Методическая разработка урока по физической культуре в 9 классе по теме: «Экспресс-оценка уровня здоровья подростка»
методическая разработка по физкультуре (9 класс) на тему
Тема урока: «Экспресс-оценка уровня здоровья подростка»
Цель урока: оценить уровень собственного здоровья
Задачи:
1. знакомство с методикой экспресс-оценки соматического уровня здоровья подростка.
2. выполнение функциональной пробы.
3. оценка полученных данных по расчетным формулам.
4. произведение общей оценки здоровья по соматическим показателям
Ход урока сопровождают комментарии учителя и презентация с пошаговой инструкцией к работе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_uroka_melnikova_l.yu_.docx | 717.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Областной конкурс на лучшую методическую разработку
в области физкультуры и спорта
Номинация «Физическая культура в основной и старшей школе»
Методическая разработка урока по физической культуре в 9 классе
по теме: «Экспресс-оценка уровня здоровья подростка»
Автор
Мельникова Людмила Юрьевна
ГБОУ СОШ №10 ОЦ «ЛИК»
г.о. Отрадный
Самара
2014
Мельникова Л.Ю.
Урок физической культуры в 9 классе по теме «Экспресс-оценка уровня здоровья подростка»
Россия, Самарская обл., г.о. Отрадный
ГБОУ СОШ №10 ОЦ «ЛИК»
e-mail: mila25091971@yandex.ru
Дата проведения: 16.04.2014г
Тип урока: урок развивающего контроля
Цели урока:
деятельностные – формирование у обучающихся способностей к осуществлению контрольной функции;
содержательные – закрепить умение осуществлять самоконтроль за уровнем собственного здоровья.
Планируемые результаты:
предметные – расширение опыта организации и мониторинга физического развития и физической подготовленности, формирование умения вести наблюдение за динамикой уровня здоровья; оценивать текущее состояние организма посредством использования стандартных физических нагрузок и функциональных проб;
личностные – владение знаниями об индивидуальных особенностях физического развития и физической подготовленности, о соответствии их возрастно-половым нормативам;
регулятивные – формирование умения владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществление осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
познавательные – понимание здоровья как одного из важнейших условий развития и самореализации человека;
коммуникативные – формирование умения учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
Тема урока: «Экспресс-оценка уровня здоровья подростка»
Цель урока: оценить уровень собственного здоровья
Задачи:
- знакомство с методикой экспресс-оценки соматического уровня здоровья подростка.
- выполнение функциональной пробы.
- оценка полученных данных по расчетным формулам.
- произведение общей оценки здоровья по соматическим показателям
Оборудование: интерактивная доска, компьютер, проектор, средства «КМ-школы», компьютерная презентация урока, «Карта тестирования показателей физического развития и функциональной подготовленности» (25шт.), «Карта оценки соматического уровня здоровья школьника» (25 шт.), секундомер.
Ход урока
- Мотивация к деятельности
Деятельность учителя: организует беседу, задает вопросы.
- Ребята, сегодня у нас необычный урок физкультуры. Мы не будем заниматься в спортзале, но все, что мы сегодня будем делать, непосредственно связано с вашим здоровьем. Знания и умения, которые вы сегодня получите, очень важны и значимы для вас.
На протяжении последних десятилетий резко ухудшилось здоровье детей и подростков (увеличение заболеваемости, ухудшение физического развития, снижение уровня физической подготовленности на фоне выраженной гипокинезии и гиподинамии школьников). Если раньше врачи констатировали, что здоровье детей ухудшается из-за неудовлетворительной организации учебного процесса (недостаточная освещенность классных помещений, плохая проветриваемость, неправильная форма и величина школьных столов, перегрузка учебными занятиями), то сегодня к этим недостаткам добавились компьютеризация, интенсификация обучения, снижение двигательной активности. Ваша задача – укрепление и сохранение здоровья.
Вопросы к ученикам:
- что такое здоровье?
- можете ли вы определить уровень собственного здоровья?
- если да, то, по каким критериям?
- это субъективная или объективная оценка?
Деятельность учащихся: слушают, отвечают на вопросы, вступают в диалог.
Сегодня на уроке я помогу вам освоить простейшие тесты для самоконтроля
здоровья, научу измерению, расчету и оценке ваших индивидуальных достижений.
- Постановка учебной задачи
Деятельность учителя: ставит учебную задачу.
Деятельность учащихся: осуществляют осознанный выбор деятельности
Цель урока – оценить уровень собственного здоровья.
Задачи:
- знакомство с методикой экспресс-оценки соматического уровня здоровья подростка.
- выполнение функциональной пробы.
- оценка полученных данных по расчетным формулам.
- произведение общей оценки здоровья по соматическим показателям
3. Осмысление изучаемого материала, закрепление нового знания
Деятельность учителя: знакомит с методикой экспресс-оценки соматического уровня здоровья подростка.
Деятельность учащихся: работают по инструкции
Знакомство с методикой экспресс-оценки соматического уровня здоровья подростка (приложение №1).
У каждого из вас на парте лежит индивидуальная «Карта тестирования показателей физического развития и функциональной подготовленности» (приложение №2). В ней уже имеются данные, полученные при медосмотре. Это вес, рост, АД, ЖЕЛ, динамометрия кисти. Мы заполним недостающие графы, выполнив функциональную пробу.
Измерим ЧСС за 15 секунд в положении сидя. Запишите в таблицу в графу Р1.
- Встаньте. Выполните 30 приседаний за 45 секунд, выбрасывая руки вперед.
- Сядьте, найдите пульс и подсчитайте за первые 15 секунд восстановления. Запишите результат в таблицу в графу Р2.
- Подсчитайте пульс за последние 15 секунд первой минуты восстановления. Запишите результат в таблицу в графу Р3.
Заполним «Карту оценки соматического уровня здоровья школьника» (приложение №3), произведя расчеты.
- Рассчитайте резерв функции внешнего дыхания по формуле:
Запишите результат в таблицу.
- Рассчитайте резерв функции мышечной системы по формуле:
Запишите результат в таблицу.
- Оцените соответствие массы длине тела (приложение 4). Запишите результат в таблицу.
- Рассчитайте резерв функции сердечно-сосудистой системы (двойное произведение) по формуле:
Запишите результат в таблицу.
- Рассчитайте резерв экономизации функции сердечно-сосудистой системы – индекс Руфье по формуле:
Запишите результат в таблицу.
Посмотрите на таблицу «Экспресс-оценка соматического уровня здоровья» (приложение №5).
Соотнесите свои расчеты с таблицей и поставьте себе в соответствующие графы количество набранных вами баллов, запишите себе в таблицу. Определите общее количество набранных вами баллов.
- Самооценка учащимися результатов учебной деятельности
Деятельность учителя: организует самооценку учащимися собственного уровня здоровья.
Деятельность учащихся: оценивают уровень собственного здоровья
Посмотрите на таблицу «Группы здоровья детей и подростков» (приложение №6).
Зная количество набранных баллов, вы можете определить уровень собственного здоровья.
1 группа – здоровые дети
2 группа – «группа риска»
3 группа – больные дети
2 и 3 группы нуждаются в углубленном обследовании.
К какой из них вы относитесь?
5.Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка
результатов деятельности
Деятельность учителя: подводит итоги проведенной работы, организует диалог с учащимися.
Деятельность учащихся: оценивают свои результаты деятельности, участвуют в диалоге с учителем
Сегодня вы освоили тесты для самоконтроля здоровья, научились измерению и оценке собственных достижений. Вы путем расчетов определили свой уровень здоровья. Кого-то результат порадовал, а кто-то не может этим похвастаться. Теперь вы сможете оценивать уровень здоровья самостоятельно и заносить результаты на свою персональную страничку в автоматизированном рабочем месте ученика. Необходимо проводить мониторинг два, три раза в год, сравнивать результаты исследований. В случае изменений в худшую сторону – корректировка образа жизни, обследование у врача. Ваше здоровье в ваших руках. Необходимо укреплять и приумножать его.
Давайте вспомним основные составляющие здорового образа жизни. Назовите их.
Учащиеся называют составляющие ЗОЖ (по слайдам презентации)
«Самая первая и лучшая победа человека — покорить самого себя» (Платон).
- Спасибо за внимание. Все свободны.
Литература
- В.В. Колбанов Валеологический практикум. СПб., ЭЛБИ-СПб, 2011.
- Б.Х. Ланда Мониторинг физического развития и физической подготовленности. М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2008.
Приложение №1
Методика количественной экспресс-оценки
уровня здоровья детей и подростков
(по Г.Л. Апанасенко)
В основу методики количественной экспресс-оценки уровня здоровья положены показатели антропометрии (рост, вес, жизненная емкость легких (ЖЕЛ), кистевая динамометрия)., а также состояние сердечно-сосудистой системы.
Критерием резерва и экономизации функций сердечно сосудистой системы является показатель индекса Руфье и «двойное произведение» в покое, величина которого определяется по формуле
Где ДП – двойное произведение,
ЧСС – частота сердечных сокращений в 1мин,
САД – систолическое артериальное давление, мм рт. ст.
Критерий резерва функции внешнего дыхания определяется по формуле
Критерий резерва мышечной системы определяется по формуле
Оценивается также соответствие массы длине тела (приложение № 4). Все показатели ранжированы. Им присвоена оценка в баллах отдельно для мальчиков и девочек
( приложение № 5).
После получения каждого показателя определяется общая сумма баллов, по которой оценивается уровень здоровья: 5 баллов и менее – низкий, 6-10 – средний, 11-15 – высокий.
Исследование желательно проводить в первой половине дня. При оценке результатов необходимо учитывать, что они будут искажены, если исследованию предшествуют физическая нагрузка; обильный прием пищи; нервно-эмоциональный стресс; употребление крепкого чая, кофе; обострение хронических болезней, недосыпание.
Порядок исследования
По общепринятым методикам измеряют рост, массу тела, ЖЕЛ, кистевую динамометрию, артериальное давление. Затем в положении обследуемого сидя подсчитывают пульс за 15 секунд (Р1). Затем обследуемый выполняет 30 приседаний, выбрасывая руки вперед за 45 секунд. После выполнении нагрузки в положении сидя подсчитывается пульс в первые 15 секунд (Р2) и последние 15 секунд (Р3) первой минуты восстановительного периода. Имея цифровые данные, рассчитывают индекс Руфье по формуле
С помощью нормативной таблицы (приложение № 4), сравнивают и оценивают соответствие массы длине тела, подсчитывают сумму баллов и производят общую оценку здоровья по соматическим показателям.
Информативность и возможность метода
В соответствии с результатами экспресс-скрининга детей и подростков можно распределить на три массива: здоровые дети (группа I), «группа риска» (группа II) и больные дети (группа III здоровья). Группы II и III нуждаются в углубленном обследовании
Приложение №2
Карта тестирования показателей физического развития и функциональной подготовленности
Класс: 9А
Ф.И.О. ученика: Иванов Сергей Петрович
Дата рождения: 25.09.1998
Рост (см) | Масса тела (кг) | ЖЕЛ (мл) | АД (мм рт. ст.) | Сила кисти (кг) | Р1 (пульс сидя за 15 сек) | Р2 (пульс сидя в первые 15 сек после нагрузки) | Р3 (пульс сидя в последние 15 сек первой минуты восстановле ния) | ||
СД | ДД | правой | левой | ||||||
Приложение №3
Карта оценки соматического уровня здоровья школьника
Класс: 9А
Ф.И.О. ученика: Иванов Сергей Петрович
Дата рождения: 25.09.1998
Наименование исследования | Полученный результат | Оценка в баллах |
Критерий резерва функции внешнего дыхания ЖЕЛ; мл/кг Масса тела | ||
Критерий резерва функции мышечной системы Динамометрия более сильной кисти; % Масса тела | ||
Критерий резерва и экономизации сердечно-сосудистой системы «двойное произведение» ДП= ЧСС∙САД, усл. ед. 100 | ||
Критерий резерва и экономизации сердечно-сосудистой системы индекс Руфье = 4∙(Р1+Р2+Р3)-200, отн. ед. 10 | ||
Соответствие массы тела длине | ||
Сумма баллов |
Приложение №4
Соответствие массы длине тела, возраст 16 лет
Длина тела, см | Мальчики | Девочки | ||||
Норма (0 баллов) | Угроза ожирения (-1 балл) | Ожирение (-3 балла) | Норма (0 баллов) | Угроза ожирения (-1 балл) | Ожирение (-3 балла) | |
152 | 43,1-52,6 | 52,7-55,0 | >55,1 | 45,9-55,5 | 35,6-58,0 | >58,1 |
153 | 43,5-53,4 | 53,5-55,8 | >55,9 | 46,0-56,2 | 56,3-58,7 | >58,8 |
154 | 44,5-54,1 | 54,2-56,6 | >56,7 | 46,5-56,9 | 57,0-59,4 | >59,5 |
155 | 44,9-54,8 | 54,9-57,3 | >57,4 | 47,2-57,6 | 57,7-60,2 | >60,3 |
156 | 45,5-55,6 | 55,7-58,1 | >58,2 | 47,7-58,3 | 58,4-60,8 | >60,9 |
157 | 46,1-56,3 | 56,4-58,9 | >59,0 | 48,2-59,0 | 59,1-62,0 | >62,1 |
158 | 46,8-57,1 | 57,2-59,7 | >59,8 | 48,8-59,8 | 59,9-62,3 | >62,4 |
159 | 47,3-57,9 | 58,0-60,6 | >60,7 | 49,3-60,3 | 60,4-63,0 | >63,1 |
160 | 47,8-58,5 | 58,6-61,2 | >61,3 | 49,9-60,9 | 61,0-64,2 | >64,3 |
161 | 48,6-59,3 | 59,4-62,0 | >62,1 | 50,4-61,0 | 61,1-64,4 | >64,5 |
162 | 49,2-60,1 | 60,2-62,8 | >62,9 | 50,9-62,3 | 62,4-65,0 | >64,5 |
163 | 50,0-60,7 | 60,8-63,6 | >63,7 | 51,5-62,9 | 63,0-65,7 | >65,1 |
164 | 50,0-60,7 | 60,8-63,6 | >63,7 | 51,5-62,9 | 63,0-65,7 | >65,8 |
165 | 51,0-62,3 | 62,4-65,2 | >65,3 | 52,6-64,4 | 64,5-67,2 | >67,3 |
166 | 51,0-62,3 | 62,4-65,2 | >65,3 | 52,6-64,4 | 64,5-67,2 | >67,3 |
167 | 52,2-63,8 | 63,9-66.7 | >66,8 | 53,7-65,7 | 65,8-68,6 | >68,7 |
168 | 52,9-64,6 | 64,7-67,5 | >67,6 | 54,3-66,3 | 66,4-69,4 | >69,5 |
169 | 53,5-65,4 | 65,5-68,3 | >68,4 | 54,8-67,0 | 67,1-70,0 | >69,5 |
170 | 54,6-66,0 | 66,1-69,0 | >69,1 | 55,3-67,7 | 67,8-70,7 | >70,8 |
171 | 53,2-66,8 | 66,9-69,0 | >70,0 | 55,9-68,3 | 68,4-71,4 | >71,5 |
172 | 55,3-67,1 | 67,2-70,6 | >70,7 | 56,4-69,0 | 69,1-72,1 | >72,2 |
173 | 55,9-68,3 | 68,4-71,4 | >71,5 | 57,0-69,6 | 69,7-72.7 | >72,8 |
174 | 56,6-69,1 | 69,2-72,2 | >72,3 | 56,5-70,3 | 70,4-73,4 | >73,5 |
175 | 57,1-69,8 | 69,9-72,9 | >73,0 | 58,1-71,1 | 71,2-74,2 | >74,3 |
176 | 57,7-70,5 | 70,6-73,7 | >73,8 | 58,7-71,7 | 71,8-74,9 | >75 |
177 | 58,4-71,3 | 71,4-74,5 | >74,6 | 59,2-72,4 | 72,5-75,6 | >75.7 |
178 | 59,0-72,1 | 72,2-75,4 | >75,5 | 59,8-73,0 | 73,1-75,8 | >75,9 |
179 | 59,6-72,8 | 72,9-76,3 | >76,3 | 60,2-73,7 | 73,8-77.0 | >77.1 |
180 | 60,2-73,5 | 73,6-76,8 | >76,9 | 60,8-74,4 | 74,5-77,7 | >77,8 |
Приложение №5
Экспресс-оценка соматического уровня здоровья мальчиков и девочек в возрасте 7-16 лет
Показатели | Мальчики | Девочки | ||||
низкий | сред ний | высо кий | низкий | сред ний | высо кий | |
ЖЕЛ___; мл/кг Масса тела | ≤50 (1) | 51-60 (2) | ≥61 (3) | ≤47(1) | 48-55 (2) | ≥56(3) |
Динамометрия кисти; % Масса тела | ≤50 (1) | 51-60 (2) | ≥61 (3) | ≤45 (1) | 46-50 (2) | ≥51 (3) |
ДП= ЧСС∙САД, усл. ед. 100 | ≥91 (1) | 90-81 (2) | ≥80 (3) | ≥91 (0) | 90-81 (2) | ≥80 (3) |
Соответствие массы тела длине | (-3) | (-1) | (0) | (0) | (2) | (4) |
Индекс Руфье, отн. ед. | >10 (-1) | 6-10 (2) | < 6 (5) | >10(-1) | 6-10 (2) | < 6 (5) |
Сумма баллов | ≤5 | 6-10 | ≥11 | ≤5 | 6-10 | ≥11 |
Приложение № 6
Группы здоровья детей и подростков
I группа (высокий уровень оценки) | II группа (средний уровень оценки) | III группа (низкий уровень оценки) |
Здоровые дети | «группа риска» | Больные дети |
Областной конкурс в области физкультуры и спорта
Номинация «Лучший учитель физической культуры»
Мельникова Людмила Юрьевна,
учитель физической культуры государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области средней общеобразовательной школы №10 «Образовательный центр «ЛИК» городского округа Отрадный Самарской области
Самара
2014
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по физической культуре в в 5 классе по теме "Гимнастика: лазание по канату" с использованием ЭОР
Обучение учащихся техники лазания по канату в три приема с соблюдением мер безопасности при выполнении заданий в лазании...
Методическая разработка урока русского языка в 6 классе по теме "Лексика" "Поговорим о здоровье"
Урок повторения, обобщения и систематизации материала по теме "Лексика" с использованием здоровьесберегающих образовательных технологий....
методическая разработка: урок по физической культуре 1 класс
Методическая разработка: урок по теме Как устроен человек, прыжки через скакалку...
Методическая разработка урока по физической культуре (10 класс) для учащихся с ограниченными возможностями здоровья на тему: "Становление современного футбола".
В Россиию футбол привезли во второй половине XIX века английские моряки, поэтому первые команды появились в портовых городах - Одессе, Николаеве, Санкт-Петербурге, затем и в Москве. 1901 год...Тогда б...
Методическая разработка урока по физической культуре 10 класс (юноши)
Гимнастика в старших классах начинает разделяться все сильнее на элементы для девушек и юношей. У девушек гимнастические элементы связаны с гибкостью, а у юношей с силовыми способностями. Важным факто...
Методическая разработка урока по физической культуре по теме: «Применение инновационных педагогических технологий на уроках волейбола как способ повышения мотивации и интереса к занятиям физической культурой».
Данная разработка представляет собой конспект урока физической культуры по ФГОС с использованием инновационных технологий, проведение которых в системе, помогает решить одну из главных задач физическо...
Методическая разработка урока по физической культуре 5 класс. Лыжная подготовка.
Технологическая карта урока....