"Методика развития двигательных качеств на уроках физической культуры методом круговой тренировки".
методическая разработка по физкультуре (8 класс)
Методика
Скачать:
Предварительный просмотр:
Выступление
"Методика развития двигательных качеств на уроках физической культуры методом круговой тренировки".
Введение
В последние годы усиливается роль физической культуры в обеспечении здорового образа жизни населения России, меняется социальный статус физической культуры. Перед общеобразовательной школой стоит непростая задача - воспитание гармонически развитой личности. Успешное выполнение школьной комплексной программы по физическому воспитанию сегодня немыслимо без разнообразного и всестороннего применения современных средств и методов обучения, направленных на формирование здорового образа жизни и укрепление здоровья обучающихся. Модернизация системы физического воспитания в школе требует реализации комплекса мер, именно поэтому приоритетным методом сохранения и укрепления здоровья детей и подростков в общеобразовательных организациях является рациональное использование различных средств и форм физического воспитания для повышения эффективности уроков физической культуры.
Внедрение инновационных технологий обучения сопровождается интенсификацией обучения, увеличением недельной нагрузки, количества времени на выполнение домашних заданий. Все это приводит к снижению уровня двигательной активности учащихся, что впоследствии негативно сказывается на состоянии здоровья подрастающего поколения (увеличение количества сердечно-сосудистых заболеваний, нарушение осанки, ожирение и др.)
Другой острой проблемой школьной физкультуры становится уменьшение мотивации к занятиям физической культурой при переходе от класса к классу. Младшие школьники активно занимаются физической культурой на уроках и в спортивных секциях, участвуют в соревнованиях, спортивных праздниках. В подростковом возрасте у тех, кто не занимается в спортивных секциях, интерес уменьшается, а в старших классах вообще угасает. Падение интереса школьников к физической культуре можно связать с появлением других, более сильных интересов, например, сети Интернет.
Таким образом, возникает противоречие между заказом государства – воспитание здорового поколения и реальным положением дел в школе. Для того, чтобы вырастить здоровое и физически развитое поколение, необходимо на уроках физической культуры и внеклассных занятиях создавать благоприятные условия, стремиться к повышению мотивации ребенка к занятиям физической культурой и спортом через воспитание волевых качеств и формирование двигательных умений и навыков. Учителю физической культуры следует строить свою работу таким образом, чтобы к моменту окончания школы каждый выпускник мог самостоятельно выбрать вид индивидуальных занятий, необходимые средства для решения поставленных задач, методы работы, грамотно и правильно выполнять физические упражнения, оценивать физическую нагрузку, а главное – имел сформированное представление о здоровом образе жизни и способах сохранения и укрепления собственного здоровья.
Показатели физической подготовленности обучающихся являются одним из главных критериев физического здоровья, основой любого вида спорта, а развитие двигательных (кондиционных и координационных) способностей является одной из главных задач предмета «Физическая культура» в общеобразовательных учреждениях. В настоящее время стало появляться множество научных данных о низком уровне физической подготовленности большой части школьников нашей страны. Совершенствование методических подходов к повышению кондиционных возможностей организма школьников стимулирует поиск новых, более рациональных путей решения данной проблемы.
Встаёт вопрос выбора наиболее эффективных методов преподавания физической культуры. Повышение эффективности и качества физического воспитания школьников всегда находится в центре внимания педагогов, и одним из направлений решения этой проблемы является оптимизация содержания уроков физической культуры на основе применения метода круговой тренировки.
Актуальность выбранной темы «Развитие двигательных качеств на уроках физической культуры методом круговой тренировки» связана с тем, что традиционная система физического воспитания в общеобразовательных школах становится менее эффективной в современных социальных условиях и требует незамедлительных мер по обновлению ее структуры и содержания. Актуальность темы возрастает в связи с введением в Российской Федерации Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса ГТО, в рамках которого осуществляется тестирование, позволяющее определить уровень развития двигательных качеств и прикладных двигательных умений и навыков школьников, участвующих в испытаниях. Предлагаемая методическая разработка создает предпосылки для улучшения уровня физического развития и физической подготовленности обучающихся, развития устойчивого интереса к урокам физической культуры, успешного овладения необходимыми умениями и навыками, способствует подготовке к выполнению учебных нормативов и тестовых испытаний ВФСК ГТО.
Цель методической разработки: создание условий для улучшения физического развития и физической подготовленности обучающихся
Оздоровительные задачи:
1.Формировать устойчивую потребность обучающихся в физической культуре и здоровом образе жизни.
2.Формировать на доступном уровне необходимые знания в области гигиены, медицины, физической культуры.
3. Формировать жизненно важные двигательные навыки и умения, способствующие укреплению здоровья.
Образовательные задачи:
1. Способствовать в процессе обучения развитию основных двигательных качеств.
2.Способствовать созданию условий и их реализации обучающимися для самостоятельного решения двигательных задач.
3. Обращать внимание на постановку частных задач при обучении отдельным двигательным действиям.
Воспитательные задачи:
1. Способствовать проявлению смелости, решительности, уверенности в своих силах.
2. Создавать условия для выполнения упражнений, направленных на преодоление трудностей.
3. Учить бережному отношению к инвентарю.
4.Способствовать созданию условий для проявления положительных эмоций.
Основная часть
Термин “круговая тренировка” имеет два аспекта. Первый - “круговая тренировка” как способ организации урока, позволяющий закреплять и совершенствовать двигательные умения и навыки, второй - как метод развития физических качеств наряду с другими методами: равномерным, повторным, переменным и интервальным.
Исходя из этого, можно дать определение: круговая тренировка - это наиболее прогрессивная организационно-методическая форма занятий, направленная на закрепление и совершенствование двигательных умений и навыков, развитие двигательных качеств; это поточное, последовательное выполнение комплекса физических упражнений. «Круговой» ее называют потому, что упражнения выполняются по кругу, состоящему из нескольких «станций» («станция» - место, на котором выполняется упражнение). В методическом отношении круговая тренировка представляет процесс строго регламентированного упражнения с точным нормированием нагрузки и отдыха. Строгая регламентация процесса упражнения в круговой тренировке обеспечивается объективной оценкой достигнутой работоспособности.
К основным физическим качествам относят силу, быстроту, выносливость, ловкость и гибкость. Дополнительно различают так называемые комплексные качества: силовую или скоростную выносливость, скоростно-силовые качества и другие, однако практически ни одно физическое качество не существует в чистом виде. Метод круговой тренировки действительно способствуют всестороннему развитию организма занимающихся, поскольку в работу включаются все основные группы мышц, сердечно-сосудистая и дыхательная системы, а самое главное, повышается эмоциональный настрой занимающихся. Результат такого построения занятий – высокая их плотность и значительно больший объем выполняемой работы. По преимущественной направленности тренировочного эффекта в круговой тренировке применяют силовые, скоростные, скоростно-силовые упражнения, направленные на развитие быстроты, ловкости, выносливости и гибкости, по характеру мышечного сокращения – в основном динамические.
Заключение
Применение метода круговой тренировки имеет следующие неоспоримые преимущества:
1.Обеспечивается оптимальный уровень нагрузки, адекватный физическому состоянию каждого учащегося, что способствует положительной динамике показателей физической подготовленности.
2. Позволяет избежать монотонности урока. Быстрая смена физических упражнений дает возможность получить физическую нагрузку на все мышечные группы и избежать при этом местного утомления.
3. В урок включаются простые и доступные упражнения, не требующие сложного оборудования мест занятия.
4. Воспитывается устойчивый интерес учащихся к уроку физической культуры, желание увлеченно заниматься физическими упражнениями не только на уроках физкультуры, но и во внеурочное время, а также вести здоровый образ жизни.
5. Значительно повышается двигательная активность учащихся.
6. Создает условия для самостоятельной работы учащихся и ситуации успеха, дает возможность проявить себя.
7. Этот метод позволяет учащимся регулярно проверять свои физические возможности.
8. Наличие соревновательного элемента заставляет ребят концентрировать свои усилия и внимание на выполнении упражнений.
9. Данный метод позволяет регулярно поощрять не только сильных, но и слабых учащихся, сумевших добиться улучшения своих результатов.
Использование метода круговой тренировки, благодаря достижению высокой моторной плотности урока, способствует не только совершенствованию двигательных навыков и физических качеств, но и повышает их устойчивость. На протяжении многих лет своей работы в школе комплексно использую различные методы и приемы, но предпочтение отдаю методу круговой тренировки, так как считаю, что этот метод наиболее эффективен для решения цели всестороннего развития основных двигательных качеств. Приведенные выше положительные стороны круговой тренировки позволяют рекомендовать ее как для уроков физкультуры, так и занятий в спортивных секциях.
Новизна представленного мной опыта состоит в том, что:
1. На основе длительного использования и результатов проведенного эксперимента обоснована эффективность применения метода круговой тренировки с целью оптимизации содержания учебного процесса и его положительного воздействия на уровень развития физических качеств занимающихся
2. Разработаны и находят применение комплексы круговой тренировки с учетом возрастных особенностей обучающихся применительно к условиям сельской общеобразовательной школы
3. созданы карточки с комплексами упражнений по различным разделам программы
4. для реализации данной методической разработки используется разнообразный спортивный инвентарь и нестандартное оборудование, как в спортивном зале, так и на пришкольной спортивной площадке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование процесса круговой тренировки для развития двигательных качеств на уроках физической культуры.
Хорошая физическая подготовленность является основой высокой работоспособности во всех видах учебной деятельности учащихся.Труд школьника - в основном труд умственный, требующий постоянной концентраци...
Методы контроля за развитием двигательных качеств на уроках физической культуры
В данной работе представлены слайды по мониторингу тестовых занятий по физической культуре, которые проводятся ежегодно в начале и в конце учебного года. Затем ведется отслеживание всех физических кач...
Дифференцированный подход к физкультурному образованию.Развитие двигательных качеств на уроках физической культуры и во внеурочное время.
Дается понятие о дифференцированном подходе к учащимся и о его актуальности. Выделяются аспекты дифференцированного подхода на уроках физической культуры.Дается информация о системе приемов организаци...
Развитие двигательных качеств на уроках физической культуры
Ребенок наследует от родителей определенные способности к двигательной деятельности, но развивает их как естественным путем в самостоятельных играх, так и посредством целенаправленных упражнений в шко...
Статья на тему " Развитие двигательных качеств на уроках физической культуры"
Процесс воспитания двигательных качеств является одним из основных вопросов при проведении уроков физической культуры.Одно из определений физическим двигательным качествам дал Б.А....
Развитие двигательных качеств на уроках физической культуры методом круговой тренировки в условиях сельской школы
Настоящая разработка создана в соответствии с Комплексной программой физического воспитания учащихся 1-11 классов (В.И.Лях, 2005), утвержденной Министерством образования и науки РФ, и федеральны...
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта «Развитие двигательных качеств на уроках физической культуры»
Физические качества всегда тесно связаны с двигательными умениями и навыками, а также с волевыми качествами: проявление быстроты, силы, выносливости, требует соответствующих проявлений настойчивости, ...