Оценка личностных результатов обучающихся
материал на тему
В работе отражается, из чего складывается оценка личностных результатов, и представлены виды заданий, направленных на формирование личностных УУД.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otsenka_lichnostnykh_rezultatov.rar | 678.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Оценка личностных результатов обучающихся.
Оценка личностных результатов - оценка достижения обучающимися планируемых результатов в их личностном развитии.
Личностные результаты формируются в ходе реализации всех компонентов образовательного процесса, включая внеурочную деятельность, реализуемую семьёй и школой.
Основным объектом оценки личностных результатов служит сформированность личностных универсальных учебных действий, включаемых в следующие три основных блока:
1) Самоопределение
2) Смыслообразование
3) Нравственно-этическое оценивание
Самоопределение включает:
- сформированность внутренней позиции обучающегося;
- становление основ российской гражданской идентичности личности, осознание своей этнической принадлежности;
- развитие самоуважения и способности адекватно оценивать себя и свои достижения, видеть сильные и слабые стороны своей личности.
Под смыслообразованием понимается поиск и установление личностного смысла (т. е. «значения для себя») учения обучающимися на основе устойчивой системы учебно-познавательных и социальных мотивов; понимания границ того, «что я знаю», и того, «что я не знаю», и стремления к преодолению этого разрыва.
Нравственно-этическая ориентация подразумевает:
- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение на основе понимания их социальной необходимости;
- способность к моральной децентрации — учёту позиций, мотивов и интересов участников моральной дилеммы при её разрешении;
- развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения.
Виды заданий, направленных на формирование личностных УУД:
- участие в проектах;
▪ подведение итогов урока;
▪ творческие задания;
▪ мысленное воспроизведение картины, ситуации;
▪ самооценка события, происшествия;
▪ дневники достижений.
Ожидаемые результаты:
✓ Оценивать поступки
✓ прогнозировать оценки одних и тех же ситуаций с позиций разных людей
✓ учиться замечать и признавать расхождения своих поступков со своими заявленными позициями, взглядами, мнениями
✓ объяснять оценки поступков
✓ объяснять отличия в оценках одной и той же ситуации, поступка разными людьми
✓ объяснять самому себе:
– свои некоторые черты характера;
– свои отдельные ближайшие цели саморазвития;
– свои наиболее заметные достижения
✓ искать свою позицию в многообразии общественных и мировоззренческих позиций, эстетических и культурных предпочтений
✓ стремиться к взаимопониманию с представителями иных культур
✓ осуществлять добрые дела
✓ вырабатывать в противоречивых конфликтных ситуациях правила поведения, способствующие ненасильственному и равноправному преодолению конфликта
Примеры заданий:
1.
а) Выполните действия:
б) Раскрасьте бабочку в соответствии с результатами вычислений. Учитывайте, что правая и левая части одинаковые (симметричные): красным – те части, ответ на которых меньше 2 на 0,3; коричневым – те части, где ответ совпадает с квадратом числа 0,8; черным – части, связанные с ответом, в котором цифра 3 стоит в разряде десятых; синим – те части, где ответом является число в 2 раза больше, чем 19,5. Оставшиеся части сделайте желтыми.
При выполнении данного задания происходит формирование вычислительных навыков; мотивация учения – развитие интереса к математике, положительное отношение к процессу познания, принцип удивления, формирование личностных качеств: аккуратность при выполнении работы, бережливость.
2. Сколько существует флагов, составленных из трех горизонтальных полос одинаковой ширины и различных цветов – белого, красного и синего. Есть ли среди этих флагов Государственный флаг Российской Федерации?
белый |
синий |
красный |
Данное задание реализует патриотическое воспитание, отношение к социальным ценностям: формирование интереса к культуре и истории родной страны, а также уважения к ценностям культур других народов.
3. Подготовка к изложению по тексту:
Добрая береза не только согр…вала, осв…щала, исц…ляла, оч…щала, но и укр…шала жизнь русского человека. Д…вным- д…вно Новый год начинался не ёлкой, а берёзой. Да и в…личали один из месяцев года (апрель) берёзозолом. И сейчас в украинском языке сохранилось название апреля- березень.
«Березовый» Новый год просуществовал на Руси до середины тринадцатого века, когда начало года было перенесено на сентябрь- время сбора урожая. А праздник березки остался, им отм…чали ок…нчание в…сенних п…левых работ.
Шли в л…са девушки и н…ряжали березку лентами, венками, в…дили хороводы, расп…вали песни, г…дали.
Праздник березки сохр…нился в некоторых деревнях, где бер…гут добрые традиции русского народа.
Задание по тексту:
- выписать слова с пропущенными буквами;
- выделить в них корни;
- подобрать проверочные слова.
Беседа по тексту:
- Каково было отношение русского народа к березе?
- С чем оно было связано?
- Только ли русские люди почитали березу?
- Какие традиции, связанные с березой возникли у народа и живы ли они сейчас?
- Как сегодня живется березе? Что надо делать, чтобы и сегодня береза радовала человека и помогала ему?
Цели выполнения данного упражнение – признание общепринятых морально-этических норм; осознание себя как гражданина, представителя русского народа и русской культуры; формирование уважения и интереса к другим народам; развитие стремления к красоте, готовности поддержать состояние окружающей среды.
Личностные результаты могут оцениваться в разных формах:
- персонифицированная (демонстрирующая достижения конкретного ребенка),
- неперсонифицированная (характеризующая достижения в классе, параллели, образовательной ступени, у конкретного учителя, в ОУ),
- качественная (измеренная в номинативной шкале: есть/нет),
- количественная (измеренная, например, в ранговой шкале: больше/меньше),
- интегральная (комплексные тесты, портфолио, выставки, презентации),
- дифференцированная (оценки отдельных аспектов развития).
В систему оценки могут входить различные методы, дополняющие друг друга:
- наблюдение,
- экспертная оценка,
- стандартизованные опросники,
- проективные методы,
- самооценка,
- анализ продуктов деятельности (проектов, практических, творческих работ) и т.д.
Какие материалы можно использовать при формировании методического блока?
Наблюдение – метод сбора первичной психолого-педагогической информации путем непосредственной регистрации наличия/отсутствия заранее выделенных показателей какого-либо аспекта деятельности всего класса или одного ученика.
Критерии оценки (показатели развития) личностных (социальных) свойств:
- умение оценивать (выдвигать суждения о действиях, поступках, поведении на основе выбранных критериев, стандартов, условий),
- способность принимать ответственность,
- способность уважать других,
- умение сотрудничать,
- умение участвовать в выработке совместного решения,
- способность разрешать конфликты,
- способность приспосабливаться к выполнению различных ролей при работе в группе.
Портфолио (портфель достижений) - одна из удобных форм представления интегральной (накопительной) оценки личностных результатов. Это сборник работ и иначе представленных результатов обучающегося, который демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях.
Цель портфолио: оптимальным образом представить материалы для качественного оценивания развития человека в конкретной области, создать оптимальную среду для формирования ребенка (в частности, его адекватной самооценки).
Задачи портфолио ученика:
- представить основные результаты его развития на данном возрастном этапе,
- продемонстрировать процесс формирования достижений,
- выявить проблемные зоны развития в данной области,
- сформировать установки на творческую деятельность,
- обеспечить материалы для становления рефлексии,
- создать ситуацию успеха, уверенности в собственных возможностях.
Экспертные оценки – мнения знающих ученика людей (преподавателей разных предметов, завуча, учителей дополнительного образования, педагога группы продленного дня и т.д.) по поводу сформированности у ребенка тех или иных качеств личности.
Наборы ситуаций (задач), демонстрирующих отношение или предполагаемое поведение ребенка в тех или иных условиях.
Анкетные опросы – совокупность специально подобранных вопросов, отражающих развитие интересующих исследователя личностных качеств (должны быть проверены на надежность и валидность).
Проективные тесты – психологические инструменты оценки личностных особенностей, требующие высокого профессионализма и специальной подготовки исследователя.
В соответствии с требованиями Стандарта достижение личностных результатов не выносится на итоговую оценку обучающихся, а является предметом оценки эффективности воспитательно-образовательной деятельности образовательного учреждения и образовательных систем разного уровня. Поэтому оценка этих результатов образовательной деятельности осуществляется в ходе внешних неперсонифицированных (анонимных) мониторинговых исследований, результаты которых являются основанием для принятия различных управленческих решений. К их проведению должны быть привлечены специалисты, не работающие в данном образовательном учреждении и обладающие необходимой компетентностью в сфере психологической диагностики развития личности в детском и подростковом возрасте.
В рамках системы внутренней оценки возможна ограниченная оценка сформированности отдельных личностных результатов, проявляющихся в:
1) соблюдении норм и правил поведения, принятых в образовательном учреждении;
2) участии в общественной жизни образовательного учреждения и ближайшего социального окружения, общественно-полезной деятельности;
3) прилежании и ответственности за результаты обучения;
4) готовности и способности делать осознанный выбор своей образовательной траектории, в том числе выбор направления профильного образования, проектирование индивидуального учебного плана на старшей ступени общего образования;
5) ценностно-смысловых установках обучающихся, формируемых средствами различных предметов в рамках системы общего образования.
Данные о достижении этих результатов могут являться составляющими системы внутреннего мониторинга образовательных достижений обучающихся, однако любое их использование возможно только в соответствии с Федеральным законом от 17.07.2006 №152-ФЗ «О персональных данных». В текущем учебном процессе в соответствии с требованиями Стандарта оценка этих достижений проводится в форме, не представляющей угрозы личности, психологической безопасности и эмоциональному статусу учащегося и может использоваться исключительно в целях оптимизации личностного развития обучающихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на педагогическом совете по теме «Система оценки планируемых достижений личностных результатов обучающихся».
В данной разработке представлена система оценки планируемых достижений личностных результатов обучающихся....
Портфолио как инструмент оценки личностных результатов обучающихся
Главным показателем эффективности какой-либо деятельности является, как известно, ее результат. Основная трудность в решении вопроса о результатах воспитания состоит в необходимости соблюдения одновре...
Презентация на тему "Оценка и условия достижений личностных результатов обучающихся"
Данная информация необходима для учителей предметников. Можно использовать при подготовке к педсоветам. В презентации прописаны условия достижений личностных результатов обучающихся....
Презентация на тему "Оценка и условия достижений личностных результатов обучающихся"
Данный материал можно использовать для подготовки к педагогическим советам и выступлениям ШМО и РМО....
Оценка личностных результатов. Цель: ознакомление с разными возможностями оценки личностных результатов.
Оценка личностных результатов обучающихся....
Программа оценки личностных результатов обучающихся МОУ СКШИ г. Нерюнгри в соответствиями с требованиями ФГОС УО.
Всесторонняя и комплексная оценка овладения обучающимися социальными(жизненными) компетенциями осуществляется на основании применения методаэкспертной оценки, который представляет собой процедуру оцен...
Презентация на тему "Оценка и условия достижений личностных результатов обучающихся"
Как оценить обучающихся?...