СТРУКТУРНО-ЛОГИЧЕСКАЯ СХЕМА К ПОЭМЕ А.БЛОКА "ДВЕНАДЦАТЬ" С КОММЕНТАРИЕМ.
методическая разработка по литературе (11 класс) по теме
В данной работе представлена авторская технология в работе с текстом художественного произведения.
Более подробно о структурно-логических схемах написано в статье "Структурно-логические схемы в изучении
литературы как противоядие клиповому мышлению"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
СТРУКТУРНО-ЛОГИЧЕСКАЯ СХЕМА К ПОЭМЕ А.БЛОКА "ДВЕНАДЦАТЬ" С КОММЕНТАРИЕМ. | 66.5 КБ |
Предварительный просмотр:
КОМПОЗИЦИЯ ПОЭМЫ БЛОКА
«ДВЕНАДЦАТЬ»
Принцип построения поэмы образно
напоминает древесный срез,
составленный из 6 полукружий - ) ) ) ) ) )
1 глава – хаос, ветер 12 глава - явление Христа
/ «на ногах не стоит человек»/ . красноармейцам. /«с кровавым флагом»
Определение времени и места «в белом венчике из роз – впереди
событий поэмы. ИСУС ХРИСТОС»/ - ВЫСТ РЕЛ В БОГА
2 глава – появление героев 11 глава – поиск врага
поэмы – двенадцати красноар- / «идут без имени святого»/.
мейцев. / 12 апостолов новой эры/ Пробуждение агрессии –беснование.
3 глава - определение цели 10 глава – вьюга. / «не ви-
пути. / «мировой пожар в крови» - дать уже друг друга за четыре за
новое кровообращение без Бога, где шага».Смятение на новом пути.-
страсть правит бал = пожар = раз- «Али руки не в крови?»
рушение от мира и в мире/
4 глава – «любовный 9 глава – распутье, бого-
треугольник» ( зарождение оставленность. /Старый мир ждет
конфликта поэмы) своего часа на перекрестке(=крест).
Катька-Петруха-Ванька «стоит безмолвный, как вопрос.»/
/ эволюция поврежденности Стилистика романса.
духа человека в любви /
5 глава – знакомство с ге- 8 глава – месть, злоба -
роиней. Катька . /Нужна ли ей ре- агрессия ищет выхода. «Выпью
волюция?- «с юнкерьем гулять ходила кровушку за зазнобушку». Бессилие
- с солдатьем теперь пошла». в одолении себя. Духовный раскол.
Поруганная красота в безлюбовном
пространстве= символика имени
( Екатерина- чистая, непорочная )
6 глава – УБИЙСТВО КАТЬКИ 7 глава – ОТРЕЧЕНИЕ ОТ БОГА,
от любви. ВЫБОР ПУТИ
смысловой «узел» композиции поэмы
«Бог есть любовь»( Евангелие)
Комментарий к СЛС № 4.
ЯВЛЕНИЕ ХРИСТА В ПОЭМЕ А.БЛОКА
«ДВЕНАДЦАТЬ».
Структурно-логическая схема представлена в образе древесного среза, состоящего из 6 полукружий. Главы соединяются как последовательно ( 1-12), так и в полукружиях ( 1-12; 2-11; 3-10;, 4-9;. 5-8; 6-7).
Соединения в полукружиях глав - видимый срез дерева вдоль. В поэме таких полукружий – 6, причем главы 6-7 составляют, таким образом, смысловую «сердцевину» древесного среза. Главы, соединенные стрелками в полукружиях, СИМВОЛИЧЕСКИ рисуют причинно –следственную связь в ДУХОВНОМ аспекте. Главы, соединенные стрелками последовательно ( 1-12 главы), показывают нам этапы деградации человеческого духа во внешних событиях.
Загадкой поэмы становится Явление Христа в финале произведения. Чтобы раскрыть авторский замысел, обратимся к логическим связям, обозначенным в СЛС стрелками.
1. Соединения в полукружиях глав:
Полукружие среза /= главы | СМЫСЛОВОЕ ТОЛКОВАНИЕ |
1 и 12 главы | Из хаоса только один путь – к Богу |
2 и 11 главы | Герои, «апостолы новой веры», приведут мир к беснованию ( сравнить: Ф.М Достоевский роман «Бесы») |
3 и 10 главы | Цель нового пути приводит к духовной слепоте ( «Не видать уже друг друга за четыре за шага»), а слепые , зовущие мир к новой вере, неизбежно приводят его к пропасти. |
4 и 9 главы | Зарождение конфликта: ждет разрешения противоречие в отношениях героев : Катька-Ванька- Петруха, так же своего часа ждет и старый мир, стоящий на перекрестке. Один «безмолвный вопрос» объединяет обе главы ожиданием выбора героев на разных уровнях. Своеволие или воля? Своеволие – это бунт богоборчества или, что страшнее, богоотречения. Воля – выбор возможных решений.. |
5 и 8 главы | Поругание любви происходит уже в сознании героини Катьки ( «с юнкерьем гулять ходила- с солдатьем теперь пошла») , и это провокация к агрессии и предпосылка к случайному убийству. Духовный раскол Катьки приносит ей, как искупление, нелепую смерть, дабы блуд не прогрессиро-вал, дабы душа не разложилась окончательно до полного омертвения. И имя ей Блок дает символично: имя Екатерина (разг. Катерина) происходит от греческого слова "катариос" - чистый, непорочный. Того же корня слово "катарсис" - очищение. |
6 и 7 главы | СЕРДЦЕВИНА поэмы, в которой случайно, но вполне закономерно происходит убийство человека ( Катьки), открывающее путь или к ПРОЗРЕНИЮ и покаянию , или к еще более тяжким преступлениям. Решает все духовный выбор человека. |
2. Главы, соединенные стрелками последовательно (с 1 по 12),
демонстрируют разные стадии духовного оскудения , приводящие в итоге к выстрелу в Христа. Но Господь поругаем не бывает.
3.ЯВЛЕНИЕ ХРИСТА:
В поэме Александра Блока «Двенадцать» - господство хаоса.
По мнению поэта, художник должен хаос воплощать в космос. Именно в этом – основная задача искусства. духовной жизни человека и мира в целом.
Разрешение философского (=духовного) конфликта «Двенадцати» - в явлении Христа как воплощения гармонии (=космоса) и любви. «Бог есть любовь»,- гласит Евангелие. Иисус – идеал, совершенство, Образ и Подобие которого – человек. Однако человек впитал в себя хаос, то есть антикосмос, а значит, и антилюбовь.
Выстрелы, прозвучавшие в поэме, - это выстрелы в Любовь, космос (гармонию) и в воплощенного Бога – в Иисуса. Пытаясь убить Бога, человек, таким образом, уже уничтожил себя.
Изображенный в «Двенадцати» мир утопает в безверии, одержим темными силами. В борьбе с хаосом ему надо разрешиться или в катастрофу беспросветного мрака, или во что-то иное высшего порядка. Этим чем-то и становится явление Христа в поэме Блока. Он несет флаг. Он над красноармейцами, Он – всевидящий, а они в хаосе и мгле – слепы ( «не видать…друг друга за четыре за шага» ). И Его (Иисуса) они не могут узреть, так как Бога в себе ( Образ и Подобие ) убили посредством преступления заповеди : «Не убий» ( 6. 7 главы) Убита Катька – убита любовь – убит Господь. И в заключение – реальный выстрел в Него. И стреляют-то вслепую, так и не уразумев- кто : враг ли!
Христос явился в мир или он над миром, над людьми? Что явлением в поэме Иисуса хотел сказать Александр Блок? Абсолютно точно Христос не впереди 12 красноармейцев в буквальном смысле слова – Он НАД ними, то есть в небе, в невидимом пространстве ( «невидим») , за домами, во вьюге.
Христос – имя, связанное с названием трилогии Блока – «Трилогия вочеловечения». Вочеловечение следует понимать по христианским канонам следующим образом: Бог вочеловечен в Сыне, Христос – воплощение Бога в человеке, то есть явление Бога во плоти. Христос – Богочеловек. ( Не человекобог!!!) В трилогии поэт изображает сложный духовный путь лирического героя к Идеалу, то есть в ВОЧЕЛОВЕЧЕНИЕ. Получается, что человек в процессе духовного становления должен приблизиться к Образу и Подобию, ОБРЕСТИ СЕБЯ, обрести любовь и Бога.
Целостное восприятие творчества Блока предполагает прочтение первой поэмы о революции именно в этой системе координат. Не Христос ли показан в поэме тем самым гармонизирующим началом, тем символом, который и должен в хаосе указать путь даже убийцам? Даже тем, кто посягнул стрелять в самого Бога? Бог не отвернулся от России, не отвернулся от убийц, блудниц. Он всегда доказывает Свою милость миру, как и в данном случае, когда не поражает гневом тех 12, кто в него стреляет.
Блок не видит, а ПРОВИДИТ, понимая, что Господь не отворачивается от ступившей на сатанинский путь России. Почему вьюга? Почему снег, метель? Хаос усугубляется еще и холодом и слепотой, ведь снег застилает глаза – мешает ясно видеть окружающее пространство. Но главное, незрячий не видит СВЕТА, а «Бог есть СВЕТ, и нет в Нем никакой тьмы». Холод пронизывает – холод сковал сердца людей, причем остывает человеческий организм в буквальном смысле при умирании. Усугубление на протяжении всей поэмы мотивов смерти, разбушевавшейся стихии, олицетворяющей противоборство Бога и Дьявола, тьмы и света, любви и ненависти обретают метафорический, а иногда и буквальный смысл. Мотив смерти восходит к сердцевине поэмы – физическому небытию (убийству ) Катьки. Сама смерть олицетворилась: из тайного, невидимого в человеке – в явное.
Идея поэмы как раз и заключается в том, что новый путь – только с Богом, и из любого убийственно ошибочного пути выведет только Бог, который простит блудных сыновей и дочерей, убийц и блудниц. Без Бога, без любви – одно безлюбовное пространство, покатая плоскость, с которой человек катится вниз, на самое дно, в бездну, в ад. Потеряется ли человек, заплутает ли в хаосе, зависит от его выбора. Путь красноармейцев-убийц в поэме «Двенадцать» не заканчивается, потому что они «идут вдаль» Они идут, не разглядев Христа, поправ святыни, но и при этом все равно с ними Бог-Тот, в которого они стреляли. Но Бог «невредим».
Однако в поэме какой-то странный БОГ-«ИСУС», а не ИИСУС. Почему? Вопрос загадочности образа Иисуса заключается в духовных метаниях самого поэта. Образ Бога невозможно воплотить без поста, молитвы , исповеди и послушания. Впасть в прелесть в момент духовного раскола – более логичный итог, что, кстати, мы и видим в случае поэта Александра Блока, размышляя о его преждевременной трагической кончине. Жаждущий Бога и пребывающий в духовной брани с самим собой и миром, не мог поэт Александр Блок ясно и отчетливо, без двусмысленности преподнести образ Иисуса. Потому финал поэмы до сих пор и плодит разночтения. Но не Антихрист предстает красноармейцам, а Иисус Христос, путь к которому запечатлело творчество Александра Блока, его «Трилогия вочеловечения» и таинственная поэма «Двенадцать».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Структурно-логическая схема к уроку "Глобализация современного мира"
Структурно-логическая схема по теме урока....
Структурно-логические схемы по истории России
Предлагаемые схемы в концентрированной форме, с использованием условно-графической наглядности, отражают сложный для изучения и объемный материал по истории России; отражают современные научные предст...
СТРУКТУРНО-ЛОГИЧЕСКИЕ СХЕМЫ КАК ПРОТИВОЯДИЕ КЛИПОВОМУ МЫШЛЕНИЮ. АВТОРСКАЯ МЕТОДИКА.
В данной работе представлена авторская технология по литературе - структурно-логические схемы. ...
Применение структурно-логических схем в школьном курсе физики
При ограниченном времени, отведенном на изучение физики и достаточно большом объеме материала, который должны усвоить учащиеся, становится актуальной проблема генерализации, отбора, систематизации уче...
Применение структурно-логических схем при изучении темы «Предпринимательство» в 10-м классе
Эффективность развития учащихся, рост их интеллектуального потенциала в процессе изучения темы «Предпринимательство» на уроках экономики зависит не только от усвоения определенной информации, но и от ...
Семинарские занятияи структурно-логические схемы как продуктивный способ обучения в старших классах
Используя индивидуально-групповую и фронтальную формы организации познавательно деятельности, методы словесной и наглядной передачи информации, слухового, зрительного восприятия информации посредством...
Использование структурно-логических схем как средства повышения качества знаний при подготовке к ЕГЭ по химии.
нПри подготовке к ЕГЭ в короткие сроки учащихся с разной степенью обученности,низкой познавательной активностью обходимо было решить следующие задачи: · повыси...