Технология проектирования и реализации системы круговой тренировки для учащихся 6-ых классов в разделе гимнастика
методическая разработка по физкультуре (5, 6, 7, 8, 9 класс)
В этой работе предлагается схема разработки и внедрения системы круговой тренировки для школьников среднего звена на примере 6 го класса. Сеансы крговой тренировки находят место во второй половине основной части урока и имеют характер экстенсивно - интервального режима.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Система круговой тренировки | 137.92 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Татаромаклаковская СШ»
Методическая разработка на тему: «Технология проектирования и реализации системы круговой тренировки для учащихся 6-ых классов в разделе гимнастика» Автор – разработчик: Юнисов Рамиль Хусяинович учитель физической культуры Татарское Маклаково – 2017 г. |
Введение
Методическая разработка составлена для организации учебного процесса по физической культуре для 6-ых классов раздела гимнастики.
Раздел гимнастики рассчитан на 21 час, целиком занимает вторую четверть учебного процесса, в котором вторая половина основной части урока предоставляется на прохождение учащимися комплекса круговой тренировки.
Данная разработка является методическим обеспечением «Рабочей программы по физической культуре» предметной линии учебников М.Я. Виленского, В.И. Ляха для 5-ых – 9-ых классов.
Программа рассчитана на 3 часа в неделю, направлена на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов по физической культуре. Содержание данной программы включает в себя 5 разделов: спортивные игры (волейбол, баскетбол), легкая атлетика, уроки общефизической подготовки, лыжной подготовки и гимнастики.
Основой методической разработки раздела является совокупность действий по организации и составления комплекса круговых тренировок, и внедрение системы круговых тренировок во вторую половину основной части уроков гимнастики. Так же, частью разработки является определение результативности использования круговых тренировок на развитие двигательных качеств и их производных на учащихся, используя для этого региональные нормативы по оценке результатов тестирования физической подготовленности школьников.
Сегодня уже нет нужды усиленно агитировать за круговую тренировку на уроках физической культуры, поскольку результаты применения ее в учебном процессе, как говорится, налицо. С включением ее растет охват учеников разнообразной и целенаправленной работой с учетом индивидуального подхода к каждому ученику в зависимости от достигнутого им уровня физического развития.
Жизнь требует улучшения физической подготовленности учащихся общеобразовательных школ. Не секрет, что за последние годы уровень здоровья подрастающего поколения нашей страны снизился, снизились и показатели уровня физической подготовленности, в особенности силовых способностей и скоростно-силовых качеств.
В этих условиях учителя физической культуры могут успешно использовать метод круговой тренировки, которая с каждым годом приобретает все большую популярность, как у учителей физической культуры, так и у учащихся.
Упражнения комплексов круговой тренировки, как правило, хорошо увязываются с материалом уроков, учебных тем, способствуя не только общему и физическому развитию школьников среднего звена, но и успешному освоению ими всех разделов учебной программы. Конкретная направленность круговой тренировки, комплекс включаемых в нее упражнений, дозирование нагрузки и другие черты методики зависят, от возрастных особенностей учащихся и уровня их подготовленности.
Важное основание использования метода круговой тренировки на уроке - эффективное развитие двигательных качеств в условиях ограниченного лимита времени при строгой регламентации и индивидуальной дозировке выполняемых упражнений. Существенным является и то, что круговая тренировка обеспечивает индивидуальный подход к каждому учащемуся, позволяет предельно эффективно использовать время, планируемое на физическую подготовку, воспитывает собранность и организованность при выполнении упражнений. Она хорошо сочетает в себе избирательно направленное и комплексное воздействие, а также строгое упорядоченное и вариативное воздействия, поэтому развитие двигательных качеств, подбор двигательных действий, интенсивность работы должны быть тесно связаны с освоением раздела данной программы.
Опыт исследований обнаруживает, что многие учителя понимают под круговой тренировкой мелкогрупповой поточный метод. Он, несомненно, повышает плотность урока. Но круговую тренировку, с присущими ей особенностями, не следует смешивать с проведением любых упражнений поточным способом, так как это снижает ее значение. Поскольку организация и занятие круговой тренировкой предполагает в себе:
- Строгую индивидуализацию посредством выявления максимального показателя (максимального теста) проделываемой работы за определенный интервал времени.
- Выбор приоритетного двигательного качества и работу над развитием данного качества.
- Выбор варианта работы, строгого регламентирования ее: при выполнении двигательной работы, при интервалах отдыха, при объеме осуществляемой работы с учетом возможностей занимающихся и комплектации класса.
- Выстраивание пошаговой стратегии на нужное количество занятий и ясного представления ожидаемого результата.
Условия реализации комплекса круговой тренировки.
Данная разработка предусматривает вариант организации, составления, и внедрения системы круговых тренировок в программу для 6го класса на основе годового плана графика, в которой выделяется вторая четверть в полном объеме в количестве 21 часа и целиком предоставляется на раздел гимнастики.
Система круговых тренировок, состоящая из восемнадцати сеансов, реализуется во второй половине основной части урока. Первоначальное занятие осуществляется на третьем уроке и заключительное занятие – на двадцатом уроке раздела. Первые вторые уроки предоставляются для организации и составления комплекса круговой тренировки: по подбору средств для каждой станции, определения максимального теста и составления персональной карточки занимающегося. Конечный двадцать первый урок четверти целиком и полностью предоставляется для определения повторного максимального теста и выявления разницы двух тестов.
Подбор средств, определение количества станций, количество прохождения полных кругов круговой тренировки выстраивается исходя из возраста и физической подготовленности занимающихся, исходя из времени, отведенной на исполнении задачи внутри урока.
В нашем случае для школьников 6-го класса (12-13 лет), близко к оптимально-возможному варианту будет являться версия круговой тренировки:
- Двадцати пяти секундное выполнение двигательных действий средней интенсивности.
- Тридцати секундного интервала отдыха.
- Прохождением 6 станций (минимальное количество станций для развития силовой выносливости из предложенных вариантов).
- Прохождением станций круговой тренировки в два круга.
- С интервалом времени отдыха между кругами круговой тренировки – 90 секунд.
Исходная схема выстраивания комплекса круговой тренировки во времени занимает 12-13 минут, вторую половину основной части урока, не нарушая целостность и принципы построения урока гимнастики, вписываясь в рамки соотношения часов технической и физической подготовки учащихся среднего звена (50%-50%).
Цель данного раздела – укрепление здоровья, повышение физической работоспособности, развитие основных двигательных качеств, воспитание потребности в систематических и самостоятельных занятиях физическими упражнениями.
Задачи раздела «Гимнастика»
- Овладение элементами гимнастических упражнений, выполнение их в связках, варьируя сочетания, последовательность и число упражнений, включенных в несложные комбинации.
- Развитие двигательных (кондиционных и координационных) способностей в процессе занятий на уроках гимнастики.
- Содействие эстетическому воспитанию посредством гимнастических упражнений и комбинаций.
- Воспитание самостоятельности, дисциплинированности, чувство коллективизма.
- Организация подходящих условий для воспитания самоконтроля и самооценки достигнутых результатов.
Решаемые задачи процесса занятий раздела «гимнастика» с применением комплекса круговых тренировок.
- освоение учащимися теоретических знаний по темам:
- -способы контроля и оценки индивидуального физического развития и физической подготовленности.
- выбор средств, методов, формы организации при развитии двигательных качеств.
- Варианты работы круговых тренировок.
- Выбор средств и условия построения станций комплекса круговой тренировки.
- Схема выявления максимального теста (максимального показателя выполнения двигательной работы за определенное количество времени).
- Практических познаний в подсчете ЧСС до выполнения двигательной работы и после прохождения полного комплекса круговой тренировки.
- - выполнять комплексы упражнений общей и специальной физической подготовки.
- овладение содержанием программного материала.
- Комплексно развивать у учащихся двигательные качества, уделив акцентирование внимание на одном из них (развитие силовой выносливости).
- Воспитывать у учащихся морально волевые качества: целенаправленность, решительность, настойчивость, выдержку посредством занятий круговой тренировкой.
- Воспитывать у учащихся нравственные качества: целеустремленность и волю, дисциплинированность, собранность и умение мобилизовать в нужный момент свои физические и духовные силы.
Оснащение материально техническими условиями:
Перечень инвентаря и оборудования школы, достаточного для организации и выполнения урочных занятий по гимнастике.
Педагогические условия программы раздела гимнастики.
- создание условий для развития личности подростка и его способностей.
- учет индивидуальных и возрастных особенностей подростков в использовании форм, средств и способов реализации раздела.
- соблюдение единства педагогических требований при работе с подростками.
- использование дидактических принципов в процессе тренировочных занятий всего раздела.
Ожидаемые результаты
- Развитие природных физических данных обучающихся за II четверть с применением системы круговых тренировок.
- Приобретение необходимых волевых, психологических и физических качеств для успешного освоения технических действий программного материала по физической культуре и для успешного выступления на различных видах соревнований.
- Формирование адекватной оценки учащимися собственных физических возможностей и сравнительный анализ по отношению друг другу.
- Выработку у учащихся углубленного представления о двигательных качествах, их производных, и способы воздействия на организм по развитию данных качеств.
- Умение определять максимальный тест, заполнять персональные карточки. Умение подбирать физические упражнения и регулировать физические нагрузки для самостоятельных занятий.
- Добиться роста уровня кондиционных возможностей, а именно, силовой выносливости и скоростно-силовых качеств на 2,5%, как минимального порога показателя у школьников 6-го класса за 1,5 месяца занятий круговой тренировкой.
I глава. Теоретические основы и характеристика комплекса круговой тренировки.
Круговая тренировка, осуществляемая в условиях физического воспитания, представляет собой целостную самостоятельную организационно - методическую форму занятий и в тоже время не сводиться к какому либо одному методу. Она включает ряд частных методов строго регламентируемых упражнений с избирательным и общим воздействием на организм занимающегося.
Для проведения занятий по круговой тренировке составляется комплекс из 6 - 10 относительно несложных упражнений. Каждое из них должно воздействовать на определенные группы мышц - рук, ног, спины, брюшного пресса. Простота движений позволяет повторять их многократно. Выполнение упражнений в различном темпе и из разных исходных положений влияет на развитие определенных двигательных качеств. Объединение отдельных ациклических движений в искусственно-циклическую структуру путем серийных их повторений дает возможность комплексного развития двигательных качеств и способствует повышению общей работоспособности организма.Одна из важнейших особенностей этой формы занятий - четкое нормирование физической нагрузки и в то же время строгая индивидуализация ее. Уникальность метода круговой тренировки от других форм организации занятий отличают ряд требований предъявляемые к нему:
1)Базовые требования, предъявляемые методу круговой тренировки.
- Количество станции предлагаемые ученикам (для школьников среднего звена оптимальным вариантом принято считать 6-10 станций).
- Подбор средств (физические упражнения) на отдельно взятой станции.
- Промежуток времени, отводимый на выполнение физических упражнений на данной станции.
- Отрезок времени, отводимый для отдыха между станциями.
- Объем выполняемой работы за данное время.
- Количество кругов прохождения всех станций.
Исход комбинаций данных требований выдает следующие варианты режима работы в круговой тренировке:
- Вариант круговой тренировки в режиме длительной работы – без интервалов отдыха, где количество повторений двигательных действий на станции доходит до 30 раз, длительность выполнения двигательной работы достигает 40-60 секунд и мощность воздействия на организм равна 40-60% от максимально возможного показателя. (Преимущественная направленность на общую и специальную выносливость, считается целесообразно применение в старшей подгруппе среднего звена и старшем звене школьников).
- Вариант круговой тренировки в режиме экстенсивно-интервальной работы – интервал отдыха между станциями 30-45 секунд, количество повторений двигательных действий на станции 15-30 раз, длительность выполнения двигательной работы на каждой станции 25-35 секунд и мощность воздействия на организм равна 60-80% от максимально возможного показателя.(Преимущественная направленность на развитие силовой выносливости, скоростной выносливости, скоростно-силовых качеств);
- Вариант круговой тренировки в режиме интенсивно-интервальной работы - интервал отдыха между станциями достигает 90 секунд, количество повторений двигательных действий на станции 12-20 раз, длительность выполнения двигательной работы на каждой станции 25-30секунд и мощность воздействия на организм равна 80-90% от максимально возможного показателя. (Преимущественная направленность на развитие максимальной силы и «взрывной» силы).
- Вариант круговой тренировки повторной работы – интервал отдыха между станциями 90-120 секунд, количество повторений двигательных действий на станции 8-12 раз, длительность выполнения двигательной работы на каждой станции 15-30 секунд, и мощность воздействия на организм составляет 75-95% от максимального возможного показателя. (Вариант круговой тренировки повторной работы применяют в разных вариантах: используя сверх-предельные нагрузки с подходами к каждой станции до двух раз; используя предельные нагрузки с одиночным подходом к станции; используя непредельные нагрузки с подходами к каждой станции до 3 -4 раз).
Необходимые требования – предъявляемые к принципу построения круговой тренировке (основных требований три).
1. Исходя из задач на перспективу, и используя данные – выбор варианта работы круговой тренировки.
В нашем случае мы возьмем за основу задачу по развитию силовой выносливости у школьников среднего звена, а конкретно у учащихся 6-го класса (12-13 лет).
В этом возрасте одним из приоритетных направлений физической подготовки наряду с целенаправленным процессом развития скоростно-силовых качеств, так же является воспитание силовой выносливости. И в этом возрасте организм учащихся сенситивен и чувствителен, более предрасположен к развитию и лучше поддается тренировке эти два качества. 1. Скоростно-силовые качества определяются, как способность выполнять динамическую кратковременную работу длительностью до 30 секунд против значительного сопротивления с высокой скоростью мышечного сокращения. 2. Силовая выносливость определяется, как способность организма противостоять утомлению при работе субмаксимальной мощности до 40 секунд.
Учитывая поставленную нами цель и используя данные этих двух качеств, уверенно приходим к выводу, что комплекс круговой тренировки в экстенсивно-интервальном режиме работы является оптимальным вариантом по воспитанию этих качеств.
2. Учет пола, возраста и уровня физической подготовленности при подборе средств для каждой станции в процессе составления комплекса круговой тренировки.
Для проведения занятий по круговой тренировке в режиме экстенсивно-интервальной работы для учащихся 12-13 лет рекомендуется подбирать: - относительно не сложные упражнения, которых учащиеся могли бы выполнять 15-25 раз за 30 секунд.
- одни и те же упражнения видоизменять исходя из уровня физической подготовленности (более физически подготовленным занимающимся предложить упражнение: отжимание из упора лежа, ноги на гимнастической скамейке; менее подготовленным – отжимание из упора лежа, руки на гимнастической скамейке).
- подбирать физические упражнения так, что бы их свободно могли выполнять как девочки, так и мальчики (игнорировав подтягивание на перекладине, предложить подтягивание на перекладине из виса лежа).
3. Снятие показателей максимального результата за определенный отрезок времени на каждой станции и составление персональной карточки тренирующегося.
1)МТ1– максимальный показатель проделанной двигательной работы учащегося за 25 секунд (в нашем случае максимальный показатель на первой станции равняется 20 количество раз).
2) 60% от МТ1 – количественный показатель (МТ1* 0,6 – т.е. 20*0,6=12раз). После определения максимального теста на всех шести станциях, начальные три занятия учащиеся выполняют в темпе 60% от показателя максимального теста.
3) Вариант повышения нагрузки - в нашем случае увеличиваем количество двигательных действий в 1 кол-во раз на каждой станции, через каждые три занятия. Ученикам, пульс которых после прохождения всего круга превышает 180 ударов в минуту, на четвертом занятии рекомендуется сохранить дозировку на первоначальном уровне еще на три занятия.
4) Фиксация ЧСС занимающихся после каждого занятия – для анализа их состояния.Подсчет пульса дает возможность контролировать реакцию организма на предложенную физическую нагрузку. Ученикам, пульс которых после выполнения упражнений (по прохождению всего круга) превышает 180 ударов в минуту, рекомендуется снизить дозировку в упражнениях большой интенсивности при последующем прохождении круга или на следующем уроке. Если же пульс составляет 160 ударов в минуту или менее того, следует увеличить дозировку (добавляя количество двигательных действий на нескольких станциях или же на всех).
5) МТ2 – повторный максимальный показатель проделанной двигательной работы учащегося за 25 секунд после прохождения полного курса круговых тренировок. Показатель повторного максимального теста в идеальном варианте должно быть больше по сравнению с показателем первоначального максимального теста.
6) МТ2-МТ1 – разница двух повторных тестов по раскрытию результативности прохождения полного курса круговых тренировок. (Определяется в процентах и раскрывает успешность воздействия занятий системой круговых тренировок на учащихся).
II Глава. Организация выполнения комплекса круговой тренировки.
Организация занятий по экстенсивно-интервальному методу круговой тренировки для учащихся 6-ых классов.
а) Организация учащихся для занятий круговой тренировкой и подбор физических упражнений для каждой станции.
Анализ методов круговой тренировки и обобщения опыта применения их на практике дает основание выделить экстенсивно-интервальный метод, как наиболее приемлемый для школьного урока. Сущность его заключается в том, что движения выполняются в оптимальном темпе, точно, с большой амплитудой, на упражнения и на отдых планируется почти одинаковое время: 25 секунд на двигательную работу учащимися и 30 секунд на отдых. Первоначальные занятия круговой тренировкой целесообразно начинать с 60% от максимально возможного результата, что не будет вызывать большого затруднения и чрезмерного напряжения у учащихся, тем самым не породит отрицательное их отношение.Стандартная продолжительность работы и отдыха обеспечивает на уроке порядок, дисциплину, позволяет следить за точностью выполнения заданий. Последовательное чередование работы и отдыха при систематически выстроенном повышении нагрузки совершенствует комплексное развитие двигательных качеств, силовую выносливость, скоростно – силовые качества.
Исходя из соображений лимита времени урока, в комплекс круговой тренировки мы включаем 6 станций (минимальное число станций при составлении комплекса круговой тренировки для школьников среднего звена). При прохождении каждой станции тратится, приблизительно, одна минута (25 секунд на выполнение физических упражнений, 30 секунд на отдых), значит, на весь комплекс (один круг) уйдет до 6-ти минут, и на прохождение двух кругов будет занимать в области 12-13 минут. Данное соотношение удовлетворит схему и принцип построения урочного процесса, так как на занятие круговой тренировкой отводится меньше половины времени основной части урока. В котором, большая доля основной части урока остается для разучивания техники двигательных действий учащимися.
В идеальном варианте комплекс круговой тренировки содержит в себе 8 станции: по два упражнения для развития мышц ног, рук и плечевого пояса; по одному - брюшного пресса и спины; два - общего воздействия. Составляя комплекс из шести станций мы, будем выходить из положения, подбирая упражнения бинарного воздействия, например упражнение для работы мышц разгибателей верхних конечностей и мышц спины. Или же избрав упражнение для работы мышц сгибателей рук и брюшного пресса.
Размечая станции, нужно учитывать, что упражнения для одних мышц должны чередоваться с упражнениями для других.
Предлагается составленный вариант комплекса круговой тренировки для 6-ых классов с учетом всех этих требований:
1 ст. Упражнение общего воздействия. И.п. – упор лежа на бедрах; 1- упор на коленях, 2 – И.п.
2 ст. Упражнение по воздействию на мышцы нижних конечностей. Прыжки через брусок (высотой и шириной по15сантиметров) вправо – влево.
3 ст.Упражнение по воздействию на мышцы разгибателей рук и мышцы спины (упражнение бинарного воздействия).И.п. – сед упором сзади на гимнастическую скамейку; 1 – выпрямить руки, произвести прогиб в позвоночнике с выносом таза вперед-вверх, 2 – прийти в И.п.
4 ст.Упражнение общего воздействия. И.п. – стойка на коленях, руки внизу, 1 – взмахом рук вверх приход в положение присев (руками пола не касаться), 2 – И.п.
5 ст.Упражнение по воздействию на мышцы брюшного пресса. И.п. - вис на гимнастической стенке; 1 – поднять согнутые ноги до горизонтали, 2 – прийти в исходное положение.
6 ст.Упражнение по воздействию на мышцы сгибателей рук. Подтягивание из виса лежа на низкой перекладине.
В зависимости от числа упражнений в комплексе класс делят на 6 групп по 3 - 5 человек. Заранее (перед уроком) размечают места (станции) для выполнения упражнения. Для более четкой организации занятий у каждой станции ставят указатель с нумерацией, графическим изображением и кратким описаниемупражнения, выполняемого на этой станции. Последовательность прохождения станций устанавливается по кругу. Учитель указывает каждой группе, на каком месте она начинает упражняться, и в каком порядке переходит от станции к станции. В дальнейшем сохраняется тот же порядок. Перед началом выполнения комплекса для каждого ученика устанавливается индивидуальная физическая нагрузка. Это делается с помощью, так называемого максимального теста (МТ).
б) Организация процесса работы по выявлению максимального теста у учащихся на каждой станции.
Перед началом выполнения комплекса круговой тренировки, для каждого ученика устанавливается индивидуальная физическая нагрузка. Это совершается с помощью максимального показателя проделанной двигательной работы за определенный отрезок времени, то есть, так называемого максимального теста (МТ). Максимальный тест определяется на первых двух уроках.
В процессе выявления максимального теста класс делится на две группы. Ознакомившись с упражнением, после показа и объяснения учителем, первая группа учеников распределяются по станциям и по сигналу начинают выполнять намеченное упражнение в обусловленное время (за 25 секунд), стараясь проделывать его максимальное число раз. Вторая группа учеников, в это время, подсчитывает результаты выполнения двигательной работы на станциях первой группы учеников (каждый – своего подопечного, своего напарника) и записывают результаты выполнения задания на персональных карточках своих подопечных под столбцом МТ№1(первоначальный максимальный тест), напротив строки соответствующей станции, в которой выполнялась двигательная работа. После некоторой паузы группы меняются местами:вторая группа выполняет задание на станциях, первая группа подсчитывает и фиксирует результаты на соответствующих ячейках персональных карточек своих подопечных.
Таким образом, определяется максимальный тест на данной станции, совершается пауза в пределах 2-3 минут для отдыха, за тем учащиеся переходят на следующие станции для выполнения очередного упражнения. После определения максимального теста на всех шести станциях, для каждого ученика устанавливается индивидуальная нагрузка. Выявляется количество двигательных действий, выполняемые учениками на начальных занятиях, то есть, берется 60% от максимального теста на каждой станции:
МТ : 100% * 60% = количество двигательных действий на начальных занятиях |
Данный показательфиксируется во втором столбце персональной карточки ученика.
В процессе занятий организм учеников постепенно приспосабливается к систематически повторяемой нагрузке. Поэтому необходимо постепенно повышать ее, увеличивая дозировку упражнения:
МТ *60% ------- + 1 ; МТ*60%-------- +2 ; и т.д. |
- в зависимости от количества уроков, запланированных на выполнение данного комплекса. Каждый из них повторяется без изменений на 3- уроках, через каждое 3 занятия происходит увеличение количества двигательных действий на 1 повторение. Как показывает практика, весь комплекс из 6 упражнений выполняется примерно за 6 минут (время на каждое упражнение - 25 секунд, на паузы для отдыха - 30 секунд). В ходе занятий предложенная нагрузка на организм должна быть предельно взвешенной, выражаться в пределах 180 уд/мин, оказывать положительное влияние на занимающихся. При планировании уроков это необходимо учитывать.
в) Педагогический контроль за реакцией организма учащихся на предложенную нагрузку при составлении комплекса круговой тренировки.
Учитель выбирает себе место, от куда ему более удобно наблюдать за классом, но он всегда должен быть рядом с той станцией, где нужна его помощь. Он с секундомером регулирует время выполнения двигательной работы, интервал времени, отведенный на отдых, и организовывает подсчет ЧСС учащихся.
Подсчет пульса начинается по первому сигналу (короткому свистку или хлопку руками) преподавателя, после чего ученики начинают подсчитывать пульс. После повторного сигнала, ученики заканчивают подсчет.
Пульс подсчитывают до выполнения комплекса, и сразу же после прохождения круга, в течение 10 секунд и, умножив на число 6, получают частоту сердечных сокращений за 1 минуту.
Подсчет пульса дает возможность контролировать реакцию организманана предложенную физическую нагрузку. Ученикам, пульс которых после выполнения упражнений, по прохождению всего круга, превышает 180 ударов в минуту, рекомендуется снизить дозировку в упражнениях большой интенсивности при последующемпрохождении круга или на следующем уроке. Систематическая оценка результатов по максимальному тесту и учет нагрузки дают возможность учителю судить об улучшении работоспособности организма. Сравнение реакций пульса на стандартной нагрузке (комплекс упражнений, неоднократно повторяемый на уроках) позволяет сделать выводы о приспособлении сердечнососудистой системы к ним. Улучшение ее регуляции отражается в более быстром снижении частоты пульса после стандартной нагрузки. Все это обеспечивает четкий педагогический контроль и самоконтроль учеников за соответствующими реакциями организма.
В ходе регулярных занятий круговой тренировкой организм учеников постепенно приспосабливается систематически повторяемой нагрузке. Поэтому необходимо постепенно повышать ее, увеличивая дозировку упражнения.
г) Варианты повышения нагрузки и выстраивание пошаговой стратегии
при прохождении системы круговых тренировок за 18 занятий.
При систематическом занятии круговой тренировкой происходит приспособление опорно-двигательного аппарата к используемой нагрузке, чем вызывает адаптацию и повышению качества работы сердечно-сосудистой системы с последующим понижением ЧСС занимающихся. Поэтому необходимо постепенно повышать ее, увеличивая дозировку упражнения.
Рассмотрим несколько вариантов повышения нагрузки на станциях, которых можно использовать в данной системе занятий круговой тренировкой:
а) Снижение времени на отдых. ( Увеличиваем уровень фазы не довосстановления при начале работы на последующей станции, тем самым повышаем интенсивность работы при прохождении комплекса).
б) Увеличение количества двигательных действий на станциях.(Повышается количество двигательных действий при сохранении времени на выполнении двигательной работы и на отдых).
в) Увеличение скорости выполнения двигательных действий. (При росте скорости выполнения двигательных действий возрастает интенсивность двигательной работы).
г) Изменением исходных положений при выполнении двигательных действий. (Например: при разгибании рук из упора лежа можно повысить нагрузку изменяя исходное положение – упор лежа, ноги на гимнастической скамейке).
д) Использованием отягощений при выполнении одних и тех же упражнений. (При прыжках через брусок вправо – влево взять в руки килограммовую гантель).
е) Увеличение кругов прохождения комплекса круговой тренировки с поэтапным введением станций.
Увеличивать нагрузку следует, учитывая индивидуальные особенности и физическую подготовленность учащихся. В нашем случае для школьников 6-го класса при развитии скоростной выносливости и скоростно силовых качеств наилучшим вариантом повышения нагрузки будет являться – увеличение количества двигательных действий.
Предлагается вариант увеличения количества двигательных действий через каждые три занятия круговой тренировкой. То есть на одно количество двигательного действия на всех шести станциях. И в идеальном варианте выстраивания пошаговой стратегии за 18 занятий количество двигательных действий на каждой станции должна возрасти на 5 повторов.
д) Определение результативности занятия круговой тренировкой за 18 уроков.
Эффективность занятия круговой тренировкой учащихся определяется:
- Выявлением разницы двух тестов (МТ№2 – МТ№1=Х). (Так, если в последнем уроке максимальный тест возрос по сравнению с первым, - значит, возросла сила).
- Систематическим контролем за ЧСС учащихся. ( Если количество ударов пульса снизилось или осталось прежним при увеличении количества повторений, -значит, повысился уровень выносливости).
Разработкой комплекса упражнений для всех шести станций, составлением этих станций,изготовлением и оформлением персональных карточек для учащихся, выявлением максимального теста на станциях, выбором варианта повышения нагрузки и составлением пошаговой стратегии, собственно, и заканчивается подготовка к проведению круговой тренировки.
2. Примерный состав упражнений для комплекса круговой тренировки в режиме экстенсивно- интервальной работы предлагаемые учащимся 6го класса
1)Упражнения для мышц рук и плечевого пояса:
-Из виса лежа (девушки) согнуть и разогнуть руки. То же (юноши), но из виса лежа согнувшись, одновременно выпрямляясь в тазобедренных суставах.
- один конец эспандера надеть на одну ногу, второй конец эспандера схватить руками хватом снизу. Сгибая руки в локтевых суставах – кисти рук поднести к плечам.
- из упора лежа на гимнастической скамейке (девушки), лежа на полу (юноши), разгибание и сгибание рук.
- сед с упором сзади на гимнастической скамейке, разгибание сгибание рук.
2)Упражнения для мышц спины:
- лежа на груди, руки вверх ладонями на пол, поднять туловище, руки и ноги (прямые), вернуться в исходное положение.
- лежа животом на гимнастическом коне, руки за головой сцеплены в кистях, ноги зафиксированы под жердью гимнастической стенки – разгибание сгибание туловища.
- лежа спиной на матах встать в стойку «мост» и прийти в исходное положение.
- вис на гимнастической стенке лицом к снаряду, выпрямив ноги сделать прогиб в пояснице и прийти в исходное положение.
3)Упражнения для мышц нижних конечностей:
- Сидя верхом на скамейке, встать, стать ногами (поочередно) на скамейку, сойти со скамейки, вернуться в исходное положение.
- стоя боком к гимнастической стенке, рукой взяться за рейку на высоте пояса, присесть на правой ноге, левую вперед, вернуться в исходное положение. То же на левой.
- из полуприседа, руки на коленях, выпрыгнуть вверх, приземлиться в исходное положение.
- руки на поясе, с прыжка двумя ногами встать на гимнастическую скамейку, спрыгнуть на пол.
- прыжки вправо – влево через брусок 15-15см.
- приседание на скорость.
4)Упражнения для мышц живота:
- лежа на спине, ноги закреплены (ступни под скамейкой), поднять туловище, вернуться в исходное положение.
- вис на гимнастической стенке спиной к снаряду, поднимание согнутых ног до горизонтали.
- лежа спиной на матах, руки вверх – одновременное поднимание рук и ног.
- лежа спиной на матах, взяться руками за брусок гимнастической скамейки – поднимание прямых ног до 45 градусов.
5)Упражнения общего воздействия:
- изисходногоположениястойканаколенях – рывковымдвижениемприходвстойкуприсев, рывковымдвижениемприходвисходноеположение.
- стоя, палкагоризонтальновнизхватомсверхунаширинеплеч,продеть правуюногумеждупалкойирукамиивыпрямиться, вернутьсявисходноеположение. Тоже, левойногой.
- изисходногоположенияупорнабедрах, приходвположениеупорприсев, вернутьсявисходноеположение.
- стойка – г. Кольцосправафронтально. Пролезтьвг. кольцо, выпрямиться, то – жевдругуюсторону.
- изосновнойстойки, палкагоризонтальновнизу, хватомсверху, ширеплеч. Наклонитьсявперед, одновременноподнятьпалкувверх (спинапрямая, палкавышеголовы, смотретьнапалку), вернутьсявисходноеположение.
Составленный рабочий план график распределения учебного материала для учащихся 6-ых классов на II четверть с применением системы круговых тренировок на 18 занятий
РАБОЧИЙ ПЛАН-ГРАФИК
распределения учебного материала для учащихся 6 классов на II четверть
Содержание учебного материала | Номера уроков | ||||||||||||||||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | |||||||||
I. Основы знаний о гимнастике: | |||||||||||||||||||||||||||||
Краткая характеристика вида спорта | + | + | |||||||||||||||||||||||||||
Требования к технике безопасности и страховки во время занятий физическими упражнениями на уроках гимнастики. | + | + | + | ||||||||||||||||||||||||||
Проведение самостоятельных занятий по коррекции осанки и телосложения. | + | + | + | ||||||||||||||||||||||||||
Физическая культура человека (познай себя) | + | + | + | ||||||||||||||||||||||||||
Место гимнастики в современном обществе | |||||||||||||||||||||||||||||
Самоконтроль состояния организма при занятиях гимнастическими упражнениями | + | + | |||||||||||||||||||||||||||
II.Межпредметные связи | |||||||||||||||||||||||||||||
Скелет. Осанка и здоровье | + | + | + | ||||||||||||||||||||||||||
Значение физкультуры для укрепления мышц | + | + | |||||||||||||||||||||||||||
Понятие: угол (развернутый, прямой, острый, тупой). | + | + | + | ||||||||||||||||||||||||||
Вестибулярный аппарат и его функции | + | + | + | + | |||||||||||||||||||||||||
III.Организующие команды и приемы. | |||||||||||||||||||||||||||||
Совершенствование ранее разученных строевых упражнений | V | V | |||||||||||||||||||||||||||
Строевой шаг | У | Пу | Пу | Пу | К | ||||||||||||||||||||||||
Размыкание и смыкание на месте | V | V | V | ||||||||||||||||||||||||||
IV.Упражнения общеразвивающей направленности: | |||||||||||||||||||||||||||||
Без предметов на месте | 6м | 4м | 4м | 4м | 4м | ||||||||||||||||||||||||
Без предметов в движении | 4м | 4м | |||||||||||||||||||||||||||
- с мячом | 6м | 5м | 6м | ||||||||||||||||||||||||||
- с гимнастическими обручами | 6м | 6м | 5м | ||||||||||||||||||||||||||
- с гимнастическими палками | 5м | 6м | |||||||||||||||||||||||||||
- у гимнастической стенки | 6м | 6м | 5м | ||||||||||||||||||||||||||
- в парах | 6м | 6м | |||||||||||||||||||||||||||
V.Акробатические упражнения и комбинации: | |||||||||||||||||||||||||||||
- кувырок вперед и назад | + | + | + | + | + | + | + | + | |||||||||||||||||||||
-стойка на лопатках | + | + | + | + | + | + | + | + | |||||||||||||||||||||
- «мост» из положения с помощью | + | + | + | + | |||||||||||||||||||||||||
- комбинации из освоенных элементов | У | Пу | Пу | Пу | Пу | Пу | З | К | |||||||||||||||||||||
VI.Освоение опорных прыжков | |||||||||||||||||||||||||||||
- прыжок ноги врозь (козел в ширину) | У | Пу | Пу | Пу | З | З | К | ||||||||||||||||||||||
VII.Освоение и совершенствование висов и упоров | |||||||||||||||||||||||||||||
- махом одной и толчком другой подъем переворотом в упор (м) | У | Пу | Пу | Пу | З | К | |||||||||||||||||||||||
-махом назад соскок (м) | У | Пу | Пу | Пу | З | К | |||||||||||||||||||||||
- сед ноги врозь, из седа на бедре соскок поворотом (м) | У | Пу | Пу | Пу | З | К | |||||||||||||||||||||||
- наскок прыжком на низкую жердь (д) | У | Пу | Пу | Пу | З | К | |||||||||||||||||||||||
- соскок с поворотом (д) | У | Пу | Пу | Пу | З | К | |||||||||||||||||||||||
- размахивание изгибами | У | Пу | Пу | Пу | З | К | |||||||||||||||||||||||
- вис лежа вис присев | У | Пу | Пу | Пу | З | К | |||||||||||||||||||||||
VIII.Лазание перелазание | |||||||||||||||||||||||||||||
- лазание по канату в три приема (м) | V | V | V | V | V | V | V | ||||||||||||||||||||||
- лазание по г. стенке (д) | V | V | V | V | V | V | V | V | |||||||||||||||||||||
IX.развитие двигательных качеств | |||||||||||||||||||||||||||||
- прохождение комплекса круговой тренировки | ПС | МТ1 | КР 1 | КР1 | КР1 | КР2 | КР2 | КР2 | КР 3 | КР3 | КР3 | КР4 | КР4 | КР44 | КР5 | КР5 | КР15 | КР 6 | КР 6 | КР 6 | МТ 2 | ||||||||
X.Воспитательные задачи | |||||||||||||||||||||||||||||
-воспитывать умение оказывать помощь друг другу | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | |||||||||
- воспитывать волевые качества | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | |||||||||
- воспитывать инициативность и трудолюбие | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | ||||||||
XI.Овладение организаторскими умениями | |||||||||||||||||||||||||||||
- помощь и страховка | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | ||||||||
- демонстрация упражнений | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | |||||||||||||||||||
- установка и уборка снарядов | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | ||||||||
- составление комплекса упражнений | + | + | + | + | + | + |
Прилагается к расшифровке буквенные и цифровые символы, представленные в рабочем план - графике прохождения учебного материала.
У – учить (начальный этап обучения).
Пу - продолжать учить (второй этап обучения).
З - закрепить (заключительный этап обучения целостного задания).
К - контрольное оценивание (оценивание освоенного задания).
+ - имеет место на уроке.
V– задание выполняется в процессе урока.
ПС – подбор средств при выстраивании станции для комплекса круговой тренировки.
МТ1 – выявление максимально возможного показателя проделанной двигательной работы учащихся за определенный отрезок времени.
КР1 – предлагаемый комплекс круговой тренировки, с первоначальным объемом нагрузки.
КР2 - предлагаемый комплекс круговой тренировки с увеличенным объемом нагрузки.
МТ2 – повторное выявление максимально возможного показателя после прохождения 18 занятий комплекса круговой тренировки.
Глава III. Результаты выполнения круговой тренировки.
- Определение результативности применения круговой тренировки для 6-ых классов во второй четверти учебного процесса:
а) Способом двух повторных тестов: в первоначальных уроках второй четверти и в конце второй четверти (после прохождения полного курса круговых тренировок), применив «Региональные нормативы физической подготовленности школьников».
б) Способом выявления разницы максимального теста №1 и максимального теста
№2. ( МТ2 – МТ1= качество и эффективность занятий круговой тренировкой - определяется в процентах).
а) Способ выявления результативности занятий круговой тренировкой при помощи двух повторных тестов.
Прежде всего, следует различать два термина – «подготовка» и «подготовленность». Подготовка обозначает процесс. Поэтому когда используется этот термин, то подразумевается выбор средств, методов, форм, организации, системы их использования, ресурсное обеспечение. Подготовленность обозначает результат процесса, то есть что получилось (образовалось, изменилось) в итоге, от начала к концу этого процесса.
Следовательно, сочетание терминов «физическая подготовка» обозначает процесс, направленный на развитие физических (двигательных) качеств человека, а сочетание терминов «физическая подготовленность» - результат этого процесса. В данном разделе речь идет о контроле физической подготовленности как результата физической подготовки.
Уровень физической подготовленности учащихся характеризует эффективность решения одной из задач физического воспитания. Он определяется с помощью двигательных тестов.
Системе оценки и контроля двигательных тестов предъявляются такие требования, как информативность, надежность, репрезентативность и др. Разнообразие тестов не дает возможности провести сравнительный анализ результатов деятельности отдельных специалистов, школ, районов, городов, регионов. Кроме того, возникают затруднения в разработке государственных ориентиров (норм) оценивания уровня физической подготовленности. И поэтому контроль физической подготовленности должен проводиться на основе унифицированного состава тестов и нормативных показателей. Унификация должна быть, как и минимум на уровне региональном.
В настоящее время государственные ориентиры норм физической подготовленности учащихся не унифицированы, так как рекомендованные Министерством образования
учебные программы представляют свои варианты тестирования. По их составу, нормативным требованиям они отличаются друг от друга весьма существенно.
И поэтому наиболее оптимальной и эффективной версией тестирования физической подготовленности учащихся является региональный вариант «оценки результатов тестирования физической подготовленности школьников». Она позволяет оценить уровень физической подготовленности учащихся любого класса. С течением времени система региональных тестов может меняться, что естественно. В настоящее время реализуется система регионального тестирования, которая включает пять тестов.
Состав тестов определен исходя из следующих оснований.
- Репрезентативность состава тестов для оценивания физической подготовленности. Она, как известно, характеризуется показателями силы, выносливости, быстроты, ловкости, гибкости. Следовательно, должны быть представлены тесты, с помощью которых можно оценить уровень всех перечисленных двигательных качеств.
- Надежность и информативность отобранных тестов. Это значит, что они должны оценивать именно то качество, которое измеряется.
- Простота содержания тестов и технологии процедуры тестирования.
- Для оценивания физической подготовленности учащихся предлагается пять тестов – челночный бег 4× 9 м, прыжок в длину с места, подтягивание, 6-минутный бег, тест на гибкость.
Рассмотрим основания выбора тестов:
. 1. Челночный бег 4 × 9 м.
О с н о в а н и е. Тест характеризует ловкость и быстроту. Ловкость проявляется при поворотах. Быстрота проявляется в скорости перемещения. Количество отрезков определено, исходя из того, что меньшее их число (2, 3) не позволяет в необходимой мере проявиться ловкости, а большее их число приводит к утомлению, которое существенно сказывается на проявлении быстроты.
2. Прыжок в длину с места.
О с н о в а н и е. Тест характеризует скоростно-силовую подготовленность.Его информативность и надежность примерно такие же, как у многих других тестов, характеризующих этот вид физической подготовленности. Однако его простота, малое время тестирования и привычность позволяют рекомендовать его в первую очередь.
3. Сгибание рук в висе. Мальчики – в висе, девочки – в висе лежа.
О с н о в а н и е. Тест характеризует силовую выносливость и абсолютную силу. По надежности и информативности он мало чем отличается от других тестов подобного рода. Однако привычность и простота позволяют рекомендовать его в первую очередь.
4. Шестиминутный бег.
О с н о в а н и е. Тест характеризует выносливость. Он позволяет, не вовлекаясь в экстремальные условия соревновательной деятельности (что характерно для использования в качестве теста на выносливость бега на различные дистанции – 500 м, 1, 2, 3 км и т.п.), определить индивидуально вид перемещения (ходьба, бег) и интенсивность.
5. Тест на гибкость.
О с н о в а н и е. Предлагается тест, разработанный Ф.Л. Доленко. В отличие от традиционно рекомендуемых, он характеризуется, во-первых, вовлечением в процесс тестирования всех крупных суставов, а во-вторых, в нем отсутствует влияние силового компонента готовности испытуемых. С помощью этого теста измеряется гибкость (комплексная характеристика), а не подвижность отдельно взятых суставов.
Т е х н и к а и з м е р е н и я. Из исходного положения стоя спиной к шведской стенке (или специально оборудованной для этого теста), хватом снизу взяться за рейку стенки на уровне шейных позвонков. Измеряется расстояние от плеч до пола в сантиментах (Н). Выпрямляя руки, максимально прогнуться вперед, не сгибая ног и не отрывая пятки от пола. Измеряется (желательно быстро) величина прогиба (по горизонтальной линии) от линии стенки до поясничного отдела позвоночника (h). Полученная величина h делится на Н. Вычисленный показатель, характеризует гибкость. Он всегда меньше единицы.
(Доктор педагогических наук, профессор Чичикин Вадим Тихонович).
В нашем случае, при тестировании учащихся 6-ых классов окажется полезным таблица тестирования физической подготовленности определенных возрастов:
Оценка результатов тестирования физической подготовленности школьников 12.6 - 13.5 лет
Оценка результатов тестирования физической подготовленности школьников
очки | мальчики | девочки | |||||||||
Бег 4*9м (с) | Бег 6 мин (м) | Прыжок в длину | Подтягивание | Гибкость | Бег 4*9м (с) | Бег 6 мин (м) | Прыжок в длину | Подтягивание | гибкость | ||
20 | 9.8 | 1600 | 210 | 14 | 0.51 | 10.4 | 1500 | 180 | 26 | 0.51 | |
19 | 9.9 | 1550 | 201 | 13 | 0.5 | 10.5 | 1450 | 178 | 25 | 0.5 | |
18 | 10.0 | 1530 | 200 | 13 | 0.49 | 10.6 | 1400 | 176 | 24 | 0.49 | |
17 | 10.1 | 1500 | 195 | 12 | 0.48 | 10.7 | 1350 | 174 | 23 | 0.49 | |
16 | 10.2 | 1480 | 190 | 12 | 0.47 | 10.8 | 1300 | 172 | 22 | 0.48 | |
15 | 10.3 | 1450 | 187 | 11 | 0.46 | 10.9 | 1250 | 170 | 21 | 0.48 | |
14 | 10.4 | 1430 | 185 | 11 | 0.45 | 11.0 | 1230 | 169 | 20 | 0.47 | |
13 | 10.5 | 1400 | 183 | 10 | 0.44 | 11.1 | 1200 | 168 | 19 | 0.47 | |
12 | 10.6 | 1380 | 180 | 10 | 0.43 | 11.2 | 1180 | 167 | 18 | 0.46 | |
11 | 10.7 | 1350 | 178 | 9 | 0.42 | 11.3 | 1150 | 166 | 17 | 0.46 | |
10 | 10.8 | 1300 | 175 | 9 | 0.41 | 11.4 | 1130 | 165 | 16 | 0.45 | |
9 | 10.9 | 1250 | 172 | 8 | 0.4 | 11.5 | 1100 | 164 | 15 | 0.44 | |
8 | 11.0 | 1230 | 170 | 7 | 0.39 | 11.6 | 1080 | 163 | 14 | 0.43 | |
7 | 11.1 | 1200 | 167 | 7 | 0.38 | 11.7 | 1050 | 162 | 13 | 0.42 | |
6 | 11.2 | 1180 | 163 | 6 | 0.37 | 11.8 | 1030 | 160 | 12 | 0.41 | |
5 | 11.3 | 1150 | 160 | 6 | 0.36 | 11.9 | 1000 | 159 | 11 | 0.4 | |
4 | 11.4 | 1130 | 157 | 5 | 0.35 | 12.0 | 980 | 158 | 10 | 0.39 | |
3 | 11.6 | 1100 | 155 | 4 | 0.33 | 12.1 | 950 | 155 | 9 | 0.38 | |
2 | 11.7 | 1080 | 152 | 3 | 0.32 | 12.2 | 930 | 152 | 8 | 0.37 | |
1 | 11.8 | 1050 | 150 | 2 | 0.31 | 12.3 | 880 | 150 | 7 | 0.36 |
12.6 - 13.5 лет
Вариант выявления результативности занятий круговой тренировкой посредством двух повторных тестов.
Контрольное упражнение (тест) | Мальчики | Девочки | ||||
До занятий кр/тр | После занятий кр/тр | Разница в % | До занятий кр/тр | После занятий кр/тр | Разница в % | |
Челночный бег 4*9метров | 10.8сек | 10.5сек | 2.8% | 11.8сек | 11.1сек | 5.9% |
Бег до 6 минут | 1200 м | 1256 м | 4.5% | 1046 м | 1086 м | 3.6% |
Прыжок в длину | 171.6 см | 176 см | 3.8% | 167.8 см | 174.8 см | 4% |
Подтягивание из виса | 6 раз | 6.6 раз | 9% | 18.8 раз | 20.8 раз | 9.6% |
Тест на гибкость | 0.39 кэ | 0.45 кэ | 13% | 0.45 кэ | 0.47 кэ | 4.2% |
Диаграмма, отражающая результативность использования системы круговых тренировок из 18-ти занятий во второй четверти.
- Обще-усредненная разница двух повторных тестов по челночному бегу (тест характеризующий быстроту и ловкость) –4.35%
- Обще-усредненная разница двух повторных тестов по шестиминутному бегу (тест характеризующий выносливость) – 4.05%
- Обще-усредненная разница двух повторных тестов прыжка в длину (тест, характеризующий скоростно-силовые качества) –3.9%
- Обще-усредненная разница двух повторных тестов по подтягиванию (тест, характеризующий силовую выносливость и абсолютную силу) – 9.3%
- Обще-усредненная разница двух повторных тестов на гибкость – 8.6%
Выводы, вытекающие из анализа двух тестирований двигательных качеств школьников: в начале второй четверти и после завершения четверти.
Из таблицы протокола двух повторных тестов по выявлению результативности применения комплекса круговых тренировок экстенсивно-интервального режима работы за 18 занятий, в разделе гимнастика, учащиеся улучшили свои физические возможности от четырех процентов (выносливость), до девяти процентов (силовая выносливость и абсолютная сила). Тогда как среднестатистический показатель естественного прироста физических возможностей учащихся среднего звена за год составляет пять – шесть процентов.
Вариант выявления результативности занятий круговой тренировкой при помощи двух максимальных тестов (МТ№2-МТ№1).
№ станций | Усредненный показатель максимального теста №1. | Усредненный показатель максимального теста №2. | Разница двух тестов в процентах. |
СТ. №1 | 21 кол-во раз | 23 кол-во раз | 8.7% |
СТ. №2 | 29 кол-во раз | 31 кол-во раз | 6.4% |
СТ. №3 | 28 кол-во раз | 31 кол-во раз | 9.6% |
СТ. №4 | 16 кол-во раз | 19 кол-во раз | 15% |
СТ. №5 | 20 кол-во раз | 22 кол-во раз | 9% |
Ст. №6 | 18 кол-во раз | 19 кол во раз | 5.2% |
Диаграмма отражения результативности занятий системой круговых тренировок посредством сравнения двух повторных тестов (МТ2-МТ1).
- СТ. №1 - Из исходного положения упор на бедрах приход в положение упор на коленях и обратно в упор на бедрах – прирост 8,7%
- СТ. №2 – Перепрыгивание через брусок вправо, влево (брусок 15-15 см. длина бруска 1 метр) – прирост 6,4%
- СТ. №3 – Отжимание из седа с упором сзади на г. скамейке с прогибом туловища вперед-вверх – 9,6%
- СТ. №4 - Рывковым движением из стойки на коленях приход в положение присев и обратно в стойку на коленях – прирост 15%
- СТ. №5 – Поднимание ног выше горизонтали из виса на гимнастической стенке – прирост 9%
- СТ. №6 – Подтягивание из виса лежа на низкой перекладине – прирост 5,2%
Выводы следующие из анализа отношений двух максимальных тестов
Изтаблицы протокола двух максимальных тестов, по выявлению результативности применения комплекса круговых тренировок, у учащихся 6-ых классов за 18 уроков раздела гимнастики заметно: что прирост результатов на станциях составляет как минимум 5,2% и как максимум 15% от первоначального показателя. Это говорит о том, что за четыре недели занятий учащимися системой круговых тренировок получен положительный результат. То есть учащиеся смогли увеличить максимальный показатель количества совершаемых двигательных действий за определенный отрезок времени (за 25 сек), не повысив частоту сердечных сокращений по отношению к первоначальным показателям начального максимального показателя.
Заключение
За четыре недели занятий системой круговых тренировок были получены положительные результаты развития природных физических данных обучающихся, и рост уровня двигательных качеств составил свыше 4%. Данный реалий был подтвержден двумя повторными тестами регионального варианта «оценки результатов тестирования физической подготовленности школьников», и определением разницы двух максимальных тестов. Этот факт доказывает эффективность использования круговых тренировок на уроках физической культуры.
Во время занятий учитываются индивидуальные особенности и физическая подготовленность учащихся с помощью выявления максимального теста, при увеличении нагрузки происходит контроль с помощью замера пульса занимающихся, - что является особенностями круговой тренировки.
Эффективность данного метода заключается еще и в том, что значительно повышается плотность занятий, так как упражняются все учащиеся одновременно и в то же время самостоятельно, соразмерно своим возможностям и усилиям.
Такая форма организации имеет и большое воспитательное значение: учащиеся проходят практику проведения самостоятельных занятий, что является основой для подготовки их как инструкторов по физической культуре.
Список использованной литературы
1). « Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классы». Москва «Просвещение» - 2009 год.
2). «Проектирование учебного процесса по физической культуре в образовательном учреждении». (Чичикин В.Т., Игнатьев П.В., 2005 г.).
3). Гуревич И.А. « Круговая тренировка при развитии физических качеств». Гуревич И.А. - Минск: Высшая школа, 1985.
4). Вильчковский Э.С. «Что есть что? Еще раз о круговой тренировке». // Физкультура в школе 1981, №7
5). Титова Т. «Круговая тренировка с индивидуальным подходом» / Титова Т. Спорт в школе – 2006г. № 3
6). Физическая культура. Рабочие программы. Предметная линия учебников М. Я. Виленского, В. И. Ляха 5-9 классы. // Москва «Просвещение» - 2011 год.
7). «Гимнастическая терминология» - А. Брыкин. Москва. ФиС - 1989г.
8). Дихтярев В.Я. «Круговая тренировка» //Дихтярев В.Я Физическая культура в школе - 2005г. № 5//
9). «Тестирование физической подготовленности». // Доктор педагогических наук, профессор - Чичикин В.Т. //
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок в 4 классе по разделу «Гимнастика». Использование функциональной музыки на уроке гимнастики.
Открытый урок в 4 классе по разделу «Гимнастика». Использование функциональной музыки на уроке гимнастики....
Наглядный материал к уроку "Круговая тренировка с партнером" для 9 класса
Для распечатки к плану-конспекту урока в 9 классе. Рисунки-изображения у уроку "Круговая тренировка" с указанием станций. Урок с данным материалом можно так же использовать для 10...
Статья «Технологии проектирования и реализации, актуальные требования к дополнительным образовательным программам. Вариативность образовательных программ»
Содержание:Введение1. Основные требования к дополнительным общеобразовательным программам 2. Разработка учебно-тематического плана2.1 Модульный принцип построения содержания программ2.2 Кале...
Участие в проектировании и реализация инициатив, связанных с образованием учащихся
Приказы, рабочие программы...
Презентация выступления на пед.совете "Проектирование и реализация системы оценки достижения планируемых результатов в начальной школе"
Основные функции системы оценки:- ориентация образовательного процесса на духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, достижение планируемых результатов освоения основной образова­...
ПЕРВИЧНЫЙ ИНСТРУКТАЖ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 1-11 КЛАССОВ ПО РАЗДЕЛУ “ГИМНАСТИКА”
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ.1. “Строевые упражнения и передвижения, повороты”2. “Акробатика”3. “Упражнения на гимнастических снарядах”- опорные прыжки через “коня&rdqu...
Технологии проектирования и реализации, актуальные требования к дополнительным образовательным программам. Вариативность образовательных программ
Данная методическая разработка содержит основные требования к дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам, нормативно-правовые основы проектирования ДООП....