Координационные способности как один из видов двигательных способностей
статья по физкультуре на тему

Никитина Виктория Александровна

Понятие «координационные способности» выделяется из общего и менее определенного понятия «ловкость», широко распространенного в обиходе и в литературе по физическому воспитанию. Под координационными способностями следует понимать, во-первых, способность целесообразно строить целостные двигательные акты, во-вторых, способность преобразовывать выработанные формы действий или переключаться от одних к другим, соответственно, требованиям меняющихся условий. Эти особенности в значительной мере совпадают, но имеют и свою специфику. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nikitina_statya.docx17.39 КБ

Предварительный просмотр:

Координационные способности как один из видов двигательных способностей

Никитина Виктория Александровна

Канский педагогический колледж, Красноярский край

Научный руководитель: Олейникова Елена Сергеевна

 Тема общей характеристики особенностей координационных способностей — одна из интереснейших и сложнейших проблем теории и методики физического воспитания, психологии спортивной тренировки.

Понятие «координационные способности» выделяется из общего и менее определённого понятия «ловкость», широко распространённого в обиходе и в литературе по физическому воспитанию. Под координационными способностями следует понимать, во-первых, - способность целесообразно сроить целостные двигательные акты, во- вторых, способность преобразовывать выработанные формы действий или переключаться от одних к другим, соответственно, требованиям меняющихся условий. Эти особенности в значительной мере совпадают, но имеют свою специфику. Не трудно представить себе ученика, который успешно справляется с разучиванием новой комбинации движений, но оказывается не в состоянии качественно продемонстрировать её, как только внезапно меняется условие выполнения.

Ведущую роль при физиологической трактовке координационных способностей отводят к координационным функциям центральной нервной системы и её возможность качественно координировать движения.

Способность преобразовывать новые, все усложняющиеся формы движений требуется во всех видах спорта, имеющих периодически обновляемую и произвольную программу состязаний. От этой способности существенно зависит также прогресс в видах спорта со сложным составом двигательных действий. 

Высокий уровень развития координационных способностей — основная база для овладения новыми видами двигательных действий, успешного приспособления к трудовым действиям и бытовым операциям. В условиях научно-технической революции значимость различных координационных способностей постоянно возрастает. Процесс освоения любых двигательных действий (трудовых, спортивных, выразительных и т.д.) идёт значительно успешнее, если занимающийся имеет крепкие, выносливые и быстрые мышцы, гибкое тело, высокоразвитые способности управлять собой, своим телом, своими движениями. Наконец, высокий уровень развития физических способностей — важный компонент состояния здоровья. Из этого, далеко неполного перечня видно, на сколько важно заботиться о постоянном повышении уровня физической подготовленности.

Деятельность человека на производстве, спорте требует определенного уровня развития физических качеств. Уровень развития физических качеств человека отражает сочетание врожденных психологических и морфологических возможностей, приобретенных в процессе жизни и тренировки. Чем лучше развиты физические качества, тем выше работоспособность человека.

При определении понятия «координационные способности» необходимо исходить из критериев оценки данных способностей. В.И. Лях выделяет четыре основных признака:

- рациональность;

- правильность;

- быстрота;

- находчивость.

Данные критерии являются сложными и многозначными, специфично проявляясь в реальных видах двигательной деятельности и в разном сочетании друг с другом.

Помимо критериев оценки необходимо рассматривать и виды координационных способностей. В настоящее время В.И. Лях выделяет общие, специальные и специфические координационные способности.

К общим координационным способностям относится:

- способность к проявлению реакции после действия слухового, зрительного или тактильного раздражителя;

- кинестетическая способность;

- способность к сохранению равновесия;

- способность к переключению (согласованию разнонаправленных движений) в процессе двигательной деятельности в соответствии с задуманной программой действий;

- способность к управлению структурой темпоритмов;

- способность к ориентации в пространстве.

Данные способности являются общими координационными способностями и, в зависимости от вида деятельности, подразделяются на более мелкие (частные) координационные способности, количество которых может быть безгранично.

К специальным двигательно-координационным способностям] относятся группы целостных целенаправленных двигательных действий, однородных по психофизиологическим механизмам.

Следует иметь в виду, что названные координационные способности специфически проявляются в зависимости от спортивной дисциплины и видов предметно-практической деятельности. Поэтому, например, способность к дифференцированию параметров движений своеобразно проявляется как чувство дистанции в боксе и фехтовании, чувство снаряда - у гимнастов и легкоатлетов, чувство мяча - у баскетболистов, волейболистов, футболистов, чувство снега - у лыжников, чувство льда - у конькобежцев, чувство воды - у пловцов и т.п. Столь же своеобразны способность к ориентированию в пространстве у батутистов, борцов и спортсменов игровых видов спорта.

Общая координационная готовность в большей мере проявляется среди детей младшего и среднего школьного возраста. Среди юношей и девушек старшего возраста доля данного общего (генерального) фактора в структуре координационных способностеф уменьшается. Значительно чаще встречаются случаи, когда ученик имеет высокие координационные возможности применительно к циклическим или ациклическим локомоциям, но низкие к метательным движениям на меткость или к спортивным играм вследствие неодинакового уровня развития разных специальных КС.

То же можно сказать и про проявления специфических координационные способности: ребенок может иметь неплохой результат в тестах на статическое равновесие, но отличаться при этом низким результатом на ориентацию в пространстве и средним - на быстроту реагирования в сложных условиях и т.д.

Библиографический список

  1. Бернштейн Н.А. О ловкости и её развитии. - М.: «ФиС», 2001г. - 186 с.
  2. Лях В.И. Важнейшие для различных видов спорта координационные способности и их значимость в техническом и технико-тактическом совершенствовании. Теория и практика физической культуры. -1988г.- №2.-С.57-59.
  3. Лях В.И. Двигательные способности школьников: основы теории и методики развития.- М.: Терра-Спорт, 2000г. - 192 с
  4. Назаренко Л.Д. Развитие двигательно-координационных качеств как фактор оздоровления детей и подростков.- М.: 2001г.
  5. Физиология человека под ред. Н.В. Зимкина. - М.: ФиС, 1975г. - 495 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему "Влияние внеклассных занятий на двигательные способности ученика".

Юность -  определенный этап созревания с развития человека, лежащий между детством и зрелостью. Этот период обозначает фазу перехода  от зависимого детства к самосто...

Диагностика развития двигательных способностей детей

Краткое описаниеККккккккккККк Краткое описание проведения диагностики развития двигательных качеств у детей дошкольного возраста на занятиях ритмикой....

Учебно – методическая разработка «Значение подвижной игры «Караси и щуки» для формирования двигательных способностей учащихся на уроках легкой атлетики, баскетбола и футбола»

Учебно – методическая разработка  «Значение подвижной игр «Караси и щуки» для формирования двигательныхспособностей учащихся на уроках легкой атлетики, баскетбола и футб...

«Зависимость двигательных способностей подростков 10-11 лет от сезонных переходов на Крайнем Севере».

По данным многолетних наблюдений, проведенных Институтом гигиены и профилактики заболевания детей, подростков и молодежи, за последние 30 лет здоровье школьников имеет устойчивую тенденцию к уху...

Особенности развития двигательных способностей воспитанников на уроках физической культуры в СКОУ VIII вида

Современная ситуация в обществе создаёт множество проблем для чело­века, особенно для ребёнка: социально - психологических, материальных, ми­ровоззренческих. Школа не остаётся в стороне от процессов, ...

Статья «Развитие вокальных способностей учащихся общеобразовательной школы как один из видов художественно-эстетической одаренности детей»

Я работаю в сельской образовательной школе, на Крайнем севере, в очень отдаленном от земли районе, учителем музыки уже много лет, и меня всегда интересовали вопросы  выявления и развития ...

Стимулирование мыслительных функций в рамках развития двигательных способностей (координационных и кондиционных)

Методы организации учебной деятельности: фронтальный, групповой,  круговой, соревновательный, игровой....