ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ УРОВЕНЬ ДОСТИЖЕНИЙ В СПОРТИВНОМ ПЛАВАНИИ
учебно-методический материал по физкультуре на тему

Сипкина Маргарита Алексеевна

1.      Структура соревновательной деятельности, как основа объективизации управления в спортивной тренировке.

2.      Структура подготовленности пловцов высокой квалификации.

3.      Особенности телосложения и физической подготовленности, лимитирующие спортивные достижения в различных способах плавания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ УРОВЕНЬ ДОСТИЖЕНИЙ

В СПОРТИВНОМ ПЛАВАНИИ

ПЛАН

  1. Структура соревновательной деятельности, как основа объективизации управления в спортивной тренировке.
  2. Структура подготовленности пловцов высокой квалификации.
  3. Особенности телосложения и физической подготовленности, лимитирующие спортивные достижения в различных способах плавания.

Вопросы к семинарскому занятию

  1. Основные особенности соревновательной деятельности, характеризующие процесс спортивной подготовки.
  2. Характеристика подготовленности пловцов высокого класса.
  3. Специфичность приспособительных реакций и функциональных проявлений.
  4. Устойчивость и вариативность двигательных навыков и вегетативных функций.
  5. Характеристика подготовленности пловцов-кролистов.
  6. Характеристика подготовленности пловцов-спинистов.
  7. Характеристика подготовленности пловцов-брассистов.
  8. Характеристика подготовленности пловцов-дельфинистов.

ВВЕДЕНИЕ

Необходимость максимальной объективизации процесса подготовки пловцов высокого класса, повышение эффективности всех без исключения его составляющих требует достаточного изучения всех качеств и способностей, определяющих уровень спортивных достижений, их взаимосвязи и особенностей проявления в соревновательной деятельности.

Стремление к объективизации тренировочного процесса на основе реализации идей и требований научного управления, использования разнообразной диагностической аппаратуры и возможностей электронно-вычислительной техники привело к тому, что в современной спортивной тренировке преимущественно описательные представления о структуре соревновательной деятельности и подготовленности спортсмена дополнились многообразным количественным материалом, который может быть положен в основу управления процессом тренировки в кибернетическом понимании. Наличие достаточно четких представлений об основных компонентах соревновательной деятельности в плавании, роли каждого из них для достижения высоких спортивных результатов, взаимосвязи различных компонентов позволяет в значительной мере систематизировать и упорядочить вест процесс подготовки пловцов.

1. Структура соревновательной деятельности, как основа объективизации

управления в спортивной тренировке

Корректное рассмотрение структуры соревновательной деятельности и подготовленности требует четкого различения следующих субординационных уровней:

  1. Соревновательная деятельность как интегральная характеристика подготовленности спортсмена;
  2. Основные компоненты соревновательной деятельности (старт, уровень дистанционной скорости, поворот, финиш и др.);
  3. Интегральные качества, определяющие эффективность действий пловца при выполнении основных составляющих соревновательной деятельности (например, по отношению к уровню дистанционной скорости такими качествами являются специальная выносливость и скоростные способности);
  4. Основные функциональные параметры и характеристики, определяющие уровень развития интегральных качеств (например, по отношению к специальной выносливости такими характеристиками являются показатели мощности и емкости системы энергообеспечения, экономичности работы, устойчивости и подвижности в деятельности основных функциональных систем и т.д.);
  5. Частные показатели, определяющие уровень основных функциональных параметров и характеристик (к примеру, по отношению к МПК – интегральной характеристике аэробной производительности – такими показателями являются процент красных мышечных волокон, объем сердца, минутный объем кровообращения, максимальная вентиляция легких, емкость капиллярной сети, активность аэробных ферментов и т.п.).

Такой подход позволяет упорядочить процесс управления, тесно увязав структуру соревновательной деятельности с системой совершенствования всех сторон подготовленности спортсмена – технической, физической, тактической, психологической.

Изучению структуры соревновательной деятельности пловцов высокого класса с использованием современных видеокомпьютерных систем в последнее время уделяется большое внимание в различных странах с развитым спортивным плаванием. Четко просматривается подход к планированию всех компонентов спортивной тренировки, опирающийся на всесторонний анализ структуры соревновательной деятельности у специалистов нашей страны и ГДР. В частности, наиболее всесторонние исследования этого вопроса проведены в последние годы Т.А. Абсалямовым (1978-1982) и H.Pfeifer (I979-I982).

Обобщая данные практики оценки эффективности соревновательной деятельности применительно, например, к 100-метровой дистанции, можно выделить 10 компонентов (рис. 1)

Рис. 1. Компоненты соревновательной деятельности пловца при проплывании  100м.

  1. Эффективность старта (время сложной реакции) - оценивается по времени прохождения первых 7,5 м
  2. Скорость (м/с) при переходе от старта к дистанционному плаванию до 10 м.
  1. Скорость (м/с) на первом участке дистанционного плавания от 10 до 25 м.
  2. Скорость (м/с) на втором участке дистанционного плавания от 25 до 40 м.
  3. Эффективность поворота (скорость на 7,5-метровом участке при подплывании к повороту).
  4. Эффективность поворота (скорость на 7,5-метровом участке при отплывании от поворота).

7.        Скорость (м/с) на третьем участке дистанционного плавания от 57,5 до 75м.

8.        Скорость (м/с) на четвертом участке дистанционного плавания от 75 до 90 м.

9.        Скорость (м/с) при переходе от дистанционного плавания к финишу.

10.   Эффективность финиша (по времени проплывания заключительного 7,5 м отрезка).

Вместе с тем, приведенная система контроля соревновательной деятельности носит слишком общий характер и не позволяет достаточно полно охарактеризовать ее структуру. Каждый из приведенных компонентов включает несколько относительно независимых составляющих. Например, дистанционная скорость на первом и втором 50-метровых отрезках в значительной мере обусловливается разными факторами, так как первая половина дистанции преодолевается при отсутствии утомления, а вторая – при прогрессирующем утомлении, скорость при подплывании к поворотному щиту в первую очередь определяется координационными способностями и техникой вхождения в  поворот, а при отплывании -  силой толчка и положением тела при скольжении и т.п.

Поэтому более дробное деление соревновательной дистанции на различные, относительно самостоятельные составляющие, оправдано, так как позволяет объективно охарактеризовать соревновательную деятельность пловца и выявить резервы роста его мастерства.

Эффективная оценка соревновательной дистанции требует дифференцированного подхода к различным дистанциям. В частности, для оценки эффективности соревновательной деятельности на дистанции 50 м рекомендуются следующие показатели:

1 – время сложной реакции на старте (время от подачи стартового сигнала до отрыва ног пловца от стартовой тумбы), с.

2 – скорость на 10-метровом стартовом участке, м/с.

3 – скорость на первом участке дистанционного плавания от 10 до 25 м, м/с.

4 – скорость на втором участке дистанционного плавания от 25 до 40 м, м/с.

5 – скорость на 10-метровом финишном отрезке, м/с.

        Оценка соревновательной деятельности на 200-метровой дистанции осуществляется аналогично за исключением того, что дистанционная скорость может измеряться как на 25-, так и на 50-метровых отрезках. В частности, регистрируются следующие показатели:

1 – время сложной реакции на старте, с.

2 – скорость на 10-метровом стартовом участке, м/с.

3 – скорость на первом участке дистанционного плавания от 10 до 42,5 м, м/с.

4 – скорость на 7,5-метровом участке подплывания  к повороту, м/с.

5 – скорость на 7,5-метровом участке отплывания  от поворота, м/с.

6 – скорость на втором участке дистанционного плавания от 57,5 до 92,5 м, м/с.

7 – скорость на 7,5-метровом участке подплывания  к повороту, м/с.

8 – скорость на 7,5-метровом участке отплывания  от поворота, м/с.

скорость на 10-метровом финишном отрезке, м/с.

9 – скорость на третьем участке дистанционного плавания от 107,5 до 142,5 м, м/с.

10 – скорость на 7,5-метровом участке подплывания  к повороту, м/с.

11 – скорость на 7,5-метровом участке отплывания  от поворота, м/с.

12 – скорость на четвертом участке дистанционного плавания от 157,5 до 190 м, м/с.

13 – скорость  на 10-метровом финишном отрезке, м/с.

Таким же  образом оценивается соревновательная деятельность при проплывании дистанций 400, 800 и 1500 м. В случае необходимости, при анализе фактического материала отдельные показатели могут быть объединены. Например, при анализе соревновательной деятельности на 1500-метровой дистанции эффективность старта следует оценивать по сумме первых двух показателей с определение общего времени – от стартового сигнала до пересечения 10-метровой отметки дистанции. Может определяться средняя скорость двух поворотных участков и т.д.

В зависимости от длины дистанции следует дифференцированно подходить к оценке эффективности финиша. Если при проплывании дистанции 100 м это делается по времени преодоления заключительного 10-метрового отрезка, то на более длинных дистанциях оценивается, соответственно, более длинный отрезок: на дистанции 200 м – 25 м, 400 м – 50 м, 800 м  - 100 м, 1500 м – 200 м.

Эффективность старта в значительной мере определяется техникой его выполнения, способностью к быстрому реагированию на звуковой сигнал, к быстрому выполнению одиночного движен7ия со сложной координационной структурой, скоростными и скоростно-силовыми  возможностями, в первую очередь мышц-разгибателей нижних конечностей. Роль старта для достижения высокого результата особенно велика на дистанциях 50 и 100 м. с увеличением дистанции она уменьшается.

Эффективность поворота обусловливается координационными возможностями спортсмена, скоростно-силовым потенциалом мышц нижних конечностей, наличием у  спортсмена  гибкой, легко приспосабливающейся к неожиданным ситуациям техники движений. В наибольшей мере эффективность поворота определяет результат на длинных дистанциях. С уменьшением дистанции его роль постепенно убывает.

Значение участков циклической работы наибольшее вне зависимости от длины дистанции и на 70-80% определяет результат соревновательной деятельности.

С увеличением длины дистанции значение 10-метрового заключительного отрезка уменьшается и на дистанциях 800 и 1500 м становится несущественным. В то же время на этих дистанциях очень важна оценка финиша по времени преодоления спортсменом заключительных 100 и 200 м.

Согласно результатам исследований (H.Pfeifer, 1980), компоненты дистанции, связанные с выполнением старта и поворота, зависят преимущественно от координационных способностей пловца. Их влияние на достижение высоких результатов в спринтерском плавании исключительно велико: при проплывании 100-метровой дистанции уровень результатов зависит от этих компонентов на 41,9% у женщин и на 32,5% у мужчин (рис. 2).

Велико влияние на уровень спортивных достижений и компонентов дистанции, предъявляющих примерно равные требования к координационным и функциональным способностям (4,7,9,10): у женщин они обеспечивают уровень спортивных результатов на 22,6%, у мужчин – на 35,5%.

Компоненты, предъявляющие преимущественные требования к функциональным способностям пловцов (3,8) на 40% определяют уровень результатов на спринтерских дистанциях у мужчин и на 35,5% у женщин.

 

Рис. 2. Структура функциональной подготовленности спортсменов,

специализирующихся в плавании на 100 м

Примечание:

1 - компоненты дистанции, которые предъявляют примерно равные требования

к координационным и функциональным способностям;

2 - функциональные способности;

3 - координационные способности.

В зависимости от длины дистанции роль указанных компонентов существенно изменяется (табл. 1).

Таблица 1

Роль компонентов соревновательной деятельности

при проплывании дистанции различной длины (%)

Компоненты

Пол

Дистанция, м

100

800

1500

1, 2, 5, 6

м

32,5

-

19,1

ж

41,9

36,1

-

4, 7, 9, 10

м

27,5

-

15,4

ж

22,58

28,5

-

3, 8

м

40

-

65,5

ж

35,4

35,4

-

2. Структура подготовленности пловцов высокой квалификации

К анализу структуры подготовленности удобнее всего подойти с позиций рассмотрения различных двигательных качеств и способностей - скоростных, силовых, координационных, гибкости, а также способностей, лежащих в основе выносливости или преимущественно связанных с её проявлением - мощности и емкости, путей энергообеспечения работы, экономичности и эффективности использования функционального потенциала в соревновательной деятельности, специфичности приспособительных реакций и функциональных проявлений, устойчивости и вариативности двигательных навыков и вегетативных функций.

Скоростные способности, силовые, гибкость и другие  достаточно хорошо освещались в материале  3 курса, и на данном занятии нет большой необходимости останавливаться на этих компонентах подготовленности. Рассмотрим следующие компоненты подготовленности пловцов.

  1. Экономичность работы и эффективность использования функционального потенциала в соревновательной деятельности.

Соотношение использования малоэкономичных анаэробных источников энергии и использование экономичных аэробных, а также величины общих энергетических трат на единицу выполненной работы характеризуют уровень её экономичности. Экономичность работы зависит от возможностей ряда функциональных систем и механизмов, совершенства техники движений и дыхания. Исследования показывают, что совершенствование спортсмена в этом направлении в такой же мере определяет выносливость, как и величины аэробной производительности (J.Faulkner, I968).

Существует мнение, что экономичность повышается с ростом технического мастерства спортсмена. Это справедливо, однако если бы совершенствование техники движений было единственный путем увеличения эффективности физиологических затрат, то этот эффект проявлялся бы только при выполнении специфической работы. С ростом же подготовленности затраты снижаются и при неспецифических нагрузках, которые не применяются в процессе тренировки спортсменов (В.В. Михайлов и др., 1972).

При выполнении стандартной работы пловцы высокой квалификации тратят энергию более экономно: у мастеров спорта уровень кислородного запроса примерно в 2 раза меньше, чем у спортсменов, имеющих III спортивный разряд. Одна и та же стандартная работа у спортсменов низкой квалификации по сравнению со спортсменами высокой квалификации в большей степени обеспечивается за счет неэкономичных анаэробных поставщиков энергии, что подтверждается высокими величинами кислородного долга, большими сдвигами в показателях частоты сердечных сокращений, частоты дыхания, легочной вентиляции.

Важными параметрами, влияющими на экономичность работы и эффективность энергообеспечения, являются показатель отношения уровня потребления кислорода в процессе соревновательной деятельности к максимальным аэробным возможностям и величина анаэробного обмена. Увеличение содержания лактата в крови, что свидетельствует о наступлении порога анаэробного обмена, наблюдается при такой интенсивности работы, при которой потребление кислорода достигает примерно 50% уровня максимального потребления кислорода. Однако эта величина может колебаться в весьма широких пределах (40-70% и выше от уровня максимального потребления кислорода) и зависит от многих причин. В их числе можно назвать приспособительные возможности кислородотранспортной системы к интенсивной работе, а также различное соотношение в мышечной ткани красных волокон, в которых эффективность окислительных процессов обусловливается высоким содержанием гемоглобина, окислительных ферментов и митохондрий, а также белых волокон, в которых преобладает анаэробный гликолиз даже в условиях работы относительно малой интенсивности.

Способность выполнять работу при высоком проценте потребления кислорода от МПК без значительного накопления молочной кислоты в крови - важный фактор, определяющий уровень выносливости. Например, пловцы высокого класса могут выполнять работу, требующую затрат 70-75% от максимального потребления кислорода без существенного накопления лактата, в то время как в организме нетренированного человека при работе на уровне 40% - начинается интенсивно накапливаться молочная кислота.

Фактором, ограничивающим достижения в плавании, может быть неспособность спортсмена использовать в специфических условиях соревнований имеющийся функциональный потенциал. Так, например, исследования пловцов-кролистов свидетельствовало о высоких аэробных возможностях спортсменов: величины максимального потребления кислорода у большинства из них колебались в диапазоне 60-80 мл/кг в 1 мин. (Х= 68.02). В то же время средние величины потребления кислорода, зарегистрированные при плавании с соревновательной скоростью, составили 46,36 мл/кг в 1 мин, т.е. 68% от максимального потребления кислорода. При этом у отдельных спортсменов в процессе плавания регистрировались величины потребления кислорода, которые достигают 75-80% от максимального, тогда как у других, они не превышали 45-50% от этого уровня. Естественно, это кардинальным образом влияет на механизм энергообеспечения и экономичность работы пловцов.

Такой же была картина и при оценке способностей пловцов использовать имеющиеся силовые возможности в процессе скоростного плавания. Коэффициент использования силовых возможностей (КИСВ), представляющий отношение между максимальной силой тяги, развиваемой при плавании, и максимальной силой, проявляемой во время имитации гребковых движений при работе на суше, у различных пловцов высокого класса колебался в пределах 0,30-0,70%.

  1. Специфичность приспособительных реакций и

функциональных проявлений

Одной из характеристик, обеспечивающих уровень мастерства в современном плавании, является специфичность адаптационных процессов, происходящих в организме спортсмена в ответ на применение определенных средств и методов тренировочного воздействия, функциональные резервы организма могут быть успешно реализованы в процессе соревнований в 2-х случаях: 1) если они явились результатом применения специфических средств тренировочного воздействия; 2) если они были приобретены в процессе неспецифических для плавания упражнений, однако на последующих этапах тренировки с помощью комплекса специально-подготовительных средств были преобразованы в специфические изменения.

Подтверждением этому могут служить сведения, приведенные Н. Хансен (1970). Две группы испытуемых тренировались в течение месяца, применяя упражнения различного характера: одна группа использовала упражнения с участием мышц рук, другая – упражнения с участием мышц ног. В результате тренировки у испытуемых обеих групп намного возросли функциональные возможности, что выразилось в уменьшении гемодинамических реакций на стандартные нагрузки. Однако приспособительные реакции носили своеобразный характер: возросшие возможности системы кровообращения у лиц первой группы выявились только с помощью стандартной нагрузки для рук. И напротив, эффект тренировки во второй группе проявлялся в том случае, если в качестве стандартной нагрузки использовалась работа ног. Объяснение этим фактам автор видит в формировании строго специфических изменений на уровне мышечной ткани в ответ на применяемые средства тренировочного воздействия. Создается так называемая «функциональная система» по Анохину, т.е. включаются только те мышечные группы и функции, которые непосредственно отвечают за этот вид деятельности, а не все системы, как раньше считалось. Б.Д. Кретти (1978) указывает, что при развитии выносливости исключительно важно учитывать специфичность работы.

Представляют интерес проявления функциональных возможностей спортсменов при специфических и неспецифических испытаниях. Согласно исследованиям Б.Н. Платонова (1985), у пловцов высокий квалификации (мастера спорта) и менее квалифицированных спортсменов (I разряд), имеющих примерно одинаковые возраст и морфологические данные, в процессе велоэргометрических испытаний отмечается практически одинаковые величины максимального потребления кислорода и кислородного долга. Если испытания проводятся с применением специфических нагрузок, у мастеров спорта эти показатели достоверно больше. Принципиально важно то, что величины максимального потребления кислорода и максимального кислородного долга, полученные при специфических испытаниях, более тесно связаны с уровнем спортивного мастерства по сравнению с аналогичными данными, регистрируемыми при велоэргометрических нагрузках. У девушек-близнецов, одна из которых занималась плаванием и стала спортсменкой высокого класса, а другая прекратила серьезные занятия плаванием и не тренировалась в течение 2 лет, при беге не было выявлено различий в величинах аэробной производительности. Однако при плавательной нагрузке, нетренированная девушка оказалась способной достичь таких величин потребления кислорода, которые составляют лишь 83% от уровня, доступного для её сестры.

4. Устойчивость и вариативность двигательных навыков и

вегетативных функций

Устойчивость двигательных навыков - одно из необходимых условий успешной соревновательной деятельности. Сохранению их устойчивости могут помешать различные "сбивающие" факторы, возникающие в процессе соревнований: излишнее психическое возбуждение пловцов, необычная окружающая обстановка. Причиной может быть и нерациональная тренировка на заключительном этапе. Однако наиболее мощным "сбивающим" факторов является утомление, прогрессирующее по мере прохождения дистанции.

Способность к сохранению координационной структуры движений, несмотря на действие "сбивающих" факторов, приобретается в результате напряженной тренировочной работы, в которой наряду со становлением устойчивых двигательных характеристик совершенствуется спортивная техника в условиях прогрессирующего утомления.

Однако даже пловцы самой высокой квалификации оказываются не в состоянии сохранять одинаковые двигательные характеристики в течение всего времени прохождения дистанции. Это предопределяет необходимость выделения в качестве одного из факторов, влияющих на уровень спортивного мастерства, вариативности двигательных навыков, обусловленной функциональным состоянием пловца в конкретный момент прохождения дистанции.

При проплывании соревновательных дистанций, особенно тех, которые связаны с мобилизацией анаэробных возможностей, ряд существенных характеристик координационной структуры движений претерпевает значительные изменения. Эти изменения носят компенсаторный характер и позволяют пловцам сохранять заданную скорость при прогрессирующем утомлении.

В качестве примера приведём динамику изменения темпа и "шага" у 4-х кратного олимпийского чемпиона В.Сальникова (рис. 3).

Таким образом, многообразные изменения двигательных и вегетативных функций, происходящие в различных стадиях проплывания соревновательной дистанции, должны найти отражение при разработке средств педагогического воздействия

Рис. 3. Динамика «шага», темпа и скорости плавания

Методика тренировки должна находиться в соответствии с особенностями функциональных проявлений в процессе соревнований. К сожалению, система педагогических воздействий, реализуемая в практике подготовки квалифицированных пловцов, предполагает моделирование условий соревнований в основном по внешним характеристикам упражнений (длина отрезков, скорость их прохождения и др.). Но наряду с этим необходимо и учитывать все те компенсаторные преобразования в динамической и кинематической структуре движений, которые обеспечивают равномерную скорость на всей дистанции.

5. Особенности телосложения и физической подготовленности,

лимитирующие спортивные достижения

В результате анализа взаимосвязи спортивных результатов, морфофункциональных признаков и физической подготовленности были выявлены показатели, определяющие успех в том или ином способе плавания. На основании полученных данных разработаны, модельные характеристики для пловцов высокого класса в зависимости от специализации (по H.Ж. Булгаковой, 1986).

Мужчины. Скорость плавания кролем на 100м находится в тесной корреляционной связи с признаками, характеризующими силовые возможности (длиной и весом тела, площадью сечений: дельтовидного, плеча, предплечья, бедра), а также с величиной силовых показателей, зарегистрированных в статическом и динамическом (на суше и в воде) режимах (табл. 2). Выявлена зависимость скорости от величины основных гребущих поверхностей - длины руки и кисти.

Обнаружена высокая корреляционная связь между скоростью и возрастом пловцов: спринтеры достигают высот спортивного мастерства в более зрелом возрасте, чем стайеры.

Скорость плавания на 400 м вольным стилем зависит от таких показателей, как подвижность в плечевых суставах, ЖЕЛ, длина верхнего отрезка (длина шеи и головы), длина ноги и длина корпуса.

Кроме того, морфологическими предпосылками для успеха являются малый обхват талии и уплощенная форма грудной клетки. Специализирующиеся на этой дистанции пловцы - это спортсмены выше среднего роста, имеющие меньший по сравнению со спринтерами вес и соответственно меньшее количество мышечной, костной и жировой тканей, а также сглаженный рельеф мышц.

Скорость плавания на 1500м определяется величинами ЖЕЛ, подвижности в голеностопном суставе, длины верхнего отрезка и корпуса, ширины кисти, а также индексов отношения веса тела к росту и ширины таза к росту. Стайеры характеризуются пропорциональностью сложения. У них длинные предплечья, кисть, голень, сглаженный рельеф мускулатуры, вследствие чего их тело имеет хорошо обтекаемую форму. Показатели веса тела, площади дельтовидного сечения и голени имеют отрицательную связь с результатом на дистанции. Эти пловцы – самые юные по возрасту, поэтому они уступают спринтерам в весе, обхватах, поперечных сечениях и, следовательно, силовых возможностях.

Таким образом, спортсмены, специализирующиеся на средние и особенно длинные дистанции, по телосложению и физической подготовленности значительно отличаются от спринтеров, что объясняется законами биоэнергетики: у спринтеров работа носит скоростно-силовой характер и происходит в анаэробной зоне; у стайеров она относится к зоне аэробного энергообеспечения, где большие требования предъявляются к функциональным возможностям пловцов, прежде всего к выносливости.

Скорость плавания на спине обусловлена показателями длины тела, подвижности в плечевом и голеностопном суставах, ЖЕЛ, обхвата плеча и индексом отношения веса тела к росту. Установлена взаимосвязь спортивного результата в плавании этим способом с силовыми показателями мышц верхних конечностей: в статическом режиме - с показателями в середине и в конце гребка; в динамическом режиме - с малым и средним весом, величиной тяговых усилий на руках и в полной координации в воде.

Отрицательная связь результата с возрастом указывает на то, что высот спортивного мастерства в этом способе плавания достигают в юные годы.

Спортивные результаты в плавании дельфином определяются такими морфофункциональными показателями, как вес тела, длина туловища, обхват грудной клетки, подвижность в плечевых и голеностопных суставах.

Скорость плавания тесно связана с силовой подготовленностью, показателями которой являются площади сечений плеча, дельтовидного, бедра. Между спортивным результатом и показателями длины верхнего отрезка, длины ноги, а также площади тазобедренного сечения и сечения талии имеется отрицательная взаимосвязь. Вероятно, участие мышечных групп, через которые проходят эти сечения, не играет определяющей роли в достижении высокой скорости плавания, а их увеличение ухудшает обтекаемость тела.

Таблица 2

Морфофункциональные модели пловцов-мужчин

Показатели

Дистанция, способ

100 в/с

400 в/с

1500в/с

спина

бат.

брасс

к/п

1. Длина тела

1,92

1,91

1,89

2.Поперечный диаметр грудной клетки

32 см

3.Обхват плеча

34 см

34

34

4.Обхват грудной клетки

124 см

106

5.Вес тела

100 кг

6.Подвижность в плечевом суставе

30 см

24

35

48

7.ЖЕЛ

7000

7500

9000

8.Длина верхнего отрезка

36 см

35

9.Длина ноги

96 см

10. Длина корпуса

91

86

11. Индекс: ширина таза к длине тела

0,16

0,15

12. Подошвенное сгибание стопы

2200

228

299

13. Высота стопы

11 см

14. Ширина кисти

9 см

15. Индекс: длина тела/вес

3,4

16. Длина плеча

40

42

17. Обхват предплечья

29

18. Масса тела

80

19. Подвижность в коленном суставе

1420

128

20. Тыльное сгибание стопы

600

64

21. Обхват бедра

68

22. Длина бедра

54

Выявлена также значительная корреляционная связь с возрастом. В плавании дельфином высокие результаты обычно показывают в 22-23 года.

Скорость плавания брассом тесно связана с такими признаками, как подвижность в коленном и голеностопном суставах, обхват и площадь сечения бедра, длина плеча, бедра и верхнего отрезка. Отмечается отрицательная связь спортивного результата с шириной плеч. Установлена взаимосвязь скорости плавания с величиной тяговых усилий при помощи ног и в полной координации.

У пловцов высокого класса, специализирующихся в брассе, самый большой возраст.

Предпосылками для достижения высоких результатов в комплексном плавании являются длина тела, бедра, индекс отношения ширины таза к росту. Лучше результаты, показывают спортсмены высокого роста с хорошей подвижностью в голеностопном, коленном и плечевом суставах. У них сильные длинные руки, что подтверждают величины площадей сечений плеча, предплечья, а также показатели длины кисти, предплечья и руки. Успешно выступать в этом виде плавания могут и юные спортсмены.

Женщины. Скорость плавания на дистанции 100 м в/с зависит от уровня силовой подготовленности спортсменок, а именно: величины силы тяги в воде, результата прыжка вверх и показателей, характеризующих мощность телосложения (длина туловища, корпуса, ширины, плеч, относительная величина мышечной ткани) (табл. 3).

В спринте высокие спортивные результаты будут показывать спортсменки относительно старшего возраста по сравнению с другими специализациями.

Морфофункциональными предпосылками для успеха в плавании на дистанции 400 м в/с является такая форма тела, при которой ширина плеч и таза почти одинакова. Выявлена отрицательная связь со скоростью плавания первого показателя и положительная – второго. Высокие гидродинамические и функциональные показатели (длина скольжения и величина ЖЕЛ), а также специальная силовая подготовленность (величина силы тяги в воде и величина основных гребущих поверхностей) также влияют на результат проплывания 400 м. Высокие достижения на этой дистанции будут показывать спортсменки в более юные годы, чем на спринтерской дистанции.

В плавании на дистанции 800 м в/с предпосылками высоких скоростей являются гидродинамические и функциональные показатели: длина скольжения, ЖЕЛ, подвижность в плечевых суставах, сила тяги в воде, длина плеча.

Таким образом, с увеличением длины дистанции влияние антропометрических показателей на скорость плавания уменьшается, тогда как влияние функциональных показателей и гидродинамических качеств значительно увеличивается.

Скорость плавания на спине определяется показателями длины тела, длины ног, длиной скольжения и величиной ЖЕЛ, силой тяги в воде, результатом прыжка вверх.

Установлена зависимость скорости плавания от подвижности в голеностопном и плечевом суставах. Отрицательная связь результата с биологическим возрастом показывает, что успеха в этом способе плавания будут добиваться с ретардированным (поздним) типом биологического развития.

Предпосылкой для успеха в плавании дельфином является мощность телосложения, косвенно характеризующая силовую подготовленность спортсменок. Высокие величины длины тела, длины корпуса, длины конечностей и их сегментов, а также поперечные размеры тела (дельтовидный диаметр, ширина плеч, кисти, стопы) свидетельствуют о мощности телосложения.

Установлена также взаимосвязь скорости плавания с силовыми и функциональными возможностями: силой тяги в воде, величиной мышечной ткани, объемом ЖЕЛ, подвижности в плечевых суставах.

Таблица 3

Морфофункциональные модели пловцов-женщин

(по Б.В. Статкявичене)

Показатели

Дистанция, способ

100 в/с

400 в/с

800в/с

спина

бат.

брасс

к/п

1. Длина корпуса

84,6

84

2. Длина туловища

54

53,4

3. Сила тяги в воде в координации

23,7

18

17,5

16,8

19

24,5

18,1

4. Относительная мышечная ткань

51,7%

5. Прыжок вверх

40

34

33

6. ЖЕЛ

5500

5800

5500

5900

7. Длина скольжения

9,9 м

10,8 м

10,2 м

9,9 м

8. Паспортный возраст

17,5

9. Обхват предплечья

27,6

10. Ширина таза

28,4

11. Подвижность в плечевых суставах

43

48

12. Длина плеча

34

34

13. Подошвенное сгибание стопы

1850

14. Длина тела

178

176

176

15. Длина ноги

97

97

16. Величина дельтовидного диметра

45,8

47,8 см

17. Длина руки

80,2

18. Длина голени

42,9

19. Длина стопы

25,8

20. Обхват запястья

18,0

21. Ширина плеч

40,0

22. Ширина кисти

8,0

23. Ширина стопы

10,3

24. Обхват колена (отр. сязь)

40

25. Абсолютная жировая ткань (отр. сязь)

16,7 кг

26. Количество подкожного жира (отр. сязь)

8,26 кг

Скорость плавания брассом тесно связана с силой ног (силой тяги в воде). Вместе с тем установлена отрицательная связь с обхватом колена. Спортсменки высокого класса имеют хорошие гидродинамические качества (длина скольжения), а также небольшие размеры грудной клетки.

Высоких результатов будут добиваться, спортсменки с ретардированным типом биологического развития.

В комплексном плавании высокие достижения обусловлены показателями, определяющими особенности телосложения спортсменок (длиной тела, длиной туловища). Установлена взаимосвязь скорости плавания с признаками, прямо или косвенно характеризующими силовые и скоростно-силовые возможности: силой тяги в воде, высотой прыжка, объемом активной массы тела. Большой процент жировой ткани, отрицательно влияющий на скорость в комплексном плавании, подчеркивает определяющее значение перечисленных показателей для достижения успеха.

Сравнивая модельные характеристики представителей разных специализаций, необходимо отметить общие и специфические особенности, характерные для мужчин и женщин. В целом комплекс признаков, лимитирующих спортивные достижения в одних и тех же способах плавания и на одних и тех же дистанциях, у мужчин и женщин почти совпадает. Особенно ярко это проявляется у спортсменов, специализирующихся в плавании на спине и в брассе. Однако у женщин скорость плавания (независимо от специализации) значительно больше определяется антропометрическими показателями, мощностью телосложения, следовательно, уровнем силовых и функциональных возможностей. Для спортсменок высокого класса характерно отсутствие связи между скоростью плавания (всеми способами) и силовыми показателями, зафиксированными на суше. Вероятно, спортсменки значительно эффективнее, чем мужчины, реализуют силовые потенции непосредственно в гребковых движениях в воде.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок по биологии в 11 классе "Факторы определяющие здоровье человека"

Разработка урока по биологии  из цикла уроков по "Здоровьесбережению". В приложении используются презентации выполненые учащимися....

Факторы, определяющие мотивы посещения уроков физической культуры

Известно, что успех в какой-либо деятельности в определенной мере зависит не только от способностей и знаний, но и от стремления самоутвердится, достичь высоких результатов. Чем более высокий уровень ...

Факторы, определяющие зависимость подростков от компьютерных игр.

Ознакомить учащихся  с факторами определяющих зависимость подростков от компьютерных игр. Способствовать развитию коммуникативных способностей учащихся,  навыков воспр...

Проектирование информационной среды МОУ "Тумская СОШ №3", как фактор, определяющий компетентность участников образовательного процесса в сфере ИКТ.

Профессиональная деятельность школьного учителя за последние несколько лет претерпела значительные изменения. Многие проблемы современного образования  сегодня оказываются напрямую связанны...