие в пеших, горных и водных походах 1,2 категории сложности.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
1 год обучения
№ | Наименование | Количество часов | ||
всего | теория | практика | ||
1. | Вводное занятие | 2 | 1 | 1 |
2. | Снаряжение | 4 | 2 | 2 |
3. | Узлы | 8 | 2 | 6 |
4. | Классификация и постановка спортивных дистанций | 12 | 2 | 10 |
5. | Отдельные технические приемы | 44 | 4 | 40 |
6. | Поход выходного дня (ПВД) | 28 | 2 | 26 |
7. | Учебно-контрольные соревнования | 8 | - | 8 |
8. | Соревнования «дистанции-пешеходные) | 12 | - | 12 |
9. | Учебно-тренировочный поход. | 26 | 2 | 24 |
ИТОГО: | 144 | 15 | 129 |
Содержание программы 1 года обучения
Вводное занятие. Цели и задачи. Планирование работы. Инструктаж.
Снаряжение. Основные требования к использованию снаряжения. Карабины, зажимы, спусковые устройства. Блоки и полиспасты. Индивидуальные страховочные системы. Экипировка участника.
Узлы. Специальные узлы, используемые на маршрутах и дистанциях.
Классификация и постановка спортивных дистанций. Дистанции и условия их прохождения. Технические этапы и блоки этапов.
Отдельные технические приемы. Переправа первого участника через различные препятствия. Организация страховочных перил, страховки и самостраховки. Движение по перилам. Самонаведение и снятие перил. Вертикальный и горизонтальный маятник. Транспортировка снаряжения.
Поход выходного дня (ПВД). Организация ПВД. План подготовки похода. Разработка маршрута, распределение обязанностей. Установка и снятие палатки. Разведение костра. Организация питания в походе. Топография и ориентирование. Организация временных укрытий и стоянок.
Учебно-контрольные соревнования (УКС). Подведение итогов курса обучения. Соревнования включают в себя личные и командные виды спортивно-туристических навыков.
Соревнования «дистанции-пешеходные». Подготовка и участие в соревнованиях для выполнения норм для присвоения спортивных разрядов.
Учебно-тренировочный поход. Маршрут и этапы похода включают в себя ориентирование, преодоление препятствий (переправы, овраги и пр.), организация ночлега и питания, распределение обязанностей в экипажах. Отличный способ проверить и подтвердить свои знания и умения на практике.
Учебно-тематический план
2 год обучения
№ | Наименование | Количество часов | |||
всего | теория | практика | |||
1. | Вводное занятие | 2 | 1 | 1 | |
2. | Снаряжение | 4 | 2 | 2 | |
3. | Оборудование и прохождение технических этапов | 8 | 2 | 6 | |
4. | Тактика | 12 | 2 | 10 | |
5. | Отдельные технические приемы | 44 | 4 | 40 | |
6. | Поход выходного дня (ПВД) | 28 | 2 | 26 | |
7. | Учебно-контрольные соревнования | 8 | - | 8 | |
8. | Соревнования «дистанции-пешеходные) | 12 | - | 12 | |
9. | Учебно-тренировочный поход. | 26 | 2 | 24 | |
ИТОГО: | 144 | 15 | 129 | 129 |
Содержание программы 2 года обучения
Вводное занятие. Цели и задачи. Инструктаж по безопасности.
Снаряжение. Снаряжение, применяемое командой или участником на дистанции для организации страховки, натяжения перил и переправ.
Оборудование и прохождение технических этапов. Этапы и блоки этапов. Организация страховки и самостраховки на блоках этапов. Групповое прохождение.
Тактика. Тактика спортсмена. Групповая тактика.
Отдельные технические приемы. Групповое прохождение дистанции и отдельных этапов. Виды страховок. Точки опоры. Транспортировка личного и командного снаряжения. Укладка бревна через водное препятствие и овраги.
Поход выходного дня (ПВД). Организация временных стоянок. Отработка навыков преодоления естественных препятствий (овраги, ручьи, болота). Ориентирование в заданном направлении.
Учебно-контрольные соревнования (УКС). Подведение итогов курса обучения. Соревнования включают в себя личные и командные виды спортивно-туристических навыков.
Соревнования «дистанции-пешеходные». Подготовка и участие в соревнованиях для выполнения норм для присвоения спортивных разрядов.
Учебно-тренировочный поход. Прохождение контрольно-туристического маршрута с организацией ночевок и выполнением специальных заданий по туристской технике и тактике.
Учебно-тематический план
3 год обучения
№ | Наименование | Количество часов | ||
всего | теория | практика | ||
1. | Вводное занятие | 2 | 1 | 1 |
2. | Ориентирование | 24 | 8 | 16 |
3. | Узлы | 10 | - | 10 |
4. | Техника пешеходного туризма | 30 | 2 | 28 |
5. | Лыжная подготовка | 18 | - | 18 |
6. | Общая физическая подготовка | 40 | 2 | 38 |
7. | Первая мед.помощь | 4 | - | 4 |
8. | Обязанности участников соревнований | 6 | - | 6 |
9. | Контрольно – комбинированный маршрут. Соревнование по технике туризма. | 10 | - | 10 |
ИТОГО: | 144 | 13 | 131 |
Содержание программы 3 года обучения
Вводное занятие. Цели и задачи. Инструктаж по безопасности.
Ориентирование. Определение своего местоположения относительно элементов окружающего пространства.
Узлы. Специальные узлы, используемые на маршрутах и дистанциях.
Техника пешеходного туризма. Основной целью является пешее преодоление маршрута по слабопересеченной местностью.
Лыжная подготовка. Прикладной вид физического воспитания связанный с умением передвигаться на лыжах по снегу.
Общая физическая подготовка. Процесс совершенствования двигательных физических качеств, направленных на всестороннее и гармоничное физическое развитие.
Первая мед.помощь. Комплекс экстренных медицинских мероприятий, проводимых внезапно заболевшему или пострадавшему на месте происшествия.
Обязанности участников соревнований. Знание правил соревнований, положение о соревнованиях, программу мероприятия и строго выполнять их требования.
Контрольно – комбинированный маршрут. Соревнование по технике туризма. Подготовка и участие в соревнованиях для выполнения норм для присвоения спортивных разрядов.
Методическое обеспечение
Для реализации образовательного процесса по программе туристического мастерства используются различные формы занятий, как в помещение (кабинет площадью 60,5 кв. м.), так и в природных условиях:
- игры;
- физические разминки;
- соревнования;
- беседы;
- конкурсы;
- походы выходного дня;
- экскурсии и т.д.
для проведения которых используется туристическое снаряжение:
- страховочная система (обвязка) (20 комп.);
- верёвка страховочно - спасательная статическая (600 м);
- карабины ((100 шт.);
- жумар (2 шт.);
- спусковое устройство (6 шт.);
- блок – ролики(4 шт.);
- каски (10 шт.);
- набор котелков (8 шт.);
- флажковое ограждение (200 м.);
- секундомер механический (2 шт.);
- коврик туристический (20 шт.);
- палатка трёхместная (4 шт.);
- компас (10 шт.);
- спальный мешок (10 шт.);
- рюкзак (10 шт.);
- тент туристический (2 шт.);
- лодка «ветерок» (1 шт.)
- гермомешки с рукоятями для транспортировки (2 шт.);
- фонарь туристический налобный (10 шт.)
Список использованной литературы
- Анфиногенов Т.К. «Туристско-краеведческая работа со школьниками» Новосибирск 1990г.
- Безопасность в альпинизме. Винокуров В.К. ФиС. 1983г.
- Круглов Ю.Г Основы безопасности и жизнедеятельности.. М., 1982.- 81
- Основы туристического мастерства В.М.Кожевникова, П.А.Николаева. Редкол.: Л.Г.Андреев, Н.И. Балашов, А.Г.Бочаров и др.- М.: Сов. Энциклопедия, 1987ю-752 с.
- Правила соревнований по туристской технике. ЦСТиЗ. 1989г.
- Панкеев Иван Детско–юношеский туризм. - М., Бета-сервис, 1998.-542 7.Федотов Ю.Н., Востоков И.Е. «Спортивно-оздоровительный Туризм» 2002г. 8. Правила по виду спорта «Спортивный туризм» Минспорттуризма России от “10” ноября 2010 г. № 1199.
9. Регламент проведения соревнований по группе дисциплин «дистанция-пешеходная». Москва 2009 г.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актуальность. Туристско-краеведческая деятельность во всех её формах способствует всестороннему развитию личности ребенка и направлена на совершенствование его интеллектуального, духовного и физического развития, приобретению навыков самостоятельной деятельности, профилактике подростковой преступности, наркомании, алкоголизма и табакокурения . Сейчас не часто человеку приходится сталкиваться с действительно первобытной природой, однако для современного жителя может стать экстремальным даже поход за грибами, если при этом возникнут непредвиденные обстоятельства, например: резкое ухудшение погоды, лесной пожар, потеря ориентировки, препятствие на пути, травма и т.п. К сожалению, современное образование в большинстве случаев не дает ответа на конкретные вопросы, связанные с выживанием человека в той или иной ситуации. А занятие туризмом позволяет на практике отработать возможные непредвиденные ситуации.
Цель программы: через занятия спортивным туризмом сформировать физически здоровую личность, способную к саморазвитию. Задачи: пропаганда туристско-спортивной деятельности; пропаганда здорового образа жизни через занятие спортом; участие в туристских соревнованиях, проводимых муниципальном и районом изучение культуры и природы родного края через туристские походы. совершенствование мастерства в технике туризма и рост их спортивной квалификации овладение знаниями, умениями и навыками в области топографии и ориентирования, организации туристского быта, основ медицины, краеведения; развитие природных способностей подростков посредством укрепления собственного здоровья, физического и интеллектуального саморазвития.
Направленность программы – спортивно-оздоровительная.
Для реализации образовательного процесса по программе «Параллель» используются различные формы занятий, как в помещение (кабинет площадью 60,5 кв. м.), так и в природных условиях:
Туризм — это не только спорт. Это философия, образ и стиль жизни. Путешествуя, человек знакомится с родной страной, иногда попадая в условия, близкие к тем, в которых жили наши предки, на практике знакомится с бытом и традициями различных народов. И в один прекрасный момент он задумывается о своем месте в жизни. Именно отсюда и начинается патриотизм — с отождествления себя со страной, в которой живешь, с ее культурой и обычаями.
Муниципальное учреждение дополнительного образования « Толькинский центр дополнительного образования детей» с.Толька
Заключение В ходе реализаций программы воспитанники обретают физическое, духовное, интеллектуальное развитие. Участвуют в различных мероприятиях поселкового и районного уровней спортивно –туристической направленности: это - однодневные и трехдневные походы, соревнования на фрироуп трассах, экстремальные походы в зимнее время и т.д. В походах и на экскурсиях воспитанники объединяются в одно целое, становятся как одна большая дружная семья. Вместе придумывают, сочиняют, играют. Каждый может проявить свою индивидуальность, быть равным и чуть впереди, здесь приветствуется дружба и любознательность, любовь к природе.
Спасибо за внимание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактический материал по дополнительному образованию "Знакомимся с цифрами" (в рамках дополнительной общеобразовательной программы (дополнительная общеразвивающая программа). "Веселый счет ")
Знакомство детей с цифрами в стихотворной форме....
Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) «Музыкальная шкатулка»
Дополнительная общеразвивающая программа по музыке для детей с отклонениями в умственном развитии. В ней подробно описаны этапы, разделы программы и ее актуальность для данной категории детей....
Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) военно-патриотической направленности «Патриоты Отечества»
Возраст детей 12-16 летКак известно, патриотическое воспитание неразрывно связано с другими видами воспитания – нравственным, гражданским, демократическим, правовым, экологическим. Муниципальное ...
«Формирование психологического базиса для полноценного развития детей с ОВЗ, в дальнейшей социальной адаптации в обществе» путем реализации комплексной дополнительной образовательной программы (дополнительной общеразвивающей программы) «Надежда»
Дети с ограниченными возможностями здоровья – сложная категория детей, требующая к себе повышенного внимания, заботы и понимания.Одним из факторов психологического базиса для развития высших психическ...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА – ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ. «ДОМИСОЛЬКА»
программа кружка вокального пения...
Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа «Фольклор в школе» объединения Фольклорный ансамбль «Коляда» и «Девичье поле»
Программа «Фольклор в школе», является модифицированной общеразвивающей программой, которая составлена на основе типовых программ дополнительного образования детей по фольклору: «Народное пение» Науме...
Дополнительная общеразвивающая программа дополнительного образования детей на курс « Изучение английского языка в образовательной области « Филология» сверх часов и сверх программ, предусмотренных федеральными государственными образовательными стандарта
Программа обеспечивает развитие интеллектуальных общеучебных умений, творческих способностей у учащихся, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности ребенка, по...