Программа занятий по флорболу для групп начальной подготовки
методическая разработка (физкультура и спорт, 5 класс) на тему

Смирнова Ольга Александровна

Флорбол - это очень динамичная и зрельщная командная игра, которая может проходить на больших аренах и в школьных залах. Игра доступна и проста, развивает моторику, командный дух и скорость реакции.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка: «Программа занятий по флорболу для групп начальной подготовки»

учителя ГБОУ гор. Москвы СОШ №1465 имени Н.Г. Кузнецова

СМИРНОВОЙ Ольги Александровны

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

УЧЕБНЫЙ МАТЕРИАЛ

Москва – 2013

        ФЛОРБОЛ – это очень динамичная и зрелищная командная игра, напоминающая хорошо известный нам хоккей с мячом. Флорбол – игра, в которую играет 320 тысяч профессионалов и около 1,5 миллионов любителей, как мужчин, так и женщин во всем мире. Это и дети, играющие ради забавы на улицах, и высококлассные спортсмены, завоевывающие медали на мировых чемпионатах на стадионах с переполненными трибунами.

        Для флорбола могут использоваться любые ровные площадки с различными покрытиями (земляным, деревянным, резиновым или асфальтовым). Экипировка игрока состоит из майки с короткими рукавами, спортивных трусов (шорт) и обуви. Команды играют клюшками и мячами, изготовленными из пластмассовых материалов, и поэтому флорбол абсолютно безопасная игра, как для самих игроков, так и для помещений, где проходят игры.

        Зародившись 25 лет назад в Швеции, флорбол покорил практически все страны Европы, США и Японию. В России флорбол начал культивироваться в начале 90-х годов и получил развитие в Московской области, в городах Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Архангельск, Северодвинск, Омск и другие. Имеются и национальные сборные команды России мужские и женские.

        Правила игры предельно просты и доступны. Игры могут проходить на больших аренах 40х20 метров (играют 5 полевых игроков и вратарь), и в школьных залах (играют 3 на 3 или 4 на 4 и вратарь). Допускается изменять количество полевых игроков в зависимости от размеров площадки.


ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

        При проведении занятий в первую очередь руководствоваться принципами оздоровительной направленности. Физические упражнения и игры должны способствовать развитию у занимающихся различных групп мышц и физических качеств.

        Особое внимание следует обратить на эмоциональную сторону занятий, поддерживая у занимающихся постоянный интерес к занятиям, часто используя игровые формы, эстафеты. Вместе с тем развитие физических качеств должно осуществляться с учетом специфики игры флорбол. Это так называемые профилирующие (ведущие, специфические) качества. К ним относятся: адаптационная ловкость, скорость реакции, динамическое равновесие, рациональность расслабления, независимая работа мышц ног и рук.

        Ловкость развивают подвижными играми, различными комбинированными эстафетами, гимнастическими и акробатическими упражнениями.

        Гибкость, ловкость и координация движений взаимосвязаны и поэтому желательно, чтобы физические упражнения на развитие этих качеств использовались на каждой тренировке и включались в ежедневную физзарядку. Эти качества можно развивать с помощью прохождения нескольких стоик с элементами обводки в различных сочетаниях.

        Для развития динамического равновесия используют движения: бег "змейкой", бег с преодолением неровностей и различных препятствий, бег с быстрым изменением направления движения, упражнения на гимнастическом бревне, прыжки с поворотами и выполнением различных движений в полете, совершенствуя элементы обводки и обыгрыша.

        Включение в занятия бега, взявшись за руки, эстафет с переносом предметов (мяч, клюшка и т.п.) Вращательные движения клюшкой (лопасть клюшки описывает восьмерку, круг, овал) на месте и в движении.

        При развитии силы подбирают физические упражнения без отягощений (гантелей, штанг, гирь). Используют упражнения динамического характера: повороты, вращения, приседания, сгибание-разгибание рук в упоре лежа, подъем ног или туловища, бег по песку и т.п.

        

Следует иметь в виду, что разучивание сложных элементов нужно проводить в начале основной части урока, так как утомление затрудняет освоение новых движений.

        Разучивание элементов игры приемов обводки во флорболе осуществляется с использованием, главным образом, метода показа (принцип наглядности). Изучаемый материал должен быть доступен и соответствовать уровню спортивно-технической подготовки детей. Требования должны систематически повышаться. Ошибки и недостатки в технике должны быть сразу же исправлены с помощью имитационных и специально-подводящих упражнений.

С первых же занятий с клюшкой необходимо обучить занимающихся обводки, передачи и остановке мяча, различным передвижениям по площадке, стойке игрока, а в игре вратаря это бросок мяча руками (на различные расстояния) из различных положений  (лежа, сидя, стоя, в прыжке) в мишень, ловля мяча руками из различных положений (то же с подстраховкой телом) После освоения этих элементов можно приступить к игре-флорбол на ограниченной площадке.

        К концу первого года обучения занимающиеся должны принять участие в 2-3х турнирах.

        Спортивный зал для занятий должен иметь размеры 9х18 м, 18х24 м, 40х20 м или на открытых площадках желательно окруженных бортом высотой 50 см с закругленными углами. Для игры полы в зале могут быть деревянными или из линолеума, на открытом воздухе пригодны площадки с асфальтовыми, резиновыми, цементными, дощатыми, земляными покрытиями. Размеры зала должны быть несколько больше размеров площадки.

        Высота клюшки игрока должна быть индивидуальной в зависимости от его роста.

        Одежду детей проверяют перед каждым занятием. Перед занятием детей спрашивают о самочувствии. На всех занятиях педагог дополнительного образования в период обучения должен быть аккуратно одет и уметь выполнять те упражнения, которые дети разучивают.

        Изучать материал следует в той последовательности, в какой он изложен в программе. Для безопасности процесса обучения нужно провести инструктаж с обучающимися по правилам поведения на спортивных сооружениях и техники безопасности.

        При переводе обучающихся на следующий этап учитывают не только уровень подготовленности, но и устойчивость интересов к занятиям, успехи в учебе, особенности личности воспитанника.

Восстановительные  мероприятия

        В процессе занятий в группе начальной подготовки используют педагогические средства восстановления путем правильного чередования физических нагрузок и отдыха, правильной установки интервалов отдыха, рационального чередования различных упражнений, использования игровых форм и влияния на психику ребенка положительных эмоций

Медицинское обеспечение

        Дважды в год занимающиеся должны пройти углубленный медицинский осмотр – перед началом занятий и перед началом соревновательного периода с обязательным определением физической работоспособности при втором осмотре, используя специальные тесты.

        Необходимо осуществлять систематический текущий контроль за состоянием здоровья занимающихся и переносимостью ими физических нагрузок. Для этого периодически определяют период восстановления после простых стандартных нагрузок (например, определяют ЧСС сразу после 20 приседаний и после 1-2 минут отдыха)

УЧЕБНЫЙ МАТЕРИАЛ

Физическая подготовка

1. Общеразвивающие упражнения

2. Бег низкой интенсивности

3. Бег средней интенсивности

4. Бег высокой интенсивности

5. Прыжки, многоскоки (на одной, на обеих ногах, вперед, назад, в стороны)

6. Наклоны и вращения

7. Приседание, сгибание рук в упоре лежа, подтягивание

8. Акробатические упражнения

9. Упражнения на равновесие

10. Упражнения на гибкость

11. Подвижные игры, эстафеты

12. Элементы спортивных игр

Специально-подготовительные упражнения

Подводящие

1. Имитация обводки игрока, стоя на месте (то же с броском по воротам)

2. Имитация обводки игрока в движении  (то же с броском по воротам)

Развивающие

1. Упражнения на быстроту и устойчивость двигательной реакции

2. Упражнения для мышц брюшного пресса и туловища

3. Упражнения для мышц таза

4. Упражнения для мышц ног

5. Упражнения для развития плечевого пояса и мышц рук

Специально-техническая подготовка

Передвижение по площадке

1. Остановки обеими ногами или любой ногой с поворотом влево или вправо

2. Передвижение спиной вперед

3. Передвижение после мгновенной остановки от движения вперед к движению назад, а также влево и вправо ("челночный бег")

4. Повороты влево вправо на месте в движении, а так же на 1800

5. Отработка быстрого старта на короткую дистанцию (от 10 до 40 м)

6. Передвижение через препятствие, отталкиваясь одной или обеими ногами

7. Подыгрывание себе мяча туловищем или ногой в движении

8. Бег приставными шагами

9. Бег прыжками

10. Бег подскоками

11. Повороты и торможения в сочетании с обыгрыванием соперника

Розыгрыш мяча

1. Вращательные движения лопасти клюшки с мячом и без мяча

2. Передачи мяча назад, вперед, в сторону

3. Розыгрыш мяча на средней линии

4. Передачи в парах, тройках, четверках (построение в квадрат, в линию)

Владение клюшкой

1. Ведение мяча с различным расположением рук на клюшке (высокое, среднее, низкое) и одной рукой

2. Вращательные движения клюшкой (лопасть клюшки описывает восьмерку, круг, овал)

Броски мяча по воротам

1. Бросок мяча по воротам

2. Бросок резинового мяча по воротам

3. Бросок мяча в мешень

4. Бросок мяча в различные углы ворот

5. Отработка кистевого броска по воротам с различных дистанций

6. Отработка кистевого броска по воротам с различным углом атаки

7. Броски с разных сторон

8. Бросок, находясь спиной к воротам

Удары по мячу

1. Прямой удар по мячу (лопасть клюшки под прямым углом к полу) в виде передачи или удара по воротам,          мишени

2. Удар подсечкой (лопасть клюшки образует тупой угол к поверхности пола; ниже центра мяча)  в виде передачи или удара по воротам, мишени

3. Удар нажимом (лопасть клюшки образует острый угол к поверхности пола; выше центра мяча) в виде передачи или удара по воротам, мишени

4. Удар по неподвижному/подвижному мячу (стоя на месте и передвигаясь по полю)

5. Удар по летящему мячу (стоя на месте и передвигаясь по полю)

Остановка мяча

1. Остановка мяча лопастью клюшки

2. Остановка мяча в сочетании с изменением направления его движения

3. Остановка подвижного мяча (на месте и в движении)

4. Остановка летящего мяча (на месте и в движении)

5. Остановка мяча ступней (на месте и в движении)

6. Остановка высоко летящего мяча туловищем (принимая мяч на плечо, грудь, живот, колено)

Передача и прием мяча

1. Передача мяча в парах (с последующим броском по воротам)

2. Передача мяча бросками

3. Передача мяча ударом

4. Обычная передача (по поверхности пола)

5. Передача "подкидкой" (концом лопасти клюшки посредством движения кистей; мяч не выше 30-40 мм над полом)

6. Передача  "оставлением" (когда за нападающим, владеющим мячом, движется его партнер)

7. Передача мяча назад  

8. Передача мяча в одно касание (как единое действие остановки  мяча и последующего броска)

Ведение мяча

1. Ведение мяча ударами лопастью клюшки попеременно той или другой стороной (по прямой линии или зигзагами)

2. Ведение мяча подталкиванием лопастью клюшки одной стороной  (по прямой линии или зигзагами) с пробрасыванием мяча вперед

3. Ведение с подбрасыванием или ударами мяча в воздухе (по прямой линии или зигзагами, на месте, с поворотами)

4. Ведение одной стороной лопасти, удерживая клюшку одной  рукой, по большой дуге (круговое вращение)

5. Ведение с попеременными ударами по мячу ступнёй ноги и   лопастью клюшки (по прямой линии или зигзагами)

Обманные движения

1. Ведение мяча с выполнением обманного движения глазами,  головой, туловищем с изменением направления движения

2. Обманное движение посредством резкой остановки

3. Обыгрыш с использованием отскока мяча от борта

4. Использование  свободного пространства между вратарем и защитником

5. Обыгрыш соперника на противоходе (находясь спиной к защитнику)

6. Обманные движения с пробросом мяча мимо соперника

7. Выполнение обманных движений в различных игровых   ситуациях

Игра

1. Игра на ограниченном пространстве площадки с различной  продолжительностью времени (3х3, 4х4 + вратари)

2. Игра на полной площадке (5х5 + вратари); для школьных залов -  (3х3, 4х4 + вратари)

3. Игра в неполных составах  (5х4, 4х4,5х3, 4х3, 3х3  + вратари)        


Л И Т Е Р А Т У Р А

  1. Азаров Ю.П. Искусство воспитывать - М.: Просвещение, 1985.
  2. Белкин А.А. Идеомоторная подготовка в спорте - М.: ФИС, 1983.
  3. Волков В. Тренеру о подростке - М.: ФИС, 1973.
  4. Гогунов Е.Н., Мартьянов В.И. Психология физического воспитания и спорта: Учеб. пособие. - М., 2000.
  5. Горбунов Г.Д. Психопедагогика спорта - М. 1986.
  6. Гуревич И.А.  Круговая тренировка при развитии физических качеств - Минск: Вышейшая школа, 1985.
  7. Единая спортивная классификация, 2000-01 - М.: ФИС, 2000.
  8. Железняк Ю.Д., Партнов Ю.М. Спортивные игры: Учебник. - М., 2000.
  9. Жуков М.Н. Подвижные игры: Учебник - М., 2000.
  10. Зациорским В.М. Физические качества спортсмена - М.: ФИС, 1970.
  11. Ильин Е.П. Психофизиология ФВ - М. 1980.
  12. Кретти Б.Дж. Психология в современном спорте. - М., 1978.
  13. Лазарев И.В., Кузнецов В.С., Орлов Г.А. Практикум по легкой атлетике: Учеб. пособие. - М., 1999.
  14. Максименко А.М. Основы теории и методики физической культуры.- М., 1999.
  15. Матвеев Л.П. Основы спортивной тренировки - М.: ФИС, 1977.
  16. Матвеев Л.П. Общая теория спорта: Учебник. - М.,1997.
  17. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: Учеб. для ин-тов физ. культ.- М., 1991.
  18. Методика физического воспитания учащихся 10-11 классов: Пособие для учителя / Под ред. В.И.Ляха. - М., 1997.
  19. Настольная книга учителя физической культуры / Под ред. Л.Б. Кофмана. - М., 1998.
  20. Определение физической подготовленности школьников /Под. Ред. Б.В. Сермеева. - М.,1973.
  21. Петров В., Гагин Ю. Механика спортивных движений - М.: ФИС, 1974.
  22. Подвижные игры: учебное пособие для институтов ФК - М.: ФИС, 1974.
  23. Пуни А.Ц.  Психологическая подготовка к соревнованиям - М.: ФИС, 1969.
  24. Смирнов Ю.И., Полевщиков М.М. Спортивная метрология: Учебник. - М., 2000.
  25. Спортивная медицина: учебник для институтов ФК - М.: ФИС,1980.
  26. Теоретическая подготовка юных спортсменов под ред. Буйлина Ю.Ф., Курамшина Ю.Ф. - М.: ФИС, 1981.
  27. Теория и методика спорта: Учеб. пособие для училищ олимпийского резерва / Под общ. Ред.Ф.П. Суслова, Ж.К. Холодова. – М., 1997.        
  28. Теория и методика ФВ  /Под общей ред. Матвеева Л.П., Новикова А.Д. - М.: ФИС, 1976.
  29. Физиология человека  под ред. Зимкина Н.В. - М.: ФИС, 1970.
  30. Филин В.П.  Воспитание физических качеств у юных спортсменов - М.: ФИС, 1974.
  31. Физическое воспитание учащихся 5-7 классов: Пособие для учителя /Под ред. В.И. Ляхова, Г.Б. Мейксона. - М., 1997..
  32. Физическая культура в школе: журнал № 5, №6  статьи о флорболе  - М., 1999.
  33. Флорбол. Правила игры и толкования - М.: СпортАкадемПресс, 2001.
  34. Хрущев С.В. Врачебный контроль за ФВ школьников - М.: Медицина, 1977.


Предварительный просмотр:

Методическая разработка: «Программа занятий по флорболу для групп начальной подготовки»

учителя ГБОУ гор. Москвы СОШ №1465 имени Н.Г. Кузнецова

СМИРНОВОЙ Ольги Александровны

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ     ПОДОТОВКА

Москва – 2013

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ     ПОДОТОВКА

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ В РОССИИ

Тема 1        Физическая культура – важное средство воспитания и укрепления здоровья человека

Роль физической культуры в жизни России. Оздоровительное и воспитательное значение физической культуры. Роль физического воспитания в формировании человека. Физическая культура и спорт как средство международного общения

Тема 2                Основы законодательства РФ о физической культуре и спорте

Цели и задачи законодательства РФ о физической культуре и спорте. Права граждан в области физической культуры и спорта и их государственные гарантии. Государственные органы управления физической культурой и спортом в РФ. Общественные объединения физкультурно-оздоровительной и спортивной направленности (Федерации по видам спорта, ассоциации, фонды, клубы). Олимпийское движение в России. Физическая культура в учреждениях, организациях, на предприятиях и их объединениях. Физическое воспитание в образовательных и внешкольных учреждениях Физическая культура и спорт инвалидов. Профессиональный спорт. Социальная защита граждан, занимающихся физической культурой и спортом.

Тема 3                Флорбол в России

Мировая история флорбола. История возникновения и распространения игры флорбол в России.  Клубы и лиги флорбола в России. Лучшие тренеры и спортсмены Российского флорбола. Флорбол как средство отдыха, укрепления здоровья и приобщения россиян к систематическим занятиям физической культурой.

ЕДИНАЯ СПОРТИВНАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ

Тема 4                Единая спортивная классификация. Задачи спортивной классификации

Спортивный разряд - критерий специальной подготовленности спортсмена, отражающий уровень его спортивного мастерства. Основные сведения о разрядных нормах - показателях, выраженных в конкретных мерах времени, веса, расстояния и т.д.

Разрядные требования и нормы в игре флорбол. Порядок присвоения спортивных разрядов и званий. Требования к месту проведения соревнований по флорболу различного уровня и судейство.

КРАТКИЕ СВЕДЕНИЯ О СТРОЕНИИ И ФУНКЦИЯХ ДЕТСКОГО ОРГАНИЗМА, ВЛИЯНИЕ СИСТЕМАТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ СПОРТОМ НА ОРГАНИЗМ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

Тема 5                Костно-мышечная система, ее строение и функции

Тема 6                Основные сведения о кровообращении

Состав и функции крови. Сердце и сосуды. Кровообращение и значение крови. Движение крови по сосудам: артериям и капиллярам. Большой и малый круг кровообращения. Количество и состав крови (плазма, эритроциты, лейкоциты, тромбоциты).

Сердце, его строение и работа. Изменение ЧСС и артериального давления при физической нагрузке. Минутный объем крови в покое и при физической нагрузке.

Тема 7                Дыхание

Потребление кислорода. Значение дыхания для жизнедеятельности организма. Высшее и внутреннее дыхание. Соединения кислорода с гемоглобином и перенос кислорода к тканям. Дыхательный объем, частота дыхания и жизненная емкость ЖЕЛ. Развитие дыхательного аппарата при занятиях спортом. Потребление кислорода, кислородный запрос и кислородный долг. Потребление кислорода в покое и при физической нагрузке. Аэробные и анаэробные возможности организма спортсмена. Максимальное потребление кислорода у спортсменов разного возраста, занимающихся различными видами спорта.

Изменение аэробных и анаэробных возможностей при занятиях спортом. Особенности развития аэробных и анаэробных возможностей посредством занятий флорболом.

Тема 8                Обмен веществ и энергии – основа жизни человека

Сущность обмена веществ. Распад пищевых продуктов (жиры, белки, углеводы) и образование энергии. Величины расхода энергии в покое и при мышечной работе. Зависимость расхода энергии от мощности работы и тренированности спортсмена.

Тема 9                Нервная система и ее роль в жизнедеятельности организма

Строение нервной системы (центральная, периферическая, вегетативная). Головной и спинной мозг, их строение и функции. Регуляция работы внутренних органов. Два вида рефлексов: безусловный (врожденный) и условный (приобретенный в процессе жизни). Два процесса в деятельности нервной системы: возбуждение и торможение.

Тема 10        Органы пищеварения и выделения

Понятие о пищеварении. Расщепление веществ при пищеварении. Органы выделения и их функции.

Тема 11        Органы чувств

Рецепторы и их значение. органы зрения, их строение и функции. Строение органов слуха и их функции. Строение и значение органов равновесия. Органы обоняния и вкуса, их функции.

Тема 12        Физиологические основы спортивной тренировки

Тренировка и адаптация. Изменения в организме при адаптации к физической нагрузке. Физиологические механизмы формирования двигательных навыков (3 стадии).

Физиологические изменения в организме при занятиях флорболом.

Тема 13        Физиологические методы определения тренированности юных спортсменов

Тренированность, ее критерии и оценки. Физиологические методы оценки физической работоспособности. Определение МПК по Астранду и Добельну. Тест PWC 170. Гарвардский тест и индекс Рефье. Физиологические методы оценки состояния нервно-мышечного аппарата спортсмена.

ЛИЧНАЯ И ОБЩЕСТВЕННАЯ ГИГИЕНА РЕЖИМА ТРУДА И ОТДЫХА.

ЗАКАЛИВАНИЕ ОРГАНИЗМА. ПИТАНИЕ ЮНЫХ СПОРТСМЕНОВ

Тема 14        Личная и общественная гигиена

Значение личной гигиены для сохранения здоровья и предупреждения заболеваний. Гигиеническое значение кожи, защищающей внутренние органы от внешней среды. Роль кожи в защите от болезнетворных бактерий. Необходимость ухода за телом, полостью рта и зубами, основные правила ухода.

Тема 15        Гигиенические основы режима труда и отдыха юного спортсмена

Значение правильного режима для юного спортсмена. Элементы режима и их выполнение: утренняя гимнастика, закаливание, регулярный и достаточный сон, регулярное и полноценное питание, отдых и пребывание на свежем воздухе, рациональное чередование различных видов деятельности

 Тема 16        Закаливание юного спортсмена

Сущность закаливания. Основные правила  закаливания: постепенно снижать температуру воды, постепенно увеличивать длительность воздействия воды и солнца на организм, не делать перерывов в приеме процедур. Необходимость их соблюдения. Использовать разные средства и методы закаливания.

Тема 17        Предупреждение инфекционных заболеваний при занятиях спортом

Источники инфекции и пути ее распространения. Краткая характеристика основных инфекционных заболеваний. Предупреждение инфекционных заболеваний при занятиях спортом.

Тема 18        Гигиенические требования к питанию юных спортсменов

Понятие о рациональном питании и расходе энергии. Значение пищевых веществ в питании и их нормы. Белки, жиры и углеводы, их калорийность и рациональное сочетание. Значение витаминов и минеральных солей. Режим питания при занятиях спортом

ВРАЧЕБНЫЙ КОНТРОЛЬ. САМОКОНТРОЛЬ. ПРОФИЛАКТИКА ЗАБОЛЕВАНИЙ.

ОКАЗАНИЕ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ И ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ В СПОРТЕ

Тема 19        Систематический контроль за юными спортсменами

Врачебно-педагогические наблюдения, их значение и проведение. Проведение тестирующих нагрузок для определения подготовленности спортсменов.

Тема 20        Самоконтроль в процессе занятий спортом

Ведение дневника самоконтроля. Изменение ЧСС, веса, ЖЕЛ и силы мышц. Запись показателей в дневник. Учет объема и интенсивности физической нагрузки путем регистрации в дневнике.

Тема 21         Понятие об утомлении и переутомлении

Сущность и значение утомления. Восстановление и суперкомпенсация. Понятие об адаптации. Признаки утомления. Переутомление. Симптомы, причины и профилактика переутомления

Тема 22        Восстановительные мероприятия в спорте

Виты восстановительных мероприятий: педагогические, медикобиологические, физиотерапевтические и бальнеологические. Основные приемы и виды спортивного массажа. Использование парной и суховоздушной бани. Общие правила пользования баней.

Тема 23        Травматизм и заболеваемость в процессе занятий спортом. Оказание первой помощи при несчастных случаях

Виды и причины спортивного травматизма. Оказание первой помощи при несчастных случаях, при ранах, ушибах, растяжениях связок, обморожениях, переломах, патологические состояния в спорте, симптомы перенапряжения и переутомления, их профилактика. Ограничения и противопоказания к тренировочным занятиям и соревнованиям

ОСНОВЫ СПОРТИВНОЙ ТРЕНИРОВКИ

Тема 24        Общая характеристика спортивной тренировки юных спортсменов

Многолетняя подготовка юных спортсменов. Тренировка как одна из форм подготовки спортсмена. Структура подготовки: предварительная подготовка, начальная спортивная специализация, углубленная тренировка и спортивное совершенствование. Средства  и методы подготовки. Методика контроля. Методика участия в соревнованиях. Характерные черты спортивной тренировки юных спортсменов: недопустимость установки на достижение максимальных результатов в кратчайшие сроки; ограничение нагрузки в соответствии с функциональными возможностями растущего организма; необходимость учета особенностей учебного процесса, преобладание общей физической подготовки, расширение функциональных возможностей организма и приобретение широкого круга двигательных навыков.

Тема 25        Средства спортивной тренировки

Комплекс средств спортивной тренировки, их характеристика и методы использования (физиологические и идеомоторные упражнения, оздоровительные силы природы и гигиенические факторы, технические и тренажерные устройства). Соревновательные общеподготовительные и специально-подготовительные упражнения (подводящие и развивающие).

Тема 26        Методы спортивной тренировки

Использование слова и обеспечение наглядности. Две группы методов: для обучения и тренировки. Методы целостного и расчлененного упражнения. Равномерный, переменный, повторный, интервальный, круговой, игровой, контрольный и соревновательный методы

Тема 27        Формы организации занятий в спортивной тренировке

Урок как организационная форма спортивной тренировки. Три части урока, их задачи, содержание и методика проведения. Основные методические положения при построении урока

ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ПОДГОТОВКИ ЮНОГО СПОРТСМЕНА В ПРОЦЕССЕ ТРЕНИРОВКИ

Тема 28        Воспитание нравственных и волевых качеств личности юного спортсмена

Психологическая подготовка в процессе спортивной тренировки. Нравственное формирование личности спортсмена. Значение морали и нравственности для формирования спортсмена. Воспитание волевых качеств в тренировке юных спортсменов через преодоление трудностей. Преодоление отрицательных эмоциональных состояний (страха, боязни получить травму). Основные представления о волевых качествах (целеустремленности, настойчивости, решительности, смелости, выдержки, самообладания).

Тема 29        Физическая подготовка

Понятие о физической подготовке. Основные представления о физических качествах: силе, быстроте, гибкости, ловкости, выносливости. Методы развития физических качеств. Значение физической подготовки в игре флорбол.

Тема 30        Техническая подготовка

Общая и специальная техническая подготовка. Роль технической подготовки во флорболе. Три этапа обучения: изучение основы движения, формирование умения выполнять его в "грубой форме"; овладение двигательным навыком до выполнения движения в стандартных условиях; доведение выполнения двигательного действия до совершенного в соревновательных условиях.

Взаимосвязь технической подготовки с физической, тактической и психологической подготовкой в игре флорбол.

Анализ технических приемов в игре флорбол.

Тема 31        Тактическая подготовка

Значение тактики во флорболе. Основные понятия о тактическом мастерстве. Особенности тактики при участии в соревнованиях различного уровня. Выбор тактики ведения игры. Выбор темпа игры.

ПЕРИОДИЗАЦИЯ СПОРТИВНОЙ ТРЕНИРОВКИ

Тема 32        Закономерности развития спортивной формы

Понятие спортивной формы - состояние оптимальной (наилучшей) готовности спортсмена к участию в соревнованиях. Трудности определения спортивной формы во флорболе.

Тема 33        Характерные особенности периодов спортивной тренировки

Подготовительный период. Общеподготовительный и специально-подготовительный этапы. Основная направленность подготовительного периода.

Соревновательный период, его основная направленность и особенности. Особенности переходного периода.

ПЛАНИРОВАНИЕ И УЧЕТ В ПРОЦЕССЕ ТРЕНИРОВКИ

Тема 34        Сущность и назначение тренировки, планирование и его виды

Значение планирования в тренировочном процессе. Многолетнее (перспективное) планирование и продолжительность подготовки для достижения наилучших спортивных результатов

Тема 35        Учет в процессе тренировки

Значение учета. Основные документы для организации учета. Значение дневников для учета тренировочной нагрузки спортсмена.

СПОРТИВНЫЕ СОРЕВНОВАНИЯ, ИХ ПЛАНИРОВАНИЕ, ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ

Тема 36            Основные виды спортивных соревнований и их роль в учебно-тренировоном процессе

Занятия и задачи соревнований. Виды соревнований: комплексные, чемпионаты ДСО и России, Всероссийские соревнования в честь знаменитых дат и призы, учрежденные различными организациями. Первенства, отборочные, контрольные, массовые и показательные соревнования. Закрытые и открытые соревнования, товарищеские встречи, зачетные соревнования.

Тема 37        Планирование, организация и проведение соревнований

Планирование соревнований. Календарный план и основные правила его составления. Положение о соревнованиях и его разделы (цели и задачи, место проведения и т.д.). Организация соревнований. Создание оргкомитета, его задачи и функции. Работа мандатной комиссии. Состав судейской комиссии. Особенности проведения соревнований различного уровня по флорболу.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ НА ЗАНЯТИЯХ  И СОРЕВНОВАНИЯХ ПО ФЛОРБОЛУ

Тема 38        Меры безопасности в игре флорбол

Правила поведения на флорбольных площадках. Меры защиты от солнечных лучей на открытых площадках. Правила владения клюшкой. Элементы защитной экипировки флорболистов и требования к ней. Основные требования к оснащению флорбольных площадок (борта, ворота, покрытие напольное, освещение, вентиляция, разметка, табло, места для размещения зрителей). Понятие о честной и справедливой игре, отношение к противнику.

Тема 39        Правила поведения в пути следования к местам проведения соревнований

Общие правила гигиены в пути следования. Правила поведения и пребывания на авто и ж/д вокзалах, в аэропортах. Правила поведения в автобусе, поезде, самолёте и других средствах передвижения.  

Правила дорожного движения.

Тема 40        Правила обеспечения безопасности на соревнованиях

Меры обеспечения пожарной безопасности. Правила поведения в гостинице, общежитии, в местах общественного питания, в раздевалках. Оказание первой помощи пострадавшему.


Л И Т Е Р А Т У Р А

  1. Азаров Ю.П. Искусство воспитывать - М.: Просвещение, 1985.
  2. Белкин А.А. Идеомоторная подготовка в спорте - М.: ФИС, 1983.
  3. Волков В. Тренеру о подростке - М.: ФИС, 1973.
  4. Гогунов Е.Н., Мартьянов В.И. Психология физического воспитания и спорта: Учеб. пособие. - М., 2000.
  5. Горбунов Г.Д. Психопедагогика спорта - М. 1986.
  6. Гуревич И.А.  Круговая тренировка при развитии физических качеств - Минск: Вышейшая школа, 1985.
  7. Единая спортивная классификация, 2000-01 - М.: ФИС, 2000.
  8. Железняк Ю.Д., Партнов Ю.М. Спортивные игры: Учебник. - М., 2000.
  9. Жуков М.Н. Подвижные игры: Учебник - М., 2000.
  10. Зациорским В.М. Физические качества спортсмена - М.: ФИС, 1970.
  11. Ильин Е.П. Психофизиология ФВ - М. 1980.
  12. Кретти Б.Дж. Психология в современном спорте. - М., 1978.
  13. Лазарев И.В., Кузнецов В.С., Орлов Г.А. Практикум по легкой атлетике: Учеб. пособие. - М., 1999.
  14. Максименко А.М. Основы теории и методики физической культуры.- М., 1999.
  15. Матвеев Л.П. Основы спортивной тренировки - М.: ФИС, 1977.
  16. Матвеев Л.П. Общая теория спорта: Учебник. - М.,1997.
  17. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: Учеб. для ин-тов физ. культ.- М., 1991.
  18. Методика физического воспитания учащихся 10-11 классов: Пособие для учителя / Под ред. В.И.Ляха. - М., 1997.
  19. Настольная книга учителя физической культуры / Под ред. Л.Б. Кофмана. - М., 1998.
  20. Определение физической подготовленности школьников /Под. Ред. Б.В. Сермеева. - М.,1973.
  21. Петров В., Гагин Ю. Механика спортивных движений - М.: ФИС, 1974.
  22. Подвижные игры: учебное пособие для институтов ФК - М.: ФИС, 1974.
  23. Пуни А.Ц.  Психологическая подготовка к соревнованиям - М.: ФИС, 1969.
  24. Смирнов Ю.И., Полевщиков М.М. Спортивная метрология: Учебник. - М., 2000.
  25. Спортивная медицина: учебник для институтов ФК - М.: ФИС,1980.
  26. Теоретическая подготовка юных спортсменов под ред. Буйлина Ю.Ф., Курамшина Ю.Ф. - М.: ФИС, 1981.
  27. Теория и методика спорта: Учеб. пособие для училищ олимпийского резерва / Под общ. Ред.Ф.П. Суслова, Ж.К. Холодова. – М., 1997.        
  28. Теория и методика ФВ  /Под общей ред. Матвеева Л.П., Новикова А.Д. - М.: ФИС, 1976.
  29. Физиология человека  под ред. Зимкина Н.В. - М.: ФИС, 1970.
  30. Филин В.П.  Воспитание физических качеств у юных спортсменов - М.: ФИС, 1974.
  31. Физическое воспитание учащихся 5-7 классов: Пособие для учителя /Под ред. В.И. Ляхова, Г.Б. Мейксона. - М., 1997..
  32. Физическая культура в школе: журнал № 5, №6  статьи о флорболе  - М., 1999.
  33. Флорбол. Правила игры и толкования - М.: СпортАкадемПресс, 2001.
  34. Хрущев С.В. Врачебный контроль за ФВ школьников - М.: Медицина, 1977.



Предварительный просмотр:

Методическая разработка: «Программа занятий по флорболу для групп начальной подготовки»

учителя ГБОУ гор. Москвы СОШ №1465 имени Н.Г. Кузнецова

СМИРНОВОЙ Ольги Александровны

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ   ПОДГОТОВКА

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ    РАБОТА

Москва – 2013

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ   ПОДГОТОВКА

        Психологическая подготовка юных спортсменов состоит из общепсихологической подготовки (круглогодичной), психологической подготовки к соревнованиям и управления нервно-психическим восстановлением спортсменов.

        Общая психологическая подготовка предусматривает формирование личности спортсмена и межличностных отношений, развитие спортивного интеллекта, специализированных психических функций и психомоторных качеств.

        Психологическая подготовка к соревнованиям состоит из двух разделов: общая психологическая подготовка к соревнованиям, которая проводится в течение всего года и специальная психологическая подготовка к выступлению на конкретных соревнованиях.

        В ходе общей психологической подготовки к соревнованиям формируются: высокий уровень соревновательной мотивации, соревновательные черты соревновательной мотивации, соревновательные черты характера, предсоревновательная и соревновательная моральная устойчивость, способность к самоконтролю и саморегуляции в соревновательной обстановке.

        В ходе психологической подготовки к конкретным соревнованиям формируется специальная (предсоревновательная) психическая боевая готовность спортсмена перед выступлением, характеризующаяся уверенностью в своих силах, стремлением к обязательной победе, оптимальным уровнем эмоционального возбуждения, устойчивостью к влиянию внутренних и внешних помех, способностью произвольно управлять действиями, эмоциями и поведением, умением немедленно и эффективно выполнять во время выступления действия и движения, необходимые для победы.

        В процессе управления нервно-психическим восстановлением спортсмена снимается нервно-психическое напряжение, восстанавливается психическая работоспособность после тренировок, соревновательных нагрузок, развивается способность к самостоятельному восстановлению.

        Нервно-психологическое восстановление осуществляется с помощью словесных воздействий, отдыха, переключения на другие виды деятельности и прочих средств. С этой целью также используются: рациональное сочетание средств ОФП в режиме дня, средства культурного отдыха и развлечения, система аутовоздействия.

        Средства и методы психолого-педагогических воздействий должны включаться во все этапы и периоды круглогодичной подготовки.

        На занятиях кружков начальной подготовки основной упор делается на формирование интереса к спорту, правильной спортивной мотивации, общих нравственных и специальных морально-психологических черт характера юного спортсмена (трудолюбие, дисциплинированность, ответственность за выполнение плана подготовки и результаты выступления, уважение к тренеру, требовательность к самому себе и др.)

        На занятиях учебно-тренировочных кружков 1 и 2 годов обучения акцент делается на развитие спортивного интеллекта, способности к саморегуляции, формирование волевых черт характера, развитие оперативного мышления и памяти, специализированных восприятий, создание общей психической подготовленности к соревнованиям.

        На занятиях кружков учебно-тренировочных 3 и более 3 лет обучения основное внимание в подготовке уделяется совершенствованию волевых черт характера, способности к саморегуляции, специализированных восприятий, сложных сенсомоторных реакций и оперативного мышления, формированию специальной предсоревновательной и мобилизационной готовности, способности к нервно-психическому восстановлению.

        В круглогодичном цикле подготовки должен быть сделан следующий акцент при распределении объектов психолого-педагогических воздействий.

        В подготовительном периоде подготовки выделяются средства и методы психолого-педагогических воздействий, связанные с морально-психологическим просвещением спортсменов, развитием их спортивного интеллекта, разъяснением целей и задач участия в соревнованиях, содержанием общей психологической подготовки к соревнованиям, развитием волевых качеств и специализированных восприятий, оптимизацией межличностных отношений в команде и сенсомоторным совершенствованием общей психологической подготовленности.

        В соревновательном периоде подготовки упор делается на совершенствование эмоциональной устойчивости, свойств внимания, достижение специальной психической готовности к выступлению и мобилизационной готовности в продолжительных по времени соревнованиях.

        В переходном периоде преимущественно используется средства и методы нервно-психического восстановления организма.

        В течение всех периодов подготовки применяются методы, способствующие совершенствованию моральных черт характера спортсмена и приемов психической регуляции.

        Разумеется, акцент в распределении средств и методов психологической подготовки в решающей степени зависит от психических особенностей спортсменов, задач их индивидуальной подготовки, направленности тренировочных занятий.

        Необходимо много уделять внимания психологическому  климату в коллективе-команде, игровых звеньях, т.е. на совместимость игроков и общность интересов их в достижении высоких результатов.

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ    РАБОТА

        Воспитательная работа в спортивном клубе направлена на формирование у юных спортсменов нравственного и эстетического мировоззрения, любви к родине. А главной целью этой работы является – всестороннее и гармоническое развитие личности воспитанника.

        Воспитательная работа в спортивном клубе тесно взаимосвязана с воспитательной работой общеобразовательной школы.

        Педагог должен следить, чтобы учебно-тренировочный процесс способствовал формированию сознательного, творческого отношения к труду, высокой организованности и требовательности за порученное дело, бережного отношения к государственной и частной собственности (месту жительства, отдыха, спортивным сооружениям, спортивной форме, инвентарю).

        Главными воспитательными факторами в этой работе должны быть:

  1. личный пример и педагогическое мастерство педагога;
  2. четкая творческая организация тренировочной работы;
  3. формирование и укрепление коллектива;
  4. правильное моральное стимулирование;
  5. пример и товарищеская помощь (наставничество) более опытных воспитанников;
  6. творческое участие воспитанников в составлении планов этапов подготовки и обсуждение итогов его выполнения.

        Эффективными формами воспитательной работы являются: торжественное празднование Дня рождения клуба и выпуска окончивших клуб, оформление стенда спортивной славы

        Наибольшие возможности воспитательного воздействия на юных спортсменов педагог получает во время проведения спортивно-оздоровительных лагерей и сборов. Во время проведения этих мероприятий могут быть использованы формы воспитательной работы:

  1. собрание команды (кружка);
  2. лекции и беседы о нравственности, эстетике, дружбе;        
  3. проведение спортивных ритуалов;
  4. участие в общественно-полезном труде;
  5. работа на подшефных предприятиях;
  6. исторические диспуты;
  7. встречи с ветеранами ВОВ, труда и спорта;
  8. проведение экскурсий, культпоходов в цирк, кино, театр, посещение выставочных залов;
  9. проведение туристических походов;
  10. проведение турниров по спортивным играм (шашкам, шахматам, волейболу, футболу, теннису, баскетболу и др.).

        Следует широко использовать воспитательные возможности вечеров отдыха, концертов самодеятельности и пр. Подготовка к этим мероприятиям стимулирует юных спортсменов повышать культурный и духовный уровень. Здесь появляется и активности, чувство коллективизма юных воспитанников, теснее и многообразнее становятся контакты.

        В воспитательной работе эффективно использование таких норм как:

  1. утверждение почетного звания «Наставник» для опытных спортсменов клуба, оказывающих помощь в подготовке, воспитании более юных спортсменов;
  2. введение ритуала торжественного приема юных спортсменов и провод выпускников клуба;
  3. постоянный контроль за воспитательной работой в кружках с ежегодным заслушиванием на педагогическом совете клуба;
  4. ведение «Летописи славы» клуба в виде альбома с фотографиями и сведениями о выдающихся достижениях воспитанников;
  5. активное привлечение новых воспитанников клуба ко всем общественным мероприятиям с конкретными поручениями и контролем за их исполнением;
  6. использование в качестве первой меры воспитательного воздействия при дисциплинарных нарушениях обсуждение неправильного поведения спортсмена коллективом кружка без участия представителей педагогического коллектива;
  7. участие всего коллектива клуба в обсуждении итогов культурно-массовой работы в конце каждого сбора и составление плана этой работы на следующий сбор;
  8. использование культурно-массовых мероприятий (посещение театров, просмотр кинофильмов, посещение выставочных залов, встречи с интересными людьми, болельщиками, чтение книг, посещение дискотеки, знакомства с достопримечательностями мест пребывания и др.);

        Определенное место в воспитательной работе с юными воспитанниками должно отводиться и соревнованиям. Наблюдая за особенностями выступления, поведения и высказываниями воспитанника, педагог должен сделать вывод, насколько прочно сформировались у воспитанника высокие морально-волевые качества. Ведь именно напряженная атмосфера ответственных соревнований проверяет устойчивость не только спортивно-технических навыков, но и морально-психологической подготовленности воспитанника.

        Каждый педагог должен фиксировать в специальном журнале не только спортивные результаты своих воспитанников, но и отмечать выявленные недостатки в морально-психологической подготовке. Учитывая все это, настраивать спортсменов перед соревнованиями не только на занятие определенного места, но и на проявление конкретных морально-волевых качеств. Педагог не должен комментировать их поведение во время соревнований.

        Педагогу необходимо постоянно помнить, что комплексный подход к воспитанию юного спортсмена предполагает изучение, учет и использование всех факторов воздействия на личность не только в спорте, но и в быту. Поэтому, разрабатывая план воспитательной работы с воспитанниками спортивного клуба, педагог должен заранее планировать изучение особенностей поведения воспитанников в быту, их учебной и общественной деятельности.

Л И Т Е Р А Т У Р А

  1. Азаров Ю.П. Искусство воспитывать - М.: Просвещение, 1985.
  2. Белкин А.А. Идеомоторная подготовка в спорте - М.: ФИС, 1983.
  3. Волков В. Тренеру о подростке - М.: ФИС, 1973.
  4. Гогунов Е.Н., Мартьянов В.И. Психология физического воспитания и спорта: Учеб. пособие. - М., 2000.
  5. Горбунов Г.Д. Психопедагогика спорта - М. 1986.
  6. Гуревич И.А.  Круговая тренировка при развитии физических качеств - Минск: Вышейшая школа, 1985.
  7. Единая спортивная классификация, 2000-01 - М.: ФИС, 2000.
  8. Железняк Ю.Д., Партнов Ю.М. Спортивные игры: Учебник. - М., 2000.
  9. Жуков М.Н. Подвижные игры: Учебник - М., 2000.
  10. Зациорским В.М. Физические качества спортсмена - М.: ФИС, 1970.
  11. Ильин Е.П. Психофизиология ФВ - М. 1980.
  12. Кретти Б.Дж. Психология в современном спорте. - М., 1978.
  13. Лазарев И.В., Кузнецов В.С., Орлов Г.А. Практикум по легкой атлетике: Учеб. пособие. - М., 1999.
  14. Максименко А.М. Основы теории и методики физической культуры.- М., 1999.
  15. Матвеев Л.П. Основы спортивной тренировки - М.: ФИС, 1977.
  16. Матвеев Л.П. Общая теория спорта: Учебник. - М.,1997.
  17. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: Учеб. для ин-тов физ. культ.- М., 1991.
  18. Методика физического воспитания учащихся 10-11 классов: Пособие для учителя / Под ред. В.И.Ляха. - М., 1997.
  19. Настольная книга учителя физической культуры / Под ред. Л.Б. Кофмана. - М., 1998.
  20. Определение физической подготовленности школьников /Под. Ред. Б.В. Сермеева. - М.,1973.
  21. Петров В., Гагин Ю. Механика спортивных движений - М.: ФИС, 1974.
  22. Подвижные игры: учебное пособие для институтов ФК - М.: ФИС, 1974.
  23. Пуни А.Ц.  Психологическая подготовка к соревнованиям - М.: ФИС, 1969.
  24. Смирнов Ю.И., Полевщиков М.М. Спортивная метрология: Учебник. - М., 2000.
  25. Спортивная медицина: учебник для институтов ФК - М.: ФИС,1980.
  26. Теоретическая подготовка юных спортсменов под ред. Буйлина Ю.Ф., Курамшина Ю.Ф. - М.: ФИС, 1981.
  27. Теория и методика спорта: Учеб. пособие для училищ олимпийского резерва / Под общ. Ред.Ф.П. Суслова, Ж.К. Холодова. – М., 1997.        
  28. Теория и методика ФВ  /Под общей ред. Матвеева Л.П., Новикова А.Д. - М.: ФИС, 1976.
  29. Физиология человека  под ред. Зимкина Н.В. - М.: ФИС, 1970.
  30. Филин В.П.  Воспитание физических качеств у юных спортсменов - М.: ФИС, 1974.
  31. Физическое воспитание учащихся 5-7 классов: Пособие для учителя /Под ред. В.И. Ляхова, Г.Б. Мейксона. - М., 1997..
  32. Физическая культура в школе: журнал № 5, №6  статьи о флорболе  - М., 1999.
  33. Флорбол. Правила игры и толкования - М.: СпортАкадемПресс, 2001.
  34. Хрущев С.В. Врачебный контроль за ФВ школьников - М.: Медицина, 1977.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы и практические рекомендации в группах начальной подготовки и учебно-тренировочных группах по бадминтону.

Программы дополнительного образования по бадминтону 1-4 классы, 5-9 классы, 5-11 классы. Планы-конспекты учебных занятий по бадминтону....

Открытое тренировочное занятие по специальной тактической и технической подготовке в группе начальной подготовки гребцов на байдарках и каноэ

Открытое тренировочное занятие по специальной тактической и технической подготовке в группе начальной подготовки гребцов на байдарках и каноэ.Тренер-преподаватель«КДЮСШ им. Паушкина»: Гавриленко А.Н.,...

Организация и методика занятий по плаванию в группах начальной подготовки

На этапе начальной подготовки осуществляется физкультурно-оздоровительная и воспитательная работа, направленная на разностороннюю физическую подготовку и овладение основами техники избранного вида спо...

Презентация занятия по плаванию в группах начальной подготовки 1 года обучения

1. Оздоровительное значение плавания1.1 Прикладное значение плавания2. Индивидуальный поход к обучению плаванию учащихся разного уровня подготовленности...

Конспект занятия по дзюдо в группе начальной подготовки 2 года обучения

Развитие координации, скоростно-силовых качеств юных дзюдоистовотработка технического приема Тае-оташи (передняя подножка) с использованием метода «круговой тренировки»Воспитание самостоят...