Реализация здоровьесберегающих технологий в тренировочном процессе юных спортсменов
статья по физкультуре (5 класс) на тему
Проблема сохранения здоровья начинающих спортсменов является особенно актуальной, так как имеется тенденция снижения уровня здоровья и спортивной подготовленности школьников. Установлено, что нагрузки, не соответствующие адаптационным возможностям организма юных спортсменов уже в младшем школьном возрасте могут стать причиной ухудшения их здоровья.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
realizatsiya_zdorovesberegayushchih_tehnologiy.doc | 39.5 КБ |
Предварительный просмотр:
РЕАЛИЗАЦИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ТРЕНИРОВОЧНОМ ПРОЦЕССЕ ЮНЫХ СПОРТСМЕНОВ
На современном этапе в системе дополнительного образования происходит отказ от унитарных подходов к физическому воспитанию. Педагогические коллективы спортивных школ имеют право выбора собственных путей реализации здоровьесберегающих технологий, внедрения дифференцированного подхода в учебно-тренировочный процесс, необходимых в условиях подготовки спортсменов с различным уровнем физической подготовленности.
К сожалению, многие тренеры работают с детьми по унифицированным программам, где для всех занимающихся даётся одинаковая нагрузка, для одних являющаяся оптимальной, для других – недостаточной, для третьих – слишком большой. В итоге первые работают с хорошим тренировочным эффектом, вторые работают в поддерживающем режиме, третьи реагируют на нагрузку снижением результатов, ухудшением самочувствия.
В последние годы отмечается тенденция снижения уровня здоровья и физической подготовленности школьников: перегруженность школьных программ, несбалансированное питание, злоупотребление информационными технологиями, малоподвижный образ жизни детей и другие факторы риска приводят к заболеваниям опорно-двигательного аппарата, избыточной массе тела и другим заболеваниям. Предусмотренный школьной программой учебный план, включающий два урока физической культуры в неделю, не удовлетворяет потребность детей в двигательной активности.
Чрезмерная двигательная активность вредна не менее чем гиподинамия. Отмечено, что мышечная деятельность младших школьников длительностью 2-4 часа в день угнетает функционирование организма: угнетается иммунобиологическая реактивность и повышается заболеваемость, регистрируются дистрофические изменения в миокарде, повышение артериального давления, нарушаются функции почек, отмечаются деформации опорно-двигательного аппарата. При чрезмерных физических нагрузках в условиях занятий спортом и ранней спортивной специализации у школьников может возникнуть обратное состояние – гипердинамия. Оно проявляется, если функциональная активность не обеспечивается полноценными восстановительными мероприятиями [3].
Установлено, что нагрузки, не соответствующие адаптационным возможностям организма юных спортсменов уже в младшем школьном возрасте могут стать причиной ухудшения их здоровья [1], а физиологически необоснованные нагрузки в тренировочном процессе являются причиной перенапряжения организма и сердечно-сосудистых патологий.
Планирование тренировочной нагрузки на «среднего» ученика может привести к нежелательным последствиям, когда у более слабых в физическом отношении обучающихся формируется хроническое отставание в освоении основного программного материала. Слабые учащиеся часто не выполняют упражнение не потому, что они не хотят, а потому, что не могут. В итоге дети с недостаточным уровнем моторной зрелости не стремятся к дальнейшему совершенствованию, а дети с опережающим физическим развитием утрачивают интерес к занятиям.
Неадекватный подбор и дозировка упражнений для спортсменов обусловливает потерю перспективных подростков и юношей на этапах многолетней подготовки. К числу распространённых нарушений методических принципов относят несоответствие тренировочных нагрузок и методов проведения занятий возрастным особенностям и уровню подготовленности занимающихся. Можно отметить также форсирование базовой тренировки путём выбора узкой специализации, применение ограниченного диапазона средств и методов общефизической, технической и специальной подготовки, отсутствие учёта индивидуальных особенностей и восстановительных мероприятий, участие в соревнованиях в болезненном состоянии или сразу после болезни и многое другое.
Таким образом, дети и подростки нуждаются в оптимальной двигательной активности. Она должна, во-первых, удовлетворять биологическую потребность растущего организма в движениях и, во-вторых, способствовать физическому развитию, высокой работоспособности, формированию разнообразных двигательных навыков и двигательных качеств. Требуются большие усилия для преодоления гиподинамии современных школьников и предотвращение гипердинамии для тех школьников, которые занимаются спортивным совершенствованием без достаточно квалифицированного руководства и врачебного контроля. Обе эти крайности оказывают неблагоприятное влияние на здоровье школьников и снижают их потенциальные возможности в зрелом возрасте.
Анализ научно-методических публикаций свидетельствует о том, что проблема дифференцированного подхода в физкультурном воспитании и спорте привлекает внимание многих авторов [1, 2, 4]. Однако большинство проведенных исследований посвящено разработке методики дифференцированного применения средств и методов на уроках физической культуры и в процессе внеурочных занятий школьников [2, 4].
Применение дифференцированного подхода в учебно-тренировочном процессе спортсменов требует более подробного рассмотрения и обобщения, так как тренировочные нагрузки на спортивных занятиях значительно превышают нагрузки на уроках физической культуры в школе.
В спортивной практике дифференцированный подход предусматривает в подготовке спортсменов учёт наиболее важных факторов, характерных для какой-либо группы занимающихся. Разрабатываемые в этом случае тренировочные программы предназначены для нескольких спортсменов, которые образуют группу, относительно однородную по одному или нескольким признакам (полу, возрасту, квалификации, уровню подготовленности и др.).
В теории и методике физического воспитания и спорта отмечены признаки, лежащие в основе дифференцированного подхода: состояние здоровья и уровень физического развития, уровень физической подготовленности, степень биологической зрелости, свойства нервной системы и темперамента [2]. Однако в спортивной практике дифференцированный подход основывается только на интуиции, на педагогическом опыте и чаще всего ограничивается единовременным эпизодическим воздействием на учеников и не представляет собой целостной системы работы с различными группами обучающихся.
При реализации дифференцированного подхода в учебно-тренировочном процессе необходимо учитывать степень биологического развития организма детей. К группе «отстающих» относят детей с замедленными темпами развития: у них отмечается более низкий уровень развития двигательных качеств, невысокий уровень работоспособности при выполнении физической нагрузки, слабая мотивация. Дети с ускоренными темпами роста и развития встречаются всё реже, что является тенденцией нашего времени.
Необходимость применения дифференцированного подхода в учебно-тренировочном процессе юных спортсменов особенно актуальна по причинам организационно-методического характера (большая наполняемость учебных групп, условия для занятий и др.)
Групповая дифференциация при необходимости может сочетается с персональной: групповые планы в этом случае конкретизируются для каждого спортсмена в соответствии с его индивидуальными особенностями.
Работу в этом направлении следует начинать в младшем школьном возрасте: в этот период происходит становление двигательных способностей, формируется фундамент двигательного опыта, закладываются основы функциональных резервов организма.
Анализ научно-методических публикаций [1, 2, 4] позволил выявить значительное количество признаков, отражающих особенности организма юных спортсменов: морфофункциональные показатели, уровень биологической зрелости, развития двигательных качеств, личностные особенности юного спортсмена, технические и тактические элементы соревновательной деятельности. Следует отметить, что реальные возможности управления их подготовкой связаны с учётом не всех, а лишь некоторых наиболее значимых для этапа начальной подготовки признаков.
Некоторые исследователи [2, 4] считают наиболее целесообразной возможность дифференциации процесса обучения и тренировки в зависимости от уровня физической подготовленности занимающихся. В начале учебного года на основе медицинского осмотра и контрольного тестирования физической подготовленности детей распределяют на группы с высоким, средним и низким уровнем подготовленности.
Анализ научных исследований и опыта работы специалистов в области физического воспитания показывает, что при осуществлении дифференцированного подхода с успехом применяются различные методы комплектования групп учащихся. Мы считаем, что в основу комплектования дифференцированных групп необходимо положить прежде всего учёт показателей физической, технической и специальной подготовленности, как главных признаков, поддающихся объективному учёту и педагогическому управлению со стороны тренера-преподавателя.
Список литературы
1. Квашук П.В. Дифференцированный подход к построению тренировочного процесса юных спортсменов на этапах многолетней подготовки: дис. … д-ра пед. наук. М., 2003.
2. Короткова Е.А. Дифференцированное физкультурное образование школьников. Монография. Тюмень: ТюмГУ, 2000.
3. Куашева Д.А. Особенности морфо-функционального развития и физической подготовленности детей младшего школьного возраста в условиях применения новых образовательных и физкультурно-оздоровительных технологий: дис. … канд. пед. наук. Майкоп, 2000.
4. Лимаренко О.В. Дифференцированный подход к развитию физических качеств младших школьников Северного региона: дис. … канд. пед. наук. Тюмень, 2001.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Реализация здоровьесберегающих технологий в учебном процессе учителя истории и обществознания МОУ «СОШ п. Горный Краснопартизанского района Саратовской области» Попковой Т.Ю.
ПланКонцепция здоровьесберегающего образования.Понятие «здоровье» как основополагающее в характеристике данного типа образовательных технологий.Культура здорового образа жизни личности.Оп...
Опыт работы по реализации здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе
Статья по применению здоровьесберегающих технологий в профессиональной деятельности учителя...
«Технология современного отбора и применение игровых методов в тренировочном процессе юных борцов»
Содержание материала отражает,как правильно отбирать детей в младшем школьном возрасте, для занятий греко-римской борьбой в спортивных школах....
Реализация приемов здоровьесберегающих технологий в учебном процессе.
Проблема сохранения и укрепления здоровья, а главное формирование особого отношения к здоровью как к самостоятельной ценности в современной ситуации имеет огромное значение. Это должен осо...
«Технология современного отбора и применение игровых методов в тренировочном процессе юных борцов»
ВВЕДЕНИЕСпортивная борьба является одним из видов спорта, обеспечивающим гармоничное развитие подрастающего поколения. Спортивной борьбой можно заниматься с раннего детства и до преклонного возраста. ...
ПРЕЗЕНТАЦИЯ Основы построения тренировочного процесса юных спортсменов
Под характеристикой построения понимают совокупность структурных компонентов, направленность тренировочных нагрузок. Между тем, для организации тренировочного процесса юных спортсменов нужно знать осн...
Активизация личностных ресурсов школьников как аспект реализации здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе
Активизация личностных ресурсов школьников как аспект реализации здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе...