Рабочая программа учебного курса "Русская лапта"
рабочая программа по физкультуре (6, 7, 8, 9 класс) по теме
Рабочая программа учебного курса "Русская лапта" составлена для 6-9 классов, 1 час в неделю. Структура программы включает: планируемые результаты, содержание, тематическое планирование и календарно-тематическое планирование.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rab_progr_lapta_6-9kl_2018-19.docx | 78.27 КБ |
Предварительный просмотр:
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Заместитель директора по УВР Директор школы________/______________/ __________ /______________/ Приказ №____от________________2018 г. «______»_______________2018 г.
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Перелешинская средняя общеобразовательная школа
Панинского муниципального района Воронежской области
Рабочая программа
учебного курса «Русская лапта»
для 6 - 9 классов
на 2018 – 2019 учебный год
Класс | Количество часов в год | Резервное время |
6 | 35 | 1 |
7 | 35 | 1 |
8 | 35 | 1 |
9 | 34 | 1 |
Итого: | 139 |
Составитель: учитель физической культуры Рассмотрено на заседании ШМО учителей
___________________________ нравственно-эстетического цикла
Руководитель ШМО_____/ ____________ / Протокол №___от_______________2018 г.
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Русская лапта»
Личностные
у учащихся будут сформированы:
- готовность и способность обучающихся к саморазвитию исамообразованию;
- способности к эмоциональному восприятию физических объектов, задач,решений,
- рассуждений;
у учащихся могут быть сформированы:
- коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в игровой деятельности;
- критичность мышления, умение распознавать логически некорректныевысказывания.
Метапредметные
учебно-интеллектуальные:
учащиеся научатся:
- выбирать способы деятельности в соответствии с поставленной задачей и условиями еѐреализации;
- адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, еѐ объективную трудность и собственные возможности еѐрешения;
учащиеся получат возможность научиться:
- определять последовательность промежуточных целей соответствующих им действий с учѐтом конечного результата;
- осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и по способудействия;
- выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить, определять качество и уровеньусвоения.
учебно-коммуникативные
учащиеся научатся:
- организовывать совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и ролиучастников;
- работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе соблюдения правил спортивных игр.
- учащиеся получат возможность научиться: координировать и принимать различные позиции вовзаимодействии;
- аргументировать свою позицию и координировать еѐ с позициями партнѐроввсотрудничестве при выработке общего решения в совместнойдеятельности.
учебно-организационные
учащиеся научатся:
- работать синформацией;
- применять правила и пользоватьсяинструкциями;
- использовать знаки, символы, схемы;
учащиеся получат возможность научиться:
- устанавливать причинно-следственныесвязи;
- строить логические, рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) ивыводы.
Предметные
- учащиеся познакомятся с историей возникновения русскойлапты;
- учащиеся познакомятся с правилами игры в русскуюлапту,
- учащиеся овладеют различными приемами владениямячом.
учащиеся получат возможность научиться:
- применять тактические и стратегические приемы организации игры в русскуюлапту;
- применять во время игры в русскую лапту все основные технические элементы (технику перемещения, передачи и ловли мяча, ударов битой помячу);
- применять в игре индивидуальные навыки, и принимать участие в групповых и командных тактических действиях в нападении изащите;
- организовывать и судить школьные соревнования.
Предполагаемые результаты реализации программы.
Учащиеся после 1-го года обучения
должны знать:
- технику безопасности на занятиях по Русской лапте;
- составляющие самоконтроля спортсмена;
- основные правила игры в Русскую лапту;
- историю возникновения и развития Русской лапты;
- гигиену повседневного быта. Режим дня.
Должны:
- владеть основными элементами игры в Русскую лапту;
- владеть основами тактики игры в Русскую лапту;
- освоить силовую подготовку.
Основные требования к уровню подготовленности учащихся по разделу «Русская лапта» школьной программы.
В результате изучения раздела «Русская лапта» курса «Физическая культура» на занятиях и во внеурочной деятельности учащиеся должны:
Знать
- Значение Русской лапты в развитии физических способностей и совершенствовании функциональных возможностей организма занимающихся;
- Правила безопасного поведения во время занятий по Русской лапте;
- Названия разучиваемых технических приемов игры и основы правильной техники
- Наиболее типичные ошибки при выполнении технических приемов и тактических действий;
- Упражнения для развития физических способностей (скоростных, силовых, скоростно-силовых, координационных, выносливости, гибкости);
- Контрольные упражнения (двигательные тесты) для оценивания физической и технической подготовленности и требования к технике и правилам их выполнения;
- Основное содержание правил соревнований по Русской лапте;
- Жесты судьи;
- Игровые упражнения, подвижные игры и эстафеты с элементами Русской лапты;
Уметь
- Соблюдать меры безопасности и правила профилактики травматизма на занятиях по русской лапте;
- Выполнять технические приемы и тактические действия;
- Контролировать свое самочувствие (функциональное состояние организма) на занятиях по Русской лапте;
- Играть в Русскую лапту с соблюдением основных правил;
- Демонстрировать жесты судьи.
Содержание программы «Русская лапта»
6 класс
- Вводноезанятие.
Теория: Правила техники безопасности; правила поведения на занятии; контроль уровня физической подготовки. Гигиена, врачебный контроль и самоконтроль. Гигиенические требования к местам физкультурно-спортивных занятий. Общие гигиенические требования к занимающимся русской лаптой. Общий режим дня. Гигиенические требования к инвентарю, спортивной одежде и обуви.
- Теоретическаяподготовка.
Теория:
- Физическая культура и спорт в России. Задачи физической культуры и спорта, их оздоровительное и воспитательное значение. Из истории развития русскойлапты.
- Сведения о строении и функциях организма человека.
- Влияние физических упражнений на организм человека.
- Понятие о травмах и их предупреждении. Первая помощь при ушибах, растяжении связок.
- Правила игры в русскую лапту. Состав команды. Расстановка и переход игроков. Костюм игроков. Начало игры и подача. Перемена подачи. Удары по мячу. Выход мяча из игры. Счет и результат игры. Права и обязанности игроков. Состав команды, замена игроков. Упрошенные правила игры.
- Общая физическаяподготовка.
Теория: Техника выполнения упражнений, техника безопасности при выполнении упражнений, правила игр, учет физических и возрастных особенностей занимающихся при подборе упражнений.
Практика:
3.1. Акробатические упражнения: упражнения без предметов, упражнения для мышц рук и плечевого пояса, упражнения для мышц ног и таза. Упражнения с предметами: со скакалками и мячами. Перекаты, кувырки,стойки.
3.2.Легкоатлетические упражнения: упражнения для развития скорости: гладкий бег, комбинированный бег со сменой скорости и направлений, кроссовый бег, общеразвивающие упражнения. Прыжковые упражнения: прыжки в длину с места, прыжки с места и с разбега с доставанием предметов, прыжки черезпрепятствия.
- Подвижные игры: эстафеты с элементами русской лапты, игры «Перебежки подвое»,«Один на один», «Передал – садись», «Чей отскок дальше», «Падающая палка».
- Специальная физическаяподготовка.
Теория: Техника выполнения упражнений, техника безопасности при выполнении упражнений, правила игр, учет физических и возрастных особенностей занимающихся при подборе упражнений.
Практика:
4.1. Специальные подготовительные физические упражнения: прыжковые упражнения; имитация нападающего удара, упражнения с набивными мечами. Темповая переменная работа; повторные упражнения (бег, серийные прыжки «в глубину», со скакалкой идр.).
4.2. Упражнения по овладению техникой игры: перемещения, подачи, прием и передачи, нападающие удары. Упражнения сопряженного характера (передачи, метания тяжелого мяча, броском вцель).
- Упражнения по формированию тактических приемов игры: выработка умений принятия правильного решения в различных играх; умений наблюдать и на основе наблюдений немедленно осуществлять ответные действия; умения взаимодействовать с другими игроками для достижения победы над противником. Упражнения на гибкость и расслабление.
- Специальные подготовительные игры: эстафеты с элементами русскойлапты,
«Парная лапта», «Двое на двое», «Трое на трое», «Лапта с выбыванием»; эстафеты с ловлей и передачей мяча.
- Техническая и тактическаяподготовка.
Теория: Техника выполнения упражнений, техника безопасности при выполнении упражнений, правила игр, учет физических и возрастных особенностей занимающихся при подборе упражнений.
Практика:
- Формирование навыков ловли мяча одной и двумя руками в сочетании с выполнением передачи мяча: В парах: на расстоянии 8-10 м друг от друга. Один игрок набрасывает мяч по средней или высокой траектории на голову партнеру, другой, смещаясь на мяч, ловит его и выполняет набрасывание в обратномнаправлении;
- В парах: первый бросает мяч с достаточной силой из-за плеча, другой ловит и выполняет бросок в обратном направлении, поочередно направляя мяч выше головы, в грудь и вноги;
- В парах: ловля мяча одной рукой поочередно правой и левой. Какой рукой игрок поймал мяч, той и делает передачу. Расстояние 8-10м;
- то же на расстоянии 15-20м;
- Построение во встречных колоннах по 4-6 человек. Передачи на месте со сменой мест. После передачи обучающиеся могут перемещаться в конец своей колонны, в конец встречной колонны, обегать встречную колонну и возвращаться в конец своей колонны;
- Построение во встречных колоннах по 4-6 человек. Передача на месте на быстроту, сочетать передачи с перемещениями наскорость.
Обучение ударам битой по мячу способом «сбоку»:
- Имитация удара способом «сбоку» в медленном темпе, производя имитацию ударов на низком, среднем и высокомуровнях;
- Удары по мячу способом «сбоку» плоскойбитой;
- То же, только круглой битой по подвешенному на высоту 1-1,5 ммячу;
- Удары по мячу способом сбоку, подброшенному партнером на высоту
1,5 – 2м;
- То же, только задавая достаточно высокую траекторию полету мяча, среднюю траекторию инизкую.
Обучение индивидуальным тактическим действиям в защите:
- В парах на расстоянии 18-20 м. Один партнер с мячом располагается спиной к игроку. По сигналу игрок без мяча бежит к партнеру или от него. По второму сигналу стоящий спиной разворачивается и выполняет точную передачу партнеру. Игрок, поймавший мяч, по сигналу выполняет аналогичное задание. Способы передачи постоянно меняются в зависимости отрасстояния;
- Построение в колонну по одному. На расстоянии 15 м находится игрок. Направляющий в колонне выполняет передачу игроку и бежит к нему навстречу. Игрок возвращает мяч направляющему, который убегает в конец колонны. Потом следующий из колонны выбегает и т. д. Способы передачи в зависимости от ситуации меняются;
- Построения в кругах по 5-7 человек, у всех в руках мячи. В центре круга один игрок. По сигналу игроки с мячами по очереди бросают в центр круга мячи. Игрок, стоящий в центре круга, поворачивается к бросающему мяч и старается поймать его любым способом (двумя руками илиодной).
- Контрольные игры исоревнования.
Теория: Разъяснение соревновательных условий; определение каждому учащемуся игровой функции в команде,.и с учетом этого индивидуализация видов подготовки
Практика: Участие в школьных и в товарищеских играх.
- Контрольно-переводныеиспытания.
Теория: Анализ физического развития занимающихся. Учет полученных результатов для индивидуализации подготовки на следующем этапеобучения.
Практика: Сдача контрольных нормативов.
Содержание программы «Русская лапта»
- класс
- Вводное занятие.
Теория: Правила техники безопасности; правила поведения на занятии; контроль уровня физической подготовки. Гигиена, врачебный контроль и самоконтроль. Гигиенические требования к местам физкультурно-спортивных занятий. Общие гигиенические требования к занимающимся русской лаптой. Общий режим дня. Гигиенические требования к инвентарю, спортивной одежде и обуви.
- Теоретическая подготовка.
Теория:
- Физическая культура и спорт в России. Задачи физической культуры и спорта, их оздоровительное и воспитательное значение. Из истории развития русской лапты.
- Сведения о строении и функциях организма человека. Костная и мышечная системы, связочный аппарат, сердечно-сосудистая и дыхательная системы человека.
- Влияние физических упражнений на организм человека. Влияние физических упражнений на увеличение мышечной массы, работоспособность мышц и подвижность суставов, развитие сердечно-сосудистой и дыхательной систем.
- Понятие о травмах и их предупреждении. Первая помощь при ушибах, растяжении связок.
- Правила игры в русскую лапту. Состав команды. Расстановка и переход игроков. Костюм игроков. Начало игры и подача. Перемена подачи. Удары по мячу. Выход мяча из игры. Счет и результат игры. Права и обязанности игроков. Состав команды, замена игроков. Упрошенные правила игры. Судейская терминология.
- Общая физическая подготовка.
Теория: Техника выполнения упражнений, техника безопасности при выполнении упражнений, правила игр, учет физических и возрастных особенностей занимающихся при подборе упражнений.
Практика:
3.1. Акробатические упражнения: упражнения без предметов, упражнения для мышц рук и плечевого пояса, упражнения для мышц ног и таза. Упражнения с предметами: со скакалками и мячами. Перекаты, кувырки, стойки.
3.2.Легкоатлетические упражнения: упражнения для развития скорости: гладкий бег, комбинированный бег со сменой скорости и направлений, кроссовый бег, общеразвивающие упражнения. Прыжковые упражнения: прыжки в длину с места, прыжки с места и с разбега с доставанием предметов, прыжки через препятствия.
- Подвижные игры: эстафеты с элементами русской лапты, игры «Перебежки подвое»,
«Один на один», «Передал – садись», «Чей отскок дальше», «Падающая палка».
- Специальная физическая подготовка.
Теория: Техника выполнения упражнений, техника безопасности при выполнении упражнений, правила игр, учет физических и возрастных особенностей занимающихся при подборе упражнений.
Практика:
4.1. Специальные подготовительные физические упражнения: прыжковые упражнения; имитация нападающего удара, упражнения с набивными мечами. Темповая переменная работа; повторные упражнения (бег, серийные прыжки «в глубину», со скакалкой и др.).
4.2. Упражнения по овладению техникой игры: перемещения, подачи, прием и передачи, нападающие удары. Упражнения сопряженного характера (передачи, метания тяжелого мяча, броском в цель).
- Упражнения по формированию тактических приемов игры: выработка умений принятия правильного решения в различных играх; умений наблюдать и на основе наблюдений немедленно осуществлять ответные действия; умения взаимодействовать с другими игроками для достижения победы над противником. Упражнения на гибкость и расслабление.
- Специальные подготовительные игры: эстафеты с элементами русской лапты,
«Парная лапта», «Двое на двое», «Трое на трое», «Лапта с выбыванием»; эстафеты с ловлей и передачей мяча.
- Техническая и тактическая подготовка.
Теория: Техника выполнения упражнений, техника безопасности при выполнении упражнений, правила игр, учет физических и возрастных особенностей занимающихся при подборе упражнений.
Практика:
- Формирование навыков ловли мяча одной и двумя руками в сочетании с выполнением передачи мяча: В парах: на расстоянии 8-10 м друг от друга. Один игрок набрасывает мяч по средней или высокой траектории на голову партнеру, другой, смещаясь на мяч, ловит его и выполняет набрасывание в обратном направлении;
- В парах: первый бросает мяч с достаточной силой из-за плеча, другой ловит и выполняет бросок в обратном направлении, поочередно направляя мяч выше головы, в грудь и в ноги;
- В парах: ловля мяча одной рукой поочередно правой и левой. Какой рукой игрок поймал мяч, той и делает передачу. Расстояние 8-10м;
- то же на расстоянии 15-20м;
- Построение во встречных колоннах по 4-6 человек. Передачи на месте со сменой мест. После передачи обучающиеся могут перемещаться в конец своей колонны, в конец встречной колонны, обегать встречную колонну и возвращаться в конец своей колонны;
- Построение во встречных колоннах по 4-6 человек. Передача на месте на быстроту, сочетать передачи с перемещениями на скорость.
Обучение ударам битой по мячу способом «сбоку»:
- Имитация удара способом «сбоку» в медленном темпе, производя имитацию ударов на низком, среднем и высоком уровнях;
- Удары по мячу способом «сбоку» плоской битой;
- То же, только круглой битой по подвешенному на высоту 1-1,5 м мячу;
- Удары по мячу способом сбоку, подброшенному партнером на высоту
1,5 – 2м;
- То же, только задавая достаточно высокую траекторию полету мяча, среднюю траекторию и низкую.
Обучение индивидуальным тактическим действиям в защите:
- В парах на расстоянии 18-20 м. Один партнер с мячом располагается спиной к игроку. По сигналу игрок без мяча бежит к партнеру или от него. По второму сигналу стоящий спиной разворачивается и выполняет точную передачу партнеру. Игрок, поймавший мяч, по сигналу выполняет аналогичное задание. Способы передачи постоянно меняются в зависимости от расстояния;
- Построение в колонну по одному. На расстоянии 15 м находится игрок. Направляющий в колонне выполняет передачу игроку и бежит к нему навстречу. Игрок возвращает мяч направляющему, который убегает в конец колонны. Потом следующий из колонны выбегает и т. д. Способы передачи в зависимости от ситуации меняются;
- Построения в кругах по 5-7 человек, у всех в руках мячи. В центре круга один игрок. По сигналу игроки с мячами по очереди бросают в центр круга мячи. Игрок, стоящий в центре круга, поворачивается к бросающему мяч и старается поймать его любым способом (двумя руками или одной).
- Контрольные игры и соревнования.
Теория: Разъяснение соревновательных условий; определение каждому учащемуся игровой функции в команде, .и с учетом этого индивидуализация видов подготовки
Практика: Участие в школьных и в товарищеских играх.
- Контрольно-переводные испытания.
Теория: Анализ физического развития занимающихся. Учет полученных результатов для индивидуализации подготовки на следующем этапе обучения.
Практика: Сдача контрольно-переводных нормативов.
8класс
1. Вводное занятие. Теоретическая подготовка.
Теория:
- Правила техники безопасности; правила поведения на занятии; контроль уровня физической подготовки. Гигиенические требования к местам физкультурно-спортивных занятий. Общие гигиенические требования к занимающимся русской лаптой. Общий режим дня. Гигиенические требования к инвентарю, спортивной одежде иобуви.
- Правила игры в русскую лапту. Судейскаятерминология.
- Места занятий и инвентарь. Площадка для игры в русскую лапту в спортивном зале, на открытом воздухе. Оборудование и инвентарь для игры в русскую лапту в спортивном зале и на открытом воздухе. Уход за инвентарем. Оборудование мест занятий в закрытом зале и на открытойплощадке.
- Развитие русской лапты вРоссии.
Практика: Оздоровительная и прикладная направленность русской лапты.
- Общая физическаяподготовка
Теория: Техника выполнения упражнений, техника безопасности при выполнении упражнений, правила игр, учет физических и возрастных особенностей занимающихся при подборе упражнений.
Практика:
2.1. Акробатические упражнения: упражнения без предметов, упражнения для мышц рук и плечевого пояса, упражнения для мышц ног и таза. Упражнения с предметами: со скакалками и мячами. Перекаты, кувырки,стойки.
2.2. Легкоатлетические упражнения: упражнения для развития скорости: гладкий бег, комбинированный бег со сменой скорости и направлений, кроссовый бег, общеразвивающие упражнения. Прыжковые упражнения: прыжки в длину с места, прыжки с места и с разбега с доставанием предметов, прыжки через препятствия.
2.3. Подвижные игры: эстафеты с элементами русской лапты, игры «Перебежки по двое»,
«Один на один», «Передал – садись», «Чей отскок дальше», «Падающая палка».
3. Специальная физическая подготовка
Теория: Техника выполнения упражнений, техника безопасности при выполнении упражнений, правила игр, учет физических и возрастных особенностей занимающихся при подборе упражнений.
Практика:
3.1.Специальные подготовительные физические упражнения: прыжковые упражнения; имитация нападающего удара, упражнения с набивными мечами. Темповая переменная работа; повторные упражнения (бег, серийные прыжки «в глубину», со скакалкой и др.).
3.2.Упражнения по овладению техникой игры: перемещения, подачи, прием и передачи, нападающие удары. Упражнения сопряженного характера (передачи, метания тяжелого мяча, броском в цель).
3.3.Упражнения по формированию тактических приемов игры: выработка умений принятия правильного решения в различных играх; умений наблюдать и на основе наблюдений немедленно осуществлять ответные действия; умения взаимодействовать с другими игроками для достижения победы над противником. Упражнения на гибкость и расслабление.
3.4.Специальные подготовительные игры: эстафеты с элементами русской лапты,
«Парная лапта», «Двое на двое», «Трое на трое», «Лапта с выбыванием», «Борьба квартетов»; эстафеты с ловлей и передачей мяча.
4. Техническая подготовка
Теория: Техника выполнения упражнений, техника безопасности при выполнении упражнений, правила игр, учет физических и возрастных особенностей занимающихся при подборе упражнений.
Практика:
4.1. Техника и тактика нападения
Формирование навыков ловли мяча одной и двумя руками в сочетании с выполнением передачи мяча:
– В парах: на расстоянии 8-10 м друг от друга. Один игрок набрасывает мяч по средней или высокой траектории на голову партнеру, другой, смещаясь на мяч, ловит его и выполняет набрасывание в обратном направлении;
– В парах: первый бросает мяч с достаточной силой из-за плеча, другой ловит и выполняет бросок в обратном направлении, поочередно направляя мяч выше головы, в грудь и в ноги;
– В парах: ловля мяча одной рукой поочередно правой и левой. Какой рукой игрок поймал мяч, той и делает передачу. Расстояние 8-10 м;
– то же на расстоянии 15-20 м;
– Построение во встречных колоннах по 4-6 человек. Передачи на месте со сменой мест. После передачи обучающиеся могут перемещаться в конец своей колонны, в конец встречной колонны, обегать встречную колонну и возвращаться в конец своей колонны;
– Построение во встречных колоннах по 4-6 человек. Передача на месте на быстроту, сочетать передачи с перемещениями на скорость.
Обучение ударам битой по мячу способом «сбоку»:
– Имитация удара способом «сбоку» в медленном темпе, производя имитацию ударов на низком, среднем и высоком уровнях;
– Удары по мячу способом «сбоку» плоской битой;
- То же, только круглой битой по подвешенному на высоту 1-1,5 ммячу;
- Удары по мячу способом сбоку, подброшенному партнером на высоту 1,5 – 2м;
- То же, только задавая достаточно высокую траекторию полету мяча, среднюю траекторию инизкую.
- Техника и тактиказащиты
Обучение индивидуальным тактическим действиям в защите:
- В парах на расстоянии 18-20 м. Один партнер с мячом располагается спиной к игроку. По сигналу игрок без мяча бежит к партнеру или от него. По второму сигналу, стоящий спиной разворачивается и выполняет точную передачу партнеру. Игрок, поймавший мяч, по сигналу выполняет аналогичное задание. Способы передачи постоянно меняются в зависимости отрасстояния;
- Построение в колонну по одному. На расстоянии 15 м находится игрок. Направляющий в колонне выполняет передачу игроку и бежит к нему навстречу. Игрок возвращает мяч направляющему, который убегает в конец колонны. Потом следующий из колонны выбегает и т. д. Способы передачи в зависимости от ситуации меняются;
- Построения в кругах по 5-7 человек, у всех в руках мячи. В центре круга один игрок. По сигналу игроки с мячами по очереди бросают в центр круга мячи. Игрок, стоящий в центре круга, поворачивается к бросающему мяч и старается поймать его любым способом (двумя руками илиодной).
- Интегральнаяподготовка.
Теория: Интегральная подготовка, как система тренировочных воздействий, призванная максимально использовать тренировочные эффекты технической, тактической, физической и других видов подготовки в соревновательной деятельности игроков влапту.
Практика: Упражнения, при помощи которых в единстве решаются вопросы физической и технической подготовок; технической и тактической подготовок; переключенияв выполнение техническихприемов и тактическихдействий. Учебные игры.
- Контрольные игры исоревнования.
Теория: Анализ игровых ситуаций. Педагогическая поддержка.
Практика: Участие в школьных, муниципальных и районных соревнованиях, в товарищеских играх.
- Контрольныеиспытания.
Теория: Анализ результатов. Рекомендации.
Практика: Сдача контрольных нормативов.
9 класс
1. Вводное занятие. Теоретическая подготовка.
Теория:
- Правила техники безопасности; правила поведения на занятии; контроль уровня физической подготовки. Гигиенические требования к местам физкультурно-спортивных занятий. Общие гигиенические требования к занимающимся русской лаптой. Общий режим дня. Гигиенические требования к инвентарю, спортивной одежде и обуви.
- Правила игры в русскую лапту. Судейская терминология.
- Места занятий и инвентарь. Площадка для игры в русскую лапту в спортивном зале, на открытом воздухе. Оборудование и инвентарь для игры в русскую лапту в спортивном зале и на открытом воздухе. Уход за инвентарем. Оборудование мест занятий в закрытом зале и на открытой площадке.
- Развитие русской лапты в России.
Практика: Оздоровительная и прикладная направленность русской лапты.
- Общая физическая подготовка
Теория: Техника выполнения упражнений, техника безопасности при выполнении упражнений, правила игр, учет физических и возрастных особенностей занимающихся при подборе упражнений.
Практика:
2.1. Акробатические упражнения: упражнения без предметов, упражнения для мышц рук и плечевого пояса, упражнения для мышц ног и таза. Упражнения с предметами: со скакалками и мячами. Перекаты, кувырки, стойки.
2.2. Легкоатлетические упражнения: упражнения для развития скорости: гладкий бег, комбинированный бег со сменой скорости и направлений, кроссовый бег, общеразвивающие упражнения. Прыжковые упражнения: прыжки в длину с места, прыжки с места и с разбега с доставанием предметов, прыжки через препятствия.
2.3. Подвижные игры: эстафеты с элементами русской лапты, игры «Перебежки по двое»,
«Один на один», «Передал – садись», «Чей отскок дальше», «Падающая палка».
3. Специальная физическая подготовка
Теория: Техника выполнения упражнений, техника безопасности при выполнении упражнений, правила игр, учет физических и возрастных особенностей занимающихся при подборе упражнений.
Практика:
3.1.Специальные подготовительные физические упражнения: прыжковые упражнения; имитация нападающего удара, упражнения с набивными мечами. Темповая переменная работа; повторные упражнения (бег, серийные прыжки «в глубину», со скакалкой и др.).
3.2.Упражнения по овладению техникой игры: перемещения, подачи, прием и передачи, нападающие удары. Упражнения сопряженного характера (передачи, метания тяжелого мяча, броском в цель).
3.3.Упражнения по формированию тактических приемов игры: выработка умений принятия правильного решения в различных играх; умений наблюдать и на основе наблюдений немедленно осуществлять ответные действия; умения взаимодействовать с другими игроками для достижения победы над противником. Упражнения на гибкость и расслабление.
3.4.Специальные подготовительные игры: эстафеты с элементами русской лапты,
«Парная лапта», «Двое на двое», «Трое на трое», «Лапта с выбыванием», «Борьба квартетов»; эстафеты с ловлей и передачей мяча.
4. Техническая подготовка
Теория: Техника выполнения упражнений, техника безопасности при выполнении упражнений, правила игр, учет физических и возрастных особенностей занимающихся при подборе упражнений.
Практика:
4.1. Техника и тактика нападения
Формирование навыков ловли мяча одной и двумя руками в сочетании с выполнением передачи мяча:
– В парах: на расстоянии 8-10 м друг от друга. Один игрок набрасывает мяч по средней или высокой траектории на голову партнеру, другой, смещаясь на мяч, ловит его и выполняет набрасывание в обратном направлении;
– В парах: первый бросает мяч с достаточной силой из-за плеча, другой ловит и выполняет бросок в обратном направлении, поочередно направляя мяч выше головы, в грудь и в ноги;
– В парах: ловля мяча одной рукой поочередно правой и левой. Какой рукой игрок поймал мяч, той и делает передачу. Расстояние 8-10 м;
– то же на расстоянии 15-20 м;
– Построение во встречных колоннах по 4-6 человек. Передачи на месте со сменой мест. После передачи обучающиеся могут перемещаться в конец своей колонны, в конец встречной колонны, обегать встречную колонну и возвращаться в конец своей колонны;
– Построение во встречных колоннах по 4-6 человек. Передача на месте на быстроту, сочетать передачи с перемещениями на скорость.
Обучение ударам битой по мячу способом «сбоку»:
– Имитация удара способом «сбоку» в медленном темпе, производя имитацию ударов на низком, среднем и высоком уровнях;
– Удары по мячу способом «сбоку» плоской битой;
- То же, только круглой битой по подвешенному на высоту 1-1,5 м мячу;
- Удары по мячу способом сбоку, подброшенному партнером на высоту 1,5 – 2м;
- То же, только задавая достаточно высокую траекторию полету мяча, среднюю траекторию и низкую.
- Техника и тактика защиты
Обучение индивидуальным тактическим действиям в защите:
- В парах на расстоянии 18-20 м. Один партнер с мячом располагается спиной к игроку. По сигналу игрок без мяча бежит к партнеру или от него. По второму сигналу стоящий спиной разворачивается и выполняет точную передачу партнеру. Игрок, поймавший мяч, по сигналу выполняет аналогичное задание. Способы передачи постоянно меняются в зависимости от расстояния;
- Построение в колонну по одному. На расстоянии 15 м находится игрок. Направляющий в колонне выполняет передачу игроку и бежит к нему навстречу. Игрок возвращает мяч направляющему, который убегает в конец колонны. Потом следующий из колонны выбегает и т. д. Способы передачи в зависимости от ситуации меняются;
- Построения в кругах по 5-7 человек, у всех в руках мячи. В центре круга один игрок. По сигналу игроки с мячами по очереди бросают в центр круга мячи. Игрок, стоящий в центре круга, поворачивается к бросающему мяч и старается поймать его любым способом (двумя руками или одной).
- Интегральная подготовка.
Теория: Интегральная подготовка, как система тренировочных воздействий, призванная максимально использовать тренировочные эффекты технической, тактической, физической и других видов подготовки в соревновательной деятельности игроков в лапту.
Практика: Упражнения, при помощи которых в единстве решаются вопросы физической и технической подготовок; технической и тактической подготовок; переключения в выполнение технических приемов и тактических действий. Учебные игры (см. Приложение 3).
- Контрольные игры и соревнования. Теория: Анализ игровых ситуаций. Педагогическая поддержка.
Практика: Участие в школьных, муниципальных и районных соревнованиях, в товарищеских играх.
- Контрольные испытания. Теория: Анализ результатов. Рекомендации.
Практика: Сдача контрольных нормативов.
Тематическое планирование
6 – 7 классы
№ п/п | Наименованиетем | Количество часов | |
6 класс | 7 класс | ||
1 | Вводное занятие | 1 | 1 |
2 | Теоретическая подготовка | В процессе занятий | |
3 | Общаяфизическая подготовка(ОФП): | ||
3.1 | Акробатические упражнения | 4 | 4 |
3.2 | Легкоатлетические упражнения | 4 | 4 |
3.3 | Подвижные игры | 4 | 4 |
4 | Специальная физическая подготовка (СФП): | ||
4.1 | Специальные подготовительные физические упражнения | 4 | 4 |
4.2 | Упражнения по овладению техникой игры | 3 | 3 |
4.3 | Упражнения по формированию тактических приемов игры | 3 | 3 |
4.4 | Специальные подготовительные игры | 2 | 2 |
5 | Техническая и тактическая подготовка (ТТП) | 7 | 7 |
6 | Контрольные игры и соревнования | 2 | 2 |
7 | Итоговое занятие. Контрольные испытания | 1 | 1 |
Итого: | 35 | 35 |
8-9 классы
№ п/п | Наименование тем | Количество часов | |
8 класс | 9 класс | ||
1 | Вводное занятие. Теоретическая подготовка | 1 | 1 |
2 | Общая физическая подготовка(ОФП): | ||
2.1.Легкоатлетическиеупражнения | 3 | 3 | |
2.2.Акробатическиеупражнения | 3 | 3 | |
2.3. Подвижные игры | 3 | 3 | |
3 | Специальная физическая подготовка (СФП): | ||
3.1. Специальные подготовительные физические упражнения | 3 | 3 | |
3.2.Упражнения по овладению техникой игры | 3 | 3 | |
3.3. Упражнения по формированию тактических приемов игры | 3 | 3 | |
3.4. Специальные подготовительные игры | 3 | 3 | |
4 | Техническая и тактическая подготовка (ТТП): | ||
4.1.Техникаи тактика нападения | 3 | 3 | |
4.2. Техника и тактика защиты | 3 | 3 | |
5 | Интегральная подготовка. | 3 | 3 |
6 | Контрольные игры и соревнования | 3 | 2 |
7 | Итоговое занятие. Контрольные испытания | 1 | 1 |
Итого: | 35 | 34 |
Приложение
Календарно-тематическое планирование
Русская лапта, 6 класс (35 ч)
№ п/п | Дата | Тема | Примечание | ||
поплану | фактически | коррекция | |||
1 | Инструктаж по ТБ. История развития русской лапты. Ловля и передача мяча. | ||||
2 | Правила игры в лапту | ||||
3 | Как держать биту. ОРУ | ||||
4 | Передача мяча на точность | ||||
5 | Передача мяча на дальность | ||||
6 | Ловля, передачи мяча в движении в тройках | ||||
7 | Ловля мяча в движении от земли | ||||
8 | Ловля мяча в движении от земли | ||||
9 | ОФП с набивнымимячами | ||||
10 | Эстафеты с элементами русской лапты | ||||
11 | Беговые упражнения. Передачи мяча снизу | ||||
12 | ОРУ в движение Осаливание и борьба за мяч | ||||
13 | Смена команд без осаливания | ||||
14 | ОРУ. Ловля и передача мяча | ||||
15 | Игра в поле. Бьющие игроки | ||||
16 | Осаливание и борьба за «город» | ||||
17 | ОФП с предметами, с мячами | ||||
18 | Развитие скоростно-силовых способностей | ||||
19 | Ловля и передача мяча на дальность | ||||
20 | Ловля и передача мяча в цель | ||||
21 | Ловля и передача мяча от удара от пола | ||||
22 | Передачи мяча на короткие дистанции | ||||
23 | ОФП с набивными мячами | ||||
24 | Игровой день | ||||
25 | Игра в нападении. Челночный бег | ||||
26 | Развитие скоростных способностей | ||||
27 | Игра в защите с осаливанием | ||||
28 | Развитие координационных способностей | ||||
29 | Подача мяча в цель | ||||
30 | Упражнения на силу мышц ног | ||||
31 | Подача мяча в цель, на дальность | ||||
32 | Упражнения на силу мышц рук | ||||
33 | Развитие скоростно-силовыхспособностей | ||||
34 | ОФП с предметами | ||||
35 | Игровой день. Контрольные испытания. |
Календарно-тематическое планирование
Русская лапта, 7 класс (35 ч)
№ п/п | Дата | Тема | Примечание | ||
поплану | фактически | коррекция | |||
1 | Инструктаж по ТБ.История развития русской лапты. | ||||
2 | Передачамячанадальность.Упражнения на силу мышц ног. | ||||
3 | «Пятнашки» - играотпола | ||||
4 | Упражнения на силу мышц рук | ||||
5 | Двухсторонняя игра, разбор ошибок | ||||
6 | Развитие координационных способностей | ||||
7 | Смена команды после осаливания | ||||
8 | Развитие силовых способностей | ||||
9 | Передачи мяча в парах, в тройках, защита мяча | ||||
10 | ОФП с предметами | ||||
11 | Игровой день | ||||
12 | Передачи мяча снизу в цель | ||||
13 | Подачи мяча снизу в цель | ||||
14 | Подачи мяча с боку в цель | ||||
15 | Подачи мяча сверху в цель | ||||
16 | Эстафеты с теннисными мячами | ||||
17 | Развитие скоростно-силовых способностей | ||||
18 | Передачи мяча в парах в цель | ||||
19 | ОФП Развитие силовых способностей | ||||
20 | Игровой день | ||||
21 | Развитие координационных способностей | ||||
22 | Беговые упражнения. Игра «Пятнашки» | ||||
23 | Эстафеты с элементами русской лапты | ||||
24 | Игра в нападении без подачи | ||||
25 | Игра в защите в «доме» | ||||
26 | Работа с битой. Выбрасывание | ||||
27 | Работа с битой. Выбрасывание | ||||
28 | Развитие силовых способностей | ||||
29 | Осаливание биты в «доме». Игра | ||||
30 | ОРУ с теннисными мячами. Игра | ||||
31 | ОФП. Развитие силовых способностей | ||||
32 | Эстафеты с элементами русской лапты | ||||
33 | Игровой день. | ||||
34 | Эстафеты с теннисными мячами | ||||
35 | Итоговое занятие. Контрольные испытания |
Календарно-тематическое планирование
Русская лапта, 8 класс (35 ч)
№ п/п | Дата | Тема | Примечание | ||
поплану | фактически | коррекция | |||
1 | Инструктаж по технике безопасности История развития русской лапты | ||||
2 | Развитие скоростных способностей | ||||
3 | Ловля и передача мяча на месте и в движении | ||||
4 | Развитие силовых способностей | ||||
5 | Передача мяча на месте и в движении | ||||
6 | Ловля и передача мяча в парах в движении | ||||
7 | Передача мяча от стенки в движении | ||||
8 | Передачи мяча в движении в тройках | ||||
9 | Игровой день | ||||
10 | Развитие скоростно-силовых способностей | ||||
11 | ОФП с набивными мячами | ||||
12 | Эстафеты с элементами русской лапты | ||||
13 | Беговые упражнения Передачи мяча снизу | ||||
14 | ОРУ в движение Осаливание и борьба за мяч | ||||
15 | Смена команд без осаливания | ||||
16 | ОРУ. Ловля и передача мяча | ||||
17 | Игра в поле. Бьющие игроки | ||||
18 | Осаливание и борьба за «город» | ||||
19 | ОФП с предметами, с мячами | ||||
20 | Развитие скоростно-силовых способностей | ||||
21 | Ловля и передача мяча на дальность | ||||
22 | Ловля и передача мяча в цель | ||||
23 | Ловля и передача мяча от удара отпола | ||||
24 | Передачи мяча на короткие дистанции | ||||
25 | ОФП с набивными мячами | ||||
26 | Игровой день | ||||
27 | Игра в нападении Челночный бег | ||||
28 | Развитие скоростных способностей | ||||
29 | Игра в защите с осаливанием | ||||
30 | Развитие координационных способностей | ||||
31 | Подача мяча в цель | ||||
32 | Упражнения на силу мышц ног | ||||
33 | Подача мяча в цель, на дальность | ||||
34 | Упражнения на силу мышц рук. | ||||
35 | Итоговое занятие. Контрольные испытания |
Календарно-тематическое планирование
Русская лапта, 9 класс (34 ч)
№ п/п | Дата | Тема | Примечание | ||
поплану | фактически | коррекция | |||
1 | Инструктаж по технике безопасности. История развития русской лапты | ||||
2 | Развитие скоростных способностей | ||||
3 | Подача и ловля мяча в парах | ||||
4 | ОФП с предметами | ||||
5 | Игровой день | ||||
6 | ОРУ с теннисными мячами. Игра | ||||
7 | Игровой день | ||||
8 | Передача мяча на дальность | ||||
9 | Упражнения на силу мышц ног | ||||
10 | «Пятнашки» - игра от пола | ||||
11 | Упражнения на силу мышц рук | ||||
12 | Двухсторонняя игра, разбор ошибок | ||||
13 | Развитие координационных способностей | ||||
14 | Смена команды после осаливания | ||||
15 | Развитие силовых способностей | ||||
16 | Передачи мяча в парах, в тройках, защита мяча | ||||
17 | ОФП с предметами | ||||
18 | Передачи мяча снизу в цель | ||||
19 | Подачи мяча снизу в цель | ||||
20 | Подачи мяча с боку в цель | ||||
21 | Эстафеты с теннисными мячами | ||||
22 | Развитие скоростно-силовых способностей | ||||
23 | Передачи мяча в парах в цель | ||||
24 | ОФП Развитие силовых способностей | ||||
25 | Игровойдень | ||||
26 | Развитие координационных способностей | ||||
27 | Беговые упражнения. Игра «Пятнашки» | ||||
28 | Развитие координационных способностей | ||||
29 | Эстафеты с элементами русской лапты | ||||
30 | Игра в нападении без подачи | ||||
31 | Игра в защите в «доме» | ||||
32 | Работа с битой. Выбрасывание | ||||
33 | Осаливание биты в «доме». Игра | ||||
34 | Итоговое занятие. Контрольные испытания |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебного курса «Информатика и ИКТ» для 6 класса на 2012-2013 уч.год. Программа составлена на основе авторской программы Босова Л.Л. для базового уровня 6 класса. Рассчитана на 35 учебных часа
Рабочая программа учебного курса «Информатика и ИКТ» для 6 класса на 2012-2013 уч.год. Программа составлена на основе авторской программы Босова Л.Л. для базового уровня...
Рабочая программа учебных предметов, календарный учебный график как структурные элементы основной образовательной программы
материал для методического объединения...
Рабочая программа по русской лапте.
Программа содержит научно обоснованные рекомендации по построению, содержанию и организации тренировочного процесса игроков в лапту на различных этапах многолетней подготовки в центрах дополнительного...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета: биология 6 «А Б В Г» класс основного общего образования Срок реализации программы 2018/2019 учебный год
Рабочая программа используется к УМК автора В.В. Пасечника. Составлена в соответствии с планированием автора....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета: биология 7 «А Б В Г» класс основного общего образования Срок реализации программы 2018/2019 учебный год
автор УМК В.В. Пасечник....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета: биология 8 «А Б В Г» класс основного общего образования Срок реализации программы 2018/2019 учебный год
автор УМК В.В. Пасечник....
Рабочая программа общеобразовательного учебного предмета БД.07 «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ» , Рабочая программа учебной дисциплины ОП.04 «БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
I. Рабочая программа общеобразовательного учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» разработана на основе:1) Федерального государственного образовательного стандарта средне...