Организация секционных занятий по акробатике с элементами национальных видов спорта и игр народа Саха
учебно-методический материал по физкультуре (10 класс) на тему
В данной работе представлены методы и результаты введения элементов национальных видов спорта к секции по акробатике.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
avtoreferat_2.docx | 67.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Общественное государственное физкультурно-спортивное объединение «Юность России» XII Всероссийский конкурс «Мастер педагогического труда по учебным и внеучебным формам физкультурно-оздоровительной и спортивной работы»
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
«Кангаласская средняя общеобразовательная школа им.
П.С. Хромова» городского округа «город Якутск»
Республики Саха (Якутия)
Автореферат
На тему:
«Организация секционных занятий по акробатике с элементами национальных видов спорта и игр народа Саха»
Хабаров Денис Петрович
учитель физической культуры
первая квалификационная категория
г. Стерлитамак - 2017 г.
Содержание
- Введение…………………………………………………………………….3
- Организация исследования…………………………………………....….5
- Анализ анкетирования………………………………………………..…...6
- Применение национальных видов спорта в построении тренировочных занятий по акробатике…………………………………………………..…8
5. Рекомендации по организации секционных занятий по акробатике с элементами национальных видов спорта народа Саха .……………………..10
6. Заключение………………………..…………………………………….....11
7. Использованная литература………………………………………………12
8. Приложение……………………………………………………………..…14
Введение
Актуальность. Вопросы развития физической культуры и спорта, формирование здорового образа жизни приобретает в настоящее время особое значение.
На наш взгляд, одним из наиболее потенциальных видов спорта, через которого можно добиться поставленного вопроса – это акробатика. Занятия по спортивной акробатике призваны осуществлять физкультурно-оздоровительную и воспитательную работу среди детей и подростков, направленную на укрепление их здоровья и всестороннее физическое развитие. Способствовать самосовершенствованию, познанию и творчеству, формированию здорового образа жизни, профессиональному самоопределению, развитию физических, интеллектуальных и нравственных способностей, достижению высокого уровня спортивных результатов.
Для достижения более высоких показателей, мы свои занятия по акробатике проводим на основе национальных видов спорта и игр народа Саха. Так как, в суровых условиях Крайнего Севера, где восемь месяцев зимы учитывая многовековую историю народа и географо-климатические условия, созданы самобытные, уникальные, разнообразные национальные виды спорта, физические упражнения, игры, которые всесторонне развивают физические качества (силу, быстроту, выносливость и ловкость), а также морально-волевые качества, воспитывают нравственные, эстетические ценности человека.
Якутские народные игры – это часть культуры народа саха. Об этом говорится в трудах исследователей-педагогов Г.Н. Волкова, А.П. Усовой, А.А. Григорьевой. Они подчеркивают, что приобщение к своей культуре должно начинаться с детства.
На основе, всего выше указанного, определяется актуальность данной темы.
Объект исследования - организация секционных занятий с элементами акробатики и национальными видами спорта и игр народа Саха.
Предмет исследования - показатели физического состояния, мотивационно-потребностной сферы, изменяющиеся под воздействием предложенной методики.
Цель работы – определить эффективность внедрения национальных видов спорта и игр народа Саха к секции по акробатике на уровень физической подготовленности и мотивации учащихся.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- во-первых, проанализировать специальную литературу по указанной проблеме;
- во-вторых, в опытно-поисковой работе определить эффективность организации секционных занятий по акробатике с элементами национальных видов спорта и игр народа Саха по повышению мотивации, интереса и физической подготовленности воспитанников;
- в-третьих, раскрыть применение национальных видов спорта в построении тренировочных занятий по акробатике.
Методы исследования: 1) эмпирические – наблюдение, тестирование, счет; 2) экспериментально- теоретического уровня – эксперимент; 3) изучение и обобщение.
Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе Кангаласской средней общеобразовательной школы г. Якутска. В эксперименте принимали участие 10 учащихся 9-10 классов.
Новизна работы заключается в следующем:
- национальные виды спорта, игры и упражнения использованы как прикладные направления для занятий акробатикой;
- даны рекомендации по организации секционных занятий по акробатике с элементами национальных видов спорта и игр.
Гипотеза исследования. Секционные занятия по акробатике с элементами национальных видов спорта и игр народа Саха способствуют:
- усилению мотивации и познавательной активности;
- повышению уровня общей физической подготовленности учащихся.
Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные результаты по организации секционных занятий по акробатике с элементами национальных видов спорта и игр могут быть внедрены в практику физкультурно- спортивной и оздоровительной деятельности школ.
- Организация исследования
Исследование проводилось в четыре этапа, с 2015 по 2017 гг., на базе Кангаласской средней общеобразовательной школы г. Якутска.
1 этап (март – май 2015 г.). Подготовительный – изучение специальной литературы с целью теоретического обоснования проблемы.
2 этап (сентябрь-ноябрь 2015 года). Констатирующий этап - ознакомление учащихся с акробатикой. Анкетирование учащихся 8-9 классов «Интерес учащихся к секционным занятиям по акробатике». Мониторинг входящего уровня физической подготовленности воспитанников.
3 этап (с декабря 2015 г. по 2016-2017 у.г.). Формирующий этап - активное внедрение национальных видов спорта и игр во внеурочное время в секцию по акробатике.
4 этап (март-май 2017 года) Контрольный этап – анализ мониторинга посещения. Анкетирование учащихся 9-10 классов «Интерес учащихся к секционным занятиям по акробатике». Мониторинг итогового уровня физической подготовленности воспитанников.
На первом, подготовительном этапе, изучив специальную литературу и ознакомившись с опытом работы учителей республики, мы пришли к выводу:
- для повышения интереса секционных занятий по акробатике и повышения физической подготовленности учащихся необходимо внедрение элементов из национальных видов спорта и игр.
- Подбор упражнений и игр из национальных видов спорта, отвечающих возрастным особенностям обучающихся и способствующих развитию физических качеств.
- Построение примерных тренировочных заданий по акробатике с элементами национальных видов спорта и игр.
На втором этапе (сентябрь – ноябрь 2015 года), нами были проведены ознакомительные занятия по акробатике. В сентябре учащиеся сдали тест на уровень физической подготовленности. В октябре 2015 г. проведено анкетирование учащихся 8-9 классов «Интерес учащихся к секционным занятиям по акробатике».
На третьем этапе:
- активное внедрение национальных видов спорта и игр во внеурочное время в секцию по акробатике;
На четвертом этапе:
- в апреле 2017 года, нами проведено повторное анкетирование учащихся 9 -10 классов с целью выяснения вырос ли интерес учащихся к секции по акробатике за период с 2015 по 2017 год;
- в апреле 2017 года проведен мониторинг итогового уровня физической подготовленности воспитанников.
2. Анализ анкетирования.
Анкетирование проводилось:
• первое анкетирование в октябре 2015 года,
• второе анкетирование в апреле 2017 года.
В анкетировании приняло участие 10 учеников 9-10 классов. Цель анкетирования: выявить интерес учащихся к секции по акробатике с элементами национальных видов спорта и игр народа Саха.
Диаграмма 1. Интерес учащихся к секции по акробатике с элементами национальных видов спорта и игр народа Саха в 2015 году
На втором этапе исследования, диаграмма №1, после проведения анкетирования видно, что тренировками заинтересовались в общей сложности 63% учащихся.Это говорит о том, что в секцию по акробатике возможно внедрение национальных видов спорта и игр народа Саха.
Диаграмма 2. Интерес учащихся к секции по акробатике с элементами национальных видов спорта и игр народа Саха в 2017 году
На третьем этапе после внедрения в тренировочный процесс по акробатике национальных видов спорта и игр проведено повторное анкетирование учащихся, посещающих данные секции, охват опрошенных составил 20 человек. Итоги анкетирования представлены диаграммой №2. По диаграмме видно, что число учащихся незаинтересованных данной секцией доведено до нуля. Заинтересовались в общей сложности 91% воспитанников.
- Применение национальных видов спорта в построении тренировочных занятий по акробатике
Комбинировать акробатику и национальные виды спорта очень интересно, и требуется творческий подход к работе.
У гимнастов должны быть хорошо развитые мышцы верхней части тела, ног, рук, спины, также очень важными являются гибкость тела, координация и ловкость.
Для общей физической подготовки учащихся следует выбирать из национальных видов спорта упражнения и игры, наиболее отвечающие возрастным особенностям обучающихся и способствующие развитию физических качеств. Некоторые виды физических упражнений, в общем, положительно воздействующие на учащихся, в то же время могут отрицательно влиять на формирование необходимых навыков и воспитание нужных качеств. Поэтому важно подбирать такие виды упражнений, которые способствовали бы совершенствованию функций организма в нужном направлении и в то же время положительно влияли на формирование необходимых умений и навыков (или, в крайнем случае, не препятствовали их формированию). Как правило, каждое упражнение имеет основную направленность (например, развивает гибкость), но одновременно помогает формированию и других качеств.
В практике широко распространена классификация физических упражнений по их преимущественным требованиям к физическим качествам:
- скоростно-силовые упражнения;
- упражнения, требующие определенной выносливости;
- упражнения, требующие высокой координации.
Упражнения на занятиях по физическому воспитанию следует классифицировать по комплексному проявлению физических качеств в условиях переменных режимов двигательной деятельности, непрерывных изменений ситуаций и форм действий, а также по их биомеханике (поступательные движения, вращательные, сложно-пространственные действия). Поэтому следует учитывать неразрывную связь формы движения с его содержанием.
Можно использовать хапсагай. Для этого вида единоборства характерны кратковременные максимальные напряжения, задержки дыхания, ловкость, координация, иногда и длительные усилия. Ценность упражнений в борьбе заключается в том, что они увеличивают быстроту движений, а также силу мышц пояса верхней конечности. Укрепляются суставы, движения становятся эластичными. Во время борьбы воспитываются положительные психологические качества для единоборца.
Борьба в стойке напоминает действия в ближнем бою (борьба за устойчивость, за выгодное положение рук и головы, нырки, уклоны назад и в стороны при попытке партнера схватить за шею и т. п.). Этот вид упражнений используется в процессе специализированной тренировки в начале занятий (во время разминки) или в конце, в зависимости от направленности занятия физическим воспитанием.
К упражнениям, направленным преимущественно на совершенствование двигательных способностей занимающихся, развитие силы, равновесия, способности к напряжениям относятся национальные прыжки. Упражнения на координацию, гибкость, силу, быстроту и смелость являются обязательными для гимнастов во всех занятиях. Национальные прыжки, например, применяются в разминке, а также во второй половине специализированных занятий для развития силы или гибкости отдельных групп мышц.
Также для развития отдельных частей тела и мышц можно использовать такие национальные виды спорта, как: «Еьес торбос» (упрямый теленок) в разных вариациях, для развития мышц верхней части тела (шеи, рук), «Тутум эриир» (вертушка), для развития гибкости спинных мышц и рук, «Ойбонтон уулааьын», «Котох ынагы туруоруу»(подъем с седа на одной ноге), Командная игра «Чыысхай», мас- реслинг (перетягивание палки). Национальные и подвижные игры являются неотъемлемой частью подготовки юношей старшего школьного возраста. Национальные игры по характеру действий, быстроте и выносливости подходят для занятий по физическому воспитанию учащихся (быстрые передвижения, остановки, повороты, активное сопротивление противника). Игры развивают скорость, ловкость, выносливость. Разнообразие естественных движений, в большинстве случаев на свежем воздухе, способствует укреплению нервной системы, двигательного аппарата, улучшению обмена веществ, повышению деятельности всех органов и систем организма. Спортивные и подвижные игры служат также хорошим средством активного отдыха.
В зависимости от интенсивности игровой деятельности резко увеличивается потребление тканями кислорода (примерно в восемь раз по сравнению с состоянием покоя). Большие изменения происходят и в двигательном аппарате: укрепляются мышцы, повышается, их сила и эластичность, суставы становятся более подвижными.
4. Рекомендации по организации секционных занятий по акробатике с элементами национальных видов спорта и игр народа Саха
Анализируя исследовательский этап эксперимента (его практическую часть) необходимо соблюдать несколько рекомендаций по организации занятий по общей физической подготовке с использованием данного приема.
- Соответствие сюжетной линии с подбором упражнений – к частям занятия.
- Соответствие этапов занятия и очерёдности развития физических качеств:
- подготовительная часть: координация;
- основная часть: быстрота, ловкость, сила, выносливость;
- заключительная часть: гибкость.
- Наличие материально-технического обеспечения (музыкальный центр, тематический инвентарь).
- Подбор темпа музыкального сопровождения, соответствующего частям занятия (медленный – умеренный – быстрый – медленный).
- Изучение и анализ традиций выбранных направлений (вид национальных игр).
- Гармоничное взаимодействие эмоционального фона занятий учителя с воспитанниками.
Заключение
Изучение имеющейся литературы по исследуемой проблеме и обобщение полученных данных, позволяют сделать следующие выводы:
- Национальные виды спорта и народные игры являются неотъемлемой частью общей культуры любого народа. Возникнув в глубине столетий, пройдя сквозь века, они не исчезли, а возродились в новом качестве в наше время.
- Национальные виды спорта и игры народа Саха влияют на воспитание воли, нравственных чувств, развитие сообразительности, быстроты реакции, физически укрепляют ребенка. Воспитывается чувство ответственности перед коллективом, умение действовать в команде.
- После введения в секцию по акробатике элементов национальных видов спорта и игр РС(Я) у учащихся повысилась мотивация и интерес к данной секции. Повысился уровень физической подготовленности наших воспитанников.
- Использование тренировочных элементов из национальных видов спорта и игр в занятиях по акробатике показали свои положительные тенденции и в физическом и нравственном воспитании учащихся нашей школы.
Гипотеза, сформулированная при планировании опытно-поисковой работы, подтвердилась.
Нужно отметить, что посредством национальных видов спорта и игр, можно добиться успехов во многих соревнованиях различного вида, типа и масштаба.
Использованная литература
1. Бойко В.В. Целенаправленное развитие двигательных способностей человека. - М.: Физкультура и спорт, 1987.- 208 с.
2. Бутанаев В.Я. Традиционное воспитание детей у народов Сибири. Л., 1988.
3. Волков В.М. К проблеме развития двигательных способностей // Теория и практика физической культуры. - 1993.- №5-6. - С.41.
4. Волков Г.Н. Этнопедагогическое осмысление процесса современного воспитания // Материалы науч. конференции. Якутск, 1999.
5. Гужаловский А.А. Развитие двигательных качеств у школьников. - Мн.: Народная асвета, 1978.
6. Коренберг В.Б. Проблема физических и двигательных качеств // Теория и практика физической культуры. - 1996. - №7. - С. 2-5.
7. Кочнев В.П. Национальные виды спорта Якутской АССР. Якутск, 1980
8. Кочнев В.П. Игры состязания предков /В.П. Кочнев, И.Ю. Григорьев. – Якутск: ООО РИЦ «Офсет», 2003.
9. Кочнев В.П. Национальные виды спорта, народные игры в современной системе физического воспитания и образования / В.П. Кочнев, И.И. Портнягин, Л.С. Ядрихинская. – Якутск, 2002.
10. Развитие физической культуры и спорта в Республике Саха (Якутия) в начале 21 века: состояние, проблемы, перспективы. / И.И. Портнягин, Н.К. Шамаев, В.П. Кочнев и т.д. Якутск, 2001.
11. Решетин, A.A. Рационализация техники выполнения темповых акробатических упражнений / A.A. Решетин, В.В. Анцыперов, А.Г. Трифонов // Современное профессиональное образование в сфере физической культуры и спорта: актуальные проблемы и пути совершенствования-, труды Всероссийской научно-практической конференции (Волгоград, 23-24 мая 2007 г.). - Волгоград: ВГАФК, 2007.-С. 134-136.
12. Федоров А.С. Народные игры и забавы Саха. Якутск: Бичик, 2011.
13. Шамаев Н.К. Вопросы специфики занятий физкультурой и спортом в Якутии. Якутск, 1986.
14. Шамаев Н.К. Основы методики урочной системы физического воспитания в школах севера. Якутск, 1999.
15. Шамаев Н.К. Нравственное развитие школьников в процессе традиционного физического воспитания / Н.К. Шамаев. – М.: Academia, 2000.
Приложение 1. Мониторинг уровня физической подготовленности учеников 8 – 10 класса (юноши)
Уровень физической подготовленности | Вертушка | Стойка на руках | Прыжок в высоту | Бег на 30 метров | Мостик, шпагат, наклон | Поднимание на одну ногу (на левой, на правой) |
Низкий | 0-4 | 0-14 сек | 0-60 см | 5,4 сек | - | 0-2 |
Средний | 5-10 | 15-30 сек | 61-90см | 4,8 сек | - | 3-5 |
Высокий | 11 и более | 31 и более | 91 и выше | 4,5 сек | - | 6 и более |
Приложение 2. (Входящий контроль – сентябрь 2015 года)
№ | Ф.И. | Вертушка | Стойка на руках | Прыжок в высоту | Бег на 30 метров | Мостик, шпагат, наклон | Поднимание на одну ногу (на левой, на правой) |
1 | Варкентин Никита | 3 | 15 | 55 | 5,2 сек | Низкий | 2 |
2 | Васильев Никита | 6 | 20 | 70 | 4,8 сек | Средний | 4 |
3 | Васильев Олег | 2 | 20 | 60 | 4,9 сек | Низкий | 3 |
4 | Верещака Антон | 4 | 18 | 57 | 5,1 сек | Средний | 2 |
5 | Верещака Андрей | 5 | 23 | 70 | 4,9 сек | Средний | 4 |
6 | Винокуров Владимир | 2 | 15 | 65 | 4,6 сек | Средний | 3 |
7 | Давыдов Артем | 6 | 17 | 71 | 5 сек | Средний | 2 |
8 | Савченко Кирилл | 3 | 14 | 58 | 5,3 сек | Низкий | 1 |
9 | Стручков Роман | 8 | 25 | 57 | 5,4 сек | Средний | 1 |
10 | Жилин Владислав | 2 | 16 | 55 | 5,1 сек | Средний | 0 |
Приложение 3. (Итоговый контроль – апрель 2017 года)
№ | Ф.И. | Вертушка | Стойка на руках | Прыжок в высоту | Бег на 30 метров | Мостик, шпагат, наклон | Поднимание на одну ногу (на левой, на правой) |
1 | Варкентин Никита | 10 | 54 | 70 | 4,8 сек | Средний | 6 |
2 | Васильев Никита | 17 | 1.15 | 115 | 4,2сек | Высокий | 15 |
3 | Васильев Олег | 11 | 50 | 76 | 4,4 сек | Средний | 7 |
4 | Верещака Антон | 17 | 1.09 | 72 | 4,7 сек | Высокий | 6 |
5 | Верещака Андрей | 18 | 1.18 | 105 | 4,3 сек | Высокий | 13 |
6 | Винокуров Владимир | 15 | 57 | 92 | 4,2 сек | Высокий | 8 |
7 | Давыдов Артем | 12 | 1.05 | 115 | 4,4 сек | Высокий | 7 |
8 | Савченко Кирилл | 9 | 36 | 80 | 4,7 сек | Средний | 5 |
9 | Стручков Роман | 26 | 1.20 | 76 | 4,7 сек | Высокий | 4 |
10 | Жилин Владислав | 15 | 58 | 72 | 4,6 сек | Высокий | 4 |
Приложение 4. Анкетирование
- В каком классе ты учишься?
- Ведешь ли ты здоровый образ жизни?
- Что вы знаете об национальных видах спорта и игр народа Саха?
- Интересно ли заниматься акробатикой с элементами национальных видов спорта и игр народа Саха?
- Не интересно
- Обычно
- Интересно
- Очень интересно
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок (география + физкультура) по теме "Коренные малочисленные народы Хабаровского края. Национальные виды спорта" (2 часа)
На первом уроке дается представление о коренных народностях Хабаровского края, их традициях, национальных играх и состязаниях. Второй урок посвящен троеборью по национальным видам спорта. Урок сопрово...
Русские национальные виды спорта и игры народов мира
Русские национальные виды спорта и игры народов мира...
ЗИМНИЕ ВИДЫ СПОРТА (методические рекомендации для преподавателей по организации и проведению контрольных тестовых занятий)
в материале описаны способы передвижения на лыжах для преодоления подъёмов разной крутизны и разработаны нормативы по лыжной подготовке для студентов I - III курсов техникума...
План-конспект учебно- тренировочного занятия по акробатике с элементами национальных видов спорта и игр народа Саха
В данной работе представлен план-конспект открытого учебно- тренировочного занятия по акробатике с элементами национальных видов спорта и игр народа Саха, участника финального этапа XII Всероссийского...
ПРОГРАММА КВАЛИФИКАЦИОННОГО ЭКЗАМЕНА ПМ.01 Организация и проведение учебно-тренировочных занятий и руководство соревновательной деятельностью спортсменов в избранном виде спорта
ПРОГРАММА КВАЛИФИКАЦИОННОГО ЭКЗАМЕНАПМ.01 Организация и проведение учебно-тренировочных занятий и руководство соревновательной деятельностью спортсменов в избранном виде спорта...
ОБОРУДОВАНИЕ МЕСТА И ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ ПО АКРОБАТИКЕ
Занятия по акробатике всегда должны проводиться в условиях, исключающих какие бы то ни было неприятные неожиданности и не допускающих возникновения травм занимающихся....
Русские национальные виды спорта и игры народов мира
индивидуальный проект 9 класс на тему "Русские национальные виды спорта и игры народов мира"...