Статья «Развитие вокальных способностей учащихся общеобразовательной школы как один из видов художественно-эстетической одаренности детей»
статья на тему
Я работаю в сельской образовательной школе, на Крайнем севере, в очень отдаленном от земли районе, учителем музыки уже много лет, и меня всегда интересовали вопросы выявления и развития музыкальности детей, развития вокальных данных у детей разного школьного возраста. В нашей школе учатся дети абсолютно разные, в основном, многие из них, без специальной подготовки (не посещают специальных дополнительных учреждений в данном направлении), с разными вокальными и музыкальными данными. Поэтому тема моей работы «Развитие вокальных способностей учащихся общеобразовательной школы как один из видов художественно-эстетической одаренности детей» для меня очень актуальна, ведь в моих руках находятся дети, которым я могу помочь в раскрытии их талантов, способностей, и одаренности в области вокального искусства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_vokalnyh_sposobnostey_detey_v_obshcheorazovatelnom_uchrezhdenii_gimaeva_t.m.docx | 59.42 КБ |
Предварительный просмотр:
«Развитие вокальных способностей учащихся общеобразовательной школы как один из видов художественно-эстетической одаренности детей»
Т.М. Гимаева
Учитель музыки, музыкальный руководитель Мыскаменская школа-интернат.
Талант-душевное богатство, которое нельзя украсть, но которое само исчезнет, если не находит выхода. (Валентин Борисов)
Современная жизнь настолько стремительна, что порой мы не успеваем посмотреть вокруг себя и заметить главное, заметить тех, кто находится в этой жизни рядом с нами, заметить их особенности, способности, таланты и особые дарования. Я считаю, что главной задачей любого педагога является поиск талантливых, одаренных детей, их развитие, а также помощь в воплощении их талантов в жизни.
Талантливых людей не бывает-так гласит известный афоризм. Это действительно так. Просто у одних людей таланты очевидны, они их демонстрируют, а у других –таланты скрыты, и нужно время, участие грамотных педагогов, которые сумеют выявить задатки одаренности, и развить их в нужном направлении.
Я работаю в сельской образовательной школе, на Крайнем севере, в очень отдаленном от земли районе, учителем музыки уже много лет, и меня всегда интересовали вопросы выявления и развития музыкальности детей, развития вокальных данных у детей разного школьного возраста. В нашей школе учатся дети абсолютно разные, в основном, многие из них, без специальной подготовки (не посещают специальных дополнительных учреждений в данном направлении), с разными вокальными и музыкальными данными. Поэтому тема моей работы «Развитие вокальных способностей учащихся общеобразовательной школы как один из видов художественно-эстетической одаренности детей» для меня очень актуальна, ведь в моих руках находятся дети, которым я могу помочь в раскрытии их талантов, способностей, и одаренности в области вокального искусства.
По моему опыту, большинство детей от природы обладают музыкальностью и голосом, но к каждому ребенку нужен свой подход, свои техники для развития его голосового аппарата.
Целью моей работы является обобщение своего опыта, и желание поделиться им со своими коллегами.
Для начала хочется ещё раз вернуться к понятию одаренности детей.
В современных исследованиях одаренность трактуется как готовность демонстрировать высокий уровень достижений в определенной деятельности. (интеллектуальной, учебной, художественной). В некоторых источниках указано, что одаренность- это системное, развивающее в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми
В современном мире многие психологи, занимающиеся проблемами одаренности считают, что одаренность и ее развитие-это результат взаимодействия наследственности и социума, т.е. деятельности ребенка, в которой он преобладает. На сегодняшний день, важным фактором развития одаренности, является понятие мотивации. В исследовании Т.О.Гордеевой мотивация рассматривается как процесс побуждающий, направляющий и регулирующий выполнение достиженческой деятельности. По мнению Э.Дэси, внутренняя мотивация-это «стремление совершать деятельность ради неё самой, ради награды, которая содержится в самой этой деятельности».
Одаренность часто проявляется в успешной деятельности, имеющий стихийный самодеятельный характер. Одаренные дети не всегда стремятся демонстрировать свои достижения перед окружающими. Очень важным аспектом задержки развития одаренности являются такие психические и физические особенности ребенка: например, заикание, повышенная тревожность, конфликтный характер ребенка, неумение слышать педагога, боязнь публичных выступлений и т.д. В таких случаях ребенку необходимо оказывать психолого-педагогическую поддержку.
Музыкальная одаренность – это сложное качественное образование, включающее как специальные способности, как и творческие и личностные составляющие. Музыкальные способности относятся к специальным способностям человека, которые необходимы для успешных занятий именно музыкальной деятельностью. Музыкальную одаренность невозможно рассматривать в отрыве от музыкального слуха, который бывает гармоническим и мелодическим, абсолютным и относительным. Особенностью музыкальной одаренности является музыкальность, которая проявляется в чистом интонировании, и наличии чувства ритма.
Очень важным понятием в вокальном искусстве является голос. Что такое голос-это (от.гр. «звук» способность человека издавать звуки при разговоре.) Голосообразование происходит путем выдыхания воздуха из легких через рот и нос, при этом голосовые складки вибрируют и создают звуковые колебания. Характерный для каждого человека тембр голоса приобретается в результате прохождения звуковых волн через резонаторы, роль которых выполняют окружающие гортань сверху и снизу воздухоносные полости : ротоглотоночная и носовая сверху и трахея с крупными бронхами снизу.(википедия).
В вокальной педагогике существует такое понятие как певческий голос, здесь учитывается сила голоса, насколько подвижен, виртуозен, отчетлив голос певца, насколько развит его певческий диапазон. Данное исследование проводится мной уже в течение нескольких лет (с 2015 года) на обучающихся Мыс Каменской школы- интерната До моего прихода в 2015-2016 учебном году, в школе было 2 -3 солиста, не было вокальных ансамблей.
Придя работать в школу, я заметила, что у большинство детей обладают музыкальным слухом, но из них поющих детей было очень мало. На сегодняшний день, в школе очень много детей, которые поют и принимают участие в концертах, в конкурсах. Свое мастерство в данной области демонстрируют как солисты, так и как вокальные ансамбли.
Процесс выявления, отбора, музыкально одаренных детей начинается на уроках музыки. В течение нескольких уроков я прослушиваю детей, определяю их диапазон, вокальные возможности, а также выявляю наличие чувства ритма. Очень важно на данном этапе заметить таких детей, ведь как известно, признаки одаренности, проявляемые в детские годы, могут либо постепенно, либо быстро исчезнуть.
Далее по возрастным категориям формирую вокальные группы, которые входят в вокальное объединение «Голоса».
Некоторых детей, по своей инициативе или по желанию детей, я приглашаю на сольные занятия, на которых уже индивидуально работаю с ними. Развитие таких детей происходит по-разному. Все зависит от умения слушать и слышать меня, а также от того насколько у ребенка развит диапазон голоса. Именно здесь, на сольных и групповых занятиях и происходит развитие вокальных данных, развитие одаренности детей. Большую, важную, главную роль на это оказывает вокальная методика. В настоящее время существует много вокальных методик, педагогов, которые основываются на личных наблюдения, домыслах. У кого-то они наиболее, у кого-то наименее эффективны. Проблема заключается в том, что определенная программа, определенного автора направлена на развитие голоса в одном направлении (народного, академического, эстрадного пения), и рассчитана уже на детей с явными признаками музыкальности, уже имеющихся от природы ярких вокальных данных. Но я работаю со всеми детьми, и моя задача найти и развить детей, имеющих скрытую (потенциальную) одаренность. Поэтому в работе над данной проблемой мне очень сильно помог опыт такого педагога, профессора, нашей современницы И.Б.Бархатовой и её книги «Гигиена голоса для певцов»(учебное пособие , издательство «Планета музыки», ;«Постановка голоса эстрадного вокалиста» (учебное пособие, издательство «Планета музыки» 2015 г.) а также опыт И.Рамзиной , её статьи на сайте www.vokalmechanika.ru. Именно у этих педагогов наиболее конкретизированы вокальные техники и приемы, которые применяются к учащимся, раскрывая его индивидуальные особенности голоса. Педагоги демонстрируют общие фундаменты вокальной техники. Большую и важную роль в развитии голоса играет гигиена, забота о нем. Именно с этого я начинаю свои занятия по вокалу. Главная идея в опыте коллег, которую я применяю в своей работе , это то, что развитие голоса и его сила не связано с дыханием, как этому нас учили ранее, а напрямую связано с работой мышц человеческого тела, поэтому голос, как и мышцы, нужно специально тренировать .(см.сайт. www.vokalmechanika.ru), и певец может легко восстановиться после длительного прерывания занятий по вокалу, благодаря мышечной памяти). Большим открытием для меня было то, что силу и диапазон голоса можно развить при помощи физических упражнений (наклон корпуса вперед при пропевании высоких нот), так как при таком положении тела работают определенные структуры гортани.
В результате моей работы виден огромный рост и развитие детских голосов. Наивысшим результатом проявления детской одаренности, развития вокальных способностей, (певческих голосов), является участие моих детей в вокальных конкурсах различных уровней, в которых эти дети занимают призовые места.
Ниже приведу диаграмму результата моей работы с 2015 года. детей вокального объединения «Голоса» и участие их в конкурсах и концертах.
Считаю, большую роль в развитии одаренности детей играют родители, которые не препятствует работе педагога, а наоборот помогают облегчить этот процесс. Поэтому здесь идет тесная взаимосвязь, сотрудничество со всеми родителями, чтобы они знали, насколько талантлив их ребенок. Очень ценна помощь родителей в создании художественного образа ребенка, в постановке сценического номера. Самая главная задача родителей, поощрять своих детей за их старания, а не наказывать их ограничением той деятельностью, в которой их ребенок делает успехи.
В заключении своей работы хочется сделать следующие выводы.
- Развитие вокальных способностей, художественно-эстетической одаренности, в большей степени зависит от педагога, умения выявить музыкальные способности ребенка. С учетом физических и тембровых характеристик голоса подобрать для него вокальные упражнения по развитию голоса, знать и применять эффективные вокальные методики в своей практике.
- На развитие вокальных способностей влияет правильный подбор репертуара, в котором максимально раскрывается диапазон ребенка и тембр голоса.
- Развитию одаренности детей способствует тесная взаимосвязь педагога и родителей.
- Развитию одаренности, голосового аппарата , способствует собственная мотивация (желание) ребенка обучаться, проявлять, демонстрировать свою одаренность, свои таланты.
Но я считаю, что главная роль в развитии вокальных способностей, художественно-эстетической одаренности в области вокального искусства , принадлежит педагогу и желанию самого ребенка раскрывать, развивать, показывать свою одаренность другим. В дальнейшем, я также планирую работу с такими детьми, искать талантливых детей, развивая их голоса, стараясь быть полезными для них, в этом и заключается призвание педагога, передавать свои знания детям!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Развитие творческих способностей учащихся на уроках литературы"
В статье представлены некоторые виды творческих работ учащихся на уроках литературы, которые позволяют активизировать познавательную деятельность старшеклассников, повысить их интерес к изучаемы...
Развитие творческих способностей учащихся коррекционной школы VIII вида через обучение основам лоскутного шитья. ( для детей 14 -15 лет).
Программа факультативного курса «Основы лоскутного шитья» рассчитана для учащихся старших классов коррекционной школы VIII вида уже имеющих определённые навыки и умения по швейному делу. Кроме того, э...
Статья «Развитие творческих способностей учащихся на уроках музыки»
«Ребенок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках… через сказку, фантазию, игру, через неповт...
Развитие творческих способностей учащихся средней школы ( 5-9 классы) на уроках изобразительного искусства, как один из факторов развития личности.
Помощь предмета изобразительное искусство в подростковом периоде для учащихся 5-9 классах...
Развитие творческих способностей учащихся средней школы ( 5-9) классы на уроках изобразительного искусства, как один из факторов развития личности
Развитие творческих способностей учащихся средней школы (5-9) классы на уроках изобразительного искусства, как один из факторов азвития личности...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по проведению диагностики хореографических способностей учащихся общеобразовательной школы
Методические рекомендации предназначены для проведения процедуры входной и итоговой диагностики хореографических способностей учащихся общеобразовательной школы....