Активизация личностных ресурсов школьников как аспект реализации здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе
статья
Активизация личностных ресурсов школьников как аспект реализации здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_chashnikova_l.yu_.docx | 22.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Чашникова Л. Ю.
Активизация личностных ресурсов школьников как аспект реализации здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе
МБОУ «ООШ №26» (г. Салаир)
По определению специалистов Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), здоровье — это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни и физических дефектов. Из данного определения становится очевидным, что человек не может считаться полностью здоровым при наличии психологических проблем. Постоянно изменяющаяся экономическая и политическая ситуация в стране привели к необходимости воспитания людей, способных легко адаптироваться к изменяющейся ситуации, обучаться новым видам деятельности на протяжении всей жизни и быть при этом успешными, конкурентоспособными, уметь ориентироваться в современном информационном мире. Современные школьники постоянно находятся в процессе социальной адаптации, что в свою очередь ведет к увеличению стрессовых ситуаций, которые отрицательно сказываются на их здоровье.
В связи с этим становится актуальным вопрос об активизации личностных ресурсов школьников, выступающих средствами, которые помогают успешной адаптации.
Рассматривать активизацию личностных ресурсов подростка следует с понятия «личностные ресурсы».
Понятие «ресурсы» используется в различных исследованиях, связанных с изучением психической реальности. В последние годы широкое распространение в психологии приобрел ресурсный подход, зародившийся в гуманистической психологии, в рамках которой важное место заняло изучение конструктивного начала личности, позволяющего преодолевать трудные жизненные ситуации.
В современной психологии содержание понятия «ресурсы» разрабатывается в рамках развития теории психологического стресса. Исследователь Бодров В. А. определяет его следующим образом: «Ресурсы являются теми физическими и духовными возможностями человека, мобилизация которых обеспечивает выполнение его программы и способов (стратегий) поведения для предотвращения или купирования стресса».
Ученый К. Муздыбаев определяет ресурсы как средства к существованию, возможности людей и общества; как все то, что человек использует, чтобы удовлетворить требования среды; как жизненные ценности, которые образуют реальный потенциал для совладания с неблагоприятными жизненными событиями [3].
Исследователь Водопьянова Н. Е. дает следующее определение ресурсов: «это внутренние и внешние переменные, способствующие психологической устойчивости в стрессогенных ситуациях; это эмоциональные, мотивационно-волевые, когнитивные и поведенческие конструкты, которые человек актуализирует для адаптации к стрессогенным/стрессовым трудовым и жизненным ситуациям», это «средства (инструменты), используемые им для трансформации взаимодействия со стрессогенной ситуацией [1].
Можно сделать вывод, что личностные ресурсы – это те свойства и качества личности, а также все имеющиеся средства, которыми человек пользуется для наилучшей адаптации к постоянно меняющимся условиям.
Исследователь Рогозян А. Б. приводит классификацию и краткую характеристику состава личных ресурсов, которые подразделяет на:
- психологические ресурсы (когнитивные, психомоторные, эмоциoнальные, волевые и другие общепсихологические свойства человека);
- личностные (разнообразные свойства, черты, установки личности, оказывающие влияние на регуляцию поведения в напряженных ситуациях жизнедеятельности и отраженные в качествах самоконтроля, самооценки, в чувстве собственного достоинства, мотивации и др.);
- профессиональные (уровень знаний, опыта, индивидуальный стиль деятельности, позволяющие регулировать профессиональное поведение личности);
- физические (уровень физического и психического здоровья и функциональных резервов человека);
- материальные (доступ к информационным, юридическим, медицинским и другим формам профессиональной помощи) [2].
Большое распространение в настоящее время получила транзакциональная теория стресса и копинга Р. Лазаруса. Исследователь Сажина Н. М. раскрывает суть этой теории. По мнению Р. Лазаруса, развитие различных форм поведения, приводящих к адаптации личности, определяется механизмами преодоления стресса. Поведение рассматривается как результат взаимодействия между человеком и окружающей средой.
Ученый Р. Лазарус вводит понятие «копинг» (coping) – преодоление стресса, совладание с ним. Поведение, направленное на устранение или уменьшение силы воздействия стрессогенного фактора на личность, называют копинг-поведением или совладающим поведением.
Успешность адаптации к стрессам определяется уровнем развития копинг-ресурсов. Низкое развитие приводит к формированию пассивного дезадаптивного копинг-поведения, социальной изоляции и дезинтеграции личности. Исследователь С. Фолькман выделяет физические, психологические, социальные виды копинг-ресурсов.
К копинг-ресурсам, помогающим справиться со стрессогенными ситуациями, относятся ресурсы личности:
- ресурсы когнитивной сферы – возможности, позволяющие оценивать воздействие социальной среды, окружающей человека;
- я-концепция, или представление человека о себе;
- интернальный локус контроля - умение контролировать свою жизнь и принимать на себя ответственность за нее;
- аффилиация - умение общаться с окружающими, определенная социальная компетентность, стремление быть вместе с людьми;
- эмпатия - умение сопереживать окружающим, проживать вместе с ними какой-то отрезок их жизни, накапливая при этом свой собственный опыт;
- позиция человека по отношению к жизни, смерти, любви, одиночеству, вере;
- духовность человека;
- ценностная мотивационная структура личности.
Также к копинг-ресурсам можно отнести ресурсы социальной среды:
- система социальной поддержки – окружение, в котором живет человек (семья, общество);
- социально-поддерживающий процесс – умение находить, принимать и оказывать социальную поддержку [3].
Таким образом, активизация личностных ресурсов подростков – это усиление активности тех свойств и качеств личности, а также всех имеющихся средств, которыми школьник пользуется для наилучшей адаптации к постоянно меняющимся условиям.
Активизация различных уровней психики человека в процессе преодоления жизненных трудностей во многом связана с возрастными закономерностями развития и может осуществляться в рамках воспитательно-образовательного процесса в условиях образовательного учреждения.
Активизация личностных ресурсов школьников происходит как во время уроков, так и с помощью специально организованных воспитательных мероприятий. Особый интерес представляют активные формы проведения мероприятий, использование инновационных технологий, нетрадиционных форм работы, игровых моментов, а также использование интерактивных методов в рамках системно-деятельностного подхода.
К интерактивным (от англ. interaction – взаимодействие, взаимное воздействие) относятся такие обучающие и развивающие личность методы, которые построены на целенаправленной, специально организованной групповой (межгрупповой) деятельности, обратной связи между всеми участниками. По сравнению с традиционными технологиями в интерактивном обучении наполняются новым содержанием роли педагога и учащихся. Организуя взаимодействия и отношения, педагог ставит в центр управления обучением самого обучаемого в его реальных взаимодействиях с другими участниками учебного процесса.
Интерактивные технологии стимулируют активизацию личностных ресурсов в результате активной совместной учебной деятельности и реализуют социализирующую функцию.
Таким образом, активизация личностных ресурсов школьников является одним из аспектов реализации здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе, который способствует наилучшей адаптации школьников к новым условиям и воспитанию гармонично развитой, успешной личности.
- Водопьянова, Н. Е. Оценка оптимизма и активности личности [Текст] / Н. Е. Водопьянова, М. В. Штейн // Практикум по психологии здоровья / Под ред. Г.С. Никифорова. – СПб.: Питер, 2007.- 607c.
- Рогозян, А. Б. Cтрессустойчивость в контексте теоретического конструкта психологических ресурсов личности / Рогозян А. Б. // [Электронный ресурс] / режим доступа http://cyberleninka.ru
- Сажина, Н. М. Концептуальные модели профилактики наркомании в России и за рубежом : опыт теоретического анализа [Текст] / Н. М. Сажина // Феноменология и профилактика девиантного поведения: материалы III Всерос. науч. - практ. конф., 29-30 окт.2009 г., / - Краснодар: Краснодарский университет МВД России, 2009. - 344с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Реализация здоровьесберегающих технологий в учебном процессе учителя истории и обществознания МОУ «СОШ п. Горный Краснопартизанского района Саратовской области» Попковой Т.Ю.
ПланКонцепция здоровьесберегающего образования.Понятие «здоровье» как основополагающее в характеристике данного типа образовательных технологий.Культура здорового образа жизни личности.Оп...
Опыт работы по реализации здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе
Статья по применению здоровьесберегающих технологий в профессиональной деятельности учителя...
Деятельность учителя физической культуры в аспекте реализации здоровьесберегающих технологий на уроках и во внеурочное время
Выступление на ГМО...
Реализация здоровьесберегающих технологий в тренировочном процессе юных спортсменов
Проблема сохранения здоровья начинающих спортсменов является особенно актуальной, так как имеется тенденция снижения уровня здоровья и спортивной подготовленности школьников. Установлено, что нагрузки...
Об использовании современных образовательных, информационно-коммуникационных, здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе
Применение информационных технологий на уроках истории и обществознания облегчает усвоение учебного материла, и представляет новые возможности для развития творческих способностей учащихся. Повышает м...
Доклад на педагогическом совете на тему: «Использовании современных, образовательных (психолого - педагогических), информационно – коммуникационных и здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе». (2018 год)
В ряду приоритетных ценностей человека здоровью отводится первостепенное значение, а по своей актуальности эта проблема считается одной из сложнейших в современной науке. Очевидно, что проблема сохран...
Доклад на тему: "Здоровьесберегающие технологии – основа образовательного процесса в образовательном учреждении"
Цель доклада: рассмотреть роль здоровьесберегающего режима учебно-воспитательного процесса в ОУ...