Программа обучения двигательному действию в рамках III этапа (закрепления и совершенствования; на примере избранного вида спорта (плавание) и избранного двигательного действия (гребок при плавании кролем на груди)) с использованием приемов воображения
методическая разработка по физкультуре (8, 9, 10, 11 класс)

Матигорова Александра Николаевна

В данной методической разработке обозначена важность использования приемов воображения на всех этапах обучения двигательному действию. Представлен порядок действий для закрепления и совершенствования гребка при плавании кролем на груди с помощью приемов воображения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа обучения двигательному действию в рамках III этапа (закрепления и совершенствования; на примере избранного вида спорта (плавание) и избранного двигательного действия (гребок при плавании кролем на груди)) с использованием приемов воображения

1. ОБЩЕЕ ОПИСАНИЕ ОБУЧЕНИЯ ДВИГАТЕЛЬНОМУ ДЕЙСТВИЮ НА ЭТАПЕ ЗАКРЕПЛЕНИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

Двигательное действие - это способ выполнения пространственного перемещения и механических воздействий. Он служит средством разрешения пространственно-предметных отношений и моторно-поведенческих ситуаций. Представляет собой механическую форму проявления двигательной активности человека в виде движений, пространственных перемещений и моторно-поведенческих актов.

Основная функция – решение конкретных двигательных задач. Двигательная задача – это целевая установка на создание или изменение пространственно-предметных условий и отношений, оказывающих влияние на достижение конечных результатов деятельности (преодолеть препятствие, догнать трамвай, выиграть состязание и др.).

Модель двигательного действия должна включать в себя:

1. Технику двигательного действия, которую планируется разучить.

2 . Условия практического применения изучаемого двигательного действия.

3. Количественные показатели, которые должны продемонстрировать занимающиеся в результате обучения.

Условия практического применения двигательного действия определяют частные задачи третьего этапа, средства и методические приемы их решения. Двигательное действие может применяться в стандартных (спортивный зал, манеж, ринг, татами, бассейн и т.п.) или вариативных (открытый стадион, трасса, шоссе и т.п.) внешних условиях; в сочетании с другими действиями; в игре, соревновании и т.п.

Количественные показатели (м., сек., кг., очки, количество повторений, количество баллов и т.п.) дают основание запланировать продолжительность работы по совершенствованию двигательного действия при повышающихся физических и волевых усилиях.

Частная задача программы обучения двигательному действию должна нести информацию о том, чего необходимо добиться в результате реализации того или иного шага процесса обучения двигательному действию.

Количество частных задач программы обучения двигательному действию должно быть необходимым и достаточным для решения общей задачи этой программы. Следует иметь в виду, что количество частных задач, используемых для реализации того или иного шага структуры процесса обучения двигательному действию, может быть неодинаковым и варьироваться в зависимости от сложности изучаемого двигательного действия (количество движений, сложность кинематической, динамической и ритмической структуры и т.п.).

Обучение любому двигательному действию состоит из 3 этапов. Остановимся на последнем, третьем этапе – закрепление и совершенствование и рассмотрим его подробнее:

Цель данного этапа: Закрепить умение в навык и сформировать способность выполнять двигательное действие в условиях его практического применения.

1й шаг - закрепить в необходимой мере технику двигательного действия.

Для реализации этого шага необходимо совершенствовать пространственные, временные, пространственно-временные, силовые и ритмические характеристики двигательного действия, которые уточнялись на втором этапе.

2й шаг - совершенствовать изучаемое действие в соединениях с другими двигательными действиями.

Этот шаг необходим только при обучении тем двигательным действиям, которые в условиях практического применения используются в соединении с другими движениями и действиями для целесообразного решения двигательной задачи, а также при составлении программ обучения соревновательным упражнениям, техника которых включает в себя определенное количество относительно самостоятельных элементов (спортивные игры, единоборства, фигурное катание, спортивная и художественная гимнастика, акробатика, и т.п.). В других случаях этот шаг реализовать нецелесообразно (большинство ациклических видов легкой атлетики, плавание, тяжелая атлетика и т.п.)

3й шаг - сформировать дополнительные варианты техники для целесообразного выполнения действия в различных внешних условиях и ситуация.

В результате реализации этого шага процесса обучения двигательному действию обеспечивается пластичность двигательного навыка, т.е. возможность преодоления осложнений, возникающих в рамках самой двигательной задачи.

4й шаг - совершенствовать индивидуальные детали техники двигательного действия.

Четвертый шаг 3-го этапа процесса обучения двигательному действию предполагает совершенствование индивидуальных деталей техники, т.е. второстепенных особенностей движения, не нарушающих его основного механизма. Детали техники могут быть различными у разных спортсменов и в большинстве случаев зависят от их индивидуальных морфологических и функциональных особенностей. Учет этих особенностей позволяет сформировать индивидуальный стиль техники. Это, в свою очередь, способствует повышению результативности техники (ее эффективности, стабильности, вариативности, экономичности, минимальной тактической информированности для соперника)

5й шаг - совершенствовать выполнение действия при повышающихся волевых и физических усилиях, вплоть до максимальных.

Для того чтобы добиться высокой устойчивости двигательного навыка, т.е. возможности успешно решать двигательную задачу под влиянием сбивающих факторов (физическое и психологическое утомление, эмоциональный стресс и др.), двигательное действие следует совершенствовать в условиях частично или полностью воспроизводящих реальную обстановку его практического применения.[1]

1.1. Теоретические аспекты использования воображения при обучении и разучивании двигательного действия

Момент преобразования действительности с помощью воображения происходит у человека непроизвольно, однако, этот процесс имеет свои закономерности, среди которых наука выделяет несколько способов:

1. Агглютинация - сочетание различных, несоединимых в повседневной жизни частей в новых необычных комбинациях.

2. Акцентуирование – подчеркивание черт. Данный прием заключается в изменениях пропорций и размеров рассматриваемого объекта или явления. При этом чтобы быть значимым, акцентуирование должно выделять характерное, существенное. Акцентуирование активно использует изменение предметов при помощи их увеличения или уменьшения (гиперболизация и литота), что находит широкое применение в фантастическом изображении действительности. Примером могут служить следующие сказочные персонажи: небывало сильный Святогор, крошечный Мальчик-с-пальчик или гигантских размеров Гулливер.

3. Схематизация – подчеркивание только основных частей объекта и сглаживания мелких деталей.

4. Типизация – специфическое обобщение. Выделение только существенного и часто повторяющегося действия или детали. Опускаются все индивидуальные черты, незначительные детали упрощаются.

Таким образом, в воображении, естественно, заключена тенденция к иносказанию, аллегории, использованию образов в переносном значении.

Итак, воображение – это:

  1. способность мысленно представлять что-либо;
  2. домысел, плод фантазии;
  3. способность создавать новые чувственные или мыслительные образы в человеческом сознании на основе преобразования полученных от действительности впечатлений;
  4. психический процесс, заключающийся в создании новых образов (представлений) путем переработки материала восприятия и представлений, полученных в предшествующем опыте;
  5. психический познавательный процесс, заключающийся в преобразовании представлений, отражающих реальную действительность, и создании на этой основе новых представлений;
  6. «отставленная имитация» (идеомоторный акт);
  7. внутренние процессы, содержание и структура которых напоминают содержание и структуру сенсорных конфигураций;
  8. умение «схватывать» целое раньше части;
  9. умение на основе отдельного намека, тенденции строить целостный образ;
  10. своеобразный «отлет от действительности», когда на основе отдельного признака реальности строится новый образ.

Творчеству невозможно обучиться, читая книги или статьи. Единственный путь обучения творчеству – собственная практика и решение творческих задач. Одной из ключевых частей творчества является воображение, которое заключается в способности придумывать новые образы, новые решения, новые задачи и так далее.

Приѐм воображения – это способ получения новых (воображаемых) объектов или систем на основе существующих.

Метод воображения – последовательное применение приѐмов воображения с целью получения определѐнного результата.

Метод развития воображения – метод, направленный на усвоение и применение приѐмов и методов воображения.[2]

2. ПРОГРАММА ОБУЧЕНИЯ ДВИГАТЕЛЬНОМУ ДЕЙСТВИЮ (ГРЕБОК ПРИ ПЛАВАНИИ СПОСОБОМ КРОЛЬ НА ГРУДИ) В РАМКАХ III ЭТАПА (ЗАКРЕПЛЕНИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ)

Итак, цель данного этапа – двигательное умение перевести в навык, обладающий возможностью его практического применения.

 Основные общие задачи на этапе закрепления и совершенствования:

  1. добиться слитности и автоматизма выполнения действия;
  2. довести до необходимой степени совершенства индивидуальные черты техники;
  3. совершенствовать изучаемое действие в соединениях с другими двигательными действиями;
  4. обеспечить вариативное использование действия в зависимости от конкретных практических обстоятельств.

Гребок для пловца – важнейший элемент всей деятельности. Хороший гребок тесно связан с чувством воды у спортсмена.

Чувство воды - это всеобъемлющий для пловца термин, который тесно связан с равновесием - тонкое мышечное ощущение плотности воды (особенно явно выраженное при захвате воды в начальной фазе гребка).

Как можно увидеть, понятие «чувство воды», весьма абстрактное, поэтому невозможно его понять, пользуясь стандартной терминологией. В подобной ситуации важно использовать приемы воображения, образное мышление.

Методика образного обучения дает возможность мысленно отработать технические действия. Мозг испытывает более глубокое воздействие, если задействованы разные модальности: визуальная, аудиальная, кинестетическая.

Подготовка спортсменов на основе приемов визуализации (образного обучения) может рассматриваться как средство развития технических (двигательных) умений пловцов.

При овладении новым техническим элементом мысленно представить его лучше в той позе, которая наиболее близка к реальному положению тела спортсмена в момент выполнения этого элемента.

Чувство равновесия и чувство воды приводят к главному — к умению вложиться в гребок, подключить наибольшее количество мышечных единиц, эффективно скоординировать их межмышечное взаимодействие. Необходимо с самых первых шагов обучения снабдить своих учеников образами-сравнениями. Такая идеомоторная тренировка помогает правильно оценивать каждый гребок, ощущать его всеми мышцами тела и постоянно повышать его эффективность.

2.1. Техника выполнения гребка при плавании кролем на груди

Техника плавания кролем на груди характеризуется высокой синхронизацией движений рук и плавными переходами от одной фазы гребка к другой. В течение каждого цикла гребка тело пловца меняет конфигурацию, занимая наиболее обтекаемое положение, позволяющее снизить сопротивление воды и продлить «количество» поступательного движения, создаваемого следующим гребком.[3]

Таблица 1

Анализ модели техники двигательного действия (гребок при плавании кролем) как системы движений

(по Ю.Ф. Курамшину, из неопубликованных материалов).

Техника гребка при плавании кролем как система движений

Части техники (ведущее звено и детали)

Фазовый состав

Элементы техники

Время выполнения двигательного действия

Общая цель движения – как можно эффективнее выполнить гребок, максимально увеличив скорость и дальность продвижения в воде, соблюдая при этом высокую скоординированность движений.

Вход руки в воду

Основная задача фазы – подготовка к мощному захвату.

1) Вхождение ладони в воду под острым углом, с сомкнутыми пальцами, в последовательности кисть-предплечье-плечо.

2) Рука разгибается в локте и начинается захват

0,07–0,17 с (7–12 % от времени всего цикла)

Захват

Основная задача фазы – принятие рукой наилучшего положения для выполнения гребка

1) Рука, двигаясь вперед–вниз, незначительно сгибается в локтевом суставе. (рука с поверхностью воды -  15–20°)

2) Рука продолжает сгибаться в локтевом суставе, а кисть под небольшим углом атаки, меняя направление (вниз–внутрь), перемещается под продольную ось тела.

0,08–0,30 с (10–25 % от времени полного цикла движений).

Опорная фаза (ведущее звено) –

(2 подфазы — подтягивания и отталкивания)

Основная задача подфаз – максимально мощнное и длинное продвижение в воде

Подтягивание - вращение руки внутрь и сгибания предплечья  путем плавного усиления давления кисти  на воду. Кисть начинает смещаться относительно воды назад.

Отталкивание –

Кисть с ускорением движется под животом и тазом спереди назад и немного кнаружи, сохраняя положение, близкое к фронтальному. Рука разгибается в локтевом суставе. Пловец за счет хорошей опоры о воду ускоряет движение тела вперед. Завершается подфаза скользящим движением кисти вверх–назад и немного кнаружи, преимущественно за счет разгибания предплечья.

0,35–0,60 с (30–45 % от времени всего цикла движений).

Выход руки из воды

Основная задача фазы – сохранить мощность гребка после предыдущей фазы и максимально мощно завершить отталкивание от воды, подготовиться к надводной части гребка.

Когда кисть руки достигла бедра, активные мышечные усилия, направленные на продвижение тела вперед, прекращаются, а локоть поднимается из воды. В следующий момент из воды последовательно поднимается плечо, предплечье и кисть и начинается движение (пронос) руки над водой. Кисть выходит из воды за линией таза, у бедра. Мышцы предплечья и кисти по возможности должны быть расслаблены.

0,05–0,08 с (5–8 % от времени всего цикла движений).

Пронос руки над водой

Основная задача фазы – обеспечить мышцам руки расслабление, отдых во время проноса и подготовиться к следующему циклу движений

Согнутая рука без излишнего напряжения кратчайшим путем быстро проносится над водой и входит в воду. Во время проноса локоть находится в высоком положении и направлен вверх–в сторону, а кисть удерживается у поверхности воды. Пронос руки облегчается высоким положением одноименного плечевого сустава, которое обеспечивается за счет низкого положения плечевого сустава другой руки, выполняющей в это время начало гребка

0,30–0,50 с (25–40 % от времени полного цикла).

2.2 Методика обучения гребку при плавании кролем в рамках III этапа (закрепления и совершенствования) с использованием приемом воображения

Таблица 2

Программа обучения двигательному действию в рамках III этапа (закрепления и совершенствования)

Задачи обучения

Средства

Доз-ка

Методы и методические приемы

Формулировка

ТРАДИЦИОННЫЕ (применяемые в ТиМФК)

ВООБРАЖЕНИЯ

1

Совершенствовать технику гребка при плавании кролем

упражнения:

1) с подменой рук;

2) со сменой рук;

3) только одной рукой;

4) захват «елочка»;

5) пронос с задержкой в верхней точке

5*100м каждое упр.

Дистанционный метод.

Методические приемы и указания: догребать, скольжение, мощный захват, высокий локоть

Нужно почувствовать воду – ее плотность, вязкость, мягкость, температуру. Закрыть глаза и выполнять короткие гребковые движения с полусогнутыми руками, анализируя свои ощущения, придавая воде форму: вихря, воронки, волны, шторма.

(сгущение, акцентуация)

2

Сформировать дополнительные варианты техники гребка при плавании кролем

упражнения:

1) гребки «наоборот» - меняя фазы с последней к первой;

2) плавание «на кулаках»;

3) плавание ватерпольным кролем;

4) «поглаживания»

5) плавание с резкой сменой скоростей.

4*100м

каждое упр. (через откуп 50м)

фартлек – 400м

Повторный, переменный метод

Методические приемы и указания: следить за пульсом, сохранять мощность гребка, ровное дыхание.

Ощутить разные состояния в отношении воды: бороться с ней, соревноваться, слиться с водой, представить что движение происходит в менее плотной среде, в конце снова вернуться к обычным и привычным образам.

(аналогия)

3

Совершенствовать индивидуальные детали техники гребка при плавании кролем

1) плавание на прямых руках;

2) плавание «на локтях»;

3) с максимальным вытяжением вперед;

4) с разным темпом гребков

5) дыхание под разные руки

2000м

с чередованием упражнений на свое усмотрение

Дистанционный метод

Методические приемы и указания:

делать упражнения, исходя из собственных потребностей и знания своих особенностей

Раздробить движение на мелкие фазы, проработать каждую фазу сначала мысленно, затем практически.

На суше нарисовать особенности своей техники, на воде постараться воплотить нарисованный образ

(схематизация, типизация)

4

Совершенствовать технику гребка при плавании кролем при повышающихся волевых и физических усилиях, вплоть до максимальных

отрезки:

400м

200м

100м

50м

Повторный, интервальный метод.

Увеличение скорости постепенно, набирая ускорения к полтинникам

Увеличение скорости путем задействования внутренних ресурсов организма, чувственное восприятие длины гребка, плавание в такт любимой мелодии, от спокойной до максимально громкой и быстрой

(использования внутренних ресурсов, комбинирование)

5

Проверить и оценить технику выполнения гребка при плавании кролем

Проплывание отрезка 25 м со старта, эстафеты, соревнования местного значения

в зависимости от этапа подготовки

Соревновательный метод.

Акцент на старт, мощный финиш, частоту гребка.

Прохождение спринтерской дистанции с закрытыми глазами, «оживление» техники – представить себя касаткой, дельфином, скатом и т.д.

(одухотворение, аналогия)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Достигая определенного уровня тренированности и овладения техникой, спортсмену и тренеру все труднее подобрать такую тренировочную программу, методы, средства, которые бы помогли существенно улучшить результат. С ростом спортивного мастерства, достигать новых личных рекордов все сложнее. Для разнообразия, оживления, добавления интереса к тренировочному процессу, стоит использовать не только стандартные и общепринятые методы и приемы совершенствования техники, а так же, приемы воображения. Такие приемы помогают взглянуть на технику под другим углом, отработать мелкие детали, ускользающие в повседневном процессе, лучше осознать собственные особенности, и, в целом, такая тренировка может поспособствовать росту личных результатов


[1] О.А. Двейрина. Учебно-исследовательская работа студента по дисциплине «Теория физической культуры и спорта». Учебно-методическое пособие/СПбГУФК им. П.Ф. Лесгафта. 2006. – 107 с.

[2] Михайлова Д. А. Спорт высших достижений как сфера творческой деятельности: учебное пособие / ФГБОУ ВПО «НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург». – СПб. : [б. и.], 2014. – 244 с.

[3] Теория и методика плавания: учебник /Н.В. Чертов. - Ростов-на-Дону: ЮФУ, 2011. - 452с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по плаванию на тему: «Совершенствования техники плавания кроль на груди»

Кроль на груди (вольный стиль) — стиль плавания на животе (животом вниз), при котором руки совершают гребки попеременно, а ноги совершают попеременное поднятие/опускание, оставаясь при этом под развёр...

Самоанализ тренировочного занятия по плаванию "Согласованность движения рук с дыханием в плавании кролем на груди"

Представлен самоанализ учебно-тренровочногго занятия по плаванию  "Согласованность движения рук с дыханием в плавании кролем на груди"  (тренера-преподавателя Соболевой Татьяны Пет...

Обучение и совершенствование техники плавания кролем на груди на этапе начальной подготовки

Обучение и совершенствование техники плавания кролем на груди на этапе начальной подготовкиПоследовательность обученияПримерные упражнения, применяемые при изучении техники плавания кролем на груди.Из...

Обучение и совершенствование техники плавания кролем на груди на этапе начальной подготовки

Начиная со 2-го года обучения плаванию и в течении всей спортивной деятельности воспитанников, тренер уделяет всё большее внимание совершенствованию техники спортивных способов плавания, устраняет оши...

Совершенствование техники плавания кролем на груди на этапе спортивной специализации

В материале разработаны упражнения для совершенствования техники плавания кролем на груди для тренировочной группы на этапе спортивной специализации...

Методическая разработка "Совершенствование техники плавания кролем на груди на этапе начальной подготовки"

Совершенствование техники плавания кролем на груди на этапе начальной подготовки...