Практика использования ИКТ для оценки индивидуальных результатов обучающихся на учебно-тренировочных занятиях
учебно-методический материал по физкультуре
Система подготовки в спортивных школах устроена таким образом, что в каждом возрастном периоде обучающемуся необходимо показывать определенный результат на соревнованиях. У лиц с нормальным и ускоренным физическим развитием чаще всего это не вызывает больших трудностей, чего нельзя сказать про лиц с замедленным физическим развитием. Это приводит к тому, что в тренировочном процессе преждевременно начинают применяться высокоэффективные специализированные средства подготовки, которые позволяют достичь в сжатые сроки повышения уровня тренированности. Такой подход нарушает последовательность введения средств подготовки в тренировочный процесс с учетом возрастания и преемственности их тренирующего эффекта.
Без использования ИКТ осуществлять дозирование прыжковой нагрузки, выполняемой в плиометрическом режиме работы, можно только по субъективным признакам, как и оценивать индивидуальные результаты обучающихся, что значительно снижает эффективность подготовки.
Скачать:
Предварительный просмотр:
А.С. Зухов,
доцент кафедры физвоспитание,
Сибирский государственный
автомобильно-дорожный университет,
кандидат педагогических наук
И.С. Зухова,
тренер - преподаватель
МБОУ ДОД «Марьяновская ДЮСШ»
Марьяновского муниципального района
Омской области
Практика использования ИКТ для оценки индивидуальных результатов обучающихся на учебно-тренировочных занятиях
Система подготовки в спортивных школах устроена таким образом, что в каждом возрастном периоде обучающемуся необходимо показывать определенный результат на соревнованиях. У лиц с нормальным и ускоренным физическим развитием чаще всего это не вызывает больших трудностей, чего нельзя сказать про лиц с замедленным физическим развитием. Это приводит к тому, что в тренировочном процессе преждевременно начинают применяться высокоэффективные специализированные средства подготовки, которые позволяют достичь в сжатые сроки повышения уровня тренированности. Такой подход нарушает последовательность введения средств подготовки в тренировочный процесс с учетом возрастания и преемственности их тренирующего эффекта [1].
При построении тренировочного процесса целесообразно ориентироваться на применение сопряженно-последовательного метода [1]. Для этого необходимо осуществить ранжирование тренирующего эффекта применяемых упражнений и дозировать нагрузку в соответствии с уровнем подготовленности спортсмена.
При выполнении одинаковой нагрузки группой занимающихся реакция на раздражитель у каждого спортсмена будет завесить от многих факторов и как следствие, тренировочные эффекты будут различаться [2]. Выполнение оптимальной нагрузки позволит одним спортсменам улучшать свои достижения более высокими темпами по сравнению с остальными занимающимися. В то же время систематическое выполнение чрезмерной нагрузки может привести к развитию состояния перетренированности, что является очень негативным явлением, которого необходимо всеми возможными способами не допускать. В связи с этим необходимо особое внимание уделять нормированию нагрузки, которая должна соответствовать функциональным возможностям каждого занимающегося.
Для того чтобы оценить индивидуальные результаты обучающихся на учебно-тренировочных занятиях необходимо осуществлять контроль за величиной снижения работоспособности и скоростью восстановительных процессов. Оценивание работоспособности осуществляется на основании изменения результативности выполнения упражнений. В тренировочном занятии, направленном на развитие скоростных способностей, результативность оценивается по времени преодоления заданной дистанции. Увеличение времени преодоления дистанции свидетельствует о наступлении утомления и является критерием прекращения выполнения упражнения, т.к. дальнейшие повторения способствовали бы лишь развитию выносливости [3]. При выполнении бега на выносливость необходимо прекращать выполнение нагрузки в случае повышения частоты сердечных сокращений при постоянной скорости бега. В прыжковых упражнениях занятия прекращаются при уменьшении дальности прыжков. При использовании упражнений с отягощениями и вспомогательных упражнениях прыжкового типа, которые являются основными в скоростно-силовой подготовке, нагрузка дозируется зачастую исходя из данных литературы, которые у авторов значительно различаются, что затрудняет процесс планирования. Следовательно, при выполнении любых упражнений необходим критерий, на который необходимо ориентироваться при дозировании нагрузки.
Основные сложности в тренировочном процессе возникают при дозировании нагрузки в упражнениях, где отсутствует общепризнанный критерий, оценивающий результативность их выполнения, либо требуется специальное оборудование для контроля за результативностью. К таким упражнениям можно отнести прыжковые упражнения, выполняемые в плиометрическом режиме работы, являющиеся очень эффективными для развития скоростно-силовых качеств.
На учебно-тренировочных занятиях для развития скоростно-силовых качеств мы выполняем такие упражнения как прыжки в глубину, прыжки через барьеры, прыжки с подтягиванием колен к груди, прыжки на скакалке и др. На начальном этапе выполнения данных упражнений наблюдается повышение уровня скоростно-силовых качеств. На последующих этапах требуется уже контроль режимов выполнений упражнений, их строгое дозирование. Это связано с тем, что частое применение даже самых эффективных упражнений приводит к стабилизации двигательного навыка, образованию динамического стереотипа, стабилизации скорости движений, что ограничивает повышение тренированности спортсмена [1]. Для осуществления контроля и повышения эффективности тренировочного процесса в целом, мы используем тензометрическую платформу, габаритные размеры которой по ширине составляют 600 мм, по длине 800 мм, по высоте 80 мм. Погрешность измерительного устройства ± 0,5 %, частота измерений нагрузки от 1 до 500 Гц.
На тензометрической платформе занимающиеся выполняют тест plyometry перед началом выполнения физических нагрузок, во время и после их завершения. Это позволяет нам, на основании динамики изменения результативности выполнения тестового упражнения, оценивать индивидуальные результаты занимающихся в рамках учебно-тренировочного занятия. Тест plyometry заключался в выполнении 4 – 6 прыжков непосредственно на тензометрической платформе из неподвижного положения, с заданием выпрыгнуть максимально высоко при минимальном времени контакта с опорой. Руки при выполнении всех прыжков находятся на талии, а колени при этом не должны сгибаться. Расчет коэффициента мощности отталкиваний осуществлялся как среднее число трех лучших попыток, рассчитанных путем деления времени полетной фазы на время опорной фазы. После выполнения прыжков наблюдается снижение коэффициента мощности отталкиваний, что свидетельствует о наступлении утомления. Задача тренера построить тренировочный процесс таким образом, чтобы показатель коэффициента мощности отталкиваний увеличивался. Это подтверждает то обстоятельство, что с ростом спортивного мастерства показатель коэффициента мощности отталкиваний повышается [4].
Выполняя тест plyometry на учебно-тренировочных занятиях, были получены данные, которые свидетельствуют о том, что у занимающегося после одних прыжков, выполняемых в плиометрическом режиме работы может наблюдаться значительное снижение коэффициента мощности отталкиваний в рамках одного занятия, а после других прыжков данный коэффициент может практически не измениться. Это характеризует силу воздействия применяемых упражнений на организм занимающихся. Если коэффициент мощности отталкивания не снижается после выполнения прыжков, это свидетельствует о том, что нагрузка недостаточна для повышения уровня тренированности. В тоже время снижение коэффициента мощности отталкиваний после выполнения прыжков на протяжении нескольких дней свидетельствует о том, что выполненная нагрузка была чрезмерной. Оптимальным вариантом можно считать такой способ построения тренированного процесса, при котором коэффициент мощности отталкиваний в результате выполнения прыжковых упражнений будет снижаться в рамках одного учебно-тренировочного занятия, и выходить на рекордный уровень после периода отдыха.
Без использования ИКТ осуществлять дозирование прыжковой нагрузки, выполняемой в плиометрическом режиме работы, можно только по субъективным признакам, как и оценивать индивидуальные результаты обучающихся, что значительно снижает эффективность подготовки.
Литература:
1.Верхошанский, Ю.В. Основы специальной силовой подготовки в спорте / Ю.В. Верхошанский. – М.: Совецкий спорт, 2013. – 216 с.
2.Врублевский, Е.П. Индивидуализация тренировочного процесса спортсменок в скоростно-силовых видах легкой атлетики : монография / Е.П. Врублевский. – М. : Советский спорт, 2009. – 232 с.
3.Зациорский, В.М. Физические качества спортсмена: основы теории и методики воспитания / В.М. Зациорский. – Советский спорт, 2009. – 200 с.
4.Зухов, А. С. Влияние тренировочной нагрузки плиометрической направленности на коэффициент мощности в тесте plyometry // Молодой ученый. – 2016. – № 12. – с. 939 – 941.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Оценка личностных результатов обучающихся
В работе отражается, из чего складывается оценка личностных результатов, и представлены виды заданий, направленных на формирование личностных УУД....
Портфолио как инструмент оценки личностных результатов обучающихся
Главным показателем эффективности какой-либо деятельности является, как известно, ее результат. Основная трудность в решении вопроса о результатах воспитания состоит в необходимости соблюдения одновре...
№1. Способы и формы оценки образовательных результатов обучающихся по ИЗО
Требования к проверке успеваемости:1) объективность – ставить оценку независимо от симпатий или антипатий учителя;2) гласность – доведение до учащихся обоснованных критериев оценки;3) систематичность ...
Оценка образовательных результатов обучающихся через электронный журнал успеваемости
Система «Дневник.ру» полностью соответствует единым требованиям к системам ведения журналов успеваемости учащихся в электронном виде в общеобразовательных учреждениях РФ, утвержденным Мини...
Накопительная система оценивания – новая система оценки достижений результатов обучающихся
ФГОС содержит чёткие требования к системе оценки достижений результатов обучающихся. Материал будет полезен учителям русского языка и литературы....
Технология интеллект-карт как оценка образовательных результатов обучающихся в условиях ФГОС
Из опыта работы. Умение создавать интеллект-карты повышает интерес к предмету, учит работать с текстом и глубоко понимать художественное слово....
«Оценка индивидуального прогресса обучающегося в режиме использования комплекса ГТО на уроках физической культуры»
В статье рассматриваются следующие вопросы:1.Возрождение ГТО.2.Задачи и цели ГТО.3.История возникновения ГТО.4.Индивидуальный учет результатов.5.Актуальность внедрения ГТО....