Подвижные игры - как средство, подводящее к обучению игре в баскетбол
учебно-методическое пособие по физкультуре по теме
В методическом пособии предложен вариант обучения игре в баскетбол с использованием подвижных игр.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа № 457 с углублённым изучением английского языка Выборгского района Санкт-Петербурга
Методическое пособие
«Подвижные игры - как средство, подводящее к обучению игре в баскетбол».
Политова Лариса Николаевна учитель физической культуры ГБОУ школы № 457
Санкт-Петербург 2011г
Содержание
Введение……………………………………………………………………….3
Цель и задачи………………………………………………………………….5
Глава 1. Проведение уроков с использованием игровых форм.
1.1 Место игры в учебном процессе………………………………………..................................................6
1.2 Организация и проведение подвижных игр…...............……………....7
Глава 2. Технико-тактические действия в баскетболе.
2.1 Обучение основным приемам в баскетболе, через подвижные игры………………………………………………………………………10
2.2 Подвижные игры, применяемые в обучении…………………………....................................................................12
Заключение…………………………………………………………………....17
Список литературы……………………………………………………...……18
Приложение…………………………………………………………………...19
ВВЕДЕНИЕ
« Не может быть педагога, который не умел бы играть» А.С.Макаренко.
Игра является спутником детства, где человек открывает для себя вечно обновляющийся мир. Понять природу игры - значит познать природу детства. Школьный возраст - наиболее благоприятное время для включения игр в процесс развития и воспитания. Играя, дети и подростки развиваются физически и умственно, закаляются в волевом отношении, лучше узнают друг друга. Великий русский педагог К.Д.Ушинский, говоря об игре, отмечал, что в ней формируются все стороны души человеческой:его ум,сердце,воля. В игре не только выражаются наклонности ребенка и сила его души, но и сама игра имеет большое влияние на развитие детских способностей,а следовательно и на будущую судьбу. Игра, как объект информации не представляет для детей неопределенности. Процесс игры связан с приятными физическими и двигательными действиями. В игре всегда заложен элемент нового,непознанного. Ведь одна и та же игра,даже периодически повторяемая,не похожа на предыдущие варианты,действия ее участников не идентичны. Она всегда проходит по-новому и таит в себе много неожиданностей. Таким образом,уже одно предвкушение предстоящей игры вызывает у детей положительные эмоции,приятное волнение,причем это проявляется перед началом игры безотносительно к предполагаемым результатам: закончится участие в игре победой или поражением. Однако есть ряд учащихся у которых пропадает потребность в движении. Восстановить этот пробел реальнее и легче с помощью игр. Дети, которые мало играют в младшем школьном возрасте,становясь подростками уже плохо адаптируются в игре,некоторые даже комплексуют. Игра становится для них – проблемным звеном в обучении,что иной раз приводит к нежеланию ходить на уроки. Такие дети часто замыкаются,не идут на контакт с учащимися и учителем,бывает даже конфликтуют. Чтоб они встречались реже, необходимо вовлечь учащихся в игровой процесс на занятиях физической культурой, используя все средства,одно из которых – игра. В данном методическом пособии предлагаются конкретные рекомендации по методике и организации обучению игре в баскетбол с использованием игрового метода через подвижные игры. Предложенный перечень и содержание подвижных игр для учащихся 12-15 лет. Данное пособие может быть использовано педагогами дополнительного образования, учителями, детьми и их родителями.
ЦЕЛЬ: Обосновать использование подвижных игр, подводящих к обучению игре в баскетбол.
ЗАДАЧИ:
- Указать о значимости игры в учебном процессе.
- Раскрыть методику проведения и обучения подвижным играм.
- Показать последовательность обучения основным приемам баскетбола и перехода к игре в баскетбол, используя подвижные игры.
- Ознакомить с подвижными играми, подводящими к баскетболу.
ГЛАВА 1. Проведение уроков с использованием игровых форм.
1.1 Место игры в учебном процессе.
Подвижные игры и игровые упражнения занимают особое место на уроках физической культуры. Включение игр в урок всегда вызывает у детей положительную реакцию,особый интерес при обучении и закреплении умений и навыков.Обучение движениям нередко носит однообразный характер,что естественно приводит к снижению интереса на уроках и утомлению.Представьте,что выберет ребенок развивая выносливость,игру в баскетбол или монотонный бег по беговой дорожке? Наверняка он выберет игру. От бега он быстро устанет и продолжить его не захочет, а играть будет с удовольствием, потратив столько же сил сколько и в беге,не ощущая при этом усталости.Физическая нагрузка в форме игровых упражнений,делает урок интересным и лучше развивает учащихся.Именно в этом заключается одна из положительных сторон подвижных игр.В младшем школьном возрасте закладываются основы игровой деятельности,направленные на разучивание элементарных игровых умений(держание мяча,ловля мяча,передачи,броски мяча) и технико-тактические взаимодействия(выбор места,взаимодействие с партнером, командой и соперником),необходимые при дальнейшем овладении спортивной игрой в среднем и старшем школьном возрасте.Специально подобранные игровые упражнения,выполняемые индивидуально, в группах, командах, подвижные игры и задания с мячом создают неограниченные возможности для развития прежде всего координационных(ориентирование в пространстве,быстрота реакции и перестроения двигательных действий,точность дифференцирования и оценивания пространственных,временных и силовых параметров движений,способность к согласованию отдельных движений в целостные комбинации) и кондиционных(скоростных,силовых,выносливости) способностей, а также всевозможных этих групп способностей.Одновременно материал по спортивным играм оказывает многостороннее влияние на развитие психических процессов учащихся(восприятие,внимание,память,мышление,воображение и др.),воспитание нравственных и волевых качеств,что обусловлено необходимостью соблюдения правил и условий игровых упражнений и самой игры,согласования индивидуальных,групповых и командных взаимодействий партнеров и соперников.
1.2 Организация и проведение подвижных игр.
Игровой метод в работе с детьми способствует успешному решению задач всех видов подготовки.При выборе и проведении игры нельзя не учитывать возрастных особенностей детей,их подготовленности,количества учащихся,организованностии и дисциплинированности,наличие спортивного инвентаря,соотвествующего их физическому развитию и условий для проведения уроков.Рекомендуется сначала проводить простые игры с элементарными правилами.От простых игр следует переходить к более сложным,предъявляющим все более высокие требования к развитию и совершенствованию координации движений,физических качеств,с более сложными правилами,требующими инициативы и сообразительности.С приобретением двигательного опыта и появлением у детей интереса к коллективным действиям,рекомендуется включать в урок игры с элементами соревнований в парах(в беге, прыжках,упражнениях с мячом).В дальнейшем можно проводить более сложные соревновательные игры.Например,в игре «Охотники и утки» можно разрешить четвероклассникам передавать мяч партнерам только двумя руками или только одной рукой от плеча,в пятом классе-выполнять передачи с шагом,а затем проводить эту игру с двумя мячами.В частности в упражнениях с мячом сначала желательно пользоваться волейбольными мячами,а затем баскетбольными,начиная с меньшего размера.Объяснять правила игры надо кратко,так как дети стремятся как можно быстрее начать игру.Дети младшего школьного возраста очень активны,каждый из них стремится быть водящим. Водящих назначать более умелых учащихся,поощряя их тем самым,и менять их почаще. Проведение игры начинают с размещения участников на игровом поле,назначая капитанов или водящих. Непосредственно перед объяснением желательно снизить физическую нагрузку в предыдущем упражнении. Тогда учащиеся немного отдохнут и лучше воспримут сказанное. Объясняя игру,нужно так разместить учащихся,чтобы они хорошо видели и слышали учителя. Лучше всего,чтобы играющие были расставлены в исходное положение для проведения игры. Если в начале игры ребята становятся в круг,то учитель располагается не в середине круга,а в цепи играющих. Если класс разделен на две команды и они выстроены одна против другой на значительном расстоянии,то перед объяснением можно сблизить команды,а затем развести их на исходные позиции. В ряде случаев объяснение игры сопроваждается показом типичных двигательных действий и наиболее выгодных,тактических приемов и комбинаций. В командных играх детей надо постепенно приучать к точному соблюдению правил,развивать у них активность и творческую инициативу,добиваться сознательной дисциплины. Если учащиеся в игре допускают часто одну и ту же ошибку,необходимо приостановить игру и внести поправки. Кроме контроля за соблюдением правил,необходимо следить и за тем,чтобы учащиеся правильно выполняли технические и тактические приемы,на закрепление которых нацелена игра. За каждый удачный технический прием можно начислять дополнительные очки или отдать еще раз мяч той команде,которая осуществила запланированную комбинацию. В старших классах весьма успешно применять дополнительные задания. Например,перед началом игры ставится условие,что те игроки,которые не успеют при результативном быстром прорыве соперников вернуться на свою половину площадки(или в область штрафного броска),обязаны сделать 5-10 прыжков на месте с подтягиванием коленей к груди и лишь затем включиться в игру,а их партнеры тем временем организуют ответную атаку. Окончание игры не должно быть для участников неожиданным,можно предупредить играющих:»Играем еще 2 минуты»,»Играем до забитого в корзину мяча»,или при равном счете сказать:»Победит та команда,которая раньше сделает два точных броска в корзину соперника».Для снятия чрезмерного физического напряжения периодически надо делать перерывы,заполняя их анализом технических или тактических ошибок,уточнением отдельных пунктов правил,подсчетом очков или введением дополнительных правил к играющим. В зависимости от решающих задач и физического состояния учащихся учитель варьирует размеры игровой площадки,уменьшает или увеличивает численность играющих одновременно,проводит игры посменно таким образом,чтобы в каждой смене состязались примерно равные по силам команды.
ГЛАВА 2. Технико-тактические действия в баскетболе.
2.1 Обучение основным приемам в баскетболе, через подвижные игры.
При обучении приемам в баскетболе, через подвижные игры с использованием игрового метода сводится к следующим этапам постепенного усложнения:
1.первоначальное знакомство и разучивание упражнений в упрощенных условиях в процессе малых игр с мячом.
2.обучение основным техническим приемам, но с включением элементов воспроизводящих реальную игровую обстановку(педагог в роли противника и т.д.)
3.выполнение упражнений в условиях соревнования (на точность, правильность,быстроту и т.д.)
4.выполнение упражнения с противодействием противника (ограниченного в своих возможностях).
5.применение разучиваемого приема в игре(малые игры с ограниченным противодействием).
6.применение приема в учебной двусторонней игре.
7.применение приема в соревновании.
На уроках баскетбола сначала изучают основные приемы, без усвоения которых нельзя правильно выполнять более сложные действия. Прежде всего обучают рациональной стойке и перемещениям игроков в нападении и защите, а также держанию мяча. Затем ловле, передачам,ведению мяча. По мере освоения навыков передач мяча приступают к обучению технике бросков в корзину. Параллельно разные способы остановок (шагом,затем прыжком), поворотов вперед и назад. Постепенно условия выполнения приемов усложняют. Увеличивают разнообразие отдельных умений и навыков и их сочетаний,повышают скорости передвижения без мяча и с мячом. Большое внимание уделяют технике игры в защите,а также вводят элементы индивидуальной,групповой и командной тактики. Приступая к обучению,рассказывается о назначении данного приема,объясняются особенности его выполнения. Чтобы повысить интерес учащихся,усилить их желание лучше овладеть техникой или тактикой приема,можно кратко проиллюстрировать рассказ яркими примерами из «большого»баскетбола. Так при изучении передачи одной рукой от плеча можно вспомнить,как воспитанник белорусского баскетбола игрок сборной команды СССР-Иван Едешко этим способом передал мяч из-за лицевой линии через всю площадку Александру Белову за 3 секунды до конца финального матча Олимпиады в Мюнхене. Точный бросок А.Белова из-под корзины сборной США,который вывел советскую команду вперед,был,как говорится делом техники. Наши баскетболисты стали олимпийскими чемпионами. Затем учителем демонстрируется двигательное действие,внимание учащихся акцентируется на важнейших деталях техники. После чего учащиеся приступают к выполнению двигательного действия,учитель же следит за ними,выявляя и исправляя ошибки и неточности в движениях. Одним из приемов в обучении технико-тактическим действиям,используются подвижные игры. Как правило,игры следуют с целью закреплния умений и навыков,которые учащиеся приобретают в процессе урока. Выбор игры зависит от задач урока. Имеет значение также физическая и техническая подготовленность учащихся. Подвижная игра пройдет эффективнее,если упражнения,закрепляемые в ней,достаточно хорошо разучены. Закрепляя технико-тактические действия подвижными играми,у учащихся формируются умения и навыки,необходимые для успешной игры в баскетбол. Для получения желаемого результата в обучении,подвижные игры на уроках надо проводить не эпизодически,а систематически.
2.2 Подвижные игры, применяемые в обучении.
Первые шаги в обучении всегда самые важные, поскольку именно здесь закладывается основа индивидуальной манеры игры,усваевается стереотип двигательной деятельности. Далее приводится описание игр,характерных для обучения и закрепления технических и тактических приемов для игры в баскетбол. В качестве обучающего примера ниже предлагается одна игра с описанием. Содержание игр дается в приложении.
1. Игры на передвижения.
* «Перемена местами».
Игроки первой команды встают за боковой линией баскетбольной площадки,на расстоянии один метр друг от друга. Игроки второй команды встают также с другой стороны напротив первых. По сигналу все перемещаются заданным способом на другую сторону,стараясь быстрее занять сторону соперника,подняв руки вверх всей командой. Варианты перемещений: бег, бег спиной вперед,приставными шагами,ходьба в приседе,ходьба с наклоном вперёд,прыжками,в парах,держась за руки(лицом или спиной к партнёру).Следить за интервалом между игроками перед началом игры.
2. Игры на ловлю и передачу мяча.
* «Передал-садись».
Игроки делятся на равные команды и выстраиваются в колонны с интервалом один шаг перед первым игроком,в трёх метрах располагаются капитаны с мячом в руках. По сигналу капитаны передают мяч направляющим своих колонн,а те поймав мяч,тут же возвращают его капитанам и приседают. Затем капитаны пасуют мяч игрокам,стоящим в колоннах вторыми и т. д. Побеждает команда,капитан которой раньше получит мяч от последнего игрока. Капитан поднимает мяч вверх,а команда быстро встаёт. Победила та команда, которая закончит раньше и без нарушения правил.
3. Игры с ведением мяча.
* «Салки с ведением».
Игроки разбиваются попарно и партнер с мячом пытается осалить своего напарника,убегающего приставными шагами в любом направлении,выполняя ведение любой рукой. Смена игроков после осаливания или через определённое время.
4. Игры с бросками и элементами тактики.
* «Нападают пятёрки».
Играют три команды по пять человек. Первая и третья пятёрки строят зонные защиты,каждая под своим щитом,а вторая пятёрка,находясь в центре площадки,атакует одно кольцо. После забитого или перехваченного мяча нападает на противоположное кольцо уже первая пятёрка,а вторая строит зону на месте первой и т. д. После заброшенного мяча пятёрка получает одно очко и строит зонную защиту,а проигравшие идут в нападение. В игре соблюдаются правила баскетбола. После 15 минут определяется победитель- пятёрка,набравшая больше очков.
Перечень подвижных игр.
1.Игры на передвижения.
* «Пятнашки» * «Пятнашки в тройках» * «Догони партнёра» * «Третий лишний» * «Салки спиной к щиту» * «Перемена местами» * «Вызов номеров» * «Пятнашки в парах» * «Защити товарища» * «Круговая охота»
2. Игры на ловлю и передачу.
*»Пятнашки мячом-1» *»Пятнашки мячом-2» * «Мяч соседу» * «Мяч среднему» * «Гонки мяча» * «Подвижная цель» * «Гонки мяча» * «Подвижная цель» * «Охотники и утки» * «Перестрелка» * «Ловкие и меткие» * «Передал-садись» * «Не давай мяча водящему» * «Бросай-беги» * «Обгони мяч» * «День и ночь с мячами» * «Салки и мяч» * «Мяч в центр» * «Капитаны» * «Всадники» * «Ловец и перехватчик» * «Перебрасывание мячей» * «Салки в тройках» * «Быстрые передачи» * «Борьба за мяч»
3. Игры с ведением мяча.
* «С двумя мячами навстречу» * «Капитаны» * «День и ночь с мячами» * «Вызов номеров с мячами» * «Один хвост хорошо,а два лучше» * «Выбей мяч» * «Ведение через скакалку» * «Салки с ведением»
4. Игры с бросками и элементами тактики.
* «Пройди защитника» * «Наперегонки с мячом» * «Салки с заслоном» * «Мяч ловцу» * «Нападают пятёрки» * «Быстрый прорыв» * «Мяч капитану» * «Зонный баскетбол»
Заключение.
Применяя методику проведения и обучения подвижным играм, закрепляя умения и навыки основных приемов в баскетболе, дети осваивают и овладевают: техникой передвижений, характерного для баскетбола; держанием, ловлей и передачами мяча; ведением мяча с разной скоростью и направлением; бросками в кольцо с места и в движении;тактическими действиями и.т.д. т. е. быстрее и легче учатся играть в баскетбол. Играя в разные подвижные игры, выполняя технико-тактические действия в игровой обстановке, учащиеся незаметно для себя начинают постепенно подходить и осваивать игру в баскетбол. Итак, делая шаг за шагом, от простого к сложному, у них формируются умения и навыки в баскетболе, приобретенные в подвижных играх, что способствует положительной динамике роста двигательной активности и содействует эффективному обучению в спортивной игре. Учащиеся с большим желанием начинают играть. Стремление превзойти соперника в изобретательности, точности и быстроте на фоне молниеносно меняющихся игровых ситуаций в сочетании с необходимостью постоянного подчинения своих индивидуальных действий интересам команды, способствует не только раскрытию их способностей, но и воспитанию воли, инициативности, формированию коллективизма, готовности к взаимовыручке. Научив ребенка основным приемам, выработав у него устойчивый интерес к игре, он в любое свободное время будет стремиться самостоятельно или с друзьями заняться подвижными или спортивными играми.
Мне хочется, чтобы после учебы дети не сидели только за уроками и компьютером, а больше играли, активно развивались и были здоровыми.
Список литературы.
1.А.И. Бондарь «Баскетбол в школе» Изд-во: Минск. «Народная Асвета»,1982г
2.Ю.Ф. Буйлин «Мини-баскетбол в школе» Изд-во: Москва «Просвещение», 1976г.
3.Г.А.Васильков «От игры к спорту» Изд-во : Москва «Физкультура и спорт», 1985г
4.И.А.Гуревич «300 соревновательно-игровых заданий по физическому воспитанию» Изд-во: Минск «Вышэйшая школа» 1994г
5.И.М. Коротков «Подвижные игры в школе» Изд-во: Москва «Просвещение»,1979
6.В.А.Кудряшов «Технические приемы игры в баскетбол» Изд-во: Минск «Баларусь» 1967г
7.В.И. Лях «Комплексная программа физического воспитания 1-11 классы. Изд-во: Москва «Просвещение»2009г
8.Ю.И.Портных «Спортивные и подвижные игры» Изд-во: Москва «Физкультура и спорт» 1984г
9.С.Стонкус «Мы играем в баскетбол» Изд-во: Москва «Просвещение» 1984г
Приложение.
Описание вышеперечисленных подвижных игр.
1.Игры на передвижения.
* « Пятнашки» (несколько вариантов)
- В руках у водящего набивной мяч.Он старается осалить одного из убегающих игроков,коснувшись его рукой.Осаленный игрок получает мяч и становится водящим.Водящих может быть несколько, в зависимости от количества играющих.
- То же,но игроки перемещаются спиной вперёд,приставными шагами,прыжками и т.д.
- То же,но преследуемый выполняет различные действия(приседания,прыжки и т.д.), а водящий должен их повторять.
- Этот вариант «Пятнашек» проводится без мяча.Игрок,которого настигли,берёт водящего за руку и бежит с ним дальше.Следующий осаленный присоединяется к ним и т.д.К концу игры водящие образуют цепь,стараясь захватить в круг оставшихся игроков.
- Каждый из игроков держит в руках какой-нибудь предмет(теннисный мяч, кеглю и т.п.) и лишь у одного в руках ничего нет.Водящий бежит лишь за тем игроком, у кого в руках нет предмета.
* « Пятнашки в тройках»
Задача водящего запятнать игрока 1,которого прикрывает игрок 2,водящий старается обманными движениями обойти игрока 2 и прорваться к игроку 1,который не имеет права дальше чем на метр отходить от партнёра.Игрок 2 должен держать руки за спиной.
* «Догони партнёра»
Игроки разбившись на пары,располагаются вдоль лицевой или боковой линии площадки на расстоянии 1,5-2 метра в затылок друг другу.По команде все выполняют различные упражнения,затрудняющие старт для бега(в приседе,в упоре лёжа и т.п.) в быстром темпе.По сигналу первые бегут вперёд к противоположной линии,а вторые догоняют их стараясь запятнать.Если во время бега раздаётся свисток,то все останавливаются заранее оговоренным способом(прыжком, двумя шагами) после чего поворачиваются и бегут обратно, меняясь ролями.Игрок,запятнавший партнёра.получает два очка.
*«Третий лишний»
Игра носит тактическую направленность.Проводится в группе,игроки которой изучили заслоны.Ребята располагаются парами в затылок друг другу.Двое водящих бегут друг за другом по внешней стороне круга,спасаясь.Первый водящий встаёт сбоку от пары игроков,выполняя наружный заслон.Игрок,для которого поставлен заслон,становится водящим(убегающим).Если догоняющему игроку удаётся осалить убегающего,они меняются ролями.
* «Салки спиной к щиту»
Водящий старается осалить игроков,которые передвигаются по площадке только приставными шагами и обязательно спиной к щиту.Осаленный становится водящим.Салить разрешается только по спине.
* «Перемена местами»
Игроки первой команды встают за боковой линией баскетбольной площадки,на расстоянии 1 метр друг от друга.Игроки второй команды встают также с другой стороны напротив первых.По сигналу все перемещаются заданным способом на другую сторону,стараясь быстрее занять сторону соперника,подняв руки вверх всей командой.
* «Вызов номеров»
Играют две команды,которые у лицевой линии стоят в две колонны.Команды рассчитываются по порядку.Каждый игрок запоминает свой номер.На средней линии напротив каждой команды ставят булавы.Учитель вызывает одного из игроков двух команд под своим номером которые бегут до булав,оббегают и возвращаются обратно.Победитель приносит своей команде очко.Игра продолжается до тех пор пока не будут вызваны все номера.Побеждает команда набравшая наибольшее количество очков.Можно усложнить игру передвигаясь спиной вперёд,боком,приставными шагами или поставить на пути препятствия.
* «Пятнашки в парах»
Класс разбивается на пары. Один из игроков стремится коснуться рукой другого,который перемещается по всей площадке.Через каждые 30-60 секунд партнёры меняются ролями.Варианты: а)игрокам разрешается двигаться только приставными шагами в защитной стойке лицом друг к другу и осаливать лопатку или пятку напарника; б)один или оба игрока владеют мячом и ведут его(пятная,необходимо сохранить контроль за мячом);в)то же,но мяч разрешается вести только(левой)правой рукой;г)то же,но цель водящего не осалить партнёра, а выбить у него мяч;д)оба напарника одновременно пытаются добиться цели,не дав осалить себя;е)один из игроков держит мяч за спиной, другой стремится дотронуться до мяча или выбить его;ж)то же,но»атакующий» игрок выполняет ведение и т.п.
* «Защити товарища»
В каждой тройке игроков между догоняющим и убегающим лицом к первому располагается защищающий(в защитной стойке,держа руки на поясе или за спиной).Догоняющий обманными движениями стремится перехитрить защищающего,который передвигается приставными шагами,и осалить убегающего,который может располагаться только за спиной защищающего,отступая от него не более чем на2 метра.Варианты:а) убегающий ведёт один или два мяча;б)убегающий и догоняющий имеют по одному мячу,оба передвигаются с дриблингом;в)то же,но заслоняющий получает право выбивать мяч у догоняющего при ведении(но не задерживать его руками).
* «Круговая охота»
Игроки,распределённые на две команды,образуют два круга.По сигналу учителя игроки начинают двигаться приставными шагами или скачками в разные стороны.По второму сигналу,игроки внешнего круга разбегаются,а игроки внутреннего круга стараются их осалить.Когда все игроки пойманы,роли меняются.Побеждает команда,осалившая игроков другой команды в более короткое время.Разрешается ловля только того игрока,который стоял в начале игры.
2. Игры на ловлю и передачу мяча.
* «Пятнашки мячом -1»
Участники стоят по кругу.В центре круга стоит игрок без мяча и водящий с мячом.Водящий с помощью игроков,стоящих по кругу,выполняя передачи касанием мяча(не выпуская мяч из рук),должен запятнать игрока,убегающего от него внутри круга.Водящему разрешается делать два шага.Запятнав игрока, пара меняется и игра вновь продолжается.
* «Пятнашки мячом-2»
Класс делится на две команды. Игроки команды,владеющей мячом,передают его между собой и пытаются запятнать касанием мяча(не выпуская мяча из рук и не совершая пробежки)как можно больше противников, произвольно перемещающихся на площадке. Побеждает команда,запятнавшая за определённое время больше соперников. Варианты:атакующие владеют одновременно двумя или тремя мячами;разрешается делать одно ударное ведение мяча перед осаливанием.
* «Мяч соседу»
Игроки встают по кругу, на шаг друг от друга. Водящий за кругом. Мяч в руках у игрока,стоящего рядом с водящим.По сигналу игроки по кругу передают мяч друг другу(через одного нельзя),а водящий бегом догоняет мяч,стараясь его коснуться. Если ему это удаётся,он меняется на того у кого в руках был мяч,которого он коснулся.
* «Мяч среднему»
Игроки встают по кругу,в центре игрок с мячом. Он выполняет каждому игроку передачу и получает обратно. Чей круг быстрее закончит,те и выиграли. Играть в несколько кругов.
* «Гонка мяча в колоннах»
Игроки стоят в колонну по одному. Играет несколько команд.У первых игроков мяч. По сигналу передают мяч назад(над головой,сбоку,под ногами и.т.п.).Когда последний берёт мяч,он бежит с ним вперёд и встаёт первым и так дальше,пока каждый из игроков не побывает первым. Дистанция между игроками 1 метр.
* «Гонка мячей по кругу»
Игроки встают по большому кругу и рассчитываются на первый-второй. Первые-одна команда,вторые-другая. Два рядом стоящих игрока капитаны,у них в руках по мячу. По сигналу мячи передаются в разные стороны по кругу(через одного)своим игрокам. Как только мяч вернулся капитану,команда выиграла. Если мячи столкнулись,их надо поднять и с места падения продолжать игру. Вариант-2: мячи находятся с разных сторон круга и передаются в одну и ту же сторону,и только своим партнёрам. По сигналу можно неожиданно менять направление передач.
* «Подвижная цель»
Игроки образуют очень большой круг,друг от друга 2-3 шага. Водящий в центре круга. По сигналу дети стараются попасть в него волейбольным мячом,от которого водящий увёртывается. Кому это удаётся сделать становится водящим. Если водящему удалось поймать мяч,он выбывает из игры. Выбывающим в круг не заходить.
* «Охотники и утки»
Одна команда-«охотники» они встают по периметру прямоугольника,за линиями равномерно. Другая команда-«утки»они встают внутри прямоугольника.У «охотников» волейбольный мяч. По сигналу они начинают выбивать «уток»не заходя за линию, либо сам ,либо передачей другому «охотнику». «Утки» увёртываются,подпрыгивают,спасаясь от мяча. Игра заканчивается когда выбьют всех» уток».Побеждает команда сумевшая выбить за меньшее время или по количеству «уток».Если мяч отскочил от пола,»утки» не считаются выбитыми.
* «Перестрелка»
Игру можно проводить на волейбольной площадке. В метре от лицевой линии провести параллельно ей другую линию,чтобы образовался коридор(«плен») и также с другой стороны лицевой линии. Играющие делятся на две равные команды. Каждая команда находится на своей половине(от коридора до средней линии)в своём городе. В ходе игры ребята не могут заходить за среднюю линию на половину соперника. Игра начинается в центре с подбрасывания мяча в центре между капитанами,которые стараются отбить его своим игрокам. Задача-получив мяч,попасть им в противника,не заходя за среднюю черту. Противник увёртываясь, пытается также осалить мячом соперника. Осаленные мячом идут в «плен»,в коридор соперника и находятся там до тех пор, пока его не выручат свои игроки(перебросив мяч без посторонних касаний ему в руки).Пленный поймав мяч,перебрасывает его снова назад своим и перебегает на свою половину поля. Выигрывает команда,где больше»пленных».Не разрешается салить в голову,бегать с мячом по площадке,но можно вести мяч.
* «Ловкие и меткие»
На площадке чертятся 3 круга, диаметром 3,10 и 15 метров. По окружности малого круга ставят 6 булав. Играют 2 команды:один капитан,три защитника, остальные –подающие. Капитаны в малом круге,защитники в среднем,подающие в большом. Волейбольный мяч у одного из капитанов. Он бросает его своему подающему,который старается передать мяч обратно капитану. Защитники противника стараются перехватить мяч и передать мяч своим подающим. Получив мяч,капитан сбивает им булаву и убирает её с площадки. Потом всё повторяет другой капитан и игра продолжается. Выигрывает команда, капитан которой раньше собьёт 4 булавы.За черту заступать нельзя.
* «Не давай мяча водящему»
Игроки встают по кругу, а 2-3 водящих в центре круга.Игроки выполняют передачи между собой,а водящие должны коснуться мяча рукой.Водящий, коснувшийся мяча меняется местом с тем,кто делал передачу во время которой водящий коснулся мяча.В течение 3-х секунд игрок должен сделать передачу.
* «Бросай – беги»
Игроки делятся на равные команды и встают в шеренги с интервалом 2-3 метра напротив друг друга с дистанцией 4-5 метров. В каждой команде у одного крайнего игрока мяч. По сигналу они передают свой мяч партнёру напротив и тут же бегут на его место. Игрок, получивший мяч, передаёт его также партнёру напротив в другую шеренгу и то же бежит на его место. Тот принимает мяч передаёт другому в другую шеренгу и убегает на его место и т. д. Последний ведя мяч,оббегает противоположную шеренгу и встаёт вперёд, игроки сдвигаются на одно место и всё начинается сначала. Цель игры – как можно быстрее закончить передачи мячей с одновременной сменой мест,перебегая из одной шеренги в другую по диагонали.
* «Обгони мяч»
Игроки стоят по кругу лицом к центру. У одного игрока мяч, а сзади него (за кругом) стоит водящий. По сигналу дети быстро передают мяч по кругу. Мяч должен передаваться каждому. Водящий бежит по кругу в ту же сторону,куда передаётся мяч и старается обогнать его до того,как мяч попадёт к игроку,который начал передачу. Если это ему удаётся,им становится новый водящий и игра продолжается. Если нет,то попытка повторяется, но мяч передаётся в противоположную сторону. Чем подготовленнее дети,тем больше расстояние между ними в круге.
* «Салка и мяч»
Игроки бегают по площадке и спасаясь от преследования водящего, передают друг другу баскетбольный мяч. Цель игры – в конечном итоге послать мяч игроку,которого настигает водящий,т.к. игрока с мячом пятнать нельзя. Водящий может осалить мяч в руках игрока. Последний в этом случае становится водящим. Водящему разрешается салить мяч на лету, перехватывая его. Если он сумел это сделать, его сменяет игрок ,виновный в потере мяча.
* «Мяч в центр»
Площадка делится центральной линией на две половины. Капитаны 2-х команд встают на противоположные линии штрафного броска.3-4 человека от команды – перехватчики, стоят вокруг капитана соперников. Остальные игроки-«подающие»,занимают места на своей половине площадки в заранее приготовленных обручах или в 3-4 метрах от круга штрафного броска. Игру начинают с середины площадки,розыгрышем спорного мяча между перехватчиками разных команд,которые не имеют права покидать территорию соперника,но могут двигаться в любом направлении. Овладев мячом, перехватчики пасуют его через среднюю линию своим подающим, которые стремятся,не сходя с места направить мяч своему капитану. Этому препятствуют перехватчики другой команды,выбивая мяч из рук, блокируя и перехватывая передачи капитану или другим передающим. Если капитан ловит мяч на лету,его команда получает очко,а подающие игроки команды смещаются на одну позицию по ходу часовой стрелки. Капитан становится на место одного из подающих,тот сменяет перехватчика,который становится капитаном. И вновь игра продолжается.
* «Всадники»
Играют 2 команды. Игроки одной команды садятся верхом на игроков другой команды. По сигналу «всадники» начинают передавать друг другу мяч». Лошади двигаются,что затрудняет ловлю мяча. При потере мяча игроки меняются ролями. Выигрывает та команда,что сделает больше передач.
* «Ловец и перехватчик»
Игроки стоят по кругу, у одного мяч. В центре два: ловец и перехватчик. Стоящие по кругу передают друг другу мяч и, выбрав момент делают передачу ловцу. Ловец старается открыться,чтобы поймать мяч, а перехватчик – прикрыть ловца и перехватить мяч.Через минуту перехватчик меняется. Все игроки должны побывать в роли перехватчика. Побеждает тот, кто допустит меньше передач ловцу.
* «Перебрасывание мячей»
Играют две команды. Одна команда на одной стороне площадки,другая напротив. Игроки команд имеют равное количество мячей(3-4-5).По сигналу начинается переброска мячей на противоположную сторону площадки. Через определённое время подсчитывается количество мячей в командах. Побеждает команда у которой оказалось меньше мячей.
* «Салки в тройках»
Игра проводится в тройках с мячом. Один игрок убегает, двое других, передавая мяч друг другу,стараются догнать его и запятнать мячом, не выпуская мяча из рук. Запятнавший становится убегающим.
* «Быстрые передачи»
Из двух игроков,стоящих в 3-4 метрах друг против друга,в руках у одного мяч. По сигналу партнёры начинают быстро передавать мяч между собой,ведя подсчёт вслух. Выигрывает пара,кто сделает больше передач за определённое время без ошибок.
* «Борьба за мяч»
Играют на половине баскетбольной площадки две команды по пять человек. Игра начинается с розыгрыша в кругу области штрафного броска. Игроки,овладевшие мячом,начинают делать передачи друг другу,а соперники должны перехватить мяч и то же начать выполнять передачи. Команде,сделавшей подряд 5,8,10 передач начисляется очко. Затем игра начинается сначала. Побеждает команда,которая наберёт больше очков за определённое время. Запрещается делать ответную передачу игроку от которого только что получил мяч.
3.Игры с ведением мяча.
* «С двумя мячами навстречу»
Игроки команд стоят во встречных колоннах на разных половинах поля. Перед первыми игроками линия старта и два мяча. По сигналу первые игроки поднимают с пола два мяча и ведут их,ударяя поочерёдно правой и левой рукой к противоположной колонне. Обойдя колонну сзади (против часовой стрелки) игрок с мячами останавливается в начале колонны у первого игрока, передаёт ему мячи, а сам уходит в конец этой колонны. Выигрывает команда,игроки которой быстрее поменяются местами на поле. Ведение мяча можно выполнять и с одним мячом.
* «День и ночь с мячами»
Играющие встают двумя шеренгами спиной друг к другу поперёк зала,в руках у них баскетбольные мячи. По команде «ночь»названная команда,ведя мяч,старается быстро уйти за линию своего» дома».Другая же команда «день»устремляется вдогонку,также ведя мяч. Свободной рукой игрок старается осалить впереди бегущего до черты его «дома».Затем все возвращаются к средней линии,встают на расстоянии 2-х метров перед друг другом и подсчитывается число пойманных. После этого игра начинается снова.Игрок,выронивший мяч,считается осаленным. За чертой «дома» не осаливать.
* «Вызов номеров с баскетбольными мячами»
Игроки делятся на несколько команд. Стоят в колоннах,рассчитавшись по порядку номеров. У направляющих в руках баскетбольные мячи. Громко называется любой номер,названные номера выбегают,получают мяч от направляющего,ведут его до заданной точки и обратно. Игрок,финиширующий первым,получает очко. Затем вызываются следующие номера в любом порядке и т. д.Побеждает команда,набравшая больше очков. Варианты:то же,но каждому номеру даётся задание: после ведения передача в стену,бросок в кольцо и т. д.
* «Один хвост хорошо, а два лучше»
Игроки с мячами располагаются произвольно на площадке. У каждого сзади прикреплён лоскут материи 12*40 см.-« хвост».По сигналу дети перемещаются с ведением,стараясь оторвать друг от друга «хвост».Побеждают игроки у которых по истечению определённого времени окажется большее количество «хвостов».
* «Выбей мяч»
Игроки с мячами располагаются в области трёхсекундной зоны. По сигналу все начинают ведение мяча удобной рукой,не выходя за пределы ограничительных линий,стараясь свободной рукой выбить за пределы зоны мяч другого игрока. Игрок,потерявший мяч,выбывает из игры. Игра продолжается до тех пор,пока на площадке не останется 2-3 лучших игрока.
* «Ведение через скакалку»
Несколько команд выстраиваются в колонны по одному за линию старта. В 6-8 метрах против каждой встают 2 ученика,держа за концы скакалку. По сигналу двое начинают вращать скакалку на месте навстречу движению игроков,а направляющие с мячом начинают ведение,стараясь пробежать с ведением между двумя вращающими под скакалкой, не коснувшись её. Вернувшись,мяч передаётся следующему. Игрок,коснувшийся скакалки,приносит своей команде штрафное очко.
* «Салки с ведением»
Игроки разбиваются попарно и партнёр с мячом пытается осалить своего напарника,убегающего приставными шагами в любом направлении,выполняя ведение любой рукой. Смена игроков после осаливания или через определённое время.
4.Игры с бросками и элементами тактики.
* «Пройди защитника»
Играют две команды –защитников и нападающих. Команды строятся в шеренги вдоль лицевой линии баскетбольной площадки и рассчитываются по порядку. Первый номер защитников выходит в центр площадки. По сигналу первый нападающий выбегает с мячом и при помощи дриблинга и финтов старается «пройти» защитника и достичь противоположной линии. За удачный прорыв нападающий приносит команде очко. При перехвате мяча защитником,очко получает другая команда. Затем выходят вторые номера защитников и нападающих,третьи и т.д. Когда все защитники и нападающие побывают в поле,команды меняются ролями и игра повторяется.
* «Наперегонки с мячом»
Игроки строятся в шеренгу вдоль боковых линий поля в 2-х шагах от неё,лицом к середине зала. Одна команда стоит слева,другая справа от щита. Игроки рассчитываются по порядку. Расстояние между игроками 2 шага. Учитель бросает мяч в щит и называет любой номер. Оба игрока под этим номером пытаются овладеть мячом. Тот кому это удалось,передаёт мяч первому игроку своей команды,который передаёт мяч друг другу назад в конец команды. Игрок не сумевший овладеть мячом,оббегает первого игрока своей команды и бежит вдоль всей команды в другой конец зала,пытаясь обогнать мяч,который передают игроки другой команды. Если бегущий игрок финиширует в конце шеренги раньше мяча,то очко начисляется его команде. Другая команда получает очко за овладение мячом после броска об щит. Если к финишу первым «пришёл мяч»,то команде овладевшей мячом,засчитывается 2 очка. Затем игра продолжается,называются следующие номера. Побеждает команда,набравшая больше очков.
* «Салки с заслоном»
Игра учит тактическому мышлению. Один или двое водящих пытаются осалить остальных игроков,бегающих по площадке. Игрок может спасти от преследования своего товарища, поставив заслон. Для этого он должен пересечь водящему путь к игроку,которого тот преследует. Водящий не имеет права продолжать погоню и должен догонять нового игрока. Осаленный игрок становится водящим.
* «Мяч ловцу»
Игра напоминает баскетбол. Участники играют 2 командами,стараясь овладеть мячом и бросить его по цели. Однако этой целью является не корзина,а свой же игрок(ловец) стоящий в круге на противоположной стороне площадки. Ловец может подпрыгивать,но не имеет права заступать в нейтральную зону,стоять в круге. В эту зону не разрешается заходить и полевым игрокам обеих команд. За эти нарушения мяч передаётся игрокам другой команды. За грубую игру назначается штрафной бросок. Перед ловцом может быть только один перехватчик,располагающийся возле нейтральной зоны. Можно условиться,что игрок может бросать мяч ловцу,только перейдя среднюю линию площадки. Каждый меткий бросок приносит команде очко. После этого мяч вводится в игру проигравшей командой из-за лицевой линии.
* «Быстрый прорыв»
Играют 3*3 человека на один щит. По сигналу команда,владеющая в этот момент мячом,совершает быстрый прорыв к противоположному щиту,после чего игра продолжается уже у этого щита,до нового сигнала.
* «Мяч капитану»
Играют 2 команды по 5 человек. Капитан находится на половине площадки соперника под кольцом,а нападающие при противодействии защитников стараются передать ему мяч. Капитан, поймав мяч пытается забросить его в кольцо.
* «Зонный баскетбол»
Играют 2 команды-нападающих и защитников. Поле делится на 8 зон. В зоне по 2 игрока от команды. Выбегать из зоны нельзя,а передавать мяч своему игроку в соседнюю зону. Игра в зоне идёт по правилам баскетбола. Внимание уделяется взаимодействию партнёров. Мяч в следующую зону передаётся только после передачи между партнёрами в зоне.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Экологические игры как средство повышения эффективности обучения школьников на уроках географии"
• Цели: разработка комплекта дидактических игр и их экспериментальная проверка, методика организации и проведения учебных игр как компонента системы развивающей направленности обучен...
Дидактическая игра как средство, стимулирующее процесс обучения химии
Игровые технологии в воспитании и обучении, пожалуй, самые древние. Возможно, именно поэтому дидактическая игра остаётся очень действенным методом для развития и совершенствования познавательных, умст...
ДОКЛАД СПЕЦИФИКА ЗАДАЧ, СРЕДСТВ И МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ ИГРЕ В ВОЛЕЙБОЛ НА УЧЕБНО – ТРЕНИРОВОЧНЫХ ЗАНЯТИЯХ
Актуальность данной темы в том, что, только решая специфические задачи обучения игре волейбол, применяя специальные средства и методы обучения с учётом возрастных особенностей обучающихся можно достич...
Методическое пособие «Подвижные игры - как средство, подводящее к обучению игре в баскетбол».
Обучение основным приемам в баскетболе, через подвижные игры...
Подвижные игры и эстафеты в обучении игры в баскетбол
Игры при обучении баскетболу в 5 классе...
Подвижные игры как средство развития физических качеств на начальном этапе обучения игры в волейбол.
Подвижные игры на начальном этапе подготовки юных волейболистов находят все большее и большее применение. Это вызвано прежде всего тем, что новички не могут быстро овладеть основными техническими прие...
ИГРА КАК СРЕДСТВО МОТИВАЦИИ К ОБУЧЕНИЮ У СЛАБОСЛЫШАЩИХ ДЕТЕЙ НА ЗАНЯТИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В современных условиях проблема мотивации приобретает особую значимость, ибо только при условии положительной мотивации создаются оптимальные условия успешности учебной деятельности ребенка. Решение п...