Рабочая программа по русской лапте.
рабочая программа ( класс) на тему

Благушина Нелли Николаевна

Программа содержит научно обоснованные рекомендации по построению, содержанию и организации тренировочного процесса игроков в лапту на различных этапах многолетней подготовки в центрах дополнительного образования детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_lapta.docx61.97 КБ

Предварительный просмотр:

МАОУ СОШ №30

Центр дополнительного образования детей

«Созвездие талантов»

Программа утверждена

МО протокол №

Рабочая программа

Детское объединение

Спортивной секции

«Русская лапта»

 для учащихся 6-11 классов

2015 – 2016 учебный год

Педагог дополнительного образования

Нелли Николаевна Благушина

  1. Пояснительная записка

Палочкой-выручалочкой всех народов России от многих пороков человечества, растлевающих прежде всего молодежь и гарантом выступает массовый народный спорт. Это понятие включает в себя самые разнообразные виды спорта, туризма, спортивные дисциплины, которые не входят в программы современных Олимпийских игр.

Народный спорт исторически впитал в себя высоконравственную духовно-физическую энергетику многополярной этнокультуры многочисленных народов, народностей, коренных жителей России и граждан других стран и континентов.

Наиболее ярким представителем огромного многообразия массовых игровых видов народного спорта, представляющих игровую деятельность, зародившуюся в России с давних времен, является ЛАПТА.

Русская лапта получила в нашей стране широкое развитие. Подтверждением тому служат регулярное проведение в регионах многочисленных соревнований различных уровней и ежегодные чемпионаты России среди мужских и женских команд, первенство России среди девушек и юношей, школьников,  турниры ветеранов. Проведены первые международные соревнования в Казахстане и Молдавии.

Русская лапта – как игра имеет спортивно-оздоровительную направленность. Этот вид игровой деятельности становится массовым, охватывает широкие массы населения, дает возможность всем участникам спортивно-оздоровительного мероприятия реализовать свое право на конкурентное соперничество с такими играми как футбол, волейбол, баскетбол.

Актуальность программы.

В современной социально-экономической ситуации эффективность системы дополнительного образования особенно актуальна, так как именно этот вид образования ориентирован на свободный выбор ребенка интересующих его видов спорта и форм деятельности, развитие его представлений о здоровом образе жизни, становлении познавательной мотивации и способностей.

Новизна программы.

Развитие вида спорта обуславливает необходимость программного обеспечения дополнительного образования. Программа содержит научно обоснованные рекомендации по построению, содержанию и организации тренировочного процесса игроков в лапту на различных этапах многолетней подготовки в спортивной школе.

Данная программа составлена на основе программы Министерства образования РФ 2012 года. В настоящее время возникла необходимость составления модифицированной программы по общей физической подготовке из-за отсутствия современных пособий и программ. Таким образом, в этой программе учитывается материально-техническое состояние образовательного учреждения и наличие спортивного инвентаря, обращается особое внимание на индивидуальное (физическое и психическое) развитие ребенка. Содержание учебного предмета направлено на воспитание творческих, компетентных и успешных граждан России, способных к активной самореализации в личной, общественной и профессиональной деятельности. В процессе освоения курса у обучающихся укрепляется здоровье, формируются общие и специфические учебные умения, способы познавательной и предметной деятельности.

Направленность программы: физкультурно-спортивная.

Ожидаемые результаты реализации программы и способы определения их результативности:

Учащиеся должны знать:

  • роль физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни, организации активного отдыха и профилактике вредных привычек;  
  • правила игры в русскую лапту;
  • тактическое взаимодействие в защите и нападении;
  • основы формирования двигательных действий и развития физических качеств;
  • способы закаливания организма и основные приемы самомассажа;
  • выполнять акробатические, гимнастические, легкоатлетические упражнения, технические действия в игровых заданиях;
  • выполнять комплексы общеразвивающих упражнений на развитие основных физических качеств, адаптивной (лечебной) физической культуры с учетом состояния здоровья и физической подготовленности;
  • осуществлять наблюдения за своим физическим развитием и индивидуальной физической подготовленностью, контроль за техникой выполнения двигательных действий и режимом физической нагрузки;
  • соблюдать безопасность при выполнении физических упражнений и проведении туристических походов;
  • осуществлять судейство школьных соревнований.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • проведения самостоятельных занятий по формированию телосложения, коррекции осанки, развитию физических качеств, совершенствованию техники движений;
  • включения занятий физической культурой и спортом в активный отдых и досуг.

Учащиеся должны уметь:

  • применять тактические и технические приемы игры в лапту в соревновательной деятельности;
  • правильно выполнять удары битой, передачу мяча, осаливать и переосаливать;
  • взаимодействовать в команде;
  • адекватно оценивать свои физические способности;
  • ответственно подходить к ведению честной игры, к победе и проигрышу;
  • правильно применять двигательные действия в различных по сложности игровых ситуациях.

Диагностика результатов реализации программы.

       При оценивании успеваемости учитываются индивидуальные возможности, уровень физического развития и двигательные возможности, последствия заболеваний учащихся.

   Мелкими ошибками считаются такие, которые не влияют на качество и результат выполнения. К мелким ошибкам в основном относятся неточность удара битой, передача мяча, нарушение ритма, неправильное исходное положение, «заступ» во время перебежки.

Значительные ошибки – это такие, которые не вызывают особого искажения структуры движений, но влияют на качество выполнения, хотя количественный показатель ниже предполагаемого ненамного. К значительным ошибкам относятся:

  • старт не из требуемого положения;
  • осаливание и переосаливание;
  • грубые ошибки – это такие, которые влияют на качество и результат выполнения упражнения.

Основные методы. 

В работе с детьми используются все известные способы организации занятия: фронтальный, групповой и индивидуальный. Вместе с этим идет углубление тренировочной направленности занятий, более широкого применения проблемно-поисковых методов, учебных бесед, исследовательских методов, познавательных игровых заданий и упражнений, использование технических средств.

Важным условием успешной работы педагога является грамотное планирование программного материала, где отражены основы по овладению двигательными умениями и навыками (техникой и тактикой) и развитию соответствующих кондиционных и координационных способностей у занимающихся.

При проведении уроков используют следующие методы организации:

  • Фронтальный метод применяется на каждом занятии, когда одно и то же упражнение выполняется всеми учениками одновременно при проведении ходьбы, бега, ОРУ. Учитель может давать указания и оценку только в общей форме, всем занимающимся.
  • Поточный способ - все выполняют упражнения "потоком", когда один занимающийся еще не закончил выполнение задания, а другой уже приступает к нему. Это могут быть упражнения с продвижением вперед (например, упражнения в равновесии при ходьбе по гимнастической скамейке).

При этом таких потоков может быть 2-3.

  • Посменный способ заключается в том, что дети выполняют упражнения сменами, по несколько человек одновременно, остальные в это время наблюдают за товарищами.

        В начале обучения, когда учитель должен контролировать действия каждого ученика, упражнения выполняются сменами по 2-3 человека.

По мере овладения движением количество детей в смене увеличивается.

  • Групповой способ - заключается в распределении учеников на 2-3 группы. Одна под наблюдением учителя разучивает новое упражнение, а другие самостоятельно по заданию учителя выполняют знакомые упражнения или играют. Затем дети меняются местами.
  • В процессе занятий может быть использован индивидуальный метод, когда каждый занимающийся самостоятельно выполняет данное ему задание под контролем учителя. В целях уточнения деталей общего для всех упражнения оно тоже выполняется индивидуально по вызову учителя (это одна из разновидностей индивидуального метода).

Использование каждого из указанных методов организации учеников на занятии зависит от задач, поставленных учителем, условий, в которых проводится занятие, возраста занимающихся.

Наиболее целесообразно при обучении детей смешанное использование разных методов организации, ведущее к повышению эффективности физкультурных занятий.

Форма проверки результатов освоения программы.

Оценка успеваемости должна складываться главным образом из качественных критериев оценки уровня достижений учащегося, к которым относятся: качество овладения программным материалом, включающим теоретические и методические знания, способы двигательной, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности, а также из количественных показателей, достигнутых в двигательных действиях. Особого внимания должны заслуживать систематичность и регулярность занятий физическими упражнениями и интерес, проявляемый при этом, умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями, вести здоровый образ жизни, высокий уровень знаний в области физической культуры и спорта. При оценке достижений  учеников в основном следует ориентироваться на индивидуальные темпы продвижения в развитии их двигательных способностей.

  1. Цель  и задачи:

          Расширение физического потенциала, укрепление здоровья, стимуляция развития и проявления физических способностей обучающегося в условиях и режимах, адекватных его биологической и психологической природе.

Реализация данной цели связанна с решением следующих образовательных задач:

  • Осознанием физической культуры как средства развития и совершенствования личности;
  • Ввзаимосвязью процессов физического, психического и нравственного развития детей и подростков;
  • Формирование ответственного отношения к ведению честной игры, к победе и проигрышу;

-    Организация межличностного взаимодействия учащихся на принципах успеха;

 -   Укрепление здоровья ребенка с помощью физкультуры и спорта;

 - Оказание помощи в выработке воли и морально-психологических качеств, необходимых для того, чтобы стать успешным в жизни.

  • Расширением двигательного опыта посредством овладения новыми двигательными действиями и формирование умений применять в различных по сложности игровых условиях;
  • Фформированием адекватной оценки собственных физических способностей;
  • Развивать коммуникативные способности.

  1. Инструктивно – методическая работа

Открытые занятия:

  • Неделя дополнительного образования.
  • Первенство МАОУ СОШ № 30 по лапте среди учащихся 6 – 8 классов.
  • Городские соревнования, посвящённые годовщине  Победы в Великой Отечественной войне.
  • Летняя Спартакиада школьников.
  • Экскурсии

Личный творческий план

Тема работы:

 «Формирование познавательных интересов, творческих способностей, общеучебных и специальных умений и навыков при опоре на зону физического развития обучающихся, посредством занятий народными играми с общеразвивающей и специализированной направленностью».

Целью работы в этом учебном году будет создание и развитие наиболее благоприятных условий для пропаганды и развития подлинно массовых видов народной игры и спортивных дисциплин игры в лапту на Тамбовщине.

Игровая деятельность представляет собой важный фактор всестороннего развития личности. Особенное значение в физическом воспитании подрастающего поколения приобретают подвижные и спортивные игры. К таким играм смело можно причислить «Лапту». Простота правил, их вариативность, естественность двигательных элементов составляющих игровые задания, возможность проявления инициативы, воли, воображения способствует росту популярности этой игры как среди молодежи так и взрослого населения.

В связи с поставленной целью выдвинуто ряд задач:

  1. Подготовка высококвалифицированных игроков в лапту.
  2. Организация и проведение соревнований по русской лапте, конкурсов, спортивных сборов и лагерей.
  3. Повышение результатов соревнований спортсменами Тамбовской области.
  4. Разработка и издание методических пособий по изучению игры в лапту.
  5. Содействие в организации клубов и секций лапты.
  6. Участие в реализации областных целевых программ в сфере физической культуры и спорта, молодежной политики.
  7. Формирование духовно-нравственных сторон личности обучающегося  и активной жизненной позиции на тренировочных занятиях и на спортивных мероприятиях.
  8.  Формирование ключевых компетентностей учащихся.
  9. Дальнейшая разработка и использование персонального сайта учителя ((Мой сайт учителя физической культуры) с целью обобщения, анализа и трансляции своего опыта и методических разработок, а так же эффективной связи с коллегами из других регионов страны.
  10.  Применение ПК  на занятиях с целью повышения мотивации изучения игры  в лапту, а так же развития у учащихся самостоятельности при работе с образовательными цифровыми ресурсами.

Этапы работы

п\п

Средства и методы решения поставленных задач

Время реализации

Отметка о выполнении

1

2

3

4

1. ПОВЫШЕНИЕ ОБЩЕГО И СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УРОВНЯ

1.

Через средства массовой информации (СМИ) постоянно следить за:

- спортивными новостями в России;

-овладевать необходимыми профессиональными знаниями.

Постоянно в течение года

2.

Систематически изучать государственные документы о реформе системы образования, (аттестации педагогических кадров) быть в курсе последних изменений.

Регулярно

3.

Овладевать специальными знаниями в области:  - анатомии, физиологии;

- гигиены;

- валеологии;

- спортивной медицины и врачебного контроля;

- педагогики и психологии и др..

регулярно

4.

Совершенствовать общий уровень знаний и культуры:

- чтение периодической литературы;

- просмотр телепередач;

- просмотр интернетсайтов.

регулярно

 2. РАБОТА ПО УГЛУБЛЕНИЮ ЗНАНИЙ, ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

Систематически читать и изучать журналы:

- «Спортивная жизнь России»;

- «Физкультура и спорт»;

- «Дополнительное образование и воспитание»;

- «Детский тренер»;

В течение года

ИНТЕРНЕТ.

- использовать личный сайт в социальной сети работников образования.

-  применять сайт учреждения в социальной сети работников образования

- Отслеживать инновационную деятельность в интернете.

 - Вводить новаторские предложения в работу учреждения.

регулярно

систематически

Интеграционная деятельность:

- с ДОУ;  с СОШ.

В течение года

Строить работу с учетом особенностей и специфики образовательного учреждения.

постоянно

Внедрение в педагогическую деятельность мультимедийных технологий:

- презентации;

- просмотр слайдов.

просмотр видеоматериалов

регулярно

Неуклонно повышать и совершенствовать уровень педагогической культуры, умело применять на практике педагогические знания.

постоянно

Внимательно следить за современными достижениями психологии, расширять психологические методы воздействия на занимающихся «группы риска» и тренеров-преподавателей спортивной школы.

регулярно

4. ПОВЫШЕНИЕ МЕТОДИЧЕСКОГО УРОВНЯ.

Изучать новинки методической литературы.

Сентябрь-декабрь

Работать с интернетом по изучению методических новинок.

Предоставить для обмена опытом в социальные сети свои разработки и программы.

регулярно

Участие в городских и областных мероприятиях и конкурсах.

По плану

5.  ИНДИВИДУАЛЬНОЕ  ФИЗИЧЕСКОЕ  РАЗВИТИЕ  И  ЗДОРОВЫЙ  ОБРАЗ  ЖИЗНИ.

Поддерживать на достаточном уровне физическую форму.

постоянно

Вести здоровый образ жизни, преодолевать слабости.

постоянно

Изучать, разрабатывать и применять на практике методические и практические рекомендации по улучшению состояния души и тела посредством физических упражнений.

регулярно

Систематически корректировать и модернизировать личный комплекс упражнений для создания большей работоспособности организма.

систематически

6. ПОВЫШЕНИЕ ОБЩЕЙ КУЛЬТУРЫ И ВОСПИТАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ.

Постоянно работать над совершенствованием и коррекцией:

- культуры речи и интонации;

- корректности в обращении с детьми и коллегами;

- организованности и высокой требовательности к себе;

- пунктуальности;

- правила хорошего тона.

В течение всего периода

Стремиться быть личным примером для учащихся и сотрудников:

- дисциплинированность;

- трудолюбие;

- идеальное соблюдение спортивного режима;

- объективность;

- корректность;

- справедливость.

всегда

Список литературы

         Литература, рекомендуемая учащимся для самостоятельного изучения:

  1. Дорош Д.Х. Мини-лапта. Правила соревнований. -М.:КННВС России, Федерация лапты России, 2008. -20 с.
  2. Ильин Е.П. Психофизиология физического воспитания. М. Просвещение, 1983
  3. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов. – М.: Просвещение, 2006. -127 с.
  4. Коротков И. М. Подвижные игры в школе: В помощь учителям физ. культуры. – М.: Просвещение, 1979. -190 с.
  5. Макаров А.А., С.М. Масленников.Бег на короткие и длинные дистанции. /Физическая культура в школе. 2000 №4 стр.27-31.
  6. Секреты двух мячей. //Физическая культура в школе. 2000 №4 стр.19-24.
  7. Совершенствование двигательных навыков. //Физическая культура в школе. 1990 №10 стр.56-61.
  8. Спортивная физиология: Учебник для институтов физической культуры./ Под редакцией Я.М. Коца. – М.: Физкультура и спорт, 1986. – 240 с., ил.
  9. Фатеева Л.П. Подвижные игры, эстафеты и аттракционы для младших школьников . – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2005. -128 с: ил. – (После уроков).
  10. Чайцев В.Г., Пронина И.В. Новые технологии физического воспитания школьников: Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2007. – 128 с. (Школьное образование).

Список литературы для детей:

  1. Дорош Д.Х. Мини-лапта. Правила соревнований. -М.:КННВС России, Федерация лапты России, 2008. -20 с.
  2.  Костарев А.Ю. Программа курса "Русская лапта". - Уфа: Изд-во БГПУ, 2001.

5. Воспитательная работа и массовые мероприятия

Название мероприятия

Цель

сроки

Место проведения

ответственный

Неделя дополнительного образования.

Приобщение школьников к активным занятиям физической культурой и спортом.

сентябрь

МАОУ СОШ№30

Благушина Н.Н.

Соревнования по мини-лапте среди учащихся 6 классов в дни осенних каникул.

Расширение физического потенциала, укрепление здоровья.

октябрь

МАОУ СОШ№30

Благушина Н.Н.

Первенство МАОУ СОШ № 30 по мини-лапте среди учащихся 8 классов.

Выявление сильнейших команд образовательного учреждения.

Декабрь

МАОУ СОШ№30

2 корпус

Благушина Н.Н.

Первенство МАОУ СОШ № 30 по мини-лапте среди учащихся 6 классов.

Выявление сильнейших команд образовательного учреждения.

Октябрь

МАОУ СОШ№30

2 корпус

Благушина Н.Н.

Подготовка к первенству Федерации лапты России среди мальчиков и девочек 2000г.р. и моложе

Создание условий для успешного выступления на Всероссийских соревнованиях.

Январь - февраль

МАОУ СОШ№30

Благушина Н.Н..

Городские соревнования, посвященные Великой Победе в ВОВ.

Выявление сильнейших команд образовательного учреждения.

Апрель

По назначению

Благушина Н.Н..

Летняя Спартакиада школьников.

Создание условий для успешного выступления на Всероссийских соревнованиях.

Май

По назначению

Благушина Н.Н.

Учебно- тематический план. 

п/п

№ тем

Наименование раздел и тем

Общее количество часов

В том числе

теория

практика

I.

Теория

12

1.1

Правила техники безопасности во время игры в русскую лапту.

1

1.2

История развития игры в лапту.

1

1.3

Оборудование и инвентарь для занятий лаптой.

1

1.4

Влияние занятий спортивной лаптой на строение и функции организма спортсмена.

1

1.5

Гигиена, закаливание, питание и режим спортсмена.

1

1.6

Врачебный контроль, самоконтроль, спортивный массаж.

2

1.7

Моральная и психологическая подготовка спортсменов.

II.

Практические занятия

93

2.1

Основы техники и тактики спортивной лапты.

50

50

2.2

Физическая подготовка игроков в лапту.

30

30

2.3

Правила соревнований по лапте. Организация и проведение соревнований.

10

3

7

2.4

Тестирование.

4

1

3

Итого часов

105

12

93

Объем и содержание программы.

На теоретических занятиях даются необходимые знания по истории возникновения и развития лапты, гигиене, о врачебном и самоконтроле, технике безопасности, о спортивных площадках, инвентаре и упражнениях, правилах проведения соревнований. Изучение теоретического материала осуществляется в форме бесед по 15-20 минут, которые проводятся, как правило, в начале занятий (как часть комплексного занятия). Изучение некоторых тем, например просмотр и анализ видеозаписи соревнований и т.п., может проводиться на отдельном занятии длительностью до одного часа.

На практических занятиях приобретаются умение и навыки безопасного выполнения игровых упражнений с битой и мячами. На базе общей физической подготовки изучается и совершенствуется техника соревновательных упражнений, развиваются специальные качества, необходимые спортсмену. Организация практических занятий в учебных группах - индивидуальная и микрогрупповая (2-4 человека).

Раздел I. Теоретические сведения ( всего -12 ч. )

Тема 1.1 Меры безопасности при игре в лапту – 1 час – лекция.

Правила поведения в спортивном зале и на спортивных площадках. Техника безопасности при выполнении различных общеподготовительных и специально-подготовительных упражнение игроков в лапту. Страховка и помощь. Правила поведения на занятиях и соревнованиях по спортивной лапте и другим видам спорта.

Естественные основы. Социально-психологические основыТехника безопасности при занятиях в спортивных залах и на открытых площадках. Страховка и самостраховка во время занятий. Инструктаж по технике безопасности и поведении при чрезвычайных ситуациях.

Тема 1.2. История развития игры в «Русскую лапту» (1ч.)

Основы истории возникновения и развития игры в «Русскую лапту». Обзор разнообразных вариантов игры в лапту. Достижения и современное развитие национальной российской игры – ЛАПТА. Спортивные федерации и календарь соревнований. Лучшие спортсмены области и города.

Тема1. 3. Оборудование и инвентарь для занятий лаптой (1 ч.)

Спортивная терминология. Оборудование места для занятий лаптой. Игровая и тренировочная площадка. Штрафная зона, площадка подающего, бита, мяч, их назначение и использование. Снаряжение для тренировок и соревнований: одежда, обувь, единая спортивная форма команды, индивидуальные биты.

Тема 1.4. Влияние занятий спортивной лаптой на строение и функции организма спортсмена. (1 ч.)

Краткие сведения о строении организма человека. Влияние систематических занятий физической культурой и спортом на укрепление здоровья, развитие физических качеств: силы, быстроты, ловкости, гибкости, выносливости, формирование правильной осанки и гармонического телосложения, повышение умственной и физической работоспособности.

Тема 1.5. Гигиена, закаливание, питание и режим спортсмена (1 ч.)

Общее понятие и гигиене физической культуры и спорта. Личная гигиена игрока в лапту. Требования к  спортивной одежде и обуви. Общий режим дня. Режим питания и питьевой режим. Использование естественных природных факторов для укрепления здоровья и закаливания. Вред курения, употребления алкогольных напитков и наркотиков. Гигиена занятий. Понятие о тренировке и "спортивной форме". Понятие об утомлении и о перетренированности.

Тема 1.6. Врачебный контроль, самоконтроль, спортивный   массаж (1 ч.)

 Врачебный контроль и самоконтроль. Объективные данные: рост, вес, динамометрия, объемы мышц. Субъективные данные: самочувствие, сон, аппетит, работоспособность, настроение. Дневник тренировок.

Тема 1.7. Моральная и психологическая подготовка спортсменов (1 ч.)

Понятие о волевых качествах спортсмена. Преодоление трудностей как основной метод воспитания волевых качеств игроков в лапту.

Общая характеристика волевых качеств: целеустремленности, смелости, решительности, выдержки, самостоятельности, настойчивости, упорства, взаимовыручки.

II. ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ ( ВСЕГО -93 Ч. Теоретические сведения даются в ходе практических занятий..

Тема2.1.1 Основы техники и тактики спортивной лапты.

Понятие о спортивной технике. Роль технических действий в спортивной лапте. Элементы техники: подачи и удары по мячу, возвращение мяча в дом, перебежки, осаливание, самоосаливание, ловля мяча слета, обманные движения мячом, спрятанным в руке во время выноса мяча за линию дома.

Тема 2.2. Физическая подготовка игроков в лапту.

Влияние физических упражнений на организм занимающихся. Краткие сведения о строении и физиологии организма человека. Костно-связочный аппарат, мышцы, их строение и взаимодействие. Основные сведения о сердечно-сосудистой системе. Физическую подготовку можно разделить на общую и специальную. Общая подготовка помогает укрепить здоровье занимающихся и освоить большой объем двигательных навыков. При составлении блоков тренировочных заданий по общей физической подготовке следует использовать игровой метод, подвижные игры, круговую тренировку, эстафеты и упражнения из различных видов спорта.

Практические занятия. Разминка. Упражнения для мышц рук и плечевого пояса в различных положениях (стоя, сидя, лежа, лежа в наклоне), подтягивания. Упражнения для мышц шеи и туловища: наклоны, вращения и повороты головы; наклоны, повороты, круговые движения туловищем. Упражнения для мышц брюшного  пресса. Беговые и прыжковые упражнения

Специальная физическая подготовка. Специально подобранные игровые упражнения, выполняемые индивидуально, в группах, командах, задания с мячом создают возможности для развития координационных (ориентирование в пространстве, быстрота реакции и перестроение двигательных действий, точность дифференцирования и оценивания пространственных, временных и силовых параметров движений, способность к согласованию отдельных движений в целостные комбинации) и кондиционных (силовых, выносливости, скоростных) способностей. А также всевозможных сочетаний этих групп способностей.

Практические занятия. Комплексы упражнений для развития координационных способностей занимающихся. Игровые упражнения (из зоны защитников и зоны нападения).  Использование большого арсенала технических приемов. Техника ударов по мячу, техника подачи. Перебежки, осаливание, самоосаливание, ловля мяча с лета.

Тема 2.3. Правила соревнований по спортивной лапте.

 Организация и проведение соревнований.

Соревнования по спортивной лапте, их цели и задачи. Виды соревнований. Участники соревнований. Возрастные группы. Обязанности и права участников соревнований. Технические и тактические нарушения. Учет и оформление результатов соревнований. Требования, предъявляемые к местам проведения соревнований: спортивный зал, размер площадки, освещение,  оборудование и так далее. Изучение правил соревнований и жестов судей.

Практические занятия. Организация и проведение спортивной игры между командами, судейство и комплектование команды, подготовка мест для проведения занятий. Выполнение обязанностей судей (главный судья, старший, линейный, секретарь, судья хронометрист).

Тема 2.5. Тестирование 

Контрольные тесты проводятся в течение года после обучения отдельных игровых заданий.. Для тестов используются контрольные упражнения для оценки специальной физической подготовленности, приведенные в таблице . Кроме этих упражнений для тестирования, можно применять упражнения общей физической подготовки( контрольные тесты, определяющие уровень физической подготовленности учащихся. Комплексная программа физического воспитания. Под редакцией доктора педагогических наук В. И. Ляха.

№ п/п

Контрольные упражнения (тесты)

Бег 20 м с хода, с

12.

Бросок набивного мяча весом 1 кг из-за головы, м

Бег 55 м по движению, с

13.

Метание мяча весом 150 г на дальность, м

Бег 110 м по движению, с

14.

Тест на быстроту передач и ловлю мяча, с

Полная перебежка 2x55 м, с

15.

Тест на точность в передачах мяча, раз

Полная диагональная перебежка, с

16.

Тест на скорострельность в передачах, с

Полная перебежка с удара, с

17.

Удар снизу «свеча» - 10 попыток, раз

Челночный бег 3x20 м, с

18.

Удар сбоку «свеча»- 10 попыток, раз

Прыжок в длину с места, м

19.

Удар сбоку «дальний» - 10 попыток, раз

Тройной прыжок с места, м

20.

Удар «свеча» - длительность полета мяча, с

Десятикратный прыжок с места, м

21.

Удар сбоку на дальность полета мяча, м

Подтягивание из виса на перекладине, раз

6. Календарно-тематическое планирование

секции русской лапты.

Количество часов – 3 часа в неделю.

Количество занятий – 2 занятия в неделю.

п/п

урока

Содержания занятия

Количество часов

Дата проведения

Теория

Практ.

Вводное занятие. Техника безопасности. ОФП.

0,2

01.09

Правила соревнований. Техническая подготовка.

0,2

03.09

Круговая тренировка.

08.009

Техническая и тактическая подготовка.

10.09

Легкоатлетические упражнения. Техническая подготовка.

15.09

Техническая и тактическая  подготовка.

17.09

Соревнования.

22.09.

Игровые задания. Техническая подготовка.

24.09

Технико-тактическая подготовка. Учебная игра.

0,2

29.09

Технико-тактическая подготовка. Учебная игра.

01.10

Круговая тренировка. Учебная игра.

06.10

Упражнения с мячом. Учебная игра.

08.10

Упражнения с битой. Учебная игра.

13.10

Игровые задания. Техническая подготовка.

15.10

Технико-тактическая подготовка. Учебная игра.

20.10.

Технико-тактическая подготовка. Учебная игра.

22.10

Технико-тактическая подготовка. Учебная игра.

27.10

Соревнования.

29.10

Технико-тактическая подготовка. Учебная игра.

03.11

Технико-тактическая подготовка. Учебная игра.

05.11

Технико-тактическая подготовка. Учебная игра.

10.11

Упражнения с битой. Учебная игра.

12.11

Упражнения с мячом. Учебная игра.

17.11

Технико-тактическая подготовка. Учебная игра.

0,2

19.11

ОФП.

24.11

Тест на быстроту передач и ловлю мяча.

26.11

Учебная игра, приближенная к игре.

01.12

Тест на точность в передачах мяча.

03.12

Упражнения с битой.

08.12

ОФП.

10.12

Тест на скорострельность в передачах

15.12

Технико-тактическая подготовка. Учебная игра.

17.12

Технико-тактическая подготовка. Учебная игра.

0,2

22.12

Круговая тренировка.

24.12

Учебная игра, приближенная к игре.

29.12

Игровые задания.

30.12

Специальная физическая подготовка.

05.01

Круговая тренировка.

07.01

Общая физическая подготовка.

12.01

Учебная игра, приближенная к игре.

0,2

14.01

Технико-тактическая подготовка. Учебная игра.

19.01

Упражнения на скорострельность передач.

21.01

Круговая тренировка.

26.01

Специальная физическая подготовка.

28.01

Технико-тактическая подготовка. Учебная игра.

02.02

Игровые задания.

04.02

Круговая тренировка.

09.02

Технико-тактическая подготовка. Учебная игра.

0,2

11.02

Учебная игра, приближенная к игре.

16.02

Общая физическая подготовка.

18.02

Игровые задания.

23.02

Круговая тренировка.

25.02

Специальная физическая подготовка.

02.03

Технико-тактическая подготовка. Учебная игра.

04.03

Технико-тактическая подготовка. Учебная игра.

0,2

09.03

Технико-тактическая подготовка. Учебная игра.

11.03

Учебная игра, приближенная к игре.

16.03

Игровые задания.

18.03

Круговая тренировка.

23.03

Учебная игра, приближенная к игре.

25.03

Общая физическая подготовка.

30.03

Технико-тактическая подготовка. Учебная игра.

01.04

Технико-тактическая подготовка. Учебная игра.

0,2

06.04

Технико-тактическая подготовка. Учебная игра.

08.04

Игровые задания с мячом.

13.04

Специальная физическая подготовка.

0,2

15.04

Технико-тактическая подготовка

20.04

Круговая тренировка.

22.04

Технико-тактическая подготовка. Учебная игра.

27.04

Технико-тактическая подготовка. Учебная игра.

29.04

Общая физическая подготовка.

04.05

Технико-тактическая подготовка. Учебная игра

06.05

Игровые задания с мячом.

11.05

Круговая тренировка.

13.05

Учебно-тренировочная игра.

18.05

Учебно-тренировочная игра.

20.05

Учебно-тренировочная игра.

25.05

Итоговое занятие. Игра в лапту.

27.05

7. Оценка эффективности работы

Творческие работы учащихся:

  • Исследовательские работы;
  • Проектная деятельность;
  • Поисковая работа

Участие в соревнованиях.

Проведение открытых мероприятий


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида

Программа составлена для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овл...

ПРОГРАММА Факультатива «Русская лапта»

Программный курс факультатива предназначен для обучения русской лапте и решению задач физического воспитания детей школьного возраста, который содержит рекомендации по построению, содержанию и организ...

Программа курса "Русская лапта"

Программа предназначена для учеников среднего звена...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.

Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....

Рабочая программа по русскому языку 5-9 классы .Разработана на основе: - программы: « Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т. А. Ладыженской, М. Т. ,Л. А. Тростенцовой и других. 5—9 классы »

lt;>Аннотация к рабочей программе по русскому языку для 5-9 классов. Рабочая программа по русскому языку для 5-9 классов составлена в соответствии с нормативными документами: - Федеральный Закон ...

Рабочая программа по русскому языку на основе авторской программы М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанского, Л.А. Тростенцовой, А.Д. Дейкиной (Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова и др.)

Рабочая учебная программа по русскому языку основного общего образования   составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по р...