Социальная Адаптация студентов колледжа к новым условиям жизнедеятельности через комплексный подход к обучению и воспитанию (формирование активны х жизненных позиций, привитие ЗОЖ, развитие целевых ориентаций и т. п. )
презентация к уроку
В презентации рассмотрены вопросы:
1.Психологические особенности юношеского возраста.
2. Классный руководитель – профессиональная роль преподавателя.
3. Тренинг как одна из форм работы со студенческой группой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 190.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
План: 1. Психологические особенности юношеского возраста. 2. Классный руководитель – профессиональная роль преподавателя. 3. Тренинг как одна из форм работы со студенческой группой.
Ведущие потребности юности: потребность в социальном и профессиональном самоопределении, социально-психологическая поддержка и защита, потребность в достижениях.
Психологическими новообразованиями в этом возрасте являются: самостоятельность, социальная зрелость, обобщенные способы познавательной и профессиональной деятельности, социально-профессиональная компетентность.
Начало студенческой жизни — серьезное испытание для большинства студентов. Им необходимо: принять новую социальную роль студента, привыкнуть к новому коллективу, к новым требованиям и повседневным обязанностям, приобщиться к профессии.
И. С. Кон понимал под АДАПТАЦИЕЙ процесс активного приспособления и волевой реализации усвоенных норм и ценностей в условиях конкретной ситуации. В. Т. Хорошко, Р. Р. Бибрих и другие считают, что под АДАПТАЦИЕЙ следует понимать процесс приведения в соответствие основных параметров социальной и личностной характеристик студента , в состояние динамического равновесия с новыми условиями среды в колледже как внешнего фактора по отношению к студенту. Один из основателей современной российской социологической школы, популяризатор науки и просветитель. Бибрих Роберт Рейнгардович кандидат психологических наук, ассистент Кишиневского государственного университета
Таким образом: адаптация — это процесс, во-первых, непрерывный, так как не прекращается ни на один день, а во-вторых, колебательный, поскольку даже в течение одного дня происходит переключение в самые разные сферы: деятельность, общение, самосознание.
В первый год обучения студенты-первокурсники одновременно осуществляют три вида адаптации в комплексе: В процессе физиологической адаптации организм привыкает к новым физическим и умственным нагрузкам. Профессиональная адаптация — это приспособление к характеру, режиму и условиям труда, развитие положительного отношения к профессии. Социально-психологическая адаптация связана с вхождением личности в социальное окружение.
Классный руководитель - профессиональная роль, можно сказать одна из профессиональных функций преподавателя, связанная с педагогической поддержкой студентов как взрослых, обучающихся. Работа классного руководителя – незаменимая и при правильной , организации , эффективная система взаимодействия преподавателей и студентов. Она позволяет решать многие задачи, в том числе оказывать студентам помощь в учебе и в других студенческих проблемах, передавать молодежи жизненный опыт, знания, традиции, оказывать определенное воздействие на их мировоззрение и поведение.
Основные задачи и направления деятельности классного руководителя Психолого-педагогическая диагностика: изучение личности студента, его потребностей, интересов с целью оказания помощи в саморазвитии и самоопределении; Психолого-педагогическое сопровождение адаптационного периода студентов–первокурсников; Работа по развитию коммуникативных умений и навыков; Работа по созданию благоприятной атмосферы в студенческом коллективе как условии нравственного развития учащихся; Работа по развитию национальной толерантности - организация воспитывающей единой комфортной среды; Работа по развитию культуры учебного труда - организация и руководство процессом овладения профессиональными знаниями по избранной специальности Помощь в развитии мотивационной, интеллектуальной, эмоционально-волевой и профессиональной сфер личности.
Стили общения классного руководителя со студенческой группой: Общение-устрашение . Негативная форма общения, вскрывающая педагогическую несостоятельность прибегающего к ней классного руководителя. Общение-дистанция. В этом случае в отношениях классного руководителя и студентов прослеживается дистанция во всех сферах совместной деятельности. Общение-заигрывание . Данный стиль характерен для молодых классных руководителей, стремящихся к популярности. Общение на основе дружеского расположения . Оно предполагает увлеченность общим делом. Общение на основе высоких профессиональных установок классного руководителя, его отношения к педагогической деятельности в целом.
Модели поведения классного руководителя Модель диктаторская («Монблан») – классный руководитель, как бы отстранен от студентов. Никакого личного взаимодействия. Функции классного руководителя сведены к информативному сообщению. Следствие: отсутствие психологического контакта, а отсюда и пассивность студентов. Модель неконтактная («Китайская стена») – близка к первой модели. Разница в том, что между классными руководителями и студентами существует слабая обратная связь ввиду произвольно или непреднамеренно возведенного барьера. В роли такого барьера может выступить отсутствие желания к сотрудничеству с чьей-либо стороны, снисходительное отношение к студентам. Следствие: Слабое взаимодействие со студентами, а со стороны студентов равнодушное отношение к классному руководителю. Модель дифференцированного внимания («Локатор»)- основано на избирательных отношениях со студентами. Следствие: нарушается целостность акта взаимодействия в системе классный руководитель-коллектив студентов. Модель гипорефлексии («Тетерев») – заключается в том, что классный руководитель в общении как бы замкнут на себе: его речь большей частью монологична. Даже в совместной деятельности классный руководитель поглощен своими идеями и проявляет эмоциональную глухоту к окружающим. Следствие: практически отсутствует взаимодействие между классным руководителем и студентами. Стороны процесса общения существенно изолированы друг от друга.
Модель гиперрефлексии («Гамлет») – противоположная по психологической канве предыдущей. Классный руководитель озабочен не столько содержательной стороной взаимодействия, сколько тем, как он воспринимается окружающими. Межличностные отношения возводятся им в абсолют, приобретая доминирующее значение для него, он постоянно сомневается в действенности своих аргументов, в правильности поступков, остро реагирует на нюансы психологической атмосферы, принимая их на свой счет. Следствие: социально-психологическая чувствительность классного руководителя приводит к неадекватным реакциям на реплики и действия студентов. В такой модели поведения не исключено, что бразды правления окажутся в руках студентов, а классный руководитель займет ведомую позицию в отношениях. Модель негибкого реагирования («Робот») – взаимоотношения классного руководителя со студентами строятся по жесткой программе, без учета педагогической действительности, состава и психологического состояния студентов, их возрастных и этнических особенностей. Следствие : низкий эффект педагогического взаимодействия.
Модель авторитарная («Я сам») – педагогический процесс целиком фокусируется на классном руководителе. Он – главное действующее лицо. Односторонняя активность преподавателя подавляет всякую личную инициативу со стороны студентов, которые осознают себя лишь в качестве исполнителей, ждут инструкций к действию. До минимума снижается познавательная и общественная активность студентов. Следствие : безынициативность студентов, теряется творческий характер, снижается мотивационная сфера социальной активности. Модель активного взаимодействия («Союз») – классный руководитель в постоянном творческом союзе со студентами, поощряет инициативу, легко схватывает изменения в психологическом климате группы и, что очень важно, гибко реагирует на эти изменения. Преобладает стиль дружеского взаимодействия с сохранением ролевой дистанции. Следствие : возникающие педагогические и этические проблемы творчески решаются совместными усилиями.
Психологические качества и способности для успешного педагогического общения и взаимодействия классного руководителя со студентами интерес к студентам и работе с ними, наличие потребности и умения общения; способность к эмоциональной эмпатии и понимания студентов; гибкость, оперативно-творческое мышление, обеспечивающее умение быстро и правильно ориентироваться в меняющихся условиях общения; умение ощущать и поддерживать обратную связь в общении; умение управлять собой, своим настроением, мыслями и чувствами; способность к спонтанности (неподготовленной коммуникации); умение прогнозировать возможные педагогические ситуации, последствия своих воздействий; хорошие вербальные способности: культура, развитость речи, богатый лексический запас, правильный отбор языковых средств; владение искусством педагогических переживаний, которые представляют собой сплав жизненных, естественных переживаний куратора педагогически целесообразных переживаний, способных повлиять на студентов в требуемом направлении; способность к педагогической импровизации, умение применять все разнообразие средств воздействия (убеждение, внушение, заражение и т.д.).
Социально-психологический тренинг – совокупность методов организации внутригруппового взаимодействия в целях развития личности и совершенствования групповых отношений. Тренингу присущи следующие функции: - обучающая – развитие знаний, умений и навыков; развитие навыков общения, самоконтроля и самопознания, активизация творческого потенциала. - коммуникативная – создание коллектива, создание эмоциональных контактов; - развлекательная – создание благоприятной атмосферы, превращение работы в увлекательное приключение; - релаксационная – снятие эмоционального напряжения, поднятие общего тонуса, улучшение самочувствия.
Основные этапы подготовки к тренингу : Анализ группы участников: проблемы, потребности, интересы, ожидания . (давайте перечислим основные потребности и проблемы вчерашних школьников: это может быть потребность в самопрезентации первокурсника в новом коллективе, потребность студентов установлении позитивных отношений с друг другом, преподавателями, проблемы перехода с урочной системы на лекционно-семинарскую и т.д.) Формулировка целей и задач . После того как вы пообщались с вашей группой, узнали, в какой поддержке они нуждаются, чем интересуются, вы формулируете цели предстоящего тренинга. Подбор и разработка упражнений с учетом чередования умственной и физической активности. Тренинг подразумевает и физическую активность студентов Временная разбивка. Определение необходимого материально-технического обеспечения и конкретных условий (компьютер, телевизор, комната, стулья и т.д.).
Принципы тренинга: - « Здесь и сейчас » - разговор о том, что происходит в группе в каждый конкретный момент; исключение общих, абстрактных рассуждений. - Персонификация высказываний – отказ от обезличенных суждений типа «обычно считается», «некоторые здесь полагают», и т.п., замена их адресными: «я считаю», « я полагаю». - Активность – включенность в интенсивное межличностное взаимодействие каждого из членов группы, исследовательская позиция участников. - Доверительное общение – искренность, открытое выражение своих чувств. - Конфиденциальность – рекомендация не выносить содержание общения, развивающегося в процессе тренинга, за пределы группы.
Структура тренинга: 1.«Разогрев». 2. Основная часть. 3. Рефлексия.
Таким образом, важно с первых дней пребывания студентов-первокурсников в учебном заведении создать: положительный эмоциональный фон, условия для активной жизнедеятельности (для удовлетворения потребностей в интеллектуальном, эмоциональном и нравственном развитии), доброжелательные взаимодействия как между студентами, так и между студентами и педагогическим коллективом в целом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/28/picture-37702-1367175074.jpg)
Презентация.Комплексный подход при обучении детей с проблемами в развитии
Презентация. В работе показано, как при решении задач, примеров возможен процесс развития и коррекции познавательных процессов и интересов учащихся коррекционных школ VIII вида. Использование межпредм...
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/25/picture-199093-1361782858.jpg)
Развитие коммуникационной компетенции учащихся через дифференцированный подход в обучении химии
Данная статья отражает мою методическую систему преподавания химии с использованием системно-деятельностного подхода в обучении...
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/07/picture-451655-1420636045.jpg)
Применение новых технологий в комплексном подходе к обучению детей с ограниченными возможностями здоровья на занятиях по РСВ и ФП.
Использование личностно-ориентированных технологий (разноуровневое планирование речевого материала по РСВ, дифференцированный подход, модульное обучение), коррекционно-педагогических технологий (ручно...
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/04/picture-579432-1423041799.jpg)
Методическая разработка на тему "Адаптация студентов первокурсников к новым условиям жизнедеятельности"
Психологические особенности адаптации студентов первого курсаОрганизация психолого-педагогического сопровождения адаптации студентов-первокурсников в условиях техникумаАнкета для родителей студентов 1...
![](/sites/default/files/pictures/2022/05/04/picture-1020502-1651665241.jpg)
Комплексный подход к обучению детей с психоневрологическими расстройствами в условиях инклюзивного образования
Обсуждаются вопросы комплексного подхода в медико-социальном и педагогическом сопровождении детей с ограниченными возможностями здоровья; приводятся статистические данные о психоневрологической заболе...
Доклад "Диагностика уровня и содержания адаптации 5-классников к новым условиям обучения"
Доклад "Диагностика уровня и содержания адаптации 5-классников к новым условиям обучения"...
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/20/picture-1104778-1547978970.jpg)
Внедрение современных развивающих и реабилитационных технологий, новых подходов в обучении и воспитании детей-инвалидов с отклонениями в умственном развитии и тяжелыми множественными нарушениями психофизического развития в повседневную работу специалистов
Внедрение современных развивающих и реабилитационных технологий, новых подходов в обучении и воспитании детей-инвалидов с отклонениями в умственном развитии и тяжелыми множественными нарушениями психо...