Классный час
классный час по физкультуре на тему

Волобуев Сергей Александрович

Классный час

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas_zdorove_-_privilegiya_mudryh.docx26.14 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час « Здоровье – привилегия умных»

Классный час, посвященный здоровому образу жизни. Медики утверждают, что состояние здоровья современных подростков неуклонно ухудшается. И в то же время результаты социологических исследований показывают, что большинство подростков ставят здоровье в число важнейших жизненных ценностей. В предлагаемом сценарии проблема ЗОЖ рассматривается сквозь призму философии. Мероприятие рассчитано на 2 часа: первый час - работа с понятиями, беседы, второй час - дискуссия.

Цель: расширить представление детей о здоровом образе Жизни; формировать позитивную оценку активного, здорового образа жизни, критическое отношение к вредным привычкам; побуждать к самопознанию, саморазвитию, к искоренению вредных привычек.

Форма проведения: час общения.

Подготовительная работа: выбрать ведущих для информационного сообщения (2 ученика).

Оборудование: сделать ксерокопии материалов для дискуссии (примерные аргументы сторон).

Оформление: написать на доске тему классного часа, памятку «Двенадцать секретов здоровья и долголетия» (взять из текста сценария).

План классного часа

  • Вступительная беседа.
  • Работа с понятиями.
  • Ум и мудрость.
  • Что значит быть здоровым?
  • Здоровый образ жизни.
  • Информационный блок «Хирург из Книги рекордов Гиннеса».
  • Интерактивная беседа.
  • Работа с «Памяткой российскому долгожителю»
  • Заключительная беседа.
  • Подведение итогов (рефлексия).

Ход классного часа

  • Вступительная беседа

Классный руководитель. Прочитайте тему классного часа. Здоровье и мудрость - можно ли связывать эти понятия? Виноват ли человек в своих болезнях? И если да, то в каких?

Примерные ответы:

-              Нельзя винить человека во врожденных болезнях.

-              Можно винить в простудных заболеваниях, в кишечных инфекциях, в травмах по неосторожности.

Классный руководитель. Считаете ли вы себя мудрыми?

Работа с понятиями

1. Ум и мудрость

Классный руководитель. Прежде чем о чем-то говорить, нужно определиться с понятиями. Ключевые понятия сегодня: «мудрость», «здоровье», «здоровый образ жизни». Что же такое мудрость?

(Учитель задает вопросы, дети высказываются.) Какая общая противоположность есть у мудрости и ума? (Глупость.)

Что такое глупость?

Может ли умный не быть мудрым, а мудрый не быть умным?

Как можно понять выражение: «Мудрость - это поиск лучших мнений в отсутствие точных знаний»?

(Ответы детей.)

В словаре С.И. Ожегова «мудрость» определяется как «глубокий ум, опирающийся на жизненный опыт». Можно сказать, что это достаточно полное определение?

Что значит быть здоровым?

Классный руководитель. Напомню, что, по определению Всемирной организации здравоохранения, «здоровье - это состояние физического, духовного и социального благополучия», а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Итак, существует физическое, психическое и нравственное здоровье (его еще называют «социальным»). Предлагаю раскрыть смысл каждого из этих понятий (по группам) и объяснить, в чем это вид здоровья проявляется.

Первая группа - физическое здоровье.

Вторая группа - психическое здоровье.

Третья группа - нравственное, или социальное здоровье.

(В течение 3 мин дети обдумывают ответы.)

Слушаем ваши объяснения.

Примерные ответы:

Первая группа: физическое здоровье - это естественное состояние организма, стабильная работа всех органов, хороший иммунитет; проявляется в отсутствии болезней, травм.

Вторая группа: психическое здоровье - зависит от состояния головного мозга, от развития мышления, памяти, внимания, от степени развития волевых качеств; проявляется в эмоциональной устойчивости, умении владеть собой.

Третья группа: нравственное здоровье - зависит от нравственных принципов человека, от их соответствия нормам морали; проявляется в сознательном отношении к труду, в культурном поведении, в активном неприятии пороков.

Классный руководитель. Может ли физически и психически здоровый человек быть нравственным, моральным уродом? В каких случаях это бывает? (Если он пренебрегает нормами морали.)

Здоровый образ жизни

Классный руководитель. А вот еще одно определение здорового образа жизни. Здоровый образ жизни - это образ жизни, который позволяет до глубокой старости сохранять физическое, психическое и нравственное здоровье. Я буду читать вам составляющие ЗОЖ, попробуйте определить, к какому виду здоровья они относятся.

  • Оптимальный режим труда и отдыха. (Физическое, психическое.)
  • Правильное питание. (Физическое.)
  • Достаточная двигательная активность. (Физическое, психическое.)
  • Личная гигиена, закаливание. (Физическое, психическое.)
  • Искоренение вредных привычек. (Физическое, психическое, нравственное
  • Любовь к людям, позитивное восприятие жизни. (Психическое, нравственное.)

III. Информационный блок «Хирург из Книги рекордов Гиннеса» (Руденко С. Эликсир молодости Федора Углова // Учительская газета. 2001 .№11)

Классный руководитель. Есть болезни, которыми можно заразиться. Но, оказывается, заразить может и положительный пример. Человек, сохранивший здоровье и долголетие, может стать образцом для подражания, примером мудрого отношения к своему здоровью. Рассказ о таком человеке подготовили (имена, фамилии).

Ведущий 1. Наш герой - это доказательство истины, что здоровье - привилегия мудрых. Представление о долгожителях у нас связано с Кавказом или Тибетом - там можно встретить столетних богатырей. А у нас, в России мужчины в среднем живут до 60, женщины до 77 лет. Поэтому герой нашего рассказа - человек уникальный. Можно сказать, единственный в мире. Его имя было занесено в Книгу рекордов Гиннеса. Это легенда отечественной хирургии, академик Федор Григорьевич Углов. В начале XXI в. он был самым пожилым оперирующим хирургом мира.

Скончался Федор Григорьевич совсем недавно, в июне 2008 г., в возрасте 103 лет. Но до последнего он продолжал работать, поражая всех ясностью ума и прекрасной физической формой. Углов - профессор, доктор медицинских наук. Он был действительным членом многих академий, председателем Союза борьбы за народную трезвость, лауреатом Ленинской премии, лауреатом Международной премии Андрея Первозванного «За Веру и Верность», членом Союза писателей России, кавалером ордена «За заслуги перед Отечеством» IV степени, автором многих книг.

Ведущий 2. Стать хирургом Федор Углов решил еще в юности. Большое влияние на него оказала мать, простая русская женщина. Она научила его терпению и доброму отношению к людям. Эти заповеди помогли Федору в его врачебной практике. Ему пришлось много учиться. После учебы в Иркутске, Ленинграде он вернулся в родной городок и стал работать хирургом. Ему приходилось делать самые разные операции, выезжать на вызовы и ночью, и в выходные. Тогда он взял себе за правило - ни капли спиртного, ведь непростительная слабость хирурга может стоить жизни больному. Начало своей врачебной карьеры Федор Григорьевич вспоминал с иронией. Когда к нему в кабинет заходил пациент, доктор выслушивал его и просил выйти за дверь, а сам в это время лихорадочно листал справочники и учебники, чтобы установить диагноз.

Ведущий I.Ho постепенно приходили опыт и знания, росло мастерство молодого хирурга. Он решил продолжить учебу и вернулся в Ленинград. Здесь тоже не все шло гладко. Его наставник, опытный и строгий хирург как-то заявила: «У вас не руки, а крюки, вам и дворником с такими руками нельзя работать, не то, что хирургом. Пока не разработаете их, я вас в операционную не пущу». Пришлось ему 3 месяца тренироваться в работе с иглой и ниткой. Чтобы создать иллюзию операции, он штопал чулки, помещая их в ящик стола и, возясь с ними вслепую, учился завязывать узлы.

 Но для хирурга нужна не только техника рук. «Хирург должен быть таким, как в старинной русской поговорке: иметь глаз орла, силу льва и сердце женщины», - считал Федор Григорьевич. Он и был таким хирургом. Он первым начал делать такие операции, на которые не решались другие. И, благодаря ему, сейчас эти операции не вызывают трудностей у хирургов.

Федор Григорьевич Углов был универсальный хирург. Он оперировал раненых в Великой Отечественной, спасал жизни в блокадном Ленинграде. Профессору Углову медицина обязана рождением новых разделов хирургии.

Ведущий 1.Нов Книгу рекордов Гиннеса Углов попал по другой причине. Он был единственным в мире практикующим хирургом старше 90 лет. До 97 лет он проводил сложные операции! Вот что он говорил о секретах своего долголетия:

Я поставил себе цель и всю жизнь к ней стремился, это мне и помогло. Я и сейчас постоянно работаю, ложусь спать в половине двенадцатого ночи, встаю в половине восьмого. Днем никогда не сплю. От обеденного стола сразу же перехожу к рабочему. И, конечно же, веду здоровый образ жизни. Не пью и не курю. Обливаюсь холодной водой прямо на снегу. Двадцать лет таких процедур, и я напрочь забыл дорогу в аптеку. Чтоб сохранить бодрость, не обойтись и без спорта. В юности я занимался французской борьбой, любил позаниматься на турнике, ходить на лыжах. Сейчас, когда есть свободное время, люблю гулять пешком по лесу - общение с природой помогает восстановить силы. Я и сейчас с удовольствием делаю любую домашнюю работу - колю дрова, убираю снег на даче. Да и обед по надобности запросто могу приготовить... Но главное - делать людям добро. Этому меня учила мама.

Интерактивная беседа

Классный руководитель. Биография этого человека поучительна. Это и правильный выбор своего пути, и целеустремленность, и любовь к своему делу. Легко ли ему подражать?

Примерные ответы:

  • Он жил в другую эпоху, когда государство предоставляло все возможности для самореализации.
  • Подражать ему очень трудно, потому что нужно много работать над собой, не прощать своих слабостей.
  • Для этого нужно лучшие годы жизни посвятить учебе, работе - а ради чего? Чтобы попасть в Книгу рекордов?
  • Зачем жить до ста лет? Нужно в молодости взять от жизни все!
  • Жалко смотреть на старых людей, зачем еще жить до ста лет?
  • Углов не просто продлил свою жизнь - он продлил активную жизнь. Он показал, что и в 100 лет можно работать, быть нужным людям, наслаждаться жизнью.
  • Можно поучиться у этого хирурга, как сохранить здоровье и работоспособность до 100 лет.

Работа с «Памяткой российскому долгожителю»

Классный руководитель. Из всех своих рекомендаций Федор Углов составил «Памятку российскому долгожителю». В этой памятке 12 правил. Но некоторые правила, казалось бы, не имеют отношения к здоровью и нуждаются в разъяснении. Однако этих разъяснений академик не дал, предоставляя нам самим делать выводы. Постарайтесь объяснить, как выполнение каждого из этих правил скажется на улучшении нашего здоровья и о каком именно здоровье может идти речь?

Слушаем ваши разъяснения.

(Учитель читает правило, желающие высказываются.)

  • Люби родину. И защищай ее. Безродные долго не живут. (Здоровье связано с патриотизмом. Родина - это корни, вера, желание оставить после себя хорошее наследство. Этот пункт касается нравственного, психического здоровья.)
  • Люби работу. И физическую тоже. (Работа дает энергию, цель в жизни. Именно в работе человек может наиболее полно раскрыть себя как личность. Этот пункт имеет отношение к физическому, психическому, нравственному здоровью.)
  • Умей владеть собой. Не падай духом ни при каких обстоятельствах. (Этот пункт касается психического здоровья.Упадок духа может привести к депрессии, когда сломаться может даже высоконравственный и физически крепкий человек.)
  • Никогда не пей и не кури, иначе бесполезны будут все остальные рекомендации. (Речь здесь идет о физическом здоровье.Эти вредные привычки буквально разрушают человека.)
  • Люби свою семью. Умей отвечать за нее. (Это правило говорит о психическом, нравственном здоровье.Семья дает человеку ощущение защиты, стабильности, сознание правильно прожитой жизни.)
  • Сохрани свой нормальный вес, чего бы тебе это ни стоило. Не переедай! (Речь идет о физическом здоровье.Но избыточный вес может стать причиной и психологических расстройств.)
  • Будь осторожен на дороге. Сегодня это одно из самых опасных для жизни мест. (Травмы-это относится к физическому здоровью.)
  • Не бойся вовремя пойти к врачу. (Для этого нужно преодолеть свою лень и страх - значит, нужно обладать психическим здоровьем.)
  • Избавь своих детей от разрушающей здоровье музыки. (Это призыв защитить психику ребенка.Музыка может оказывать разрушительное воздействие: человек становится неуправляемым.)
  • Режим труда и отдыха заложен в самой основе работы твоего тела. Люби свое тело, щади его. (Нельзя переутомляться, нужно правильно распределять нагрузку.Иначе можно прийти к нервному срыву, а значит, подорвать психическое и физическое здоровье.)
  • Индивидуальное бессмертие недостижимо, но продолжительность твоей жизни во многом зависит от тебя самого.(Забота о физическом, психическом, нравственном здоровье помогает продлить жизнь.)
  • Делай добро. Зло, к сожалению, само получится. (Это правило помогает сохранить и физическое, и психическое, и нравственное здоровье.)

|V. Заключительная беседа

Классный руководитель. Здоровье - привилегия мудрости. Чтобы сохранить здоровье, нужно проявить мудрость. Как это сделать?

Примерные ответы:

  • Найти высшую цель, обрести смысл жизни.
  • Отказаться от излишеств.
  • Познать себя, делать то, что тебе полезно. Избегать того, что может навредить.
  • Соблюдать меру во всем.
  • Сначала подумать, а потом сделать, а не наоборот.

Классный руководитель. Философы говорят, что ум дается человеку от природы, разум дается обучением, мудрость приобретается самосознанием и самовоспитанием. Вот и получается, что здоровье - это непрестанная работа над собой, воспитание себя. И опыт Ф.Г. Углова это наглядно подтверждает.

VIII. Подведение итогов (рефлексия)

Классный руководитель. Что в сегодняшнем разговоре показалось вам интересным и полезным? С чем вы не согласны?

Дополнительный материал

Книги Ф.Г. Углова

«Живем ли мы свой век», «Как уберечь здоровье человека», «Образ жизни и здоровье», «Ломехузы», «Самоубийцы», «Правда и ложь о разрешенных наркотиках», «Человеку мало века».

О мудрости*

...Мудрость - это умение возвыситься над своими текущими, сиюминутными интересами ради интересов более дальних, в перспективе - простирающихся за пределы индивидуальной жизни. Мудрый не променяет радости дня на удовольствие минуты, не променяет счастья жизни на радости дня, не променяет вечного блага на счастье жизни. Мудрость - это умение воздавать каждой вещи по ее мере, отделяя меру минуты от меры дня, меру пути от меры дома и меру любви от меры дружбы. Мудрый старается быть соразмерным тем условиям, в которых застал себя на земле, воспринимая жизнь как дар и как аксиому, из которой следует исходить и с которой бессмысленно спорить. В поисках наибольшего блага для себя и для других он не упускает случая изменить то, что поддается изменению, но и не борется с тем, что считает необоримым.

Если пассивное качество воли именуется терпением, а активное - мужеством, то мудрость - это именно способность различать сферы применения этих качеств, отличать обстоятельства, которые нужно претерпевать, от обстоятельств, которые нужно переделывать. Выражение мудрости можно найти в следующем известном изречении: «Господи, дай мне благодать принять безмятежно вещи, которые нельзя изменить; мужество - чтобы изменить вещи, подлежащие изменению; и мудрость - отличить одно от другого». Иными словами, мудрость как бы посредствует между добродетелями терпения и мужества, разграничивая области их действия: принимать то, чего я не могу изменить, и изменять то, чего я не могу принять.

Мудрость, ум и суемудрие

Мудрость сходна с умом - у них имеется общая противоположность: глупость. Глупость - это непонимание меры, несоблюдение границ между вещами, подмена одного другим, действие в одном мире по законам другого. Фольклорный глупец плачет на свадьбе и танцует на похоронах. Но мудрость следует отличать от ума. Мудрый человек, как правило,

[1] Из кн: Эпштейн М. Знак пробела: О будущем гуманитарных наук. М.: Новое литературное обозрение, 2004.

умен, но умный - не обязательно мудр. Мудрость - это такой ум, который понимает свои собственные границы и сознательно может заменять действие ума действием сердца или действием тела. Прикоснуться к плечу страдающего мудрее, чем произнести назидание, вроде тех, что произносят друзья Иова. Мудрость умнее самого ума, она понимает место ума в мире, его ограниченность желанием, волением, бессмыслицей. Мудрость может взвешивать ум и не-ум и отдавать предпочтение тому или иному. То, что может выглядеть безумием для ума, то может быть оправдано мудростью.

Ум дается человеку от природы, разум дается обучением, мудрость приобретается самосознанием и самовоспитанием.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий конкурса классных воспитателей "Мой классный самый классный"

В нашей школе существует институт классных воспитателей. Поэтому в своей деятельности стараюсь тесно взаимодействовать с ними. Зачастую ребята видят только одну из сторон личности классного воспитател...

Материал в помощь классному руководителю для подготовки классного часа, для оформления классного уголка на тему "Верь в себя"

Материал в помощь классному руководителю для подготовки классного часа, для оформления классного уголка на тему "Верь в себя"...

Сценарий выступления на районном конкурсе классных руководителей "Самый классный классный"

Презентация классного руководителя, включающая в себя самопрезентацию и выступление учащихся класса, поставлена в форме литературно-музыкального шоу....

Описание опыта работы классного руководителя на конкурс "Самый классный классный"

Описание опыта работы классного руководителя на конкурс "Самый классный классный" на тему:  « Духовно-нравственное воспитание учащихся класса казачьей направленности на основе отечественного...

Сценарий классного часа на конкурс "Самый классный классный"

Сценарий классного часа на конкурс "Самый классный классный" на тему: "Заходите до нашей хаты"...

Визитка на участие в городском конкурсе классных руководителей и классных коллективов обучающихся "Самый классный класс".

Визитка на участие в городском конкурсе классных руководителей и классных коллективов обучающихся "Самый классный класс"....

Сценарий финала районного конкурса для классных руководителей "Самый классный классный".

Есть особая категория педагогов, которые о своих учениках и воспитанниках говорят "это мои дети". Эти педагоги - классные руководители!...


 

Комментарии

Тарасова Нэлли Ивановна

Спасибо, Сергей Александрович, за интересное изложение материала этой избитой ,но очень важной темы. Я возьму себе на заметку и буду использовать в своей работе.

Волобуев Сергей Александрович

Рад тому что кому-то это интересно!