Сохранение и укрепление здоровья детей их физического развития через совместную деятельность с семьями воспитанников.
статья на тему
Предварительный просмотр:
Сохранение и укрепление здоровья детей их физического развития через совместную деятельность с семьями воспитанников.
Наш девиз: Играя оздоравливать, играя воспитывать, играя обучать.
Одно из приоритетных направлений деятельности ДОО — сохранение и укрепление здоровья воспитанников путем формирования у них сознательного отношения к собственному здоровью. Как известно, развитие и воспитание ребенка во многом зависит от окружающих взрослых и от того, какой пример они подают своим поведением. Поэтому сознательное отношение к собственному здоровью и здоровью детей в первую очередь следует формировать у родителей.
Главными воспитателями ребенка являются родители. От того, как правильно организован режим дня ребенка, какое внимание уделяют родители здоровью ребенка, зависит его настроение, состояние физического комфорта.
Все родители мечтают, чтобы их дети были здоровыми, умными, добрыми и прилагают для этого соответствующие усилия. Большинство готово принимать участие в физическом развитии малышей, но этому мешает отсутствие необходимых знаний и умений. Зачастую родители стремятся быть примером для ребенка, но испытывают трудности в организации физкультурных, в т.ч. совместных занятий. Основными компонентами предметно-развивающей среды в домашних условиях, обеспечивающими физическое воспитание детей дома, являются физкультурно-оздоровительные комплексы «Домашний стадион», мячи, санки, велосипеды и лыжи. Но большинство родителей не могут успешно организовать двигательную активность своих детей в соответствии с учетом их возраста и индивидуальных особенностей. Некоторые взрослые предпочитают занимать позицию стороннего наблюдателя или контролера. Принимая во внимание актуальность данного вопроса, мной разработана система работы с воспитанниками и их родителями по приобщению к здоровому образу жизни.
Цель: формирование здорового образа жизни у родителей, как ценности.
Задачи:
- создавать систему взаимодействия с семьей в процессе воспитания у детей интереса к занятиям физкультурой и спортом на основе открытости ДОО
- максимально использовать имеющиеся ресурсы: образовательные и материально-технические
- формировать жизненно необходимые навыки в соответствии с индивидуальными способностями
- обеспечивать физическое и психическое благополучие
- формировать у детей систему знаний о собственном теле, здоровом образе жизни, культурно-гигиенических навыках.
Решение этих задач возможно при условии заинтересованного и активного партнерства воспитателей, и родителей.
В своей работе я использую активные формы и методы работы с родителями:
- консультации;
- организованная деятельность детей с участием родителей;
- выставки детских работ, изготовленных вместе с родителями;
- дни открытых дверей;
- участие родителей в подготовке и проведении праздников, досугов;
- совместное создание предметно – развивающей среды;
- анкетирование;
- беседы с детьми и родителями;
Систематически проводится консультативная работа, освещая вопросы охраны жизни и здоровья детей, укрепления их психического и физического здоровья. Я подбираю материал для родителей для индивидуальных бесед или папок – передвижек, а также имею возможность откорректировать работу по физическому развитию воспитанников в соответствии с запросами родителей. Так, вниманию родителей были предложены следующие темы:
- «Физическое воспитание детей в семье»
- «Здоровье ребенка в наших руках»
- «Значение прогулки для профилактики простудных заболеваний и укрепления здоровья детей»;
- «Закаливание. Факторы закаливания. Виды закаливания. Укрепление защитных сил организма ребенка при помощи закаливания»;
«Поддержание и укрепление иммунитета детей с использованием витаминов. Фитопрофилактика»;
- «Профилактика плоскостопия»
Кроме этого при работе с родителями по данному вопросу не забываю о комплексном подходе, который включает в себя:
- ознакомление родителей с результатами диагностики;
- ознакомление родителей с содержанием физкультурно-оздоровительной работы;
- обучение конкретным приемам и методам оздоровления (ЛФК, дыхательной гимнастике, самомассажу, разнообразным видам закаливания и т.д.).
Все эти сведения помещены в папке для родителей. В качестве наиболее эффективной формы повышения компетентности родителей в области физического воспитания и организации занятий с детьми я считаю, что выступают совместные физкультурные занятия, которые формируют у родителей основы физкультурной грамотности. Именно на таких занятиях они приобретают элементарные навыки организации двигательной деятельности ребенка, знания о физиологических особенностях детского организма, реакции на физическую нагрузку.
Для гармонизации отношений между детьми и родителями провожу открытые занятия с использованием следующих психофизических средств:
- гимнастика вдвоем;
- проблемные ситуации и творческие задания;
- подвижные игры и игровые упражнения;
- игровой самомассаж и массаж;
- релаксационные упражнения.
Большую часть времени дошкольник выполняет задания вместе с родителем, при этом каждый выступает в роли партнера, помощника и тренера. Совместная двигательная деятельность раскрепощает их, способствует эффективному, эмоциональному общению с детьми.
Каждый год провожу совместные с родителями спортивные праздники и досуги. Совместные физкультурные досуги, позволяют приобщить к здоровому образу жизни не только воспитанников детского сада, но и их родителе.
В результате всего вышесказанного дети привыкают к тому, что вместе с мамой, вместе с папой – они занимаются с удовольствием спортом, а я стараюсь им в этом помочь.
Организую выставки рисунков и поделок пропагандирующие здоровый образ жизни.
Домашние задания (индивидуальные и групповые), даются родителям. Домашние задания позволяют повысить двигательную активность детей, подтянуть отстающего в движении ребенка, дать родителям конкретную деятельность для общения с детьми (например, разучить стихи или загадки о спорте; потренироваться в отбивании и ловле мяча – индивидуальное задание).
Анкетирование как форма взаимодействия с родителями используется 1-2 раза в год. Оценивая полученные результаты, можно сделать вывод: подавляющее большинство родителей считают важным для своих детей занятия физической культурой, но предпочитают, чтобы этим занимались педагоги, хотя некоторые и готовы время от времени включаться в работу.
На сегодняшний день можно сказать, что у нас сложилась определенная система в работе с родителями. Использование разнообразных форм работы дало определенные результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными участниками и помощниками воспитателей, создана атмосфера взаимоуважения.
Показателями эффективности взаимодействия педагога с семьей по вопросам охраны и укрепления здоровья детей стало:
1. Обеспечение психологического благополучия ребенка в ДОУ и в семье.
2. Коррекция ранних отклонений в состоянии здоровья детей (с участием родителей).
3. Профилактика ранних заболеваний.
4. Формирование у детей и родителей интереса к физической культуре.
5. Привлечение внимания к здоровому образу жизни.
6. Обеспечение повышения стрессоустойчивости и сохранения здоровья ребенка при переходе из одних социально-педагогических условий в другие.
7. Обеспечение профилактики детского травматизма.
И как следствие – укрепление здоровья детей, снижение уровня заболеваемости.
Таким образом, дальнейший поиск эффективных способов сохранения и укрепления здоровья дошкольников должен предусматривать повышение роли родителей в оздоровлении детей, приобщении их к здоровому образу жизни, создание традиций семейного физического воспитания.
Я убежден, что наше взаимодействие с родителями в физкультурно-оздоровительной деятельности будет способствовать правильному физическому развитию дошкольников, укреплению их физического и психического здоровья, снижению заболеваемости, улучшению качества детско-родительских отношений и педагогической компетентности родителей. И что хочется сказать в заключении? Работы много, предстоит найти новые подходы к родителям, чтобы вовлечь их в совместную работу, но, когда что-то получается нам и родителям это очень нравится.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Из опыта работы школы по созданию условий для сохранения и укрепления здоровья детей и формирования здорового образа жизни.
В данной публикации представлен опыт работы школы по созданию условий для сохранения и укрепления здоровья детей и формирования здорового образа жизни. ...
Формирование мотивации по сохранению и укреплению здоровья детей на уроках и во внеурочной деятельности
Одной из приоритетных задач современного образования должно стать формирование культуры здоровья подрастающего поколения. Важнейшая роль в сохранении и укреплении здоровья принадлежит самому чело...
Статья "Сохранение и укрепление здоровья детей средствами физической культуры: аспект требований ФГОС"
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом школа обеспечивает решение следующих задач:пробуждение в детях желания заботиться о своём здоровье (формирование заинтересо...
Сохранение и укрепление здоровья детей средствами физической культуры
Сохранение и укрепление здоровья детей средствами физической культуры...
Консультация для педагогов: «Взаимодействие инструктора по физической культуре с педагогами ДОО по вопросам сохранения и укрепления здоровья детей»
От активного участия воспитателя, его взаимопонимания и взаимодействия с инструктором по физической культуре зависит конечный результат , достижение целей....
Консультация для воспитателей на тему: «Взаимодействие инструктора по физкультуре с педагогами ДОУ по вопросам физического воспитания, сохранения и укрепления здоровья детей».
Соершенствовать знания педагогов о постоянном взаимодействии инструктора по физической культуре и педагогов ДОУ по физическому воспитанию, сохранению и укреплению здороья детей....
Консультация «Организация взаимодействия ДОУ и семьи по проблеме сохранения и укрепления здоровья детей»
Консультация«Организация взаимодействия ДОУ и семьи по проблеме сохранения и укрепления здоровья детей»...
- Мне нравится (2)