Программа "Одарённые дети"
методическая разработка по физкультуре на тему
Предварительный просмотр:
МБОУ «Средняя школа №1» города Велижа Смоленской области
Автор: учитель физической культуры Виноградская Людмила Дмитриевна
Программа по физической культуре «Одарённые дети»
Пояснительная записка
Физическое воспитание — неотъемлемая составляющая воспитания и образования подрастающего поколения Российской Федерации и многих других государств. В нашей стране целенаправленно и системно оно ведется в учреждениях дошкольного, общего, профессионального и послевузовского образования.
В соответствии с основными принципами концепции физической культуры и спорта в Российской федерации реализация стратегических задач предполагает активизировать меры по поиску спортивно одаренных детей и создать оптимальные условия для их развития. Поэтому изучение закономерностей формирования и развития спортивно одаренной личности позволит выйти на новый уровень понимания потенциальных возможностей индивида для самореализации в процессе жизнедеятельности, так как спортивная деятельность – одна из важнейших моделей для изучения состояния человека в различных жизненных проявлениях. Недобросовестные популяризаторы проблемы детской одаренности во все времена старательно формировали в общественном сознании представление о том, что одаренные дети обычно отстают в физическом развитии от сверстников. Исследования Л.Термена и других ученых показали, что чаще бывает наоборот. Одаренный ребенок нередко опережают сверстников и по этому параметру. На сегодня определенны виды одаренности: умственная, социальная, моторная, практическая. Ведущим в познании спортивной одаренности является определение возможностей моторной организации человека и его психических способностей, которые могут быть как врожденными, так и приобретенными в процессе деятельности. Точнее двигательную одаренность можно определить как сочетание врожденных антропометрических, морфологических, психологических, физиологических и биохимических особенностей человека, однонаправленно влияющих на успешность какого-либо вида двигательной деятельности.
Целью программы является формирование условий для выявления, развития и поддержки одаренных детей в сфере физического воспитания.
Основными задачами программы являются:
- развитие и поддержка учреждений и организаций, работающих с одаренными детьми;
- совершенствование системы выявления и осуществление необходимых мероприятий для выявления, развития и поддержки одаренных детей;
- создание механизмов поддержки одаренных детей;
- отбор среди различных систем обучения тех методов и приёмов, которые способствуют физическому развитию;
- расширение возможностей для участия способных и одарённых школьников в грайонных, региональных, всероссийских олимпиадах, в соревнованиях и конкурсах различного уровня.
Ожидаемые результаты реализации программы
Данная программа призвана способствовать:
- развитию общих способностей одаренных детей;
- развитию физических способностей одаренных детей;
- социальной и психической поддержке одаренных детей;
- повышению качества подготовки специалистов, работающих с одаренными детьми;
- созданию условий для укрепления здоровья одарённых детей;
- повышению качества образования и воспитания школьников;
- формированию банка технологий и программ для диагностики способных и одарённых детей;
Основные мероприятия программы
Основными мероприятиями программы являются
- организация школьных олимпиад, соревнований, конкурсов;
- приобретение спортивного оборудования и материалов для исследовательской и творческой деятельности школьников, развивающих работу с одарёнными детьми;
- приобретение научной и учебно-методической литературы;
Обоснование проблемы
Анализ ее исходного состояния
Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. Проблема одарённости являлась и является темой пристального внимания многих исследователей в области педагогики, психологии, социологии, философии и многих других наук, занимающихся изучением человека. Одаренность — уровень развития каких-либо способностей человека, связанный с их развитием, но, тем не менее, от них не зависимый. На основе идей психологов Дж. Кэррола и Б. Блума их последователями была разработана методика обучения одаренных детей. Изучением особо одаренных детей занимался Ж. Брюно. Одаренность — основная черта личности талантливого человека, которая позволяет ему развивать свой талант на более высокие уровни.
К большому сожалению, далеко не каждый человек способен реализовать свои способности. А ведь развитие способностей и талантов любого человека важно не только для него самого, но и для общества в целом. Качественный скачок в развитии новых технологий повлек за собой резкое возрастание потребности в людях, обладающих нестандартными способностями, вносящих новое содержание в производственную и социальную жизнь, умеющих ставить и решать новые задачи, относящиеся к будущему.
На наш взгляд, школа, ориентированная на раскрытие индивидуальных возможностей каждого ребенка, не может не считаться с тем фактом, что около 30% учащихся за время их школьного обучения снижают свои исходные показатели «одаренности». То же можно сказать и об их мотивации к учению. И если мы не будем заботиться об удовлетворении запросов этих 30% учащихся, то нам останется только удивляться той легкости, с которой теряются ценнейшие качества ребенка – «открытый ум и гибкий интерес детства». Именно поэтому, ориентируясь на учащихся, которых принято характеризовать как одаренных, разработана комплексно-целевая программа «Одаренные дети».
Согласно учебному плану школы организованно на базе школы такие спортивные секции:
- по баскетболу (6 часов в неделю), 30 девочек и 30 мальчиков
- по футболу (9 часов в неделю), 30 мальчиков
- шахматы 15 человек
- внеурочная деятельность: Пешеходный туризм, подвижные игры, баскетбол, ритмика и хореография» для учащихся 1-4 классов
Ежегодно проводятся школьные, районные олимпиады и спортивные соревнования.
Цели и задачи работы с одаренными детьми
1. Выявление одаренных детей | 1.Знакомство педагога с данными о психологических особенностях и методических приемах работы с одаренными детьми. 2.Обучение педагога через методическую и научную литературу, педсоветы, самообразование, курсы повышения квалификации. 3. Знакомство педагога с приемами целенаправленного педагогического наблюдения, диагностики. 5. Проведение спортивных мероприятий, конкурсов, олимпиад, и др., позволяющих учащимся проявить свои способности. |
2. Создание условий для оптимального развития одаренных детей. | 1.Отбор среди различных систем обучения тех методов и приемов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества. 2.Совершенствовать способности в совместной деятельности со сверстниками, руководителем через самостоятельную работу. |
Формы работы с одаренными учащимися:
- развивающее обучение, работа в малых группах;
- игровые технологии;
- спортивные секции;
- задания творческого и нестандартного характера;
- участие в олимпиадах;
- работа по индивидуальным планам;
- спортивные соревнования.
План мероприятий по выполнению программы «Одарённые дети»
№ п/п | Наименование мероприятия | Сроки реализации | ||||
2017 | 2018 | 2019 | 2020 | |||
1 | Разработка программы работы с одаренными детьми в сфере физического воспитания | + | + | — | — | |
2 | Разработка и утверждение документальной базы | + | + | — | — | |
3 | Участие в школьных, районных и региональных олимпиадах | + | + | + | + | |
4 | Участие в школьных, районных и региональных соревнованиях. | + | + | + | + | |
5 | Организация внеклассной работы по развитию одарённых детей | + | + | + | + | |
6 | Участие в конкурсах «Грант по спорту» «Лучший спортсмен школы» и др. | + | + | + | + | |
7 | Организация в каникулярные дни тренировочных занятий, соревнований для одаренных детей | + | + | + | + | |
8 | Участие в конкурсах исследовательских работ | + | + | + | + | |
9 | Разработка методических материалов исследовательских работ одаренных детей. | + | + | + | + | |
10 | Проведение собраний, круглых столов, мероприятий с родителями одарённых детей. | + | + | + | + | |
11. | Подведение итогов реализации программы | — | — | — | + |
План работы с одарёнными детьми
№ п/п | Мероприятия | Сроки | Ответственные |
1 | Составление и уточнение списков учащихся, успешных в освоении видов физкультурно-спортивной деятельности | Сентябрь | Зам.директора по учебной части: Галактионова О.С. Виноградская Л.Д, Байкова С. А.. |
2 | Создание банка данных одарённых детей физкультурно-спортивной направленности | Сентябрь-октябрь | Зам.директора по учебной части: Галактионова О.С. Виноградская Л.Д., Байкова С.А . |
3 | Организация системы дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности | Сентябрь | Зам.директора по учебной части: Галактионова О.С. Виноградская Л.Д. |
4 | Организация и проведение I тура (школьных) соревнований и Олимпиады по физической культуре | В течение года согласно плана внутришкольных СММ | Зам.директора по учебной части: Галактионова О.С. Виноградская Л.Д.. Байкова С.А. |
5 | Подготовка учащихся к участию во II туре (раонных) соревнований и Олимпиады по физической культуре | В течение года согласно плана методического кабинета | : Виноградская Л.Д.. Байкова С.А. |
6 | Подготовка учащихся к участию в III туре (региональных) соревнований и Олимпиады по физической культуре | В течение года согласно плана региональных | : Виноградская Л.Д.. Байкова С.А. |
8 | Участие в семинаре для учителей школы по вопросам организации научно-исследовательской работы с учащимися | Октябрь | Зам.директора по учебной части: Галактионова О.С. Виноградская Л.Д.. Байкова С.А. |
9 | Организация работы одарённых учащихся | В течение года | Зам.директора по учебной части: Галактионова О.С. |
10 | Методическая помощь учителям физической культуры в работе с одарёнными учащимися | В течение года | Зам.директора по учебной части: Галактионова О.С. |
11 | Создание банка данных результатов работы одарённых детей | В течение года | Зам.директора по учебной части: Галактионова О.С. |
12 | Организация и проведение дополнительных занятий с одарёнными детьми | В течение года | Зам.директора по учебной части: Галактионова О.С. |
13 | Проведение предметной декады с активным участием одарённых детей | Декабрь | Зам.директора по учебной части: Галактионова О.С Виноградская Л.Д.. Байкова С.А.. |
14 | Взаимодействие с организациями и объединениями по вопросам работы с одарёнными детьми | В течение года | Зам.директора по учебной части: Галактионова О.С. Виноградская Л.Д.. Байкова С.А. |
15 | Подведение итогов работы с одарёнными детьми | Апрель-май | Зам.директора по учебной части: Галактионова О.С. Виноградская Л.Д.. Байкова С.А. |
16 | Поощрение и стимулирование одарённых учащихся: «Ассамблея победителей». | Апрель-май | Зам.директора по учебной части: Галактионова О.С. Виноградская Л.Д.. Байкова С.А. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование образовательной среды для развития одаренных детей, в рамках ГБОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Салтыковского детского дома.
Доклад для областного семинара...
Совместный урок английского языка"Дети России, дети Китая - дети общей планеты Земля!" (из опыта работы)
В рамках установления и дальнейшего поддержания дружественных отношений между детьми и педагогами г.Белогорска(Амурской области) и г.Хэйхэ (КНР) был мной организован и...
ЭССЕ «Учить детей – что может быть прекрасней?». ЭССЕ «Учить детей – что может быть прекрасней?». Эссе "Учить детей, что может быть прекрасней?"
Эссе "Учить детей, что может быть прекрасней?"...
Антитерроризм детям (беседы для детей) Что такое терроризм? Правила поведения при террористическом акте Антитерроризм детям (беседы для детей) Что такое терроризм? Правила поведения при террористическом акте
Общие правилаК террористическому акту невозможно подготовиться заранее, поэтому следует всегда быть настороже. Главное правило: избегайте без необходимости посещения регионов, городов, мест и ме...
Методические рекомендации по оформлению дополнительных мер социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Методические рекомендации по оформлению дополнительных мер социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения...
ПРОГРАММА Социально-педагогическое сопровождение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в СПб ГБПОУ «Лицей сервиса и индустриальных технологий» «Преодоление социальной исключенности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителе
Социально-педагогическое сопровождение детей-сирот идетей, оставшихся без попечения родителей,в СПб ГБПОУ «Лицей сервиса и индустриальных технологий»«Преодоление социальной исключенности детей-сирот и...
Программа постинтернатного сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Мое успешное будущее»
Программа постинтернатного сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Мое успешное будущее»...