Методическая разработка "Взаимодействие воспитателя школы-интерната и учителя в вопросах интеллектуального развития школьников".
методическая разработка

Лодысева Юлия Алексеевна

Материал посвящён вопросам развития интеллектуальных способностей подростка-спортсмена в условиях взаимодействия школы-интерната и СДЮСШОР по хоккею с шайбой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vzaimodeystvie_vospitatelya_i_uchitelya.docx21.45 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                           Лодысева Ю.А., старший воспитатель

                                                                      ГБОУ школа-интернат № 576 с углубленным

                                                                      изучением предмета физическая культура

                                                                     Василеостровского района г. Санкт-Петербурга

Взаимодействие воспитателя школы-интерната и учителя в вопросах интеллектуального развития школьников.

Процесс воспитания - есть процесс непрерывный и целостный. В современной школе воспитание осуществляется большим коллективом людей – педагогами, руководителями школы, техническим персоналом, широкой общественностью, в содружестве с которой работает школа. От единства воли и взаимодействия всех участников образовательного процесса, их целеустремленности и настойчивого труда зависит успех всего дела обучения и воспитания.

Школа-интернат № 576 с углублённым изучением предмета физическая культура Василеостровского района г. Санкт-Петербурга является уникальным образовательным учреждением, так как объединяет среднюю школу, детскую спортивную школу по хоккею с шайбой и интернат для иногородних спортсменов.  

  Современные условия жизни предъявляют новые требования к качеству подготовки спортивного резерва со стороны учреждений образования спортивной направленности, характеризуя тенденцию профессионального запроса «от деятельности к личности» и предъявляет субъекту этой деятельности – подростку комплекс требований к личностному и профессиональному соответствию своей будущей деятельности.

Федеральный стандарт общего образования основан на системно-деятельностном и компетентностном подходах, которые позволяют рассматривать компетенцию как общую способность и готовность личности к деятельности, основанную на знаниях и опыте, приобретенных благодаря обучению и ориентированных на самостоятельное участие личности в процессе, и которые направлены на успешное включение физкультурно-спортивной деятельности в образ жизни подрастающего поколения.

Поэтому в современных условиях меняются и задачи образования: они уже сводятся не к передаче готовых знаний и вооружению решениями на все случаи жизни, а к формированию способности быстро и максимально полно ориентироваться в постоянно меняющихся обстоятельствах.  Именно поэтому всей воспитательной работе в школе-интернате, всем воспитательным мероприятиям должна предшествовать глубокая и содержательная деятельность воспитателя по изучению личности воспитанников, их индивидуальных особенностей.

       Знание педагогами особенностей и закономерностей физического и психического развития воспитанников в подростковом и старшем школьном возрасте, умение точно соотносить их с формами проводимой в коллективе учебно-воспитательной работы, умение сообразно этим особенностям строить взаимоотношение учитель-воспитатель-подросток - это решающие условия эффективной организации воспитательного процесса. Иначе говоря, в правильно организованном процессе воспитания дети всегда будут помощниками и союзниками учителя и воспитателя.

Спортивное совершенствование подростка проистекает на фоне взаимодействия школы-интерната и СДЮСШОР, и подчинено стратегии и организационным условиям развития учреждения. Рассматривая процесс развития интеллектуальных способностей подростка-спортсмена, чрезвычайно важно ответить на вопросы: какую роль в системе общего образования и спортивной подготовки подростка-спортсмена играет развитие интеллекта?  Насколько значимо для личности подростка то, что стремятся воспитать и развить тренер и педагоги?

Спортсмен, занимающийся хоккеем, должен обладать скоростным мышлением, проявляющимся в адекватности, скорости принятия решений, своевременности их реализации; высоким исполнительским мастерством; способностью к эффективной результативной атаке ворот соперника в различных ситуациях противодействия соперников и различной степени взаимодействия партнеров. Подросток в роли юного спортсмена и учащегося должен обладать комплексом необходимых способностей, позволяющих успешно осуществлять учебную и спортивную деятельность. Ведь он должен развиваться, формироваться в процессе образования. Данная ситуация обращает нас к проблеме рассмотрения процесса развития интеллектуальных способностей через призму социального, культурного и деятельностного подхода.

Социальный подход позволяет раскрыть прежде всего социальную роль образования. Целью образования является социализация молодого поколения, его адаптация к быстро изменяющимся условиям жизни, а задачами – получение современных знаний: развитие интеллекта, приобретение нужных обществу профессиональных навыков и компетенций, овладение правовыми нормами взаимодействия людей в обществе.
             Культурный потенциал личности во все времена был опорой к становлению и развитию мировоззрения. Рассматривая взаимосвязи между культурой подростка и уровнем развития интеллектуальных способностей, можно отметить, что она проявляется через убеждения, организацию интеллектуальной, познавательной активности, осуществление культурных выборов в литературе, музыке, живописи, театре, кино и т.д.

         Деятельностный подход означает то, что ребенок развивается, воспитываясь и обучаясь, а не развивается, и воспитывается, и обучается. Личностные свойства ребенка, его способности, черты характера и т. д.  не только проявляются, но и формируются в ходе собственной деятельности ребенка. Таким образом, назревает необходимость специальной организации обучения подростка в условиях спортивной и учебной деятельности, направленной на проявление интеллектуальных способностей.

Известно, что подростковый возраст отличается повышенной интеллектуальной активностью, которая стимулируется не только естественной возрастной любознательностью подростков, но и желанием развить, продемонстрировать окружающим свои способности, получить высокую оценку с их стороны. В этой связи подростки стремятся брать на себя наиболее сложные и престижные задачи, нередко проявляют не только высокоразвитый интеллект, но и незаурядные способности. Задача педагога – вовремя заметить и поощрить стремление ребят к творчеству и углублению способностей.

В этом смысле необходимо, чтобы образование было направлено на формирование творческой личности. И хотя человек не всегда имеет возможность для создания чего-то нового в той или иной сфере деятельности, но, будучи личностью, он всегда готов к творческому самовыражению. Главным критерием совместной деятельности педагогов и тренеров является представление о конечном результате: хотим ли мы дать ученику определенный набор знаний по предмету, вырастить успешного спортсмена или сформировать личность, готовую к творческой деятельности.

Только тогда, когда учебно-тренировочная деятельность, направленная на овладение основами наук, спортивного мастерства и на развитие личностных качеств, сформирована на  высоком уровне, начинает проявляться ее творческая сторона.

В школе-интернате ключевая роль в решении этих задач возлагается на классного руководителя и воспитателя. Очень многое здесь зависит от взаимодействия, взаимопонимания и сотрудничества педагогов. Именно классный руководитель и воспитатель берут на себя ответственность за то, чтобы каждый ученик класса-команды состоялся как личность, узнал, каковы его возможности. Поэтому развитие инициативы, творческих начал является первейшей задачей каждого педагога.

        Так как характерной особенностью подросткового возраста является готовность и способность ко многим различным видам обучения, причем как в практическом плане (трудовые умения и навыки), так и в теоретическом (умение мыслить, рассуждать, пользоваться понятиями), воспитателями школы-интерната широко используется проектная деятельность как инструмент реализации социального, культурного и деятельностного подходов в вопросах интеллектуального развития воспитанников. Так, например, социальный проект «Я – гражданин» представляет собой совокупность последовательных целесообразных взаимодействий администрации, педагогов и воспитанников и направлен на накопление опыта деятельности, сотрудничества и достижение прогнозируемого результата. Он ориентирован на конструктивное взаимодействие субъектов воспитательно-образовательного процесса. Модель гражданско-патриотического воспитания позволяет достичь основного планируемого результата: формирование социализированной жизнеспособной личности с активной гражданской позицией, обладающей социально-ценностными нравственными качествами с развитым творческим потенциалом и способностью к саморазвитию.  На развитие творческих способностей, инициативы и самостоятельности направлен социальный проект «Дороги, которые мы выбираем». Он направлен на формирование у учащихся интереса к осознанному и самостоятельному выбору профиля обучения, расширению представления учащихся о существующих профессиях, классификацией профессий, перечнем трудовых действий и качеств личности, как основами выбора профессии.

Культурный потенциал личности реализуется через проект «Культурный Петербург». В ходе работы над проектом создаются оптимальные условия для развития интереса школьников к истории Санкт-Петербурга, для духовно-ценностной и практической ориентации школьников в городе. Включение детей в творческую деятельность не только в качестве зрителей и слушателей, а в качестве участников художественного творчества, основой которого являются формы активного взаимодействия детей и педагогов происходит в процессе реализации проекта «Стань звездой!»

Известно, что старший школьный возраст характеризуется развитием общих и специальных способностей детей на базе основных ведущих видов деятельности: учения, общения и труда, а в труде идет активный процесс становления тех практических умений и навыков, которые могут понадобиться в будущем, в школе-интернате разработаны и реализуются проекты «Первые шаги в кулинарии» и «Домоводство», направленные на развитие у воспитанников познавательного интереса, интеллектуальных, творческих,  коммуникативных и организаторских способностей.

Одновременно с этим складывается новое отношение к учению, особенно у учащихся старших классов. Ребят привлекают предметы и виды знаний, где они могут лучше узнать себя, проявить самостоятельность, и к таким знаниям у них вырабатывается особенно благоприятное отношение.

В работе с детьми в условиях школы-интерната создается определенная непрерывная деятельность воспитательного воздействия учителя и воспитателя, поскольку ребенок как во время уроков, так и во время самостоятельных и внеклассных работ находится под наблюдением и контролем учителя и воспитателя. Воспитатель школы-интерната в тесном содружестве с учителем наблюдает, анализирует и определяет индивидуальные особенности каждого ребенка. Тесная связь воспитателя и учителя способствует лучшему усвоению учебной программы.

Профессиональные умения и навыки, сотрудничество учителя и воспитателя, заинтересованность в результатах своей работы – факторы, которые обеспечивают развитие интеллектуальных способностей школьников, формирование у подростков умений и навыков самостоятельной учебной деятельности, развитие творческого потенциала, личностного и профессионального соответствия своей будущей деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы методического объединения воспитателй школы-интерната

В специальных (коррекционных) школа-интернатах работают воспитатели, которые организуют внеурочну деятельность детей во второй половине дня. Очень важно выстроить методическую работу с этими педагогам...

План работы по самообразованию . Воспитателя школы –интерната 8 вида. Тема: «Работа воспитателя с семьями учащихся ,воспитанников с ОВЗ в условиях школы-интерната»

План работы по самообразованию .            Воспитателя школы –интерната 8 вида.   Тема: «Работа воспитателя с семьями учащихся ,в...

Методическая разработка "Укрепление здоровья школьников: деятельность воспитателя школы-интерната в условиях обновления образования".

Данный материал посвящён организации учебно-воспитательной работы в условиях школы-интерната на базе СДЮСШОР по хоккею с шайбой, а также внедрению здоровьесберегающих технологий в образовательный проц...

План проведения методической недели воспитателей школы-интерната для обучающихся с ОВЗ

                          «Здоровый образ жизни – залог крепкого здоровья»Даты проведения недели с 16 марта 20...