Статья "Концепция школьного здоровьесбережения в форме структурно-логической схемы"
статья по физкультуре на тему
Одна из главных целей современного общества – здоровьесбережение. Воспитание в ребенке здорового отношения к своей жизни и жизни окружающих — тема актуальная для всех, а в XXI веке она становится первостепенной.
Одна древняя притча рассказывает, как родители новорожденного пришли к мудрецу и спросили: «Скажи, когда нам начинать воспитывать ребенка?» - «Вы опоздали ровно на 9 месяцев» - ответил мудрец, подразумевая, что воспитание малыша начинается задолго до его рождения.
Так вот, перефразируя эту притчу, хочется отметить, что здоровье ребенка надо сохранять за 9 месяцев до его рождения.
Воспитание и здоровьесбережение начинается даже не с колыбели, а уже в утробе матери. Но это все притчи. Если же быть ближе к жизни, то придется признать: о том, как воспитать здоровую, зрелую личность, многие родители задумываются лишь тогда, когда с огорчением замечают в своем ребенке: - у него слабое здоровье, неуверенность в себе, неумение постоять за себя, нежелание брать на себя ответственность и т.д. Мы, частенько жалуемся, что настоящего здоровую личность сейчас днем с огнем не сыскать. Но, во много мы виноваты сами, так как поздно задумываемся о здоровье: нации, семьи, ребенка. Поэтому совет прислушайтесь к народной мудрости и выполнить наказ президента становиться все более актуальным.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_na_sayt_kontseptsiya_zdorovesberezheniya_v_forme_strukturno-logicheskoy_shemy.docx | 29.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Концепция школьного здоровьесбережения в форме структурно-логической схемы
Цыба Елена Витальевна
Учитель физической культуры
ГБОУ школа № 463 г. Санкт-Петербург
Одна из главных целей современного общества – здоровьесбережение. Воспитание в ребенке здорового отношения к своей жизни и жизни окружающих — тема актуальная для всех, а в XXI веке она становится первостепенной.
Одна древняя притча рассказывает, как родители новорожденного пришли к мудрецу и спросили: «Скажи, когда нам начинать воспитывать ребенка?» - «Вы опоздали ровно на 9 месяцев» - ответил мудрец, подразумевая, что воспитание малыша начинается задолго до его рождения.
Так вот, перефразируя эту притчу, хочется отметить, что здоровье ребенка надо сохранять за 9 месяцев до его рождения.
Воспитание и здоровьесбережение начинается даже не с колыбели, а уже в утробе матери. Но это все притчи. Если же быть ближе к жизни, то придется признать: о том, как воспитать здоровую, зрелую личность, многие родители задумываются лишь тогда, когда с огорчением замечают в своем ребенке: - у него слабое здоровье, неуверенность в себе, неумение постоять за себя, нежелание брать на себя ответственность и т.д. Мы, частенько жалуемся, что настоящего здоровую личность сейчас днем с огнем не сыскать. Но, во много мы виноваты сами, так как поздно задумываемся о здоровье: нации, семьи, ребенка. Поэтому совет прислушайтесь к народной мудрости и выполнить наказ президента становиться все более актуальным.
Выдающийся американский ученый, педагог, философ, профессор Джон Дьюи сказал:
«Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдём у наших детей завтра».
В наши дни преподавательское искусство четко диктует необходимость новых подходов к обучению сохранения жизни, а на практике передаче собственных знаний и опыта. Старые методики, бывшие когда-то единственно верными, уходят в прошлое, а их место должны занять новые, креативные техники преподавания, основанные на опыте поколений, понимании пройденного материала и заинтересованности в его изучении.
Основная задача школы и общества сегодня – сохранять и развивать здоровье каждого его члена, так как прогресс нашей цивилизации полностью зависит от людей здоровых, многогранных и стремящихся к проявлению своих способностей.
Одна школа не может дать ребенку запас здоровья на всю жизнь. Но она в состоянии дать обучающемуся основные базовые ориентиры личной гигиены и здорового образа жизни. Школа может и должна развивать познавательные интересы и способности обучающегося, привить ему ключевые компетенции, необходимые для дальнейшего самосовершенствования. Задача школы состоит в том, чтобы не потерять будущие таланты, стимулировать и развивать их через здоровьесберегающие технологии.
Сегодня в центре внимания - обучающийся, его личность, неповторимый внутренний мир. Любой обучающийся обладает своим определенным потенциалом способностей, которые могут раскрыться в определенных ситуациях, при определенных методах работы педагога, родителей и общества. Поэтому основная цель современного общества - выбрать методы и формы организации сохранения и приумножения здоровой деятельности обучающихся, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности. Планировать и строить занятия по здоровьесбережению нужно так, чтобы обучающиеся могли погрузиться в творческий процесс, стремились к новым открытиям, а это в сою очередь приведет к увлеченности, желанию узнать как можно больше. Все это возможно сделать только при условии личностно–ориентированного обучения.
Задача, педагога, состоит в том, чтобы создать условия практического овладения навыками и умениями для каждого обучающегося. Выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою физическую активность, свое творчество, активизировать познавательную деятельность в процессе обучения. Обучающийся должен стать живым участником образовательного процесса. Именно собственное действие может стать основой формирования в будущем его самостоятельности. Значит, образовательная задача состоит в организации условий, провоцирующих детское действие.
В рамках школы можно предложить концепцию здоровьесбережения в форме структурно-логической схемы: цель – принципы и задачи – средства – условия – основной показатель - результаты.
Здоровьесбережение в школе:
Цель - создание комплексной программы здоровьесбережения в школе.
Принципы - единства связи элементов системы здоровьесберегающей технологии. Основные составляющие ее элементы (информационная, инструментальная и кадровая) взаимосвязаны и взаимозависимы: изменение одной из них непременно требует изменения двух других; - открытости функциональных и методических действий. Все, что делается в процессе внедрения и становления здоровьесберегающей системы образования и воспитания, должно быть понятным, логически обоснованным и информационно открытым для обучающихся и учителей, является осознанной их деятельностью;- объективной оценки конечного результата. Один из главных принципов, лежащих в основе образовательных технологий. Только при выполнении этого требования возможен продуктивный контроль и коррекция, поиск способов управления и допущенных ошибок; - преемственности и завершенности. Данный принцип состоит в согласованности не только содержания, но и технологической модели, форм учебной деятельности на разных ступенях образования как в макро-, так и в микроструктуре. На каждой следующей ступени расширяются и углубляются представления, знания, умения и навыки, происходит переход с низкого уровня на более высокий.
Задача - практическое овладение навыками и умениями для каждого обучающегося.
Средства - выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому обучающемуся проявить свою физическую активность, свое творчество, активизировать познавательную деятельность в процессе обучения (средства двигательной направленности; оздоровительные силы природы; гигиенические факторы). Комплексное применение этих средств позволяет решить задачи педагогики оздоровления.
Условия - опирается на природосообразности, преемственности, вариативности, прагматичности (практической ориентации). Направлено на – обеспечение психического и физического здоровья обучающихся.
Достигается через – учет особенностей класса (изучение и понимание человека); создание благоприятного психологического фона на уроке; использование приемов, способствующих появлению и сохранении интереса к учебному материалу; создание условий для самовыражения обучающихся; инициацию разнообразных видов деятельности; предупреждение гиподинамии.
Основной показатель – регулярная экспресс-диагностика состояния обучающихся и отслеживание основных параметров развития организма в динамике (начало, конец учебного года), что позволяет сделать соответствующие выводы о состоянии здоровья обучающихся.
Результат - приводит к предотвращению усталости и утомляемости; повышению мотивации к учебной деятельности; приросту учебных достижений.
В.А.Сухомлинский сказал: «Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы…» Здоровье - это главная человеческая ценность, сохранение и приумножение которой становится первейшей обязанностью человека. Здоровье – это дело не только личное, но и общественное. У человека должно быть сформировано отношение к своему здоровью, как к частной собственности, от сбережения которой зависит его благополучие и сама жизнь. Не должно быть человека безразличного и нетребовательного к самому себе. Обучающиеся должны научиться правильно планировать свою трудовую, семейную и личную жизнь, нести личную ответственность за все, включая собственное здоровье и благополучие.
Изложенное выше показывает, что внедрение в школе комплексной программы здоровьесбережения приведет к снижению показателей заболеваемости детей, улучшение психологического климата в детских и педагогических коллективах, активно приобщает родителей обучающихся к работе по укреплению их здоровья. Учителям, освоившим эту технологию, становится и легче и интереснее работать, поскольку исчезает проблема учебной дисциплины и происходит раскрепощение учителя, открывается простор для его педагогического творчества.
Литература:
1. Гордеева А.В. Здоровье и образование, или образование здоровья [Текст] / Школа. - 2002.- № 2
2. Дзятковская Е.Н. Здоровьесберегающее образовательное пространство [Текст] / Педагогическое образование и наука. -2002.-№ 3.
3. Еременко Н.И. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ [Текст] /– Волгоград: ИТД «Корифей», 2009
3. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии. [Текст] – М.: ВАКО, 2007.
4. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе педагога [Текст].- М.:АРКТИ, 2003.272 с.
5. Сократов Н.В. Современные технологии сохранения и укрепления здоровья детей. [Текст] – М.: ТЦ Сфера, 2005 г.
6. Феоктистова В.Ф. Образовательные здоровьесберегающие технологии. [Текст] /- Учитель 2009 г.
7. Научно – практический журнал «Завуч начальной школы» [Текст] №3 2009 г., №5 2010 г.
8. Обухова Л.А. Уроки здоровья [Текст]/ Начальная школа.-2002.
9. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки
России) от 28 декабря 2010 г. N 2106 г. Москва "Об утверждении федеральных требований
к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников" [Текст]
10. Постановление Правительства РФ «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПин 2.4.2.1178-02» от 28.11.2002 № 44. [Текст]
11. Постановление Главного санитарного врача РФ от 04.07.2014 №41//.Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательной организации дополнительного образования детей" [Текст]
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Структурно-логическая схема к уроку "Глобализация современного мира"
Структурно-логическая схема по теме урока....
Структурно-логические схемы по истории России
Предлагаемые схемы в концентрированной форме, с использованием условно-графической наглядности, отражают сложный для изучения и объемный материал по истории России; отражают современные научные предст...
СТРУКТУРНО-ЛОГИЧЕСКИЕ СХЕМЫ КАК ПРОТИВОЯДИЕ КЛИПОВОМУ МЫШЛЕНИЮ. АВТОРСКАЯ МЕТОДИКА.
В данной работе представлена авторская технология по литературе - структурно-логические схемы. ...
СТРУКТУРНО-ЛОГИЧЕСКАЯ СХЕМА К ПОЭМЕ А.БЛОКА "ДВЕНАДЦАТЬ" С КОММЕНТАРИЕМ.
В данной работе представлена авторская технология в работе с текстом художественного произведения. Более подробно о структурно-логических схемах написано в статье "Структурно-логические схемы в и...
Применение структурно-логических схем в школьном курсе физики
При ограниченном времени, отведенном на изучение физики и достаточно большом объеме материала, который должны усвоить учащиеся, становится актуальной проблема генерализации, отбора, систематизации уче...
Применение структурно-логических схем при изучении темы «Предпринимательство» в 10-м классе
Эффективность развития учащихся, рост их интеллектуального потенциала в процессе изучения темы «Предпринимательство» на уроках экономики зависит не только от усвоения определенной информации, но и от ...
Семинарские занятияи структурно-логические схемы как продуктивный способ обучения в старших классах
Используя индивидуально-групповую и фронтальную формы организации познавательно деятельности, методы словесной и наглядной передачи информации, слухового, зрительного восприятия информации посредством...