ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ УРОВЕНЬ ДОСТИЖЕНИЙ В СПОРТИВНОМ ПЛАВАНИИ
учебно-методический материал по физкультуре на тему
1. Структура соревновательной деятельности, как основа объективизации управления в спортивной тренировке.
2. Структура подготовленности пловцов высокой квалификации.
3. Особенности телосложения и физической подготовленности, лимитирующие спортивные достижения в различных способах плавания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
faktory_opredelyayushchie_uroven_dostizheniy_v_sportivnom_plavanii.doc | 213.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ УРОВЕНЬ ДОСТИЖЕНИЙ
В СПОРТИВНОМ ПЛАВАНИИ
ПЛАН
- Структура соревновательной деятельности, как основа объективизации управления в спортивной тренировке.
- Структура подготовленности пловцов высокой квалификации.
- Особенности телосложения и физической подготовленности, лимитирующие спортивные достижения в различных способах плавания.
Вопросы к семинарскому занятию
- Основные особенности соревновательной деятельности, характеризующие процесс спортивной подготовки.
- Характеристика подготовленности пловцов высокого класса.
- Специфичность приспособительных реакций и функциональных проявлений.
- Устойчивость и вариативность двигательных навыков и вегетативных функций.
- Характеристика подготовленности пловцов-кролистов.
- Характеристика подготовленности пловцов-спинистов.
- Характеристика подготовленности пловцов-брассистов.
- Характеристика подготовленности пловцов-дельфинистов.
ВВЕДЕНИЕ
Необходимость максимальной объективизации процесса подготовки пловцов высокого класса, повышение эффективности всех без исключения его составляющих требует достаточного изучения всех качеств и способностей, определяющих уровень спортивных достижений, их взаимосвязи и особенностей проявления в соревновательной деятельности.
Стремление к объективизации тренировочного процесса на основе реализации идей и требований научного управления, использования разнообразной диагностической аппаратуры и возможностей электронно-вычислительной техники привело к тому, что в современной спортивной тренировке преимущественно описательные представления о структуре соревновательной деятельности и подготовленности спортсмена дополнились многообразным количественным материалом, который может быть положен в основу управления процессом тренировки в кибернетическом понимании. Наличие достаточно четких представлений об основных компонентах соревновательной деятельности в плавании, роли каждого из них для достижения высоких спортивных результатов, взаимосвязи различных компонентов позволяет в значительной мере систематизировать и упорядочить вест процесс подготовки пловцов.
1. Структура соревновательной деятельности, как основа объективизации
управления в спортивной тренировке
Корректное рассмотрение структуры соревновательной деятельности и подготовленности требует четкого различения следующих субординационных уровней:
- Соревновательная деятельность как интегральная характеристика подготовленности спортсмена;
- Основные компоненты соревновательной деятельности (старт, уровень дистанционной скорости, поворот, финиш и др.);
- Интегральные качества, определяющие эффективность действий пловца при выполнении основных составляющих соревновательной деятельности (например, по отношению к уровню дистанционной скорости такими качествами являются специальная выносливость и скоростные способности);
- Основные функциональные параметры и характеристики, определяющие уровень развития интегральных качеств (например, по отношению к специальной выносливости такими характеристиками являются показатели мощности и емкости системы энергообеспечения, экономичности работы, устойчивости и подвижности в деятельности основных функциональных систем и т.д.);
- Частные показатели, определяющие уровень основных функциональных параметров и характеристик (к примеру, по отношению к МПК – интегральной характеристике аэробной производительности – такими показателями являются процент красных мышечных волокон, объем сердца, минутный объем кровообращения, максимальная вентиляция легких, емкость капиллярной сети, активность аэробных ферментов и т.п.).
Такой подход позволяет упорядочить процесс управления, тесно увязав структуру соревновательной деятельности с системой совершенствования всех сторон подготовленности спортсмена – технической, физической, тактической, психологической.
Изучению структуры соревновательной деятельности пловцов высокого класса с использованием современных видеокомпьютерных систем в последнее время уделяется большое внимание в различных странах с развитым спортивным плаванием. Четко просматривается подход к планированию всех компонентов спортивной тренировки, опирающийся на всесторонний анализ структуры соревновательной деятельности у специалистов нашей страны и ГДР. В частности, наиболее всесторонние исследования этого вопроса проведены в последние годы Т.А. Абсалямовым (1978-1982) и H.Pfeifer (I979-I982).
Обобщая данные практики оценки эффективности соревновательной деятельности применительно, например, к 100-метровой дистанции, можно выделить 10 компонентов (рис. 1)
Рис. 1. Компоненты соревновательной деятельности пловца при проплывании 100м.
- Эффективность старта (время сложной реакции) - оценивается по времени прохождения первых 7,5 м
- Скорость (м/с) при переходе от старта к дистанционному плаванию до 10 м.
- Скорость (м/с) на первом участке дистанционного плавания от 10 до 25 м.
- Скорость (м/с) на втором участке дистанционного плавания от 25 до 40 м.
- Эффективность поворота (скорость на 7,5-метровом участке при подплывании к повороту).
- Эффективность поворота (скорость на 7,5-метровом участке при отплывании от поворота).
7. Скорость (м/с) на третьем участке дистанционного плавания от 57,5 до 75м.
8. Скорость (м/с) на четвертом участке дистанционного плавания от 75 до 90 м.
9. Скорость (м/с) при переходе от дистанционного плавания к финишу.
10. Эффективность финиша (по времени проплывания заключительного 7,5 м отрезка).
Вместе с тем, приведенная система контроля соревновательной деятельности носит слишком общий характер и не позволяет достаточно полно охарактеризовать ее структуру. Каждый из приведенных компонентов включает несколько относительно независимых составляющих. Например, дистанционная скорость на первом и втором 50-метровых отрезках в значительной мере обусловливается разными факторами, так как первая половина дистанции преодолевается при отсутствии утомления, а вторая – при прогрессирующем утомлении, скорость при подплывании к поворотному щиту в первую очередь определяется координационными способностями и техникой вхождения в поворот, а при отплывании - силой толчка и положением тела при скольжении и т.п.
Поэтому более дробное деление соревновательной дистанции на различные, относительно самостоятельные составляющие, оправдано, так как позволяет объективно охарактеризовать соревновательную деятельность пловца и выявить резервы роста его мастерства.
Эффективная оценка соревновательной дистанции требует дифференцированного подхода к различным дистанциям. В частности, для оценки эффективности соревновательной деятельности на дистанции 50 м рекомендуются следующие показатели:
1 – время сложной реакции на старте (время от подачи стартового сигнала до отрыва ног пловца от стартовой тумбы), с.
2 – скорость на 10-метровом стартовом участке, м/с.
3 – скорость на первом участке дистанционного плавания от 10 до 25 м, м/с.
4 – скорость на втором участке дистанционного плавания от 25 до 40 м, м/с.
5 – скорость на 10-метровом финишном отрезке, м/с.
Оценка соревновательной деятельности на 200-метровой дистанции осуществляется аналогично за исключением того, что дистанционная скорость может измеряться как на 25-, так и на 50-метровых отрезках. В частности, регистрируются следующие показатели:
1 – время сложной реакции на старте, с.
2 – скорость на 10-метровом стартовом участке, м/с.
3 – скорость на первом участке дистанционного плавания от 10 до 42,5 м, м/с.
4 – скорость на 7,5-метровом участке подплывания к повороту, м/с.
5 – скорость на 7,5-метровом участке отплывания от поворота, м/с.
6 – скорость на втором участке дистанционного плавания от 57,5 до 92,5 м, м/с.
7 – скорость на 7,5-метровом участке подплывания к повороту, м/с.
8 – скорость на 7,5-метровом участке отплывания от поворота, м/с.
скорость на 10-метровом финишном отрезке, м/с.
9 – скорость на третьем участке дистанционного плавания от 107,5 до 142,5 м, м/с.
10 – скорость на 7,5-метровом участке подплывания к повороту, м/с.
11 – скорость на 7,5-метровом участке отплывания от поворота, м/с.
12 – скорость на четвертом участке дистанционного плавания от 157,5 до 190 м, м/с.
13 – скорость на 10-метровом финишном отрезке, м/с.
Таким же образом оценивается соревновательная деятельность при проплывании дистанций 400, 800 и 1500 м. В случае необходимости, при анализе фактического материала отдельные показатели могут быть объединены. Например, при анализе соревновательной деятельности на 1500-метровой дистанции эффективность старта следует оценивать по сумме первых двух показателей с определение общего времени – от стартового сигнала до пересечения 10-метровой отметки дистанции. Может определяться средняя скорость двух поворотных участков и т.д.
В зависимости от длины дистанции следует дифференцированно подходить к оценке эффективности финиша. Если при проплывании дистанции 100 м это делается по времени преодоления заключительного 10-метрового отрезка, то на более длинных дистанциях оценивается, соответственно, более длинный отрезок: на дистанции 200 м – 25 м, 400 м – 50 м, 800 м - 100 м, 1500 м – 200 м.
Эффективность старта в значительной мере определяется техникой его выполнения, способностью к быстрому реагированию на звуковой сигнал, к быстрому выполнению одиночного движен7ия со сложной координационной структурой, скоростными и скоростно-силовыми возможностями, в первую очередь мышц-разгибателей нижних конечностей. Роль старта для достижения высокого результата особенно велика на дистанциях 50 и 100 м. с увеличением дистанции она уменьшается.
Эффективность поворота обусловливается координационными возможностями спортсмена, скоростно-силовым потенциалом мышц нижних конечностей, наличием у спортсмена гибкой, легко приспосабливающейся к неожиданным ситуациям техники движений. В наибольшей мере эффективность поворота определяет результат на длинных дистанциях. С уменьшением дистанции его роль постепенно убывает.
Значение участков циклической работы наибольшее вне зависимости от длины дистанции и на 70-80% определяет результат соревновательной деятельности.
С увеличением длины дистанции значение 10-метрового заключительного отрезка уменьшается и на дистанциях 800 и 1500 м становится несущественным. В то же время на этих дистанциях очень важна оценка финиша по времени преодоления спортсменом заключительных 100 и 200 м.
Согласно результатам исследований (H.Pfeifer, 1980), компоненты дистанции, связанные с выполнением старта и поворота, зависят преимущественно от координационных способностей пловца. Их влияние на достижение высоких результатов в спринтерском плавании исключительно велико: при проплывании 100-метровой дистанции уровень результатов зависит от этих компонентов на 41,9% у женщин и на 32,5% у мужчин (рис. 2).
Велико влияние на уровень спортивных достижений и компонентов дистанции, предъявляющих примерно равные требования к координационным и функциональным способностям (4,7,9,10): у женщин они обеспечивают уровень спортивных результатов на 22,6%, у мужчин – на 35,5%.
Компоненты, предъявляющие преимущественные требования к функциональным способностям пловцов (3,8) на 40% определяют уровень результатов на спринтерских дистанциях у мужчин и на 35,5% у женщин.
Рис. 2. Структура функциональной подготовленности спортсменов,
специализирующихся в плавании на 100 м
Примечание:
1 - компоненты дистанции, которые предъявляют примерно равные требования
к координационным и функциональным способностям;
2 - функциональные способности;
3 - координационные способности.
В зависимости от длины дистанции роль указанных компонентов существенно изменяется (табл. 1).
Таблица 1
Роль компонентов соревновательной деятельности
при проплывании дистанции различной длины (%)
Компоненты | Пол | Дистанция, м | ||
100 | 800 | 1500 | ||
1, 2, 5, 6 | м | 32,5 | - | 19,1 |
ж | 41,9 | 36,1 | - | |
4, 7, 9, 10 | м | 27,5 | - | 15,4 |
ж | 22,58 | 28,5 | - | |
3, 8 | м | 40 | - | 65,5 |
ж | 35,4 | 35,4 | - |
2. Структура подготовленности пловцов высокой квалификации
К анализу структуры подготовленности удобнее всего подойти с позиций рассмотрения различных двигательных качеств и способностей - скоростных, силовых, координационных, гибкости, а также способностей, лежащих в основе выносливости или преимущественно связанных с её проявлением - мощности и емкости, путей энергообеспечения работы, экономичности и эффективности использования функционального потенциала в соревновательной деятельности, специфичности приспособительных реакций и функциональных проявлений, устойчивости и вариативности двигательных навыков и вегетативных функций.
Скоростные способности, силовые, гибкость и другие достаточно хорошо освещались в материале 3 курса, и на данном занятии нет большой необходимости останавливаться на этих компонентах подготовленности. Рассмотрим следующие компоненты подготовленности пловцов.
- Экономичность работы и эффективность использования функционального потенциала в соревновательной деятельности.
Соотношение использования малоэкономичных анаэробных источников энергии и использование экономичных аэробных, а также величины общих энергетических трат на единицу выполненной работы характеризуют уровень её экономичности. Экономичность работы зависит от возможностей ряда функциональных систем и механизмов, совершенства техники движений и дыхания. Исследования показывают, что совершенствование спортсмена в этом направлении в такой же мере определяет выносливость, как и величины аэробной производительности (J.Faulkner, I968).
Существует мнение, что экономичность повышается с ростом технического мастерства спортсмена. Это справедливо, однако если бы совершенствование техники движений было единственный путем увеличения эффективности физиологических затрат, то этот эффект проявлялся бы только при выполнении специфической работы. С ростом же подготовленности затраты снижаются и при неспецифических нагрузках, которые не применяются в процессе тренировки спортсменов (В.В. Михайлов и др., 1972).
При выполнении стандартной работы пловцы высокой квалификации тратят энергию более экономно: у мастеров спорта уровень кислородного запроса примерно в 2 раза меньше, чем у спортсменов, имеющих III спортивный разряд. Одна и та же стандартная работа у спортсменов низкой квалификации по сравнению со спортсменами высокой квалификации в большей степени обеспечивается за счет неэкономичных анаэробных поставщиков энергии, что подтверждается высокими величинами кислородного долга, большими сдвигами в показателях частоты сердечных сокращений, частоты дыхания, легочной вентиляции.
Важными параметрами, влияющими на экономичность работы и эффективность энергообеспечения, являются показатель отношения уровня потребления кислорода в процессе соревновательной деятельности к максимальным аэробным возможностям и величина анаэробного обмена. Увеличение содержания лактата в крови, что свидетельствует о наступлении порога анаэробного обмена, наблюдается при такой интенсивности работы, при которой потребление кислорода достигает примерно 50% уровня максимального потребления кислорода. Однако эта величина может колебаться в весьма широких пределах (40-70% и выше от уровня максимального потребления кислорода) и зависит от многих причин. В их числе можно назвать приспособительные возможности кислородотранспортной системы к интенсивной работе, а также различное соотношение в мышечной ткани красных волокон, в которых эффективность окислительных процессов обусловливается высоким содержанием гемоглобина, окислительных ферментов и митохондрий, а также белых волокон, в которых преобладает анаэробный гликолиз даже в условиях работы относительно малой интенсивности.
Способность выполнять работу при высоком проценте потребления кислорода от МПК без значительного накопления молочной кислоты в крови - важный фактор, определяющий уровень выносливости. Например, пловцы высокого класса могут выполнять работу, требующую затрат 70-75% от максимального потребления кислорода без существенного накопления лактата, в то время как в организме нетренированного человека при работе на уровне 40% - начинается интенсивно накапливаться молочная кислота.
Фактором, ограничивающим достижения в плавании, может быть неспособность спортсмена использовать в специфических условиях соревнований имеющийся функциональный потенциал. Так, например, исследования пловцов-кролистов свидетельствовало о высоких аэробных возможностях спортсменов: величины максимального потребления кислорода у большинства из них колебались в диапазоне 60-80 мл/кг в 1 мин. (Х= 68.02). В то же время средние величины потребления кислорода, зарегистрированные при плавании с соревновательной скоростью, составили 46,36 мл/кг в 1 мин, т.е. 68% от максимального потребления кислорода. При этом у отдельных спортсменов в процессе плавания регистрировались величины потребления кислорода, которые достигают 75-80% от максимального, тогда как у других, они не превышали 45-50% от этого уровня. Естественно, это кардинальным образом влияет на механизм энергообеспечения и экономичность работы пловцов.
Такой же была картина и при оценке способностей пловцов использовать имеющиеся силовые возможности в процессе скоростного плавания. Коэффициент использования силовых возможностей (КИСВ), представляющий отношение между максимальной силой тяги, развиваемой при плавании, и максимальной силой, проявляемой во время имитации гребковых движений при работе на суше, у различных пловцов высокого класса колебался в пределах 0,30-0,70%.
- Специфичность приспособительных реакций и
функциональных проявлений
Одной из характеристик, обеспечивающих уровень мастерства в современном плавании, является специфичность адаптационных процессов, происходящих в организме спортсмена в ответ на применение определенных средств и методов тренировочного воздействия, функциональные резервы организма могут быть успешно реализованы в процессе соревнований в 2-х случаях: 1) если они явились результатом применения специфических средств тренировочного воздействия; 2) если они были приобретены в процессе неспецифических для плавания упражнений, однако на последующих этапах тренировки с помощью комплекса специально-подготовительных средств были преобразованы в специфические изменения.
Подтверждением этому могут служить сведения, приведенные Н. Хансен (1970). Две группы испытуемых тренировались в течение месяца, применяя упражнения различного характера: одна группа использовала упражнения с участием мышц рук, другая – упражнения с участием мышц ног. В результате тренировки у испытуемых обеих групп намного возросли функциональные возможности, что выразилось в уменьшении гемодинамических реакций на стандартные нагрузки. Однако приспособительные реакции носили своеобразный характер: возросшие возможности системы кровообращения у лиц первой группы выявились только с помощью стандартной нагрузки для рук. И напротив, эффект тренировки во второй группе проявлялся в том случае, если в качестве стандартной нагрузки использовалась работа ног. Объяснение этим фактам автор видит в формировании строго специфических изменений на уровне мышечной ткани в ответ на применяемые средства тренировочного воздействия. Создается так называемая «функциональная система» по Анохину, т.е. включаются только те мышечные группы и функции, которые непосредственно отвечают за этот вид деятельности, а не все системы, как раньше считалось. Б.Д. Кретти (1978) указывает, что при развитии выносливости исключительно важно учитывать специфичность работы.
Представляют интерес проявления функциональных возможностей спортсменов при специфических и неспецифических испытаниях. Согласно исследованиям Б.Н. Платонова (1985), у пловцов высокий квалификации (мастера спорта) и менее квалифицированных спортсменов (I разряд), имеющих примерно одинаковые возраст и морфологические данные, в процессе велоэргометрических испытаний отмечается практически одинаковые величины максимального потребления кислорода и кислородного долга. Если испытания проводятся с применением специфических нагрузок, у мастеров спорта эти показатели достоверно больше. Принципиально важно то, что величины максимального потребления кислорода и максимального кислородного долга, полученные при специфических испытаниях, более тесно связаны с уровнем спортивного мастерства по сравнению с аналогичными данными, регистрируемыми при велоэргометрических нагрузках. У девушек-близнецов, одна из которых занималась плаванием и стала спортсменкой высокого класса, а другая прекратила серьезные занятия плаванием и не тренировалась в течение 2 лет, при беге не было выявлено различий в величинах аэробной производительности. Однако при плавательной нагрузке, нетренированная девушка оказалась способной достичь таких величин потребления кислорода, которые составляют лишь 83% от уровня, доступного для её сестры.
4. Устойчивость и вариативность двигательных навыков и
вегетативных функций
Устойчивость двигательных навыков - одно из необходимых условий успешной соревновательной деятельности. Сохранению их устойчивости могут помешать различные "сбивающие" факторы, возникающие в процессе соревнований: излишнее психическое возбуждение пловцов, необычная окружающая обстановка. Причиной может быть и нерациональная тренировка на заключительном этапе. Однако наиболее мощным "сбивающим" факторов является утомление, прогрессирующее по мере прохождения дистанции.
Способность к сохранению координационной структуры движений, несмотря на действие "сбивающих" факторов, приобретается в результате напряженной тренировочной работы, в которой наряду со становлением устойчивых двигательных характеристик совершенствуется спортивная техника в условиях прогрессирующего утомления.
Однако даже пловцы самой высокой квалификации оказываются не в состоянии сохранять одинаковые двигательные характеристики в течение всего времени прохождения дистанции. Это предопределяет необходимость выделения в качестве одного из факторов, влияющих на уровень спортивного мастерства, вариативности двигательных навыков, обусловленной функциональным состоянием пловца в конкретный момент прохождения дистанции.
При проплывании соревновательных дистанций, особенно тех, которые связаны с мобилизацией анаэробных возможностей, ряд существенных характеристик координационной структуры движений претерпевает значительные изменения. Эти изменения носят компенсаторный характер и позволяют пловцам сохранять заданную скорость при прогрессирующем утомлении.
В качестве примера приведём динамику изменения темпа и "шага" у 4-х кратного олимпийского чемпиона В.Сальникова (рис. 3).
Таким образом, многообразные изменения двигательных и вегетативных функций, происходящие в различных стадиях проплывания соревновательной дистанции, должны найти отражение при разработке средств педагогического воздействия
Рис. 3. Динамика «шага», темпа и скорости плавания
Методика тренировки должна находиться в соответствии с особенностями функциональных проявлений в процессе соревнований. К сожалению, система педагогических воздействий, реализуемая в практике подготовки квалифицированных пловцов, предполагает моделирование условий соревнований в основном по внешним характеристикам упражнений (длина отрезков, скорость их прохождения и др.). Но наряду с этим необходимо и учитывать все те компенсаторные преобразования в динамической и кинематической структуре движений, которые обеспечивают равномерную скорость на всей дистанции.
5. Особенности телосложения и физической подготовленности,
лимитирующие спортивные достижения
В результате анализа взаимосвязи спортивных результатов, морфофункциональных признаков и физической подготовленности были выявлены показатели, определяющие успех в том или ином способе плавания. На основании полученных данных разработаны, модельные характеристики для пловцов высокого класса в зависимости от специализации (по H.Ж. Булгаковой, 1986).
Мужчины. Скорость плавания кролем на 100м находится в тесной корреляционной связи с признаками, характеризующими силовые возможности (длиной и весом тела, площадью сечений: дельтовидного, плеча, предплечья, бедра), а также с величиной силовых показателей, зарегистрированных в статическом и динамическом (на суше и в воде) режимах (табл. 2). Выявлена зависимость скорости от величины основных гребущих поверхностей - длины руки и кисти.
Обнаружена высокая корреляционная связь между скоростью и возрастом пловцов: спринтеры достигают высот спортивного мастерства в более зрелом возрасте, чем стайеры.
Скорость плавания на 400 м вольным стилем зависит от таких показателей, как подвижность в плечевых суставах, ЖЕЛ, длина верхнего отрезка (длина шеи и головы), длина ноги и длина корпуса.
Кроме того, морфологическими предпосылками для успеха являются малый обхват талии и уплощенная форма грудной клетки. Специализирующиеся на этой дистанции пловцы - это спортсмены выше среднего роста, имеющие меньший по сравнению со спринтерами вес и соответственно меньшее количество мышечной, костной и жировой тканей, а также сглаженный рельеф мышц.
Скорость плавания на 1500м определяется величинами ЖЕЛ, подвижности в голеностопном суставе, длины верхнего отрезка и корпуса, ширины кисти, а также индексов отношения веса тела к росту и ширины таза к росту. Стайеры характеризуются пропорциональностью сложения. У них длинные предплечья, кисть, голень, сглаженный рельеф мускулатуры, вследствие чего их тело имеет хорошо обтекаемую форму. Показатели веса тела, площади дельтовидного сечения и голени имеют отрицательную связь с результатом на дистанции. Эти пловцы – самые юные по возрасту, поэтому они уступают спринтерам в весе, обхватах, поперечных сечениях и, следовательно, силовых возможностях.
Таким образом, спортсмены, специализирующиеся на средние и особенно длинные дистанции, по телосложению и физической подготовленности значительно отличаются от спринтеров, что объясняется законами биоэнергетики: у спринтеров работа носит скоростно-силовой характер и происходит в анаэробной зоне; у стайеров она относится к зоне аэробного энергообеспечения, где большие требования предъявляются к функциональным возможностям пловцов, прежде всего к выносливости.
Скорость плавания на спине обусловлена показателями длины тела, подвижности в плечевом и голеностопном суставах, ЖЕЛ, обхвата плеча и индексом отношения веса тела к росту. Установлена взаимосвязь спортивного результата в плавании этим способом с силовыми показателями мышц верхних конечностей: в статическом режиме - с показателями в середине и в конце гребка; в динамическом режиме - с малым и средним весом, величиной тяговых усилий на руках и в полной координации в воде.
Отрицательная связь результата с возрастом указывает на то, что высот спортивного мастерства в этом способе плавания достигают в юные годы.
Спортивные результаты в плавании дельфином определяются такими морфофункциональными показателями, как вес тела, длина туловища, обхват грудной клетки, подвижность в плечевых и голеностопных суставах.
Скорость плавания тесно связана с силовой подготовленностью, показателями которой являются площади сечений плеча, дельтовидного, бедра. Между спортивным результатом и показателями длины верхнего отрезка, длины ноги, а также площади тазобедренного сечения и сечения талии имеется отрицательная взаимосвязь. Вероятно, участие мышечных групп, через которые проходят эти сечения, не играет определяющей роли в достижении высокой скорости плавания, а их увеличение ухудшает обтекаемость тела.
Таблица 2
Морфофункциональные модели пловцов-мужчин
Показатели | Дистанция, способ | ||||||
100 в/с | 400 в/с | 1500в/с | спина | бат. | брасс | к/п | |
1. Длина тела | 1,92 | 1,91 | 1,89 | ||||
2.Поперечный диаметр грудной клетки | 32 см | ||||||
3.Обхват плеча | 34 см | 34 | 34 | ||||
4.Обхват грудной клетки | 124 см | 106 | |||||
5.Вес тела | 100 кг | ||||||
6.Подвижность в плечевом суставе | 30 см | 24 | 35 | 48 | |||
7.ЖЕЛ | 7000 | 7500 | 9000 | ||||
8.Длина верхнего отрезка | 36 см | 35 | |||||
9.Длина ноги | 96 см | ||||||
10. Длина корпуса | 91 | 86 | |||||
11. Индекс: ширина таза к длине тела | 0,16 | 0,15 | |||||
12. Подошвенное сгибание стопы | 2200 | 228 | 299 | ||||
13. Высота стопы | 11 см | ||||||
14. Ширина кисти | 9 см | ||||||
15. Индекс: длина тела/вес | 3,4 | ||||||
16. Длина плеча | 40 | 42 | |||||
17. Обхват предплечья | 29 | ||||||
18. Масса тела | 80 | ||||||
19. Подвижность в коленном суставе | 1420 | 128 | |||||
20. Тыльное сгибание стопы | 600 | 64 | |||||
21. Обхват бедра | 68 | ||||||
22. Длина бедра | 54 |
Выявлена также значительная корреляционная связь с возрастом. В плавании дельфином высокие результаты обычно показывают в 22-23 года.
Скорость плавания брассом тесно связана с такими признаками, как подвижность в коленном и голеностопном суставах, обхват и площадь сечения бедра, длина плеча, бедра и верхнего отрезка. Отмечается отрицательная связь спортивного результата с шириной плеч. Установлена взаимосвязь скорости плавания с величиной тяговых усилий при помощи ног и в полной координации.
У пловцов высокого класса, специализирующихся в брассе, самый большой возраст.
Предпосылками для достижения высоких результатов в комплексном плавании являются длина тела, бедра, индекс отношения ширины таза к росту. Лучше результаты, показывают спортсмены высокого роста с хорошей подвижностью в голеностопном, коленном и плечевом суставах. У них сильные длинные руки, что подтверждают величины площадей сечений плеча, предплечья, а также показатели длины кисти, предплечья и руки. Успешно выступать в этом виде плавания могут и юные спортсмены.
Женщины. Скорость плавания на дистанции 100 м в/с зависит от уровня силовой подготовленности спортсменок, а именно: величины силы тяги в воде, результата прыжка вверх и показателей, характеризующих мощность телосложения (длина туловища, корпуса, ширины, плеч, относительная величина мышечной ткани) (табл. 3).
В спринте высокие спортивные результаты будут показывать спортсменки относительно старшего возраста по сравнению с другими специализациями.
Морфофункциональными предпосылками для успеха в плавании на дистанции 400 м в/с является такая форма тела, при которой ширина плеч и таза почти одинакова. Выявлена отрицательная связь со скоростью плавания первого показателя и положительная – второго. Высокие гидродинамические и функциональные показатели (длина скольжения и величина ЖЕЛ), а также специальная силовая подготовленность (величина силы тяги в воде и величина основных гребущих поверхностей) также влияют на результат проплывания 400 м. Высокие достижения на этой дистанции будут показывать спортсменки в более юные годы, чем на спринтерской дистанции.
В плавании на дистанции 800 м в/с предпосылками высоких скоростей являются гидродинамические и функциональные показатели: длина скольжения, ЖЕЛ, подвижность в плечевых суставах, сила тяги в воде, длина плеча.
Таким образом, с увеличением длины дистанции влияние антропометрических показателей на скорость плавания уменьшается, тогда как влияние функциональных показателей и гидродинамических качеств значительно увеличивается.
Скорость плавания на спине определяется показателями длины тела, длины ног, длиной скольжения и величиной ЖЕЛ, силой тяги в воде, результатом прыжка вверх.
Установлена зависимость скорости плавания от подвижности в голеностопном и плечевом суставах. Отрицательная связь результата с биологическим возрастом показывает, что успеха в этом способе плавания будут добиваться с ретардированным (поздним) типом биологического развития.
Предпосылкой для успеха в плавании дельфином является мощность телосложения, косвенно характеризующая силовую подготовленность спортсменок. Высокие величины длины тела, длины корпуса, длины конечностей и их сегментов, а также поперечные размеры тела (дельтовидный диаметр, ширина плеч, кисти, стопы) свидетельствуют о мощности телосложения.
Установлена также взаимосвязь скорости плавания с силовыми и функциональными возможностями: силой тяги в воде, величиной мышечной ткани, объемом ЖЕЛ, подвижности в плечевых суставах.
Таблица 3
Морфофункциональные модели пловцов-женщин
(по Б.В. Статкявичене)
Показатели | Дистанция, способ | ||||||
100 в/с | 400 в/с | 800в/с | спина | бат. | брасс | к/п | |
1. Длина корпуса | 84,6 | 84 | |||||
2. Длина туловища | 54 | 53,4 | |||||
3. Сила тяги в воде в координации | 23,7 | 18 | 17,5 | 16,8 | 19 | 24,5 | 18,1 |
4. Относительная мышечная ткань | 51,7% | ||||||
5. Прыжок вверх | 40 | 34 | 33 | ||||
6. ЖЕЛ | 5500 | 5800 | 5500 | 5900 | |||
7. Длина скольжения | 9,9 м | 10,8 м | 10,2 м | 9,9 м | |||
8. Паспортный возраст | 17,5 | ||||||
9. Обхват предплечья | 27,6 | ||||||
10. Ширина таза | 28,4 | ||||||
11. Подвижность в плечевых суставах | 43 | 48 | |||||
12. Длина плеча | 34 | 34 | |||||
13. Подошвенное сгибание стопы | 1850 | ||||||
14. Длина тела | 178 | 176 | 176 | ||||
15. Длина ноги | 97 | 97 | |||||
16. Величина дельтовидного диметра | 45,8 | 47,8 см | |||||
17. Длина руки | 80,2 | ||||||
18. Длина голени | 42,9 | ||||||
19. Длина стопы | 25,8 | ||||||
20. Обхват запястья | 18,0 | ||||||
21. Ширина плеч | 40,0 | ||||||
22. Ширина кисти | 8,0 | ||||||
23. Ширина стопы | 10,3 | ||||||
24. Обхват колена (отр. сязь) | 40 | ||||||
25. Абсолютная жировая ткань (отр. сязь) | 16,7 кг | ||||||
26. Количество подкожного жира (отр. сязь) | 8,26 кг |
Скорость плавания брассом тесно связана с силой ног (силой тяги в воде). Вместе с тем установлена отрицательная связь с обхватом колена. Спортсменки высокого класса имеют хорошие гидродинамические качества (длина скольжения), а также небольшие размеры грудной клетки.
Высоких результатов будут добиваться, спортсменки с ретардированным типом биологического развития.
В комплексном плавании высокие достижения обусловлены показателями, определяющими особенности телосложения спортсменок (длиной тела, длиной туловища). Установлена взаимосвязь скорости плавания с признаками, прямо или косвенно характеризующими силовые и скоростно-силовые возможности: силой тяги в воде, высотой прыжка, объемом активной массы тела. Большой процент жировой ткани, отрицательно влияющий на скорость в комплексном плавании, подчеркивает определяющее значение перечисленных показателей для достижения успеха.
Сравнивая модельные характеристики представителей разных специализаций, необходимо отметить общие и специфические особенности, характерные для мужчин и женщин. В целом комплекс признаков, лимитирующих спортивные достижения в одних и тех же способах плавания и на одних и тех же дистанциях, у мужчин и женщин почти совпадает. Особенно ярко это проявляется у спортсменов, специализирующихся в плавании на спине и в брассе. Однако у женщин скорость плавания (независимо от специализации) значительно больше определяется антропометрическими показателями, мощностью телосложения, следовательно, уровнем силовых и функциональных возможностей. Для спортсменок высокого класса характерно отсутствие связи между скоростью плавания (всеми способами) и силовыми показателями, зафиксированными на суше. Вероятно, спортсменки значительно эффективнее, чем мужчины, реализуют силовые потенции непосредственно в гребковых движениях в воде.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок по биологии в 11 классе "Факторы определяющие здоровье человека"
Разработка урока по биологии из цикла уроков по "Здоровьесбережению". В приложении используются презентации выполненые учащимися....
Формирование здорового образа жизни. Факторы, определяющие здоровый образ жизни.
Цель: формирование здорового образа жизни....
Урок географии с использованием ЭОР "Факторы определяющие особенности климата России"
Урок географии в 8 классе с использованием ЭОР...
Факторы, определяющие мотивы посещения уроков физической культуры
Известно, что успех в какой-либо деятельности в определенной мере зависит не только от способностей и знаний, но и от стремления самоутвердится, достичь высоких результатов. Чем более высокий уровень ...
Факторы, определяющие выбор организационных форм и методов производственного обучения
методическая разработка...
Факторы, определяющие зависимость подростков от компьютерных игр.
Ознакомить учащихся с факторами определяющих зависимость подростков от компьютерных игр. Способствовать развитию коммуникативных способностей учащихся, навыков воспр...
Проектирование информационной среды МОУ "Тумская СОШ №3", как фактор, определяющий компетентность участников образовательного процесса в сфере ИКТ.
Профессиональная деятельность школьного учителя за последние несколько лет претерпела значительные изменения. Многие проблемы современного образования сегодня оказываются напрямую связанны...