Лидерство
учебно-методический материал по физкультуре на тему

Иванова Виктория Владимировна

Определяющий принцип лидерства - признание за человеком способностей понимать интересы других людей и управлять ими в соответствии с этими интересами. Чтобы изучить феномен лидерства в спортивной среде, необходимо рассмотреть эту среду как малую группу.

Спортивная команда представляет собой коллектив со своими психологическими особенностями, в котором между спортсменами складываются определенные отношения. На формирование взаимоотношений между спортсменами в спортивной команде влияет воздействие объективных и субъективных факторов, а также роль социально-психологических факторов. Одним из таких факторов является социально-психологический феномен лидерства.

Знание социально-психологических основ формирования взаимоотношений, управления спортивной группой помогает тренеру сделать более эффективной деятельность всего коллектива.

Объектом настоящего исследования является лидерство как социально-психологический феномен.

Предметом исследования – проявление лидерских качеств в спортивной команде.

Основная цель данной курсовой работы заключается в исследовании такого явления как лидерство в спорте. Данная цель обуславливает решение нескольких задач:

- изучить сущность понятия «лидерство», его основные концепции и стили;

- исследовать особенности и возможности проявления лидерских качеств в спортивной команде;

- определить потенциальные лидерские качества и выявить социометрический статус игроков в баскетбольной команде.

Структура настоящей курсовой работы включает в себя введение, три главы, объединяющие семь параграфов, заключение и список используемых литературных источников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл liderstvo.docx89.55 КБ

Предварительный просмотр:

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ        3

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОНЯТИЯ ЛИДЕРСТВА        4

1.1. Лидерство: сущность и содержание        4

1.2 Основные концепции лидерства        7

1.3 Стили лидерства        12

2. ЛИДЕРСТВО В СПОРТЕ        15

2.1 Лидерство в спортивной команде        15

2.2 Дифференциация лидерских ролей        17

3. ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ В БАСКЕТБОЛЬНОЙ КОМАНДЕ        28

3.1 Организация и методы исследования        28

3.2 Анализ психодиагностических данных        29

ЗАКЛЮЧЕНИЕ        32

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ        34


ВВЕДЕНИЕ

Определяющий принцип лидерства - признание за человеком способностей понимать интересы других людей и управлять ими в соответствии с этими интересами. Чтобы изучить феномен лидерства в спортивной среде, необходимо рассмотреть эту среду как малую группу.

Спортивная команда представляет собой коллектив со своими психологическими особенностями, в котором между спортсменами складываются определенные отношения. На формирование взаимоотношений между спортсменами в спортивной команде влияет воздействие объективных и субъективных факторов, а также роль социально-психологических факторов. Одним из таких факторов является социально-психологический феномен лидерства.

Знание социально-психологических основ формирования взаимоотношений, управления спортивной группой помогает тренеру сделать более эффективной деятельность всего коллектива.

Объектом настоящего исследования является лидерство как социально-психологический феномен.

Предметом исследования – проявление лидерских качеств в спортивной команде.

Основная цель данной курсовой работы заключается в исследовании такого явления как лидерство в спорте. Данная цель обуславливает решение нескольких задач:

- изучить сущность понятия «лидерство», его основные концепции и стили;

- исследовать особенности и возможности проявления лидерских качеств в спортивной команде;

- определить потенциальные лидерские качества и выявить социометрический статус игроков в баскетбольной команде.

Структура настоящей курсовой работы включает в себя введение, три главы, объединяющие семь параграфов, заключение и список используемых литературных источников.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОНЯТИЯ ЛИДЕРСТВА

1.1.        Лидерство: сущность и содержание

Лидерством называют способность оказывать определенное влияние как на каждую личность в отдельности, так и на группу лиц, направляя общие усилия людей на достижение единой цели.

С социально-психологической точки зрения лидерство - процесс вполне естественный, основанный на влиянии одного авторитетного индивида на поведение остальных членов группы. Под влиянием при этом понимают такие действия человека, которые вносят изменения в чувства, отношения, поступки другой личности.

Есть несколько способов осуществить лидерство. Концепции лидерства предполагают, что влияние можно проявить через идеи, убеждение, внушение, письменное и устное слово, принуждение, личный авторитет, эмоциональное заражение, собственный пример.

Формальная структура любого коллектива определяется должностным статусом членов группы, неформальная - складывается на основе отношений, обусловленных личными качествами всех, входящих в нее.

При сложившемся коллективе неформальная структура характеризуется наличием общей цели, которая не всегда осознается членами группы и не всегда связана с решением каких-либо рабочих задач. В свою очередь, это вызывает потребность в четком определении задач и поиске путей их решения[1]. Необходимость формулировки цели и ее достижения приводит к появлению лидера, в задачу которого и входят все эти процедуры, а также и управление людьми. В зависимости от его влияния на команду можно выделить позитивных и негативных (конструктивных и деструктивных) лидеров.

Лидер (от англ. leader - ведущий, первый, идущий впереди) - лицо в какой-либо группе (организации), пользующееся большим, признанным авторитетом, обладающее влиянием, которое проявляется как управляющие действия.

Лидером является такой член группы, за которым она признает право принимать ответственные решения в значимых для нее ситуациях, то есть наиболее авторитетная личность, реально играющая центральную роль в организации совместной деятельности и регулировании взаимоотношений в группе[2].

Иными словами, лидер - член малой группы, который выдвигается в результате взаимодействия членов группы для организации группы при решении конкретной задачи в конкретной ситуации, принимая на себя определенные функции. Лидер всегда демонстрирует более высокий, чем другие члены группы, уровень активности, участия, влияния на поведение других. Остальные члены группы принимают лидерство, т.е. строят с лидером такие отношения, которые предполагают, что он будет вести, а они будут ведомыми.

Основная задача лидера - стимулировать группу, нацеливать ее на решение определенных задач, заботиться о средствах, при помощи которых эти задачи могут быть решены. Таким образом, можно утверждать, что лидер обладает властью, позволяющей контролировать действия других людей.

Таким образом, исходя из различных теорий лидерства, в современной психологии в качестве основных признаков лидерства выделяют следующие:

- более высокая активность и инициативность индивида при решении группой совместных задач;

- большая информированность о решаемой задаче, о членах группы, о ситуации в целом;

- более выраженная способность оказывать влияние на других членов группы.

Феномен лидерства определяется взаимодействием ряда переменных, основными из которых являются психологические характеристики личности самого лидера, социально-психологические характеристики группы, характер решаемых задач и особенности ситуации, в которой находится группа.

Понимание лидерства с точки зрения качеств личности и характера, которыми лидер наделен в большей степени, чем остальные, по-прежнему не утратило своего значения. Структурные теории лидерства ставят перед собой задачу выявить универсальную структуру личности лидера, определив наиболее важные черты личности лидера.

Теория лидерских качеств отражает наиболее ранний подход к изучению и объяснению лидерства. Исследователи верили, что лидеры имели какой-то уникальный набор устойчивых и не меняющихся во времени качеств. Более глубокое изучение лидерских качеств привело к выделению следующих четырех групп: физиологических, психологических, интеллектуальных и личностных, представленных в таблице 1:

Табл.1

Качества, наиболее часто встречающиеся у лидеров

Группа качеств

Характеристики качеств

Физиологические качества

Приятные внешность (лицо, рост, фигура, вес), голос, хорошее здоровье, высокая работоспособность, энергичность, представительность

Психологические качества

Тип личности: экстраверт, интроверт. Темперамент: флегматик, сангвиник, холерик. Властность, амбициозность, агрессивность, превосходство, уравновешенность, независимость, смелость, творчество, созидательность, самоутверждение, упорство, мужество

Интеллектуальные качества

Высокий уровень интеллекта: ум, логика, память, интуитивность, энциклопедические познания, широта кругозора, проницательность, оригинальность, быстрота мышления, образованность, рассудительность, концептуальность, чувство юмора

Деловые и личностные качества

Деловые качества: организованность, дисциплинированность, надежность, дипломатичность, хозяйственность, гибкость, обязательность, инициативность, самостоятельность, ответственность, рискованность. Личностные качества: доброжелательность, тактичность, участливость, честность, порядочность, бдительность, убежденность, внимательность, коммуникабельность, адаптивность

Экспериментально установлено, что чаще всего лидеру присущи такие качества как высокий интеллект, доминантность, уверенность в себе, высокий активационный (энергетический) уровень, а также профессиональные знания и навыки, релевантные выполняемой задаче[3].

Таким образом, лидером группы может стать только тот человек, кто способен привести группу к разрешению тех или иных групповых ситуаций, проблем, задач, кто несет в себе наиболее важные для этой группы личностные черты, кто несет в себе и разделяет те ценности, которые присущи группе.

Концепции лидерства предполагают, что люди в сообществе объединяются по трем основным причинам. Как правило, ими руководит желание получить эмоциональную поддержку, узнать необходимую информацию или наладить деловые взаимосвязи.

Таким образом, лидерство в любой организации состоит из трех компонентов: эмоционального, информационного и делового.

Человек, которые способен в нужный момент призвать людей к порядку и напомнить им об общей цели - это «руки группы». Такую личность можно назвать деловым лидером. С ним прекрасно работается, он умеет организовать дело и наладить необходимые деловые контакты и взаимосвязи.

Человек, обладающий большой эрудицией и способный донести нужную информацию до остальных – так называемый «мозг группы», его можно назвать информационным лидером.

Личность, к которой можно обратить за сочувствием и «поплакаться в жилетку» - «сердце группы». Такой человек является эмоциональным лидером.

Помимо трех вышеперечисленных видов встречается еще и четвертый, наиболее предпочтительный вариант - универсальный лидер. Подобная личность объединяет в себе все три компонента, однако такой вид лидерства встречается крайне редко.

В малой группе роль лидера заключается в сплочении ее участников и направлении их деятельности. От него требуется тесное личное общение с ближайшим окружением. При этом выявляются и играют организующую роль его личные качества умение владеть ситуацией, принимать решения, брать на себя ответственность, делать верный политический выбор (людей, проблем, первоочередных задач).

Одновременно лидер должен уметь удовлетворять интересы группы, не выходя за пределы права и гражданских норм и не ставя свое окружение в зависимость от своих благодеяний. На отношения с группой и авторитет лидера оказывают значительное влияние личный стиль его поведения (авторитарный, жесткий или демократический).

Отношения лидера и его коллектива - важный аспект новой, лидерской организации власти. Целеустремленность, принципиальность, сознание ответственности перед обществом (или управляемой группой людей), понимание его задач и запросов являются неотъемлемыми качествами лидера. Они должны быть и у его окружения. Эти качества сплачивают их так же, как общее умение вести дискуссию, сочетать стремление к самоутверждению с интересами коллектива и коллег, положительно относиться к их заслугам. Лидер должен уметь разумно, обоснованно и своевременно перемещать своих сотрудников и создавать условия для их профессионального роста, использовать их способности и возможности.

Карьера лидера зависит не только от общих условий, но и от его личных качеств. Его успех возможен при осуществлении ряда функций, таких как:

- конструктивная функция - выражение интересов общества в конкретной программе;

- организационная функция, которая включает создание кадров и системы управления, сплочение сторонников, планирование политических процессов и действий, практических аспектов политической работы;

- координационная функция - согласование действий институтов власти, учреждений, направлений их деятельности;

- интегративная функция - сплочение единомышленников, окружения, общества вокруг программы лидера.

1.2. Основные концепции лидерства

В изучении проблемы главенства одних людей над другими можно выделить три основных направления: традиционное, ситуационное и новое.

Исторически самыми ранними являются традиционные концепции лидерства. Согласно им организовать толпу может только личность исключительная, наделенная уникальными качествами. Известные приверженцы этой теории - Эдвин Гизелли, Уоррен Беннис и Вальф Стогдилл.

В наше время при изучении феномена лидерства психологи используют три основных подхода: структурный, поведенческий и ситуационный.

Структурные теории лидерства ставят перед собой задачу выявить универсальную структуру личности лидера, определив наиболее важные черты личности лидера.

Все структурные теории прямо или косвенно подводили к идее о том, что если лидер одарен качествами, которые отличают его от последователей, то должна существовать возможность определения или выделения этих характеристик. Такое заключение легло в основу теории лидерских черт, авторы которой объясняли процесс лидерства проявлением тех или иных черт характера, исходно присущих человеку.

Важное значение для развития этого подхода имели результаты исследований С. Клубека и Б. Басса, продемонстрировавших, что лиц, от природы не склонных к лидерству, сделать лидерами практически невозможно. Можно лишь посредством психотерапии незначительно изменить некоторые особенности их характера. Структурный подход иногда называют «харизматической» теорией, так как он исходит из врожденности лидерских качеств.

Поведенческие теории лидерства исходят из того, что любого человека можно сделать лидером. В этих теориях изучается поведение человека, которое может сделать его лидером. Именно в рамках этого подхода сформировалось понятие стилей лидерства, которые мы чуть ниже рассмотрим более подробно.

Основная мысль поведенческого подхода в том, что лидерство рассматривается не как врожденное качество, а как форма поведения, которую можно освоить и которой можно и нужно обучать. Если лидерство - это определенные навыки поведения, то можно разработать учебные программы и обучить лидерству тех, кто хочет стать эффективным лидером. Такой подход открывает новые возможности для человека.

Основные концепции лидерства в современном мире появились на базе традиционных. Одна из них - ситуационная теория, предложенная Френком Фидлером, который считал, что личность может обнаружить способность к руководству только при возникновении соответствующих обстоятельств. Ситуационный подход к лидерству утверждает, что лидер является продуктом конкретной ситуации[4].

Общим для ситуационного и традиционного подхода в изучении проблемы является то, что результат управленческой деятельности в них напрямую зависит от личностных качеств лидера. Позднее были созданы новые концепции лидерства. К ним относятся теории атрибутивного (аналитик), харизматичного и преобразующего (реформатор) лидерства.

Если говорить о традиционных теориях, необходимо отметить, что они основывались на внешних признаках и личностных качествах руководителей, но со временем были опровергнуты. Некоторые из них - например, концепция физических качеств, была признана несостоятельной одной из первых. Ведь лидер не всегда отличается высоким ростом, большим весом и неуемной физической силой. Напротив, его внешние данные могут быть самыми заурядными.

Одной из традиционных теорий можно назвать концепцию интеллигентности, которая основана на вербальных и оценочных качествах личности. Предполагается, что наличие указанных качеств обеспечивает управленческий успех. Однако далеко не каждый образованный, воспитанный и обходительный человек может повести за собой людей.

Традиционные концепции лидерства не ограничиваются двумя вышеназванными теориями. Концепция черт лидера также к ним относится. Она базируется на том, что каждый руководитель должен обладать определенным набором психологических качеств. Ему должны быть присущи уверенность в себе, гибкий и острый ум, сильная воля, компетентность, организаторские способности, знание человеческой натуры. Однако изучение реальных групп показало, что ими может руководить человек, не имеющий вышеперечисленных качеств. А личность, теоретически способная на лидерство, иногда занимает весьма скромное место в организации.

 Концепции ситуационного лидерства возникли на базе традиционного подхода к изучению проблемы. Они предполагают, что возглавить группу может только тот человек, который в состоянии направить людей на разрешение конкретной ситуации. У него должны быть соответствующие способности, свойства, качества, знания, опыт. Для решения различных проблем могут понадобиться разные личности, поэтому главенство в сообществе может переходить от одного человека к другому. Деловой лидер может сменить информационного, а эмоциональный - делового и так далее.

Э.Хартли выявил несколько закономерностей, характерных для ситуационного лидерства[5]:

- если человек возглавил группу в одной ситуации, то у него автоматически повышаются шансы стать руководителем в другой;

- если личность проявила свои лидерские качества и заработала у остальных авторитет, значит, она впоследствии может стать руководителем и закрепить свои главенствующие позиции;

- восприятие группы зиждется на стереотипах, и если человек стал лидером в одной ситуации, значит, она воспримет его таковым и в другой;

- для того чтобы стать руководителем, нужно иметь к этому внутреннее стремление.

 Со временем возникают все новые теории возникновения лидерства. Одну из них выдвинули основоположники марксизма, которые предположили, что этот феномен можно объяснить с точки зрения классового противостояния. В их понимании политический лидер - это умелый, последовательный и сознательный выразитель интересов определенного класса, который играет по отношению к своей группе в известном смысле служебную, вспомогательную роль. Таким образом, концепции политического лидерства предполагают главенствующую роль отдельной личности в тесной связи с деятельностью социальных групп. В разные исторические эпохи к лидеру могут предъявляться различные требования.

Современные концепции лидерства имеют под собой разную, порой весьма сложную психологическую основу. Например, Зигмунд Фрейд выдвинул свою уникальную теорию «личностно-психологических качеств». Психоаналитик утверждает, что некоторые люди стремятся к лидерству потому, что пытаются компенсировать возникший в юности или детстве комплекс неполноценности. При этом свою превалирующую позицию над другими такие личности могут демонстрировать неэтичными способами, которые являются следствием неврозов, маниакальной паранойи и других отклонений психики.

 Одной из самых интересных теорий является концепция харизматического лидерства. Она основывается на том, что некоторые личности наделены свыше талантом управлять другими людьми. С греческого слово «харизма» переводится как милость, божественный дар[6].

Итак, исключительные качества, прозрение свыше, умение подчинить себе людей автоматически возвышают такого выдающегося человека над остальными. Концепция харизматического лидерства предполагает, что вождь в группе является самым ярким воплощение ценностей сообщества, которые он ставит превыше личных интересов. Отношение с таким руководителем основывается на безграничном восхищении и доверии к нему. Деятельность группы, объединенной харизматичным лидером, напрямую зависит от личности вождя. Без него организация становится практически недееспособной.

Концепция атрибутивного лидерства исходит из того, что лидер должен уметь анализировать поведение подчиненных и предсказывать их реакцию на ту или иную ситуацию. В ходе своей деятельности руководитель постоянно ищет ответ на вопрос о причинах поведения сотрудников. В своем поиске он базируется на трех составляющих: Личность. Сама трудовая деятельность. Обстоятельства и организационное окружение. Таким образом, лидер стремится определить причины плохой работы сотрудников и правильно отреагировать на возникшую ситуацию. В данной модели руководства происходит постоянное взаимодействие между начальником и простым работником. Эффективность мер, предпринимаемых лидером для улучшения работы, определяется реакцией на них подчиненного.

Концепция преобразующего подхода – когда лидер-реформатор стремится мотивировать последователей путем повышения их сознательности. Он улучшает образовательный уровень подчиненных, создает атмосферу доверительности в коллективе, помогает людям научиться совмещать личные интересы с общественными. Такая модель руководства предполагает участие подчиненных в управлении группой. Они не слепо подчиняются начальнику, а стремятся адекватно оценить его поведение. Концепция преобразующего лидерства основывается на творческом подходе: лидер последовательно завоевывает уважение и доверие последователей, оставаясь первым среди равных.

Ученые по-разному отвечают на вопрос о том, что такое лидерство. Концепции лидерства раскрывают этот феномен с самых разных точек зрения. Все они интересны и имеют право на существование. На сегодняшний день в науке нет однозначного общепринятого ответа на вопрос о появлении лидеров в коллективе.

Современные подходы к эффективному лидерству включают концепцию субститутов и усилителей влияния, само- и сверхруководство, тренерский стиль, трансформационное руководство и харизматический подход.

В частности, трансформационное руководство и харизматический подход появились в последние годы на основе попыток сформулировать качества лидеров, которые придают им ореол особой значимости, исключительности и магнетизма, позволяя увлекать за собой людей. Установлено, что те, кто идет за харизматическими лидерами, отличаются высокой мотивацией, способны работать с энтузиазмом и достигать значимых результатов. Такого рода лидеры особенно необходимы на переломных этапах развития, в период выхода из кризисного состояния, осуществления радикальных реформ и изменений.

1.3. Стили лидерства

Стиль лидерства - типичная для лидера система приемов деятельности, используемая в работе с членами группы. Сразу же отметим, что в традиции социальной психологии исследуется вопрос именно о стиле лидерства, а не руководства. Но в экспериментальных исследованиях эти понятия очень трудно развести, и практически используются единые методики.

Одной из наиболее распространенных теорий лидерства является теория лидерства К. Левина (1938 г.), которая выделяет три стиля лидерства[7]:

- авторитарный (директивный);

- демократический (коллегиальный);

- попустительский (разрешительный, либеральный).

Рассмотрим характеристики каждого из стилей лидерства более подробно.

Авторитарный (директивный) стиль лидерства характеризуется жесткостью, требовательностью, единоначалием, превалированием властных функций, строгим контролем и дисциплиной, ориентацией на результат, игнорированием социально-психологических факторов.

Авторитарное лидерство подразумевает единоличное правление, опирающееся на приказы и принуждения. Лидер самостоятельно принимает все решения, не слушает доводов и аргументов со стороны коллег. Он стремится свести к минимуму все контакты людей в коллективе. Общение подчиненных происходит через него и под его контролем. Авторитарный стиль лидерства предполагают мотивирование сотрудников через административные методы, приказы и принуждения.

Как правило, лидеры, использующие этот стиль управления, вступают в должность в результате назначения. Они сначала занимают свое место, и лишь потом добиваются общественного признания посредством административных методов.

Среди недостатков данного стиля такие, как высокая вероятность ошибочных решений, подавление инициативы, творчества подчиненных, замедление нововведений, застой, пассивность сотрудников, неудовлетворенность людей своей работой, своим положением в коллективе, неблагоприятный психологический климат обусловливает повышенную психологически-стрессовую нагрузку.

Авторитарный стиль может порождать множество конфликтов из-за стремления лидера к единовластию. Вместе с тем он эффективен в критических ситуациях (аварии, боевые военные действия и т.п.). Авторитарные стили политического лидерства являются основными при тоталитарных режимах.

Демократический (коллегиальный) стиль лидерства опирается на коллегиальность, доверие, информирование подчиненных, инициативу, творчество, самодисциплину, сознательность, ответственность, поощрение, гласность, ориентацию не только на результаты, но и на способы их достижения. Данный стиль лидерства предполагает распределение ответственности и полномочий между подчиненными.

Лидер совместно со своим окружением выбирает стратегию развития и цели, которых необходимо достичь. Он уважительно относится к коллегам, прислушивается к их мнению, объективно оценивает результаты, четко распределяет полномочия и стремится к созданию атмосферы сотрудничества.

Как правило, демократический стиль лидерства выбирают для себя лидеры, занявшие свой «пост» благодаря общественному признанию, которым пришлось немало потрудиться, прежде чем завоевать уважение и доверие общества. Они зависят от реакции окружения на свои действия. Этим лидерам важно, насколько эффективно их лидерство, и деятельность их открыта для общественности, они считаются народными лидерами.

Демократический стиль способствует выработке объективных взвешенных решений, достижению высоких производственных результатов труда, проявлению инициативы, активности сотрудников, удовлетворенности людей своей работой и членством в коллективе, созданию благоприятного психологического климата и сплоченности коллектива. Однако для реализации демократического стиля требуются высокие интеллектуальные, организаторские, психологически-коммуникативные способности лидера.

Попустительский (разрешительный, либеральный) стиль лидерства отличается низкой требовательностью, попустительством, отсутствием дисциплины и требовательности, пассивностью руководителя и потерей контроля над подчиненными, предоставлением им полной свободы действий.

Лидеры, использующие отстраненный стиль лидерства, чаще всего предпочитают выступать в качестве сторонних наблюдателей. Они не проявляют особой заинтересованности в своей деятельности, при случае с удовольствием переложат выполнение обязанностей на коллег. В ходе обсуждения важных вопросов такие лидеры стараются больше слушать, чем говорить, они редко выражают свое мнение по тем или иным моментам, избегают споров и конфликтов.

Основным методом руководства лидеров этого типа являются убеждения, советы и просьбы, они никогда не дают приказов и строгих указаний. Зачастую ближайшее окружение начинает манипулировать такими лидерами, заставляет их действовать в своих интересах. Лидерство руководителей, принимающих отстраненный стиль лидерства, как правило, носит формальный характер и заключается лишь в занимаемой должности. На деле же существует другой человек, фактически осуществляющий руководство. Такая ситуация очень часто встречалась во времена царей, когда на престол восходили несовершеннолетние либо непросвещенные в политике люди.

Попустительский стиль характеризуется, с одной стороны, «максимумом демократии» (все могут высказывать свои позиции, но реального учета, согласования позиций не стремятся достичь), а с другой - «минимумом контроля» (даже принятые решения не выполняются, нет контроля за их реализацией, все пущено на самотек), безынициативностью, невмешательством в процесс тех или иных работ. Вследствие этого:

- результаты деятельности подчиненных обычно низкие;

- люди не удовлетворены своей работой, руководителем, психологический климат в коллективе неблагоприятный;

- отсутствует сотрудничество;

- отсутствует стимул добросовестно трудиться;

- возможны скрытые и явные конфликты;

- идет расслоение на конфликтующие группы. Возможно несовпадение формы и содержания действия лидера, например: внешне используется форма демократического стиля (демонстрация внешнего расположения, вежливости к подчиненным, проводится обсуждение проблемы), но в действительности решение уже давно принято единолично.

Стиль лидера отличается гибкостью, индивидуальным и ситуативным подходом. Он должен владеть всеми тремя стилями и умело применять их в зависимости от конкретной обстановки, специфики решаемых задач, социально-психологических особенностей сотрудников, своих личных качеств.

Эффективность конкретного стиля лидера зависит от характера конкретной ситуации. Вектор ориентации также может менять направление в зависимости от ситуации в группе. Производительность группы зависит от взаимодействия стиля лидерства и степени благоприятности ситуации. Легче быть лидером, если:

- группа ему доверяет и поддерживает его;

- группа выполняет четко сформулированные задачи;

- положение лидера подкреплено реальной властью[8].

Наиболее результативным является лидерство, ориентированное на задачу. Если данные условия отсутствуют, наилучшим также является лидерство, ориентированное на задачу. Другими словами, лидеры, ориентированные на задачу, действуют эффективнее в полярных ситуациях. В промежуточных ситуациях лучше действуют лидеры, ориентированные на отношения.

Каждая ситуация - это сочетание лидера, подчиненных, времени, места и других обстоятельств. Руководители, достигшие успеха в своей области, как правило, используют гибкий стиль лидерства, ориентируясь на уровень зрелости подчиненных.

ГЛАВА 2. ЛИДЕРСТВО В СПОРТЕ

2.1. Лидерство в спортивной команде

Спорт в наши дни - это мощный социальный феномен, способный формировать и преобразовывать как социальную реальность, экономику, так и личность. Интенсивно развиваются процессы интеграции спорта во все виды социальной жизни, такие как культура, здравоохранение, религия, экология и пр. В то же время с переходом страны на новое политическое устройство, в результате которого произошло резкое расслоение населения по уровню доходов, функционирование спорта значительно изменяется.

В последние десятилетия становится очевидным, что спорт включает в себя не только собственно соревновательную деятельность, специальную подготовку к ней, специфические отношения, нормы и достижения, возникающие в процессе этой деятельности. Спорт входит в структуру современного общества, значение его универсально. Многосторонняя значимость спорта обусловливает многочисленность его функций. Несмотря на то, что спорт без соревнований, побед, поражений не существует, его функции не исчерпываются только достижением чисто состязательных целей.

Спортивная команда представляет собой разновидность малой социальной группы. Малой она называется из-за своей малочисленности, а социальной потому, что объединяет людей, имеющих общий социальный признак (отношение к спорту) и выполняющих общественно важные функции в общей структуре общественного разделения труда, а именно - оздоровительные, воспитательные, подготовительные к другим видам деятельности.

Спортивная команда выступает не только как объект управления, но и как субъект деятельности. В этом качестве команда может выступать, если она будет внутренне организована, и обладать определенной степенью интеграции. Поэтому интересно, как группа организуется, кто берет на себя функции руководства, насколько они эффективны.

В результате самоорганизации в группе устанавливаются отношения доминирования и подчинения, влияния и следования. Эти отношения и характеризуют лидерство. Само явление заключается в том, что в системе межличностных отношений выдвигается один из ее членов, который берет на себя функции неформального руководства группой[9].

Команда, как система, всегда действует в окружающей ее среде. В свою очередь, среда постоянно влияет на действующий объект определенным набором сбивающих факторов, который отклоняет поведение системы от избранной траектории поведения. Для достижения поставленных целей в таких условиях команде необходимо управление действиями всех игроков по ходу ведения игрового процесса. В команде, как замкнутой системе, такое управление возможно только в форме самоуправления, т.е. система является самоуправляемой. Известно, что самоуправление в малой группе реализуется лидерами.

Лидерство в спортивных группах и коллективах следует рассматривать как социально необходимый, естественный процесс самоуправления и координации взаимодействий и взаимоотношений между спортсменами в связи с целями и задачами деятельности. Лидер как субъект лидерского процесса воздействует на ведомых, ведомые же принимают или отвергают эти воздействия.

Принятие лидерского влияния обнаруживается в подчинении, следовании указаниям, советам, просьбам лидера и, наоборот, отказ проявляется в неподчинении, несогласии с лидером, уклонении от исполнения его распоряжений.

Влияние лидерства и лидера в спорте может быть непосредственным (даже физически), внешне легко фиксируемым, но может иметь и скрытую форму, быть опосредованным многократно через какие-либо факторы, например через этические или нравственные нормы, бытующие в данной спортивной команде[10].

Факторы, влияющие на выдвижение лидера[11]:

- ситуация, требующая лидера, способного управлять группой в данных условиях;

- наличие человека, отвечающего по своим характеристикам сложившейся ситуации;

- желание группы подчиняться этому человеку.

В спорте необходимыми для лидера характеристиками являются:

- наличие авторитета по деловым и личностным качествам;

- наличие устойчивости к экстремальным ситуациям, инициативность и настроенность на победу;

- выполнение в команде роли «ключевого» игрока[12].

Выдвижение в лидеры спортсменок без учета этих факторов (а неформальный лидер должен обязательно соответствовать первым двум условиям) может приводить к обратному результату. Мало того, что команда остается без лидера, и сам выдвинутый в лидеры спортсмен попадает в тяжелые условия. Его субъективное «я» (представление о своей внутренней сущности, стремлениях, возможностях) может вступить в конфликт с социальной ролью личности (в данном случае - с ролью лидера). У него возникает состояние психического напряжения. Спортсмен переживает, что он не оправдывает ожиданий тренеров и товарищей по команде, и в результате не только не помогает товарищам, но и сам начинает выступать хуже.

Другая, не менее сложная ситуация складывается в том случае, когда спортсмен сам стремится занять место лидера, не имея на это объективных оснований.

Часто стремление к лидерству одного из членов группы не принимается ею. У личности возникает внутренний конфликт, обусловленный несоответствием притязаний на ведущую роль в группе и истинным положением в ней этого человека. В этом случае снять возникающее у человека психическое напряжение можно простым путем, делая такого спортсмена время от времени (в неэкстремальных ситуациях) формальным ситуативным лидером (поручая ему задания, связанные с руководством членами группы, и т. п.).

Таким образом, возможны три ситуации выдвижения спортсмена на роль лидера:

- спортсмен хочет быть лидером в группе, но группа не принимает его лидерство;

- группа выдвигает человека в лидеры, а он сам к лидерству не стремится (в этом случае спортсмен либо молчаливо соглашается с ролью лидера, либо стремится избавиться от нее);

- спортсмен стремится быть лидером, и группа поддерживает его[13].

Очевидно, что последний случай самый оптимальный, свидетельствующий об имеющихся у спортсмена лидерских способностях (организационных, тактических и прочих).

Успех лидера в спортивной сфере частично зависит от восприятия членами группы его статуса, компетентности и личностных качеств. Опытные спортсмены высокого класса более критически оценивают лидера по сравнению с более молодыми и менее искушенными спортсменами. Однако и последние, оглядываясь на свой прошлый опыт, могут потерять уважение к лидеру спортивной команды, который по своим лидерским качествам и профессиональным знаниям не соответствуют требованиям, предъявляемым к специалисту, работающему в условиях соревновательного стресса.

В целом, самые эффективные лидеры обычно те, кто лучше других понимает роль лидеров и ведомых, а также могут оценить относительный статус членов группы. Поэтому лидер спортивной группы должен стремиться не только формировать у себя такое понимание, но и выявлять вторичных лидеров среди членов команды.

Необходимо оценивать роль официального лидера с точки зрения параметра ориентации на задачу или на межличностные отношения, и учитывать сильные и слабые стороны этих стилей[14].

Лидера спортивной команды следует определять не путем выявления популярности его у различных членов команды, а попытаться определить формальными и неформальными способами, кого в группе считают наиболее способным помочь достижению общегрупповых целей. Так, к примеру, лидеры учебной группы в школе далеко не всегда подходят для выполнения роли лидеров в спортивной команде.

Лидеру спортивной команды с очевидными признаками власти необходимо сформировать у себя правильное отношение к умеренной внутригрупповой напряженности и конфликтам, возникающим между членами своей команды. Наличие умеренных межличностных конфликтов свидетельствует о том, что большинство членов спортивной команды ориентированы больше на задачу, чем на межличностные отношения, что обычно характерно для групп, выступающих более успешно.

Лидер, ставящий перед собой задачу добиться успеха, должен быть в состоянии выдержать тяготы временной непопулярности, к примеру,  во время напряженных тренировок и отказаться от шуток и дурачества ради серьезных и длительных успехов в предстоящих соревнованиях.

Если окажется, что лидер, стремящийся к достижению успеха, работает с командой, члены которой ориентированы главным образом на установление хороших дружеских отношений, ему следует быть готовым к возможным огорчениям и необходимости замены ряда спортсменов с выраженной межличностной ориентацией на игроков, чьи установки более соответствуют его собственным.

Если же у членов команды большая потребность в достижении успеха, а лидер ориентирован на межличностные отношения, то ему придется быть готовым к появлению известной враждебности и критики со стороны спортсменов своей команды.

В индивидуальных видах спорта спортсмену требуется более существенная эмоциональная поддержка со стороны лидера, чем в командных видах спорта, где помощь, поддержка и даже технические указания спортсмен может получить у своих партнеров. В то же время спортсмены в индивидуальных видах спорта более критично относятся к лидерам, чем спортсмены в командных видах.

Представление лидеров о себе чаще всего не совпадает с тем, как оценивают их личностные особенности и профессиональные знания другие члены команды. Поэтому лидерам необходимо анализировать свое поведение и деятельность с помощью различных средств (видеозаписей, киносъемки, в ходе стандартизированных и нестандартизированных опросов и бесед), чтобы привести их в соответствие со своим представлением о себе. Даже сама попытка к самосовершенствованию поможет сформировать положительное отношение к лидеру со стороны членов команды.

Процесс достижения успеха в большинстве случаев зависит от того, насколько лидер спортивной команды справляется со своей ролью. В спорте эта роль сводится к шести шагам лидера[15]:

- первый шаг – уважение: лидер должен начать с создания в организации атмосферы взаимного уважения;

- второй шаг — доверие, которое всегда соединяет, склеивает людей и организацию. Лидер завоюет доверие, если обладает такими качествами как забота, искренность, убедительность, надежность, бескорыстие;

- третий шаг – преданность, которая заключается в том, что вы всем сердцем, душой и разумом отдаетесь другому человеку или организации, в нашем случае – своей спортивной команде;

- четвертый шаг - создание команды: личности играют в свою игру - команды выигрывают чемпионаты. В спортивной команде никто не скажет: «это не моя работа», игроки в команде подстраиваются друг под друга, они более гибкие. Концепция команды всегда имеет несколько составляющих: сплоченность, моральный дух, синергизм, забота, гордость, ответственность за всю команду;

- пятый шаг – конкуренция: она полезна как для лидеров, так и для организаций, команд. Конкуренты - наши союзники, поскольку конкуренция не только заставляет стараться быть лучше соперников, она также способствует и нашему изменению в лучшую сторону и позволяет открыть новые источники энергии, придает целеустремленность.

Оказывать нужное влияние на лидерство в спортивных группах можно, используя для этого, например, перемещение спортсменов на центральные, ключевые или менее важные позиции, так как определенное место в команде может в значительной мере способствовать проявлению лидерских качеств.

Анализ руководящих действий лидера в спортивной команде  (например, в баскетбольной) позволяет выделить три наиболее важные обобщенные функции лидерства: организационную, информационную и воспитательную[16].

Организационная функция заключается в выработке общекомандных целей, разработке планов реализации усилий всех членов команды для достижения поставленных целей. В игровой ситуации эта функция проявляется главным образом в указаниях, направляющих, ускоряющих или закрепляющих определенные действия товарищей по команде: «Бросок!», «Блок!», «Стоять!», «Быстрее!», «На меня!» и т. п. Часто лидер сознательно временно уступает свои функции одному из спортсменов, находящемуся в более благоприятных условиях, или принуждает, навязывает своим партнерам определенные действия. Этими способами лидер организует и направляет усилия членов команды на осуществление тактической комбинации.

Информационная функция предполагает, что лидер является центром обмена информацией в команде. Он сообщает спортсменам информацию о текущих задачах команды, способах их решения, распределении функций, ожидаемых результатах, соперниках и т. п. В игровой ситуации эта функция сводится к налаживанию и поддержанию на оптимальном уровне обмена информацией между спортсменами исходя из тактического замысла и выполняемой комбинации. Лидер сообщает сведения о заменах и перемещениях в своей команде и в команде соперников, информирует о времени, текущем счете, ожидаемых действиях противников и пр.: «Будет бросок», «Нас меньше», «Руки!» и т.п.

Воспитательная функция предполагает усилия лидера по развитию у членов команды чувства товарищества, личной ответственности, уважения к социальным нормам и требованиям, дисциплинированности, собранности, надежности и других общественно значимых характеристик поведения. Эта функция осуществляется лидером главным образом не на соревнованиях, а в условиях тренировочных занятий и отдыха. В соревновательной обстановке воспитательные действия лидера ограничены оценочными суждениями: «Правильно!», «Молодец!», «Куда смотришь?!», «Что делаешь?» и т. п. Их содержание и эмоциональная окраска служат эффективным средством закрепления правильных форм спортивного поведения и устранения ошибок.

2.2. Дифференциация лидерских ролей

В спортивной сфере выделяют лидеров ситуативных и постоянных. К первым относят, например, игроков, вдохновивших своей удачной игрой команду (лидеры-вдохновители). Выявлено, что наблюдается некоторый перенос восприятия этого лидерства игроками команды на другие ситуации: стоит спортсмену в чем-то проявить себя лидером в одной ситуации, как и в других от него будут ожидать поведения лидера (хотя в новой ситуации он уже не будет проявлять таких качеств).

Необходимым условием выдвижения в лидеры в спорте является авторитет спортсмена, который можно рассматривать по двум параметрам: деловые качества (человек как профессионал) и эмоциональные качества (человек как личность). Как будет видно из дальнейшего, в большинстве случаев авторитеты по спортивным и личностным качествам сочетаются, однако бывают и расхождения. Поэтому лидерами-капитанами могут быть и не самые сильные игроки в команде.

Основной интерес для практики спорта представляет лидерство как стойкое социально-психологическое явление. В таблице 2 мы можем наблюдать сравнительную характеристику деловых и эмоциональных лидеров[17]:

Табл.2

Сравнительная характеристика деловых и эмоциональных лидеров

Лидер, ориентированный на задачу (деловой лидер)

Преимущества

Недостатки

Более эффективен, усилия направлены главным образом на задачу

Может повысить уровень тревожности у некоторых членов группы

Мало времени тратит на межличностное общение

В жертву целесообразности приносит уверенность и спокойствие членов группы

Быстро распределяет задания в ситуациях, требующих решения четко сформулированных задач

Менее эффективен, в умеренно стрессовых ситуациях, когда члены группы могут стремиться к общению

Эффективен в ситуациях, очень благоприятных для лидерства, то есть когда необходимо сильное влияние лидера, задачи очевидны, и в ситуациях, чрезвычайно неблагоприятных для лидерства – при незначительном влиянии лидера, неструктурных задачах или когда члены группы выражают несогласие, недовольство

Может неудачно работать с членами команды, играющими важную роль в деятельности, а также не удовлетворять потребности других во вторичном лидерстве

Лидер, ориентированный на группу (эмоциональный лидер)

Преимущества

Недостатки

Может снизить тревожность в ситуациях, когда задача не была решена

Не придает большого значения успешному решению задачи

Лучше работает с людьми, неуверенными в себе

Менее эффективен в экстремальных стрессовых ситуациях или там, где лидер должен обладать большим влиянием

Может действовать лучше в ситуации, умеренно благоприятной для лидерства и когда членам команды нужна большая свобода в принятии решений

Может вызвать тревожность у членов команды с выраженной ориентацией на задачу

Постоянные лидеры соответствуют двум структурам команд: деловой и эмоциональной. Лидер в деловой структуре ориентирован на решение задачи, стоящей перед группой; эмоциональный лидер ориентирован на межличностные отношения в сфере досуга. Тренеры хорошо выявляют лидеров в сфере организации совместной спортивной деятельности (на тренировках, в соревновательной деятельности), но часто не знают, кто является лидером в быту, в сфере организации межличностных отношений, особенно в детских и юношеских командах.

Деловые лидеры (ориентированные на задачу) часто мало интересуются межличностными отношениями. Они действуют наиболее эффективно либо в исключительно благоприятных, либо в крайне неблагоприятных ситуациях. При средних условиях наиболее эффективны лидеры, ориентированные на межличностные отношения. Их стиль руководства более демократичен, они уважительно относятся даже к самым бесполезным членам команды.

Деловые и эмоциональные типы лидерства возникают на базе различной направленности личности - деловой, личностной и общественной: деловой направленности спортсменов соответствует деловое лидерство, личностной и общественной направленности - эмоциональное лидерство[18].

Необходимость совместной и согласованной, подчиненной одной общей цели деятельности спортсменов выдвигает потребность в руководстве спортивной командой. Руководителем или лидером должен быть человек, которому будут подчиняться другие члены команды (ведомые). Социально-психологические исследования показывают, что в спортивной группе, выполняющей общую задачу, наличие лидера обеспечивает успех деятельности, отсутствие лидера обрекает действия группы на неудачу.

Экстремальные условия, в которых протекает спортивная деятельность, предъявляет к лидеру особые и жесткие требования. Считается, что ряд лидерских качеств можно в определенных пределах развить. Можно, например, научить спортсмена быть более внимательным к отношениям внутри группы, лучше взаимодействовать с товарищами по команде и более заботливо относиться к различным нуждам и стремлениям спортсменов.

У капитанов команд в спортивных играх чаще, чем у других игроков, выражены типологические особенности, характеризующие напористость, агрессивность, устойчивость к напряженности, большая сила нервной системы и преобладание возбуждения над торможением.

Отличаются капитаны команд и по другим личностным характеристикам. У них чаще встречается высокая самооценка и реже - высокая тревожность (нейротизм), что может свидетельствовать об их уверенности в себе.

Очевидно, эти данные объясняются тем, что в большом спорте к выбору капитана относятся неформально; на это место выдвигают спортсмена, обладающей качествами, необходимыми для обеспечения успешной деятельности в ситуации острой борьбы. Таким образом, личностные особенности спортсменов играют определенную роль при выдвижении на роль лидера.

Конечно, идеальными являются случаи, когда спортсмен имеет авторитет и как специалист, и как человек. Здесь многое зависит от того, как себя ведет со своими партнерами по команде игровой лидер. Практика показывает, что совмещение всех функций лидера в одном человеке бывает редко.

Как правило, в спортивных командах имеется несколько неформальных лидеров. Если лидерство разных спортсменов проявляется в различных сферах (деловой и эмоциональной), то между ними может не возникнуть конкуренции за абсолютное лидерство в команде. При наличии же лидеров в одной сфере между ними возникает борьба за первенство, и тогда они сами не могут успешно выступать в одной команде, команду раскалывают на мелкие группы, конкурирующие между собой[19]. Это зачастую приводит к спаду в достижениях команды. В связи с этим разумным и необходимым бывает иногда обновление состава за счет конкурирующих игроков. 

Соотношения между двумя видами лидерства - формальным и неформальным - бывают различными: иногда они совпадают, иногда нет. Несовпадение может быть следствием того, что капитан в команде один, а лидеров несколько. Идеальным, конечно, будет случай, когда капитаном становится один из лидеров. Это является одним из важнейших условий успешного выступления команды.

Однако совместить в себе роль капитана и лидера спортсмену бывает трудно в связи с тем, что требования, которые предъявляются к нему, с одной стороны, руководством спортивной команды, а с другой - ее членами, разные. Очевидно, что разные требования к себе как к лидеру осознает и капитан команды. Идеальным капитаном будет тот, кто сумеет совместить в себе качества, отвечающие требованиям и руководства, и команды.

Часто изменение задач, стоящих перед командой, влечет за собой смену капитана или другого (неформального) лидера, так как опыт прежнего лидера основан на решении иных проблем и выработанные им на их основе методы руководства в новой ситуации могут оказаться малоэффективными. Поэтому капитан команды должен постоянно на деле доказывать свое право быть лидером. Прошлые заслуги часто не принимаются командой во внимание. Таким образом, успешность руководства командой зависит как от личных качеств капитана, так и от конкретной ситуации.

Статус лидера команды не пожизненный. Лидерство можно и потерять. Например, лидер в команде может оказаться в «социальной изоляции», если большинство игроков не отдадут ему предпочтения при выборе на игры перед очень важными соревнованиями. Причиной тому может послужить вызывающее поведение этого сильного игрока по отношению к партнерам по команде, которое может выражаться в грубых окриках, когда они ошибаются, в частом игнорировании игроков, отсутствии деловых замечаний и одобрения в их адрес. В результате в такой команде непременно начнут разрушаться наигранные связи, и игроки станут терять уверенность в своих действиях.

Глава 3. Исследование проявления лидерских качеств в баскетбольной команде

3.1. Организация и методы исследования

 В баскетболе команда представляет собой коллектив со своими психологическими особенностями, в котором между спортсменами складываются определенные, зачастую очень сложные отношения. Создать хороший социально-психологический климат в спортивном коллективе, подобрать команду так, чтобы все ее члены не только успешно взаимодействовали на площадке, но и гармонировали между собой как личности, построить правильные взаимоотношения в коллективе - большое искусство и нелегкий труд.

На формирование взаимоотношений между спортсменами в баскетбольной команде влияют различные факторы, особая роль среди которых отводится социально-психологическим аспектам, в частности, феномену лидерства.

Современная теория предлагает различные подходы, основанные на использовании методик, оказывающих влияние на физическую и технико-тактическую подготовленность, при этом отмечается высокая роль лидеров в достижении командного результата. Возможность формирования лидерских способностей трактуется по-разному, что подтверждается отсутствием единства во взглядах.

В связи с целью нашего исследования выявить проявление лидерских качеств в баскетбольной команде, объектом нашего исследования стала женская баскетбольная команда псковского государственного университета, состоящая из 12 спортсменок. Предметом исследования являются особенности проявления лидерских качеств спортсменок-баскетболисток.

Для проведения исследования мы использовали  надежные и валидные методики:

- тест «Диагностика лидерских способностей» Е.Жарикова и Е.Крушельницкого;

- методика диагностики коммуникативных навыков («Социометрия») Дж.Морено.

Данные методики позволяют определить, насколько у испытуемых развиты лидерские качества, изучить, какие именно качества нуждаются в развитии.

Способность человека быть лидером, как правило, зависит от развитости организаторских и коммуникативных качеств. Какими характерологическими чертами личности должен обладать настоящий лидер? Такими признаками, как отмечают Е.Жариков и Е.Крушельницкий, авторы теста «Диагностика лидерских способностей», могут служить следующие проявления:

- волевой, способен преодолевать препятствия на пути к цели;

- настойчив, умеет разумно рисковать;

- терпелив, готов долго и хорошо выполнять однообразную, неинтересную работу;

-инициативен, предпочитает работать без мелочной опеки, независим;

- психически устойчив, не дает увлечь себя нереальными предложениями;

- хорошо приспосабливается к новым условиям и требованиям;

- самокритичен, трезво оценивает не только свои успехи, но и неудачи;

- требователен к себе и другим, умеет спросить отчет за порученную работу;

- критичен, способен видеть в заманчивых предложениях слабые стороны.

- надежен, держит слово, на него можно положиться;

- вынослив, также может работать и в условиях перегрузок;

- восприимчив к новому, склонен решать нетрадиционные задачи оригинальными методами;

- стрессоустойчив, не теряет самообладания и работоспособности в экстремальных ситуациях;

- оптимистичен, относится к трудностям как к неизбежным и преодолимым помехам;

- решителен, способен самостоятельно и своевременно принимать решения, в критических ситуациях брать ответственность на себя;

- способен менять стиль поведения в зависимости от условий, может и потребовать и подбодрить.

Представленная методика позволяет оценить способность человека быть лидером в малых группах.

Респондентам предлагается 50 высказываний, на которые требуется дать ответ «да» или «нет». Среднего значения в ответах не предусмотрено. Сумма баллов за ваши ответы подсчитывается с помощью ключа к опроснику.

Интерпретация результатов теста:

- если сумма баллов оказалась менее 25, то качества лидера выражены слабо;

- если сумма баллов в пределах от 26 до 35, то качества лидера выражены средне;

- если сумма баллов оказалась от 36 до 40, то лидерские качества выражены сильно;

- если сумма баллов более 40, то данный человек как лидер склонен к диктату.

Коммуникабельность - одно из основных личных качеств, необходимых практически любому человеку для достижения успеха в современном мире. Умение находить общий язык, быстро менять линию поведения и настраиваться на одну с абсолютно разными людьми является частью профессиональных компетенций. Для лидера в спортивной команде эти качества чрезвычайно необходимы.

Методика «Cоциометрия» Дж. Морено используется для диагностики межличностных и межгрупповых отношений, она позволяет косвенно определить уровень сформированности коммуникативных навыков.

Задачи настоящего диагностического исследования:

- измерение степени сплоченности-разобщенности в группе;

- выявление соотносительного авторитета членов групп по признакам симпатии-антипатии;

- обнаружение внутригрупповых сплоченных образований во главе с неформальными лидерами.

Выбор в действии представляет собой социометрический тест, предназначенный для диагностики эмоциональных связей, взаимных симпатий между членами группы. Предметом диагностики являются субъективные личностные предпочтения (выборы) членов группы.

На основе полученного членом группы числа субъективных выборов определяется индивидуальный статус индивида (лидер, предпочитаемый, пренебрегаемый, изолированный, отверженный), структура межличностных отношений, сплоченность группы и т.д. Личность оценивается как составная часть социальных единиц. Полностью анализируется связь индивида с социальным окружением.

Данная методика позволяет сделать моментальный срез с динамики внутригрупповых отношений с тем, чтобы впоследствии использовать полученные результаты для возможного переструктурирования выбранной для диагностики группы, повышения сплоченности и эффективности деятельности спортивной команды.

Социометрическая методика проводится групповым методом, ее проведение не требует больших временных затрат (до 15 минут). Она весьма полезна в прикладных исследованиях, особенно в работах по совершенствованию отношений в коллективе. Но она не является радикальным способом разрешения внутригрупповых проблем, причины которых следует искать не в симпатиях и антипатиях членов группы, а в более глубоких источниках.

При подготовке исследования формируются критерии социометрического выбора. Критериями в нашем случае выступает вид деятельности, для выполнения которой индивиду нужно выбрать или отвергнуть одного или нескольких членов группы. Он формулируется в виде определенного вопроса социометрического теста.

Когда вопросы или критерии социометрии выбраны, они заносятся на специальную карточку или предлагаются в устном виде по типу интервью. Каждый член группы обязан отвечать на них, выбирая тех или иных членов группы в зависимости от большей или меньшей склонности, предпочтительности их по сравнению с другими, симпатий или, наоборот, антипатий, доверия или недоверия и т.д.

По содержанию критерии могут быть формальными и неформальными, С помощью первых измеряются отношения по поводу совместной деятельности, ради выполнения которой создана группа. Вторые служат для измерения эмоционально-личностных взаимоотношений, не связанных с совместной деятельностью (например, выбор «товарищи для досуга»).

С точки зрения простоты и удобства обработки результатов выбран такой способ выбора, при котором количество выборов ограничивается двумя.

При обработке данных и интерпретации результатов составляется социоматрица, на основе которой возможно построение социограммы, которая делает возможным наглядное представление социометрии в виде схемы - «мишени». Социограмма наглядно представляет наличие группировок в коллективе и взаимоотношения между ними (симпатии, контакты).

Каждая окружность в социограмме имеет свое значение.

- внутренний круг - так называемая «зона звезд», и которую попадают лидеры, набравшие максимальное количество выборов;

- второй круг - зона предпочитаемых, в которую входят лица, набравшие выборов в количестве выше среднего показателя;

- третий круг - зона пренебрегаемых, в которую вошли лица, набравшие выборов в количестве ниже среднего показателя;

- четвертый круг - зона изолированных, это те, которые не получили ни одного очка.

Интерпретация результатов исследования:

- высокий уровень сформированности коммуникативных навыков (5 и более выборов, «звезды») - 3 балла;

- средний уровень сформированности коммуникативных навыков (2 - 4 выбора, «предпочитаемые») - 2 балла;

- низкий уровень сформированности коммуникативных навыков (0 - 1 выборов, «пренебрегаемые») - 1 балл.

Многие исследователи считают, что введение «социометрического ограничения» значительно превышает надежность социометрических данных и облегчает статистическую обработку материала.

С психологической точки зрения социометрическое ограничение заставляет испытуемых более внимательно относиться к своим ответам, выбирать для ответа только тех членов группы, которые действительно соответствуют предлагаемым ролям партнера, лидера или товарища по совместной деятельности. Лимит выборов значительно снижает вероятность случайных ответов и позволяет стандартизировать условия выборов в группах различной численности в одной выборке, что и делает возможным сопоставление материала по различным группам.

3.2. Анализ психодиагностических данных

Итак, объектом нашего исследования стала женская баскетбольная команда псковского государственного университета, состоящая из 12 спортсменок. Возраст в группе варьируется от 18 до 20 лет. Спортивная квалификация от 2-го взрослого разряда до мастера спорта. Спортивный стаж спортсменов составляет от 4 до 7 лет. В данном составе группа тренируется на протяжении 6 месяцев. 5 человек из группы тренируются вместе на протяжении 1,5 лет.

Результаты исследования при помощи теста Е.Жарикова и Е.Крушельницкого «Диагностика лидерских способностей» мы можем увидеть в табл.3:

Табл.3.

Данные исследования методикой «Диагностика лидерских способностей»

(Е. Жариков, Е. Крушельницкий)

№ респондента

Сумма баллов

Уровень выраженности лидерских способностей

1

26

2

2

28

2

3

31

2

4

36

3

5

24

1

6

29

2

7

20

1

8

27

2

9

31

2

10

21

1

11

32

2

12

20

1

Примечание:

1 – качества лидера выражены слабо

2 – качества лидера выражены средне

3 – лидерские качества выражены сильно

4 – данный человек как лидер склонен к диктату

Аналитические данные исследования данной методикой заключаются в том, что 8,33 % респондентов имеют слабовыраженные лидерские качества, 33,33% исследованных имеют средний уровень выраженности лидерских способностей, что говорит средней выраженности лидерских качеств, и лишь у 8,33% лидерские качества выражены сильно, т.е. в данной спортивной группе мы можем наблюдать лишь одного спортсмена с ярко выраженными качествами лидера.

В профессиях, которые по своему содержанию связаны с активным взаимодействием человека с другими людьми, в качестве стержневых выступают коммуникативные и организаторские способности, без которых не может быть обеспечен успех в работе.

Успешность профессиональной деятельности этих людей зависит от уровня развития коммуникативных и организаторских способностей и от сформированных на этой основе умений установить взаимоотношения с другими людьми и организовать их для выполнения поставленных задач.

Таким образом, коммуникативные и организаторские способности являются важными факторами для достижения успеха во многих профессиях типа «человек-человек». С целью выявления уровня сформированности у членов данной конкретной группы коммуникативных навыков, а также  для диагностики межличностных и межгрупповых отношений, и была применена Социометрическая техника, разработанная Дж. Морено.

Использование социометрии позволяет проводить измерение авторитета формального и неформального лидеров для перегруппировки людей в командах так, чтобы снизить напряженность в коллективе, возникающую из-за взаимной неприязни некоторых членов группы.

Социоматрица в данной спортивной группе составлялась по одному критерию. Спортсменам был задан вопрос: «Вы поехали на сборы. С кем бы вы хотели жить в одной комнате?» Результаты, которые продемонстрировали опрашиваемые, мы можем наблюдать в табл.4:

Табл.4

Социоматрица женской баскетбольной команды

Кто выбирает

Кого выбирают

Выбор

Всего

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

(+)

(-)

1

Иванова Е.

-

+

+

-

2

1

3

2

Синькова В.

-

+

+

2

1

3

3

Шаламова Е.

+

+

2

0

2

4

Семенова Н.

+

+

-

2

1

3

5

Богарева О.

+

+

2

0

2

6

Малышева Н.

+

+

-

-

2

2

4

7

Егорова Т.

+

+

2

0

2

8

Быкова Л.

+

+

-

2

1

3

9

Федорова Л.

+

+

-

-

2

2

4

10

Матросова М.

-

-

+

+

2

2

4

11

Кирсова И.

+

+

2

1

3

12

Андреева Е.

+

-

+

-

2

2

4

Полученные выборы ∑ (+)

1

4

3

0

2

1

3

1

6

1

0

2

Полученные выборы ∑ (-)

1

1

0

1

0

3

0

1

0

4

1

2

Всего

2

5

3

1

2

4

3

2

6

5

0

4

Примечание:

+  положительный выбор

-  отрицательный выбор

Статус в группе

Количество полученных выборов

Звезда

6-7

Предпочитаемые

3-5

Принятые

1-2

Изолированные

0

Анализируя данные, представленные в табл.4, выведем социометрический статус каждого члена группы:

Фамилия, имя

Статус в группе

Иванова Е.

Принятые

Синькова В.

Предпочитаемые

Шаламова Е.

Предпочитаемые

Семенова Н.

Изолированные

Богарева О.

Принятые

Малышева Н.

Принятые

Егорова Т.

Предпочитаемые

Быкова Л.

Принятые

Федорова Л.

Звезда

Матросова М.

Принятые

Кирсова И.

Принятые

Андреева Е.

Изолированные

         Мы видим, что по данным социометрических расчетов статус принятых имеют 50 % исследуемых, статус предпочитаемых – 25 % респондентов, статус изолированных – 16,67 %, и один член спортивной команды имеет статус звезды (8,33 % от общего числа опрашиваемых).

На основе этих результатов нам удалось выявить лидера группы – Федорову Л., она же фактически является капитаном данной спортивной команды. Синькова В., Шаламова Е. и Егорова Т. также занимают лидирующее положение по отношению к остальным членам группы. В группе не полностью использован лидерский потенциал шести человек, и два спортсмена являются изолированными в данной группе, что обязательно должен учесть тренер этой группы в процессе работы с ней.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Современный уровень спортивных достижений настолько высок, что правомерно встает вопрос о пределе человеческих возможностей, обуславливающих эти достижения. Поиск ответа на этот вопрос может идти различными путями, один из них - выяснить и использовать психические резервы спортсмена. Социально-психологические резервы предполагают исследование не столько личностных, скрытых возможностей, сколько изучение групповых, коллективных феноменов. Лидерство, как один из групповых, или командных, феноменов можно анализировать в плане резервных возможностей спортивной команды.

В первой главе мы раскрыли сущность социально-психологического феномена лидерства, во второй главе - его влияние на формирование межличностных отношений в спортивной команде. Проанализированы особенности проявления лидерства в спортивных коллективах, выдвижение лидеров и их воздействие на группу, а также процесс дифференциации лидерских ролей в команде и его характерные особенности. В третьей главе описаны исследования, проведенные с женской баскетбольной группой с целью выявления лидерских качеств у каждого члена этой группы.

Одним из наиболее значимых результатов нашего исследования лидерства, является положение о том, что лидерство, как социально-психологический феномен, возникает и формируется при опосредованном и непосредственном воздействии объективных, микросредовых и личностных факторов.

Результаты проведенного нами экспериментального исследования, равно как и изучение нами специализированной литературы о месте и роли лидерства в спортивной среде, позволяют нам сделать некоторые выводы о проявлении определенных качеств личности лидера в спортивной команде.

Во-первых, спортивные лидеры - постоянно развивающиеся личности, и на уровне «большого спорта» в командных видах спорта (к примеру, таких, как баскетбол) огромное значение имеют не только такие личностные качества, как сила и выносливость, ловкость и упорство, интеллект и авторитет, способность быстро принимать решения и улавливать настроение членов команды, умение отражать общие командные требования и вести за собой, сколько ценностные ориентации, позволяющие находить правильное направление коллективного развития и движения.

Поэтому формирование лидеров в спортивной команде сопряжено не с насилием и принуждением, а с авторитетом и ответственностью, способностью принятия необходимых решений и готовностью вести за собой людей в экстремальных ситуациях в правильном направлении.

Во-вторых, проведенное исследование позволяет нам утверждать, что в процессе лидерства реализуются и синтезируются его ведущие феноменологические составляющие - структура и функции. Именно структура и функции синтезированы в процессе, в их единстве отражается сущность лидерства.

Функции лидерства, показывающие отношение между спортивной группой и ее целями, представлены организующей, информационной и социализирующей функциями лидера. В них отражены достигаемые цели и конкретные ситуативные задачи деятельности. Их динамика в условиях спортивной деятельности определяется функционально-ролевой организацией спортивной группы, трудностью задач, мерой успеха и напряженности выполняемой деятельности.

Интенсивность осуществления лидерских функций обусловлена также социально-психологической ролью спортсмена и прежде всего ролью лидера.

В-третьих, важным обстоятельством является наличие дифференциации ролей лидеров - к примеру, в нашем исследовании мы изучили роли лидера, ориентированного на задачу (деловое лидерство) и лидера, ориентированного на группу (эмоциональное лидерство) - различных ролей, возникающих на базе различной направленности личности спортсмена. Также мы рассмотрели феномены формального и неформального лидерства.

Таким образом, очевидно, что личностные особенности спортсменов играют определенную, весьма значительную, роль при выдвижении на роль лидера.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Акимова Л.Н. Психология спорта: курс лекций. - Одесса: Студия «Негоциан», 2009. – С.41

2. Беннис У. Как становятся лидерами. Менеджмент нового поколения. - М.: Вильяме, 2010. – С.78

3. Гогунов Е.Н., Мартьянов Б.И. Психология физического воспитания и спорта. - М.:AKADEMIA, 2009. – С.55

4. Менегетти А. Психология лидера. - М.: Онтопсихология, 2013. – С.25

5. Евтихов О.В. Тренинг лидерства: Монография. - СПб: Речь, 2012. – С.156

6. Жеребова Н.С. Лидерство в малых группах как объект социально-психологического исследования. Психология и психоанализ власти. - Самара: БАХРАХ, 2009. – С.26

7. Карпов А. В. Психология менеджмента. - М.: Гардарики, 2003. – С.58

8. Кричевский, Р.Л. Психология руководства и лидерства в спортивном коллективе. - М.: МГУ, 2011. – С.113

9. Мальчиков А.В. Социально-психологические основы управления спортивной командой. – Смоленск: Знание, 2007. – С.19

10. Марищук В.Л., Блудов Ю.М. Методики психодиагностики в спорте. -М.: Просвещение, 2012. – С.74

11. Менегетти А. Психология лидера. - М.: Онтопсихология, 2004. – С.88

12. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учебн. Заведений. - М.: Просвещение: ВЛАДОС, 2011. – С.264

13. Параносич В., Лазаревич Л. Психодинамика спортивной группы. - М.: ФиС, 2007. – С.16

14. Пилоян Р.А. Мотивация спортивной деятельности. - М.: ФиС, 2009. – С.73

15. Смоленцева В.Н. Психическая саморегуляция в процессе подготовки спортсменов. - Омск: СибГУФК, 2013. – С.31

16. Спортивная психология в трудах отечественных специалистов: Хрестоматия. - СПб: Питер, 2012. – С.62

17. Топышев О.П. Теория и практика лидерства в спортивной команде. - М.: АКМЕ, 2010. – С.34

18. Шейн Э. Организационная культура и лидерство. Построение. Эволюция. Совершенствование. - СПб: Питер, 2012. – С.133

19. Шибутани Т. Социальная психология. - М.: Феникс, 2011. – С.344


[1] Карпов А. В. Психология менеджмента. - М.: Гардарики, 2003. – С.58 

[2] Жеребова Н.С. Лидерство в малых группах как объект социально-психологического исследования. Психология и психоанализ власти. - Самара: БАХРАХ, 2009. – С.26

[3] Шейн Э. Организационная культура и лидерство. Построение. Эволюция. Совершенствование. - СПб: Питер, 2012. – С.133

[4] Менегетти А. Психология лидера. - М.: Онтопсихология, 2004. – С.88

[5] Евтихов О.В. Тренинг лидерства: Монография. - СПб: Речь, 2012. – С.156

[6] Менегетти А. Психология лидера. - М.: Онтопсихология, 2013. – С.25

[7] Немов Р.С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учебн. Заведений. - М.: Просвещение: ВЛАДОС, 2011. – С.264

[8] Шибутани Т. Социальная психология. - М.: Феникс, 2011. – С.344

[9] Спортивная психология в трудах отечественных специалистов: Хрестоматия. - СПб: Питер, 2012. – С.62

[10] Мальчиков А.В. Социально-психологические основы управления спортивной командой. – Смоленск: Знание, 2007. – С.19

[11] Кричевский, Р.Л. Психология руководства и лидерства в спортивном коллективе. - М.: МГУ, 2011. – С.113

[12] Топышев О.П. Теория и практика лидерства в спортивной команде. - М.: АКМЕ, 2010. – С.34

[13] Параносич В., Лазаревич Л. Психодинамика спортивной группы. - М.: ФиС, 2007. – С.16

[14] Беннис У. Как становятся лидерами. Менеджмент нового поколения. - М.: Вильяме, 2010. – С.78

[15] Акимова Л.Н. Психология спорта: курс лекций. - Одесса: Студия «Негоциан», 2009. – С.41

[16] Пилоян Р.А. Мотивация спортивной деятельности. - М.: ФиС, 2009. – С.73

[17] Гогунов Е.Н., Мартьянов Б.И. Психология физического воспитания и спорта. - М.:AKADEMIA, 2009. – С.55

[18] Смоленцева В.Н. Психическая саморегуляция в процессе подготовки спортсменов. - Омск: СибГУФК, 2013. – С.31

[19] Марищук В.Л., Блудов Ю.М. Методики психодиагностики в спорте. -М.: Просвещение, 2012. – С.74


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

5 измерений лидерства

Какими качествами должен обладать лидер  ...

5 мифов о лидерстве

Существующие мифы о лидерах...

Мастер-класс по лидерству. Формирование лидерского потенциала в группе.

Формирование лидерского потенциала в группе. Рекомендации, упражнения, приемы, методы....

Презентация "Психология лидерства"

Презентация «Психология лидерства» посвящена вопросам лидерства в образовательных учреждениях - процессу, посредством которого определенные члены группы мотивируют и ведут за собой остальных. Да...

Методическая разработка по программе «Основы лидерства» «Үз тормышым-үз юлым!” (Моя жизнь-мой выбор)

Классный час на тему "Үз тормышым-үз юлым! (Моя жизнь-мой выбор!)" как одна из нетрадиционных форм активизации профессионального самоопределения старшеклассников.Основная цель  классного часа на ...