ЗИМНИЕ ВИДЫ СПОРТА (методические рекомендации для преподавателей по организации и проведению контрольных тестовых занятий)
методическая разработка по физкультуре на тему
в материале описаны способы передвижения на лыжах для преодоления подъёмов разной крутизны и разработаны нормативы по лыжной подготовке для студентов I - III курсов техникума
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zimnie_vidy_sporta.docx | 19.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования Сахалинской области РФ
ГБПОУ «Сахалинский промышленно-экономический техникум»
ЗИМНИЕ ВИДЫ СПОРТА
(методические рекомендации для преподавателей по организации и проведению контрольных тестовых занятий)
Разработчик: Одинцов А.Н.
Преподаватель физического воспитания
Рассмотрен на заседании ПЦК МЕНД
Протокол_____от_____________2016 г.
Председатель ПЦК___________Л.В.Садыкова
Лыжная подготовка является одним из обязательных раздело программы физического воспитания для средних общеобразовательных учреждений, средних специальных и высших учебных заведений различного профиля. В неё входят обучение основам техники передвижения на лыжах и выполнение занимающимися контрольных нормативов и зачётных требований. Занятия по лыжной подготовке проводятся на основании государственных программ.
Оздоровительное значение лыжного спорта объясняется благоприятной гигиенической обстановкой занятий, вовлечением в активную двигательную деятельность всех основных мышц, интенсивной работой органов дыхания, кровообращения. Пребывание на свежем воздухе закаляет организм, повышает его устойчивость к простудным заболеваниям.
Лыжная подготовка проводится в техникуме с первого по третий курс и включает в себя теоретический и практический разделы. В основном совершенствуются навыки передвижения на лыжах, полученные на уроках физической культуры в образовательных школах.
На занятиях по лыжной подготовке у студентов воспитываются необходимые физические качества – выносливость, сила, ловкость, быстрота, координация движений, а также морально-волевые качества – смелость, настойчивость и др.
Техника в лыжных гонках состоят из разнообразных способов передвижения на лыжах: лыжных ходов, подъёмов, спусков, торможений, поворотов.
При передвижении на лыжах по пересечённой местности лыжникам приходится преодолевать подъёмы различной крутизны, длины и рельефа. Существуют разные способы подъёмов на лыжах: скользящим шагом, беговым шагом, ступающим шагом, «полуёлочкой», «ёлочкой» и «лесенкой». Выбор того или иного способа зависит от крутизны подъёма, условий скольжения, качества смазки лыж, физической и технической подготовленности лыжника. Подробнее остановимся на технике преодоления подъёмов.
Подъём скользящим шагом очень похож на попеременный двухшажный ход, но длина шага здесь короче, движения чаще, опора на палки дольше и сильнее, отталкивание рукой заканчивается одновременно с отталкиванием ногой. Туловище несколько больше наклонено вперёд, палки ставятся с большим наклоном. После отталкивания лыжа меньше поднимается над снегом. Подъём скользящим шагом применяется на склонах средней крутизны (4-12 градусов) при хорошем сцеплением со снегом.
При подъёме ступающим шагом полностью отсутствует скольжение, отталкивание одной лыжной палкой заканчивается позднее, чем постановка другой, что ведёт к двойной опоре на палки. После выноса вперёд лыжа опускается на снег сверху, прихлопыванием для улучшения сцепления со снегом. Этот способ подъёма применяется на крутых склонах (13-16 градусов), когда скольжение невозможно из-за плохого сцепления лыж со снегом.
При подъёме «полуёлочкой» верхняя лыжа скользит прямо по направлению движения, а нижняя отводится носком в сторону и становится на внутреннее ребро. Палки работают также, как при попеременно двухшажном ходе (с перекрёстной координацией), и выносится вперёд прямолинейно. Отталкивание ногой при движении в подъём производится прежде всего за счёт развёрнутой в сторону лыжи. Этот способ применяется при преодолении склонов средней крутизны наискось.
При подъёме «ёлочкой» лыжник передвигается ступающим шагом, обе лыжи ставятся на внутреннее ребро под углом к направлению движения с разведёнными в сторону носками. Палки для опоры ставятся по бокам позади лыж. С увеличением крутизны склона увеличиваются угол разведения лыж и наклон туловища вперёд и лыжа ещё больше становится на ребро. При шаге нога выносится согнутая в колене, ботинок развёрнут в сторону, задник одной лыжи переносится через задник другой. Этот способ применяется на довольно крутых склонах (до 35 градусов) и при плохом сцеплении лыж со снегом.
Подъём «лесенкой» осуществляется боковым приставными шагами. Лыжи ставятся поперёк склона горизонтально на ребро. Шаг начинается с ноги, расположенной выше по склону. Когда верхняя лыжа встанет на снег, приставляется нижняя лыжа. Туловище при этом держится вертикально. Подъём «лесенкой» применяется на очень крутых склонах (до 40 градусов) как прямо, так и наискось.
Способы подъёмов несложны и не создают методических затруднений при их изучении. Их освоение не требует специальных упражнений. Достаточно правильно показать и объяснить технику того или иного способа преодоления подъёма, и занимающиеся почти сразу смогут выполнить любой из них.
Для студентов техникума существуют контрольные нормативы по лыжной подготовке, рассчитанные на каждый год обучения. В основном это преодоление лыжных дистанций 3 километра для девушек и 5 километров для юношей. В ходе обучения на уроках лыжной подготовки я экспериментальным путём откорректировал нормативы и для более полного усвоения материала студентами, разработал систему оценок в преодолении подъёмов на время. (См. таблицу)
Лыжная подготовка подразумевает и самостоятельные занятия студентов. В городе на базе зимних видов спорта можно записаться в секцию лыжных гонок к профессиональным тренерам или брать лыжный инвентарь на прокате.
Таблица нормативов по лыжной подготовке для студентов I - III курсов
Оценка | Наименование норматива | |||||||||||
Бег на лыжах 5 км | Бег на лыжах 3 км | Преодоление подъёма Скользящим шагом (4-12гр.) 100 метров | Преодоление подъёма Способом «ёлочка» (35 гр.) 30 метров | |||||||||
5 | 4 | 3 | 5 | 4 | 3 | 5 | 4 | 3 | 5 | 4 | 3 | |
I КУРСЫ Юноши Девушки | ||||||||||||
20.00 | 26.00 | 27.00 | 0.40 | 0.50 | 1.00 | 0.30 | 0.40 | 0.45 | ||||
18.00 | 19.00 | 21.00 | 1.00 | 1.20 | 1.40 | 0.45 | 0.55 | 1.00 | ||||
II КУРСЫ Юноши Девушки | ||||||||||||
24.30 | 25.30 | 26.30 | 0.35 | 0.40 | 0.50 | 0.25 | 0.30 | 0.35 | ||||
17.30 | 18.30 | 20.00 | 0.50 | 1.00 | 1.20 | 0.40 | 0.50 | 0.55 | ||||
III КУРСЫ Юноши Девушки | ||||||||||||
24.00 | 25.00 | 26.00 | 0.35 | 0.45 | 0.55 | 0.20 | 0.25 | 0.30 | ||||
18.20 | 19.40 | 21.20 | 1.05 | 1.25 | 1.45 | 0.50 | 1.00 | 1.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации для преподавателей по планированию, подготовке и проведению лабораторных (практических) работ (занятий) по предметам и дисциплинам «Общеобразовательного цикла».
Методические рекомендации подготовлены в помощь преподавателям по планированию, подготовке и проведению практических работ по дисциплинам: "Общеобразовательного цикла"....
методические рекомендации для преподавателей по организации самостоятельной работы студентов
Методические рекомендации для преподавателейпо организации самостоятельной работы студентов. Важнейший элемент учебной деятельности – организация самостоятельной ау...
Методические рекомендации для преподавателей к проведению внеклас. занятия по немецкому языку «Приобщение к культурным ценностям. Музыка»
Занятие проводится в форме викторины. Игра включает в себя шесть основных этапов, каждый из которых посвящен знакомству с жизнью и творчеством немецких композиторов. В занимательной форме докладчики н...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС К ОРГАНИЗАЦИИ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ «ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК»
Учебная дисциплина «Иностранный язык» представляет собой практическую дисциплину в цикле дисциплин ОГСЭ. Данный курс направлен на формирование общей и профессиональной культуры лично...
ПРОГРАММА КВАЛИФИКАЦИОННОГО ЭКЗАМЕНА ПМ.01 Организация и проведение учебно-тренировочных занятий и руководство соревновательной деятельностью спортсменов в избранном виде спорта
ПРОГРАММА КВАЛИФИКАЦИОННОГО ЭКЗАМЕНАПМ.01 Организация и проведение учебно-тренировочных занятий и руководство соревновательной деятельностью спортсменов в избранном виде спорта...
Презентация. День зимних видов спорта. Наглядное пособие для изучения зимних видов спорта
В нашей стране всегда много внимания уделялось спорту. В советское время жители городов и сел, начиная со школьной скамьи, привлекались к занятиям физкультурой, и весьма успешно. С...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для преподавателей по проведению практического занятия на тему: «Обучение техники классических лыжных ходов»
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИдля преподавателей по проведению практического занятияна тему: «Обучение техники классических лыжных ходов»Пояснительная запискаЗанятия лыжным спортом компенсируют...