«Баскетбол, как инструмент формирования и развития координации у школьников среднего возраста»
проект по физкультуре

Виденкина Елена Севеновна

«Не трудно видеть, что игра в мяч может развивать свойства души и тела

 до той высокой степени, к достижению которой стремятся люди».

 

Клавдий Гален

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskiy_proekt.docx236.45 КБ

Предварительный просмотр:

Согласованно

Директор МБОУ Гимназия №5 г.Кызыл

______________________И.В. Казанцева

ПРОЕКТ

по физическому воспитанию

Тема:  «Баскетбол, как инструмент формирования и развития координации у школьников среднего возраста»

Учитель физической культуры

МБОУ Гимназия №5 г.Кызыл

Республика Тыва

        Виденкина Елена Севеновна

«Не трудно видеть, что игра в мяч может развивать свойства души и тела

 до той высокой степени, к достижению которой стремятся люди».

Клавдий Гален

Введение

      Общеизвестно, что современная школа призвана гарантировать каждому человеку доступ к качественному образованию. Система образования должна стать более гибкой. Сегодня физическая культура – это не погоня за результатами, а кропотливая работа учителя и родителей, над укреплением здоровья детей. На уроках необходимо учитывать желания, настроение, темперамент каждого ребенка и каждого учить саморегуляции, адаптации, релаксации. Уроки физической культуры необходимо выстраивать, руководствуясь принципами гумманизации и демократизации, воспитания культуры здоровья, используя психолого-педагогические и психолого-физиологические теории обучения, воспитания и развития личности.

        В настоящее время существует множество спортивных игр, обладающих широкими возможностями для развития физических качеств и функций организма, укрепления здоровья, повышения двигательной активности.

Баскетбол, пожалуй, единственный из популярных видов спорта, сумевший за считанные десятилетия завоевать сердца поклонников во всем мире, что само по себе представляется явлением беспрецедентным. Популярность баскетбола и широкое его применение в системе физического воспитания обуславливаются, прежде всего, экономической доступностью игры.

Актуальность

     Данная  тема выбрана и разработана не случайно, поскольку  значимость способности, которая характеризуется,  как ловкость – координация,  является принципиально важной в обучении учащихся физическим навыкам.

     На сегодняшний день в нашей гимназии обучается 3080 школьников, у 80% учащихся слабо развито физическое качество -  координация.

     Начиная работу в 2013 году по данному проекту, мы столкнулись не только с проблемой слабо развитым физическим качеством ловкость, но и в целом со слабым здоровьем учащихся гимназии. В 2013 году по итогам ежегодного медицинского осмотра всего 21% учащихся относились к первой группе здоровья (дети не имеющие хронических заболеваний), 66% - вторая группа здоровья (дети с заболеваниями: миопия, сколиоз, гастрит, и т.д.), 13% - третья группа здоровья (ожирение, дистрофия, плоскостопие, астма и т.д.).

   Передо мной, как перед учителем физической культуры, встала проблема коррекции физического здоровья школьников нашей гимназии, а так же проблема повышения  мотивации занятиями физической культурой.

    В результате мониторинговых исследований уровня физической подготовленности учащихся средних классов за 2012-2013 и 2013 -2104 учебный  год, получены следующие данные: 

        Анализируя формы работы с детьми, влияющих на повышение уровня физических качеств, пришла к выводу, что универсальным средством в дальнейшей работе будет спортивная игра баскетбол.

        Ловкость в баскетболе играет одну из важных ролей, так как игрок должен быть быстр, реагировать на все происходящее и моментально делать соответствующие выводы, бросать мяч, бороться за него и быть настроенным всегда на борьбу. Белов С.А. определяет ловкость, как сложное комплексное двигательное качество, уровень развития, которого определяется многими факторами.

     Уровень развития координации у школьников  влияет на:

- быстроту реакции;

- способность к концентрации;

- переключение внимания;

- динамической точности движений.

Проблема:  недостаточный уровень сформированности координационных умений и навыков не позволяет учащимся качественно овладевать программным материалом по физическому воспитанию, а также не содействует формированию личности  более   физически развитой и мотивационно направленной на саморазвитие и самосовершенствование.

Идея проекта: развитие личности учащегося на основе формирования координационных способностей.

В своем проекте мы опираемся на идеи:

  • В.А. Гомельского, А.Я. Гомельского, о том, что уровень развития координации находится в прямой зависимости от степени сформированности быстрого приобретения основных навыков игры баскетбол. По мнению Виссел Хол, развивая ловкость помощью специальных тестов, упражнений, мы создаем предпосылки для становления многих физических процессов (концентрация внимания, быстрота реакции, пространственных представлений), которые являются  «почвой» для последующего развития координационных  навыков;
  • на идеи А.В. Родина, Д.В. Губа, о том, что в подростковом возрасте  необходимо осуществлять  активное физиолого-психологическое обучение. Где для подростков создаются условия, в которых они сами, через игру баскетбол  и упражнения, открывают закономерности и особенности строения своего здоровья, общения и поведения в коллективе(команде), а также развивают важные для этого качества и умения;
  • в возрасте 12-13 лет основными методами развития навыков координации являются методы круговой тренировки в специально созданной учебной ситуации.
  • Всеволод Голованов, считает, что основным средством воспитания координационных способностей являются: физические упражнения повышенной координационной сложности и содержащие элементы новизны. Сложность физических упражнений можно увеличить за счет изменения пространственных, временных и динамических параметров, а также за счет внешних условий, изменяя порядок опоры или увеличения ее подвижность в упражнениях на равновесие и т.п., комбинируя двигательные навыки, сочетая ходьбу с прыжками или за ограниченный промежуток времени.

Объект проектирования: процесс обучения физическим упражнениям в  Гимназии №5.

Предмет проектирования: влияние игры баскетбол на формирование физического качества – ловкость.

Цель проекта: исследование влияния навыков игры баскетбол на координационные способности школьников среднего возраста.

Задачи:

1.Повысить мотивацию к занятиям физической культурой и спортом у учащихся;

2. Обозначить   приоритетной задачей работы учителей физической культуры гимназии, развитие навыков координационных способностей;

3. Организовать мониторинговое исследование по формированию координации школьников среднего возраста;

4.        сформировать систему внутригимназического повышения квалификации учителей по данной проблеме;

Новизна

Научная значимость заключается в том, что обеспечивает педагогов физической культуры механизмами формирования координационных навыков и способностей, по средством игры баскетбол.

1)        Будет создана интегрированная  система формирования координации;

2)        Будет апробирована система упражнений и уроков;

3)        Будут апробированы методы, и приемы по развитию ловкости в курсе преподавания раздела спортивных игр - баскетбол;

4) Экспериментально проверить эффективность разработанного комплекса физических упражнений на практике для развития физического качества ловкость у учащихся среднего школьного возраста школы участвующих в учебно-тренировочном процессе по баскетболу.

C:\Users\777\Documents\0006-006-Neobkhodimo-pytatsja-ottesnit-napadajuschego-v-storonu-bokovoj-linii.jpg

Методы исследования:

1. Анализ литературных источников.

2. Педагогическое наблюдение

3. Тестирование.

4. Метод математической статистики.

Планируемый результат

Учащийся гимназии должен быть здоровым и физически развитым:

•        самостоятельно приобретать знания по совершенствованию собственного здоровья;

•        использовать физические и нравственные навыки, приобретённые в процессе обучения игре баскетбол;

•        использовать современные технологии для преобразования информации и создания собственного информационного продукта;

•        работать в различных социальных группах;

•        эффективно управлять процессом развития физических качеств;

В результате осуществления проекта предполагалось создать:

•        программы уроков по разделу спортивные игры (5-9 кл);

•        КИМы по измерению уровня сформированности координации со 4 по 9 классы;

•        программы факультативных занятий «Секция баскетбол» (5-8 кл.);

•        календарно тематическое планирование по баскетболу;

•        программу семинарских занятий для педагогов гимназии и учителей г.Кызыла

•        материалы для проведения тематических педсоветов;

•        цикл родительских собраний, направленных на повышение уровня физиологической и психологической грамотности.

Этапы проектирования

Первый этап – Организационный, (сентябрь 2013г.) Основной целью исследований было изучение: материалов ежегодного медицинского осмотра школьников, материалов мониторинга физической подготовленности учащихся гимназии, анализ различных литературных, методических трудов, на тему развития ловкости на уроках физической культуры

Второй этап – Практический  (октябрь – апрель 2014 года) введение нашего комплекса в работу экспериментальной группы специальных физических упражнений на развития физического качества ловкость на уроках физической культуры с детьми среднего школьного возраста.

     Для решения поставленных задач были привлечены учащиеся 6-х классов (а,е), под наблюдением находились 47 человек. Из них 6 «а» 23 человека составили экспериментальную группу, 6 «е» 24 – контрольную. Контрольная группа занималась по школьной программе.

Третий этап – Аналитический (май 2014 года) конечный этап эксперимента (тесты), предполагал выполнение статистической обработки полученных данных педагогического эксперимента, их интерпретацию и оформление результатов исследования.

Четвертый этап – Диссеминация (распространение педагогического опыта) (2014-2018гг.)

         Процесс диссеминации данного проекта осуществляется через распространение педагогического опыта в  профессиональном сообществе. Созданы следующие каналы диссеминации:

- информационные – создание методических материалов по развитию физического качества ловкость у учащихся,  участвующих в учебно-тренировочном процессе;

- коммуникационные – выступление на заседаниях педагогического сообщества;

- обучающие - организация ознакомительных семинаров и организация

более продолжительных программ обучения;

- экспертные - оценка и поддержка педагогического коллектива, администрации гимназии.

- консультирование субъектов инновационного опыта - оказание им

методической помощи в технологии обобщения и представления опыта.

     Для оценки уровня развития координационных качеств в практике физической культуры и спорта существует множество тестов и контрольных упражнений.

За основу мы взяли следующие тесты:

Тест №1. Рывки из баскетбольной защитной стойки

Игрок из баскетбольной защитной стойки последовательно, без пауз выполняет рывки (5 метров), из исходной точки 1, в точки 2, 3, 4, 5 и 6 обязательно нанося удары рукой по набивным мячам лежащим в этих точках, возвращается каждый раз в точку 1, также нанося удар по набивному мячу, причём рывки из точки 1 в точки 2, 3, 4 выполняют лицом вперёд, возвращение в точку 1 — спиной вперёд, а из точки 1 в точки 5, 6 и обратно — боком, приставными шагами. Секундомер останавливается в момент удара игроком по мячу в точке 1 при возвращении из точки 6.

Тест №2. Ведение мяча с изменением направления («змейка») 30 м (2x15 м)

По команде «На старт!» учащиеся принимают положение высокого старта на стартовой линии с мячом в руках. По команде «Марш!» учащиеся начинают бег по восьмерке с ведением мяча правой и левой рукой, выполняя при этом обводку ориентиров, находящихся на расстоянии 3 м друг от друга. Фиксируют время, которое показывает ученик, пересекая финишную линию.

Тест №3. Челночный бег с ведением мяча 3x10 м

По команде «На старт!» учащиеся принимают положение высокого старта на стартовой линии с мячом в руках. По команде «Марш!» ученик устремляется с ведением мяча к отметке 10 м, касается отметки ногой, при этом не беря мяч в руки, и устремляется обратно, касается ногой стартовой линии и финиширует не останавливаясь. Фиксируют время, которое ученик показывает, пересекая финишную линию

Тест №4. Ловкость, проявляемая в сменах поз

По команде учителя «На старт!» учащийся занимает исходное положение стоя на линии. Услышав стартовый сигнал (хлопок, свисток), школьник мгновенно начинает выполнять смену поз (Например: быстро сесть, лечь, встать, наклониться, повернуться). Фиксируется время.

Тест №5. Метание мяча в цель

По команде учащийся занимает место у линии, готовясь к броску. Ему дается 10 попыток, для того чтобы поразить мишень. По сигналу учителя он начинает бросать мяч. После 10 бросков подводится итог промахов и попаданий, и объявляется результат.

Тест №6. Передачи мяча с противодействием соперника в игровой ситуации

Упражнение выполняют на одной половине баскетбольной площадки, в условиях жесткого противодействия соперника. Класс делится на две команды. Учитель вбрасывает мяч. Игроки команды, овладевшей мячом, стараются выполнить как можно больше передач друг другу так, чтобы мяч не достался соперникам. Допускается ведение мяча, но не более двух ударов мяча об пол. Если игрок одной из команд совершил ошибку (пробежка, фол и т.д.), мяч передают другой команде. Освобожденные от занятия учащиеся подсчитывают количество ошибочных передач, выполненных каждым игроком. Результат считается хорошим, если у ученика преобладает количество результативных передач над ошибочными, и неудовлетворительным, если ошибок больше, чем результативных передач. Также учитывается и активность учеников (подсчитывают количество перехватов).

Результаты исследования

Группа

Тесты до проекта

Тесты после проекта

%

результат

результат

Экспериментальная группа        

1

21.1 сек.

1

18.0 сек

14.6%

2

20.2 сек

2

16.4 сек.

18.8%

3

12.6 сек.

3

11.5 сек.

8.7%

4

7.7 сек.

4

6.9 сек.

10.3%

5

7.0 раз.

5

7.8 раз.

11.4%

6

13 хор.\ 10 неуд.

6

17 хор.\ 6 неуд.

30%

Контрольная группа

1

20.1 сек.

1

19.5 сек.

3%

2

20.1 сек.

2

17.9 сек.

1.7%

3

12.2 сек.

3

11.7 сек.

4.1%

4

7.9 сек.

4

7.9 сек.

0%

5

6.7 раз.

5

7.9 сек.

4.4%

6

14 хор.\ 10 неуд.

6

16 хор.\ 8 неуд.

4.4%

      Таким образом, между контрольной и экспериментальной группами наблюдаются существенные различия. Положительная динамика в развитии координационных способностей у испытуемых контрольной группы, очевидно, объясняется некоторым улучшением благодаря занятиям физической культурой по обычной программе

Вывод:

  1. Литературные данные показали, что для воспитания координационных способностей методически важно определить оптимальные пропорции в использовании упражнений, а также правильную дозировку нагрузок.
  2. Координационная  подготовка играет важную роль в баскетболе, но надо также не забывать и о тактической стороне игры. Она тоже играет не мало важную роль в игре.
  3. Между контрольной (6 «е» класс) и экспериментальной (6 «а» класс) группой обнаружены различия в развитии координационных способностей. Положительная динамика у испытуемых контрольной группы, очевидно, объясняется некоторым улучшением подвижности благодаря занятиям физической культурой по обычной программе (Тест №1 3%, Тест №2 1.7%, Тест №3 4.1%, Тест №4 0%, Тест №5 4.4%, Тест №6 14.2%).
  4. Экспериментальная группа, и использованный нами комплекс упражнений также показал результат (Тест №1 14.6%, Тест №2 18.8%, Тест №3 8.7%, Тест №4 10.3%, Тест №5 11.4%, Тест №6 30%) и может быть использован в работе в общеобразовательной школе для развития ловкости на уроках физической культуры при изучении темы баскетбол.
  5. Проект перешел в постоянно действующую методику преподавания раздела спортивных игр, баскетбол в гимназии стал доминирующим видом спорта.
  6. За период  2014-2018 гг.,  с момента поставленного экспериментального проекта, воспитанники – баскетболисты, ежегодно становились победителями и призерами соревнований по баскетболу различного уровня.

    Цель проекта достигнута. Предполагаемая нами гипотеза подтвердилась. С поставленными задачами справились.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование осанки школьников среднего возраста средствами физической культуры

Лечебная физическая культура — медицинская дисциплина, использующая средства и принципы физической культуры для лечения заболеваний и повреждений, предупреждения их обострений и осложнений, восстановл...

Формирование механизмов эмоционально - устойчивого поведения детей среднего возраста

Цель: Повышение эффективности коррекционно – воспитательного процесса.   Повышение уровня эмоциональной устойчивости учащихся.    Подготовка учащихся к жизни в обществе....

Методическая разработка на тему "Особенности методики совершенствования выносливости у школьников среднего возраста"

Курсовая работа об особенностях методики совершенствования выносливости у школьников среднего школьного возраста...

Методическая разработка экологической акции для школьников среднего возраста «Бой Королю мусора и принцессе Замарашке»

В рамках экологической акции проводятся беседы об истории мусора, конкурс поделок из использованных предметов и вещей, проведение исследовательских работ, анкетирование, изготовление плакатов, л...

Упражнения для развития координации у детей дошкольного возраста дома и на улице.

Чтобы ребёнок рос здоровым, ловким и сообразительным, его способности необходимо постоянно развивать. Сегодня молодые родители уделяют много внимания мелкой моторике – и это правильно! Но не сто...

Занимательная фитотерапия (интеллектуальная игра для школьников среднего возраста)

Из опыта родителей многие вы уже знаете, что горькую таблетку можно заменить отваром лекарственных трав или чашкой ароматного травяного чая. Приготовить лекарство на основе растительного сырья, требуе...