Игра в баскетбол, как средство воспитания Методическое сообщение
учебно-методический материал по физкультуре
Об игре, игровом поведении и об играющих написано много как справедливого и верного, так и противоречивого и неточного. Игра - не порождение скоропроходящей моды - это феномен, отличающийся особым постоянством; объединяющий время, эпохи, поколения. Игра не поддаётся определению с помощью однозначной дефиниции, однако само понятие игры неразрывно связано со свободой, доброй волей, удовольствием, радостью. Игра – это неотъемлемый элемент жизни , человеческой культуры , связывающий поколения. Педагогика связывает игру и игровое поведение с процессами воспитания, образования и развития личности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskoe_soobshchenie.docx | 25.66 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ «Школа «Содружество»
Игра в баскетбол, как средство воспитания
Методическое сообщение
Автор: учитель физической культуры Еременко Е.В.
Москва
2017
Умеренно и своевременно занимающийся физическими упражнениями человек не нуждается ни в каком лечении, направленном на устранение болезни.
Об игре, игровом поведении и об играющих написано много как справедливого и верного, так и противоречивого и неточного. Игра - не порождение скоропроходящей моды - это феномен, отличающийся особым постоянством; объединяющий время, эпохи, поколения. Игра не поддаётся определению с помощью однозначной дефиниции, однако само понятие игры неразрывно связано со свободой, доброй волей, удовольствием, радостью. Игра – это неотъемлемый элемент жизни , человеческой культуры , связывающий поколения. Педагогика связывает игру и игровое поведение с процессами воспитания, образования и развития личности.
Психологической основой игры является господство чувств в душе ребёнка, свобода их выражения, искренние смех, слёзы, восторг, то есть та естественная эмоциональная сущность ребёнка, которая ищет выражение, как в физической так и в психической сферах. При этом у него формируется умение различать собственные мышечные ощущения: плавность, темп, ритм, амплитуду движений, появляется моторная ловкость. Игра формирует личность ребёнка. Развитость движений – один из показателей правильного нервно-психического развития. К. Д. Ушинский, говоря об игре, отмечал, что в ней формируются все стороны души человеческой: ум, сердце, воля.
Специально организованную игровую деятельность, включающую подвижные игры, эстафеты, спортивные игры по упрощённым правилам, игровые задания относятся к игровому методу.
Для того чтобы удачно подобрать подвижную игру, важно учитывать не только интересы детей, но и возрастные особенности их физического и психического развития. В возрасте 10-12 лет у детей наблюдается заметное развитие координационных способностей, силы, быстроты, что ведёт к лучшему управлению своим телом и способности к более сложным подвижным играм. Развитие оперативного мышления , устойчивость внимания и заинтересованность характеризует психику детей этого возраста. В этом возрасте формируются и укрепляются волевые качества, ярче проявляются самостоятельность, смелость, инициатива и решительность. Дети демонстрируют дисциплинированность , активность и выдержку .
Из педагогической практики известно, что хороший организатор и педагог должен обладать способность до предела сокращать расстояние между собой и детьми, Игра является тем инструментом, который позволяет взрослому раскрыть свои педагогические способности, а так же развить духовный мир ребят, направляя их инициативу и творческую активность в нужное русло. От умения взрослого «подать « игру , задать нужный тон и настроение , предоставить каждому участнику возможность проявить свои лучшие качества зависит конечный результат игры. Спортивные игры – это виды игровых состязаний, основой которых являются различные технические и тактические приёмы поражения в процессе противоборства определённой цели спортивным снарядом (обычно им является мяч спортивный, целью — ворота, площадка и т.д.)
Объединяющим признаком тех и других игр является общность оздоровительных, образовательных и воспитательных задач, вызываемый ими эмоциональный подъем, возможность совершенствования движений. Однако если в подвижных играх дети используют разносторонние действия, проявляя при этом творческую инициативу, то в играх с элементами спортивных игр существует некоторое ограничение движении, Определяемое спецификой и точностью техники двигательных действий данной игры. В составе команд установленное число участников, обязанности их распределены, продолжительность игры ограничена во времени, правила определяют точность двигательных действий. Условия проведения игр требуют подготовленного места, разметки площадки, соответствующего оборудования, инвентаря. В указанных играх дети получают правильные навыки, отвечающие общим требованиям техники спортивных игр.
Передача и ловля мяча «В ритме шага». Учащиеся, стоя лицом друг к другу в парах на расстоянии вытянутой вперед руки, перекатывают мяч в кисти партнера. Принимающий при взятии мяча сгибает руки и приносит его к груди. Мяч нужно удерживать не ладонью, а подушечками пальцев. Имитация передавать мяч двумя руками от груди. Стоя в две шеренги, передача мяча двумя руками от груди. То же, только ловля с шагом навстречу мячу (приближаясь и удаляясь, приставными шагами в любом направлении, ловя мяч до и после остановки). Передача и ловля мяча после его ведения.
Ведение мяча «Мяч под контролем». Ведение мяча на разной высоте; правой и левой рукой; с остановками, ускорениями, поворотами, переводами с одной руки на другую и т.п.
Броски мяча «Точно в цель». Броски на точность после какого-либо дополнительного движения, например, после удара мяча о пол. Броски мяча на точность в группах – чья группа быстрее наберет определенное число попаданий мяча в корзину.
«Суммарный баскетбол». Класс делится на четыре команды. Участники каждой команды рассчитываются по порядку. Игроки с одинаковыми порядковыми номерами из каждой команды собираются в разных частях спортивного зала и в течение 3–5 мин. проводят игру на одно кольцо. Можно организовать игру «Снайпер» (попадание в цель). По окончании игрового времени все набранные игроками с одинаковым порядковым номером очки суммируются, и определяется команда-победительница.
«Школа маневрирования». Учащиеся в группах выполняют беговые упражнения: с ускорением, изменением направления и скорости движения, остановкой и др.; отрабатывают различные способы передач, бросков и ведения мяча, а затем выполняют эти приемы на оценку. Результаты обсуждаются.
Передача мяча с места. Оценивается исходное положения и рабочая фаза – одновременное выполнение движений руками и выпрямление ног.
Броски. Оценивается правильный вынос рук вверх для броска, координированное движение рук в сочетании с движениями ног и полное выпрямление тела на завершающей стадии броска с учетом правильной работы кисти.
Ведение мяча. Оценивается управление отскоком мяча – не шлепать по мячу ладонью, толкать мяч вниз, разгибая кисть и предплечье.
Игра по ходу урока «Перехвати мяч». Учащиеся становятся в круг. Передача мяча по кругу одной рукой от плеча в одну и другую стороны. Направление передач можно изменять по сигналу и произвольно. То же, но в кругу находятся два игрока, которые стараются перехватить мяч.
Игра по ходу урока «Лучший дриблинг». Учащиеся делятся на команды по 4–5 человек. В каждой команде один мяч. По сигналу первые игроки команд выполняют ведение мяча – до 5 ударов – и без остановки передают мяч следующему в команде. Упражнение выполняется каждым игроком. За остановку или падение мяча команде начисляется одно штрафное очко. Выигрывает команда, у которой меньше штрафных очков. В начале игры проводится пробная попытка. Как вариант игры может выбираться разное число ударов мяча при ведении.
Ходьба и бег с одновременным выполнением упражнений по заданию учителя (на внимание, укрепление стопы, формирование осанки), а также специальные упражнения баскетболиста: передвижения приставным шагом, чередование видов приставных шагов по звуковому сигналу, бег с остановкой, разворотом и сменой направления, прыжки на обеих ногах с продвижением вперед и другие задания.
В парах отрабатываются основные способы действий:
- в нападении: ведение, передачи и ловля мяча, броски мяча в кольцо с места, после передачи, после ведения мяча;
- в защите: перемещения в защитной стойке, упражнения в пассивном и активном противодействии ведению, передаче мяча.
Организация и проведение малых баскетбольных игр: двусторонний мини-баскетбол по упрощенным правилам, игра в одно кольцо, подвижные игры с элементами баскетбола и другие. Определить правила игры, наметить план и цель учебной игры.
Баскетбол - популярная спортивная игра. За свою более чем вековую историю он снискал огромное число почитателей во всем мире. Присущие ему высокая эмоциональность и зрелищность, многообразие проявления физических качеств и двигательных навыков, интеллектуальных способностей и психических возможностей привлекают к игре всевозрастающий интерес миллионов поклонников и у нас в стране.
Баскетбол состоит из естественных движений (ходьба , бег , прыжки, ) и специфических двигательных действий без мяча (остановки, повороты, передвижения приставными шагами, финты и т.д.), а также с мячом (ловля , передачи , ведение , броски). Противоборство, целями которого являются взятие корзины соперника и защита своей, вызывает проявление всех жизненно важных для человека физических качеств: скоростных, скоростно-силовых и координационных, гибкости и выносливости. В работу вовлекаются практически все функциональные системы его организма, включаются основные механизмы энергообеспечения. Достижение спортивного результата требует от играющих целеустремленности, настойчивости, решительности, смелости, уверенности в себе, чувства коллективизма.
Такое всестороннее и комплексное воздействие на занимающихся дает право считать баскетбол не только увлекательным видом спорта, но и одним из наиболее действенных средств физического и нравственного воспитания в различные возрастные периоды.
Взаимосвязь между навыками техники игры и физическими качествами широко используется в отечественной системе воспитания и образования. Для гармоничного физического развития дошкольников и младших школьников проводят подвижные игры и эстафеты с элементами баскетбола, а также двусторонние матчи по мини-баскетболу. Школьники среднего и старшего возраста имеют возможность заниматься баскетболом на уроках физической культуры и в спортивных секциях, а наиболее одаренных приглашают систематически заниматься в группы подготовки ДЮСШ и СДЮШОР.
Заключение.
|
8 Подвижные игры для детей с нарушением в развитии. Л, В, Шапков 2002 год
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Баскетбол как средство физического и нравственного воспитания учащихся.
В данной статье раскрываются возможности использования на уроках физической культуры игры баскетбол для развития физических и нравственных качеств учащихся....
Методическое сообщение на РМО учителей - логопедов
В материале представлен конспект индивидуального занятия с обучающейся 2-го класса по программе для ГУО, логопедическое представление, цель и задачи, этапы занятия, самоанализ....
Методическое сообщение на тему: "Коллективное музицирование как средство мотивации к обучению"
В основу образовательного процесса ДМШ положена концепция развивающего обучения, согласно которой работа над приобретением и совершенствованием исполнительских навыков и умений находится в неразрывной...
Подвижные игры - как средство, подводящее к обучению игре в баскетбол
В методическом пособии предложен вариант обучения игре в баскетбол с использованием подвижных игр....
«Народные игры и танцы как средство воспитания » .
В детском быту есть свои традиции. Одна из них – это заимствование игр детьми друг от друга, младшего поколения от более старшего. Кто придумал эти игры (“харах симсии”, “Биьилэх кутуута” и др.)...
Методическое пособие «Подвижные игры - как средство, подводящее к обучению игре в баскетбол».
Обучение основным приемам в баскетболе, через подвижные игры...
Статья "Игра в баскетбол как средство воспитания"
В статье рассмотрены способы воспитания школьников через игру в баскетбол"...