Здоровьесберегающие технологии
методическая разработка по физкультуре
Предварительный просмотр:
Здоровьесберегающие технологии
(Использование подвижных игр на переменах)
- Здоровьесберегающая деятельность
Диспанцеризация 2018 года показала, что нынешние дети менее здоровы.
С рождения до семилетнего возраста – 15% детей имеющих проблемы со здоровьем,
Здоровье учащихся разрушает
- Наследственность 20-25%,
- Экологическая обстановка 15-20 %,
- Состояние здравоохранения 8-10%,
- Образ жизни (школа 20-40%) 55%.
Здоровье – многомерное понятие, это полное физическое, душевное и социальное благополучие, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.
В школе на здоровье учащихся влияют:
- Характер оценивания учителями работы учеников,
- Не соответствующие технологии,
- Не соблюдение санитарно-гигиенических правил,
- Не достаточная грамотность родителей.
- Провалы в обучении физического воспитания.
Здоровьесберегающая деятельность учителя заключается в:
- рациональном чередовании учебной нагрузки,
- включении в урок приемов психологической разгрузки,
- включении в урок динамических нагрузок,
- соблюдении требований СанПин к состоянию учебных помещений,
- введение динамических перемен.
На сколько учебный процесс обеспечивает качество жизни учащихся по аспектам (нравственному, физическому, психологическому, социальному)?
« Наша школа не учит самому главному – быть счастливым человеком», - эта мысль академика Д.С.Лихачева, высказанная им однажды в интервью, должна стать для нас одним из оснований в организации работы с детьми.
- Динамические перемены
Одной из форм организации физкультурно-массовой работы в режиме школьного дня являются подвижные игры. Они проводятся в группах продленного дня перед самостоятельной подготовкой домашних занятий, а также очень эффективны на удлиненных переменах. Их целью является активный отдых, укрепление здоровья, закаливание, повышение умственной и физической работоспособности, выработка привычки к систематическим занятиям физическими упражнениями. Во время удлиненной перемены рекомендуются упражнения с мячами, скакалками, лазание и перелезание, элементы танцев, подвижные игры, элементы спортивных игр, спортивные аттракционы и другое. Продолжительность подвижных перемен 15-45 минут. К концу занятий интенсивность упражнений должна снижаться, чтобы учащиеся были готовы к выполнению следующего урока. Содержание и организацию подвижных перемен разрабатывает учитель физической культуры, а непосредственное их проведение возлагается на учителей и учащихся дежурных классов. Для поддержания интереса учащихся состав упражнений, места занятий, форма и организация проведения должны быть вариативными.
- Подвижные игры
Прятки наоборот
Эта веселая игра для большой компании. Игроки закрывают глаза и громко считают до сорока, а ведущий прячется. Через некоторое время один игрок отправляется искать ведущего (а все остальные в это время так же громко считают до сорока). Если игрок успевает найти ведущего, то прячется вместе с ним. Если нет – выходит из игры. Затем ведущего ищет следующий игрок. И так далее. В конце остается один игрок, который разыскивает целую толпу детей спрятавшихся весте с ведущим (обычно их выдает хихиканье).
Охота Французская игра
Нужно не меньше 10 игроков. 1 из них - охотник. Все становятся в кружок вокруг него. Он подбрасывает мяч вверх, игроки разбегаются. Когда мяч отскочит от земли, охотник ловит его и кидает в любого игрока. Если промахивается, то бежит за мячом и бросает оттуда, где найдет. В кого попал мяч, тот становится собакой охотника – может ловить мяч и кидать охотнику. Игроки тоже могут ловить мяч и «отбивать собак». Собака, в которую попал игрок, снова становится игроком.
Неправильный хор
Каждый игрок вспоминает любую песню. Главное хорошо знать все слова. Ведущий хлопает один раз – и все начинают петь, но только про себя. После один раз. И тут же надо снова петь про себя, Побеждает тот, кто допоет до конца и ни разу того, кА ведущий хлопнет два раза, надо продолжать петь вслух, как можно громче. Очень сложно не сбиться и не перепутать слова. А хитрый ведущий может опять хлопнуть один раз. И тут же надо снова петь про себя. Побеждает тот, кто допоет до конца и ни разу не собьется.
Школа Эстонская игра
На земле или полу рисуется игровое поле из 10 квадратиков-классов. Считалочкой выбирают учителя. Он вытягивает сжатые кулаки вперед (в одной руке у его камешек). Ученик должен угадать, в какой руке камешек. Если угадал, то бросает камешек с черты в квадратик первого класса. Если попал, то угадывает снова. И так до первой ошибки. Потом очередь переходит к следующему ученику, и так по кругу. Когда подходит очередь, ученики начинают с тог места, на котором ошиблись. Выигрывает тот, кто раньше всех «закончит школу».
Салки – замиралки
Для этой игры нужно не меньше 6 человек. Чертится игровое поле 10 на 10 метров. Считалочкой выбирают водящего. Если много играющих, то выбирают больше водящих - по одному на каждую пятерку игроков. По команде водящие начинают гоняться за игроками, стараясь их осалить. Осаленный игрок должен замереть. Его может «спасти» другой игрок, прикоснувшись к нему. Когда все игроки осалены – игра закончена.
Угадай слово!
Встаньте в круг. В центре круга – ведущий с мячом в руках. Он называет любую тему (например, «животные» или «растения») и кидает мяч кому-то из игроков. При этом ведущий говорит первую часть слова, относящегося к выбранной теме, а игрок, который ловит мяч, должен догадаться, что это за слово. Не угадал – выходит из круга. В конце игры остается один победитель.
Колпак
Эта игра для 4 и более человек. Нужно склеить из картона 2 колпака и вырезать 20 колей такого размера, чтобы они могли надеваться на колпак. Игроки делятся на 2 команды. Каждой команде выдается колпак и 10 колец. По одному игроку из каждой команды надевают колпаки и отходят от команды на 5 шагов. По сигналу игроки каждой команды начинают набрасывать кольца на колпак своего соратника. Подбирать упавшие кольца нельзя! Команда, на колпаке которой будет в конце игры больше колец, выигрывает.
Черепаха
На земле рисуют круг (гнездо). Туда кладут 5 камней )яйца). Ведущий (черепаха) охраняет яйца в гнезде. Остальные стоят за кругом и стараются выкрасить и спрятать яйца. Кого черепаха поймает, становится ведущим. Если все яйца украли, черепаха должна их найти или исполнить фант – станцевать или спеть.
Слепые котята
Эта игра минимум для троих человек. Но можно играть и командами. Понадобятся 14 кубиков и два стула. Ставят стулья на расстоянии 2 метров друг от друга в одном конце комнаты. В другом конце кладут на пол кубики. Двоим игрокам завязывают глаза. По сигналу ведущего они должны взять по одному кубику и принести каждый на свой стул. Кто раньше принесет свои кулики, тот и победил.
Птицы Эстонская игра
Эта игра для большой компании. Считалочкой выбирают водящего и ястреба. Остальные игроки – птицы. Водящий потихоньку дает название каждой птице: воробей, ласточка, ворона… Прилетает ястреб, ведущий начинает с ним разговор: «Зачем пришел?» - «За птицей!» - «За какой?». Ястреб называет, Если такая птица есть, она убегает, а ястреб пытается ее осалить. Осаленная птица выбывает. Если названной птицы нет, Ястреб уходит и приходит снова. Игра продолжается, пока ястреб не переловит всех птиц.
Необычный волейбол
Проведите разделительную линию. Разбейтесь на две команды и встаньте по разные стороны линии. Он становится в центре линии и подбрасывает воздушный шарик. Игроки должны дуть на шарик, не давая ему упасть на своей территории. Трогать шарик руками нельзя! Та команда, которой удастся задуть шарик на территорию противника, получает 1 очко. Побеждает команда, набравшая больше очков.
Тактика
Эта игра для двух игроков. Рисуем на бумаге игровое поле 4 на 4 клетки. Выставляем фишки на все клетки. Это могут быть шашки, пуговицы, что угодно. Кто первым ходит – решает жребий. Игроки начинают по очереди убирать фишки с поля. За один ход можно убрать от 1 до 4 фишек, стоящих в одном ряду. Проигрывает тот, кто последним уберет фишку с поля.
Цепи Казахская игра
Чем больше игроков, тем лучше. Все делятся на две команды. Игроки каждой команды берутся за руки и выстраиваются в цепи друг напротив друга. По сигналу от одной из команд отделяется игрок и бежит в цепь противника, пытаясь ее разорвать. Если ему это удалось, он уводит двоих игроков в свою цепь. Если цепь не разорвалась, он остается в команде противника.
Повелитель мяча
Ведущий становится спиной к игрокам и кидает мяч через голову. Каждый из участников старается поймать мяч. Тот, кто сумеет поймать мяч 3 раза (не обязательно подряд), становится повелителем мяча и меняется с ведущим местами. По правилам, после каждого броска мяча игроки тоже должны меняться местами.
Что внутри?
Приготовь приз и заверни его в лист бумаги, а сверху напиши загадку. Заверни еще раз и напиши новую загадку. Чем больше листов с загадками – тем интересней и веселей. Посади всех в круг и дай сверток одному. Он читает первую загадку про себя. Если знает ответ, говорит его вслух и разворачивает первый лист. Если не может отгадать загадку, читает ее вслух и передает сверток тому, кто первым скажет правильный ответ. Приз достается человеку, который развернул последний лист.
Невидимки
Нарисуйте круг. В него становятся двое ведущих, которым завязывают глаза. Все остальные участники превращаются в «невидимок». Они должны по очереди пройти через круг так, чтобы ведущие их не увидели и не поймали. Если кто-то из игроков попался, он становится на место одного из ведущих.
Ловись, рыбка!
Каждый игрок привязывает к поясу длинную нитку с палочкой на конце. Нужно прыгать на палочки друг друга так, чтобы обрывать их. Участник, потерявший палочку, выходит из игры. Побеждает тот, кто сумеет оборвать больше всех палочек, а свою сохранит.
Кто хозяин?
Зимой. Все варежки перемешайте. Выберете ведущего и того, кто будет отгадывать. Отгадчику завяжите глаза. Ведущий достает по одной варежке и спрашивает: «Кто хозяин?». Отгадчик называет. И до тех пор, пока все варежки не будут разобраны. Если у кого-то оказалась пара одинаковых варежек – его очередь угадывать!
- Итоги
Элементы физической культуры могут быть использованы помимо самого урока физкультуры – на других уроках и переменах: физкультминутах, физкультпаузах, динамических (подвижных) переменах.
Такой активный отдых призван решать целый ряд задач:
- Предупреждение раннего умственного утомления и восстановление умственной работоспособности активизацией мозгового кровообращения и переключением внимания;
- Устранение застойных явлений в кровообращении и дыхательной системе упражнениями в глубоком дыхании и в ритмичных чередованиях сокращений и расслаблений мышц, обеспечивающих аккомодацию глаза;
- Устранение неблагоприятных последствий длительного растяжения и расслабления мышц спины, отвечающих за осанку и другое
- Удовлетворенность в эмоциональном состоянии;
- Удовлетворение потребности в общении;
- Нахождение способов самореализации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательном процессе учреждений дополнительного образования" - Сборник материалов всероссийской конференции "Актуальные подходы в вопросах здоровьесберегающей и инновационной деятельности ОУ"
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"3982930","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"339"}}]]Статья "Здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательном ...
Здоровьесберегающие технологии.Правила построения урока с позиции здоровьесберегающих технологий
Любые технологии должны удовлетворять принципам здоровье сбережения (Н.К. С мирнов) «Не навреди!» – все применяемые методы, приемы, используемые средства должны быть обоснованными, проверен...
ПЛАН- КОНСПЕКТ УРОКА С ПРИМЕНЕНИЕМ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ. РАЗДЕЛ: «ТЕХНОЛОГИЯ ОБРАБОТКИ КОНСТРУКЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ. ТЕХНОЛОГИИ РУЧНОЙ ОБРАБОТКИ ДРЕВЕСИНЫ И ДРЕВЕСНЫХ МАТЕРИАЛОВ» ТЕМА УРОКА: «ПОНЯТИЯ: ИЗДЕЛИЯ И ДЕТАЛЬ. ГРАФИЧЕСКОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ ДЕТА
Автором представлен конспект урока по технологии для 5 класса (мальчики). На данном уроке учитель формирует первоначальные графические навыки, умения работать с инструментами , изготавливать про...
Конспект урока по русскому языку в 5 классе разработан в соответствии с требованиями ФГОС с использованием современных образовательных технологий (технология проблемного обучения, технология групповой деятельности, здоровьесберегающие технологии, информац
Цель урока: познакомить учащихся с творчеством русского художника, развивать образное мышление, речь, зрительную память, умение анализировать свои впечатления; побуждать интерес к изобразительному иск...
Проект: «Использование здоровьесберегающих технологий в музыкальной деятельности». Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях».
Проект: «Использование здоровьесберегающих технологий в музыкальной деятельности». Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях»....
Конспект занятия для детей старшей группы с использованием педагогических технологии: икт, здоровьесберегающие технологии, игровые технологии. Тема. «В гостях у сказки «Репка». (Дифференциация звуков (ш-ж) в словах.)
Конспект занятия для детей старшей группыс использованием педагогических технологии: икт, здоровьесберегающие технологии, игровые технологии.Тема. «В гостях у сказки «Репка».(Диффере...
Конспект занятия для детей средней группы с использованием педагогических технологии: икт, здоровьесберегающие технологии, игровые технологии. Тема. «В гостях у сказки «Теремок». (Лексическая тема «Мебель».)
Конспект занятия для детей средней группыс использованием педагогических технологии: икт, здоровьесберегающие технологии, игровые технологии.Тема. «В гостях у сказки «Теремок».(Лекси...