Теория и методика обучения и воспитания. Обучение двигательным действиям с позиции гуманизации на уроке физкультуры.
статья по физкультуре на тему
Обучение двигательным действим с позиции гуманизации на уроке физкультуры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Доклад | 24.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Прохорова Инна Геннадьевна
учитель физической культуры
МБОУ «СОШ №21»
г. Альметьевск РТ
2 Теория и методика обучения и воспитания.
Обучение двигательным действиям с позиции гуманизации на уроке физкультуры.
В общем виде содержания обучения по представляемой методике состоит в том, что детей учат учиться, обращают их к способам освоения двигательных действий. При этом овладение разучиваемым двигательным действиям будет являться для учеников побочным результатом учебного процесса. Чтобы быть готовым самостоятельно осваивать двигательные действия, обучающейся должен уметь:
- описывать двигательные действия пооперационно;
-выделять двигательную задачу, которую необходимо решить для выполнения двигательного действия;
-определять собственные умения и неумения по отношению к разучиваемому двигательному действию;
-планировать учебные действия по освоению двигательного действия;
Любая методика обучения должна раскрыть вопросы: чему учить? как учить? каковы результаты обучения? как контролировать учебный процесс? В связи с этим последующие материалы будут излагаться по схеме:
Описание двигательного действия. Уметь описывать двигательные действия- это значит уметь увидеть данное двигательное действие. Сначала дети учатся разделять двигательные действия на части: начало действий, основное действие, суть действия, завершение действия. После того как учитель обратит внимание на детей, они предпринимают попытки описание того, что делает тот или иной человек. Поэтому учителю надо вместе с детьми составить словестное разучиваемое двигательное действие. Очень важно проделать это вместе с детьми. Умения описывать двигательные действия состоит из умения выделять и называть составляющие операции этого двигательного действия, представлять его как ряд последовательных движений, как ряд умений. Результат обучения будет положительным в том случае, если ученик при предъявлении ему незнакомого двигательного действия сможет расчленить его на смысловые по отношению к данному двигательному действию части, которые могут быть представлены как самостоятельные умения, и назвать их.
Выделение ( или постановка) двигательной задачи. Путь к овладению умением выделять двигательную задачу лежит через освоение целого ряда умений.
В процессе освоения предусмотренной учебной программой необходимо учить детей:
-выделять освоения для сравнения и сравнивать выполнение двигательных действий разными учащимися с образцовым выполнением разучиваемого двигательного действия;
-усваивать сходство и различие двигательных действий по воздействию на занимающихся, по направленности двигательных действий, по результатам, по способу выполнения.
-выделять главное, существенное и не существенное для разучиваемого двигательного действия;
-находить простые двигательные действия в сложных двигательных действиях;
-составлять из простых двигательных действий в более сложные;
-выбирать оптимальные для данных условий способов выполнения двигательного действия.
Одним из интегральных показателей результативности является умение учеников при предъявлении им незнакомого действия определить, что нужно сделать, чтобы его выполнить. На этапе формирования названного умения по мере его освоения проверяют наличие у детей знаний и умений. Такая форма работы. Обычная для уроков физической культуры. Практика показывает, что даже слушая ответы товарищей и объяснения учителя, все учащиеся , как правило, усваивают основные умения.
Определение учащимися собственных умений и не умений. Данное качество- одно из самых важных при обучении, занимающийся должен уметь определять, что он по отношению к разучиваемому двигательному действию умеет делать, а чему еще необходимо научиться. Именно на выявление готовности обучаемых к освоению двигательного действия направлен первый этап обучения традиционным способом- опробование. На основании умения анализировать технику двигательных действий дети научаются оценивать даже незнакомые действия по сложности и по требованиям к физической и технической подготовленности. Приступая к разучиванию двигательного действия нужно научить:
-оценивать сложность незнакомых двигательных действий;
-выявлять требования к подготовленности обучающегося, необходимые для данного двигательного действия;
- оценивать, проверять свою подготовленность;
- сопоставлять свою подготовленность с требуемой для освоения разучиваемого двигательного действия.
Важное, чтобы ученик мог обосновать свои утверждения, показать, что он видит основную трудность изучаемого двигательного действия, реально представляет свою готовность к его выполнению и может сопоставлять первое со вторым.
Планирование учебных действий. Это значит представлять конечный результат, конкретные умения, которые необходимо освоить для выполнения разучиваемого двигательного действия; определять имеющиеся для достижения конечного результата условия и объема работы, необходимый для освоения разучиваемого двигательного действия; распределять эту работу по этапам.
Учащийся сможет планировать свои учебные действия, если будет:
-обращать внимание на способы освоения двигательных действий, применяемые на уроках физической культуры;
-выбирать способы освоения разучиваемых двигательных действий, обосновывая принимаемые решения;
-участвовать в работе в парах, когда один ученик обучает другого.
Выполнение разучиваемого двигательного действия, контролируя и корректируя свои действия. Обучение названному умению включает в себя как минимум четыре этапа:
-умение создавать условия для выполнения определенного двигательного действия;
-знание ключевых показателей, по которым можно судить о правильности выполнения двигательного действия;
-умение пользоваться этими показателями для корректировки своих действий;
Обсуждая технику двигательных действий на предмет безопасности, следует учить детей сопоставлять разучиваемые ими действия с обстановкой, в которой они их будут выполнять. Необходимо чтобы дети знали показатели выполнения конкретных двигательных действий. Каждая часть изученного двигательного действия должна иметь логическую завершенность и приводить к определенному результату. Важно сформировать и умение оценивать, исправлять действия товарищей. Данное умение складывается из умений описывать двигательные действия и сравнивать между собой разные способы выполнения двигательных действий. Сначала дети учатся сравнивать выполнение двигательного действия их товарищей с образцовым выполнением двигательного действия. Когда двигательное действие сложное, выполнение его всеми учащимися сразу невозможно и для освоения требуется подготовительные и подводящие упражнения, организация учащихся может быть иной: в группах, в парах, по отделениям, только под контролем учителя. Каждая часть изучаемого двигательного действия должна иметь логическую завершенность и приводить к определенному результату. Следует также подчеркнуть, что в начале работы по приводимой методике учителю будут необходимы очень подробные конспекты уроков. Ведь фактически речь идет о работе, которую самому учителю нужно серьезно осваивать. Но с ростом самостоятельности детей проводить уроки будет легче: меньше показа, подсчета, надзора за дисциплиной, больше творческой работы. Результатом является умения учащихся самостоятельно осваивать двигательные действия, строить свои занятия, активное участие детей в учебном процессе, возникающие у них желание заниматься самостоятельно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Система обучения двигательным действиям на уроках физкультуры при изучении темы «Спортивная игра – баскетбол».
Разработана программа «Система обучения двигательным действиям на уроках физкультуры при изучении темы «Спортивная игра – баскетбол». Цель данной работы заключается в изучении вопросов обучения двигат...
Основы теории и методики обучения двигательным действиям
Основы теории и методики обучения двигательным действиям...
ИНТЕГРАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ В ДУХЕ ПРАВОСЛАВНЫХ ДУХОВНЫХ ЦЕННОСТЕЙ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ В 5 - 7 КЛАССАХ
В статье рассказыватся об опыте интеграции обучения и воспитания детей в духе православных духовных ценностей на уроках литературыНа уроках литературы в первую очередь решаются задачи литературного об...
Теория и методика обучения и воспитания слабомотивированных учащихся при подготовке к ЕГЭ по математике
Как известно, чтобы стать сильным, красивым и уверенным в себе гимнастом, надо много и упорно тренировать свое тело, тогда оно станет гармоничным, а гимнаст достигнет вершины в спорте. Выпускник...
Социальная Адаптация студентов колледжа к новым условиям жизнедеятельности через комплексный подход к обучению и воспитанию (формирование активны х жизненных позиций, привитие ЗОЖ, развитие целевых ориентаций и т. п. )
В презентации рассмотрены вопросы:1.Психологические особенности юношеского возраста.2. Классный руководитель – профессиональная роль преподавателя.3. Тренинг как одна из форм р...
Курсовая работа по теории и методике физического воспитания ВЛИЯНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ НА ДВИГАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ
ВЛИЯНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ НА ДВИГАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ...
Программа обучения двигательному действию в рамках III этапа (закрепления и совершенствования; на примере избранного вида спорта (плавание) и избранного двигательного действия (гребок при плавании кролем на груди)) с использованием приемов воображения
В данной методической разработке обозначена важность использования приемов воображения на всех этапах обучения двигательному действию. Представлен порядок действий для закрепления и совершенствования ...