Дополнительная общеразвивающая программа "Параллель"
рабочая программа по физкультуре

Черней Сергей Андреевич

 Направленность дополнительной общеразвивающей программы  – спортивно-оздоровительная.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Программа "Параллель"216.5 КБ
Файл programma_parallel_cherney_s.a.pptx_1.pptx1020.37 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Направленность дополнительной общеразвивающей программы  – спортивно-оздоровительная.

Актуальность. Туристско-краеведческая деятельность во всех её формах способствует всестороннему развитию личности ребенка и направлена на совершенствование его интеллектуального, духовного и физического развития, способствует изучению природных особенностей нашей Родины,  приобретению навыков самостоятельной деятельности, профилактике подростковой преступности, наркомании, алкоголизма и табакокурения.

Спортивный туризм — один из наиболее массовых видов спорта. Тысячи туристов ежегодно выходят на свои маршруты, находят средства и способы хотя бы на неделю-две выйти из города и окунуться в чарующий мир первозданной природы. Но там же и подстерегают опасности, от которых нас отучил комфорт. Не только путешественник, любой человек может оказаться в экстремальной ситуации, например, заблудиться в лесу.

Экстремальность ситуации — понятие субъективное. Одна и та же ситуация может быть экстремальной для городского жителя и обыденной для таежного охотника, и наоборот. Поэтому можно утверждать, что любой конфликт человека с природой всегда возникает по вине человека, поскольку природа беспристрастна и ведет себя одинаково со всеми. Сейчас не часто человеку приходится сталкиваться с действительно первобытной природой, однако для современного  жителя может стать экстремальным даже поход за грибами, если при этом возникнут непредвиденные обстоятельства, например: резкое ухудшение погоды, лесной пожар, потеря ориентировки, препятствие на пути, травма и т.п.

К сожалению, современное  образование в большинстве случаев не дает ответа на конкретные вопросы, связанные с выживанием человека в той или иной ситуации. А занятие туризмом позволяет на практике отработать возможные непредвиденные ситуации.

Педагогическая целесообразность программы. Туризм — это не только спорт. Это философия, образ и стиль жизни. Путешествуя, человек знакомится с родной страной, иногда попадая в условия, близкие к тем, в которых жили наши предки, на практике знакомится с бытом и традициями различных народов. И в один прекрасный момент он задумывается о своем месте в жизни. Именно отсюда и начинается патриотизм — с отождествления себя со страной, в которой живешь, с ее культурой и обычаями.

Новизна и отличительные особенности программы. Наш двадцатый век, а теперь и новый двадцать первый – век, далеко шагнувшего вперед технического прогресса, принес с собой множество негативных факторов, влияющих на здоровое развитие наших детей и подростков. Поэтому составляющей программы стал Здоровый Образ Жизни,  который реализуется за счет введения в программу методик и технологий, ведущих обучающихся к постепенному физическому совершенствованию и формированию выносливости. Все это является важным фактором повышения мотивации к образовательно-воспитательной деятельности воспитанников. Учитывая суровость климата на территории Красноселькупского района (в течение семи-восьми месяцев температура воздуха отрицательная), методика проведения тренировок по спортивному туризму разработана как для занятий на открытом воздухе, так и в закрытых помещениях

Ожидаемый результат после завершения обучения по данной программе, это физическое и спортивное совершенствование, участие в спортивно-туристских мероприятиях районного, регионального, межрегионального и Российского уровней, участие в пеших и горных походах различных форм и различной категории сложности, выполнение нормативов спортивных квалификаций и разрядов.

Цель  данной программы, через занятия спортивным туризмом сформировать физически здоровую личность, способную к саморазвитию.

Для выполнения цели ставятся следующие задачи:

  • пропаганда туристско-спортивной деятельности;
  • пропаганда здорового образа жизни через занятие спортом;
  • участие в туристских соревнованиях, проводимых районом, крае;
  • формирование из числа старших и наиболее опытных учащихся инструкторского звена, помогающего в реализации данной программы;
  • изучение  культуры и природы родного края через туристские походы.
  • совершенствование мастерства в технике туризма и рост их спортивной квалификации (выполнение требований для присуждения очередных спортивных разрядов и званий);
  • овладение знаниями, умениями и навыками в области топографии и ориентирования, организации туристского быта, основ медицины, экологии, краеведения;
  • развитие природных способностей подростков посредством укрепления собственного здоровья, физического и интеллектуального саморазвития.

Программа рассчитана на 3 года обучения.  Первый год – программа подготовительного уровня. Второй - третий год обучения предполагают совершенствование  знаний, компетенции воспитанников, повышение их спортивной квалификации.

Программа рассчитана на обучающихся 7-17 лет.  При поступлении в  объединение специальной туристской подготовленности не требуется.

В основу реализации программы положена технология обучения, предусматривающая три уровня:

    - минимальный;

    - базовый;

    - вариативный (творческий).

Минимальным уровнем знаний и умений должны овладеть все обучающиеся по окончании каждого последующего года обучения.

Базовым уровнем должны овладеть все обучающиеся при условии соблюдения правил коммуникативности в общении.

Вариативный (творческий) уровень предполагает индивидуальную работу, нацеленную  на рост результатов в спортивном туризме, технике и тактике на дистанциях различного класса и уровня, туристских маршрутах. Обучающиеся, достигшие вариативного уровня, переходят к индивидуальному плану развития.

Самыми важными разделами программы являются технические и тактические приемы и способы, используемые на маршрутах и дистанциях, самые  необходимые и обязательные элементы действий в туристских походах,  поэтому занятия спортивным туризмом совершенствуют умения обучающихся передвигаться по незнакомой местности, преодолевать различные препятствия, встречающиеся на маршрутах и дистанциях.  

Непременным компонентом обучения  техники и тактики, которую в дальнейшем будут использовать воспитанники при преодолении дистанций спортивных состязаний, являются учебно-контрольные соревнования (УКС). Такие соревнования призваны определить достигнутый учащимися уровень технико-тактической специальной подготовки на момент их проведения. Учебно-контрольные соревнования  обычно завершают определенный этап обучения темы, или же они могут быть предусмотрены планом подготовки спортсменов разного уровня мастерства (завершать определенный период тренировочного цикла, моделировать основные соревнования и пр.). Одновременно такие соревнования являются и эффективным средством обучения туристской технике и тактике, так как заставляют «работать» учащихся в обстановке приближенной к настоящим походным условиям: с преодолением характерных для данного вида похода естественных препятствий в условиях «дефицита» времени. Таким образом, учебно-контрольные соревнования не являются официальными стартами, их результаты не служат основанием для присвоения очередных разрядов и званий участникам. В то же время они важны для самих обучающихся, и, особенно для педагогов и тренеров, с точки зрения оценки промежуточных результатов туристской подготовки учащихся и корректировки ее планов.

Ожидаемым результатом и формой подведения итогов реализации данной общеразвивающей  программы являются:

  • промежуточная и итоговая аттестация воспитанников на каждом году обучения;
  • учебно-контрольные соревнования;
  • соревнования участников, проводимых в рамках туристических слетов и соревнований на уровне района, региона и пр.;
  • участие в пеших, горных и водных  походах 1,2 категории сложности.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

1 год обучения

Наименование

Количество часов

всего        

теория  

практика

1.

Вводное занятие

2

1

1

2.

Снаряжение

4

2

2

3.

Узлы

8

2

6

4.

Классификация и постановка спортивных дистанций

12

2

10

5.

Отдельные технические приемы

44

4

40

6.

Поход выходного дня (ПВД)

28

2

26

7.

Учебно-контрольные соревнования

8

-

8

8.

Соревнования «дистанции-пешеходные)

12

-

12

9.

Учебно-тренировочный поход.

26

2

24

ИТОГО:

144

15

129

Содержание программы 1 года обучения

Вводное занятие. Цели и задачи. Планирование работы. Инструктаж.

Снаряжение. Основные требования к использованию снаряжения. Карабины, зажимы, спусковые устройства. Блоки и полиспасты. Индивидуальные страховочные системы. Экипировка участника.

Узлы.  Специальные узлы, используемые на маршрутах и дистанциях.

Классификация и постановка спортивных дистанций. Дистанции и условия их прохождения. Технические этапы и блоки этапов.

Отдельные технические приемы. Переправа первого участника через различные препятствия. Организация страховочных перил, страховки и самостраховки. Движение по перилам. Самонаведение и снятие перил. Вертикальный и горизонтальный маятник. Транспортировка снаряжения.

Поход выходного дня (ПВД). Организация ПВД. План подготовки похода. Разработка маршрута, распределение обязанностей. Установка и снятие палатки. Разведение костра. Организация питания в походе. Топография и ориентирование. Организация временных укрытий и стоянок.

Учебно-контрольные соревнования (УКС).  Подведение итогов курса обучения. Соревнования включают в себя личные и командные виды спортивно-туристических навыков.

Соревнования «дистанции-пешеходные». Подготовка и участие в соревнованиях для выполнения норм для присвоения спортивных разрядов.

Учебно-тренировочный поход. Маршрут и этапы похода включают в себя ориентирование, преодоление препятствий (переправы, овраги и пр.), организация ночлега и питания, распределение обязанностей в экипажах. Отличный способ проверить и подтвердить свои знания и умения на практике.

Учебно-тематический план

2 год обучения

Наименование

Количество часов

всего        

теория  

практика

1.

Вводное занятие

2

1

1

2.

Снаряжение

4

2

2

3.

Оборудование и прохождение технических этапов

8

2

6

4.

Тактика

12

2

10

5.

Отдельные технические приемы

44

4

40

6.

Поход выходного дня (ПВД)

28

2

26

7.

Учебно-контрольные соревнования

8

-

8

8.

Соревнования «дистанции-пешеходные)

12

-

12

9.

Учебно-тренировочный поход.

26

2

24

ИТОГО:

144

15

129

129

Содержание программы 2 года обучения

Вводное занятие. Цели и задачи. Инструктаж по безопасности.

Снаряжение. Снаряжение, применяемое командой или участником на дистанции для организации страховки,  натяжения перил и переправ.

Оборудование и прохождение технических этапов. Этапы и блоки этапов. Организация страховки и самостраховки на блоках этапов. Групповое прохождение.

Тактика. Тактика спортсмена. Групповая тактика.

Отдельные технические приемы. Групповое прохождение дистанции и отдельных этапов. Виды страховок. Точки опоры. Транспортировка личного и командного снаряжения. Укладка бревна через водное препятствие и овраги.

Поход выходного дня (ПВД). Организация временных стоянок. Отработка навыков преодоления естественных препятствий (овраги, ручьи, болота). Ориентирование в заданном направлении.

Учебно-контрольные соревнования (УКС).  Подведение итогов курса обучения. Соревнования включают в себя личные и командные виды спортивно-туристических навыков.

Соревнования «дистанции-пешеходные». Подготовка и участие в соревнованиях для выполнения норм для присвоения спортивных разрядов.

Учебно-тренировочный поход. Прохождение контрольно-туристического маршрута с организацией ночевок и выполнением специальных заданий по туристской технике и тактике.

 

Учебно-тематический план

3 год обучения

Наименование

Количество часов

всего        

теория  

практика

1.

Вводное занятие

2

1

1

2.

Ориентирование

24

8

16

3.

Узлы

10

-

10

4.

Техника пешеходного туризма

30

2

28

5.

Лыжная подготовка

18

-

18

6.

Общая физическая подготовка

40

2

38

7.

Первая мед.помощь

4

-

4

8.

Обязанности участников соревнований

6

-

6

9.

Контрольно – комбинированный маршрут.  Соревнование по технике туризма.

10

-

10

ИТОГО:

144

13

131

        

 Содержание программы 3 года обучения

Вводное занятие. Цели и задачи. Инструктаж по безопасности.

Ориентирование. Определение своего местоположения относительно элементов   окружающего пространства.

Узлы.  Специальные узлы, используемые на маршрутах и дистанциях.

Техника пешеходного туризма. Основной целью является пешее преодоление маршрута по слабопересеченной местностью.

Лыжная подготовка. Прикладной вид физического воспитания связанный с умением передвигаться на лыжах по снегу.

Общая физическая подготовка. Процесс совершенствования двигательных физических качеств, направленных на всестороннее и гармоничное физическое развитие.

Первая мед.помощь. Комплекс экстренных медицинских мероприятий, проводимых внезапно заболевшему или пострадавшему на месте происшествия.

Обязанности участников соревнований. Знание правил соревнований, положение о соревнованиях, программу мероприятия и строго выполнять их требования.

Контрольно – комбинированный маршрут.  Соревнование по технике туризма. Подготовка и участие в соревнованиях для выполнения норм для присвоения спортивных разрядов.

     

Методическое обеспечение

Для реализации образовательного процесса по программе туристического мастерства используются различные формы занятий, как в помещение (кабинет площадью 60,5 кв. м.), так и в природных условиях:

  • игры;
  • физические разминки;
  • соревнования;
  • беседы;
  • конкурсы;
  • походы выходного дня;
  • экскурсии и т.д.

для проведения которых используется туристическое снаряжение:

  • страховочная система (обвязка) (20 комп.);
  • верёвка страховочно - спасательная статическая (600 м);
  • карабины ((100 шт.);
  • жумар (2 шт.);
  • спусковое устройство (6 шт.);
  • блок – ролики(4 шт.);
  • каски (10 шт.);
  • набор котелков (8 шт.);
  • флажковое ограждение (200 м.);
  • секундомер механический (2 шт.);
  • коврик туристический (20 шт.);
  • палатка трёхместная (4 шт.);
  • компас (10 шт.);
  • спальный мешок (10 шт.);
  • рюкзак (10 шт.);
  • тент туристический (2 шт.);
  • лодка «ветерок» (1 шт.)
  • гермомешки с рукоятями для транспортировки (2 шт.);
  • фонарь туристический налобный (10 шт.)

Список использованной литературы

  1.  Анфиногенов Т.К. «Туристско-краеведческая работа со школьниками» Новосибирск 1990г.
  2. Безопасность в альпинизме. Винокуров В.К. ФиС. 1983г.
  3. Круглов Ю.Г Основы безопасности и жизнедеятельности.. М., 1982.- 81
  4. Основы туристического мастерства В.М.Кожевникова, П.А.Николаева. Редкол.: Л.Г.Андреев, Н.И. Балашов, А.Г.Бочаров и др.- М.: Сов. Энциклопедия, 1987ю-752 с.
  5. Правила соревнований по туристской технике. ЦСТиЗ. 1989г.
  6. Панкеев Иван  Детско–юношеский туризм. - М., Бета-сервис, 1998.-542 7.Федотов Ю.Н., Востоков И.Е. «Спортивно-оздоровительный Туризм»      2002г.                                                                                                                   8.  Правила по виду спорта «Спортивный туризм» Минспорттуризма          России от “10” ноября 2010 г. № 1199.

9.  Регламент проведения соревнований по группе дисциплин «дистанция-пешеходная». Москва 2009 г.

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Дополнительная общеразвивающая программа по спортивному туризму «Параллель» Автор программы: Черней Сергей Андреевич педагог дополнительного образования МУДО «ТЦДОД»

Слайд 2

Актуальность. Туристско-краеведческая деятельность во всех её формах способствует все­стороннему развитию личности ребенка и направлена на совершенствование его интеллектуального, духовного и физического развития, приобретению навыков самостоятельной деятельности, профилактике подростковой преступности, наркомании, алкоголизма и табакокурения . Сейчас не часто человеку приходится сталкиваться с действительно первобытной природой, однако для современного жителя может стать экстремальным даже поход за грибами, если при этом возникнут непредвиденные обстоятельства, например: резкое ухудшение погоды, лесной пожар, потеря ориентировки, препятствие на пути, травма и т.п. К сожалению, современное образование в большинстве случаев не дает ответа на конкретные вопросы, связанные с выживанием человека в той или иной ситуации. А занятие туризмом позволяет на практике отработать возможные непредвиденные ситуации.

Слайд 3

Цель программы: через занятия спортивным туризмом сформировать физически здоровую личность, способную к саморазвитию. Задачи: пропаганда туристско-спортивной деятельности; пропаганда здорового образа жизни через занятие спортом; участие в туристских соревнованиях, проводимых муниципальном и районом изучение культуры и природы родного края через туристские походы. совершенствование мастерства в технике туризма и рост их спортивной квалификации овладение знаниями, умениями и навыками в области топографии и ориентирования, организации туристского быта, основ медицины, краеведения; развитие природных способностей подростков посредством укрепления собственного здоровья, физического и интеллектуального саморазвития.

Слайд 4

Направленность программы – спортивно-оздоровительная.

Слайд 5

Для реализации образовательного процесса по программе «Параллель» используются различные формы занятий, как в помещение (кабинет площадью 60,5 кв. м.), так и в природных условиях:

Слайд 6

Туризм — это не только спорт. Это философия, образ и стиль жизни. Путешествуя, человек знакомится с родной страной, иногда попадая в условия, близкие к тем, в которых жили наши предки, на практике знакомится с бытом и традициями различных народов. И в один прекрасный момент он задумывается о своем месте в жизни. Именно отсюда и начинается патриотизм — с отождествления себя со страной, в которой живешь, с ее культурой и обычаями.

Слайд 8

Муниципальное учреждение дополнительного образования « Толькинский центр дополнительного образования детей» с.Толька

Слайд 9

Заключение В ходе реализаций программы воспитанники обретают физическое, духовное, интеллектуальное развитие. Участвуют в различных мероприятиях поселкового и районного уровней спортивно –туристической направленности: это - однодневные и трехдневные походы, соревнования на фрироуп трассах, экстремальные походы в зимнее время и т.д. В походах и на экскурсиях воспитанники объединяются в одно целое, становятся как одна большая дружная семья. Вместе придумывают, сочиняют, играют. Каждый может проявить свою индивидуальность, быть равным и чуть впереди, здесь приветствуется дружба и любознательность, любовь к природе.

Слайд 10

Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) «Музыкальная шкатулка»

Дополнительная общеразвивающая программа по музыке для детей с отклонениями в умственном развитии. В ней подробно описаны этапы, разделы программы и ее актуальность для данной категории детей....

Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) военно-патриотической направленности «Патриоты Отечества»

Возраст детей 12-16 летКак известно, патриотическое воспитание неразрывно связано с другими видами воспитания – нравственным, гражданским, демократическим, правовым, экологическим. Муниципальное ...

«Формирование психологического базиса для полноценного развития детей с ОВЗ, в дальнейшей социальной адаптации в обществе» путем реализации комплексной дополнительной образовательной программы (дополнительной общеразвивающей программы) «Надежда»

Дети с ограниченными возможностями здоровья – сложная категория детей, требующая к себе повышенного внимания, заботы и понимания.Одним из факторов психологического базиса для развития высших психическ...

Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа «Фольклор в школе» объединения Фольклорный ансамбль «Коляда» и «Девичье поле»

Программа «Фольклор в школе», является модифицированной общеразвивающей программой, которая составлена на основе типовых программ дополнительного образования детей по фольклору: «Народное пение» Науме...

Дополнительная общеразвивающая программа дополнительного образования детей на курс « Изучение английского языка в образовательной области « Филология» сверх часов и сверх программ, предусмотренных федеральными государственными образовательными стандарта

Программа обеспечивает  развитие  интеллектуальных общеучебных умений, творческих способностей у учащихся, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности ребенка, по...