"Метод экспресс оценки физического здоровья школьников"
учебно-методический материал по физкультуре (9 класс) по теме
Государственное автономное учреждение
дополнительного профессионального образования
Ямало-Ненецкого автономного округа
«РЕГИОНАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»
(ГАУ ДПО ЯНАО «РИРО»)
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №1
Тема :"Метод экспресс оценки физического здоровья школьников"
Выполнил: Алексеенко Андрей Иванович
учитель физической культуры
Введение
Актуальность. Проблема снижения уровня здоровья населения страны стоит сегодня чрезвычайно остро. Человек, безусловно - абсолютная ценность общества. А его здоровье-гарантия гармоничного развития общества, залог политической стабильности и экономического прогресса государства. Вряд ли кто может это оспорить. Однако одного лишь признания актуальности этого - недостаточно. Если за ним не следует практические шаги к решению самой проблемы здоровья.
Изучение физического развития школьников в настоящее время является одной из актуальных проблем, что связанно с ухудшением экологической обстановки, широким распространением вредных привычек среди школьников, ухудшением питания и др. Все это сказывается на состоянии физического развития школьников. Физическое развитие является важнейшим параметром физиологических процессов, происходящих в организме, и часто используются как показатель состояния здоровья детей.
Цель работы: изучить физического гармоничного развития обучающихся 7-9 классов
Задачи работы:
- Познакомиться с литературой и методами исследования физического развития школьников
- Оценить показатели физического здоровья школьников (на примере обучающихся 7-классов
- Определить полученные показатели в соответствия возрастным нормами.
- Сформулировать выводы по результатам исследования
- Дать рекомендации .
Объектом нашего исследования стало физическое здоровье подростков с углубленным изучением экологии
Глава 1. Здоровье человека
1.1. Здоровый образ жизни школьника
Охрана собственного здоровья – это непосредственная обязанность каждого, он не вправе перекладывать ее на окружающих. Ведь нередко бывает и так, что человек неправильным образом жизни, вредными привычками, гиподинамией, перееданием уже к 20-30 годам доводит себя до катастрофического состояния и лишь тогда вспоминает о медицине.
Какой бы совершенной ни была медицина, она не может избавить каждого от всех болезней. Человек – сам творец своего здоровья, за которое надо бороться. С раннего возраста необходимо вести активный образ жизни, закаливаться, заниматься физкультурой и спортом, соблюдать правила личной гигиены, – словом, добиваться разумными путями подлинной гармонии здоровья.
Здоровье – это первая и важнейшая потребность человека, определяющая способность его к труду и обеспечивающая гармоническое развитие личности. Оно является важнейшей предпосылкой к познанию окружающего мира, к самоутверждению и счастью человека. Активная долгая жизнь – это важное слагаемое человеческого фактора.
Здоровый образ жизни (ЗОЖ) – это образ жизни, основанный на принципах нравственности, рационально организованный, активный, трудовой, закаливающий и, в то же время, защищающий от неблагоприятных воздействий окружающей среды, позволяющий до глубокой старости сохранять нравственное, психическое и физическое здоровье.
По определению Всемирной организации здравоохранения (B03) "здоровье – это состояние физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов".
Вообще, можно говорить о трех видах здоровья: о здоровье физическом, психическом и нравственном (социальном).
1.2. Причины, влияющие на здоровья школьника
Здоровье - понятие комплексное. Признаками здоровья являются:
- устойчивость к действию повреждающих факторов;
- показатели роста и развития;
- функциональное состояние и резервные возможности организма;
- наличие и уровень какого-либо заболевания или дефекта развития.
От чего зависит здоровья человека?
Оно зависит:
- от социально-экономического положения детей,
- качества питания, медицинского обслуживания системы оздоровительных учреждений
- от экологической обстановки в местах их проживания.
Показатели здоровья являются наиболее объективными и надежными критериями при оценке благоприятного или неблагоприятного влияния факторов внешней среды на рост и развитие организма. Их знание позволяет обосновать профилактические мероприятия по охране и укреплению здоровья. Для оценки влияния факторов окружающей среды на состояние здоровья человека используют различные группы признаков: демографические показатели (рождаемость, средняя про человека используют различные группы признаков: демографические показатели (рождаемость, средняя продолжительность жизни, смертность), уровень заболеваемости и травматизма, оценку физиологического состояния организма, соответствующую его возрасту и др.
Одним из важных показателей здоровья является физическое развитие человека. В первую очередь оно оценивается по состоянию опорно-двигательной системы. Антропометрические исследования включают измерения длины тела (роста), массы, окружности грудной клетки и гармоничности физического развития.
1.3. Антропометрические измерения человека
Большое значение в оценке физического состояния человека имеют и
антропометрические исследования. Антропометрия – совокупность методов изучения человека, основанных на измерениях как внешнего и внутреннего строения, так и функциональных признаков.
1) Соматометрические – длина и масса тела, диаметры (окружности);
2) Физиометрические (функциональные) – жизненная емкость легких
(ЖЕЛ), мышечная сила рук, становая сила;5
3) Соматоскопические – состояние опорно-двигательного аппарата
(форма позвоночника, грудной клетки, ног, состояние осанки, развитие
мускулатуры), степень жироотложения и полового созревания.
Каждый школьник, определив собственные показатели физического развития, заносит их в тетрадь в виде таблицы:
человека используют различные группы признаков: демографические показатели (рождаемость, средняя продолжительность жизни, смертность), уровень заболеваемости и травматизма, оценку физиологического состояния организма, соответствующую его возрасту и др.
Одним из важных показателей здоровья является физическое развитие человека. В первую очередь оно оценивается по состоянию опорно-двигательной системы. Антропометрические исследования включают измерения длины тела (роста), массы, окружности грудной клетки и гармоничности физического развития и др.
Как известно, здоровье человека определяется комплексом факторов:
наследственностью, качеством окружающей среды, качеством жизни (степенью
удовлетворения потребностей), образом жизни человека. При этом, по мнению
ученых, доля влияния образа жизни человека на здоровье оценивается в 50%.
Состояние здоровья организма наиболее полно определяется при квалифицированном врачебном контроле. Однако существенным дополнением к нему может быть самоконтроль текущего состояния здоровья, который позволяет своевременно выявлять имеющиеся отклонения.
К объективным показателям функционального состояния здоровья относят
морфологические (рост, масса тела) и функциональные ЧСС (частота сердечныхсокращений), ЖЕЛ (жизненная емкость легких), частота дыхания, мышечная сила, температура тела).
К субъективным характеристикам жизнедеятельности организма относят
самочувствие, работоспособность, сон, аппетит, настроение (психоэмоциональное состояние).
Важно уметь контролировать и оценивать функциональное состояние
организма или отдельных систем органов, с тем чтобы своевременно выявлять
отклонения и проводить коррекцию (имеются в виду наиболее простые оздоровительные действия: закаливание, тренировка, регуляция массы тела путем изменения рациона питания, снятие напряжения с помощью изменения режима дня, выполнения расслабляющих упражнений).
1.4. Социальное и физическое здоровье
Социальное здоровье
Социальное здоровье человека наряду сфизическим и психическим является основой здоровья любого человека. Существует несколько вариантов его определения. Первый, подразумевает способность человека взаимодействовать с другими представителями общества, умение находить себе друзей и поддерживать с ними доверительные отношения. Во втором, случаи понимают здоровье общества в целом, как совокупность здоровья каждого индивидуума, составляющего это общество.
Социальное здоровье человека очень сильно влияет на нашу жизнь. Те, кто хорошо интегрированы в общество, как правило, живут дольше и быстрее восстанавливаются от болезней и депрессий. Доказано, что социальная изоляция является пусковым механизмом для возникновения многих болезней. Именно плохая адаптация, неумение наладиться хорошие отношения с другими людьми, подрывает в человеке веру в свои силы и отсутствием желания что-либо менять в своей жизни.
Физическое здоровье
Физическое здоровье – это такое состояние человеческого организма, при котором все его внутренние органы и он в целом способны исправно осуществлять свои основные функции. Кроме того, в совокупности с психическим и социальным здоровьем физическое состояние дает представление о таком важном понятии, как общее здоровье. Существует разные методики оценки состояния физического здоровья человека. Одни из них можно провести дома самостоятельно, другие же, более сложные – только при помощи медицинского работника. Здоровый человек выделяется уверенной походкой, правильной осанкой и жизнерадостным выражением лица. Он энергичен и активен в делах, успевает сделать многое в течение дня.
Глава 2. Методика исследования
2.1. Правила выполнения антропометрических измерений
1. Измерение роста (длины тела)
1.1. Установить обследуемого (без обуви и головного убора) на
платформу ростомера в положение «прямо». При этом обследуемый стоит,
выпрямившись и касаясь вертикальной стойки пятками, ягодицами,
межлопаточной областью и затылком.
1.2. Произвести измерение длины тела по верхней точке головы.
1.3. Результат записать в таблицу.
2. Измерение массы тела
2.1. Установить обследуемого (без верхней одежды и обуви) на напольные
весы.
2.2. Произвести измерение массы тела.
3. Результат записать в таблицу.
3. Измерение окружности грудной клетки (ОГК)
3.1. Наложить сантиметровую ленту вокруг грудной клетки обследуемого.
При наложении ленты обследуемый стоит без верхней одежды с разведенными в стороны руками. Лента накладывается сзади по нижним углам лопаток и
пропускается под руками, затем обследуемый опускает руки, и лента
накладывается спереди по среднегрудинной точке).
3.2. Произвести измерение окружности грудной клетки. (В процессе
измерения лента должна плотно прилегать к телу).
3.3. Результат записать в таблицу.
4. Измерение жизненной емкости легких (ЖЕЛ)
4.1. Подготовить обследуемого к измерению. (Для этого обследуемый
делает несколько спокойных дыхательных движений).
4.2. Произвести измерение ЖЕЛ. (Для этого обследуемый максимально
вдыхает и сразу максимально выдыхает в спирометр).
4.3. Повторить измерения еще дважды и определить среднее значение
ЖЕЛ.
4.4. Результат (среднее значение) записать в таблицу.
5. Определение уровня гармоничности физического развития.
5.1. Сравнить данные таблицы с таблицами возрастно-половых
стандартов (Приложение 1).
5.2. Для каждого обследуемого определить соответствие каждого
измеренного показателя (длина, масса, ОГК и ЖЕЛ) номеру «коридора»
значений.
5.3. Сделать вывод о гармоничности физического развития по следующим
критериям:
- развитие гармонично, если разность номеров «коридоров» между
любыми двумя из показателей не превышает 1;
- развитие дисгармонично, если эта разность составляет 2;
- если разность составляет 3 и более, необходимо обратить особое
внимание на физическое развитие – группа риска состояния
здоровья.
5.4. При необходимости дать рекомендации о проведении лечебно-
диагностических мероприятий.
2.2.Определение индекса Кетле( индекс массы тела)
Оценка физического развития в любом возрасте производится путем сравнения антропометрических данных со средними региональными величинами для соответствующего возраста и пола.
Физическое развитие считается гармоничным, если все исследуемые антропометрические показатели соответствуют одному к тому же центильном ряду, либо допускается отклонение их между собой в пределах соседнего центиля. Большая разница свидетельствует о не гармоничном развитии.
Индекс Кетле
Более абстрактным, но тем не менее надежным показателем гармоничности развития, используемым во многих странах мира при включении договора страхования, является так называемый (индекс массы), или индекс Кетле. В расчет его вводятся все те же величины и формула выглядит следующим образом:
Индекс Кетле | = | Вес (кг) |
Рост2 (м) |
2.3.Определение индекса Робинсона
двойное произведение -
Индекс Робинсона= ЧСС (уд/мин) X АДсист. (мм рт. ст.) / 100
характеризующее состояние регуляции сердечно-сосудистой системы ;
2.4. Определение индекса Шаповаловой
Масса тела (г)/ длина тела (см) x КП/60,
где КП - количество подъёмов за 60 с, характеризует развитие силы, быстроты и скоростной выносливости мышц спины и брюшного пресса.
2.5. Определение индекса Руфье
Индекс Руфье = 4х(Р1 + Р2 + Р3) — 200)/10 где -Р1 пульс за 15 с в покое, Р2 - пульс первые 15с сразу после нагрузки, Р3-пульс за последние 15с первой минуты восстановления. 4,200 и 10-постоянные коэффициенты . Индекс Руфье характеризует функциональные возмож системы дыхания,устойчивость организма к гипоксии и волевые качества. Характеризует выраженность реакции сердечно-сосудистой системы на стандартную физическую нагрузку.
2.6. Определение индекса Скибинского
Индекс Скибинского=ЖЕЛ(мл)x проба Штанге (с)/ЧСС(уд/мин)
Он характеризует функциональные возможности системы дыхания, устойчивость организма к гипоксии и волевые качества.
Коэффициенты развития детей школьного возраста (К) |
| |||||||||||
| ||||||||||||
Возраст, лет | Девочки | Мальчики | Возраст, лет | Девочки | Мальчики |
| ||||||
7 | 1,038 | 1,017 | 13 | 1,121 | 1,146 |
| ||||||
8 | 1,06 | 1,045 | 14 | 1,091 | 1,158 |
| ||||||
9 | 1.093 | 1,076 | 15 | 1,067 | 1,139 |
| ||||||
10 | 1,117 | 1,094 | 16 | 1,036 | 1,134 |
| ||||||
11 | 1,15 | 1,139 | 17 | 0.992 | 1,106 |
| ||||||
12 | 1,145 | 1,138 |
|
|
|
| ||||||
|
|
|
|
|
|
| ||||||
| ||||||||||||
|
|
|
|
|
|
| ||||||
| Формализованные оценки показателей физического здоровья школьников— мальчиков 6-18лет | |||||||||||
| Массо-pocmoвou индекс Кетле 2 (кг/м2) | |||||||||||
| Возраст (лет) | Оценка, баллы | ||||||||||
| 2 | 4 | 5 | 3 | 1 | |||||||
| дефицит массы | гармоничное (-) | гармоничное | гармоничное (+) | тучное | |||||||
| 6 | <13 | 13,1-14,9 | 15,0-17,0 | 17,1-18,9 | >19 | ||||||
| 7 | <13 | 13,1-14,9 | 15,0-17,0 | 17,1-18,9 | >19 | ||||||
| 8 | <13 | 13,1-14,9 | 15,0-17,0 | 17,1-18,9 | >19 | ||||||
| 9 | <14 | 14, 1-15,9 | 16,0-18,0 | 18, 1-19,9 | >20 | ||||||
| 10 | <14 | 14, 1-15,9 | 16,0-18,0 | 18, 1-19,9 | >20 | ||||||
| 11 | <15 | 15,1-16,9 | 17,0-19,0 | 19,1-20,9 | >21 | ||||||
| 12 | <16 | 16,1-17,9 | 18,0-20,0 | 20,1-21,9 | >22 | ||||||
| 13 | <17 | 17,1-18,9 | 19,0-21,0 | 21,1-22,9 | >23 | ||||||
| 14 | <17 | 17,1-18,9 | 19,0-21,0 | 21,1-22,9 | >23 | ||||||
| 15 | <17 | 17,1-18,9 | 19,0-21,0 | 21,1-22,9 | >23 | ||||||
| 16 | <18 | 18,1-19,9 | 20,0-22,0 | 22,1-23,9 | >24 | ||||||
| 17 | <19 | 19,1-20,9 | 21,0-23,0 | 23,1-24,9 | >25 | ||||||
| 18 | <19 | 19,1-20,9 | 21,0-23,0 | 23,1-24,9 | >25 | ||||||
Формализованные оценки показателей физического здоровья школьниц— девочек 6-18лет | |||||
Массо-pocmoвou индекс Кетле 2 (кг/м2) | |||||
Возраст (лет) | Оценка, баллы | ||||
2 | 4 | 5 | 3 | 1 | |
дефицит массы | гармоничное (-) | гармоничное | гармоничное (+) | тучное | |
6 | <13 | 13,1-14,9 | 15,0-17,0 | 17,1-18,9 | >19 |
7 | <13 | 13,1-14,9 | 15,0-17,0 | 17,1-18,9 | >19 |
8 | <13 | 13,1-14,9 | 15,0-17,0 | 17,1-18,9 | >19 |
9 | <14 | 14, 1-15,9 | 16,0-18,0 | 18,1-19,9 | >20 |
10 | <14 | 14, 1-15,9 | 16,0-18,0 | 18,1-19,9 | >20 |
11 | <15 | 15,1-16,9 | 17,0-19,0 | 19,1-20,9 | >21 |
12 | <16 | 16,1-17,9 | 18,0-20,0 | 20,1-21,9 | >22 |
13 | <17 | 17,1-18,9 | 19,0-21,0 | 21,1-22,9 | >23 |
14 | <17 | 17,1-18,9 | 19,0-21,0 | 21,1-22,9 | >23 |
15 | <18 | 18,1-19,9 | 20,0-22,0 | 22,1-23,9 | >24 |
16 | <19 | 19,1-20,9 | 21,0-23,0 | 23,1-24,9 | >25 |
17 | <20 | 20,1-21,9 | 22,0-24,0 | 24,1-25,9 | >26 |
18 | <20 | 20,1-21,9 | 22,0-24,0 | 24,1-25,9 | >26 |
Листок здоровья 9 класса (2018-19 уч. год) | ||||||||||
Ф. И. 0. | Год рожд. | Группа ф.п. | Рост | Вес | Обхв.гр. | Коэф.раз. | Ин.Кетле | Тип.ф.раз. | ИГМР | |
Ануфриев Илья | 31.07.2005 | осн. | 170 | 65 | 80 | 1,146 | 22,49 | Тучное | 97,3495 | |
Асавов Асав | 9.05.2005 | осн. | 160 | 67 | 78 | 1,146 | 26,17 | Тучное | 83,2326 | |
Аширбакиев Альберт | 15.08.2005 | осн. | 162 | 58 | 79 | 1,146 | 22,10 | Тучное | 93,0479 | |
Беликов Георгий | 05.06.2005 | осн. | 170 | 72 | 90 | 1,146 | 24,91 | Тучное | 80,764 | |
Гранкин Дмитрий | 07.08.2005 | осн. | 168 | 68 | 86 | 1,146 | 24,09 | Тучное | 85,2307 | |
Григорьев Константин | 13.09.2005 | осн. | 171 | 69 | 89 | 1,146 | 23,60 | Тучное | 85,505 | |
Гридин Павел | 15.02.2005 | осн. | 170 | 67 | 88 | 1,146 | 23,18 | Тучное | 86,8138 | |
Катрич Иван | 07.01.2005 | осн. | 168 | 66 | 79 | 1,146 | 23,38 | Тучное | 83,2224 | |
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||
Беликова Мария | 06.02.2005 | осн. | 158 | 55 | 70 | 1,121 | 22,03 | Тучное | 103,696 | |
Гатауллина Диана | 12.03.2005 | осн. | 160 | 57 | 72 | 1,121 | 22,27 | Тучное | 102,091 | |
Горшкова Валентина | 15.04.2005 | осн. | 161 | 58 | 74 | 1,121 | 22,38 | Тучное | 99,953 | |
Захарова Анна | 14.06.2005 | осн. | 170 | 50 | 70 | 1,121 | 17,30 | гарм.(-) | 129,986 | |
Машканцева Елизавета | 15.07.2005 | осн. | 171 | 49 | 71 | 1,121 | 16,76 | Деф.массы | 131,058 | |
Ниязова Олеся | 02.06.2005 | осн. | 165 | 50 | 73 | 1,121 | 18,37 | Гарм.(-) | 115,937 | |
Ораева Диана | 12.08.2005 | осн. | 164 | 52 | 72 | 1,121 | 19,33 | Гармонич. | 113,787 | |
Пономарева Анастасия1 | 15.09.2005 | осн. | 163 | 53 | 73 | 1,121 | 19,95 | Гармонич. | 109,552 | |
Сайнахова Вера1 | 07.08.2005 | осн. | 170 | 60 | 80 | 1,121 | 20,76 | Гармонич. | 104,26 | |
Сартакова Яна | 05.07.2005 | осн. | 170 | 60 | 81 | 1,121 | 20,76 | Гармонич. | 102,972 | |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
группа | Кол-во чел. | % |
|
|
|
|
|
|
| |
основная | 20 | 100 |
|
|
|
|
|
|
| |
подготовительная | 0 | 0 |
|
|
|
|
|
|
| |
Тип физического развития |
|
|
|
|
|
|
|
| ||
Количество уч-ся | 20 | % |
|
|
|
|
|
|
| |
Деф.массы | 1 | 5 |
|
|
|
|
|
|
| |
Гарм.(-) | 2 | 30 |
|
|
|
|
|
|
| |
Гармонич. | 4 |
|
|
|
|
|
|
| ||
Гарм.(+) | 0 |
|
|
|
|
|
|
| ||
Тучное | 11 | 55 |
|
|
|
|
|
|
|
Глава 3. Практическая работа
3.1.Описание исследования и его результаты
Под физическим развитием детей и подростков понимаем непрерывно происходящий биологический процесс. На каждом возрастном этапе он характеризуется определенным комплексом связанных между собой морфологических и функциональных свойств организма и обусловленным этими свойствами запасом физических сил. Изучение физического развития и состояния здоровья каждого ребенка и всего детского коллектива находится в неразрывной связи. Без индивидуальной оценки физического развития и состояния здоровья невозможно составить характеристику группы, так же как без знания средних показателей физического развития, свойственных данному возрасту, полу и коллективу, нельзя объективно оценить физическое развитие каждого ребенка.
РЕКОМЕНДАЦИИ:
- я рекомендую себе продолжить свое исследование в 11 классе и более углубленно изучить здоровье школьников старших классов;
- я настоятельно советую всем ребятам, а также и себе заботиться о своем здоровье.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1.Козлов В.И. Физиология развития ребенка [текст]/ В.И. Козлов, Д. А. Фарбер. – М.: Педагогика, 1983.- 47 с.
2. Куценко Г.И. Режим для школьников [текст]/ Г.И. Куценко, И. Ф Коновалов.- М. : Медицина, 1987. 112 с.
3. Сухарев А.Г. Здоровье и физическое воспитание детей и подростков [текст] / А.Г. Сухарев.- М.: Медицина, 1991. 272 с.
4. Хрипкова А.Г. Возрастная физиология и школьная гигиена : Пособие для студентов пед. институтов/ А. Г. Хрипкова, М. В. Антропова, Д. А. Фарбер.- М.: Просвещение, 1990. 319 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Оценка состояния здоровья школьников посредством экспресс-диагностических методов
Применение постых экспресс-методов позволяет быстро и без лишних затрат оценить состояние своего здоровья в очень короткие сроки и достаточно объективно....
Методическая разработка урока по физической культуре в 9 классе по теме: «Экспресс-оценка уровня здоровья подростка»
Тема урока: «Экспресс-оценка уровня здоровья подростка»Цель урока: оценить уровень собственного здоровьяЗадачи:1. знакомство с методикой экспресс-оценки соматического уро...
Оценка физического развития школьников 5, 7 классов МБОУ СОШ №23 с. Новозаведенного
Работа выполнена с целью определения уровня физического развития и показателей отклонений в состоянии здоровья учащихся 5,7 классов....
Оценка состояния здоровья школьников посредством экспресс-диагностических методов
Презентация содержит описание экспресс-диагностических методов и результаты исследования...
Книга: "Оценка физической подготовленности школьников. Президент РФ настаивает КТО ПРОТИВ?" 2020
Посредством мониторинга нормативных документов, принятых органами законодательной и исполнительной власти с целью реформирования предмета «Физическая культура» с перспективой на улучшение ...
Экспресс-оценка физического здоровья учащихся
Экспресс-оценка физического здоровья учащихся...
Оценка физического состояния школьников по основным морфологическим и функциональным показателям
В настоящее время о пользе физической культуры знает каждый здравомыслящий человек. Никого не надо убеждать в том, что регулярные занятия физкультурой нужны и очень важны для сохранения и укрепления з...