Концепция воспитательной работы
учебно-методический материал по физкультуре на тему

Цыбикова Вероника Александровна
Моя воспитательная работа с учащимися

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Концепция воспитательной работы62.5 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Республики Бурятия                                                                                   Отдел образования МО «Еравнинский район»                                                                                    Муниципальное автономное образовательное учреждение                                                         дополнительного образования «Детско-юношеская спортивная школа»                             Еравнинского района

Концепция воспитательной работы

                                                         

с. Сосново-Озёрское                                                                                                                                           2017 г

 «Сотвори ученика

не копию свою, а творца,

который увидит больше, чем ты увидел,

который поймёт глубже, чем ты понял,

который пойдёт дальше тебя…».

В. А. Цыбикова

     В широком смысле понятие воспитание охватывает весь процесс подготовки подрастающих поколений к жизни, включая образование и обучение. В целостном процессе воспитания выделяют две взаимосвязанные стороны: познание жизни и формирование отношения к ней. Познание жизни – главная функция образования, формирование отношения к ней составляет главную функцию воспитания. Задачи воспитания охватывают формирование убеждений, навыков и привычек поведения, потребностей и стремлений, соответствующим нормам нравственности.                        Развитие и воспитание осуществляется в деятельности детей, в их многообразных отношениях. Большое значение в их жизни имеют общественно полезный труд, общественная деятельность. Организовать эту разнообразную деятельность, направить на формирование лучших нравственных качеств, черт характера, привычек – важная задача воспитания. Я считаю, что важнейшим условием успешного осуществления воспитательной работы с юными спортсменами является единство воспитательных воздействий.  

Сущность воспитательного процесса

     Процесс воспитания в секции аэробики – это процесс непрерывного, систематического воздействия на детей. Воспитание предполагает руководство процессом формирования личности воспитанника. Положительное влияние воспитания на развитие воспитанников связано от правильной системы воспитательных отношений, которую применяет тренер по аэробике. В ходе воспитания формируются взгляды воспитанника, его жизненная позиция. Она определяет его поведение и отношение к разнообразным влияниям окружающей среды. Воспитание через организованную деятельность приучает к нормам поведения, формирует навыки и привычки.

Закономерности и принципы воспитания

     Воспитательному процессу присуще некоторые специфические закономерности: чем выше, целесообразнее организована деятельность воспитанников, тем разумнее строится общение, тем в большей мере можно ждать эффекта формирования личности в воспитательном процессе.

Связь воспитания с жизнью и трудом: начиная с первых лет обучения, спортсмены знакомятся и жизнью, и трудом взрослых. Этот принцип требует постоянного обновления содержания и организации воспитательной работы.

Воспитание личности в коллективе, через коллектив: сущность этого принципа состоит в создании правильного влияния коллектива на личность, правильных, воспитывающих отношений в коллективе.

Единство требований и уважение к личности воспитанника: уважать воспитанника и предъявлять требования к нему – это значит, внимательно относится к ребёнку, знать его сильные и слабые стороны и создавать необходимые условия для его роста и совершенствования. В требовательности проявляется уважение к ученику, вера в его силы и способности.

Последовательность, систематичность и единство воспитательных воздействий: единство требований и воздействий на детей необходимо в рамках школы и семьи. Я постоянно убеждаю родителей в необходимости единого подхода к детям со стороны всех взрослых членов семьи, поэтому успешно решаются многие задачи воспитания, искореняются недостатки в поведении детей.

Учёт возрастных и индивидуальных особенностей детей: успех воспитания в значительной степени зависит от учёта возрастных особенностей детей. Этот принцип тренер реализует путём отбора в содержании деятельности в соответствии с возрастом, силами и возможностями детей. С учётом возрастных особенностей детей я отбираю методы воспитания. Важную роль играет в воспитании учёт индивидуальных особенностей. Каждому ребёнку присущи неповторимые черты и качества, сложившиеся в ходе его индивидуального развития, поэтому знаю особенности типа нервной деятельности, умственные способности, мотивы поступков. Только такое знание своих воспитанников помогает мне преодолеть стихийность и самотёк в воспитании, сделать его действительно целеустремлённым, организованным, управляемым процессом.    

     Делая выводы, принципы, которыми я руководствуюсь могут быть сформулированы следующим образом:

1. Ребенок уникален. Прими его таким, каков он есть, со всеми его чувствами и эмоциями.                  2. Создавай ситуацию успеха! Улыбайся! Улыбкой ничего нельзя испортить, а вот исправить можно.     3. Ребенок – это человек растущий. А я выросший. Два человека способны понять друг друга.                     4. Не вынуждай ребенка чувствовать неравенство. Общайся с ним «глаза в глаза».                                                  5. Протяни руку помощи! Не бывает плохих детей, бывают дети, нуждающиеся в помощи.  

Методы воспитания

     Мои методы воспитания – это способы воздействия тренера на спортсменов, пути педагогически целесообразной организации их жизни с целью привития положительных качеств человека. Методы воспитания подразделяются на две группы:

  1. Методы формирования общественного поведения и организации деятельности юных спортсменов.
  • Приучения: этот метод предполагает продуманную организацию жизни спортсменов, их труда, отдыха и приобщение к выполнению норм и правил с целью формирования привычных норм поведения. Приучение начинается с показа образца того или иного поведения самим тренером. Важным моментом приучения необходимо считать создание у спортсменов положительного отношения к той или иной форме поведения, которая достигается за счёт наглядности, образности, эмоционального отношения самого учителя к тому, что он даёт спортсменам. Большое значение имеет и та атмосфера, которая складывается в группе. Занимающиеся аэробикой без боязни могут оценить поведение товарища, поспорить, задать тренеру любой вопрос – такая обстановка благоприятно влияет на отношение спортсменов к новым нормам и правилам поведения. Важное значение в приучении занимает и контроль со стороны родителей, учителей за поведением детей. Этот контроль регулярный, систематический, тщательный, поэтому у спортсменов формируются привычные нормы поведения. Метод приучения может варьироваться в зависимости от возраста и условий воспитания. Не всегда я открыто ставлю перед детьми задачу овладения тем или иным способом поведения. Мне удаётся дать ребёнку определённое поручение (дежурство по залу, наблюдение за чистотой). Но иногда пред детьми я отрыто ставлю задачу научиться вести себя определённым образом, например, быть вежливым, предупредительным. Я показываю детям конкретный образ и тем самым вызываю у них стремление подражать ему.
  • Роль примера в воспитании: с первых лет обучения я веду работу по формированию нравственных идеалов, расширяю круг знаний о выдающихся спортсменах, людях прошлого и настоящего. Большое влияние оказывает на детей пример родителей, поэтому на родительских собраниях затрагиваю этот вопрос.
  • Поручение: с первых дней обучения вовлекаю детей в разнообразную деятельность коллектива при помощи поручений. По своему характеру поручения постоянные и эпизодические. Основная функция поручений обеспечить приобретения детьми опыта выполнения общественных обязанностей. Поручения могут давать тренер и коллектив. Я слежу за тем, кому и какие поручения даёт коллектив, стремлюсь помочь, посоветовать, поправить. Получив коллективное поручение, группа сама должна определить цель и характер деятельности, распределить обязанности, составить план работы и подвести её итоги.
  1. Методы формирования сознания.
  • Беседа: используется тренером для информации о гигиене и режиме дня, питании спортсменов, правил соревнований, терминологии, о спортивных событиях в нашей стране и др. при помощи беседы я сообщаю спортсменам новые сведения, а также формирую нравственные представления и понятия. Беседа проводится мною как с одним воспитанником, так и с группой.
  • Убеждение: убеждение должно быть доказательным, для этого я тщательно подбираю сравнения, примеры. 

В нравственном воспитании важным разделом является воспитание морально-волевых черт характера: честности и правдивости, нравственной чистоты, простоты и скромности в общественной и личной жизни, уважение к старшим.

В процессе спортивных занятий предусматривается разностороннее развитие таких волевых качеств, как целеустремлённость, дисциплинированность, активность и инициативность, стойкость, решительность, настойчивость и упорство в достижении цели.

Основными средствами и методами воспитания целеустремлённости являются расширение и углубление теоретических знаний. Спортсмены должны знать, какая оценка дана каждому занятию, какой проведён анализ ошибок, и каковы причины успехов в процессе тренировки.

Я всегда уделяю внимание воспитанию сознательной дисциплины и дисциплинированности. Здесь имеет место быть воспитательное значение режима. Особенно велико его значение в воспитании сознательной дисциплины. Большое значение имеет педагогическое требование. Мои требования едины. Воспитание сознательной дисциплины тесно связано с воспитанием культуры поведения у детей. Здесь направляю свои усилия на развития у детей стремления вести себя культурно, прививаю им навыки и привычки культурного поведения. На родительских собраниях разъясняю родителям, что воспитание культуры поведения зависит от обстановки в семье. И только при совместной работе можно достичь определённых результатов в воспитании культуры поведения. Разъяснение поводится по-разному в зависимости от возраста детей. Я разъясняю основы дисциплины, убеждаю занимающихся в необходимости норм и правил поведения. При разъяснении правил я меньше говорю о том, чего нельзя делать, а концентрирую внимание детей на том, как нужно делать, или как поступать в том, или ином случае. В работе с капризными и упрямыми детьми применяю ровный, но настойчивый и требовательный тон. Дети сравнительно быстро привыкают к такому отношению, понимают, что капризничать и упрямиться бесполезно, и подчиняются моим требованиям. Застенчивых детей постепенно включаю в жизнь коллектива. Приучение – наиболее рациональный приём работы с медленными, рассеянными детьми.

Для развития инициативности и активности использую подвижные и спортивные игры, в ходе которых занимающиеся быстро и правильно оценивают внезапно возникшую обстановку, продумывают и избирают целесообразный план действия в этой обстановке, решаются на самостоятельные действия.

Одним из действенных средств воспитания стойкости является организация тренировочных занятий и соревнований, содержащих в себе значительные трудности для спортсменов. Мне удаётся воспитывать у спортсменов волю.

Решительность воспитывается в процессе выполнения упражнений, трудности, преодоление которых связано с решительностью.

Воспитание упорства и настойчивости в достижении цели заключается в постоянном разъяснении о преодолении трудностей на тренировке.

Особенности процесса нравственного воспитания детей заключается в формировании нравственного сознания, формирование нравственных чувств, формирование навыков и привычек поведения. Методом нравственного воспитания является поощрение юного спортсмена. Я применяю поощрение в виде одобрения, похвалы, благодарности. Любоё моё поощрение выносится с учётом необходимых педагогических требований и соответствует действительным заслугам спортсмена. Одним из методов воспитания является наказание. Я применяю такие виды наказаний как: замечание, разбор поступка в спортивном коллективе. Я считаю к наказанию надо прибегать лишь тогда, года слабость воли, недостатки в волевой подготовленности проявляются спортсменом систематически. Лучшим средством преодоления отдельных моментов слабоволия является привлечение юного спортсмена к выполнению упражнений, требующих преодоления посильных для его состояния трудностей.

Спортивный коллектив является важнейшим фактором нравственного воспитания. В коллективе спортсмен развивается всесторонне – в нравственном, умственном и физическом отношении. При решении задач по сплочению спортивного коллектива и воспитанию чувства коллективизма я использую выпуск стенных газет, проведение походов, тематических вечеров, вечеров отдыха и праздников, конкурсов самодеятельности.

Трудовое воспитание является важнейшей составной частью образования и воспитания. Воспитать любовь к труду – значит воспитать всего человека. Формирование сознания трудиться дополняется выработкой привычки к труду. На моих занятиях дети получают необходимые знания и навыки соблюдения культуры труда: содержать в порядке спортивный зал, инвентарь, уметь правильно расположить всё необходимое для тренировки. В процессе трудового воспитания я добиваюсь формирования навыков коллективизма у детей. В коллективном труде дети очень быстро усваивают ряд важных норм:

  • Уборка зала начинается в определённый час, и опаздывать к началу работы нельзя;
  • Плохая работа не будет принята;
  • Старательность будут поощрены;
  • Тому, чего не умеешь сам, научит товарищ, что не осилишь один, легко сделать вместе.

Под эстетическим воспитанием понимается воспитание способности восприятия и правильное понимание прекрасного в действительности (природе, труде, поступках людей) и в искусстве, развитие эстетических взглядов, вкусов и чувств. Я и мои воспитанники придумали гимн аэробике, песни и стихи о спорте.

В своих тренировках я уделяю внимание импровизации, где, слушая музыку, дети должны сами придумать движения, связки или с помощью упражнений показать характер данной музыки. В эстетическом воспитании домашним заданием служат рисунки и сочинения на разные темы, например, о спорте, тренере, семье, товарищах. Эти материалы я сравниваю по годам и делаю анализ по каждому ребёнку.

Хочется закончить словами:

«Чтобы быть хорошим тренером-преподавателем, нужно любить то, что преподаёшь,

и любить тех, кому преподаёшь».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Концепция воспитательной работы

Концепция воспитательной работыКлассного руководителя 8 «В» класса«Средней общеобразовательной школы № 4»Быстровой Натальи Александровны.  bystrova_koncepciya.jpgКаждый ребёнок - особенный, это б...

Концепция воспитательной работы

   Что  значит воспитать? Наверное, вырастить, дав образование, Человека с большой буквы. Или помочь ему вырасти Человеком с большой буквы. Именно в наше время - время слож...

Концепция воспитательной работы

   Что  значит воспитать? Наверное, вырастить, дав образование, Человека с большой буквы. Или помочь ему вырасти Человеком с большой буквы. Именно в наше время - время слож...

Концепция воспитательной работы

Самопрезентация воспитательной работы в творческой форме....

Концепция воспитательной работы

Воспитание и развитие свободной личности, умеющей самостоятельно действовать с учетом индивидуальных способностей и собственных интересов, готовой к творческой деятельности...

Концепция воспитательной работы

Развивающемуся обществу нужны современно-образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способны к сотрудничеству, отличаются мобиль...

Моя концепция воспитательной работы

В своей статье  я рассматриваю важнейшие направления воспитательной работы через организацию коллективных творческих дел. ...