Работа по выявлению и развитию способностей учащихся
опыты и эксперименты по физкультуре
Пример работы по выявлению и развитию способностей учащихся
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Работа по выявлению и развитию способностей учащихся | 33.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Работа по выявлению и развитию способностей учащихся.
В современной педагогике уже давно поднимается вопрос о необходимости выявления способных учащихся, в том числе в спортивном направлении. Речь идет о способностях, которые являются не врожденными, а формируются в процессе развития. Врожденными могут быть лишь анатомо-физиологические особенности, то есть задатки, которые лежат в основе развития юного дарования. Характерная особенность современного периода развития физической культуры — научно обоснованный поиск одаренного ученика, которому по плечу большие спортивные нагрузки и высокие темпы спортивного совершенствования.
Работа по выявлению и развитию способностей учащихся предполагает наличие цели. Она состоит в том, чтобы
- активизировать меры по выявлению и развитию способностей учащихся
- поиск спортивно - одаренных детей
3. выработка стратегии работы с одаренными учениками в образовательном процессе.
4. создание оптимальных условий для их развития.
На какие признаки развития ребенка я, как учитель физической культуры, обращаю внимание при выявлении способностей учащихся?
- На быстрое освоение деятельности и ее выполнение
- На проявление максимума самостоятельности в овладении и развитии деятельности
- На упорство в достижении цели, широту интересов
Для того чтобы ребенок разносторонне проявил свои способности, учителю необходимо выбрать правильные методы работы с детьми. Каждому возрастному этапу детского развития соответствуют разные типы ведущей деятельности.
- У детей 1- 5 классов - это игровая деятельность, направленная на развитие физических качеств посредством игры. Стараюсь на уроках в этих классах проводить больше подвижных игр с бегом, прыжками, метанием. Участвуя в них, можно развить выносливость, быстроту, меткость и ловкость. Не обойтись в играх без смекалки, умения ориентироваться на площадке, быстро принимать правильное решение. Игры учат проявлять терпение, правильно относиться к победам и поражениям. Уже на этом этапе учитель методом наблюдения может выявить способных к спорту детей.
- Для подросткового периода (11-15 лет) ведущим видом деятельности выступает социально-коммуникативная деятельность – совместная предметная деятельность: соревнования, конкурсы, турниры, как условие и средство формирования самооценки. Стараюсь включать детей в соревнования с более старшими, поскольку конкуренция и даже опыт поражения дает хорошие результаты. В общении со сверстниками часть детей старается брать на себя роль организатора групповых дел и игр, поэтому я привлекаю таких детей к демонстрации упражнений, инструкторской деятельности в работе с отстающими, судейству соревнований, к помощи в организации и проведении спортивных праздников и дней здоровья.
- Для старшего возраста (16-17 лет) ведущим типом деятельности является проектно-исследовательская деятельность как необходимое средство самоопределения школьника. При этом «объектом проектирования» для школьника выступает он сам. Он должен выбрать в окружающем мире и спрогнозировать у себя такие свои способности, которые необходимы для успешной социализации ребенка в самостоятельной жизни. В этом возрасте я стараюсь привлекать ребят к участию в соревнованиях, конкурсах, турнирах, днях здоровья, привлекаю к выступлениям с пропагандой ЗОЖ. Учащиеся, относящиеся к специальной медицинской группе готовят доклады, рефераты, выступления, презентации, которые в последствии учителя, как начальной школы, так и среднего и старшего звена могут использовать в подготовке мероприятий, классных часов. Примеры творческих работ моих учащихся расположены на сайте «Алые паруса»- проект для одаренных детей .
https://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2019/01/22/prezentatsiya-pravila-igry-v-futbole
Важным фактором, влияющим на выявление и развитие учащихся и на выявление скрытой одаренности и способностей, является система внеурочной и внеклассной воспитательной работы в школе. Стараюсь детей привлекать не только к регулярным занятиям физической культурой, но и посещать спортивные секции. В школе действует секция: футбол, плавание. Для выявления способностей по другим видам спорта приглашаю учащихся играть в волейбол, баскетбол во второй половине дня. Уделяю внимание туристической работе в школе, так как для проведения ежегодных туристических слетов учащиеся не только должны быть физически хорошо подготовлены, но и должны уметь пользоваться компасом, ориентироваться на местности, уметь поставить палатки, развести костер , приготовить пищу и т.д. Здесь выявляются не только спортивные способности, но и житейские.
В Заиграевском районе на протяжении многих лет в июне месяце проходит туристический слет, где учащиеся школы совместно с педагогами убирают берег Карасиного озера, а затем проходит туристический слет, в программе которого различные виды соревнований.
Для развития способностей учащихся и поддержания устойчивого интереса к занятиям физической культурой в школе существует система традиционных ежегодных мероприятий. В сентябре и мае проводится первенство школы по кроссу с целью мониторинга физических способностей учащихся. Среди традиционных мероприятий можно назвать следующие: эстафета для 5-11 классов, веселые старты для 2-5 классов, первенство школы по волейболу для 8-11 классов, первенство школы по баскетболу для 5-11 классов, первенство школы по легкой атлетике для 2-8 классов, соревнования, посвященные дню памяти воина-афганца Н.Русина для 8-11 классов, легкоатлетический пробег к 9 мая, участие в районной спартакиаде школьников. Таким образом, созданная система развития способностей учащихся помогает мне в работе с детьми.
Проводится мониторинг физической подготовленности учащихся. Цель которого, определение уровня физической подготовленности учащихся и рейтинга по классам, два раза в год (осенью и весной) проводится тестирование учащихся для определения уровня развития физических качеств: быстроты, ловкости, силы, гибкости, выносливости.
Кроме этого большую роль играет и непосредственно организация учебного процесса.
- Организация учебного процесса.
нетрадиционные уроки:
- интегрированные уроки. Например: физическая культура и обществознание;
- игровые уроки;
- соревнования;
- мини-турниры;
- уроки с использованием технических средств и т.д.
- Развитие творческих способностей учащихся посредством взаимосвязиуроков с внеклассной работой по предмету:
- задание творческого плана;
- участие детей в олимпиаде по физической культуре, конкурсах;
- работа спортивных секций по видам спорта.
- Общеразвивающие мероприятия
- традиционные спортивные соревнования школы
- предметные недели
- дни здоровья
Система по отбору и выявлению у обучающихся способностей к физкультурно-спортивной деятельности
Основные этапы отбора | Основные методы отбора | |
1 | Предварительный этап выявления способностей |
|
2 | Углубленная проверка выявленных способностей |
|
3 | Многолетнее систематическое изучение каждого учащегося |
5. Анализ динамики развития, устранение недостатков |
На основе педагогических наблюдений определяются специфические способности учащихся. Так путем систематического наблюдения за учеником фиксирую его способности к освоению программы.
Большую роль по выявлению способностей играют педагогические контрольные тесты, по результатам которых судят о наличии способностей. Некоторые варианты тестов предлагаю ниже.
Определив обучающихся по способностям к физкультурно-спортивной деятельности, учу их думать, предпринимать все возможное для развития своих способностей. Первым помощником в этом деле является интерес учащихся к предмету.
На уроках физической культуры применяю личностно – ориентированные технологии, здоровьесберегающую технологию и информационно-коммуникационные технологии обучения, которые помогают показать учащимся, что физическая культура необходима всем людям, в любой работе, в любой деятельности. Для этого использую беседы, показываю фильмы, презентации, привожу конкретные примеры.
Важнейшей формой работы по выявлению и развитию способностей являются олимпиады по физической культуре. Олимпиады способствуют выявлению способных детей, становлению и развитию образовательных потребностей личности. Учащиеся участвуют в спортивных соревнованиях разного уровня. Такая форма работы очень эффективна, поскольку позволяет удовлетворить все возрастающие физические потребности ребенка. Работу по подготовке к олимпиаде школьного и муниципального уровня провожу в течение всего учебного года. С детьми занимаюсь после уроков: О результативности организации работы с детьми, которые обладают повышенными физическими способностями, следует судить по индивидуальному продвижению учащихся. Далее привожу пример таблицы индивидуальных достижений некоторых учащихся. Такой мониторинг веду на многих своих учеников.
Измерения заношу в протокол физического развития учащихся, учащиеся в свой паспорт здоровья. Использование все время одних и тех же тестов дает возможность сравнивать их динамику в течение всего обучения и в дальнейшей жизни. Этим можно повысить мотивацию детей к самостоятельным занятиям физическими упражнениями. Хочу привести примеры диагностических карт учащихся, например, на ученика 10 класса, Герасименко Дмитрия, мотивированного на занятия физической культурой. Здесь виден явный прогресс в показателях, который привел его к очень хорошему результату.
Диагностическая карта физического развития ученика 10 класса
Герасименко Дмитрия
Физическое качество | Вид испытания | 2017 8 класс | 2018 9 класс | 2019 10 класс |
Быстрота | Бег, 30метров (сек) | 4,7 | 4,5 | 4,5 |
Сила | Прыжок в длину с места (см) | 220 | 245 | 245 |
Подтягивание на высокой перекладине | 7 | 8 | 12 | |
Гибкость | Наклон вперёд из и. п.- сидя (см) | 4 | 4 | 5 |
Ловкость | Челночный бег 3 по10м (сек). | 8,0 | 7,5 | 7,4 |
Выносливость | Бег, 1000метров (мин). | 3.45 | 3.32 | 3,29 |
Состояние здоровья | Здоров | |||
Хронические заболевания | Заболеваний нет |
- Он является членом сборной школы по баскетболу, волейболу
- Призер в соревнованиях по туризму и «Школа безопасности»
- Победитель Всероссийской Олимпиады школьников по физической культуре на муниципальном уровне
- Участник республиканской олимпиады - 2018 г.
Диагностическая карта физического развития ученицы 11 класса
Нечаевой Марины
класс | 30 м/сек | Прыжок с места (см) | 3*10 сек | 60 м/ сек | 1000 м/сек |
5 кл | 5.9 | 140 | 9.4 | 11.1 | 5.14 |
6 кл | 5.6 | 150 | 9.5 | 10.7 | 4.47 |
7 кл | 5.1 | 166 | 9.3 | 9.6 | 4.15 |
8 кл | 5.2 | 168 | 9.1 | 9.5 | 4.03 |
9кл | 5.1 | 170 | 8.8 | 9.2 | 4.01 |
10 кл | 4.9 | 178 | 8.5 | 8.2 | 3.42 |
11 кл | 4.9 | 180 | 8.5 | 8.1 | 3.38 |
- Она является членом сборной школы по баскетболу
- Член сборной школы по туризму
- Призер Всероссийской Олимпиады школьников по физической культуре на муниципальном уровне 2017 г. – 3 место
- Призер Всероссийской Олимпиады школьников по физической культуре на муниципальном уровне 2018 г. – 3 место
Диагностическая карта физического развития ученика 11 класса
Лысенко Владлена
класс | 30 м/сек | Прыжок с места (см) | 3*10 сек | 60 м/ сек | 1000 м/сек |
6 кл | 5.1 | 170 | 8.6 | 9.9 | 4.12 |
7 кл | 4.9 | 174 | 7.9 | 9.6 | 3.56 |
8 кл | 4.8 | 197 | 7.5 | 9.3 | 3.51 |
9кл | 4.8 | 200 | 7.4 | 8.8 | 3.43 |
10 кл | 4.6 | 225 | 7.3 | 8.2 | 3.39 |
11 кл | 4.4 | 236 | 7.2 | 7.6 | 3.26 |
- Он является членом сборной школы по спортивному ориентированию.
- Член сборной школы по футболу 2001-2002 г.р.
- 2017 г - Новобрянская сош в районных соревнованиях по футболу заняла -2 место
- 2018 г - Новобрянская сош в районных соревнованиях по футболу заняла -2 место
- 2016 г - кросс 2 км. Время 7.5700 – присвоен 3 юношеский разряд.
- 2017 г. – кросс 2 км. Время 7.3800- присвоен 2 юношеский разряд
Считаю, что мониторинг физической подготовленности учащихся важен для педагогической деятельности. Он способствует грамотному планированию учебно-воспитательного процесса, является эффективным средством стимулирования физического совершенствования и оздоровления обучающихся.
Список литературы:
1. Бабаева Ю.Д., Лейтес Н.С., Марютина Т.М. Психология одаренности детей и подростков. — М., 1996. — 332 с.
2. Брюно Ж. и др. Одаренные дети: психолого-педагогические исследования и практика. // Психологический журнал. — 1995. — № 4. — С. 73.
3. Волков В.М., Филин В.П. Спортивный отбор. — М.: Физкультура и спорт,1983. — 176 с
4. Кулемзина А.В. Принципы педагогической поддержки одаренных детей // Педагогика. — 2003. — № 6. — с. 27—32.
5. Пустовалова В.В. « Работа с одарѐнными детьми». Инновационный проект подготовки к этапам олимпиады. Департамент образования Администрации. — Томск, 2007. — 19 с.
6. Семенова Г.И. « Спортивная ориентация и отбор» — Тобольск: ТГПИ им. Менделеева, 2002. — 29 с.
7. Шумакова Н.Б. «Одарѐнный ребѐнок. Особенности обучения»: пособие для учителя. — М., 2008. — 240 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа по выявлению и развитию способностей учащихся учителя физической культуры и ОБЖ Федотова Александра Григорьевича, МБОУ «Усть-Баргузинская сош им.Шелковникова К.М.»
Описание и отчёт опроделанной работе по выявлению способностей учащихся. Результативность за последние три года....
Работа по выявлению и развитию способностей учащихся.
Работа учителя математики по выявлению и развитию способностей учащихся....
Работа по выявлению и развитию способностей учащихся на уроках биологии
Современное образование выдвигает в качестве приоритетной проблему творчества, развития креативного мышления....
Работа по выявлению и развитию способностей учащихся с помощью КСО
Применение коллективного способа на уроках математики улучшает не только предметные результаты, дает развитие коллективизма, самостоятельности, ответственности. Работа в парах сменного сос...
Работа по выявлению и развитию способностей учащихся. Оценка ключевых компетенций учащихся
Материалы по работа на предмет выявления и развития способностей учащихся, а также результаты мониторинга оценки ключевых компетенций учащихся...
Работа по выявлению и развитию способностей учащихся (из опыта работы Ивановой И.К.)
Работа по выявлению и развитию способностей учащихся (из опыта работы Ивановой И.К.)...
Работа по выявлению и развитию способностей учащихся. Из опыта работы.
Способы развития способностей обучающихся к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельностиИнтеллектуальные и творческие способности развиваю следующим образом:·...